Поэт всегда прав
(Анна Ахматова)
Сеть
02.03.2021Прогресс пошел. Хроники февраля
Страна наша — самая демократичная, просто у русской демократии по причине богатого исторического опыта другие пропорции, без сомнительных перекосов и акцентов...
Бог любит троицу — к сакральным «Кто виноват?» и «Что делать?» в конце января добавился «Чей дворец?» Общественность привычно раскололась на остроконечников и тупоконечников хомячков и вату, жизнь забурлила, краски заиграли, прогресс пошел. Правда, опять в виде фарса. Те, кому не лень, могут освежить в памяти пламенную речь известного горьковского персонажа и сравнить ее с незамысловатой ересью, которую несут со скамьи подсудимых нынешние мракоборцы: «Отлично об этом сказала одна из замечательных философов Полумна Лавгуд из книги про Гарри Поттера: “Важно не чувствовать себя одиноким, потому что на месте Волан-де-Морта я бы хотела, чтобы ты чувствовал себя одиноким”… Сила в правде, это самое важное, об этом повторяет вся страна». Даже и не сомневайтесь: лет через пятнадцать судьям будут цитировать Копатыча из «Смешариков» и Кузю из «Лунтика». Ибо страна наша — самая демократичная, просто у русской демократии по причине богатого исторического опыта другие пропорции, без сомнительных перекосов и акцентов. Мы не боимся называть негров — неграми, Сами-Знаете-Кого — сами знаете кем, а вещи — своими именами. Тотальная демократия во всем, повсеместные выборы всего и вся, прямо хоть за океан беги... Вот с выборов и начнем.
Закат месяца ознаменовался перетеканием выборов хозяина дворца в выборы памятника. Исправно портящая наше славное демократическое стадо паршивая овца в лице Прилепина, Пучкова (Гоблина), Рябцевой, Проханова и других махровых
– «Уж больно Александр Ярославович крутой был, да и с завоевателями (Орда) вступал в коллаборационные связи, и мало что мы о нем знаем (…) Да, у меня есть практическое предложение. В этом году столетие со дня рождения Андрея Дмитриевича Сахарова. — Было бы и честно, и заслуженно, и символично. — Не хотим палачей! Давайте вспоминать миротворцев и праведников!» (Юрий Пивоваров, историк, академик РАН).
– «Настоящий патриот любит родину не с револьвером в руке и не стреляет по классовому признаку любого прохожего, не арестовывает его и не сажает в кутузку. Вот поэтому я выбираю князя Александра Невского» (Марк Розовский, народный артист РФ).
Понятно, что мнения простых обывателей при таком раскладе лучше вообще не читать. Вечером 26-го пришел хмурый урядник мэр и
Столицей акции «Тотальный диктант» в 2021 году выбрали Якутск. «Голосование в этом году было особенно активным, — сообщил 7 февраля официальный сайт проекта, — общее число голосов, отданных за города, — 34 751. Больше половины голосов было отдано за двух лидеров голосования: Якутск (11 411 голосов) и Рязань (8 998 голосов). В шорт-лист также вошли Ярославль (2 905 голосов), Салехард (2 453 голоса), Саранск (2 220 голосов) и Томск (2 216 голосов)». Напомним, что очередная всероссийская проверка грамотности состоится 10 апреля, а читать текст диктанта в столице Республики Саха будет Дмитрий Глуховский. Столицы «Тотального диктанта» выбираются начиная с 2018 года — этого статуса уже удостоились Владивосток, Таллин и Санкт-Петербург.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) отметил День памяти Пушкина, ежегодно отмечаемый 10 февраля, опросом, выяснив, кого в России считают лучшими в мире поэтами. В четверку самых обожаемых и великих вошли господа Пушкин (кто бы сомневался!), Лермонтов (какой же Пушкин без Лермонтова!), Есенин и Маяковский. Хотя в ТОП стихотворцев удивительным образом вписались еще и набравшие соответственно 11 и 6 процентов голосов Лев Николаевич с Федором Михайловичем, радует, что целых 89 процентов респондентов в курсе, кому принадлежит авторство стихотворения «Я помню чудное мгновенье...». Участие в опросе приняли 1,6 тысячи совершеннолетних россиян. А книжный сервис «Mybook» в канун Дня всех влюбленных
Со всей ответственностью подошли петербуржцы и к 140-летию со дня смерти Федора Достоевского, случившемуся 9 февраля. Литературно-мемориальный музей писателя организовал в этот день серию мероприятий с прямой трансляцией на YouTube-канале, в том числе возложение цветов к его могиле в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры и панихиду в соборе Владимирской иконы Божией Матери. В самом музее прошли спектакль-читка по рассказу «Маленький герой» и показ видеоролика по повести «Двойник». А к 200-летию Достоевского готовят масштабную межмузейную выставку подлинных предметов, связанных с жизнью и творчеством классика, которая откроется в ноябре в Инженерном замке. Участвовать в создании экспозиции готовы Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН, Театральный музей, а также ряд других учреждений, в том числе московских. На начало июля в Петербурге запланирован еще и традиционный День Достоевского, в прошлом году угодивший в онлайн-формат из-за пандемии.
В Старой Руссе, где были написаны «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» и статьи для «Дневника писателя», 200-летие Федора Достоевского отметят литературным фестивалем, виртуальной экскурсией для зарубежных театральных коллективов, выставками и международными конференциями. Программа юбилейного года открылась 9 февраля.
В Омском государственном музее им. Ф. М. Достоевского юбилею посвятили выставку «А мне Россия нужна», открывшуюся в начале месяца и рассказывающую о зарубежных путешествиях юбиляра. В экспозиции представлены фотографии, сделанные Федором Михайловичем за рубежом, старинные открытки с изображением мест, где он жил, выдержки из воспоминаний и его произведения на иностранных языках.
Библиотека имени Ф. М. Достоевского и творческое объединение «Станция Дно» отмечают юбилей писателя запуском видеопроекта «Близкий Достоевский». «В течение года все желающие смогут прочитать на камеру любимый фрагмент из произведений писателя и рассказать о том, почему он важен лично для него или нее. Снятые ролики будут смонтированы в фильм, премьера которого состоится в день юбилея Достоевского», — информирует 20 февраля «ГодЛитературы.рф». Первые съемки пройдут 11 марта в 19:00 в Библиотеке Достоевского на Чистопрудном и в дальнейшем будут проводиться раз месяц. Желающим принять участие следует сообщить об этом на dnostation@gmail.com, указав свое имя и планируемый к прочтению фрагмент объемом не более половины страницы.
В теплую компанию юбиляров органично вписался Афанасий Афанасьевич Фет, отметивший свое 200-летие 5 декабря 2020-го. С 4 марта по 16 мая в Государственном музее истории российской литературы имени В. И. Даля будет работать приуроченная к этому событию выставка «Быть Фетом», о чем сообщила 9 февраля новостная лента «ТАСС» со ссылкой на музейную пресс-службу. Экспозиция разместится в Доме И. С. Остроухова в Трубниках. Виртуальная часть проекта с онлайн-экскурсиями, лекциями и творческими встречами стартовала еще 5 декабря.
Российские музыканты тем временем продолжают отмечать 130-летие Осипа Мандельштама в рамках большого независимого трибьют-проекта «Сохрани мою речь навсегда», о котором мы упоминали в предыдущем обзоре. Альбом музыкальных произведений разных исполнителей на мандельштамовские стихи вышел 14 января. Кинокомпания «Red Pepper Film», планирующая выпустить клипы на все композиции альбома к июню при еженедельном графике премьер, в феврале опубликовала на своем YouTube-канале новые видеоклипы:
В Санкт-Петербурге 7 февраля открылся трехдневный драматургический конкурс новых текстов «Первая читка» — первый этап XVII театрального фестиваля «Пять вечеров» имени Александра Володина. Как сообщает со ссылкой на пресс-службу проекта «Независимая газета», из 300 пьес, допущенных к отбору, девять прошли в составленный экспертами шорт-лист. В первый день на Камерной сцене Театра «На Литейном» были представлены пьесы «После Бали» Исмаила Имана и «ОПК» Артема Материнского. В последующие два дня — «Плотник» Лидии Головановой, «Тахир и Зухра» Зухры Абакаровой, «Документальная пьеса № 69» Екатерины Роса, «Звезды в черной дыре» Вероники Вельт, «Однажды за Южным берегом Москвы» Юлии Бочаровой, «Наше лето 1999» Эрика Царукяна и «Черная пурга» Анастасии Букреевой. Вторая часть фестиваля — «Осенний марафон» — пройдет в сентябре. В ее афише значатся «Фабричная девчонка» Московского центра драматургии и режиссуры, «Пять вечеров» Театра имени Камала из Казани, «Девочка Надя, что тебе надо» Московского театра «Современник», «Причал» Московского театра-студии «Человек» и «Я умер от варенья» Одного театра из Краснодара.
По итогам двенадцатых финальных дебатов членов жюри и экспертов литературной премии «НОС» («Новая словесность»), состоявшихся в начале февраля на YouTube-канале Фонда Михаила Прохорова, звание лауреата 2020 года, символическую статуэтку и 700 тысяч рублей призовых получила 35-летняя петербурженка Алла Горбунова, отмеченная за книгу рассказов «Конец света, моя любовь» (М.: «Новое литературное обозрение», 2020). Обладателем «Приза читательских симпатий» и 200 тысяч рублей по итогам голосования на сайте Фонда Михаила Прохорова стал азербайджанец Рагим Джафаров с книгой «Сато» (СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2020). «Приз критического сообщества» от профессиональных литературных критиков отдали живущей в США 45-летней уроженке Ленинграда Полине Барсковой за книгу «Седьмая щелочь: тексты и судьбы блокадных поэтов» (СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2020).
Лауреатами второго сезона премии «ФИКШН35», созданной в 2019 году литературными блогерами для публичного обсуждения произведений авторов до 35 лет, стали выбранные из восьми финалистов Алина Гатина (Алма-Ата) с подборкой произведений «Душа и пустыня» и Владислав Городецкий (Санкт-Петербург) с книгой рассказов «Инверсия Господа моего», сообщает 19 февраля «ГодЛитературы.рф». Главная награда первого сезона «ФИКШН35» досталась Артему Серебрякову за сборник «Чужой язык» (Москва: Флюид ФриФлай, 2018).
Всероссийская литературная премия «Национальный бестселлер», открывшая очередной сезон 25 января, опубликовала 8 февраля лонг-лист и состав Большого жюри из 20-ти человек. Озирая (именно так, да!) очаровательную коллекцию обложек 43-х номинированных в Длинный список произведений, невольно фиксируешь присутствие в ней не только многочисленных дебютантов, но и «Другой материи» вышеупомянутой Аллы Горбуновой, книг «Соня, уйди!» Павла Басинского и Екатерины Барбаняги, «Павел Чжан и прочие речные твари» финалистки «Лицея-2020» Веры Богдановой, «Адвент» Ксении Букши, «Рахиль» Андрея Геласимова, «Кока» Михаила Гиголашвили, «Человек из красного дерева» Андрея Рубанова, «Готские письма» Германа Садулаева... Вишенка на этом тортике — книга Сергея Шойгу «Про вчера». Каждый элемент списка открывает обоснование номинатора, а появление новых рецензий отображается на главной страничке сайта, поэтому рекомендую хаживать и посматривать. До 12 апреля Большому жюри предстоит прочесть и оценить эти произведения. Короткий список будет объявлен 15 апреля.
Первым лауреатом новорожденной премии «Вавилона», направленной на «авторов с наиболее самостоятельной художественной индивидуальностью, выражающих свое время особым неповторимым способом», стала 13 февраля Лида Юсупова — уроженка Петрозаводска, ныне обитающая на просторах Канады и Белиза. В середине 2020 года издательство «Новое литературное обозрение» выпустило ее четвертую книгу стихов «Приговоры», полностью построенную на монтаже фрагментов из приговоров российских судов по делам об убийствах и бытовом насилии. «Основной наградой лауреату станет создание посвященного ему сайта, — говорится в новости на “ГодЛитературы.рф”. — Кроме того, лауреату будет выплачена символическая сумма 13 тысяч рублей, что связано с датой 13 февраля — условным днем основания проекта “Вавилон” в 1989 году». (Наверное, сумма 89 тысяч несла бы в себе больше символизма и была бы гораздо приятнее душе лауреата... ну да ладно.)
Первого февраля открылся прием заявок на участие в VII Всероссийском фестивале молодой поэзии имени Леонида Филатова «Филатов Фест» — авторы, пребывающие в возрастной категории 18–35, могут до 31 марта заявиться на официальном сайте проекта, информирует лента новостей «Современная литература». Фест, основанный в 2014-м, уже имеет весьма богатую историю, а также впечатляющий состав экспертной комиссии и генерального партнера в лице портала «Стихи.ру», предоставившего призовые планшеты iPad и Samsung для победителей. Еще одной наградой станут поэтические сборники, выпущенные издательством «Зебра Е». «В 2021 году фестиваль будет проходить в онлайн-формате на площадке первого литературного телевидения “Литклуб.TV”. Будут сняты десять конкурсных программ, затем состоятся два полуфинала и финал. Имена победителя конкурса и обладателя “Приза зрительских симпатий” будут определены на финальном гала-концерте на одной из крупных театральных площадок Москвы».
Международная премия имени Фазиля Искандера, открывшая прием заявок 15 февраля, в начавшемся пятом сезоне ориентирована исключительно на электронные варианты изданных книг, сборников, альманахов, журнальных публикаций, а также рукописи пьес и сценариев в номинации «Драматургия и киносценарий». К номинациям «Проза», «Поэзия», «Киносценарий и драматургия», «Чегемские высоты» и «Дерево детства» добавилась еще одна — «Бесценное достояние» — за прозу, переведенную на русский с абхазского языка, языков народов России и стран СНГ. Заявки принимаются до 28 марта. Правом номинирования обладают члены Русского ПЕН-центра, а также члены Союзов писателей Республики Абхазия, стран и республик Кавказского региона и стран СНГ.
В честь 60-летия полета Юрия Гагарина собственный литературный конкурс — лучший рассказ на космическую тематику — организовала совместно с библиотекой электронных книг «ЛитРес» и Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», сообщившая об этом 5 февраля на
Пресс-служба «Эксмо-АСТ» открыла февраль анонсом «одной из самых ожидаемых книжных новинок года» — романа Гузель Яхиной «Эшелон на Самарканд», который в марте выйдет в «Редакции Елены Шубиной». Темой третьего романа лауреата «Большой книги» и «Ясной Поляны», автора книг «Зулейха открывает глаза» и «Дети мои» стал голод 1923 года в Поволжье, осмысление которого происходит в формате путешествия, испытанном еще на страницах «Зулейхи». «Первые десятилетия советской эпохи притягивают как магнит. Это время, когда завязались узлы, которые мы развязываем до сих пор. Время, которое эхом отзывается в нас сегодняшних, во многом определяет нас. О голоде 1920-х годов написано мало, это черная дыра в нашей памяти и одновременно большая коллективная травма, до сих пор не проработанная, не проговоренная. Нельзя двигаться в будущее, имея за спиной дыры размером в несколько миллионов жизней», — цитируют писательницу авторы сообщения. Ознакомиться с фрагментом новинки можно, в частности, на «Esquire.ru». Другой фрагмент выложен на «Снобе» (там же, кстати, можно оформить предзаказ на книгу).
На русском языке в переводе К. Новиковой издан дебютный роман голландки Марики Лукас Рейневелд «Неловкий вечер» (Marieke Lukas Rijneveld. The Discomfort of Evening) (М.: Inspiria, 2021), который в августе 2020-го принес своим 29-летним авторам (Марика не всегда не может определиться, девочка она или мальчик, и сегодня, подобно толкиновскому Голлуму, идентифицирует себя местоимением множественного числа) звание самых молодых лауреатов Международной Букеровской премии. «Рейневелд написала по-ирландски наивно-искреннюю физиологичную книгу о травме (нечто среднее по тональности и языку между Эймир Макбрайд и Салли Руни), — информирует 26 февраля “ГодЛитературы.рф” в рубрике “Дневник читателя”. — Главная героиня, маленькая девочка из религиозной деревенской семьи, загадывает перед сном желание, чтобы ее домашний кролик выздоровел, а вместо него бог забрал на небо старшего брата. Наутро желание исполняется — брат внезапно умирает, семья погружается в нескончаемый траур, отец с матерью принимаются ругаться по поводу и без, мать хочет повеситься. Привычный порядок вещей рушится, потому что никто не понимает, зачем и почему допустима смерть ребенка, и в первую очередь не понимает рассказчица». Не знаю, право, чем шокировал взыскательные букеровские сердца этот «шокирующий голландский бестселлер», однако допускаю, что на уровне проходного чтива текст вполне способен очаровать любителей «наивной физиологичности», коей на 320-ти страницах Рейневельды насобирали вагон и маленькую тележку. Впрочем, могу быть предвзят, поэтому жмите на кнопочку и пробуйте сами:
Жизнь питекантропа имеет значение! Читая откровения иных светил современного языкознания, начинаешь как-то отчетливее понимать истинный смысл ленинских терминов «ревизионизм» и «политическая проститутка». «Lenta.ru»
21.02.2021. В США алгебру сочли расизмом
25.02.2021. Что такое «этноматематика»?
В заключение — о приятном. Федеральная антимонопольная служба обязала «Яндекс» прекратить дискриминацию сторонних сервисов. «Ведомство выявило в действиях “Яндекса” создание неравных (дискриминационных) условий путем предоставления для своих сервисов (в том числе “Яндекс.Вертикали”, “Яндекс.Маркет”, “Яндекс.Медиасервисы”, “Кинопоиск”) преимущественных возможностей по продвижению (привлечению внимания пользователей) в поисковой системе. По данным ведомства, принадлежащие “Яндексу” сервисы, в том числе, используют интерактивные обогащенные ответы в поисковой выдаче “Яндекса”, при этом у сторонних сервисов такая возможность отсутствует и (или) не соответствует тем техническим, визуальным и иным возможностям и преимуществам интерактивных ответов поисковой системы “Яндекс” которые получают сервисы интернет-гиганта», — сообщает 24 февраля
До встречи в апреле!
← Предыдущая | Следующая → |
09.04.2021 | 09.02.2021 |
Читайте в этом же разделе:
09.02.2021 Поток бессознания. Хроники января
06.01.2021 Сюжеты о сюжетах. Хроники декабря
07.12.2020 Сага о Черной Уборщице. Хроники ноября
03.11.2020 Злодеи пописывают. Хроники октября
27.09.2020 Измерить силушку. Хроники сентября
Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.