Объяснить происхождение жизни на земле только случаем – это как если бы объяснили происхождение словаря взрывом в типографии
(Чарльз Дарвин)
Сеть
09.02.2021Поток бессознания. Хроники января
Глядя на бушующий поток бессознания с ершиками и труселями, отчетливо понимаешь, что разруха действительно начинается в головах, а мир действительно театр, с кукловодами, марионетками и прочими вытекающими...
Покажи конченому неудачнику, скажем, чужой особняк — и он впадет в беспокойство, примется размахивать застиранными труселями, теребить ершик, бросаться на стражников и уверять, что весь мир ему должен. Опытный санитар легко снимет истерику холодной ванной и отеческим подзатыльником, но со скудоумием и злобой не справятся ни опытный санитар, ни доктор Стравинский, ни даже профессор Преображенский… Тем, кто еще верует в существование разницы между добром и злом, горячо рекомендую, во-первых, вот это январское стихотворение Семена Слепакова и, во-вторых, комментарии к нему, оставленные светлыми эльфами и прочими, так сказать, дунедайн. Глядя на бушующий поток бессознания с ершиками и труселями, отчетливо понимаешь, что разруха действительно начинается в головах, а мир действительно театр, с кукловодами, марионетками и прочими вытекающими. Так было и так будет — поэтому наши хроники посвящены не черт его знает чему, а тому, что делает мир лучше.
И главной темой января предлагаю назначить 130-летие Осипа Мандельштама, которое отметили удивительно звонко и музыкально — выходом 14 января альбома «Сохрани мою речь навсегда» с песнями на стихи юбиляра. Участие в проекте приняли Илья Лагутенко, Кудамир Катица (Олег Леман), Noise MC, «Tequilajazzz», «Порнофильмы», Iowa, Леонид Агутин и многие другие. Подробно о творческих бесчинствах музыкантов-затейников — в заметке «Атомы бытия. Песни на стихи Осипа Мандельштама в альбоме “Сохрани мою речь навсегда”» // Газета “Коммерсантъ”. — № 4 от 14.01.2021 г., с. 11. Не прошла мимо знаменательной даты и группа «Яуза», одновременно запустившая проект «Музыка и слово», в рамках которого замахнулась на цикл песен в честь мандельштамовского юбилея. Первым эпизодом стал
Нуменорские вести. Одним из разочарований месяца оказались многообещающие заголовки о появлении на фанатском ресурсе «The One Ring»
* «В 2007-08 когда анонсировали создание Хоббита была однозначная радость. А сейчас вот читаешь, и думаешь: хорошо ли что делают? может не надо? может подождать пока либерастов отпустит, и снимать потом?»
* «Могу поспорить, что мы в 2030-м будем точно с такой же теплотой вспоминать настоящее время, потому что белым натуралам в принципе давали роли».
* «отлично! Нас ждет импульсивная эльфийка-негритянка и гном-лесбиян! Больше идиотии в этот мир, больше!..»
* «Блин, после “Ведьмака” я прям очень боюсь за этот сериал!»
Ненадежные они, эти киношники. То ли дело старый добрый текст — на него всегда можно положиться (если, конечно, не припоминать мутных кошмаров с переводами Спивак и политкорректного редактирования классики нашими западными партнерами). Пресс-служба издательства «АСТ» анонсировала 18 января выход на русском в 2021 году двух книг Толкина. Уже в феврале можно начинать высматривать на полках книжных магазинов пятый том «Истории Средиземья» под названием «Утраченный путь и другие истории». А к маю книгоделы готовят первое русскоязычное издание «Падения Гондолина» — одной из трех великих историй Первой эпохи Средиземья, англоязычный оригинал которой под редакцией Кристофера Толкина был издан 30 августа 2018 года в «Harper Collins» и «Houghton Mifflin».
О литературных оборотнях. Печальное известие пришло 28 января с телетайпной новостной ленты «ТАСС»: россияне врут, с прискорбием констатирует агентство, ссылаясь на данные опроса, проведенного книжным сервисом «MyBook». Вокруг полно жуликов, и не всякий, кто рассужает литературной классике, действительно ее читывал. Кто-то начал, но не осилил; кто-то одолел лишь краткое содержание; кто-то видел экранизацию… Для поддержания светской беседы достаточно. «Чаще всего россияне врут о знакомстве с романами Льва Толстого и Федора Достоевского, — установили авторы опроса. — 13% респондентов обманывали, так как им хотелось произвести лучшее впечатление, 12% боялись показаться недостаточно образованными, а 10% было стыдно признаться, что они не читали то или иное произведение. При этом более 40% участников опроса считают, что им удалось в разговоре убедить окружающих, что они читали книгу, с которой на самом деле не были знакомы».
О лаврах. Пресс-служба правительства Тверской области объявила 15 января имена лауреатов первого сезона Всероссийской премии имени Андрея Дементьева. Награду «За вклад в развитие и популяризацию поэтического творчества» присудили поэту, публицисту, доценту кафедры литературного мастерства Литературного института имени А. М. Горького Геннадию Красникову. Лучшим «Молодым поэтом» жюри под председательством Юрия Полякова признало липецкого учителя истории Александра Лошкарева, представленного сборником «В туманах окраин». Спецпризов удостоены тверичанка Юлия Агейкина и Варвара Заборцева из села Пинега Архангельской области. Церемония награждения состоится 21 марта, во Всемирный День поэзии.
Хорошего должно быть много. Постучав по калькулятору, резюмируем: прирост января составил две новорожденные литературные премии, коими стали премия для молодых поэтов «Цикада», учрежденная издательством «Русский Гулливер», и Премия «Вавилона», затеянная одноименным поэтическим объединением, На официальном сайте премии «Цикада» сообщается, что до 15 апреля заявиться на соискание могут юные мастера изящной словесности в возрасте от 16 до 25 лет. Длинный и короткий отборы первого сезона запланированы соответственно на апрель и май, в июне состоится финал, победитель которого получит 50 тысяч рублей, а двое финалистов — по 25 тысяч. Учредителем премии для молодых поэтов «Вавилон» стало одноименное древнее поэтическое объединение, зародившееся аж во второй половине девяностых. Одна из особенностей проекта, о старте которого за день до Нового года известил в своем фейсбуке Дмитрий Кузьмин, заключается в отсутствии номинаций и традиционных отборочных этапов: имя лауреата будет названо 13 февраля пятью компетентными личностями.
Благополучно вступили в новый год и крупнейшие мейнстримные проекты. Свой девятнадцатый сезон открыла 19 января литературная премия «Ясная Поляна», прием заявок в различных номинациях продлится до 5 апреля. На следующий день о начале приема работ объявили организаторы шестнадцатой Национальной литературной премии «Большая книга» и пятой Литературной премии «Лицей» имени Александра Пушкина для молодых российских писателей и поэтов. Питерский «Нацбест», опубликовавший список номинаторов своего 21-го конкурсного сезона 25 января, традиционно привнес в торжество выхода на новый этап нотку грусти: «В 2021 году, в связи с непростой экономической ситуацией, вызванной пандемией коронавируса, размер денежного приза уменьшен: победитель получит 600 тысяч рублей вместо одного миллиона» (все премии как премии, один «Нацбест» опять поиздержался). И, наконец, 24-го числа, в день рождения «кёнигсбергского сказочника», в солнечном Калининграде состоялась церемония открытия шестого Международного литературного фестиваля-конкурса «Русский Гофман».
Удивительные пандемические ограничения, постигшие мир в 2020-м, вызвали мощные сдвиги в календарях и форматах проведения множества больших и малых книжных мероприятий в России и других странах. И если поначалу известия об отменах и переносах рождали определенный интерес, то теперь не вызывают ничего, кроме раздражения и досады, ибо и литература, и книгоиздательский рынок по природе своей стремятся не к хаосу, но к стабильности и поступательному развитию. Как, впрочем, и любая культурная субстанция. Тем приятнее появление анонсов сразу двух крупных отечественных книжных праздников. Выступая 26 января на заседании оргкомитета по поддержке литературы, книгоиздания и чтения в РФ, председатель Российского исторического общества, директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин объявил о том, что
С математической точки зрения январь равен нулю, ибо в равной мере устремлен и в будущее, и в прошлое. И ничего с этим не поделаешь: самое благоприятное время планировать и подытоживать. Кстати, за этим занятием можно узнать и немало интересного, например чего боится Стивен Кинг... Книжную часть нашего обзора открываем ссылочкой на опубликованную 22-го числа подборку аннотаций «15 главных переводных романов 2021 года»: «По традиции главный редактор книжного аудиосервиса “Storytel” Анастасия Завозова составила для “Esquire” список самой важной переводной литературы, которую нужно читать в 2021 году, — от нового романа Кадзуо Исигуро до впервые переведенного на русский язык знаменитого сборника эссе “Slouching Towards Bethlehem” Джоан Дидион».
В конце XIX века французский театровед Жорж Польти свел всю мировую драматургию к 36-ти сюжетным коллизиям. Современная нам культура во всех своих проявлениях пошла дальше и все чаще сводится к паразитированию на конкретных сюжетах. Это практичнее и быстрее придумывания чего-то нового: взял популярную советскую песенку, поменял в ней абстрактную любовь на конкретную колбасу от мираторга — и новенький рекламный шлягер готов. Через месяц-другой эпидемия паскудства обретает космические масштабы, а лет через пять подрастающие детишки не сомневаются, что вдруг-как-в-сказке-хлопнула-дверь — это из рекламы деливери клаба. Вот и в области литературного творчества придумывание новых миров становится признаком отсталости и уделом безнадежных лузеров — все уже придумано до нас, ни к чему корячиться. И вот уже классический сюжет, словно опухоль, обрастает всевозможными приквелами, сиквелами, вбоквелами. И вот уже классический сюжет сам по себе утрачивает и самостоятельность, и, что действительно страшно, смысл, исчезает в клубке ответвлений и прорастаний, а идея перерождается в квест, от которого в душе не остается ничего, кроме тающей мутной пены. О чем это я... ах, да: в США издан приквел «Великого Гэтсби»: «Майкл Фаррис Смит выпустил роман “Ник”, раскрывающий историю одного из персонажей “Великого Гэтсби” — Ника Каррауэя. Книга Смита представляет собой приквел к событиям третьего романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда и рассказывает историю Каррауэя до его встречи с Джеем Гэтсби». Что характерно, история мистера Каррауэя терпеливо ждала случившегося 1 января истечения срока действия авторских прав на оригинал мистера Фицджеральда. Что еще более характерно, нашлись среди критиков такие, кто счел книжицу «данью уважения Фицджеральду и хорошо написанным романом».
Газета «Коммерсантъ» от 14.01.2021 г. публикует подробное и весьма душевное описание (рецензией я бы текст Михаила Пророкова не назвал) повести Эдуарда Веркина «Осеннее солнце». (М.: Волчок, 2020) «Трое подростков заперты летом на хуторе, при этом двое — две — из них только и делают, что припоминают старые, этого и прошлого века обиды, наносят новые, сводят счеты и отравляют жизнь друг другу и соседу, вынужденному — куда деваться — дружить с обеими. Правда, по очереди: общаться втроем дольше пяти минут они просто не могут». Главное и новое, что есть в этом произведении, по мнению автора статьи, заключается «в умении пройти по грани чуда и его невозможности, показать распад семьи, частной собственности и государства не сквозь призму ужаса и гражданского негодования, а сквозь то прекрасное, что существует вопреки и помимо». Что ж, лично я — повелся и повесть непременно прочту (еще и потому, впрочем, что творчество господина Веркина того стоит).
И еще одна книга, о которой в заметке Алексея Мокроусова «Кумачовое радио» от 25 января рассказывает опять-таки «Коммерсантъ» — изданный «Новым литературным обозрением» труд историка Владислава Аксенова «Слухи, образы, эмоции. Массовые настроения россиян в годы войны и революции (1914–1918)» — «предметная демонстрация того, что не только экономика и политика определяют ход больших событий»: «В названии книги слово “Слухи” стоит на первом месте, и это неслучайно: политика политикой, а революция настаивалась и на слухах. Автор предлагает прочитать семь разделов, посвященных феноменам вроде бы смежным, но в итоге так или иначе связанным именно со слухами. По структуре каждый из них исполняет роль привычной главы, хотя, по сути, это небольшие и почти автономные монографии». Учитывая некоторое напряжение, вызванное настроенческими перекосами в современном социуме, рекомендую прочитать работу господина историка если не всем, то многим. Как человек, в марте 2020-го собственными ушами слышавший свидетельство очевидца того, как кремлевскую стену обивают «бронебойным железом», а тела ковидников составами вывозят на подмосковные свалки, я просто не могу усомниться в серьезности, нужности и интересности такого исследования именно в эпоху нынешних информационных боев без правил. Наблюдая за происходящим в мире и, главное, за отношением к этому происходящему, вдруг понимаешь: человек не изменился ни за сто, ни за двести, ни за пятьсот лет. Разве что квартирный вопрос немного его испортил...
Короткой строкой. Президент России поручил своей администрации представить к апрелю предложения о поддержке профессиональных литераторов путем предоставления грантов, назначения стипендий либо присуждения премий. А также о грантовой поддержке издательств, специализирующихся на издании общественно значимой малотиражных или малорентабельных книг.
На Украине 16 января вступил в силу принятый еще при Порошенко
← Предыдущая | Следующая → |
02.03.2021 | 06.01.2021 |
Читайте в этом же разделе:
06.01.2021 Сюжеты о сюжетах. Хроники декабря
07.12.2020 Сага о Черной Уборщице. Хроники ноября
03.11.2020 Злодеи пописывают. Хроники октября
27.09.2020 Измерить силушку. Хроники сентября
02.09.2020 Кто сеет ветер... События последней декады августа
Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.