На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
9 октября 2025 г.

Жизнь не может быть лекарством от смерти, хотя смерть — безусловно лекарство от жизни.

(Милорад Павич)

Авторское Я

14.07.2009

Роза: Командовало мной сумасшедшее сердце

Если бы Отелло читал труды Ме(и)нухина, он бы навряд ли задушил бы Дездемону...

 

А мир я люблю вне зависимости от гендерных признаков...
 
Случайная звезда нездешнего оттенка
 
 
 
Случайная звезда нездешнего оттенка
 
Можно, расскажу я о весне,
Так победоносно-обнаженной,
С красотой пьяняще-завершенной...
Ею я полна, она во мне...
Можно, расскажу я о весне?..
(«Можно?..»)
http://rosa.resheto.ru/index.php?id=2936&page=8&ord=0
 
Volcha: Вау! Розу можно испросить. О чем же спросить наш самый красивый цветок? Роза, у С-Экзюпери у Розы был Принц. У тебя есть такой свой принц? Ну, или хотя бы Лис? :)
 
— Ой. Конечно, есть люди, которые обо мне заботятся. К примеру, мама и папа. А Лисом назначим моего сына.
 
Volcha: «А роза упала на лапу Азора»... Роза, на чьи лапы падаешь ТЫ? Собираешь ли стихи про цветы и розы в частности? Кстати, когда ты взяла себе этот ник? Ты же в реале под другим ником зарегена в ЗАГСе?
 
 Хитрющий какой вопрос. Как я понимаю, Танюш, тебя интересуют мои близкие. Изволь. У меня, слава Богу, живы и очень относительно здоровы папа и мама, на чьи лапы я падаю регулярно, клянча для себя какие-либо блага — от материальных до бебиситерских. В июле у меня агатовая свадьба с мужем. Есть очаровательное дитя, которому, Бог даст, будет в конце октября тринадцать и с которым мы вместе познаем радости и гадости переходного возраста. У меня есть младший брат — вредина и умница, живущий в другом конце страны и работающий врачом-психиатром. Наверное, все.
 
Стихи собирала в нежно-пубертатном возрасте — переписывала в синие тетрадки. Сейчас тоже собираю стихи, и они у меня обитают в «Избранном».
 
Про цветы отдельно не собирала ни тогда, ни сейчас, предпочитаю живьем-с.
 
Про ник когда-то рассказывала. Была крайне популярна как-то мексиканская теленовелла, одна из героинь которой — дородная мамаша — бегала за своей дочечкой и истошно вопила: «Роза, дочечка, где ты?» Вот и муж в шутку стал ко мне обращаться, называя «розойдочечкой», со временем «дочечка» отвалилась, осталась «Роза». В жизни же я — Марина Феликсовна. Когда муж настроен по отношению ко мне особенно нежно, то называет меня «крысой». Занятно, правда?))))
 
IRIHA: А вот интересно, у Розы любимый цветок — роза?
 
— Да. Равно как и многие другие. Мне часто дарят цветы, если нет в доме подаренного букета, то я покупаю цветы сама. Рекомендую, кстати, всем: дом с цветами нежен и благороден.
 
IRIHA: Мне почему-то кажется, что ты должна любить наблюдать за морем, и чем оно неспокойнее, тем более тебе все в кайф. И дождь ты должна любить, а не жаркое солнечное пекло. Я не угадала?
 
 Я вообще люблю воду во всех ее ипостасях. Люблю и солнце, и дождь, и море. Сложно сказать — так люблю больше, так — меньше. С возрастом вообще начинаю от природы млеть — зачаровываюсь цветочками, букашками-таракашками и так далее... Поэтому давно всеми районными помойными котами прозвана своей.
 
Кот: Любимый цвет, любимый цветок, любимая музыка, любимое время года?
 
 Цвета люблю будоражащие, насыщенные: пурпурный, малахитовый, черный. Розовый вот — не очень. Цветы нравятся абсолютно все, всегда им рада. Дома практически каждый день есть букет цветов — либо подаренных, либо купленных самой себе. Очень рекомендую — идя домой, купить букет цветов. В душе сразу же рождается отдельно взятый маленький праздник. И отчего же ему не случаться минимум раз в неделю?
 
Музыка должна подходить под мое настроение и будет любима мной «здесь и сейчас». Я могу в ресторане, будучи подшофе, с удовольствием сплясать под Сердючку, вернуться домой и слушать с огромным упоением на следующее утро «Лакримозу», днем умилиться народной песне, а вечером восхищаться Элтоном Джоном. Я была в мае на оперетте Штрауса, через неделю на концерте Дианы Арбениной, а еще через неделю слушала Бутмана и Башмета. Бесконечно любимы мною Чайковский и Моцарт. Но какого-то определенного любимого стиля нет.
 
Со временем года сложновато. Здесь бывает промозгло и серо зимой и пронзительно жарко-оранжево летом. Израиль — король сплита: либо «да», либо «нет», либо «черное», либо «белое». Если же появляется нечто, менее контрастное — я это самое и люблю. Хотя, когда спокойно на душе, тогда и любая погода, любое время года не в тягость, не так ли?
 
Volcha: Роза, у тебя есть любимые рецепты? Расскажи, как готовишь, что получается :)
 
Оооооооооооо... Готовить терпеть не могу. В моем представлении, стоять три часа на кухне, потом это все заглотить и час мыть посуду — самоубийственное занятие. Любимый рецепт: положить на противень куски мяса, рядом с мясом — картошку, морковку, лук, кабачки, можно и фрукты, сбрызнуть подсолнечным маслом  и в духовку.
 
Все, что делается на кухне больше часа, меня приводит в состояние разъяренного кабана. Варю, потому что это необходимо. Танюш, я думаю, что из всего репертуара тем эта тема занимает суперпоследнее место. Хотя пожрать люблю страстно — приготовленное кем-то другим.
 
Ierene: Когда мы познакомились, ты постоянно кого-нибудь цитировала, я не могла понять где ты сама среди всего этого. Мне больше нравится, когда ты теперь о фильмах рассказываешь. Какое кино предпочитаешь? Домашний просмотр или кинотеатр?
 
— Цитировала я бесконечно, оттого что формировалась, училась, своего опыта и представлений о жизни недоставало, пользовалась чужими. Сейчас, видимо, отартиллилась, как черепаха, помудрела, цитирую меньше. Однако люблю это дело все равно.
 
Теперь что касается кино. Мне очень повезло в жизни, и я встретила человека, упивающегося кино, боготворящего кино и капельку-капельку научившего меня в чем-то разбираться. Он —бывший студент киноведческого факультета, ныне — мой хороший товарищ. Он объяснял мне азбучные истины о том, что кино — это не сюжет. Благодаря ему я познакомилась с фильмами Бабенко, Иоса Стеллинга, Анжея Жулавского, Феллини, Киры Муратовой, Алексея Германа-младшего, начала смотреть Тарковского, фильмы японских и китайских режиссеров. После «Зеркала» я читала интервью, по-моему, с оператором картины. Он вспоминал, что никак не получалась картинка с горящим стогом сена, и было принято решение добавить в кадр куст цветущего фиолетовым картофеля, и картинка ожила. Я рассказала об этом факте своему товарищу, на что он заметил, что это и есть КИНО. Каждый фильм заслуживает долгого-долгого разговора, не на «одной ноге». И придется брать и брать у меня интервью, пока читающая публика ни озвереет и ни предаст меня остракизму.
 
Я начала смотреть фильм «Париж, я люблю тебя» и зело рекомендую его тем зрителям, которым хочется легкости, недосказанности и полутонов. В фильме 20 коротких новелл о любви, о зарождении чувств, о Париже — все интеллигентно, изящно и очень вкусно. И смотреть кино предпочитаю дома.
 
Счастье было капризным, но милым кудрявым ребенком
 
Капелька за капелькой — бусинки блестящи.
Мне когда-то — маленькой снился сон о счастье.
Будто стала Золушкой и танцую с Принцем
До восхода солнышка. Злющие сестрицы
В спину ухмыляются .Ну и пусть. Нестрашно.
Девочки влюбляются .Навсегда . Отважно .
(«Или... настоящее?»)
 
Песня: Розка, а вот будучи маленькой (ну, не сильно, конечно), какой ты видела себя в будущем? Насколько совпало воображаемое с реализованным?
 
— Видела себя замужней учительницей русского языка. Отчасти совпало.
 
Volcha: Расскажи что-нибудь из детско-юношеских воспоминаний. Ты обмолвилась, что жила в Бобруйске. Правда? Нет, ну, правда, правда?!! Расскажи, а! Как это?
 
— Интересно, что существую вне городов, в своем пространстве, и города текут мимо меня. Меня не очень интересовал Бобруйск, и когда я его покинула, он мне ни разу не приснился. Я ходила в садик , потом в школу — это все тривиально. Как потом оказалось, Бобруйск был интересен его жителям, мне же — нет. И даже не знаю — почему. Меня интересовали театр, 2 кинотеатра, еще парочка зданий, несколько людей и мой домашне-книжный мир. Училась я в Могилеве, который тоже быстренько мной забылся. Есть какие-то смутные фрагменты, но и они мелеют в памяти. Думаю, город, в котором я живу сейчас, буду помнить — я делаю много домашних визитов, часто езжу в городском транспорте, посему город запоминается поневоле. Мои города — это мои книги, в них я ориентируюсь лучше.
 
Города текут мимо меня
 
Кот: Какие у вас были любимые книжки в детстве и что сейчас любите читать?
 
— Сложно ответить на вроде бы простой вопрос. Многие, многие и еще раз многие. Читать люблю страстно. Причем, без книги себя даже не помню. Чтение — моя бесконечная радость, приобретение, разговор, поддержка. Для каждого возраста — своя самая-самая книга, и, наверное, не стоит сейчас перечислять всем известное содержимое книжных фондов. Мой последний поход в библиотеку — это Эдвард Докс «Каллиграф», Диана Сеттерфилд «Тринадцатая сказка», две книги Анны Берсеневой: «Неравный брак» и «Ловец мелкого жемчуга», Борис Акунин «Фантастика», прошлый визит — это Кунин «Птичка», новеллы Татьяны Толстой, Акунин « Левиафан» , повести Довлатова, Вишневский, кстати, очень понравившийся, «Сотворение судьбы». Недавние потрясении — Кундера «Невыносимая легкость бытия» и Акунин «Алмазная колесница». Не люблю заумную литературу, о сложном и важном можно говорить просто, не люблю Вальмонт и Донцову — как-то раз честно попробовала читать Вальмонт и умерла на тридцатой странице. Но при этом при всем хорошую женскую прозу уважаю, нравятся , к примеру, Берсенева и Розамунда Пилчер. Хочу учиться, хочу алкать, не переставая, из источника — книги, хочу завтра стать на капелюшечку умнее, чем сегодня.
 
Ierene: Рози, ты какие в школе предметы любила? Как с рус. и бел. литературой справлялась? Какого преподавателя до сих пор помнишь? Когда впервые влюбилась?
 
— Уже в семь лет я представляла себя учительницей. И вообще, любила учиться, у меня это неплохо получалось. А где-то с шестого-седьмого класса я знала точно, что буду преподавать русский язык и литературу. Соответственно, к ним, родимым, и отно, возможно, потому, что не повезло на хорошего преподавателя, но это я забежала далеко вперед.
 
Я была толковой и старательной девочкой, таких обычно любят учителя, а я отвечала им взаимной любовью. Да и вообще, мне нужно существовать в атмосфере любви, правда. Посему, от школы остались преприятнейшие воспоминания. Мой дедушка был преподавателем белорусского языка и литературы, так что и с этим все понятно. Я читала в подлинниках Быкова, Мележа, Шамякина, мой дед преподавал несколько лет у Алеся Адамовича, дома он цитировал постоянно Янку Купалу и Якуба Коласа. В десятом классе я заняла первое место в городской олимпиаде по белорусскому языку и третье — в областной олимпиаде. Это был огромный успех для школы, я же, помнится, отнеслась к этому спокойно. Интерес к языкам и литературам был естественен, посему, наверное, и естественным было все остальное. Мне посчастливилось видеть на сцене Стефанию Станюту, спектакль игрался на белорусском языке... Я даже успела немного попреподавать белорусский, так как в школе катастрофически не хватало специалистов, но уровнем своего преподавания я довольна не была, все-таки я специализировалась на русском языке. Филологический факультет — это сложно, потому что нужно начитывать невероятное количество текстов. Теряется вкус слова, нужно гнать за сюжетом. Если остановиться и млеть над какой-либо страницей, ты теряешь темп. Я помню, что на пятом курсе у нас была страшная сессия, состоящая то ли из пяти, то ли из четырех литератур. Литература СНГ (армянская, литовская, казахская и так далее — у нас была строгая преподавательница, читать приходилось все), белорусская современная литература, современная зарубежная литература и современная русская литература — возможно, я что-то забыла: это было шестнадцать лет назад. Произведения путались в голове. Я и сейчас ловлю себя на том, что читаю взахлеб, не останавливаясь и не смакуя. Увы.
 
Предмет моей гордости — пятерка по античной литературе, которую нас просто заставила полюбить преподавательница. Про таких, как она, говорят, что сейчас таких не делают. Наверное, так и есть. Я забыла, конечно, многое из того, что мы учили, но она научила нас УВАЖАТЬ античных авторов. И чем старше я становлюсь, тем скорее и вернее я начинаю понимать, что многое и многими действительно сказано до нас — остается только это впитать и услышать. Я не знаю, Ирусь, это ли тебя интересовало, надеюсь, что да, так как меня эти воспоминания увлекли очень...
 
Здесь-то мы и остановимся на любви. Первую любовь я когда-нибудь опишу в новелле какой-нибудь. А вот о любви другого сорта. На третьем, кажется, курсе у нас была литература периода Пушкина. Если мне память не изменяет, то туда еще входили Батюшков, Баратынский, Дельвиг, Вяземский и, конечно, Денис Давыдов. Читал у нас курс С. Он был потрясающе нетипичным и говорил нам нетипичные вещи. Я — заметим в скобках — восемнадцатилетняя девица.
 
Он смущал своим Пушкиным и самим собой меня до судорог, я сидела на первой парте, млела от того, как он читает стихи, от его вязаных свитеров, от своей бурлящей во всех местах юности, наверное, я была влюблена... Я ловила каждый им произносимый звук и мечтала о том, как он обратит на меня внимание. Мое восемнадцатилетие — это большая наивность, чистота абсолютно во всем, отсутствие опыта, сомнений, косметики. Но шанс выпал, и я его захапала в свои наивные лапки. У нас было несколько практических, и королем одного из них был Денис Давыдов. Как оказалось потом, на него метила моя подружка, но я не сдалась, мне нужно было произвести впечатление на С. Подружка предъявила мне потом энное количество претензий, и Денис Давыдов тоже был в этом списке довольно значительной претензией, но я, как вы сами понимаете, не сдалась. Наступление шло по нескольким фронтам: я учила стихи Давыдова наизусть, я готовилась, и я вооружалась. Мной на меня же был наведен ультрааквамариновый макияж, я светилась, как неоновая вывеска, стихи выучились, я шла на абордаж. С. ничего не подразумевал. О, КАК же мне дорог был в эти двадцать минут чтения доклада и выступления на семинаре Денис Давыдов)))) Мои однокурсницы читали доклады заунывно, чтобы отделаться, ибо за стенами института их ждала более насыщенная и интересная жизнь, моя же насыщенная и интересная жизнь, сосредоточенная на С., была в институтской аудитории. После того, как я, страстная и взволнованная, закончила свое выступление, С. обратился к студентам со словами: «Скажите же мне, откуда у этого человека столь мудрые познания в жизни?»Затем он написал мне записку, и, наверное, не нужно говорить о том, что я читала ее на грани приступа стенокардии. Нельзя говорить «как я уже сказала выше», «выше» можно только написать, в речи же употребляется оборот «раньше» — это был запискин ))))))) примерный текст.
 
И все... На выпускном я призналась, что была к нему неравнодушна. Он, в свою очередь, признался в том, что я очень смущала его своим неотступным вниманием и боязнью пропустить слово либо минуту его лекции, что натолкнуло его на предположение, что я — «из органов». Что ж... Это были девяностые годы. А потом, помнится мне, мы поцеловались. А возможно, мне это приснилось впоследствии...
 
...презент перфект...
 
Мое желанье  стремиться вдаль,
Быть параллельной событьям, лицам.
И лишь коснуться парящей птицей
Тех, кто на вкус ощущал печаль.
(«Осенний июнь»)
http://rosa.resheto.ru/index.php?id=30335&page=1&ord=0
 
Песня: Душа моя, скажи, как ты умудряешься находить в себе силы быть столь неравнодушной, мудрой и невероятно комфортабельной в общении? Этому где-то учат? При всём при том, что работа у тебя отнюдь не придающая сил, а иногда и отнимающая все душевные ресурсы... как тебе удается собрать себя, быть цельной и позитивной натурой всегда и во всем? И сколь велика плата за это умение?
 
— Ну, я уж слишком благостной получилась; хорошо что уши не дают короне упасть. Социальная работа научила многому. Ведь не дают же будущему медику перед поступлением в институт сделать операцию. А будущий актер должен суметь прочитать артистично басню или отрывок из прозы. То же самое и соц. работники.  Во время вступительных экзаменов получаем на групповой динамике ситуацию и разбираем ее так, как это должен был бы сделать соц. работник — по наитию что ли, так что, наверное, что-то должно быть еще и внутри, чтобы совпасть с этой профессией. Я позже даже спрашивала себя, как так получилось, что я, не знавшая ничего о новой профессии, смогла прочувствовать очень сложную ситуацию, предложенную нам, абитуриентам, на вступительном экзамене. Это что касается учебы.
 
Что же касается всего остального... На мой взгляд, успех интервью и интерес к нему зависят от степени готовности человека обнажиться. Мы, в любом случае, оголяемся в стихах или рассказах, но здесь всегда существует лазейка, мол, это не я, а ЛГ. В интервью же никуда не убежишь. Я долго думала, до какого предела смогу допустить в свою жизнь. Выбрала личное пространство, за которое, наверное, доступа нет. А теперь предлагаю вашему вниманию себя —и никаких ЛГ.
 
Итак, все свое детство я прожила в атмосфере нормального советского двойного стандарта, классическое содержание которого можно определить так: улыбки, радушие, сдержанность, корректность, нарядная посуда — гостям; эмоциональная расхлябанность, несдержанность, разнообразный выплеск страстей —иногда в форме мата, и тарелочки попроще — своей семье. Впоследствии все вот эти везувийные страсти я привнесла в свою жизнь...
 
Пока не поняла, уже будучи в Израиле, что здесь все живут по-другому — здесь, в первую очередь, люди озабочены своими близкими. И где-то меня стукнуло по голове осознание, что что-то я делаю не так. А это уже — первый путь к изменению; осознание, что в твоих проблемах виноваты не слоны и жирафы, или там средиземноморский климат, а ты непосредственно сам.
 
Потом долгие годы дрессировала себя не повышать тон, не гавкать на близких цепной собакой, держать себя в узде, взвешивать последствия поступков.
 
Не далее как вчера видела я передачу о Сергее Аполлинарьевиче Герасимове и Тамаре Макаровой. Когда они поженились, была она бесшабашной хохотушкой, а долгие годы жизни с Герасимовым сделали из нее леди — сдержанную, спокойную и в любой жизненной ситуации собой владеющую. Вопрос в желании. Внутренний самоконтроль стал для меня законом, и крайне, крайне редко позволяю себе повысить тон, но даже это уже не мое. А когда учишься контролировать себя, то совершенно естественно из этого вытекает комфорт общения и позитив, так как собеседник, уверенный в твоей корректности и сдержанности, испытывает желание отвечать подобным. А если этого желания он не испытывает, то мы просто прекращаем общаться, и это уже не предмет моего внимания. Единственное исключение — работа, где я сталкиваюсь иногда и с агрессией, и с хамством, но за подобное общение я получаю деньги, и это отдельная история.
 
Что же касается неравнодушия, то на сегодняшний день эту роскошь — волноваться за кого-либо — я позволяю себе только по отношению к тем, кого я, как минимум, уважаю; большинство же людей не вызывают у меня никаких эмоций, ибо, как ты, Танюш, правильно отметила, работа моя требует очень большого использования духовных ресурсов. Так что, когда видите меня спорящей у нас в Кулуарах, знайте, что вы мне близки. Не больше и не меньше.
 
Как я уже говорила, эмоции  — это только близкие люди. В общении с ними могу и поспорить, и накукситься, и пошипеть. Их, в общем, не так уж и много. Поэтому никак не могу понять ярых споров, когда люди нервничают, огорчаются или гневаются на посторонних. Посторонние — они посторонние и есть. Что же с них взять?
 
Я всегда говорю, что привилегия «обидеть» дана только родным, только близким. Они — в твоем сердце, и поэтому им так легко в него вонзиться, далеко идти не надо. Очень страшно, когда предают любимые, так как влюбленные люди дарят им себя, а получить взамен предательство — это слишком неравноценный обмен...
 
 
Bess: «Я вижу Бога в каждом человеке. Когда я забочусь о прокаженных, я чувствую, что я нянчу самого Господа. Не чудесное ли это переживание?» (Мать Тереза). Роза, у тебя одна из самых лучших и самых трудных профессий на земле. Расскажи, как ты ее выбрала.
 
— Я дожна была стать социальным работником, и сопутствовала этому практически рождественская история... Я мыкалась по очередным работам и в этот конкретный период работала ночной сиделкой у очень и очень обеспеченной дамы. Днями я была свободна, аки птичка, и нагрянула как-то ко мне подруженция, которая приходит в гости крайне редко. Пошла, значит, я ее проводить, да и заглянула в магазинчик, в котором лежала обычнейшая русская газета с объявлением, что университет набирает на обучение людей с уже имеющейся первой/второй степенями. Название же факультета — соц. работа. О СР я имела более, чем смутное представление: решает какие-то проблемы, чем-то как-то когда-то кому-то помогает, и, пожалуй, все... Я перезвонила на кафедру, мне продиктовали телефончик, я запомнила его на ходу, на ходу же по этому телефону перезвонила, никто мне не ответил, но вежливо попросили оставить свои данные, что я и сделала, напрочь через десять минут об этом забыв.ъ
 
Проходит несколько дней, и мне перезванивают. Надо принести диплом, кучу подтверждений и ет сетера, ет сетера... Так как работаю я по ночам, и при этом неплохо зарабатываю, то у меня есть все возможности ПОСТУПАТЬ В УНИВЕРСИТЕТ, что я и делаю, будучи уверенной АБСОЛЮТНО, что куда уж со свиным-то рылом... Все происходящее представляется мне игрой под названием интересненько, любопытненько. Я глубоко-глубоко уверена, что в университете учатся боги, а я же — всего лишь смертная... Итак, экзамены — иврит, английский и групповое собеседование. Английский первый. Уже встав на этот путь, я осознаю, что бесконечно боюсь — неродного языка, финансовых сложностей, организационного беспорядка и, вообще, новизны.
 
Когда я спросила у брата, что же мне делать, он объяснил мне, что: а) Вселенная обычно дает человеку шанс, б) если человек этим шансом не пользуется, она дает ему урок, в) если же урок не усвоен, человек получает наказание. Я очень струсила перед Вселенной и решила все-таки идти поступать, чтобы она не разозлилась. Пусть она видит, что я пыталась, а дальше уже с меня и взятки гладки.
 
Буквально недели за полторы перед первым экзаменом я попадаю в аварию, причем мне объясняют, что если бы я сидела не рядом с водителем, а сзади, то мне бы отрезало ноги и капут был бы на месте. Все время после аварии у меня проблемы с выходом на улицу — трясутся руки-ноги, я не могу сосредоточиться и прочитать хотя бы страницу текста — и, представляя собой просто изумительный пример подготовки, я прихожу на экзамен по английскому. Все волнуются, абитуриентская масса трепещет, мне же экзамен до фонаря, так как почти все до фонаря. Что я там отвечала — не помню, помню только дикую радость от того, что я СМОГЛА ПРОЧИТАТЬ СТРАНИЦУ И МЕНЯ НЕ ЗАТОШНИЛО. Все нервничают, я же счастлива из-за того, что я жива — это тоже, как оказалось, неплохо.
 
Следующий экзамен — собеседование, перед ним я звоню на кафедру иностранных языков, чтобы спросить свою оценку по английскому, и мне говорят, что мою работу найти не могут. Я, обращаясь ко Вселенной, говорю, что, мол, это не мои проблемы, я же поступаю, и с этим всем иду на динамику, на которой опять же все, кроме меня, волнуются, а я, естественно, нет, экзамен мой потеряли, ехать мне через пару часов на ночную работу, голова после аварии, как чугун — какие же могут быть волнения...
 
Посему, я раскрепощена, уверена в себе. И сейчас я вспоминаю свое поведение на собеседовании и ставлю себе высший балл — ай да, Маринка!
 
Когда мы выходим из аудитории, моя знакомая, сдававшая вместе со мной, говорит (мы сидели кружком и на двух полюсах — двое экзаменующих), что экзаменующая возле нее разделила лист бумаги, как на дольки апельсин, и напротив нескольких фамилий только стояли плюсы, и она мне говорит, «плюс» был и напротив тебя. И в этот самый момент желания мои и Вселенной совпали. «Плюс» решил все. У меня появился спортивный интерес, и мне ДЕЙСТВИТЕЛЬНО захотелось поступить.
 
На следующий день нашелся экзамен по английскому, и на иврит я пришла с желанием побеждать, но... Требовался 4-й уровень знания языка, у меня же был 3-й... И я попросила экзаменующую дать мне тест для 4-го уровня сложности. И когда я увидела экзамен, вспомнила этот текст, который уже читала и разбирала на одном из каких-то пройденных уже языковых курсов...
 
...Я сейчас думаю, что промысел небесный был во всем этом. Со мной поступало много народу, они хотели поступать, они годами (!) проверяли все возможности и ждали. И, в итоге, их ждал провал. Такие программы для лиц с высшим образованием — явление здесь не очень частое. У меня все получилось, как цепочка случайностей, такой, что выпади одно из звеньев, возможно, этого бы не было.
 
Я живу в этой профессии, Лен, я обожаю ее, причем, работая на двух работах, я люблю их ОБЕ...
 
Судя по всему, это не я ее, а она меня выбрала — и только сегодня я это поняла...
 
Неправильное счастье
 
Она — капризна и мила,
И у нее — свои дела
И мир прекрасен.
 
IRIHA: Роооооооооооооза! Радость моя! А скажи, ты меня все еще любишь?
 
— Ишо бы! Страстно))))
 
IRIHA: А если серьезно, то вопросов к тебе накопилось много. Во-первых, когда ты наконец-то соберешься с духом и прилетишь на встречу с реальными решеторианцами?
 
— Что касается полетов-перелетов и прочих разнообразных путешествий — это, миль пардон, — полный копец. Я человек болезненно домашний и сидящий в закрытой ракушке. Даже выехать на несколько часов в город по соседству требует от меня большой душевной работы, не говоря уже о чем-то более глобальном. Не думаю, что это агрофобия, но путешествия, поездки, улетания и уплывания — это все для меня более, чем печально. Я единственный раз была в Германии за 13 лет — и это был маленький , камерный такой подвиг. Так что пока вопрос встречи — вопрос очень и очень открытый.
 
Max: Роза, а в Сидней? Или в Италию в июле — можно пересечься, все ближе, чем географическая родина.
 
— Про поездки я уже написала. Возможно, я преодолею себя и стану Миклухо-Маклаем. Но это потом. Позже.
 
IRIHA: Раскрой секрет терпения, потому что у тебя его в избытке, я-то знаю.
 
— Очень и очень стараюсь быть терпеливой, видя вокруг себя примеры просто тотальной нетерпимости. Это возвращает меня к вопросу о самоконтроле. Значительно проще взорваться, и, следует заметить, что обычно мы срываемся на подчиненных, на детей и на просто-напросто зависимые от нас существа.
 
Практически никто из нас не позволит себе гаркнуть на придурочного начальника, на соседку, которая периодически одалживает нам деньги и так далее... Так что, суть моего мессиджа очень проста — мы терпеливы, когда нам это выгодно, либо когда у нас нет выхода и мы зависимы, значит, терпение можно внутри себя организовать и воспитать в нужную минуту. Когда я пришла к выводу, что терпеливость есть не черта характера, а выработанная модель поведения, социальная мимикрия, что ли, мне стало проще. Это возможно, это достижимо, и при желании все мы будем предельно терпеливы по отношению друг к другу.
 
Предельно терпеливы
 
IRIHA: Ты в ангелов веришь? Каким он тебе видится?
Volcha: Розочка, есть ли у тебя ангел? Каким ты его видишь?
 
— Ангела своего я описала в новелле «Он жил в коробке». И спасибо тебе, Ириш, что ты о ней напомнила. Наверное, мой ангел полный, кучерявый, любит животных и оладушки с яблоками, очень похожий на главного героя новеллы .Он никогда на меня не ругается, а за провинности пожуривает, он очень меня любит и бережет, а заодно — и моих близких. Он — ХОРОШИЙ.
 
В жизни моей не было такого Жени, но были похожие на него, и новелла мне когда-то приснилась. Она пришлась по душе читающим, и я этому очень рада.
 
Радуюсь, кстати, безумно, когда отмечают в каких-либо конкурсах, когда вхожу в число финалистов, попадаю в «Избранное». Это делает меня счастливой...
 
Слушала интервью с режиссером Львом Додиным о всяческих театральных премиях. Он заметил, что так как все люди одиноки, то внимание к другому человеку, в том числе наград, — это вид нежности по отношению друг к другу. Согласна с этим полностью. Так что, и вы, читающие то, что я написала, — моя нежность...
 
IRIHA: Что для тебя дружбы и какое значение она для тебя имеет? Разделяешь ли ты дружбу на мужскую и женскую?
 
— Дружба... На мой взгляд, нет понятия более затертого, что ли... верный друг, неверный друг, рука друга и так далее. В детстве дружила взахлеб, дарила с размахом себя. Твоя жизнь — моя жизнь и так далее. Бывали у меня и друзья-мужчины. Были мы прекрасно-категорично-юными, несли всякое, и не только чушь. И, наверное, это было правильно. Когда жить всяческими страстями, ежели не в молодости? Когда я оказалась здесь, в Израиле, прокалькировала свои взгляды на жизнь и попыталась быть той же и дружить так же.
 
Найдены были, как мне показалось, достойные для этого мероприятия — моей дружбы — кандидатуры и... этим кандидатурам был предложен мой сценарий взахлеба и самоотдачи. То есть ничего не изменилось с моей стороны и, мягко говоря, была неполная адекватность с противоположной. Мои разочарования, горечь, осознавание неудач и ошибок взяли много времени, самое сложное было — понять, почему, если я — ТАК, то ко мне — ИНАЧЕ.
 
Это, кстати, очень характерно и для любви.
 
Цветаевский вопрос «Мой милый, что тебе я сделала?» вполне применим и для дружбы...
 
Нам, естественно, хочется давать и получать взимообразно тепло, любить и вызывать подобные чувства, хочется чувственной и чувствительной пропорции. Увы...
 
Только в математике два да два — четыре... Сейчас у меня три подруги, которые для меня много значат. Я понимаю и принимаю их занятость, то, что не всегда по разного рода причинам они могут немедленно откликнуться на мой призыв, но они обязательно сделают это, когда смогут. Они дарят мне много добра и я надеюсь, что могу ответить и отвечаю им взаимностью.
 
Я не умею приятельствовать, да и не люблю, если честно. У меня человек — либо друг, либо — посторонний.
 
Виртуальные подруги — как раз тот самый случай белой зависти, когда вы — вместе из-за географических обстоятельств, я же — отдельно. И мне жаль, что это происходит именно так.
 
IRIHA: В-шестых, в разведку со мной пойдешь? А еще с кем?
 
— В разведку пошла бы с тем и тогда, когда бы это было бы продиктовано обстоятельствами. И, пожалуй, больше к этому добавить нечего.
 
Volcha: Если бы ты стала президентом страны, что бы сделала? Какие бы указы указала? И ваще, мир, дружба, жвачка? ;)
 
 Я никогда не буду президентом страны, поэтому мечтать о подобном не могу, как и представлять это. Я хочу стать порядочным человеком, и в качестве порядочного человека хочу жить максимально комфортно и надеюсь, что люди, с которыми я общаюсь, подходят мне по соображениям морали и этики, соответственно, я указываю указ — быть благородными и порядочными до такой степени, до коей это возможно...
 
Вишня: Мариночка, не скучаете ли Вы по своей исторической родине? И что послужило толчком к отъезду? Не было ли впоследствии сожалений и желания вернуться?
 
 Толчок к отъезду — чувство незащищенности, уязвимости что ли. Я хочу привести пример. Я ходила здесь недавно голосовать и по дороге увидела валяющегося на асфальте явного хомлесса, босого и крайне неприглядного. Я позвонила в полицию, объяснила, где это, и дальше пошла голосовать, когда я возвращалась — это примерно минут через 15–20, я уже увидела «Скорую» возле этого человека. Я не говорю, что моя нынешняя страна идеальна, но некоторые вещи меня просто поражают. Здесь потрясающее отношение к старости.
 
Пример. Во время войны я в автобусе подъезжаю к остановке, и вдруг — сирена. В округе нет укрытия, кроме здания поликлиники, куда, естественно, бежит куча народу. И на входе в поликлинику — узкий перешеечек, куда можно заходить по одному. И прямо туда кое-как, еле-еле плетется бабуля. ВСЕ (!) бегущие люди останавливаются перед перешеечком, она спокойно (!) его переходит, за ней стоит уже очередь торопящихся людей, и никто не сказал ей НИ одного слова, не говоря уже о том, чтобы ее толкнуть... Я была тогда потрясена — центр города, высокая вероятность попадания ракеты, полная сосредоточенность и корректность по отношению к пожилому человеку.
 
Здесь раздолье детям, я не видела израильтян раздраженно орущими на детей. И, в любом случае, я уверена, что как бы ни сложилась моя жизнь, в свои последние дни я буду досмотрена — и эти мысли неслучайны, ибо я сталкиваюсь со Старостью ежедневно...
 
У меня здесь есть чувство социальной защищенности, чего у меня не было в Белоруссии...
 
И здесь все просто — ты хочешь хорошей жизни? Нет проблем, работай 24 часа в день — и у тебя все будет. У меня много подчиненных на первой работе, и их предпочтения различны — кто-то хватает все подряд — замены, подработки, кто-то предпочитает минимум труда и минимум зарплаты — ЭТО ТВОЕ ЛИЧНОЕ ДЕЛО...
 
Желания вернуться нет и не было. Сожалений нет и не было.
 
Скучаю я очень по культуре, тоскливо бывает в праздники, потому что израильские праздники мной еще не впитаны, русские здесь, естественно, празднуются не на государственном уровне. Новый год, День Победы — здесь обычные будние дни.
Моя культура — это русская культура, я читаю по-русски, смотрю русское ТВ, хожу в русские театры, так что в этом плане я «русской» и осталась, с друзьями я тоже говорю по-русски. Спасибо. Хороший вопрос. Мне было приятно на него отвечать. По-русски)))))
 
IRIHA: Мариш, заветное желание реализовано или еще нет? Про само желание не спрашиваю. Оно у каждого тайное.
 
— Реализовывается. Мое желание — достижение внешней и внутренней гармонии. Над чем и работаю ежечасно, ежедневно и еженощно.
 
IRIHA: У тебя есть рецепт счастья?
 
— Да. Есть. По моему убеждению, все, кроме стихийных бедствий, войны и неизлечимой болезни, зависит только от меня. Я ответственна за все в своей жизни (кроме вышеперечисленного), соответственно, ответственна и за свое счастье. Если мне дорог человек, я за него борюсь всеми силами и не опускаю руки. Я не могу пожаловаться на бездеятельность — если мне нравится театр, я иду на вторую работу, чтобы заработать на билет себе. Если цветы делают меня счастливой, я не жду, чтобы мне их подарили, а покупаю их себе сама. Примерно, так. Моя родственница хотела выйти замуж. В этом для нее было ее счастье. Она похудела на невероятное количество килограммов, занялась спортом, начала знакомиться через Интернет. У нее было более двадцати (!) неудачных попыток... Нынче она замужем, ждет ребенка...
 
Роза без шипов
Все абсолютно стихи о любви
 говорили моим языком
 
Dashka: Роза, а вы шипы выпускаете, хотя бы иногда?)
Кот: Да, я согласен с Дашкой: Ваших шипов ни разу не видел. В каких случаях Вы их используете (если вообще используете)?
 
— Сложно сказать однозначно — в этих использую, в этих — нет. Но, в большинстве случаев, правом обидеть меня и, соответственно, получить в ответ шипом обладает не каждый.
 
IRIHA: Приподними завесу умения быть не завистливой, не злобной, не... вопчим — про все свои не... расскажи. Ага? Танюшка права, ты добра, и, по-моему, на 200 процентов, а вот какой ценой?
 
—  Что касается зависти и злобы... Бываю завистливой, с годами поняла, что присутствует этот грех. Поняла, что необходимо с этим делать — перевести зависть из чувства разрушающего в созидающее, то бишь поменять ее цвет — сделать ее, родименькую, белой. Ах, у тебя что-то есть? Здорово! Пусть у тебя будет, и пользуйся на здоровье! И я этого же хочу — и пусть теперь это будет у нас обеих. Увлекательнейшее занятие, хочу вас уверить, пропалывать внутри себя недостатки, расти, совершенствоваться, стать сегодня терпимее, чем вчера, завтра добрее, чем в прошлый вторник. И заметила я вот что — раньше тянулась я к людям, к общению, а сейчас многие начали тянуться ко мне — и ставлю это себе, не лукавя, в заслугу...
 
Незлобная я потому, что жалостливая. Мне всегда и всех жалко — женщин бедных, что тянут на себе работу, семью и иже, мужчин, которые тяжко и много работают, детей, что бесправны, зверушек, которых стреляют. Я на муравья стараюсь не наступить, потому что жалко... Мне кажется, что человек жалостливый не может быть злобным априори.
 
IRIHA: Про силу воли еще расскажи — она есть у тебя или вы с ней в контрах?
 
— Сила воли есть, кроме двух моментов. Встреча с любовью — я становлюсь очень зависимой от чувства. И встреча со сладким — здесь я моментально парализуюсь и иду на веревочке к шоколадке или к зефиру.
 
Volcha: Что тебе дают испытания в жизни? Становишься другой? Или остаёшься такой же? Или мудреешь? Или глупеешь? Вообще, что такое испытания?
 
 Чудесный вопрос. Я думаю, что испытания делятся на благодеятельные, призванные человека закалить и продвинуть, и разрушительные. Мой пример. Я приехала в чужую страну на девятом месяце беременности, родила, работал один муж, и я очень хорошо узнала, что такое нужда. Так как нужны были деньги, а ценности я в качестве филолога не представляла, то пришлось пойти уборщицей в ближайший магазин — это было особенно интересно, учитывая то, что я в жизни, кроме маминой квартиры или дедушкиного дома, в особо крупных размерах не убирала ничего. Параллельно я учила язык и вскоре заинтересовала руководство, увидевшее, что по магазину ползает нечто невнятное, с трудом размахивающее тряпкой, но бормочущее при этом особо умные афоризмы на иврите. (Когда я убирала кабинет директора, то на иврите заявила ему: «Суета сует». И на меня обратили внимание.)
 
Я была первой в истории этого магазина уборщицей, сделавшей гигантский карьерный рост, шагнув из уборщиц на кассу. Все кассы были компьютеризированы, и нужно добавить, что я комп видела впервые. Я вернулась домой с убеждением, что здесь на кассах работает исключительно профессура. Было освоено и это. Я попадала под сокращения, мыкалась — тыкалась, пока не поступила в университет (это отдельная история). В университете зачастую я не понимала даже то, с чего начинал преподаватель лекцию, не говоря уже о том , чем он ее заканчивал. Будучи гуманитарием, заучивала наизусть статистику, не понимая ни слова. Но закончила универ со средним баллом 85!
 
Если бы мне еще полтора года назад сказали бы, что я буду работать 54–58 часов в неделю на двух работах, при этом успевая заниматься семьей, читать книги, ходить два раза в неделю в бассейн, минимум раз в два месяца в театр, обязательно раз в два месяца в библиотеку, я бы рассмеялась. Но это ФАКТ. Теперь зато я практически ничего не боюсь и знаю, что смогу себя обеспечить, равно, как и помочь близким — если понадобится.
 
Все, о чем я писала, естественно, помогающие в развитии личности испытания.
 
Предательство друзей, вернее тех, кого я называла друзьями, обиды, нанесенные близкими людьми, а также любовные раны, когда двое родных когда-то людей не могут найти общего языка из-за непонимания или нежелания понять, то когда тобой пользуются люди, которых ты считаешь порядочными, — все это в совокупности испытания болезненные и способные разрушить веру в благородство, дружбу, любовь. Хочется верить, однако, что и пользительные и вредные испытания в совокупности сделали меня сильнее. И, одновременно с этим, понедоверчивее, пожестче, поглубже. Это был классный вопрос.
 
Песня: Кем ты видишь свое чадо в будущем? Огорчишься ли, если ваши с ним взгляды на это будущее будут диаметрально противоположны? Как поступишь в этом случае?
 
 Хочу, чтобы мой сын был здоровым и порядочным. Мне очень важно, чтобы он закончил университет; факультет не имеет особого значения. Если наши взгляды будут противоположными, меня это, думаю, огорчит, но все равно меньше из-за этого любить его не стану. Вот, пожалуй, и все...
 
Ри: Рози, дорогуша, попадала ли ты в ситуации, когда стоял жесткий выбор между велением сердца и велением разума? Смотрю я на тебя — яркую, чувственную, сексуальную, пылкую, а также рассудительную, спокойную, обстоятельную, дружелюбную, отзывчивую миротворицу и хочу знать: чего в тебе больше — сердца или разума?
 
 Ух, какой классный вопрос! Есть такой семейный психотерапевт Ми(е)нухин, по-моему, это он ввел в оборот понятие «дифференциация». Суть такова: существуют эмоция, мысль и действие. Нормальному человеку нужно стремиться к тому, чтобы между этими парадигмами было нормальное приличное расстояние, то есть — ты что-то решил сделать, скажем, расстаться с партнером, потому что вы поссорились. Гнев после ссоры — эмоция, желание расстаться — мысль, в эту же секунду позвонить или написать смс с выводами, чтобы я тебя больше в своей жизни не видел — это действие. К чему в данной ситуации призовет Минухин? Да, ты сердишься, но дай же себе остыть и дай себе уже во взвешенном состоянии время и условия подумать над причиной ссоры — а вдруг все есть не так, как ты себе нафантазировал и ты ошибаешься?
 
Значит, ты уже не совершишь моментальное действие — разрыв отношений, то есть, между эмоцией, мыслью и действием есть временной промежуток. Если бы Отелло читал труды Ме(и)нухина, он бы навряд ли задушил бы Дездемону.
 
Теперь обо мне.
 
Эта самая дифференциация была у меня в юности зашкаливающе низкой. В народе это называется — делать то, что захочет левая нога. Я была бешено импульсивной, командовало мной сумасшедшее сердце, и, наверное, это правильно — для этого и существует юность. Сейчас я надеюсь, что это позади, во всяком случае, к этому стремлюсь. Пылкость, горение, взлеты и полеты на помеле — это чудесно, когда ты отвечаешь только за себя. А я сейчас не могу себе позволить подобную роскошь — эмоции взахлеб, так как есть люди, за которых я отвечаю.
 
Ломать, как известно, не строить. Я очень много ломала дров и оставила за собой их целую поленницу, слава Богу, где-то успела одуматься, а где-то элементарно повезло. Наверное, Рита, мои проповеди звучат уныло и скучно, хотелось бы, возможно, узнать, что до сих пор из моей задницы торчит синий факел. Но этого нет. И поверь мне, что голова должна быть на плечах ВСЕГДА, после особо великолепных пиров наступает особо горькое похмелье...
 
Pesnya: Бывает ли тебе страшно перед принятием какого-то решения, от которого многое зависит? Что более тщательно взвешиваешь: возможные последствия от принятия решения или их же от отсутствия такового?
 
 А вот интересно следующее... Из 20 йогуртов в магазине мне сложно выбрать один, зато я очень легко изменила жизнь, эмигрировав в другую страну. Сейчас, да, учусь взвешивать и последствия, и отследствия.
 
Строка потребует немало...
 
Метафоричность бытия —
Слеза, строкою заменившись,
Так и не выплеснет себя,
А превратится в одержимость
 
 
Pesnya: Как попала на Решето? Что было изначально, стихи твои или Решето сподвигло на креатив?
 
 Я написала одно стихотворение, когда поступила в университет. И оно себе лежало у меня и лежало. А тут в гостях у меня был брат, лично знакомый с одним стихоторианцем. Брат у меня обожает всякую секретность, поэтому я не скажу, кто это именно. Этот человек рассказал моему брату о сайте «Стих.ру». Без него я бы и не знала о существовании сетературы.
 
Стихи я писала крайне неуклюжие, неловкие, но мне повезло — и на меня обратил внимание Флэкс (Андриян Ниткин), обратил и чему-то научил. Я познакомилась на Стихе с Ирихой, Гариком, Пнеумой, Валерой, Отвертычем, Леной Бесс, STR и другими ребятами, потом Ириха и STR рассказали о «Решете» и пригласили меня туда — вот и все вкратце.
 
marko: «Хороший стиш, только грустный». Как Вы, Роза, относитесь к такому комментарию? Обязательно ль поэзия должна нести в себе позитив?..
 
— Вот! Вопрос в яблочко. Когда-то с моим товарищем — любителем кино я шибко поспорила на эту самую тему. Он возмущался при мне: а) зрителями, спрашивающими о конце фильма, — есть ли там тот самый хеппи, и б) зрителями передачи «Ледниковые периоды». По его мнению, искусство не должно обслуживать. Я же периодически хочу поцелуев в диафрагму и каждый раз мечу икру при «Ледниковых периодах». Чтобы объяснить кое-что, я совершу экскурс в одну мою рабочую неделю .Я работаю утречком в компании, отправляющей по домам нянечек в помощь престарелым, а по вечерам — в Доме престарелых. Моя неделя началась с того, что одну мою иностранную рабочую забрали в полицию по подозрению в насилии, совершенном над бабушкой. Продолжилась она разбирательством дела о сексуальном домогательстве на работе, вчера в моем кабинете рыдала женщина из-за того, что кое-кто из ее близких мучительно стесняется во время замены памперсов, а помочь она ничем не может.
 
Один из рабочих моментов-домашний визит к человеку, с которым надо было поговорить по поводу предполагаемого насилия по отношению к собственной матери.
 
У меня в кабинете плачут все время взрослые седые дети, которые вынуждены отправлять своих родителей в Дом престарелых, которые уже не могут со своими стариками и без них не могут тоже, я беседую с дементными стариками, я каждый день (!) неоднократно встречаюсь с Альцгеймером, памперсами, отчаяньем, финансовой и духовной нуждой, многие мои разговоры сводятся к пролежням и вставным челюстям.
 
Хочу вспомнить анекдот о том, как судили врача-гинеколога. На вопрос судьи, зачем гинеколог убил проститутку, гинеколог ответил, что с утра он работал в клинике, днем делал аборты, а вечером вел частный прием. Когда же он возвращался домой, то его позвала проститутка со словами : «Идем, я тебе что-то покажу!»
 
То есть, мораль немудрена.
 
Мне хочется, и я настаиваю на своем на этом праве —позитивных концов, таких же начал. Я хочу как можно больше «Ледниковых периодов», потому что моя психика должна отдыхать от тремора, делириума и Паркинсона. Потому что я страстно люблю свою работу, и я хочу не успеть износиться на ней сердечно раньше срока.
 
Но я понимаю и тех, кто любит грустные стихи, сама их иногда полюбливаю, если не шибко загнана. То бишь, если человек хочет легких жанров — это ЕГО право, если же от искусства он требует железовыйной правды — это тоже ЕГО право.
 
Поэзия не обязательно должна нести в себе позитив, вопрос, что мы ищем в поэзии — зеркало или утешение. И каждый из нас имеет право на свой ответ.
 
Volcha: Роза, как ты относишься к чужому стихотворчеству? Что нравится, что нет? А к своему? Что удалось, что хочешь поправить, улучшить?
 
— Я позволю себе заявить, что кое-что я в литературе понимаю. Я могу расчленить стихотворение на составляющие, холодно подсчитывая при этом количество оксюморонов, эвфемизмов, метафор на условную единицу текста. Подобная поэзия на очень короткий срок интересна моему уму.
 
А НРАВИТСЯ мне то, что заставляет меня сказать себе-надо же, это же про меня или — все так просто, отчего же я сама не догадалась? Мне нравится, когда простым человеческим языком пишут о чем-то важном и главном, когда я не восхищаюсь формой, а забываю, что это не проза, а стихи, я люблю ассонанс автора с моим сердцебиением.
 
Бывает и другая поэзия, ее я не люблю, но допускаю, что ее любит кто-то другой.
 
Из своих стихов нравятся где-то, может, двадцать. Все они достались мне за дорогую плату. Стоят ли они моего страдания ? Я еще не ответила для себя на этот вопрос.
 
Pesnya: Какой твой любимый автор (классик, современник, сетератор, другое)? Любимое произведение, осевшее в душе, как творение всех времен и народов, за которое б лично ты присудила б 3 нобелевки как минимум)?
 
— «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова
«Московская сага» Аксенова ( вечная память)
«Динка, или Повесть о первой любви» Осеевой
Романы Акунина
Лирика Ахматовой
Лирика Мандельштама
Лирика Тушновой
«Театр» Сомерсета Моэма
«Медный всадник» Симонс
Романы Дафны Дюморье
Повести Грекова
и... ∞ дальше.
 
Любимого однозначно сетератора нет. Но есть стихи, которые должны жить, не исчезая. Все очень просто: мои пристрастия — в моем «Избранном».
 
Pesnya: Есть ли иные способы утолить жажду творчества, кроме стихов и прозы? Ну там, живопись, пение и пр.?)
 
 Я всегда не умела и любила петь)))) Причем, на люди меня выпускать было нельзя — во избежание, так сказать. Но... В Доме престарелых я создала группу поддержки со своими пациентами, а старички в моем отделении — практически все — русскоговорящие, и вот мы с ними беседовали-беседовали несколько недель, поддерживали друг друга, поддерживали, а они мне как-то и говорят: а давайте споем. Теперь мы периодически поем старые добрые русские песни. Я с душой и фальшиво старательно им подпеваю. Это очень здорово утоляет у меня все. У них — не знаю. Я все время извиняюсь за свое душераздирающее пение, но они ко мне снисходительны, наверное, потому, что очень и очень плохо слышат...
 
marko: Как Вы, Роза, думаете, имеют ли электронные книги и аудиокниги преимущества перед традиционной бумагой? И кто победит?
 
 Печальный для меня вопрос, потому как ни такие, ни сякие книги не смогут, на мой взгляд, победить в скором будущем материлизацию мира. У меня очень много знакомых и читают из них единицы. Мне недавно рассказывала подруга о подслушанном ею в Доме престарелых разговоре. Обращалась врач к медсестре с предложением дать почитать последней статью о Лилии Брик, на что медсестра очень недоуменно спросила о том, кто же такая Лилия Брик.
 
Мой сын читать не любит, на работе я чувствую себя чужой, когда люди начинают говорить на непонятном мне языке, перечисляя в Торговом Центре все магазины — какой рядом с каким, а я даже не понимаю, о чем речь. Но это так, решила побрюзжать.
 
Я люблю обычные книги, а так как делаю много домашних визитов и машину не вожу, то всегда таскаю с собой книги — читаю на остановках, в автобусах, и очень гармонична сама с собой. Кто же или что же победит в соревновании — традиция или новаторство — не знаю, в моем конкретном случае всухую выигрывает бумага.
 
Женский вопрос
 
Донна Роза
 
Приходила к тебе по росе,
Намочила цветастый подол.
...И стихи свои - россыпью все-
Написала, чтоб ты их прочел.
(«Женщина»)
http://rosa.resheto.ru/index.php?id=23750&page=3&ord=0
 
Volcha: А еще, Розочка, ты рада быть женщиной? Как ты себя ощущаешь в этой ипостаси? А вот если бы ты родилась мужчиной, как бы себя вела, чувствовала, думала? Писала бы стихи? Воевала бы с мельницами или больше бы к философии и миротворчеству таки склонялась, м?
— Я думаю иногда, что во мне больше мужского, чем женского. Поясню. Самая великая привилегия мужчины — Поступок. Я не о том, конечно, что на это не способна женщина. Но как-то уж повелось, что более ведет он, а она, скорее, ведома. Так вот, так уж случилось, что я часто веду — к добру или не к добру. Когда я видела, что мои личные отношения заходят в тупик, я находила в себе смелость и силы идти первой на примирение, быть снисходительной, понимать. Я никогда не боялась отстраивать разрушенное, и, совершая таким образом для женщины поступок, я сохраняла отношения и сохраняла любовь.
 
Когда я поняла, что кризис — это не фунт изюма, я пошла работать на две работы, не стеная, что цены поднялись. Под моим руководством сейчас работает около пятидесяти человек, а я до этого не руководила даже тремя. И так далее...
 
Если бы я была мужчиной со всеми вторичными и первичными, то я бы ломалась в закрытую дверь, к примеру. И, зная даже, что я могу быть отвергнута, я бы все равно, как герой книги Кизи «Полет над гнездом кукушки» имела бы право сказать: «Я пытался».
 
Если бы я была бы мужчиной, я берегла бы своих близких так, чтобы они были бы уверены в завтрашнем дне и ничего бы не боялись. Я бы философствовала бы, конечно, но одновременно с этим я бы несла ответ за прирученных и приручившихся... Стихи бы я писала , как наш автор Сержан, — он болезненно честен в них, и, будь я его женщиной, я бы ушла за ним туда, куда бы он меня позвал...
 
А мир я люблю вне зависимости от гендерных признаков. Вот.
 
Но я — женщина, посему я обожаю декольте, умудряясь даже зимние свитера покупать просвечивающиеся и низко вырезанные, я люблю кокетничать, обожаю флиртовать, мне сигналят машины. Недавно, когда я пришла на вечеринку, даже мои подруги, любящие откровенную одежду, были шокированы степенью МОЕЙ откровенности. Я люблю провокацию, яркие цвета одежды, мне нравятся жадные взгляды. И, самое интересное, что все, написанное мной по поводу этого вопроса — правда.
 
Вишня: А настоящая женщина? Какая она? Что делает женщину женщиной? Если верить Лайме — «зубы, волосы и туфли». А если не верить Лайме? :-)
 
 И снова пример. Тамара Семина была уже звездой, а в браке она состояла с мужчиной, которому не удалось себя реализовать. Она сумела перенести и сложность подобного брака, и склонность мужа к алкоголизму, а позже — его инсульт. Она ухаживала за ним более десяти лет, и в моих глазах она — настоящая женщина. Плюс ко всему, я уверена, что у нее хорошие уши, зубы или еще что-то там. Это прекрасно, когда женщина прекрасна, но не только и не столько это делает ее женщиной...
 
И еще. В моих глазах настоящая женщина — Лена Бессарабова, которая сознательно выбрала в своей жизни обреченную любовь, и перед этим поступком я преклоняюсь...
 
Вишня: Какими качествами, по-Вашему, должен обладать настоящий мужчина? И встречались ли в Вашей жизни такие персонажи?
 
— Я приведу пример. Николай Рыбников был влюблен в Аллу Ларионову много лет, тем не менее ответного чувства не было. Когда Алла переживала трагедию — ее, беременную, оставил близкий человек, Николай Рыбников предложил ей руку и сердце... Он просто был рядом, просто помог, не дулся, не сводил счеты и не попрекал. Мне кажется, настоящий мужчина должен быть снисходительным, добрым и сильным, должен быть способен на Поступок.
 
Мне встречались подобные мужчины, и самый мужественный мужчина моей жизни — это мой дедушка, потерявший в войну мать, отца, сестер, племянников и двоих детей, воевавший политруком в противотанковой батарее, и, еврей, коммунист, всегда берегший последний патрон, чтобы не сдаться живым. После войны он построил дом, посадил огромный сад, вырастил двоих детей. Я не слышала от него нытья и жалоб никогда, никогда он не был взбешенным или раздражительным. И, если честно, иногда в сложные минуты я говорю себе, что я — его внучка...
 
Pesnya: Какой из вопросов показался тебе наиболее интересным, на какой ответила с наибольшим удовольствием?)
 
— Хорошие мои, я очень и очень вам всем благодарна за интерес, за понимание, за глубину и чуткость ваших вопросов. Это очень приятно — быть кому-то нужной и интересной. У меня просто очень и очень мало времени, и я уверена, что буду потом жалеть, что на некоторые вопросы ответила слишком кратко. Лучший вопрос, заданный мне, — это вопросы, сформулированные девочками нашего сайта, — это «женский» вопрос. Я надеюсь, что, возможно, какими-то своими ответами помогу кому-нибудь хотя бы в чем-то.
 
Pesnya: И... кого следующего усадим на это место?
 
 Когда-то я предлагала Кота как следующего кандидата, но думаю, что он не обидится, если я передумаю и назначу Ириху.
 
Заранее благодарю всех, кто прочитает то, что я написала.
 
 

Автор: подготовила Pesnya


← ПредыдущаяСледующая →

05.09.2009
ИриХа: Голосую за роман с жизнью!

08.01.2009
Voha: Плохо оформленные хорошие мысли выглядят жалко

Читайте в этом же разделе:
08.01.2009 Voha: Плохо оформленные хорошие мысли выглядят жалко
30.11.2008 Га: Особенным быть не хлопотно, но приятно
03.11.2008 Татьяна Проскурина: О ногах, детях и внутренней свободе
01.09.2008 Юлия Вересковая: Балбес, Солипсист, Эскапист
12.07.2008 Кристина Эбауэр: Жизнь не канат а только пятый угол

К списку


Комментарии

14.07.2009 12:19 | :)

Рози, не стану утверждать, что уже всё прочла, ибо это невозможно за малое время... только один ответ пока... а теперь буду медленно и побробно, возвращаясь и перечитывая, наслаждаться твоим искусством повествования. обнимаю...

14.07.2009 12:52 | п-я

а вот прикиньте, как было неимоверно интересно работать с таким непростым, но захватывающим материалом)

14.07.2009 13:25 | Rosa

муррррррррр))))))

14.07.2009 13:44 | Сквайр

(прикидываит) И, что интересно, из многих ответов появляютца новые вопросы.

14.07.2009 13:53 | Rosa

*(прикидываит) И, что интересно, из многих ответов появляютца новые вопросы* -
один из основных принципов бесед соц. работников - следовать в разговоре за ответами пациента

14.07.2009 22:18 | Volcha

Вау! Отличное тырвью, спасибо тырвьируемой и тырвьюющим :) Захватывающее чтение!

14.07.2009 23:05 | marko

Ну вот, к примеру: "Мне всегда и всех жалк...". Я где-то читывал, что жалость - плохое чувство. Жалея кого-то, мы тем самым выражаем свое несогласие с тем уроком или наказанием, которым подвергаит жалеемого Бог, иначе говоря протестуем против божественного решения. Что Вы об этом думаете, Роза?

14.07.2009 23:06 | Kinokefal

Роза? К чему все эти многомудрыя слова? Каждый, кто умеет читать и вчитываться, и так знает, что вы - Роза.

15.07.2009 08:19 | Alias

Прочитал с большим интересом. С приятным удивлением обнаружил, что все собеседники доброжелательно настроены друг к другу.
Правда, возможно поэтому дискуссия, как говорят, не получилась острой. Хотя несовершенство мира как бы предполагает, что если уж собрались умные люди (в чем у меня нет ни тени сомнения), то разговор будет не простой.
Спасибо, и с неизменным уважением. :)

15.07.2009 11:47 | bess

Ну уж если не хотите вы к нам, то я когда-нибудь, через год-другой, нагряну в Израиль. Тем более, что давно хочу там побывать. И сделаю такой отчет, что все обзавидуются ;)
Роз, ты классная. Вот за тыщу километров такой свет, что сердце радуется. Я это пишу не потому, что свое фамилие обнаружила (и сопли распустила), а потому что правда. Как говорит мой 53-летний папа, чмоки-чмоки :)))))

15.07.2009 12:29 | voleyna

Роза, спасибо за прекрасный рассказ о себе, с удовольствием прочитала.
У меня один вопрос к вам: Часто приходилось ли разочровываться в людях, которых знаешь уже больше 15-20 лет? И приходилось ли вообще? С теплом, Алена V.

15.07.2009 13:29 | Рита

Отличное интервью, одно из самых лучших. Интереснейшее.

15.07.2009 21:14 | Кот

Достойное интервью.

15.07.2009 22:33 | Rosa

Хорошие, хорошие мои!
Мне приятно очень крепко, что вам понравилось.
Я сегодня целый день хожу, прибитая счастьем)))
Если у нескольких человек появилось желание еще что - то узнать, я всенепременно отвечу, но наспех не хочу, значицца, сделаем это на выходных - обстоятельно и ответственно.
Особая благодарность Танюше, ибо ответы я прислала ей в абсолютно неудобоваримом формате, а она все это мало того, что правильно оформила, но нашла препрелестные картинки...
И еще одно важное дело.
Я сегодня перечитала свои ответы и увидела, что торопилась, когда отвечала, либо недоглядела - есть много синтаксич. ошибок.
К примеру, в предложении *И, самое интересное, что все, написанное мной по поводу этого вопроса — правда*. - пропущена запятая, закрывающая причастный оборот.
И есть довольно много подобных ошибок.
Прошу за них пардону)))
Мне тепло с вами...

15.07.2009 22:38 | Rosa

Да...
Я хочу задать самой себе вопрос и на него ответить , мне почему - то это очень важно.
Вопрос - если была бы у меня машина времени, с кем бы, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, хотела бы повидаться?

Ответ.
С ушедшими моими бабушками - дедушками и с Моцартом.
Вот.

15.07.2009 22:45 | marko

Роза, эту запятую, кажется, я убрал, ибо в данном случае это не совсем причастный оборот: слово "написанное" в значении собирательного существительного. Как правило, запятая тут не ставится. В любом случае, мне повод поумничать, Вам - сказать "бе-бе-бе" :))

15.07.2009 22:53 | Rosa

Может, и так, Валера.
Я давно уже отошла от преподавания. И пишу по - русски только здесь фактически.
А в любом деле нужна практика.
Я помню, что ходила перед поступлением к репетитору, мы каждое занятие начинали со сложного диктанта, потом в институте был преподаватель, обожающий авторские знаки препинания. В общем, я тогда здорово знала язык, сейчас же, действительно, многое забыто.
Я очень и очень серьезно отношусь к СЛОВУ, посему я хочу признаться, Валера, что ваш редакторский труд очень уважаю - это непросто - то, чем вы занимаетесь - руководить нашей Сетературией.
Так что, никаких *бе -бе - бе*)))))
А только - респект)))

15.07.2009 22:55 | Rosa

( шепотом)
Мне ТАК нравится быть в центре пусть маленького внимания)))
Вот стояла б и стояла, подслушивала б и подслушивала б))))
а вы б меня хвалили б, хвалили б, хвалили б))))

15.07.2009 23:31 | Ириха

Оторваться не могла...
Хотя мне сейчас читать очень сложно - рассопливилась в такую-то жару((( Люблю тебя еще больше. Рита права - великолепнейшее интервью.
Но за последнюю фразу мы с тобой еще будем поговорить))

16.07.2009 00:25 | marko

"Хвалили б, хвалили б, хвалили б"... Напомнило немножко скабрезную историю о том, как Маяковский объяснял Вере Инбер, что такое аллитерация :)

16.07.2009 08:49 | Rosa

Валер, хочу скабрезную историю - я ее не знаю.
Ир, а тебе немедленно нужно поправляться и вливаться ( опять, по - моему, выходит что - то не совсем приличное)))) в ряды интервьюируемых)))

16.07.2009 11:36 | песня

тыксь, на правах интырвьюирывавшей тоже имею слово) Во-первых, боьшое спасибо Розе -моей первой интервьюируемой за интереснейший материал. Это ж как первая любовь) надеюсь, смогла подобрать для текста достойное оформление. Во-вторых, офигительно большое спасибо Валере за обучение и помощь, терпеливо пояснявшему, что куда переносить и что куда, пардон, вставлять) Ну и всем читатемям, оценившим наш совместный труд)*ой, прям как на вручении Оскара, брильянтов в ушах тока не фатает))

16.07.2009 12:35 | ie

ПесТня, твоё первое(непервое - любое)) интервью не могло быть иным. Вы обе замечательные!
Рози, почти пять лет знакома с тобой, а многое для меня и откровение и открытие... спасибо тебе, цветочек!

16.07.2009 23:07 | marko

Роза, Вера Инбер что-то написала такое, что при прочтении совершенно не звучало (не помню, что). Владимир Владимирович взялся ей объяснить, что такое аллитерация, но Вера явно не въезжала. Тогда классик привел в качестве наглядного примера сочиненное на ходу четверостишие (за точность воспроизведения не ручаюсь, читать непременно вслух):

Ах, у Веры, ах, у Инбер
Что за щечки, что за лоб!
Целый день я б говорил бы
Про неё б, про неё б.

16.07.2009 23:09 | Ай да Маяковский!

отето последняя строка - шыдевр наглядности!!))

17.07.2009 00:39 | marko

Да и первая ниччо так, по-моему :))

17.07.2009 22:08 | Rosa

Валера, насчет жалости...
Так как я - противник односторонних взглядов, то опять - таки на ситуацию можно посмотреть двояко, и недавно мы с подругой спорили на эту тему.
У нас есть общая знакомая, которая сейчас оказалась абсолютно одинокой.
Так как я привыкла жалеть все и всех, то я начала привычно этим заниматься.
В ответ на это подруга мне возразила и привела доводы, что, совершив множественные поступки, эта знакомая, в общем - то, и пришла к одиночеству, и шансов у нее было достаточно когда - то этого избежать...
И таких примеров можно привести множество.
еще одна моя подруга говорит, что жалеть нужно калек, беззащитных детей и больных - все остальное население должно само работать над своим счастьем.
Интересно, что я согласна и с обеими своими подругами, и с вами, Марко, и.....с собой...
В моем случае, жалость - это мой рудимент или там атавизм, тянущийся вслед как хвост))))
Плюс, и основной принцип профессии, который звучит так - НЕ ОСУДИ...А отсюда и до жалости...

Недавно у меня в кабинете был, в общем, проштрафившийся человек, смотрит на меня глазами, большими, как у коровки, на грани того, чтобы разразиться слезами.
А у меня по отношению к нему поднимается такая волна эмпатии, и финал истории получился очень комильфо, может, где - то и моя эмпатия помогла в чем - то. Мне кажется, что у нас, сапиенсов, должна быть какая - то базисная жалость по отношению друг к другу.

А недавно мне пришла в голову такая мысль - нам легче быть благородными по отношению к чужим.
К родным же зачастую предъявляем целый список покрытых мхом обид...

Так что, жалея, на мой взгляд, мы становимся менее звероподобными.

Наверное, оступившиеся уже наказаны, наверное...

У меня в жизни были ситуации, когда я твердо знала, что оступилась, что должна получить за это урок, но как же хотелось элементарной жалости...

17.07.2009 22:20 | Rosa

Я так рада, что интервью продолжается))))
Да еще и не надо Таню мучать своими неформатными высказываниями)))
Алена, насчет разочарования.

У меня на эту тему есть очень показательный пример.
Я покупала здесь квартиру, взяла огроменную ссуду на 28 лет, а необходимо было привести 2 - х гарантов, которые, в случае моей некредитоспособности, обязуются выплачивать ссуду ЗА МЕНЯ.
Я обратилась к подруге, с которой дружила с 3 - го (!) класса за помощью.
И она мне отказала...
Я была жутко обижена, порвала с ней отношения и расценила этот шаг как предательство.
Теперь, повзрослев, я понимаю, что была неправа.

Я могла бы, к примеру, превратиться в некредитоспособную из - за элементарных проблем со здоровьем, скажем.
И дальше что?
Я напоминаю, что речь идет о СЕРЬЕЗНЕЙШЕЙ сумме на 28 лет...
То есть, то, что иногда мы позиционируем с предательством, не совсем этим самым является.

Так что, обращаясь к пресловутому Ме (и)нахину, снова рекомендую - НЕ ТОРОПИТЕСЬ.

Вспомните * Овода* Войнич, о нем тоже подумали, что он - предатель...

Я объяснила свою позицию по отношению к крайней форме разочарования.

А если говорить о чем - то менее критичном, бывает, конечно, но я себе говорю всегда - Марин, ты ангел?
Нет же.

Дай же людям право на ошибку, как ты даешь это право себе...
В идеале хотелось бы, конечно, только очаровываться...

17.07.2009 22:23 | Rosa

Игорь, по поводу *многомудрости* )))

Народ интересовался, я же - была готовая.)))
Если бы никому ничего не было интересно, молчала б, аки пенек))))

18.07.2009 23:42 | Rosa

И, вообще, не зря мне ТАК нравится Маяковский)))

30.07.2009 15:17 | pneuma

Я горжусь, что знаком с тобой, дорогая Роза! :)

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон

Продолжая работу с сайтом, Вы соглашаетесь с
использованием cookie и политикой конфиденциальности.
Файлы cookie можно отключить в настройках Вашего браузера.