На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
22 декабря 2024 г.

Кому нечего сказать своего, тому лучше молчать

(Виссарион Белинский)

Анонсы

22.03.2015

Шорт-лист полумесяца 16–30.01.2015: Я ищу тебя, но тебя ли я там увижу?

Очень музыкальный стих, легко читается. Хорошее послевкусие. И почерк фирменный Ловца есть...

                              Ожидание

                              СТИХОТВОРЕНИЕ ПОЛУМЕСЯЦА 16–30.01.2015: 
 
                              1. CicadasCatcher. Слово за слово
                              (Номинатор: pesnya)
                              (5: pesnya, Baas, SukinKot, ole, MitinVladimir)
 
                              Слово за слово
                              с форсом строятся города.
                              Обрастают тропами
                              топи, леса, пустыни.
                              Караваны ходят,
                              курсируют поезда,
                              но никто из них
                              не возьмется к тебе докинуть.
 
                              Проводник с улыбкой
                              похлопает по плечу,
                              капитан протянет
                              последнюю сигарету.
                              Они знают всё,
                              знают даже о чем молчу,
                              но спроси — вздохнут
                              и не смогут ответить где ты.
 
                              Рыбаки к зиме
                              вспоминают о якорях.
                              Рыбы стаями
                              выбрасываются на берег.
                              То ли так
                              за свободу от ига благодарят,
                              то ли в Святый Стальной Крючок
                              потеряли веру.
 
                              Слово за слово
                              сердце спутанного клубка
                              рассуждений о снах и яви
                              всё тише, тише.
                              А начнешь разматывать,
                              дрожью пойдет рука —
                              я ищу тебя,
                              но тебя ли я там
                              увижу?
 
Pro: Композиция.
Два однотипных катрена из серии «Я спросил у ясеня». Третий катрен начинается, вроде, в стиле первых двух, но... концовка совсем из другой серии — в первых двух схема одинакова: описанные объекты, вроде, могут стать связующим звеном с любимой (их к этому призывают, но они, увы, отказываются). А вот в третьем некая моральная проблем рыб. Думал. Не понял к чему это (но красиво, стоит отметить!). Ну и последний катрен кульминационный. Все, как и полагается — вроде, уже и почти нашел, но... ту ли? Итак, третий катрен для меня загадка!
 
ПРО и контра.
Первый катрен. С форсом... Ну почему с форсом-то? Не нравится мне тут это слово. С «пафосом» и то лучше, имхо!
Второй. Пара запятых.
Третий. Две последних строки удлинены и с ритмом мне тяжело. Особенно «от ига».
Четвертый. Просто отлично! Тяжелая конструкция, но я такие люблю. Не вдруг поймешь, что тише бьется сердце... клубка рассуждений. То есть память стирается, сон с явью мешаются. И, вроде, вот она — ты. Та, которую искал и про которую спрашивал у «ясеней». Можно «размотать», догнать... но вдруг не она. Точнее, вдруг она, но она не ТА. Почему-то напомнило «Сон во сне» Эдгара По:
 
«Всё, что зрится, мнится мне, Всё есть только сон во сне»
 
Резюме.
Очень музыкальный стих, легко читается. Хорошее послевкусие. И почерк фирменный Ловца есть.
 
Про-Эксп (факультативный):
 
Рыбаки к зиме
вспоминают о якорях.
Рыбы стаями
выбрасываются на берег.
Я спросил у них: рыбы, где же
любовь моя?
Но они разговаривать
не умеют.
 
CicadasCatcher:Спасибо, други! По-моему, вы мене балуете. Вот как возомню себя пиитом и пущусь во все тяжкие: бумажные книжки, литературные вечера, девушки в очочках, вино, случайные ночлеги в библиотеке...
 
 
                              Январь 
 
                              ФИНАЛИСТЫ ПОЛУМЕСЯЦА 16–30.01.2015:
 
                              2. Kinokefal. Январь 15-ть точно старая собака...
                              (Номинатор: Helmi)
                              (3: Skorodinski, CicadasCatcher, Helmi)
 
Pro:
 
          Январь 15-ть точно старая собака —
          Не рвется в драку, бестолково не юлит,
          А служит честно, без надрыва и без брака,
          И безнадежно, как родной радикулит.
 
          Бреду привычно сирыми дворами,
          Где каждый дворник, что былинный персонаж,
          Где одиночки-мамы вечно моют рамы,
          Поют про Стеньку, но гадают «на марьяж».
 
          Древа щетинятся скелетными ветвями,
          Взыскуя света или попросту — торчат.
          А свет? Что свет? Восток уже кровянит.
          Никто, ни в чем, ни перед кем не виноват.
 
          Так получилось — просто рассветает,
          Как все случайно и фатально на Руси.
          Над бездной дух фонариком мигает:
          Не бойся, не надейся, не проси...
 
Ну что ж. Начнем через ж... Фу ты, с конца начнем!
 
Чтоб выжить и прожить на этом свете,
пока земля не свихнута с оси,
держи себя на тройственном запрете:
не бойся, не надейся, не проси. (c)
 
В принципе, цитата даже не из Губермана. Точнее, из него, но, если чуть изменить — «Не верь, не бойся, не проси» — то все случилось гораздо раньше. Даже раньше Шаламова с Солженицыным. Хотя и в Колымских рассказах, и в Гулаге эта цитата тоже присутствует. И широкую известность вне тюремных стен приобрела, скорее всего, благодаря им.
 
не верь — ни сокамернику, ни администрации
не бойся — не провоцируй страхом
не проси — не становись зависим
 
Последний катрен под гнетом фатальности-власти из бездны-тюрьмы сообщает тебе-арестанту фонариком мигая-стуком в стенку: Не верь, не бойся, не проси...
 
И тогда... вернемся в начало.
1 катрен — Январь 15. Очередной год срока. Тянет лямку как положено.
2 катрен — У всех своя камера и своя безысходность.
3 катрен — Все тянется к свободе, даже мертвое уже. А свобода-то кровянит. Это фатум — никто ни в чем и ни перед кем, как водится. Со вторым вопросом разобрались. А вот первый так и остался висеть, как всегда, в воздухе — чего делать-то? Впрочем, не так. Есть еще 4-ый катрен!
4. А енто мы уже разбирали. Это и есть ответ на вопрос, что делать. Но, как всегда, тоже через ж. Потому что этот ответ опять через отрицание — чего не делать. Не бойся, не надейся, не проси...
 
Как-то так. Не знаю, чего автор хотел, я просто версию выдвинул. И с этой точки зрения стих глубок и мне нравится. Левиафанистый такой. ОН никому не дает больше боли, чем тот может вынести. Неси. Легко сказать...
 
                              3. smaila. Открыть пустой конверт...
                              (Номинатор: buhta)
                              (2: buhta, tamika25)
 
buhta: Улыбнись, Решетория, я принесла тебе Смайлу.
 
Pro:
 
                                                     «Февраль. Достать чернил и плакать!»
                                                                                                   Б. Пастернак
 
          Открыть пустой конверт и плакать
          над неоплаченной тщетой,
          в который раз идти на плаху,
          но возвращаться. День шестой
 
          придет на смену пятой ночи,
          с ног отряхнет лохмотья снов;
          а сны мельчают, сны короче,
          и все скуднее их улов —
 
          так выхолащивает память
          бесснежье сопричастных зим:
          крошить пшено, зарубки ставить,
          но нет следов. Растаял нимб —
 
          и проступила алым стигма,
          пять лет вместились в пять ночей,
          а ночи растворились в зимах.
          ... Рассвет, отчаянно ничей,
 
          стоит у старого порога,
          простоволос и босоног.
          Забытый бог уже не бог,
          да был ли хоть минуту богом?
 
Какая тема, однако, рвущая душу поэтам! «Февраль. Достать чернил и плакать!» У меня как минимум два стиха про чернильницу эту! Причем, последний не более месяца назад.
 
Тщета — бесполезность, суетность. Неоплаченная тщета? Не знаю... К тому же, откуда она возникла? Конверт ведь пустой был?
Почему день шестой? (сотворение человека?) Нет, наверное, просто 6-ой день.
А почему бесснежье зим ведет к забывчивости? Думаю. Сколько вопросов у меня при внимательном чтении. Может, я просто не догоняю.
Ага! Понял, почему пять дней! Потому что пять лет! Тогда вопрос — почему пять лет?
Далее святость (стигмы) и очищение. Рассвет, отчаянно ничей — отлично. Полное отречение. Да и сам рассвет без памяти, судя по всему — простоволос и босоног. С чистого листа. Полное отречение.
А вот дальше... Снова Трудно быть богом Стругацких пошло.
 
Стих меня озадачил полностью. Чем я его больше пытаюсь понять, тем более он ускользает. Но... красив, чертовски красив! И музыка, и рифмы, и даже некая пафосность и красивость ему подходят.
 
                              (Номинатор: Finka)
                              (2: mysha, Finka)
 
Pro:
 
          Вот опять не пишутся стихи,
          Рифмы — тупы
          и слова — заики.
          Мы своим стихам
          не пастухи,
          но без них —
          безгласы и безлики.
 
          Это состоянье дежавю,
          так уже бывало
          раньше с нами —
          ночь, туман,
          и ты, как наяву,
          маленькой
          бежишь за светлячками.
 
и вот опять не пишутся стихи.
а в голове мелькают рифмы, строки.
безмолвны лики в рамках светлооки...
кричать затеют скоро петухи.
 
и убегает лунный след,
меня маня, а ты молчишь.
и увлекает лунный свет —
в твои края бежит малыш.
 
                              5. PerGYNT. Красное здание
                              (Номинатор: white-snow)
                              (2: natasha, white-snow)
 
Pro:
 
«Андрей с трудом перевел дух, потер онемевшие щеки и снова стал глядеть в сад. В саду стояло Здание. Оно стояло прочно и естественно среди деревьев, словно оно было здесь давно, всегда, и намерено простоять до окончания веков — красное, кирпичное, четырехэтажное»
А. и Б. Стругацкие «Град обреченный»
 
          Засыпая, я знаю заранее —
          там, за гранью,
          сквозь жар и озноб,
          это краснокирпичное здание
          вырастает в саду моих снов
          Регулярно, под самоконвоем,
          я вхожу в него каждую ночь
          Хоть не связан я и доброволен,
          не войти мне бывает невмочь
 
          По-хозяйски
          я знаю все вещи,
          что таит исчезающий дом
          Все ушедшее
          и
          всех ушедших —
          на кроватях, в углах, за столом
          Это я, недоучка-волшебник,
          кривизною душевных лекал
          их творил,
          жил в их кармах целебных,
          а потом по-дурацки терял
 
          Дерзких Экспериментов любитель,
          слыша зов их,
          как проповедь, я
          вдруг зайду
          в их ночную обитель. И
          проснусь в ней
          не выходя
 
Как пишет Б. Стругацкий, задачей романа было показать, как «под давлением жизненных обстоятельств кардинально меняется мировоззрение молодого человека, как переходит он с позиций твердокаменного фанатика в состояние человека, словно бы повисшего в безвоздушном идеологическом пространстве, без какой-либо опоры под ногами».
 
Ну, что сказать? Стругацкие есть Стругацкие, а Перьев есть... Пергюнт! С самого начала все заладилось читать: знаю заранее — краснокирпичное здание. Как классно!
 
Фирменная нелюбовь к точкам при большом внимании к запятым, хотя одной и не хватает, а одна лишняя (с лишней на тоненького)!
 
Кстати, Изя (один из героев Града обреченного) говорит Андрею (главному герою), что, по его убеждению, Красное Здание — своеобразный бред потревоженной совести.
 
Это я, недоучка-волшебник,
кривизною душевных лекал
их творил,
жил в их кармах целебных,
а потом по-дурацки терял
 
А это уже микст с Понедельником (Понедельник начинается в субботу тех же авторов) вышел, имхо!
 
А проснуться во сне в Красном Доме... Это да, неуютно. Не знаю, автор так считает или нет. (Напомню, ГГ там со Сталиным играл в шахматы живыми людьми — своими друзьями. И убитые «фигуры» умирали...) Может, автор наполнил дом иными призраками? Кстати, опять Сон во сне по По (сорри за тавтологию), как в предыдущей рецке (см. рецензию на CicadasCatcher «Слово за слово», — ред.). Или, наоборот, пробуждение во сне. Мистика, одно слово. Но мистика от Паши, да еще и по Стругацким, да еще и по Граду... Неравнодушен.
 
                              Град обреченный
 
 
                              СТАТИСТИКА ПОЛУМЕСЯЦА: 16–30.01.2015:
 
                              Номинировано: 5
                              Прошло в Шорт-лист: 5
                              Шорт-мэн: CicadasCatcher
                              Чудо-лоцман: pesnya
                              Голосивших: 14
                              Воздержантов: 1 (Rosa)
                              Чадский-Буквоед: Pro
 
 
                              Улыбнись, Решетория!
                                                     Улыбнись, Решетория! 
 
                              ВПЕЧАТЛИЛО:
 
Все произведения прекрасны. Не могу оскорбить этот Шорт выбором. Воздерживаюсь (Rosa)
 
Легкости хочется чегой-то (mysha)
 
Улыбнись, Решетория, я принесла тебе Смайлу (buhta)
 
Стих меня озадачил полностью. Чем я его больше пытаюсь понять, тем более он ускользает. Но... красив, чертовски красив! (Pro)
 
Вот как возомню себя пиитом и пущусь во все тяжкие: бумажные книжки, литературные вечера, девушки в очочках, вино, случайные ночлеги в библиотеке (CicadasCatcher)
 

Автор: Владимир МИТИН («Решетория»)


← ПредыдущаяСледующая →

23.03.2015
Шорт-лист недели 30.01–06.02.2015: Как это трогательно-скучно...

21.03.2015
Шорт-лист недели 09–16.01.2015: Осень рыжей дворнягой придет

Читайте в этом же разделе:
21.03.2015 Шорт-лист недели 09–16.01.2015: Осень рыжей дворнягой придет
18.03.2015 Шорт-лист полумесяца 26.12.2014–09.01.2015: А сердце покатится на пол — эй, Кролик?!
17.03.2015 Шорт-лист недели 19–26.12.2014: Лишь рябины кармином у входа горят
15.03.2015 Левиафан готов к полету
14.03.2015 Шорт-лист недели 12–19.12.2014: Я дам ему светлое имя

К списку


Комментарии

22.03.2015 14:33 | тим

Прикольная смайла) А про этр с эс (как доллар) на конце я вообще молчу))

22.03.2015 15:13 | кэт

блииин, а я всю голову сломала - что за знак супермена!?))) А это &;эс как доллар&;!)

22.03.2015 15:25 | тим

(прилизывая волосы барсучьим жиром) О! А трактовка с суперменом мне больше понравилась))

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон