На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
22 декабря 2024 г.

Нет более безнадежного занятия, чем рисовать пустоту, нет ничего труднее, как живописать однообразие

(Стефан Цвейг)

Сеть

09.04.2021

Место — празднику! Хроники марта

Жизнь, она как зебра: конь, осерчав, лягнет и ускачет, а зебра, пока не запинает до смерти, не успокоится…

«Я — голос ваш»

В жизни всегда есть место празднику. Захандришь, бывает, и вдруг нате вам — искрометная Псаки вернулась. Да еще с приятным бонусом в виде Сонного Джо. Ибо чем больше титулованных идиотов, тем крепче уверенность в собственной адекватности. А от сомнений, например, в собственном профессионализме чрезвычайно полезно чтение репортажей графомана Колесникова в «Коммерсанте»: о чем бы ни строчил автор, всегда получается анализ его собственных комплексов. Но! Принимать не чаще одного в неделю и строго после еды.

В январской и февральской хрониках мы упоминали о большом совместном музыкальном проекте режиссера Ромы Либерова «Сохрани мою речь навсегда» к юбилею Мандельштама. В марте эта коллекция пополнилась восьмым (на трек «Золотистого мёда струя из бутылки текла...» (1917) Леонида Агутина), девятым (на трек «Возьми на радость из моих ладоней...» (1920) от IOWA) и десятым (на трек «Priimki džiaugsmą iš manųjų rankų» / «Возьми на радость из моих ладоней...» (1920) Алины Орловой) клипами, которые выложены на официальном Youtube-канале «Red Pepper Film».

Изысканнейшим подарком любителям музыкальных воплощений высокой поэзии стал выход трибьюта «Я — голос ваш» к отмечаемому 5 марта дню памяти Анны Ахматовой. Альбом размещен на «Музыке “ВКонтакте”» и в приложении BOOM, через месяц обещано прописать его и на других площадках. Сборник составили десять композиций, самостоятельно выбранных и исполненных Полиной Гагариной, Еленой Темниковой, Лолитой, Тосей Чайкиной, Женей Любич, ANIKV, Мариной Демещенко (polnalyubvi), IOWA, Эрикой Лундмоен и Ах Астаховой. Букет из столь разных цветов, получился более чем потрясающим. Лично я заново открыл для себя госпожу Милявскую. А Демещенко с ее неповторимым тембром — просто открыл… Подробности — в заметке «Мелодии и ритмы Анны Ахматовой» на 11-й странице «Коммерсанта» от 5 марта. Однако слова излишни — слушаем и наслаждаемся.

Кстати, режиссер Алексей Герман вознамерился снять фильм о последних годах Ахматовой в Комарове. «Уже несколько дней убежден, что очень хочу снять фильм о последних годах Ахматовой в Комарово,написал он в своем фейсбуке 6 марта. — Сделать картину о жизни в том самом маленьком щитовом домике со скамейкой неподалеку, шуме сосен, памяти, ее гостях, ее уходе. Мне кажется есть универсальная красота в этой истории великой поэтессы с трагической судьбой, что-то вечное, мощное, очень эмоциональное, абсолютно понятное в любой стране мира. Надо начинать сценарий готовить постепенно. Работа большая. Думал не вернусь в Ленинград, а нет... хотя тут проще, ведь нужны лишь улица, дом, скамейка, сосны и люди. И актрису уже знаю, но не скажу пока». Актрисой оказалась Роза Хайруллина — ее имя Герман назвал в программе «Познер» пару недель спустя, уточнив, правда, что пока с ней об этом не разговаривал.

Часть вторая

Театр на Малой Бронной, временно обосновавшийся в стенах Дворца на Яузе, представил состоятельной части (билеты от 16 900 рублей, ого!) столичной публики полуторачасовой спектакль Микиты Ильинчика по «Благоволительницам» Джонатана Литтелла — первую русскоязычную постановку франкофонного оригинала, удостоенного в 2006-м Гонкуровской премии и Гран-при Французской академии. С подробностями сценического воплощения воспоминаний отставного нациста Максимилиана Ауэ можно ознакомиться в рецензии Аллы Шендеровой «Расстрел вместо музыки», опубликованной 9 марта на сайте издания «Коммерсантъ». А для полноты картины — еще и почитать отзыв очевидца на «Снобе».

Есть ли дно у политкорректности?.. Уж сколько раз казалось, что дальше некуда, предел... ан не тут-то — опять и опять разверзалась обманчивая твердь, являя взорам нашим новые и новые бездны. Поэтому мой совет пишущим — никогда, никогда не забывайте хотя бы вскользь обозначить расовую принадлежность ваших героев, чтобы грядущие режиссеры не имели права и повода превратить вашу Гермиону в афробританку, а вашу Золушку — в желтого трансгендера, требующего, идентификации множественным числом. Ибо примеры уже имели место быть… Ежегодный «Всеамериканский день чтения», который с 1998 года отмечается 2 марта, в день рождения популярного детского писателя Теодора Сьюза Гайсела, волей администрации Сонного Джо лишился своего символа, имя коего отныне проклято и забыто. «Основанием для обвинений послужило серьезное научное исследование,пишет “Федеральное агентство новостей”.Его авторы, сотрудники Библиотеки Осознанного детского чтения в Калифорнии, проанализировали все произведения Сьюза и выяснили, что из 2 240 всех человеческих персонажей в произведениях сказочника, “людей цвета” всего 50, что составляет лишь 2 процента от общего числа персонажей. Этого оказалось достаточно, чтобы подвергнуть Сьюза “отмене” и исключить его произведения из праздника чтения, учрежденного в его день рождения». Дальше можно не читать, но ссылочку для грядущих нюрнбергов все же сохраним.

Часть третья

Жизнь, она как зебра: конь, осерчав, лягнет и ускачет, а зебра, пока не запинает до смерти, не успокоится… Очень насыщенным выдалось начало весны у Гузели Яхиной, которую пользователи книжного сервиса «MyBook» признали самой популярной российской писательницей, а ее дебютный роман «Зулейха открывает глаза» — самым популярным художественным произведением. Такой расклад вышел по результатам анализа восьмисот пользовательских профилей сервиса за последний год, проведенного в преддверии женского праздника. С подробностями рейтингов по художественной литературе и нон-фикшн можно ознакомиться в заметке «ТАСС» от 4 марта. Уже 9 марта писательница представила на пресс-конференции в «ТАСС» свой новый роман — «Эшелон на Самарканд», посвященный голоду 1920-х годов в Поволжье, а буквально на следующий день самарский историк Циденков обвинил ее в плагиате, констатировав в своем ЖЖ, что произведение «состоит из компиляции и пересказа с минимальными изменениями» его, Циденкова, публикаций. Ответ Яхиной, исполненный в недоуменном стиле, был опубликован 11-го на «РИА Новости», не удовлетворенный историк тонко намекнул о поступающих ему предложениях от юристов и — понеслось. Меж тем квалифицированные критические отзывы о самом романе вроде рецензии Галины Юзефович на «Медузе» стали появляться лишь со второй половины марта. Желающие могут во все это погрузиться, я же предпочел потратиться на книжку и постичь суть проблемы в первоисточнике.

Обвинения в плагиате прилетели и Людмиле Улицкой — в середине марта на монстра русскоязычной прозы обрушилась живущая в США писательница Наталья Рапопорт, заявившая, что Людмила Евгеньевна бессовестно присвоила ее сюжет о вспышке чумы 1939 года в Москве, доверчиво принесенный для переработки в сценарий. В отличие от конфликта Яхина–Циденков эта история имеет трогательный привкус непритязательной уголовщинки с коммунальным душком и милыми искорками безнаказанности, отчего рекомендую выслушать ее не в привычном новостном формате, а в интервью или, лучше, в блоговом изложении.

«Сегодня только пессимист живет на всю катушку. Потому что, когда переедем на Марс, из еды останутся только камни. Оптимист заматывается в маску с головой. Он верит, что климат, экономика, политика и микробы образумятся». Всем любителям позитивного чтива — 14 марта в «АСТ» вышла очередная книжка знаменитого рижского сантехника Славы Сэ «Маленькая опера», которую еще можно успеть приобрести до обещанной в 2021 году экранизации с самим Нагиевым в главной роли, «чтобы однажды, сидя под землей в бронированном бункере, было что почитать о наивных 20-х годах, когда люди ходили просто в масках, еще не в скафандрах. И магазин посещали часто, каждую неделю, не выжигая перед собой километровую карантинную зону». О знаменательном событии автор в свойственном ему неповторимом стиле гордо сообщил в своем фейсбуке.

В середине марта лауреат «Нацбеста» и «Ясной Поляны» Андрей Рубанов представил в горьковском МХАТе свой новый роман — «Человек из красного дерева», в котором, по словам редактора Алексея Портнова, «современность смешивается с историческими пластами». Сам же автор относит произведение к области приключений и фантастики, уточняя, что «все жанры хороши, кроме скучного». «В провинциальном городе Павлово происходит странное: убит известный ученый-историк, а из его дома с редчайшими иконами и дорогой техникой таинственный вор забрал… лишь кусок древнего идола, голову деревянного изваяния Параскевы Пятницы. “Человек из красного дерева” — поход в тайный мир, где не работают ни законы, ни логика, где есть только страсть и мучительные поиски идеала»,информирует заметка в «Независимой газете». Понятно, что на самом деле все куда сложнее — на то и редакторы с критиками, чтобы чуять сокрытые пласты и прочую поднототную: «Это попытка — возможно, впервые в русской литературе — раскрытия секретов соединения и сращивания славянского язычества с православным христианством. И, конечно, это спор с Богом. Потому что человек, созданный по подобию Бога, не может не вступить в конфликт со своим создателем».

Часть четвертая

Мария Степанова стала первой российской писательницей, включенной в ежегодный лонг-лист Международной Букеровской премии, присуждаемой за книги на английском языке, сообщают «Известия» . Случилось это 30 марта и стало одной из главных сенсаций месяца. Философско-документальная книга «Памяти памяти», просочившаяся в золотую букеровскую дюжину нынешнего сезона, вышла в свет в 2017 году и посвящена семейной истории автора. Шорт-лист премии будет объявлен 22 апреля, лауреата назовут 2 июня.

«Большая книга» завершила 1 марта прием заявок. Среди авторов 336-ти номинированных произведений номинантов шестнадцатого сезона — Наринэ Абгарян, Павел Басинский, Вера Богданова, Юрий Буйда, Ксения Букша, Эдуард Веркин, Евгений Водолазкин, Андрей Рубанов, Сергей Шойгу, Михаил Зыгарь, Александр Пелевин, Захар Прилепин, Леонид Юзефович. Длинный список, формированием которого занимается Совет экспертов премии, будет оглашен в апреле. На основании Длинного списка эксперты сформируют Список финалистов. Имена лауреатов премии станут известны в декабре.

15 марта открылся прием заявок на литературную премию«НОС» («Новая словесность») для русскоязычной прозы, опубликованной в период с 1 июня 2020 года по 31 июля 2021 года в виде книги, публикации в журнале, газете или в электронном СМИ. Помимо лауреата в основной номинации, определяется победитель регионального проекта премии, а также лучшие в номинациях «Приз читательских симпатий» и «Приз критического сообщества». Эксперты и жюри работают на чистом энтузиазме. Подробности — здесь.

В первый день весны открылся третий сезон премии «Поэзия», учрежденной благотворительным фондом «Достоинство» в 2018 году и присуждаемой в номинациях «Стихотворение года» (за стихотворение, написанное на русском языке и опубликованное в течение предшествующего календарного года), «Поэтический перевод» (за перевод стихотворения на русский язык), «Критика» (за критическую рецензию, статью, обзор или эссе, написанное на русском языке и посвященное современной поэзии). Автор «Стихотворения года» получит 300 тысяч рублей призовых, победители в двух остальных номинациях — по 200 тысяч. Выдвинуться можно до 1 августа по адресу info@poetryprize.ru или через сайт. Подробности — здесь.

Начал прием заявок и «Неистовый Виссарион» — небогатая, но авторитетная награда за лучшую литературно-критическую работу, учрежденная в 2019 году Свердловской областной универсальной научной библиотекой им. В. Г. Белинского. Премия, символом которой выбран гонг, присуждается в основной и двух специальных номинациях. Как информируют организаторы, формирование команды соискателей продлится до 23 апреля, заявки принимаются только от номинаторов. Длинный список премии объявят 30 апреля, финалистов — 24 мая, церемония награждения пройдет 7 июня в Екатеринбурге.

В Москве 10 марта, в день памяти Тараса Шевченко, подвели итоги Международного конкурса современных поэтов «День Шевченко». Как передает новостная лента «ТАСС», финалистами стали авторы Иван Попов, Ирина Калер, Валентина Комина, Алина Петкун, Олег Федоров, Виталий Егоров, Виктория Буренко, Евгений Кузнецов и Анастасия Семенова. В конкурсе приняли участие поэты в возрасте от 11 до 84 лет из России и с Украины, а также из республик СНГ, Кубы, Пакистана, Латвии, Германии и других стран, представившие свыше двух тысяч работ на русском и украинском языках. Работы победителей конкурса будут включены в первый поэтический сборник «День Шевченко» и напечатаны в России.

В Москве 19 марта объявили восьмого лауреата книжной премии «Новые горизонты», которая вручается за произведения, «исследующие территории за пределами традиционных литературных полей». На сей раз лучшим запредельным исследователем признали представителя «четвертой волны» отечественной фантастики Владимира Покровского, чья повесть «Фальшивый слон» была издана небольшим региональным издательством и вызвала горячие обсуждения литературного жюри. В процессе работы по выбору лучшего произведения члены жюри не просто прочли все книги, вошедшие в номинационный список премии, но и написали в совокупности 126 рецензий, с которыми дорогие читатели могут ознакомиться непосредственно на сайте проекта. Помимо традиционной «навигационной» статуэтки «Новых горизонтов» господин Покровский стал обладателем денежного приза в размере 100 тысяч рублей. На финальном этапе отбора с его произведением конкурировали рассказ Михаила Гаёхо «Человек послушный», романы «Средняя Эдда» Дмитрия Захарова, «Календарь Морзе» Павла Иевлева, и «Лига выдающихся декадентов» Владимира Калашникова. Как отмечается в распространенном организаторами пресс-релизе, «впервые в рамках книжной премии эксперты оценили не только художественные достоинства произведений, но и потенциал экранизации. Частью церемонии стал питчинг финалистов профессионалами кино- и телеиндустрии».

Жюри учрежденной одноименным литературным музеем при поддержке компании «Samsung» премии «Ясная Поляна» огласило 4 марта номинантов 19-го сезона в категории «Иностранная литература». Список включает в себя имена 43-х номинантов из 18-ти стран, в том числе Джоан Роулинг («Орден Феникса» и «Дары смерти»), Ольга Токарчук («Веди свой плуг по костям мертвецов»), Лю Цысинь (переведенная с английского трилогия «Задача трех тел»), Франсиш ди Понтиш Пиблз («Воздух, которым ты дышишь») и Франческо Пикколо («Минуты будничного счастья» / «Минуты будничного несчастья»). Ознакомиться с мнениями экспертов и членов жюри и прочими подробностями можно в заметке от 4 марта на сайте «ГодЛитературы» и на страничке «НГ – Экслибрис» от 10 марта, меня же тронул отзыв Константина Мильчина о трилогии Лю Цюсиня: «Китай — наш друг. И редко читаешь фантастику, где русские очень хорошие. Я сейчас слушаю раннюю книжку Лю Цысиня, и там американцы плохие, японцы плохие, хорошие китайцы, и президент Илюхин, и маршал Завьялов тоже хорошие. Приятно читать текст нероссийского автора, где русские почти такие же хорошие, как китайцы». В «импортной» номинации, вручаемой в этом сезоне в седьмой раз, премия делится между автором (1,2 млн руб.) и переводчиком (500 тыс. руб.).

В Твери 20 марта вручили Всероссийскую поэтическую премию имени Андрея Дементьева, учрежденную правительством Тверской области и Домом поэзии Андрея Дементьева. «Победителей определяли среди участников, представляющих Алтайский край, Удмуртию, Башкирию, Санкт-Петербург, Москву, Амурскую, Ярославскую, Воронежскую, Орловскую, Смоленскую, Тверскую и другие области, — говорится в заметке на сайте “Российской газеты”. — Поэтические сборники, присланные на конкурс, оценило жюри в составе главного редактора журнала “Юность” писателя Сергея Шаргунова, поэта и публициста, лауреата премии А. И. Солженицына Юрия Кублановского, журналиста, фотографа Екатерины Рождественской, поэта, писателя, переводчика Марины Кудимовой, публициста, ректора Литературного института имени А. М. Горького Алексея Варламова, поэта, автора музыкальных произведений Джохан Поллыевой, художественного руководителя “Дома поэзии Андрея Дементьева” Анны Пугач. Возглавил жюри писатель, драматург Юрий Поляков». В номинации «За вклад в развитие и популяризацию поэтического творчества» лучшим признан поэт, публицист Геннадий Красников. Победу в номинации «Молодой поэт» присудили автору сборника «В туманах окраин» Александру Лошкарёву из Липецка. Учрежденные решением жюри специальные призы достались Юлии Агейкиной из Твери, Варваре Заборцевой из Архангельской области, Яне Цыганковой из Воронежа, Елене Завизион из Фрязино.

Заключительная часть

В центральном здании Государственного музея истории российской литературы имени Даля на Зубовском бульваре открылся новый отдел — Музей истории литературы XX века. Первой его экспозицией стала выставка «Улица Мандельштама: Осип и Надежда», информирует 16.03.2021 г. лента «РИА Новости» .

Литература в деталях и текстах завсегда вернее мейнстримного официоза — самое интересное из мира литературных интернет-изданий, «толстых» журналов и социальных сетей собрано в мартовском обзоре литературной периодики Бориса Кутенкова, опубликованной 19 марта порталом «ГодЛитературы».

Спасибо за внимание!
 

Автор: Валерий ВОЛКОВ («Решетория»)


← ПредыдущаяСледующая →

05.05.2021
Всем бояться! Хроники апреля

02.03.2021
Прогресс пошел. Хроники февраля

Читайте в этом же разделе:
02.03.2021 Прогресс пошел. Хроники февраля
09.02.2021 Поток бессознания. Хроники января
06.01.2021 Сюжеты о сюжетах. Хроники декабря
07.12.2020 Сага о Черной Уборщице. Хроники ноября
03.11.2020 Злодеи пописывают. Хроники октября

К списку


Комментарии

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

История, культура и традиции Рязанского края

Камертон