Зависть — сестра соревнования, следственно из хорошего роду
(Александр Пушкин)
Сеть
02.01.2011
Эпиграф не вписался в копирайт
В сфере авторского права наметилась очередная парадоксальная тенденция...
О наметившейся в сфере авторского права парадоксальной тенденции рассказывается в заметке Ольги Жигулиной, которая была опубликована в конце 2010 года в новостном разделе сайта . Оказывается, эпиграф к тексту в скором времени вполне может быть расценен как нелегальное использование текста без согласия автора.
Автор заметки, в частности, приводит в качестве примера издержек борьбы с пиратством, пост из ЖЖ блогера taktovot, в котором тот жалуется на издательство, требующее убрать эпиграф из его рассказа, «потому что с владельцами авторских прав на произведение, из которого взят эпиграф, сложно договориться, а если не договориться — это нарушение авторских прав».
Как водится, обитатели Сети встретили сообщение с присущим им здравым цинизмом. «Это настолько восхитительно, что стоит цитирования, даже если это фейк, — приводит автор заметки слова одного из комментаторов. — Я такие нововведения всячески приветствую, радуюсь им и аплодирую бурно. Потому что они приближают epic fail нынешней кретинистической, абсурдной, выжившей из ума копирайтной системы. Запретить надо все — эпиграфы, цитаты и даже пересказы сюжета. За школьные изложения выгонять с волчьим билетом. Напевание, насвистывание и выстукивание пальцем по столу мелодии карать отрубанием орудия правонарушения».
В контексте припомнили и нашумевшую недавно тему авторских отчислений: «Отчислять РАО за ручки, карандаши и бумагу как потенциальное орудие копирования. Особо отчислять за нотную бумагу. Исполнение Бетховена разрешать только духу Бетховена на спиритических сеансах, но тоже пусть отчисляет РАО на всякий случай. Запретить публичное бесплатное демонстрирование картин включая граффити на стенах. Музеи закрыть, а лучше сжечь. Или тоже пусть отчисляют. Повзглядно. За рождение ребенка сажать, как за пиратскую копию образа и подобия Божьего».
Интересно, что издательство, на чрезмерную предусмотрительность которого жалуется taktovot, вовсе не первым ступило на скользкую дорожку потворствования маразматической политике борьбы с пиратством. Звукозаписывающая компания «Gala Records», например, уже подала ранее дурной пример в виде иска против издательства АСТ, поскольку выпущенная там книга Сергея Минаева «Духless» содержит в качестве эпиграфов фрагменты текстов песен, права на которые принадлежат «Gala Records». В условиях расширяющегося перекоса в сознании ошалевших от алчности борцов с пиратством блогеры частенько поминают «отца антикопирайта» Льва Толстого, завещавщего свое наследие распространять свободно, без каких-либо ограничений.
Потому что искусство поэзии требует слов,
я - один из глухих, облысевших, угрюмых послов
второсортной державы, связавшейся с этой,-
не желая насиловать собственный мозг,
сам себе подавая одежду, спускаюсь в киоск
за вечерней газетой.
Ветер гонит листву. Старых лампочек тусклый накал
в этих грустных краях, чей эпиграф - победа зеркал,
при содействии луж порождает эффект изобилья.
Даже воры крадут апельсин, амальгаму скребя.
Впрочем, чувство, с которым глядишь на себя,-
это чувство забыл я.
В этих грустных краях все рассчитано на зиму: сны,
стены тюрем, пальто, туалеты невест - белизны
новогодней, напитки, секундные стрелки.
Воробьиные кофты и грязь по числу щелочей;
пуританские нравы. Белье. И в руках скрипачей -
деревянные грелки.
Этот край недвижим. Представляя объем валовой
чугуна и свинца, обалделой тряхнешь головой,
вспомнишь прежнюю власть на штыках и казачьих нагайках.
Но садятся орлы, как магнит, на железную смесь.
Даже стулья плетеные держатся здесь
на болтах и на гайках.
Только рыбы в морях знают цену свободе; но их
немота вынуждает нас как бы к созданью своих
этикеток и касс. И пространство торчит прейскурантом.
Время создано смертью. Нуждаясь в телах и вещах,
свойства тех и других оно ищет в сырых овощах.
Кочет внемлет курантам.
Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав,
к сожалению, трудно. Красавице платье задрав,
видишь то, что искал, а не новые дивные дивы.
И не то чтобы здесь Лобачевского твердо блюдут,
но раздвинутый мир должен где-то сужаться, и тут -
тут конец перспективы.
То ли карту Европы украли агенты властей,
то ль пятерка шестых остающихся в мире частей
чересчур далека. То ли некая добрая фея
надо мной ворожит, но отсюда бежать не могу.
Сам себе наливаю кагор - не кричать же слугу -
да чешу котофея...
То ли пулю в висок, словно в место ошибки перстом,
то ли дернуть отсюдова по морю новым Христом.
Да и как не смешать с пьяных глаз, обалдев от мороза,
паровоз с кораблем - все равно не сгоришь от стыда:
как и челн на воде, не оставит на рельсах следа
колесо паровоза.
Что же пишут в газетах в разделе "Из зала суда"?
Приговор приведен в исполненье. Взглянувши сюда,
обыватель узрит сквозь очки в оловянной оправе,
как лежит человек вниз лицом у кирпичной стены;
но не спит. Ибо брезговать кумполом сны
продырявленным вправе.
Зоркость этой эпохи корнями вплетается в те
времена, неспособные в общей своей слепоте
отличать выпадавших из люлек от выпавших люлек.
Белоглазая чудь дальше смерти не хочет взглянуть.
Жалко, блюдец полно, только не с кем стола вертануть,
чтоб спросить с тебя, Рюрик.
Зоркость этих времен - это зоркость к вещам тупика.
Не по древу умом растекаться пристало пока,
но плевком по стене. И не князя будить - динозавра.
Для последней строки, эх, не вырвать у птицы пера.
Неповинной главе всех и дел-то, что ждать топора
да зеленого лавра.
Декабрь 1969
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.
Дизайн: Юлия Кривицкая
Продолжая работу с сайтом, Вы соглашаетесь с использованием cookie и политикой конфиденциальности. Файлы cookie можно отключить в настройках Вашего браузера.