Кто не в состоянии броситься с седьмого этажа вниз головой, с непоколебимой верой в то, что он воспарит по воздуху, тот не лирик
(Афанасий Фет)
Сеть
07.12.2020Сага о Черной Уборщице. Хроники ноября
Несколько лет назад победитель одного решеторянского поэтического конкурса проклял меня лишь за попытку вручить ему в качестве приза прилепинскую «Обитель», так что я знаю, о чем говорю...
ПОЗОРИЩЕ КАК ВЫЗОВ
«Вижу четко, вижу ясно ну какой же тут секрет?
Ведь такого не бывает! Жопа есть, а слова нет!..»
(Б. Подберезин)
Автор утверждения о том, что Союз писателей состоит не из писателей, а из членов Союза писателей, скорее всего, не шутил, ибо никакой двойственности в сфере культуры нет и быть не может: либо ты писатель, либо, так сказать, член. Со всеми вытекающими. В писателях нуждается общество, в членах — государство.
Подтверждением государственного стремления расчленять и властвовать стало 11 ноября выступление Сергея Кириенко на форуме «Сильные идеи для нового времени», в котором первый замруководителя президентской администрации допустил возможность формального закрепления профессий писателя, композитора, гейм-дизайнера и художника виртуальной реальности: «Мне кажется, это вызов для государства, что мы до сих пор не нашли решение — у нас до сих пор не существует формально профессии писателя и композитора, с советских времен осталось такое позорище. Писатели и композиторы есть, а профессии нет. Понятно, что непросто сделать профессиональный стандарт, я понимаю, что это с точки зрения формального подхода к традиционной профессии сложная история. Нет кодов ОКВЭД. Деятельность есть, а кодов ОКВЭД нет, люди вынуждены мимикрировать каким-то образом, то есть заниматься одним, а делать вид, что они занимаются другим. Это странно... Это вызов для государства, который мы обязаны решить».
Ведь и впрямь сильная идея! Окончил литинститут, подтвердил профквалификацию, устроился старшим писателем третьего разряда в какой-нибудь департамент малонаучной антиутопии какой-нибудь Рослитературы — и знай себе греби оклад за окладом плюс квартальные премии. Пора, пора уже всем этим подраспоясавшимся донцовым-акуниным-прилепиным писать объяснительные по каждому опозданию, согласовывать и сдавать годовые отчеты о проделанной работе да больничные по уставу оформлять!.. Даже в плане исторической справедливости теперь все сходится — не такой уж и дурой предстанет перед потомками ленинградская судья Савельева, пришившая в 1964-м статью тунеядцу Бродскому…
ЛОКДАУН НЕ ВОРОБЕЙ
«Мир изменился. Я чувствую это в воде, чувствую в земле, ощущаю в воздухе. Многое из того, что было, ушло, и не осталось тех, кто помнит об этом»… Британский словарь английского языка «Collins English Dictionary» объявил словом 2020 года «локдаун» (lockdown), —
Тем временем в иных местах на слова не размениваются.
СКАЧАТЬ И СОБЛЮСТИ
«Монстры реальны, привидения тоже. Они живут внутри нас и иногда берут верх», — эта цитатка, по-моему, более чем убедительно иллюстрирует истинность шутливой гипотезы о том, что свои леденящие душу сюжеты автор «Сияния» отыскивает не абы где, а в многочисленных ток-шоу российского Первого канала. В пятницу 13-го (ну а как иначе-то!) на сервисе по подписке «MyBook» состоялась эксклюзивная премьера электронного и аудиоформатов выпущенного издательством «АСТ» русского перевода сборника новелл Стивена Кинга «Будет кровь», оригинальная версия которого («If It Bleeds») увидела свет 28 апреля. В сборник вошли четыре работы короля ужасов: «Будет кровь», «Телефон мистера Харригана», «Жизнь Чака» и «Крыса». Жуткие результаты жуткого расследования жуткой трагедии, жуткие звонки с того света, жуткий творческий контракт, жуткие голоса, жуткие батюшки-светы и прочая жуткая итическая сила… Фанатам мастера Кинга можно только искренне позавидовать. Разумеется, вездесущие киношники уже порвали содержимое нового сборника на экранизации.
Издательская группа «Азбука – Аттикус» возрадовала русских почитателей творчества мамаши Роулинг выпуском 10 ноября русскоязычной версии сказки «Икабог», которая в оригинале была напечатана в Великобритании еще весной, а сочинилась и того раньше. Уже после выхода тиража, каждую среду с мая по июль, книгу по главам выкладывали на спецресурсе «Theickabog.com/home/» для томящихся на карантине детишек.Что удивительно — сюжет добрый десяток лет пылившейся на чердаке истории «о правде и злоупотреблении властью» не содержит ни порочных связей с миром поттерианы, ни даже магии: «В туманном, мрачном Смурланде, расположенном на севере королевства Корникопия, ходили слухи об Икабоге, страшном болотном чудовище. Никто не верил в существование монстра из детской сказки, пока однажды ночной кошмар не стал явью». Вот и в коронавирус, помнится, никто не верил… Ох, не обошлось тут без мистера Кинга, не обошлось... Интересный момент: проиллюстрирован «Икабог» рисунками 34-х победителей детского конкурса, среди которых фигурирует 10-летняя Эвита Мучкинова из солнечной Элисты.
«Редакция Елены Шубиной» издательства «АСТ» в конце ноября выпустила в свет новый, седьмой роман Евгения Водолазкина — «Оправдание Острова». «Действие разворачивается на Острове, которого нет на карте, но существование его не вызывает сомнений, — говорится в лаконичной аннотации на портале “ГодЛитературы”. — Согласно древнему предсказанию, Остров ждут большие испытания. Сможет ли он пройти их, когда земля начинает уходить из-под ног? “Оправдание Острова” — это одновременно и псевдоисторический роман, и житие, и притча, и современная, наджанровая проза. Книга, в которой слились сразу несколько эпох: Средневековье, двадцатый век и современность. Встретились приметы устройства самых разных государств в декорациях не существующего в нашей реальности Острова. Столкнулись характеры непохожих друг на друга людей: жадных до власти правителей и мудрых нестяжателей, молчаливых монахов-летописцев и громогласных площадных ораторов, поборников нового и приверженцев старого». Понятно, что в эпоху тотальной свободы творчества, огульной гласности и хронического плюрализма позволить себе приятно пахнущий полиграфический свежачок от лауреата «Большой книги» по едва ли не четырехзначной цене сможет не всякий. И покуда поиздержавшаяся интеллигенция мучительно размышляет, как поцивилизованнее скачать контрабандную пэдээфку, соблюдя, так сказать, лицо, предлагаем почитать содержательное интервью господина Водолазкина под названием
Коллекционеру на заметку. К 80-летию Дмитрия Александровича Пригова, отмечавшемуся 5 ноября, издательство «Новое литературное обозрение» («НЛО») приурочило выход заключительных — 5 и 6-го — томов Малого стихотворного собрания сочинений. Необычность этого шестикнижия состоит в самой идее максимально полно представить многогранность поэтического дара одного из отцов московского концептуализма с помощью его фамилии: «Буквы П.Р.И.Г.О.В. стали здесь ключами к темам и мотивам его поэзии», — говорится в издательском релизе.
«ЭТА КНИЖЕЧКА ВЫШЛА…»
Народное голосование названо так вовсе не потому, что в нем участвует народ, а потому, что оно — для народа. Такая черная пятница для книголюбов, в течение которой можно прочитать весь годовой книжный топ и при этом не разориться. И надо быть последним брандмейстером Битти, чтобы не воспользоваться такой славной халявой. В течение месяца, вплоть до 2 декабря, на книжных сервисах «ЛитРес» и «MyBook» народу позволяли бесплатно почитать дюжины произведений-финалистов XV сезона национальной литературной премии «Большая книга». С последующим, понятное дело, голосованием. Как сообщил интернет-журнал «Лицей», по результатам читательского голосования премии «Большая книга» победителями стали «Земля» Михаила Елизарова (I место, 703 голоса), «Наполеонов обоз» Дины Рубиной (II место, 589 голосов) и «Предместья мысли. Философическая прогулка» Алексея Макушинского (III место, 243 голоса).
«В общем, через страниц триста мата, философии, общения с проституткой, пьянки, блевотины и очень умных высказываний (почерпнутых в постели у любимой девушки и вычитанных в первой главе учебника “Философия для вузов”) у героя Елизарова Володи всё сложилось как нельзя лучше: девушка любит, карьера в похоронном бизнесе светит. Имея некоторый талант, можете взять на вооружение рецепт для создания Национального бестселлера: 1/4 часть порнухи, 1/4 часть матерщины, 1/4 часть философии, 1/4 часть детских воспоминаний. Смешать, добавить умения связно изложить, вылить на голову абсолютно безвольного героя с распространенным именем и вуаля, принтер печатает, деньги текут! А после нас хоть потоп», — на такой вот оптимистической нотке завершается один из отзывов о книге Елизарова, опубликованный 18 ноября интернет-журналом «Лицей». Другие критики, напротив, усматривают в биографии молодого землекопа «первое масштабное осмысление русского танатоса» (аццкий отжиг, если по-простому). Как человек, переживший «Текст» Глуховского, я все же склонен согласиться с первым процитированным критиком, и оттого вдвойне болезненнее было видеть сей опус парой месяцев ранее в лауреатах питерского «Нацбеста». Как сказал бы Николай Васильевич Гоголь, «эта книжечка вышла, стало быть где-нибудь сидит же на белом свете и читатель ее». Ну, а окончательных итогов юбилейной «Большой книги» ждем 10 декабря-с.
Тем, кто не успел насладиться чтением новинок «Большой книги», советую не откладывать это самое в долгий ящик и полистать десяток шедевров от премии НОС («Новая словесность»), список которых был объявлен 4 ноября и выставлен на читательское голосование на сайте проекта. Традиционные публичные дебаты, по итогам которых будет назван победитель, пройдут в Москве в начале 2021 года.
В санкт-петербургском «Доме писателя» 12 ноября объявили лауреатов Международной литературной премии в области фантастики имени Аркадия и Бориса Стругацких («АБС-премия»). Церемонию, традиционно проводимую 21 июня в Пулковской обсерватории, по известным причинам перенесена на осень. Семигранная Гайка в номинации «Художественная проза» досталась роману пермяка Евгения Филенко «Очень странные миры» — пятой части цикла о приключениях галактического консула Константина Кратова. Победителем в номинации «Критика и публицистика» вполне заслуженно стала книга Марии Галиной «Hyperfiction».
Еще одним заметным событием ноября стала церемония вручения Букеровской премии за 2020 год, все по тем же причинам организованная в онлайн-формате и транслировавшаяся 20-го числа из лондонского концертного зала «Раундхаус». На сей раз чек на 50 тысяч фунтов стерлингов призовых получили шотландец Дуглас Стюарт и его дебютный роман «Шагги Бейн» (Shuggie Bain) — автобиографическая история любви, которую могут испытывать дети к «небезупречным» родителям.
В беспокойном Париже 30 ноября наконец объявили обладателей крупнейших литературных наград франкофонного мира, обычно вручаемых в первой половине месяца. Это золотое времечко неофициально именуется Большим Осенним Балом Литературных Гран-при и определяет политику книжных продаж на месяцы вперед. На сей раз некоторые устроители бала попытались поддержать владельцев книжных магазинов, закрытых решением правительства на карантин, — собственно, ничего другого им и не оставалось, поскольку премиальные проекты во Франции представляют собой весьма жестко взаимоувязанную систему из трех элементов: премия – издательство – книготорговцы, — и при выпадении одного из элементов система утрачивает смысл. Участники встречи гонкуровских академиков, которая прошла в режиме видеоконференцсвязи 13 ноября, с воодушевлением и надеждой восприняли произнесенные накануне слова премьер-министра страны Жана Кастекса, допустившего возможность возобновления работы «непрофильных» предприятий с 1 декабря, и отметили всеобщую заинтересованность в том, чтобы победители «осеннего бала» крупнейших франкофонных литературных Гран-при своевременно получили возможность воспользоваться плодами своего успеха.
Итак, Гонкуровская премия за 2020 год досталась роману Эрве Ле Тейе «Аномалия» (Hervé Le Tellier. L’Anomalie), вышедшему в издательстве «Gallimard».
В тот же день были объявлены и лауреаты премии «Ренодо». Победу в номинации «Романы» присудили «Истории сына» Мари-Элен Лафон (Marie-Hélène Lafon. Histoire du fils), изданной «Buchet-Chastel». А опубликованная в «Grasset» работа Доминика Фортье «Бумажные города» (Dominique Fortier. Les Villes de papier) признана лучшей в категории «Эссе».
ПОРЕШАТЬ С ГРАМОТНОСТЬЮ
Тем, кому необходимо порешать вопросы с грамотностью и сделать ее более лучше, самое время незамедлительно готовиться поучаствовать 10 апреля в образовательной акции «Тотальный диктант», организаторы которой 10 ноября объявили автором Тотального диктанта – 2021 Дмитрия Глуховского. А вот со столицей-2021 пока не определились. К 24 ноября путем все того же народного голосования из тринадцати городов-претендентов вычленили шесть, составивших шорт-лист. «Больше половины голосов было отдано за двух лидеров голосования: Якутск (11411) и Рязань (8998). В шорт-лист также вошли Ярославль (2905), Салехард (2453), Саранск (2220) и Томск (2216 голосов)», — сообщается на сайте проекта. Достойнейшего из них обещают назвать 6 февраля. Как же все это волнительно!
Ложкой дегтя для устроителей акции стал выход из сонма ее партнеров-поддержантов Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, о чем 11-го числа проинформировал в своем телеграм-канале руководитель Россотрудничества Евгений Примаков. По некоторым косвенным намекам, содержащимся в комментарии директора Фонда поддержки языковой культуры граждан «Тотальный диктант» Ольги Ребковец, а также по времени опубликования решения Россотрудничества можно предположить, что не не обошлось тут без разногласий идеологического характера, в частности без разного отношения к авторам. (Несколько лет назад победитель одного решеторянского поэтического конкурса проклял меня лишь за попытку вручить ему в качестве приза прилепинскую «Обитель», так что я знаю, о чем говорю, — В. В.) Как бы то ни было, на площадках Россотрудничества в культурных центрах «Тотальный диктант» в следующем году писать не будут.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС
Очередной строчкой печальной хроники пандемии 2020 года стало известие о переносе ярмарки интеллектуальной литературы Non/fiction на весну. «В разгар пандемии, учитывая текущие ограничения и, в частности, Указ Мэра Москвы от 10 ноября, согласно которому приостанавливается посещение культурных, выставочных, просветительских мероприятий, члены Экспертного совета рекомендовали организаторам перенести ярмарку на 24–28 марта 2021 года. В нынешней ситуации нельзя подвергать риску здоровье посетителей, издателей и авторов», — сообщили 12 ноября организаторы ярмарки на фейсбук-страничке проекта, уточнив, что все принципиальные, в том числе финансовые договоренности сохраняются, все приобретенные билеты действительны.
ДОСТОЕВСКИЙ НЕ РАДИО
Достоевский Ф. М. — это не радио. Достоевский Ф. М. — это еще одно «наше всё», которого проходят в школе, которого почти не читают взрослые и по которому иностранцы судят о России. А еще Достоевский бессмертен. В 2021 году исполняется 200 лет со дня его рождения, и подготовка к этой дате бурлит в состоянии полного разгара. Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля и Студия Артемия Лебедева при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и участии музеев Ф. М. Достоевского в Санкт-Петербурге, Старой Руссе, Новокузнецке и Омске создали электронный портал «Мир Достоевского», нацеленный «на создание наиболее полного и цельного представления о богатейшем творческом наследии и неординарной личности Достоевского. Отличительной особенностью портала “Мир Достоевского” станет широкое представление материалов из коллекций российских музеев и оригинальная форма их демонстрации. Портал построен на принципах научности, достоверности, историзма и адресован широкой аудитории: от старшеклассников и студентов до профессиональных исследователей и музейщиков. К созданию статей были привлечены научные специалисты музеев, предполагается пригласить к участию ведущих исследователей творчества Достоевского из России и всего мира». Лично я, посетив сей ресурс, не мог не порадоваться оригинальному «лоскутному» дизайну и не менее оригинальному представлению материала. Кажется, студия господина Лебедева умеет не только портить.
САГА О ЧЕРНОЙ УБОРЩИЦЕ
Если вам сорок, вы алкоголик и вас зовут Сигизмунд, значит это именно вы (или вам подобные существа) являетесь автором процитированных ниже заголовков. По мере возможностей я стараюсь не выходить из рамок заявленной тематики, охватывающей сферу литературы и русского языка, однако, читая по утрам заголовки новостных лент или получая анонсы и релизы для размещения на корпоративном сайте, все чаще убеждаюсь: проблема большинства пишущих вовсе не в уровне владения русским языком — проблема, скорее, в отмирании определенных функций мозга, вызванном скоростью и обильностью информационных помоев. И если на первых порах генераторы этих помоев все же придерживались каких-то условностей и приличий, то со временем о приличиях забыли напрочь.
Ученые Сингапура предупредили об опасности передачи вируса к диким животным для человека (13.11.2020 ТАСС). Я, к примеру, понял, что к каким-то диким животным для человека должны передать вирус. Но не понял, где и когда могу его получить.
Избранная главой костромского поселения уборщица решила остаться на посту (13.11.2020 Gazeta.ru). Понять бы еще, на каком именно... Кстати, в летописях карьеры костромской уборщицы есть один странный момент: практически ни в одном из сотен новостных заголовков не упоминается ее имя — бедная женщина так и канет в лету как Костромская Уборщица (как канули туда Поволжский Маньяк и Черный Альпинист). Видимо, само это словосочетание действует на мозг новостника настолько возбуждающе, что детализация становится излишней. Ну уборщица, ну избранная — и что? Будем теперь ее в цирке показывать?.. Вот вам хиханьки да хаханьки, а ей броди теперь ночами по сельсовету с Черной Шваброй в костлявой руке да греми Черным Ведром, пугая окрестных сельчан.
Лукашенко отметил необходимость усилить отношения России и Белоруссии (26.11.2020 РИА Новости). А гомельский крановщик Анатолий в ходе состоявшейся конструктивной беседы с сыном отметил необходимость усилить вовлеченность последнего в процесс помощи матери по хозяйству, особо подчеркнув при этом важность одновременного усиления успеваемости по алгебре и биологии.
Автор: Валерий ВОЛКОВ («Решетория»)
← Предыдущая | Следующая → |
06.01.2021 | 03.11.2020 |
Читайте в этом же разделе:
03.11.2020 Злодеи пописывают. Хроники октября
27.09.2020 Измерить силушку. Хроники сентября
02.09.2020 Кто сеет ветер... События последней декады августа
18.08.2020 Соль и суть. События первой половины августа
24.07.2020 Как Энди продал дядюшку
Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.