На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
21 ноября 2024 г.

Кто выше всего ставит покой своих близких, тот должен совершенно отказаться от идейной жизни

(Антон Чехов)

Сеть

06.01.2021

Сюжеты о сюжетах. Хроники декабря

Зачем вы, мастера культуры? Именно так на текущем витке диалектической спирали нашего несусветного бытия должен звучать знаменитый вопрос...

Музей Толкина

...Но мир уснул, и ждет нас дом,
Вернемся и камин зажжем:
Туман, и мгла, и мрак, и ночь
Уходят прочь, уходят прочь!..
Светло, и ужин на столе —
Заслуженный уют в тепле.

(Дж. Р. Р. Толкин, пер. А. Кистяковского

Оказывается, на обитаемой суше до сих пор нет ни одного музея Толкина. Великого Толкина, ушедшего за гремящие моря почти полвека назад! Самопальных экскурсионных маршрутов по мотивам — полным полно; развеселых хоббитских деревушек — пруд пруди; всемозможных клубов по интересам вроде открывшегося 20 апреля в библиотеке № 154 московского Музея толкинистики — сколько угодно… а обычного, нормального дома-музея — нет! Вот такой, граждане, пердимонокль.

Так и не знал бы, не организуй писательница Джулия Голдинг краудфандинговую кампанию с целью покупки оксфордского особняка Профессора для последующего переоборудования его в музей. «Активистам предстоит собрать 6 миллионов долларов за три месяца, чтобы выкупить дом, провести его реставрацию и организовать в нем музейное и творческое пространство. Также планируется учредить стипендию для малообеспеченных, которая позволит им посещать в этом доме творческие курсы, — сообщает 6 декабря новостная лента “Современная литература”. — История дома после его расставания с семейством Толкинов покрыта тайной: известно лишь, что в 2004-м его купил частный владелец за 2 миллиона долларов. После зданию присвоили статус архитектурного и исторического наследия второй степени и назвали “важной частью истории Оксфорда”. За 15 лет его цена выросла втрое. На входной двери сейчас висит голубая мемориальная табличка, которая гласит: “Дж. Р. Р. Толкин, автор “Властелина колец”, жил здесь в 1930–1947 годах”». Да-да, именно в доме на Нортмур-роуд в Оксфорде родился «Хоббит». Кстати, живейшее участие в сборе средств уже приняли старина Митрандир (в миру Иэн Маккеллен), дядюшка Бильбо (Мартин Фримен) и гном Гимли, сын Глоина (Джон Рис-Дэвис).

Тем временем на другом краю земли, в Новой Зеландии, состоятельные энергичные парни из «Amazon» завершили съемки сериальной версии «Властелина колец». Как передает со ссылкой на «The Independent» новостная лента «Rambler», «в конце декабря испанский режиссер Хуан Антонио Байона опубликовал в своем Instagram-аккаунте фотографию своих голых ног на земле и подписал: “Последний кадр из Новой Зеландии. У меня не хватает слов, чтобы отблагодарить эту невероятную землю и ее прекрасных людей за все то, что здесь происходило последние полтора года”». Старики помнят, что изначально затея подавалась как хроника юношеских похождений мистера Арагорна, однако в последующих новостях содержатся недвусмысленные намеки на то, что съемки велись чуть ли не на Нуменоре, погружение которого в пучину ознаменовало конец Второй эпохи, а значит, все гораздо сложнее. И интереснее.

Тему экранизаций продолжает приятная любому русскому уху весть о намерении гонкуровского лауреата Джонатана Литтела снять фильм на русском языке по своему роману «Благоволительницы». («Les Bienveillantes»). В этом проекте литератор выступит как режиссер и сценарист. Название и сюжет будущей картины пока не раскрываются, известно лишь, что это будет не просто экранизация, а новый оригинальный сценарий. Что ж, попредвкушаем...

 Александр Иличевский. Чертеж НьютонаТимур Кибиров. Генерал и его семьяШамиль Идиатуллин. Бывшая Ленина

Российская литературная премия «Большая книга» подвела 10 декабря итоги юбилейного, 15-го сезона. Первое место и 3 миллиона призовых рублей жюри отдало книге Александра Иличевского «Чертеж Ньютона». Второе (1,5 миллиона) — «Генералу и его семье» Тимура Кибирова. Третье (1 миллион) — роману Шамиля Идиатуллина «Бывшая Ленина». В наших ноябрьских хрониках мы сообщали об итогах читательского голосования «Большой книги», большинство участников которого сочло лучшим романом сезона «Землю» Михаила Елизарова, отдав второе и третье места соответственно Дине Рубиной («Наполеонов обоз») и Алексею Макушинскому («Предместья мысли. Философическая прогулка»).

И вот тут начинается самое интересное — большинство генералов отечественной литературной критики сочли выбор жюри «Большой книги» неправильным (в изложении интернет-СМИ — спорным). Господин Мильчин в своем телеграме представил данное решение как попытку протащить апологию «настоящую катастрофу» и пилатчину «преступление против литературы», примерно в том же духе высказался товарищ Прилепин, а главный редактор книжного сервиса по подписке «MyBook» мадам Писарева не мудрствуя поделилась глубоким разочарованием от того, что итоги сезона не совпали с ее субъективными прогнозами, в коих она была твердо уверена. Подборка генеральских возмущений опубликована на сайте «РИА Новостей» 11 декабря. Лично же меня весь этот коллективно-когнитивный диссонанс очень даже порадовал — прежде всего как свидетельство наличия эстетического вкуса и эстетической ответственности хотя бы у небольшой части деятелей отечественного культурного процесса, не считающей главным признаком качества литературного произведения зашкаливающий уровень дерьма и подзаборной философии. Кстати, 14 декабря в Петербурге господин Елизаров получил приз жюри и приз слэма Григорьевской поэтической премии, а значит, ряды любителей зашкаливающего уровня, увы, гораздо многочисленнее жалкой кучки эстетов.

Первого декабря в онлайн-формате подвели итоги второго сезона Национальной литературной премии имени В. Г. Распутина, учрежденной Российским книжным союзом и Правительством Иркутской области и вручаемой раз в два года 15 марта, в день рождения Валентина Распутина, по очереди в Иркутске и Москве. «Первая церемония награждения прошла 15 марта 2018 года в Иркутском академическом драматическом театре имени Н. П. Охлопкова. В этом премиальном сезоне из-за эпидемиологических ограничений 15 марта были объявлены лауреаты премии», — информирует новостная лента портала «ГодЛитературы». Третья премия вручена Владимиру Топилину за повесть «Когда цветут эдельвейсы», вторая — Александру Бушковскому за роман «Рымба», первая — «Эфирному времени» Владимира Крупина. Специальный диплом премии присудили старейшему иркутскому писателю Альберту Гурулёву за вклад в сохранение памяти о Валентине Распутине. Видеозапись церемонии награждения можно посмотреть здесь.

30 ноября премия «Новая детская книга» открыла прием заявок на участие в XII сезоне ежегодного конкурса рукописей, организованного издательством «РОСМЭН» для авторов и иллюстраторов детских книг. Впервые в истории проекта будут рассматриваться так назваемые «тихие книги» (silent books), излагающие сюжет исключительно изображениями. Из расписания XII сезона, опубликованного на официальном сайте «Новой детской книги», следует, что подать заявку можно через форму на сайте до 19:00 мск 26 апреля, лонг-лист будет сформирован к 14 июня, шорт появится 5 июля и будет включать в себя по 10 заявок в каждой из трех основных номинаций (одновременно стартуют «Открытое читательское голосование» и голосование «Выбор клуба Terra Incognita»), а в сентябре объявят победителей. Напомним, что главным призом «Новой детской книги» является предложение опубликовать работу в издательстве «РОСМЭН» или проиллюстрировать будущую книгу.

Лауреатов 2020 года объявило 10 декабря жюри Международной литературной премии имени Фазиля Искандера. «Награду за лучшее прозаическое произведение в номинации “Сюжет существования” получил Валерий Попов за повесть “Мы не рабы”. В этой же номинации жюри присудило еще два спецприза: Максиму Замшеву за роман “Концертмейстер” и Артемию Леонтьеву за роман “Москва, Адонай!” — сообщает сайт «Современная литература». — В номинации “Под легкой тяжестью небес...” за лучший поэтический сборник или подборку победила Елена Буевич с книгой стихотворений “Остаться в Евпатории”. В номинации “Дерево детства” за рассказы и повести для детей и подростков премия имени Фазиля Искандера в этом году вручалась впервые. Лауреатом в новой категории стал Виталий Шария с рассказом “Машинка времени”. Награду за лучший киносценарий и драматургию в номинации “Праздник в ожидании праздника” получили Георгий Касвин и Елена Усачева за сценарий полнометражного художественного фильма “Мне отмщение, и аз воздам”, созданного на основе рассказов Фазиля Искандера».

Из новорожденных премиальных проектов декабря поздравим литературную премию имени Валентина Катаева, учрежденную журналом «Юность», названную в честь его первого главного редактора и призванную возродить интерес к малой прозе и сохранить ее традиции. В состав жюри вошли главред «Юности» Сергей Шаргунов, ректор Литературного института имени А. М. Горького Алексей Варламов, актриса Любовь Толкалина, писательница Татьяна Толстая и другие. Первый сезон нового конкурса пройдет в уже наступившем 2021-м. Прием заявок открывается в январе — к рассмотрению будут приниматься рассказы объемом не более 30 тысяч знаков с пробелами, опубликованные в течение 2020 года. Размер денежного приза для единственного победителя конкурсного отбора составит 300 000 рублей.

Книжные новинки

Наиболее заметной книжной новинкой декабря стал вышедший в «Редакции Елены Шубиной» роман Леонида Юзефовича «Филэллин» (М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2021. — 380 с.), представленный самим автором как «роман в дневниках, письмах и мысленных разговорах героев с отсутствующими собеседниками». Главный герой произведения, действие которого разворачивается две сотни лет назад, принимает участие в войне за независимость Греции от Османской империи. Подробнее о новой работе создателя «Зимней дороги» можно узнать, в частности, из интервью Юзефовича в «Российской газете» от 11 декабря, а также в «Известиях» от 6 декабря и на «Медузе» от 7-го.

Газета «Культура» со ссылкой на релиз пресс-службы книжного сервиса «Storytel» анонсировала 16-го числа выход романа Алексея Иванова «Тени тевтонов», запланированный на январь в издательстве «Рипол классик». «Новый исторический роман будет опубликован сразу в двух форматах, — говорится в заметке. — 14 января пройдет премьера аудиосериала в международном сервисе аудиокниг “Storytel”, 25 января роман увидит свет в традиционной бумажной версии». На сей раз автор «Сердца Пармы» разразился «масштабным постмодернистским романом, рассказывающим о войне с нацистской Германией и с Тевтонским орденом. Действие романа разворачивается в мае 1945 года в катакомбах военно-морского города Пиллау, где на секретном объекте укрывается один из нацистских главарей, гауляйтер Восточной Пруссии. Пока он готовится к побегу на субмарине, советские разведчики находят путь в катакомбы. Однако в планы людей вдруг вмешивается древняя и грозная воля дьявола, жаждущего вернуть свой меч, который похитили крестоносцы Тевтонского ордена»... Ну... тевтоны тевтонами, а кадровая политика в «Культуре» прихрамывает, ибо автор переделанного релиза откровенно жжот. Неприкрыто и убежденно. А редактор с таким же энтузиазмом пропускает в печать пугающие перлы вроде «военно-морской город», «премьера в сервисе», «получивший известность по книге» и «сюжеты о вечных сюжетах». Но более прочего пугает «древняя и грозная воля дьявола, жаждущего вернуть свой меч, который похитили крестоносцы»: либо это бред бездарного рецензента, либо начало конца уважаемого мною писателя, либо дьявол трудоустраивался по объявлению. Надеюсь, первое.

Славным и дорогим (1386 рубликов на «Лабиринте»!) новогодним гостинцем для эстетов стал выпущенный «Молодой гвардией» в серии «ЖЗЛ» труд Василия Молодякова «Декаденты. Люди в пейзаже эпохи» — «портретная галерея всего европейского декаданса и история преодоления инерции времени и судьбы от некрасивой любимицы богов». «Новая книга известного историка и собирателя Василия Молодякова представляет декадентство как культурное явление мирового масштаба в портретах его характерных фигур, — сказано в аннотации. — История жизни великих декадентов — трех французских (Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо) и трех русских (Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Федор Сологуб) — хорошо известна... поэтому французы показаны прежде всего через их восприятие в России, русские — через восприятие ими французского декадентства. Галерею дополняют Александр Добролюбов — самый последовательный из русских декадентов — и Александр Емельянов-Коханский — пример коммерциализации литературной моды через скандал. Британское декадентство представлено не растиражированным Оскаром Уайльдом, а менее известным в России, но более талантливым поэтом Алджерноном Суинбёрном, германское — эстетом и автором “ужастиков” Хансом Эверсом, американское — единственным и неповторимым Джорджем Виреком». Развернутая рецензия под названием «Галлюцинации навязчивой идеи, переходящей в безумие» появилась еще в середине ноября на «Горьком». «Разумеется... монография не ограничивается одними лишь вопросами творческого порядка. Автор исследует такие важные составляющие декаданса, как дендизм, имморализм, la vie bohème, ставшую ни много ни мало частью литпроцесса», — уточняется в отклике Дарьи Ефремовой «Цветы зла и другие уроки независимости», опубликованном на сайте вышеупомянутой «Культуры» 14-го числа.

И о погоде поэзии. «Российская газета – Неделя» № 278 (8332) от 9 декабря анонсирует выход первой за тридцать лет книги стихов Семена Гудзенко. Посмертная история одного из самых знаменитых фронтовых поэтов вполне подтверждает мысль о том, что забвение гораздо страшнее лжи: отдельных изданий его стихов не было аж с 1990 года. «Нижегородское издательство “Деком” выпустило в свет книгу “Час ожидания атаки” — это по сути собрание сочинений Гудзенко в одном томе. В нем много архивных материалов — как из фонда поэта в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), так и из архива дочери поэта Екатерины... Составляя книгу, Екатерина Симонова-Гудзенко нашла в семейном архиве папку со стихами отца, которые ранее не печатались. Сегодня вы станете их первыми читателями», — говорится в заметке. Книга снабжена приложением в виде аудиодиска, на котором кроме записей поэта эпохи сороковых присутствует и декламация в исполнении Алексея Симонова, сделанная в июне 2020-го.

Заслуженный и народный

Оно, конечно, и понятно — тут такие дела делаются, что маму родную позабудешь! В обзоре ноября, к примеру, мы упоминали о планах формального учреждения профессии писателя — теперь же Минкульт поддержал инициативу об учреждении в России звания «Заслуженный писатель», о чем со ссылкой на «РИА Новости» и слова замминистра Ольги Яриловой поведала 24 декабря «Gazeta.ru». Поэты, впрочем, в расчет не принимаются, а ведь я знаю немало мастеров изящной словесности, которые совсем не прочь пощеголять в заслуженном мундире. Инициативу с готовностью поддержали фантаст Лукьяненко и (почему-то) Министерство цифрового развития. Если творчески развить эту идею, то за заслуженными последуют и народные — правда, при условии, которое восемьюдесятью годами ранее озвучил некий булгаковский персонаж, остановившись возле решетки Грибоедовского дома: «Но, говорю я и повторяю это — но! Если на эти нежные тепличные растения не нападет какой-нибудь микроорганизм, не подточит их в корне, если они не загниют! А это бывает с ананасами! Ой-ой-ой, как бывает!»

Пальмовая ветвь в номинации «Загадка месяца» достается сайту «Горький», на котором 23 декабря мною была обнаружена удивительная заметочка «Писатели разных стран стали жертвами охоты на еще не изданные рукописи», переведенная с оригинала в «The New York Times»: «Писатели, издатели, литературные агенты, скауты и другие представители книжного бизнеса из разных стран мира стали жертвами скамера или скамеров, которые с помощью мошеннических схем стараются заполучить тексты еще не опубликованных произведений или, в случае с начинающими авторами, тексты книг, только что появившихся на прилавках. Конечная цель этой охоты за рукописями никому не известна, так как никто не требует выкуп за перехваченные черновики и не выкладывает их в открытый доступ». И вот что возмутительно: сетевые тати не только не интересуются у жертвы, заслуженная она или народная, но вообще, кажется, этим не интересуются (зачем, спрашивается, только Минкульт старается): «Мошенники охотятся как за произведениями топовых авторов, таких как Маргарет Этвуд или Иэн Макьюэн, так и за работами дебютантов, не имеющими серьезной рыночной ценности»... Моя предельно субъективная версия такова: при стоимости изданных произведений, сопоставимой с ценой авиабилета от Москвы до Южно-Сахалинска, прозу следует читать и перечитывать именно в рукописях, предварительно их (рукописи) присвоив. А авторы неплохо проживут на выплаты за звания заслуженных или народных писателей. По-моему, вполне себе гармоничненько... С леденящими душу подробностями и жгучими тайнами новой книжной реальности можно ознакомиться непосредственно в источнике по ссылке выше, причем особенно рекомендую сделать это беллетристам, переживающим кризис с сюжетами.

Иероглиф года

Иной народ умеет превратить в красивый обряд даже выбрасывание недоеденного салата. Выбрасываемый объект красиво заворачивается в тонкую рисовую бумагу, после чего на фоне цветущей сакуры, с песнями, хокку и почестями, опускается в мусорный бак где-нибудь на склоне Фудзи. И этот народ вовсе не эльфы... Вишенкой на тортике конспирологического декабря назначим долгожданное известие о выборе в Японии иероглифа уходящего года. Символом 2020-го стал иероглиф, означающий «близкий» (или «тесный»). Настоятель буддистского «Храма Чистой воды» («Киёмидзу-дэра») в Киото торжественно начертал его на листе бумаги размером 1,3 на 1,5 метра. Как и в остальной ойкумене, суть и смысл символа кроются в пандемических штормах, во время которых «большую популярность получило выражение “мицу но мицу”, которое записывается иероглифами “три” и “тесный”. Оно представляет собой сокращенный вариант трех словосочетаний “тесные контакты между людьми”, “тесные пространства с большим скоплением людей” и “замкнутые помещения с плохой вентиляцией”. Именно этих трех вещей просят избегать власти Японии с начала пандемии. Это выражение часто используют чиновники во время пресс-конференций, также в городах можно встретить множество плакатов с изображением “мицу но мицу”, призывающих соблюдать меры предосторожности».

Зачем вы, мастера культуры? Именно так на текущем витке диалектической спирали нашего несусветного бытия должен звучать знаменитый вопрос. И даже не спорьте, ибо количество глупостей и бессмысленностей, изрекаемых или совершаемых многими мастерами в контексте взаимоотношений художника с властью, давным-давно превысило все допустимые нормы и нормативы. Стоит ли удивляться тому, что время от времени повторяется давняя история «Юры-музыканта», решившего, что высказывание претензий главе государства не требует четкости формулировок и элементарной вежливости... Самым, пожалуй, идиотским событием культурного декабря стало присутствие на путинской пресс-конференции 17-го числа еще одного достойного Юриного продолжателя (тоже, кстати, питерского), который интересовался, как обходиться без мата, описывая сегодняшнюю жизнь (это именно у него, надо полагать, жизнь так не задалась, что и спросить-то было больше не у кого)... Ладно, спросил и спросил. Но ведь обходились же без мата Антон Павлович с Михаилом Евграфовичем, как-то сдерживались Александр Сергеевич с Михаилом Афанасьевичем... Может, все дело в словарном запасе, а может, в том, что разруха начинается в головах... не знаю. Но, подозреваю, именно поэтому Цой останется жив, а Шнуров канет... Забавно, что перформансом своим Шнуров, кажется, разочаровал и тех, кто за, и тех, кто против. Однако пребывает в твердой уверенности, что на пресс-конференции у него все вышло замечательно, бодро генерируя рифмованные тезисы сомнительного качества.

Наши новости

Понятно, что бурное обсуждение выходки Шнура заслуживает внимания не само по себе, но прежде всего как характерный показатель интересов теперешней публики — традиционно испорченной нарзаном, квартирным вопросом и привычно обвиняющей власть даже в несварении желудка. Ну что, скажите, может бурлить в головах граждан, которых новостные ленты изо дня в день потчуют вот такой остросюжетной проблематикой: «Шаляпин резко ответил на слова Шукшиной», «Морозов заявил о двуличности Нагиева», «Собчак высмеяла жену Петросяна за неумение шутить», «Пресс-секретарь краснодарского губернатора ответила Водонаевой на слова о “занозе в заднице”», «Актриса ответила на слова Садальского о “позорном” прощании с Гафтом», «Кристофер Уокен рассказал, почему не пользуется телефоном и компьютером», «Тейлор Свифт рассказала, чем они занимались с бойфрендом на карантине», «Доходы Сергея Лазарева снизились в десять раз в 2020 году», «Актриса Мария Горбань в полупрозрачном пеньюаре поделилась видео со съемок», «Максим Галкин опубликовал фото 71-летней Аллы Пугачевой в домашнем халате», «Певец Николай Басков объяснил отсутствие личной жизни в 44 года», «Сын Валерии пожаловался на многочисленные траты беременной жены», «Лепс осудил артистов за пропуск церемонии прощания с Гафтом», «Как София Ротару выглядит без фотошопа», «Жена Мартиросяна высказалась о его романе»... Это коллекция заголовков, появившихся всего за полтора дня. Только представьте себе, сколько мирных обывателей пропускает это через мозг изо дня в день!

С Новым годом и Рождеством, дорогие современники!
Психического вам здоровьичка и позитивных впечатлений!

С Новым годом, дорогие современники!

 

Автор: Валерий ВОЛКОВ («Решетория»)


← ПредыдущаяСледующая →

09.02.2021
Поток бессознания. Хроники января

07.12.2020
Сага о Черной Уборщице. Хроники ноября

Читайте в этом же разделе:
07.12.2020 Сага о Черной Уборщице. Хроники ноября
03.11.2020 Злодеи пописывают. Хроники октября
27.09.2020 Измерить силушку. Хроники сентября
02.09.2020 Кто сеет ветер... События последней декады августа
18.08.2020 Соль и суть. События первой половины августа

К списку


Комментарии

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

История, культура и традиции Рязанского края

Камертон