На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
19 ноября 2024 г.

Поэзия это не «лучшие слова в лучшем порядке», это — высшая форма существования языка

(Иосиф Бродский)

Анонсы

23.03.2015

Шорт-лист недели 30.01–06.02.2015: Как это трогательно-скучно...

Поймем его каждый по-своему (или не поймем), прочувствуем до мурашек, или же останемся равнодушными...

 

                              Выход в мир

                              СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 30.01.2015–06.02.2015:
 
                              1. smehach. Черновая зависть
                              (Номинатор: tamika25)
                              (6: ole, Ash, LunnayaZhelch, Kinokefal, verusha17, SukinKot)
 
                                                                         Т. Э. с благодарностью
 
                              Выходишь ты. Бухой — в давно.
                              И мир как будто заприметил
                              Очарование домов,
                              Их очертания при свете —
                              Чуть размороженной луны.
                              Ты замыкаешь сигаретой —
                              Теплицу: В горечи слюны —
                              Тепла частицу. И, согретый,
                              За тяжкой пяткой табака
                              Ты бродишь с чуткостью дантиста.
                              С особой нежностью, пока
                              Заснеженный трамвай, — дань чистым
                              (житьнескем) принципам судьбы,
                              Не заберет на остановке
                              Тебя. Как странно вносит быт,
                              Забытый паузой неловкой, —
                              Мужчина с сумкой на плече:
                              Кондуктор с дикторской улыбкой.
                              Уже и вечер не при чем,
                              Уже не лечится и глыбко
                              На дно зимы ложится ночь.
                              Ты собираешь мысли в кучу.
                              Мужчина пробует помочь, —
                              Как это трогательно-скучно.
                              И ты, счастливый, плачешь с ним
                              По совпадению сиротства.
                              И в том числе приходят сны —
                              От неизбежности и просто...
 
                                                       Санкт-Петербург, 2015 г
 
ole: Он, конечно, будет против. Но
smehach «Черновая зависть»
 
natasha: Не могу судить. Кажется, что это очень мужское стихотворение. Мне трудно его понять, начиная с первой строчки. Эвфемизм показался неуместным не как грубость сама по себе, но по смыслу — пьяный в давно, по-моему, не столь тонок душевно, не столь наблюдателен, ему просто плохо. Хотя, повторюсь, может быть, мне (слабому полу) просто не дано такое блаженство в ощущениях. Название, как это часто бывает у Смехача, не поняла. Зависть пусть и черновая, но к чему, к кому? Что такое «пятка табака»? Что такое «чистые принципы судьбы»? Что значит «забытый паузой»? В общем, многовато (для меня) непоняток. Формально смутило: «очертания домов при лунном свете». Это в городе-то? Сомнительно.
 
MitinVladimir: Я знаю, что автор этого стихотворения не любитель разборов его произведений ни в Шорте, ни где-нибудь еще, за исключением, пожалуй, непосредственно ленты публикаций, где он с удовольствием и очень тщательно отвечает на все вопросы и комментарии. Так уж повелось. Не будем нарушать эту своего рода традицию и в этот раз. А просто насладимся самим стихотворением-фаворитом этого Шорта (да что там фаворитом, — уже безусловным победителем), поймем его каждый по-своему (или не поймем), прочувствуем до мурашек, или же останемся равнодушными — дело житейское, индивидуальное и ни к чему не обязывающее... Автору спасибо, лично мне это близко.
 
 
                              Просто 
 
                              ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 30.01–06.02.2015:

 

 
                              2. Helmi. Просто
                              (Номинатор: Pro)
                              (3: pesnya, Pro, MitinVladimir)
 
MitinVladimir:
 
          Они жили просто. Проще некуда, потому что
          Друзья приходили, и было весело.
          Им приносили пиво и даже вина из Алушты.
          А занавески? Да ну их, может, завтра повесим.
          И на работу они не ходили — некуда.
          Занимались любовью на завтрак и на обед,
          Согревали друг друга, лепили на стены наклейки, да
          Не печалились, что дров для январской стужи — нет.
          Сначала им выключили электричество,
          Они не смотрели больше про Бонни и Клайда.
          Потом подрались с переходом на личности,
          Но помирились: зимовать как-то вместе надо.
          Друзья перестали смешить и радовать.
          Растопили печки шкафом и стульями,
          У огня сидели, мечтали о радуге,
          И кормились нежными поцелуями.
          А потом — пожар, и уснули пьяными.
          Или снег. До крыши и много выше.
          А они, дурашки: а смерть — не главное.
          Я люблю. И я. Навсегда. Ты слышишь?
 
Честно говоря, я в некотором замешательстве... Мне нравится простота в изложении пусть даже и очень непростых вещей, но я совершенно не был готов к такой простоте из уст именно этого автора. Ее фирменным почерком всегда была завуалированность, недосказанность любой, даже самой простой мысли. А тут вдруг... в общем, все наоборот. Вот уж воистину — «на каждого мудреца довольно простоты»! Хотя... если вдуматься, ведь стих так и начинается, ведь он именно об этом: «Они жили просто. Проще некуда». И название соответствующее — «просто». Тогда — с этой точки зрения — выходит, что замысел удался автору на все сто.
 
Красивый стих. Красивая любовь. Красивая — потому что нереальная, несбыточная, невозможная. А ежели и реальная, то финал у такой любви всегда один, не позавидуешь... «Титаник» помните? Вы никогда не задавались вопросом — что было бы с любовью главных героев, если бы не случилось то, что случилось? Возможно, я тот еще скептик и циник, но я почему-то убежден, что разошлись бы судьбы этих влюбленных, как в море корабли, сразу же по вхождении лайнера в порт назначения. Вот так вот.
 
А может быть что-то подобное и должно хоть изредка происходить, чтобы мы помнили (ну или хотя бы надеялись), что любовь таки существует? Не знаю, вполне возможно...
 
Вот сижу и размышляю — к чему бы придраться (автор это очень любит)?.. Ну, ритмический сбой в первой/третьей строке; ну, рифма «обед/нет» — та еще рифма; ну... Не к чему мне придраться, вот и все. Чуть-чуть подкорректил — и все на своих местах.
 
Вот, придумал... А давайте я еще один стих этого автора здесь опубликую. Причем, стих этот родом оттуда же, откуда и номинированный — из Ристалища. Темы, кстати, в обоих стихах перекликаются, а вот рисунок любви здесь несколько иной — любви, между прочим, гораздо и гораздо более реальной и жизнеспособной...
 
          — Скажи, мой друг, ты, правда, был в Тунисе?
          Смотрел в глаза пустынных миражей?
          — Да. Видел, как жирафа нижний книксен
          Жирафу сделала. И прогнала взашей.
          — Скажи, а правда, что там небо втрое выше,
          Как желтый кадмий, синева — как лед?
          — Я задыхался от густой пылищи
          Едва не опоздал на самолет.
          — В оазисах, где сказочные птицы,
          Ты слышал ли симфонию любви?
          — Мотор рычал. С проводником-тунисцем
          Мы пели на французском се-ля-ви.
          Ты истукан. Бесчувственная туша.
          Мы никогда друг друга не поймем.
          — Любимая, я тут решил, что лучше
          Купить для нас просторный новый дом.
 
Каков контраст, заметили? Вот в этом как раз и вся Хельми — то улыбаешься после ее стихов невпопад и некстати, то в окно молча смотришь и только куришь-куришь...
 
Автору спасибо за эти контрасты.
 
natasha: Здесь, действительно, все просто. Хе сама прекрасно все понимает (см. автокомменты в листе). Да, экспромты бывают намного удачнее долго вынашиваемых стихов, но не всегда. Милое стихотворение, фантазия, имеющая мало общего с «суровой правдой жизни». Ну, разве что если это про алкашей конченных. Соглашусь. Про влюбленных до полного безумия? Не похоже.
 
                              3. Ash. Возвращение в лабиринт
                              (Номинатор: Helmi)
                              (2: Helmi, Ptenchik)
 
MitinVladimir:
 
                                                                         Адониада Ариадны
 
          ...Здесь проснется сад. Скоро свет просочится сквозь
          незадернутый свод. Будет ветер к земле клонить
          травяную ось,
          прикоснешься — с нее на ладонь соскользнет ответ,
          кто тебя хранит, кто течет, холодком дразня.
          Прочитай губами, как раньше читал меня.
 
          А теперь кончается нить,
 
          ведь никто, как ты, не искал в лабиринте суть,
          возвращаясь сюда. Ведь как ты — не посмел никто
          под землей уснуть —
          и проснуться в саду — в полусонной его листве,
          в колосках травы, в еле слышимом колдовстве,
          с одуванчиком на растрепанной голове.
 
          Это было долгое До...
 
          ...оглядись, Эгид: вместо стен и песка — каскад
          успокоенных вод. Охраняют небесный скат
          голоса цикад.
          Но в ладони болит роса, обретая цвет. —
          Эти травы не помнят о нашем с тобой родстве.
          Вместо сна и снега — спускается первый свет.
          Шелестит проснувшийся сад...
 
Стихотворение сразу же притягивает внимание своей необычностью. Прихотливая стилизованная метрика и ритмика стиха, как дань его античному зерну, невольно настраивает на возвышенный лад.
 
В подзаголовке — «Адониада Ариадны» — автор, кажется, дает некоторую подсказку — перед нами своеобразный адонисийский гимн от лица Ариадны. Миф об Адонисе, как известно, это миф о вечном умирании и возрождении природы. Дыхание Жизни в бесконечном противоборстве со Смертью ощущается в каждой строке стихотворения. Образ же лабиринта напомнил мне о высказывании английского художника и писателя Майкла Эртона: «Жизнь каждого человека — лабиринт, в центре которого находится смерть. Прежде чем окончательно перестать существовать, человек проходит свой последний лабиринт».
 
Выход Тесея из Кносского лабиринта — при помощи золотой нити Ариадны — можно символически рассматривать как его второе рождение, избавление от смерти. При этом, возвращение в лабиринт — это, наверное, то, о чем сказано — «...смертию смерть поправ». Я, возможно, несколько ушел в сторону от самого стиха, да и ход мыслей автора, вполне вероятно, совершенно иной, но попытка рецензии с моей стороны предполагает фиксацию моих личных ощущений от прочтения стиха...
 
Говоря непосредственно о самом стихотворении, нельзя не отметить того, что оно буквально насыщено изысканными, утонченными поэтическими образами. Чтобы перечислить их все, потребуется процитировать строку за строкой, от начала до конца, поэтому выделю лишь некоторые, особенно впечатлившие... «Скоро свет просочится сквозь незадернутый свод» — так красиво и мощно, что не нуждается ни в каких комментариях. Явственно ожидаешь, как «на ладонь соскользнет ответ», и физически чувствуешь, как «в ладони болит роса». «Одуванчик на растрепанной голове» запоминается раз и навсегда.
 
Непрестанно звучит шелест растущей травы, трепетание листвы. Эти звуки смешиваются друг с другом, как печаль и ликование, сумбур и гармония, предчувствие и узнавание смешиваются порой между собой во время настройки оркестра перед концертом или спектаклем. Еще минута... и занавес распахнется, и зазвучит музыка. Но эта минута, возможно, лучшее из того, что случается с нами в жизни...
 
Аплодисменты и низкий поклон автору.
 
Ash: О как. Ну, в принципе, к моей задумке вы подобрались очень близко.
 
natasha: Мне приглянулось замечание Троянцевой в листе: «изысканно». Мне послышалось в этом слове легкая ирония и сомнение. Иронии у меня нет, а сомнение есть. Я вижу «просыпающийся весенний сад». Чудесная, замечательная звукопись-слововязь. Метафорический смысл остался для меня, к сожалению, размыт, как я не старалась все и всех — троих (или четверых? — еще и самого автора) связать в единый сюжет. Мне показалось, что в угоду форме придавлена мысль, если она вообще есть, если это не просто мерцание-колебание образов. Я была бы благодарна автору за разъяснения.
 
                              4. Marina-Bystrova. Я и мой друг
                              (Номинатор: tamika25)
                              (1: tamika25)
 
tamika25: Я знаю, как нелегко писать стихи для детей. И поэтому, когда удается найти стих, который написан и понятен именно детям, в котором есть и изюминка, и ненавязчивый воспитательный момент, — на душе становится светлее и радостней. Вот таким мне показался стих Марины. Не хочу обсуждать ни достоинств, ни недочетов стиха, но знаю точно, что своему внучонку (когда чуть подрастет) я его точно прочитала бы с удовольствием.
 
Кстати, считаю, что стихи для детей также имеют место быть в шорте, как и все остальные произведения.
 
MitinVladimir:
 
          Мой друг непутевый ленив и лохмат,
          Такой бестолковый! А кто виноват,
          Что с детства ему не привили манер?
          Стараюсь показывать личный пример.
 
          Учу его бегать, резвиться, скакать,
          А он норовит, как поужинал — спать.
          Несу ему мячик, и палку несу,
          А он все жует и жует колбасу.
 
          Смотрю на него выразительно так!
          А он догадаться не может никак:
          «Пора на прогулку! Боюсь не успеть!»
          А он выполняет команду «Сидеть!»
 
          Уже истекает положенный срок,
          Мне в зубы приходится брать поводок,
          И прыгать, хвоста не жалея и лап,
          Чтоб он на минуту отвлекся хотя б,
 
          От этого зла, под названьем «экран»,
          В который уставился, будто баран!
          А я его жду, и тихонько скулю...
          За что же мальчишку такого люблю?
 
Как правильно заметила номинатор этого стихотворения: «Стихи для детей также имеют место быть в Шорте, как и все остальные произведения». Все верно, да. Просто, к сожалению, на мой взгляд, уже все меньше и меньше людей, способных различить в рисунке не шляпу, а проглоченного удавом слона... А заметив, улыбнуться этому своему замечательному открытию.
 
В стихах для детей допустимо все — любой размер, самые невероятные инверсии, необычайные хитросплетения сюжетов и подтекстов, и даже (да-да, вы удивитесь) — глагольные рифмы. Причем, в любом количестве — более того, чем их (глагольных рифм) больше, тем больше вероятность, что ребенок, которому читали такие стихи в детстве, став взрослым, будет очень грамотно и красиво изъясняться на своем родном языке, его речь будет богатой и насыщенной, но при этом ясной и доходчивой, ибо глаголы — это тот самый стержень, на который постепенно, не сразу и не вдруг, начиная с самого раннего детства, накручивается тончайшая, иллюзорная нить из точных значений и красивых оттенков прочих частей речи.
 
Интересный, хоть и не новый (а какой новизной сейчас можно кого удивить?) сюжет. Мир глазами тех, кого мы любим... Помните в «Хатико» — пес, лежа на спине, рассматривает хозяина и все, что его окружает, как бы вверх тормашками? Вспомнили? Улыбнулись? Вот-вот, а здесь весь стих такой.
 
(включает взрослого дядьку, как бы смотрящего на текст критически) Сначала немного напрягло сравнение «будто баран». Но, прочитав вслух стихотворение тому, кому, в общем-то, этот стих и предназначен изначально, в ответ, на слове «баран» услышал заливистый смех — выходит, и здесь точное попадание. Мальчишки, что с них взять?..
 
Понравился стих. Добрый он. А, кроме того, еще и умный. Я ведь неспроста в самом начале про шляпу-то с удавом и слоном вспомнил... Видится мне, что в этом стихотворении автор продолжает хоть и набившую уже оскомину, но от этого не переставшую быть мудрой и актуальной, простую мысль — мы в ответе за тех, кого приручили. Автору спасибо за то, что и сама об этом не забывает, и нам напоминает — лишним не будет...
 
natasha: Славное детское стихотворение. Прочла с удовольствием. Сейчас пойду обаллю.
 
                              5. Volcha. Февралье
                              (Номинатор: natasha)
                              (1: natasha)
 
MitinVladimir:
 
          Летит тоской рабочий день и,
          Дразня сугробным языком,
          Перетекает дольше в темень,
          Чем перед самым Рождеством.
 
          Беспечно хмурая ворона
          Клюет оттаявшую мышь.
          Кривится толстая матрона.
          К вороне тянется малыш.
 
          Отпрыгивает с воплем птица
          От гневно поднятой ноги:
          — Ну, что вам, люди, не стоится
          Без нетерпимых невралгий?
 
          Готовьтесь к воскресенью зомби:
          Из темной мякоти шкафов,
          На свет из пыльной катакомбы —
          Танкеток, шляпок, ворохов
 
          Заплесневелой прошлой моды,
          Очков, шифона и духов.
          И снова дерзкая погода
          Потянет в пригород грехов
 
          Внимать неслышимому слову,
          Вкушать запретные плоды
          И, уподобясь змеелову,
          Пробраться в райские сады
 
          К корням живительного древа
          И надкусить волшебный плод,
          Насытить плотью плода чрево
          И усладить утехой плоть.
 
          Ну, а пока в домашнем платье
          С дырой в натруженном боку
          Кагором милую приятье
          И услаждаю слух стиху.
 
Я, когда читаю стихи этого автора, всегда испытываю стойкое ощущение, будто бы разговариваю с самим собой. Только с каким-то другим собой... Раньшим что ли (можно так сказать или лучше все же — прежним?), а может быть — потомашним, то есть тем, кем еще предстоит стать. Мне настолько близки тексты и ход мыслей этого автора, что иногда данный факт даже слегка пугает, а частенько и раздражает. Близки, да. Но одновременно настолько же и чужды. Меня к ним неудержимо тянет, но тут же отбрасывает от них назад, как будто срабатывает некий механизм сродни инстинкту самосохранения, этакая защитная реакция (только вот от чего, от кого? от самого себя?)... Вы вообще что-нибудь поняли из всего вышесказанного? Вот и я не понял.
 
Автор удивительно метафоричен. Вы никогда, ни на один вопрос не услышите от нее категоричное «да» или «нет», любой ее ответ будет содержать в себе огромное свободное (от слова «свобода») пространство для реализации ваших личных фантазий, убеждений и, если хотите, предрассудков — на все свои вопросы в итоге вы сами же и найдете ответы, а автор лишь поможет вам, направив в нужное русло ход ваших рассуждений. Если, конечно, захочет...
 
Вряд ли кто-то осмелится сказать, что у Волчи легкий, простой язык изложения. Но и сложным его тоже не назовешь. Он, скорее, глубокий. А то и — глубинный. Вот о чем этот номинированный стих? О феврале, о конце зимы? Или об ожидании прихода весны? Как бы не так. Он, как фотовспышка, позволяющая самому искусному фотографу на свете — времени — выхватить миг вашей жизни из бесконечной череды таких же мигов, причем в формате 3D, или 5D, или 7D (да не придумала цивилизация еще таких форматов, в отличие от природы). Выхватить и... запечатлеть. И больше уже ничего и никогда нельзя будет изменить...
 
Интересные места, находки:
— сугробный язык;
— беспечно хмурая ворона;
— нетерпимые невралгии;
— готовящиеся к воскресенью (и это не день недели) зомби;
— заплесневелая мода;
— пригород грехов;
А каков весь последний катрен... «Ну, а пока в домашнем платье / С дырой в натруженном боку / Кагором милую приятье / И услаждаю слух стиху»
 
Маленькое замечание (так, для проформы): «ну» само по себе не является вводным словом и без особых на то причин не обособляется запятыми.
 
Автору спасибо за честный стихоснимок.
 
natasha: Согласна с Володей во всем, включая и двойственное восприятие стихов этого автора — притяжение и отталкивание одновременно. Что притягивает? Об этом Володя все написал. Свобода, образность, узнаваемость. Что же отталкивает? Да то же самое, порой, излишняя свобода, почти небрежность, оригинальная образность, порой, до потери смысла, узнаваемость по чертам, порой, слишком резким. В этом стихотворении тоже есть похожие косяки, по-моему, однако номинировала, ибо, все-таки, хорошее: притянуло больше, чем оттолкнуло.
 
                              6. sleep. Ревнопсто
                              (Номинатор: mysha)
                              (1: mysha)
 
MitinVladimir:
 
          пробегал ли ты по ее телу дрожью
          хотя бы раз — молодец
          если нет
          что же ты
          уходи сразу в тот же миг
          когда не вырвался
          невольный
          крик
          между волей и ложью
          ее
          может быть
          ты узнаешь ее
          когда-нибудь позже
          а пока
          прости
          думай себя королем и вершиной создания
          первым в этой нелепой связи
          и
          до свидания
          мироздание)
          если ты не пробегал дрожью по ее коже
          ты кто такой
          может быть
          было бы
          если бы не тот
          ее
          я
          сложный
 
Тот самый случай, когда мне нравятся не выборочные стихи какого-то конкретного, отдельно взятого автора, а весь автор целиком. Мне нравится энергетика в его текстах, а может быть даже и энергия.
 
Интересное название. «Ревнопсто» На слух — «ревностно», «ревностное», что вполне соответствует сюжету стихотворения. Но это было бы слишком просто для данного автора. Поэтому — «ревнопсто». «Псто» — на виртуальном жаргоне синоним «посту». Ревностный пост, ревностный комментарий, ревностное краткое обращение. Это на виртуальном сленге. А стоит ли напоминать значение слова «пост» вне интернетной лексики? Стоит, ибо это очень любопытно в данном контексте: место, пункт, откуда можно наблюдать за кем-то и охранять (!) его; человек, поставленный на определенном месте для охраны (!) кого-то; ответственная (в ответе за кого-то!) должность; воздержание от всего скоромного (и пища здесь совсем ни при чем) в угоду кому-то (да-да!); Любопытно...
 
Ну да бох с ним, со смыслом, тем более что, на мой взгляд, в стихе сокрыто что-то очень личное (этот автор никогда не отличался желанием нравоучительствовать и кого-то в чем-то научать или поучать). Лучше вслушайтесь в ритм, или ощутите его — не знаю, кто как воспринимает ритм. Вот вы, например, как воспринимаете ритм сердца — вы слышите его или же чувствуете? Вот-вот... Похоже, правда?..
 
Но какой же ритм без аритмии? Нет, так не бывает. Я, к примеру, слышу, как немного сбоит вот здесь: «когда не вырвался / невольный / крик». В слове «невольный» лишний слог для этого, изначально заданного ритма, тут лучше будет что-то по типу «слабый» или «тихий», и вполне возможно, что не «крик», а «вскрик». И, если уж цепляться к этой фразе, то цепляться до конца — «уходи сразу в тот же миг / когда не вырвался» — не говорим мы так, мы говорим «пока не вырвался». Вот.
 
Кстати, а к чему в тексте смайлик после слова «мироздание»? Или это вторая часть скобки? А где тогда первая? (риторические вопросы)
 
Особенно понравившиеся места (опять же по энергетике):
— пробегал ли ты по ее телу дрожью / хотя бы раз — молодец;
— а пока / прости / думай себя королем и вершиной создания / первым в этой нелепой связи;
— если ты не пробегал дрожью по ее коже / ты кто такой;
— может быть / было бы / если бы;
— я / сложный;
 
Признаюсь, я зачитал этот текст вдоль и поперек еще до его номинации в Шорт, но что-то писать и оценивать было недосуг, ведь авторизовываться нужно... Теперь же сам бох велел — спасибо номинатору — с удовольствием исправляю эту свою оплошность и лень.
 
Автору респект.
 
Kinokefal: К стиху «Ревнопсто»:
Ну, ты того...
Чего того?!
Ты того не хулигань! (с)
В смысле, из чего состоит этот стих? Из ничего. То есть всего-всего много, а никакой «сушшественной писчи» в нем нет — «ты» (6 раз), ее (5 раз), «тот», «сразу в тот же миг», «думай себя королем» (что-то одесского), «может быть — когда-нибудь», «может быть было бы» — и т. д., и т. п.
Оно понятно — «У меня их двое мальчик и... мм... де... тоже мальчик» — очень волнуется ЛГ. Допустим, трогательно, интимно, сопереживаем. Посопереживали? И? Что в сухом, так сказать, остатке-то вынесли? Не пробегал дрожью по коже, не? — Ходи досвидания!
Удивительной насыщенности и изящества мысль.
 
natasha: Говорить, в общем-то, не о чем, кроме названия, оно действительно странное, любопытное. Однако, есть подозрение (у меня), что это может быть и просто опечаткой, как и «мироздание)», смутившее резонера (Володю). Я почти уверена, что «мироздание)» закралось случайно при копировании по небрежности автора, говорящей о легком отношении самого автора к своей, так сказать, «нетленке».
 
mysha: Сознаюсь, что при другом резонере я бы номинировать этот текст не стала, несмотря на первый порыв. Владимиру Митину огромнейшее спасибо, это оказалось точнее, чем я ожидала, почти слово в слово то, о чем не о чем говорить, но оно есть.
 
MitinVladimir: Мыша, я догадался об этом вашем ходе. Но, вы знаете — я ему (вашему решению номинировать) обрадовался. В нынешних рецках я заставил себя не покривить душой ни разу. Стиха Алексея это касается трижды.
 
 
                              Сила 
 
                              ОСТАЛОСЬ В ИСТОРИИ:
 
                              7. Lisa. Сила
                              (Номинатор: Kinokefal)
 
MitinVladimir:
 
          Пельмени ручной работы...
          (Смотрела TV, лепила).
          «В чем сила..?» да в них и сила!
          ...еще в суете субботы,
          Еще в поцелуях — вехах
          На каждой дорожке парка,
          В шубейке седого меха,
          Спасающей бабку-парку
          От холода долгой жизни
          Придворной ли, приподъездной...
          В шагающем механизме
          Снегов и дождей. В облезлой
          Кошачьей весенней шкурке,
          В приросшем к руке окурке
          С рубиновой точкой горя —
          «В чем сила..?» В тоске — изморе,
          В кубической боли сердца
          В ответ типовой измене.
          В голубеньком полотенце
          И, смейся, но... Да, в пельменях!
 
Очень банальное стихотворение. На первый взгляд... Потому что это та самая «банальность», которая зачастую граничит с понятием «мудрость». В моем понимании мудрости, разумеется.
 
Благодаря универсальности авторского мироощущения это стихотворение может быть близко людям разного пола, возраста и даже различных кулинарных предпочтений (да-да, и в этом нет ничего смешного). Поэтика стиха балансирует на грани визуальных образов, как и образов умозрительных. Обыденность оборачивается своей противоположностью. Ведь, как ни крути, у любой обыденности есть изнанка, и, к сожалению, изнанка эта далеко не всегда обыденна, увы.
 
Плавно течет строчка за строчкой... А в них плавно, неспешно вращается колесо жизни, быть может, лишь кое-где изредка слегка поскрипывая. Как, например, вот здесь: «На каждой дорожке парка, / В шубейке седого меха, / Спасающей бабку-парку». Интереснейший образ, между прочим... «Парка» — верхняя одежда, пошитая мехом наружу. Представили? Автор сливает воедино человека и его одежду, никогда не снимаемую верхнюю одежду (не люблю слово «бомж», назовем этого человека, эту женщину-бабку на французский манер — клошар, от глагола «ковылять» — так будет и более точно по контексту). Это очень тонкое наблюдение, да. Это находка. Но... насколько красив и точен сам образ, насколько визуально (это важно!) красива и точна (куда уж точней) рифма «парка/парку», настолько же эта рифма и нелепа на слух. Прочтите...
 
Дальше опять находка — «От холода долгой жизни / Придворной ли, приподъездной» — двойная трактовка слова «придворный» наполняет смысл... ну да, грустью она его наполняет, и иронией наполняет, и мудростью и... холодом долгой жизни.
 
А как вам «сила в суете субботы»? Вот-вот, и я об этом же — банально, но в этом суть жизни каждого из нас, нашей повседневной жизни. Мы за субботу успеваем сделать столько всего недоделанного за неделю, компенсировать столько всего недодаденного близким, любимым и родным людям, сказать столько всего недосказанного...
 
А вот это — «В кубической боли сердца / В ответ типовой измене»? Скажете — чересчур женское. Вполне может быть, не стану спорить, но, согласитесь, от этого оно не становится хоть сколько-нибудь глупым и простецким, а совсем даже наоборот...
 
Немного смутило (сразу, при первом прочтении после публикации, потом привык) — «кошачья весенняя шкурка». Я прекрасно понимаю, что хотел сказать автор, но возникло ощущение, что кошки меняют цвет в зависимости от сезона. Ладно, пропускаем (если автор захочет, то с легкостью заменит прилагательное).
 
Еще из придирок: «…?» — нет в русском языке такой расстановки знаков препинания. Просто не существует. Хорошо, и это пропускаем (при желании меняется на раз) и подытоживаем...
 
Ключевое слово в стихотворении — сила — лично мне видится этаким своеобразным эквивалентом слову «смысл». Несколько упрощая (ой ли?) ответ на вопрос: «Так в чем же смысл жизни?». Да в самой жизни! Обыденные, каждодневные истории, истории каждого дня, каждый из которых в свою очередь мы вылепляем сами, по своему усмотрению, по своей форме и на свой вкус... как те пельмени.
 
В чем сила?.. Да в том и сила! Ну и еще, конечно, в пельменях, а как же. Кстати... никто и не думал смеяться.
 
Повторюсь, — мудрое стихо. Спсб.
 
natasha: Здесь сложнее. Сдается мне, что тут «Акелла (Игорь Михайлович) промахнулся». Тонкая, сложная, я бы сказала, философская тема, которая мне, между прочим, очень близка и волнует, решена так прямолинейно «в лоб», что... (не хочу давать обидных оценок). Только что-то мне, вдруг, почудились и фильм «Маленькая Вера», и театральная миниатюра «Пельмешки» по В. Сорокину из «Клаустрофобии». И на фоне этих ассоциаций «кубическая боль» (!) не пустяк, к сожалению, ибо добавляет недоверия не к техническому мастерству (оно хорошее), а именно к эстетическому авторскому вкусу (извиняюсь, конечно, ибо понимаю, что сейчас в меня полетят обычные помидоры).
 
Очень понравились Володины рецки. Спасибо.
 
 
                              СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ: 30.01–06.02.2015:
 
                              Номинировано: 7
                              Прошло в Шорт-лист: 6
                              Шорт-мэн: smehach
                              Чудо-лоцман: tamika25
                              Голосивших: 14
                              Воздержантов: 3 (Rosa, CicadasCatcher, buhta)
                              Чадский-Буквоед: MitinVladimir
 
 
                              ВПЕЧАТЛИЛО:
 
Он, конечно, будет против. Но (ole)
 
Или у меня сезонное обострение, или еще что-то, но у меня не получается из прекрасных выбирать Знаковое (Rosa)
 
Если это про алкашей конченных. Соглашусь. Про влюбленных до полного безумия? Не похоже (natasha)
 
При другом резонере я бы номинировать этот текст не стала (mysha)
 
Притянуло больше, чем оттолкнуло (natasha)
 
Почти слово в слово то, о чем не о чем говорить, но оно есть (mysha)
 
Понимаю, что сейчас в меня полетят обычные помидоры (natasha)

Автор: Владимир МИТИН («Решетория»)


← ПредыдущаяСледующая →

25.03.2015
Шорт-лист недели 06–13.02.2015: На свежайшем снеге — последний сад

22.03.2015
Шорт-лист полумесяца 16–30.01.2015: Я ищу тебя, но тебя ли я там увижу?

Читайте в этом же разделе:
22.03.2015 Шорт-лист полумесяца 16–30.01.2015: Я ищу тебя, но тебя ли я там увижу?
21.03.2015 Шорт-лист недели 09–16.01.2015: Осень рыжей дворнягой придет
18.03.2015 Шорт-лист полумесяца 26.12.2014–09.01.2015: А сердце покатится на пол — эй, Кролик?!
17.03.2015 Шорт-лист недели 19–26.12.2014: Лишь рябины кармином у входа горят
15.03.2015 Левиафан готов к полету

К списку


Комментарии

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон