Если бы не было дурных людей, не было бы хороших юристов
(Чарльз Диккенс)
Сеть
04.01.2011
Только начнешь о вечном...
В декабре в Москве были оглашены результаты Третьего Всероссийского конкурса хайку...
(Цитируется по тексту «Наследники Басё», опубликованному на сайте «Аргументы Недели» 29.12.2010)
11 декабря 2010 г. в Овальном зале Библиотеки им. Ленина были оглашены результаты Третьего Всероссийского конкурса хайку, организованного редакцией альманаха «Хайкумена» (издание Российского института культурологии) и Отделом японской культуры «Japan Foundation». Конкурс проходил в рамках ежегодного фестиваля «Японская осень» с 15 июня 2010 года и собрал 3100 работ. В жюри вошли японисты, литературоведы, поэты и теоретики хайку. Члены жюри не ограничились только оценками произведений, но и сопроводили лучшие, по их мнению, тексты комментариями.
Призеры конкурса хайку
июньская ночь
только начнешь о вечном
светает
Лада Турбина (Tokeda), Москва
***
мельничный пруд.
дремлет по брюхо в воде
дряхлая лошадь
Борис Тихомиров, Москва
***
солнце к зениту
торопливо катит жук
шарик навоза
Бата Мухараев, Элиста
Краткая вечность
Начиная с VIII в. с появлением письменности японский гений находит себя в краткости. Сначала существовали пятистишия вака, или танка, которые вмещали самые разные смыслы в пять строк и 31 слог. Затем появляются еще более короткие стихи хайку, в них всего три строки и 17 слогов. Оказывается, внутреннее пространство хайку бесконечно. В нем: бушующее море, высокие горы, небеса, луна и солнце, течение времени, а главное — человеческие чувства. Мудрец говорил: «Кто видел времена года, тот видел все». Круговращение времен года непременно присутствует в поэзии хайку. Великий поэт Мацуо Басё считал, что в каждом подлинном хайку должно быть сочетание и борение «вечного и сиюминутного», «постоянного и временного». Не знаю, ведали ли об этом принципе русские хайкаисты, но интуитивно такое противопоставление вечности и мимолетности присутствует во многих русских хайку. Русские хайку писать очень трудно, ведь жанр этот слишком слит с японской образностью, ощущением японской природы, которая не похожа на русскую.
перышко с крыла
медленно-медленно
падает снег
Ольга Черных (olala), Львов
В этом стихотворении воплотился принцип «каруми» («легкости»), который Басё превозгласил как главный принцип поэзии хайку. Легкость перышка подчеркивается легкостью медленно падающего белого снега. К тому же, создается картина «белое на белом», где только оттенки позволяют различить разные вещи.
июньская ночь.
только начнешь о вечном —
светает
Лада Турбина (Tokeda), Москва
Противопоставление вечного и сиюминутного — главная цель хайку, так считал Басё. Здесь они как бы поменялись местами: краткость июньской ночи — вечна, она повторяется из года в год, а разговоры о вечности преходящи, сиюминутны. Здесь удачно обыграна короткая северная ночь, каких в Японии не бывает.
расплескивая
лакает собака луну
в маленькой луже
Филмор Плэйс, Минск
Многие японские поэты считали, что отражение луны прекраснее, чем сама луна. Лакающая собака — образ юмористический, придающий особенный вкус этому стихотворению.
русский, немец и француз...
никого.
старая смоленская дорога.
Петр Савченко, Москва
Это стихотворение понравилось бы другому великому поэту хайку — Масаока Сики. Пытаясь провести реформу поэзии, он настаивал на том, что новые хайку должны не только отображать один момент настоящего, а обращаться к прошлому и будущему. Таких хайку в традиции насчитывается очень мало, тем драгоценнее эти редкие образцы.
Елена ДЬЯКОНОВА
Важные детали
Третий Всероссийский конкурс хайку порадовал не только своим масштабом, но и высоким уровнем. Хороших стихотворений оказалось много, и выбрать из них лучшие было трудно.
Хайку представляет собой особый вид поэтического мышления, которое оказалось настолько притягательным для людей, воспитанных на европейской поэзии, что многие не устояли перед искушением попытаться взглянуть на мир иначе. Это удалось далеко не сразу. Еще в девяностых годах ХХ века русскоязычные хайку были сопоставимы с японскими только по форме. По существу же они не имели ничего общего. Однако за последние двадцать лет ситуация резко изменилась. Все больше появляется стихов, достойных именоваться настоящими хайку, и нынешний конкурс ярко это продемонстрировал.
Попытаюсь проиллюстрировать это на примере некоторых из представленных на конкурс стихотворений.
капля дождя
качается на паутине
бабье лето
Манэкинэко, Владивосток
Одним из основных признаков японского трехстишия хайку можно считать присутствие в стихотворении детали, через которую раскрывается душевное состояние поэта. Здесь эта деталь — качающаяся на тонкой паутине и готовая упасть капля — так и видишь, как она сверкает на солнце в неожиданно теплый осенний день. Она так же недолговечна, как стремительный всплеск бабьего лета. Слитность того и другого подчеркивается еще и грамматической неопределенностью стихотворения: строка «качается на паутине» может быть отнесена в равной степени и к капле, и к бабьему лету.
Старое платье.
В самое сердце кольнула
хвоинка сухая...
Вероника Ваноза, Карловы-Вары
Это стихотворение тоже построено на детали — сухой хвоинке. Укол случайной хвоинки пробуждает давние, забытые воспоминания. За этой хвоинкой — целая драматическая история, причем вовсе не обязательно одна и та же у автора, и у читателя.
Прекрасно, с моей точки зрения, стихотворение:
отец
молчит как всегда
могильный камень
Wetlin, Москва
В нем за конкретностью бездушного могильного камня угадывается и скрытая душевная боль, и глубокая личная драма.
солнце к зениту
торопливо катит жук
шарик навоза
Бата Мухараев, Элиста
Стихотворение построено на контрасте двух катящихся шаров — солнечного и навозного. Противопоставление высокого и низкого, небесного и земного — вызывает ощущение многообразия мира и одновременно — его единства. Торопливость жука, старательно выполняющего свое земное предназначение, не менее значительна, чем работа солнца.
Т. СОКОЛОВА-ДЕЛЮСИНА
Выйти из времени
Отрадно, что русские «хайдзины» с каждым новым конкурсом приближаются к сути хайку, преодолевая соблазн просто блеснуть оригинальностью в «легком» трехстишии и находя в себе силы и удивиться тайне бытия, и одновременно проникнуться искренним к ней сочувствием.
В нынешнем конкурсе мне запомнились такие строфы:
мельничный пруд.
дремлет по брюхо в воде
дряхлая лошадь
Борис Тихомиров, Москва, Россия
В этом тексте есть феномен остановленного времени — все предельно конкретно и одновременно как бы выключено из привычного потока жизни. В этот текст очень легко «войти» и пребывать там столько, сколько необходимо только для вас и только сейчас.
вечерняя пробка
в зеркале заднего вида
бегущие облака
Елена Шастина (shen), Новосибирск
Узнаваемая картина, в которой сошлись свобода и несвобода — суетная жизнь современного города и вечное бытие облаков, словно приплывших с неба Аустерлицкого сражения, где их увидел князь Андрей Болконский.
не перепутать бы
на детском рисунке
красавица и чудовище
Павел Воронцов (Ли Бао), Новосибирск
Блестящий образец хайкайного юмора, «отстраняющего» наши стереотипы. Так и видишь эти «каракули», и даже лицо ребенка, который старательно выводит свой уникальный мир красоты и страха, непонятный взрослому.
время завтрака
потирает ладошки
сонная муха
Катерина Шмидт, Реген, Германия
аромат кофе
на кухню входит
заспанная кошка
Олег Юров (Тэнгу), Донецк
За привычной картинкой утра внимательному читателю откроются сказочные миры Андерсена, Экзюпери и Миядзавы Кэндзи, где человек не одинок в своей Вселенной.
как ярки стали
простые одежды бродяги
первый снег
Олег Устинович, Минск
медленная вода
шевелю веслом
звезды
Катерина Ерошина (Esther), Минск
Еще два наглядных примера того, как реальность в хайку норовит вытеснить книжный текст.
Желаю успехов нынешним и будущим российским «хайдзинам»!
Виктор МАЗУРИК
Слово о взгляде и взгляд на слова
У нас случилось то, что уже случилось в других странах, где биржевые сводки, курсы валют затмили небо и его капризы. Про погоду мы теперь узнаем не кожей, а из догадок метеорологов. На наших глазах желание предсказуемости мира побеждает непредсказуемость поэтического слова. Но потребность в удивлении преодолена все-таки не до конца. Разборчивый взгляд поэта выхватывает из повседневной мороси яркие пятна и точки.
снова снегопад...
все ниже и ниже
деревья
Вера Бородина, Санкт-Петербург
Японские сочинители хайку были людьми из народа, они видели не только высокое Небо, но и тех людей, которые проживают под ним. Этот демократический заряд передался и нашей земле, где жизнь всегда была полна контрастами и эмоциями, жестокостью и состраданием.
руки старушки
нехотя отдают
проданные цветы
Олег Юров (Тэнгу), Донецк
Взгляд поэта не тупится о медь, стихии и камень лишь шлифуют его.
медный всадник
встречаются на ступенях
волны и ветер
Алексей Фан, Санкт-Петербург
Жизнь — всегда жизнь, на любом своем отрезке она содержит полный ассортимент приобретений и утрат. Видеть малость огромного и огромность малого — не в этом ли состоит мудрость?
одинокая муха
в куске янтаря
влипла в историю
Виталий Чипиженко, Харьков
Поэзия — это процесс превращения мути в слова. Поэт очищает ее и превращается в слова сам. Мацуо Басё как-то сказал, что хотел бы после смерти стать камнем. Скажу своим словом, что из этого получилось.
Здесь, на земле,
где я впадал то в истовость, то в ересь,
где жил, в чужих воспоминаньях греясь,
как мышь в золе,
где хуже мыши
глодал петит родного словаря,
тебе чужого, где, благодаря
тебе, я на себя взираю свыше,
уже ни в ком
не видя места, коего глаголом
коснуться мог бы, не владея горлом,
давясь кивком
звонкоголосой падали, слюной
кропя уста взамен кастальской влаги,
кренясь Пизанской башнею к бумаге
во тьме ночной,
тебе твой дар
я возвращаю – не зарыл, не пропил;
и, если бы душа имела профиль,
ты б увидал,
что и она
всего лишь слепок с горестного дара,
что более ничем не обладала,
что вместе с ним к тебе обращена.
Не стану жечь
тебя глаголом, исповедью, просьбой,
проклятыми вопросами – той оспой,
которой речь
почти с пелен
заражена – кто знает? – не тобой ли;
надежным, то есть, образом от боли
ты удален.
Не стану ждать
твоих ответов, Ангел, поелику
столь плохо представляемому лику,
как твой, под стать,
должно быть, лишь
молчанье – столь просторное, что эха
в нем не сподобятся ни всплески смеха,
ни вопль: «Услышь!»
Вот это мне
и блазнит слух, привыкший к разнобою,
и облегчает разговор с тобою
наедине.
В Ковчег птенец,
не возвратившись, доказует то, что
вся вера есть не более, чем почта
в один конец.
Смотри ж, как, наг
и сир, жлоблюсь о Господе, и это
одно тебя избавит от ответа.
Но это – подтверждение и знак,
что в нищете
влачащий дни не устрашится кражи,
что я кладу на мысль о камуфляже.
Там, на кресте,
не возоплю: «Почто меня оставил?!»
Не превращу себя в благую весть!
Поскольку боль – не нарушенье правил:
страданье есть
способность тел,
и человек есть испытатель боли.
Но то ли свой ему неведом, то ли
ее предел.
___
Здесь, на земле,
все горы – но в значении их узком -
кончаются не пиками, но спуском
в кромешной мгле,
и, сжав уста,
стигматы завернув свои в дерюгу,
идешь на вещи по второму кругу,
сойдя с креста.
Здесь, на земле,
от нежности до умоисступленья
все формы жизни есть приспособленье.
И в том числе
взгляд в потолок
и жажда слиться с Богом, как с пейзажем,
в котором нас разыскивает, скажем,
один стрелок.
Как на сопле,
все виснет на крюках своих вопросов,
как вор трамвайный, бард или философ -
здесь, на земле,
из всех углов
несет, как рыбой, с одесной и с левой
слиянием с природой или с девой
и башней слов!
Дух-исцелитель!
Я из бездонных мозеровских блюд
так нахлебался варева минут
и римских литер,
что в жадный слух,
который прежде не был привередлив,
не входят щебет или шум деревьев -
я нынче глух.
О нет, не помощь
зову твою, означенная высь!
Тех нет объятий, чтоб не разошлись
как стрелки в полночь.
Не жгу свечи,
когда, разжав железные объятья,
будильники, завернутые в платья,
гремят в ночи!
И в этой башне,
в правнучке вавилонской, в башне слов,
все время недостроенной, ты кров
найти не дашь мне!
Такая тишь
там, наверху, встречает златоротца,
что, на чердак карабкаясь, летишь
на дно колодца.
Там, наверху -
услышь одно: благодарю за то, что
ты отнял все, чем на своем веку
владел я. Ибо созданное прочно,
продукт труда
есть пища вора и прообраз Рая,
верней – добыча времени: теряя
(пусть навсегда)
что-либо, ты
не смей кричать о преданной надежде:
то Времени, невидимые прежде,
в вещах черты
вдруг проступают, и теснится грудь
от старческих морщин; но этих линий -
их не разгладишь, тающих как иней,
коснись их чуть.
Благодарю...
Верней, ума последняя крупица
благодарит, что не дал прилепиться
к тем кущам, корпусам и словарю,
что ты не в масть
моим задаткам, комплексам и форам
зашел – и не предал их жалким формам
меня во власть.
___
Ты за утрату
горазд все это отомщеньем счесть,
моим приспособленьем к циферблату,
борьбой, слияньем с Временем – Бог весть!
Да полно, мне ль!
А если так – то с временем неблизким,
затем что чудится за каждым диском
в стене – туннель.
Ну что же, рой!
Рой глубже и, как вырванное с мясом,
шей сердцу страх пред грустною порой,
пред смертным часом.
Шей бездну мук,
старайся, перебарщивай в усердьи!
Но даже мысль о – как его! – бессмертьи
есть мысль об одиночестве, мой друг.
Вот эту фразу
хочу я прокричать и посмотреть
вперед – раз перспектива умереть
доступна глазу -
кто издали
откликнется? Последует ли эхо?
Иль ей и там не встретится помеха,
как на земли?
Ночная тишь...
Стучит башкой об стол, заснув, заочник.
Кирпичный будоражит позвоночник
печная мышь.
И за окном
толпа деревьев в деревянной раме,
как легкие на школьной диаграмме,
объята сном.
Все откололось...
И время. И судьба. И о судьбе...
Осталась только память о себе,
негромкий голос.
Она одна.
И то – как шлак перегоревший, гравий,
за счет каких-то писем, фотографий,
зеркал, окна, -
исподтишка...
и горько, что не вспомнить основного!
Как жаль, что нету в христианстве бога -
пускай божка -
воспоминаний, с пригоршней ключей
от старых комнат – идолища с ликом
старьевщика – для коротанья слишком
глухих ночей.
Ночная тишь.
Вороньи гнезда, как каверны в бронхах.
Отрепья дыма роются в обломках
больничных крыш.
Любая речь
безадресна, увы, об эту пору -
чем я сумел, друг-небожитель, спору
нет, пренебречь.
Страстная. Ночь.
И вкус во рту от жизни в этом мире,
как будто наследил в чужой квартире
и вышел прочь!
И мозг под током!
И там, на тридевятом этаже
горит окно. И, кажется, уже
не помню толком,
о чем с тобой
витийствовал – верней, с одной из кукол,
пересекающих полночный купол.
Теперь отбой,
и невдомек,
зачем так много черного на белом?
Гортань исходит грифелем и мелом,
и в ней – комок
не слов, не слез,
но странной мысли о победе снега -
отбросов света, падающих с неба, -
почти вопрос.
В мозгу горчит,
и за стеною в толщину страницы
вопит младенец, и в окне больницы
старик торчит.
Апрель. Страстная. Все идет к весне.
Но мир еще во льду и в белизне.
И взгляд младенца,
еще не начинавшего шагов,
не допускает таянья снегов.
Но и не деться
от той же мысли – задом наперед -
в больнице старику в начале года:
он видит снег и знает, что умрет
до таянья его, до ледохода.
март – апрель 1970
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.