Жизнь слишком скоротечна, чтобы устраиваться в ней так основательно, так всерьез
(Михаил Зощенко )
Мейнстрим
05.07.2008
Ирвинг верен традициям XIX века
Спустя семь лет после теракта с башнями-близнецами знаменитый американский писатель обращается к теме трагедии 11 сентября…
Спустя семь лет после теракта с башнями-близнецами знаменитый американский писатель Джон Ирвинг завершает работу над новым романом о событиях 11 сентября и предупреждает: цинизм на страницах романа не отражает его личное видение тех событий. В романе представлена позиция литературных героев. Свое мнение о политике и литературе писатель высказал в интервью «РБК daily».
По словам автора, книга станет одним из самых политических его романов. Ирвинг является противником спекуляций на остроактуальных темах, но объясняет, что его видение тех событий принципиально отличается от общепринятого. При освещении важных политических явлений писатель придерживается метода выдержки временной дистанции. Роман «Молитва об Оуэне Мини», посвященный вьетнамской войне, был написан спустя 20 лет после ее окончания, рассказывает Ирвинг в интервью «РБК daily», а действие еще одного произведения, «Правила виноделов», и вовсе происходит в 30-е годы.
Автор не стремится поразить читателя «красочными» подробностями того ужасного дня, считая это дешевым трюком, которым, впрочем, многие не брезгуют. Однако он предупреждает, что не излагает в романе собственную позицию, а все мысли и идеи, которые могут показаться читателю сверхциничными и даже безнравственными, принадлежат героям романа. «Единственная обязанность автора здесь заключается в том, чтобы обеспечить правдивое изображение персонажа, — считает 66-летний романист. — Показав арабских подростков, празднующих смерть в горящих зданиях сотен американцев, мы расскажем о трагедии в тысячу раз больше, чем если бы показывали рушащиеся стены и людей, задыхающихся в дыму».
Джон Ирвинг — автор романов «Семейная жизнь весом в 158 фунтов», «Четвертая рука», «Человек воды» — известен не только читателю, но и зрителю — благодаря оскароносному фильму «Мир глазами Гарпа» и картине «Правила виноделов», за сценарий к которой получил «Оскара». Он не жалует авторов-модернистов и считает себя традиционалистом, пишет рукописи на машинке и ведет затворнический образ жизни.
Современная литература испытывает засилье романов-однодневок, считает он. Писатели стараются поразить собственной эрудированностью, в то время как главной задачей является вырисовка ярких характеров героев, которые заставят читателя переживать вместе с ними за их судьбу. Ирвинг признается, что в этом плане остается верным традициям XIX века.
С полной жизнью налью стакан,
приберу со стола к рукам,
как живой, подойду к окну
и такую вот речь толкну:
Десять лет проливных ночей,
понадкусанных калачей,
недоеденных бланманже:
извиняюсь, но я уже.
Я запомнил призывный жест,
но не помню, какой проезд,
переулок, тупик, проспект,
шторы тонкие на просвет,
утро раннее, птичий грай.
Ну, не рай. Но почти что рай.
Вот я выразил, что хотел.
Десять лет своих просвистел.
Набралось на один куплет.
А подумаешь — десять лет.
Замыкая порочный круг,
я часами смотрю на крюк
и ему говорю, крюку:
"Ты чего? я еще в соку”.
Небоскребам, мостам поклон.
Вы сначала, а я потом.
Я обломок страны, совок.
Я в послании. Как плевок.
Я был послан через плечо
граду, миру, кому еще?
Понимает моя твоя.
Но поймет ли твоя моя?
Как в лицо с тополей мело,
как спалось мне малым-мало.
Как назад десять лет тому —
граду, миру, еще кому? —
про себя сочинил стишок —
и чужую тахту прожег.
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.