Ах, красота, красота, сколько из-за нее делается безобразия!
(Николай Лесков)
Мейнстрим
25.06.2011
Аргентина отметила 100-летие Сабато
Дом в Буэнос-Айресе, в котором жил аргентинский писатель Эрнесто Сабато, станет музеем...
Дом в Буэнос-Айресе, в котором жил аргентинский писатель Эрнесто Сабато, станет музеем, об этом сообщила в пятницу 24 июня новостная служба телеканала «TV5MONDE» со ссылкой на информацию Института культуры провинции Буэнос-Айрес, силами которого и будут проведены соответствующие работы в жилище классика аргентинской литературы в Сантос-Лугаресе — западном пригороде столицы. Данное решение приурочено к столетнему юбилею недавно скончавшегося писателя.
«Сабато, ушедший из жизни 30 апреля в возрасте 99 лет, — прекрасный пример для подражания, и наш долг заключается в том, чтобы его увековечить», — заявил в сообщении для прессы президент института Хуан Карлос д’Амико. Сабато принадлежал к великому поколению латиноамериканских писателей XX века — Хорхе Луиса Борхеса, Адольфо Бьой Казареса и Хулио Кортасара. Выпускник физико-математического факультета Национального университета Ла-Платы, он был активным участником молодежного коммунистического движения, делегатом Брюссельского антифашистского конгресса в 1934 году.
Мировое признание Эрнесто Сабато принесли три романа, переведенные более чем на тридцать языков: «Туннель» («El tunel», 1948), о котором очень тепло отзывались Альбер Камю и Грэхем Грин; «О героях и могилах» («Sobre heroes y tumbas»,1961; на французском языке опубликован под названием «Alejandra») и «Аваддон-губитель» («Abbadon el Exterminador», 1974). Сабато трижды выдвигался на Нобелевскую премию по литературе, награжден премиями Медичи (1977), Сервантеса (1984), Иерусалимской премией (1989), является кавалером французского Ордена почетного легиона (1987), почетным доктором университетов Мурсии (Испания), Росарио (Аргентина), Туринского университета (Италия) и др. В 1983–1984 годах по поручению президента страны Рауля Альфонсина возглавлял Национальную комиссию по делу о массовом исчезновении людей при военной диктатуре 1976–1983 гг.». В последние годы успешно занимался живописью.
В рамках юбилейных мероприятий в самом центре Буэнос-Айреса, на проспекте 9 Июля, развернут огромный портрет Эрнесто Сабато. В Университете Ла-Платы вчера состоялась церемония посадки памятного дерева в саду факультета физики.
Это город. Еще рано. Полусумрак, полусвет.
А потом на крышах солнце, а на стенах еще нет.
А потом в стене внезапно загорается окно.
Возникает звук рояля. Начинается кино.
И очнулся, и качнулся, завертелся шар земной.
Ах, механик, ради бога, что ты делаешь со мной!
Этот луч, прямой и резкий, эта света полоса
заставляет меня плакать и смеяться два часа,
быть участником событий, пить, любить, идти на дно…
Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!
Кем написан был сценарий? Что за странный фантазер
этот равно гениальный и безумный режиссер?
Как свободно он монтирует различные куски
ликованья и отчаянья, веселья и тоски!
Он актеру не прощает плохо сыгранную роль —
будь то комик или трагик, будь то шут или король.
О, как трудно, как прекрасно действующим быть лицом
в этой драме, где всего-то меж началом и концом
два часа, а то и меньше, лишь мгновение одно…
Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!
Я не сразу замечаю, как проигрываешь ты
от нехватки ярких красок, от невольной немоты.
Ты кричишь еще беззвучно. Ты берешь меня сперва
выразительностью жестов, заменяющих слова.
И спешат твои актеры, все бегут они, бегут —
по щекам их белым-белым слезы черные текут.
Я слезам их черным верю, плачу с ними заодно…
Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!
Ты накапливаешь опыт и в теченье этих лет,
хоть и медленно, а все же обретаешь звук и цвет.
Звук твой резок в эти годы, слишком грубы голоса.
Слишком красные восходы. Слишком синие глаза.
Слишком черное от крови на руке твоей пятно…
Жизнь моя, начальный возраст, детство нашего кино!
А потом придут оттенки, а потом полутона,
то уменье, та свобода, что лишь зрелости дана.
А потом и эта зрелость тоже станет в некий час
детством, первыми шагами тех, что будут после нас
жить, участвовать в событьях, пить, любить, идти на дно…
Жизнь моя, мое цветное, панорамное кино!
Я люблю твой свет и сумрак — старый зритель, я готов
занимать любое место в тесноте твоих рядов.
Но в великой этой драме я со всеми наравне
тоже, в сущности, играю роль, доставшуюся мне.
Даже если где-то с краю перед камерой стою,
даже тем, что не играю, я играю роль свою.
И, участвуя в сюжете, я смотрю со стороны,
как текут мои мгновенья, мои годы, мои сны,
как сплетается с другими эта тоненькая нить,
где уже мне, к сожаленью, ничего не изменить,
потому что в этой драме, будь ты шут или король,
дважды роли не играют, только раз играют роль.
И над собственною ролью плачу я и хохочу.
То, что вижу, с тем, что видел, я в одно сложить хочу.
То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно,
жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.