Мода — идол, которого обожают дураки, чтоб казаться умными, а умные — чтобы не прослыть дураками
(Яков Княжнин)
Анонсы
25.03.2015
Шорт-лист недели 06–13.02.2015: На свежайшем снеге — последний сад
Иногда простой акт составления списка дел на завтрашний день помогает прийти в себя после какого-нибудь потрясения...
СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 06–13.02.2015:
(Номинатор: LunnayaZhelch)
(6: LunnayaZhelch, white-snow, ChurA, tamika25, Pro, Ptenchik)
Впереди — корабль. Позади — песок.
Надо мной синичий раздор да небо.
Я вчера считала часы тревог —
Многоротой памяти на потребу.
О пустяшных хлопотах на бегу,
И сестре обещанное — как платье,
Мятым свертком совесть пылит в шкафу,
Не дошито-прожито. Если знать бы...
Я стучалась в небо, как год назад:
Дай еще увидеть, как лепят дети
Из сугробов радость, как голосят
Воробьи-апостолы, апологеты.
Да не мне — отцу.
Я замкну глаза.
Черный. Красный. Это цветы для мертвых.
На свежайшем снеге — последний сад
Поливаю ливнями из аорты.
Позади песок, впереди — вода.
Снегом стыну, немощно и обидно.
Холод первоправ, ибо он сказал,
Что плывут пустыни в моря Аида.
ChurA: Богатый шорт, но, чтобы там не сказал рецензент — голосую за Helmi «Слезница», потому что: «последний сад поливаю ливнями из аорты».
tamika25: Для меня здесь еще и личное. Лен, ну ты знаешь...
natasha: Очень хорошее. Из тех стихов, которые исходят из самой личной, самой интимной глубины — точки, в которой автор никогда ни с кем не пересечется. Такие стихи не обсуждаются, и не голосуются.
antz: Поскольку здесь раньше правильно заметили, что такие стихи не обсуждаются, я тут немного поразмышляю о всяких отвлеченных материях.
Одной из задач творчества, а особенно — стихосложения, является упорядочение. Упорядочение мыслей, чувств, эмоций. Иногда простой акт составления списка дел на завтрашний день помогает прийти в себя после какого-нибудь потрясения. Стихи же, благодаря своей более жесткой структурной организации, дополнительно укрепляемой рифмами, справляются с этой задачей в разы лучше. Философ Вадим Руднев как-то озвучил мысль, что создание текста, то есть упорядочение небольшого кусочка Вселенной, есть способ борьбы с постоянно растущей в этой Вселенной энтропией (хаосом), а поскольку энтропия — в каком-то смысле функция от времени, то творчество — это попытка повернуть время вспять.
Стихотворение называется «Слезница». Это название, как известно, носит сосуд, в который древние римляне собирали слезы, пролитые на чьем-либо погребении. И в тоже время слово означает «слезная просьба». В обоих своих значениях это слово отвечает своей роли названия стиха и добавляет ему глубины, расставляет акценты. Слезная просьба звучит (и, судя по всему, не впервые) в третьей строфе, да и что есть лирическое стихотворение, посвященное утрате, как не сосуд, в который собраны слезы, боль, чувство вины, безостановочное вопрошание и память об ушедших; стихотворение по мере наших сил продлевает их существование и придает ему дополнительное измерение.
Стихотворение написано дольником, который я считаю, уж сам не знаю почему, лучше всего справляющимся с тем, что исполняет такое лирическое стихотворение. Может, все дело как раз в его некоторой расшатанности, недостаточной ритмической упорядоченности, которая как раз и нужна, поскольку позволяет расшатанной душе легче с ним синхронизироваться и войти в резонанс.
В общем, поздравляю с заслуженной победой и все-таки не удержусь... Мне не понравилось, что сверток «пылит», то есть генерирует пыль, но, с некоторой натяжкой, с этим можно согласиться.
Слово «замкну», призванное на замену слову «сомкну» для усиления выразительного эффекта, не совсем с этим, на мой взгляд, справляется. А может, это только у меня в голове «замкнуть» означает, скорее, «запереть одно внутри другого» и, в общем, не срабатывает.
И об упомянутой уже строке «поливаю ливнями из аорты». Мне здесь видится все-таки некоторый перебор, может, из-за того, что эмоциональный накал строки не совпадает с ее какой-то энергетикой, которая сильно подсаживается стоящими рядом двумя однокоренными словами.
Ну, это так, к слову. А я поздравляю еще раз.
ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 06–13.02.2015:
(Номинатор: MitinVladimir)
(4: Skorodinski, Baas, MitinVladimir, Kinokefal)
Skorodinski: Просто и где-то душевно, особенно о сверчке... А уж цикады...
natasha: Почти то же самое ощущение (см. LunnayaZhelch «Оборотки», — ред.), очень похожими показались стихи Александра и Маши — тот же поэтический подход, и ритмика похожа. Но идея понравилась, оригинальнее, свежее уж точно, «простодушнее».
antz:
отогрел в ладонях бы сам Сварог
память — время — бусинку — узелок,
разделяя явь на своих и дальних,
человеки весь свой надмирный срок,
пили бы корнями грунтовый сок,
понимая, что без корней — лишь камни...
сказка — ложь, икоту прогнал испуг, —
смерть ворует близких, кладет в сундук,
говорят не выследить, не постичь, но
под качанье зыбки, прозрев к утру,
человек человеку — гончарный круг
до последней горсточки черепичной...
***
Дремлет кот, и сажи черней восток,
и сверчок уже потерял шесток
/перебрался просто поближе к печке/.
Оперяя крылья, расправив плечи,
набирая смелости в шепоток,
прорастает словно весной росток,
простодушье тихое человечье.
Композиционно стихотворение поделено на два полюса — в первой строчке — бог, в последней — человек. И бог сквозь стихотворение как по ступенькам спускается к человеку, а человек поднимается к богу, и встречаются они посередине, в центральной строфе, разбитой на две полустрофы, в одной из которых — смерть, в другой — качающаяся в зыбке новая жизнь. И подниматься человеку, «оперяя крылья», помогает именно человечье (это слово вынесено в название и является ключевым) простодушье. Будьте как дети, да.
Хотя все же отмечу, что стих слегка сумбурный, ему бы простодушия побольше. Да и пресловутый «шесток» подкачал. И слово «потерял», как мне кажется, немного не на месте. Потерял — значит не может найти, но в следующей же строке говорится, что он «просто» перебрался. В общем, сыровато, я бы подсушил.
(Номинатор: Helmi)
(4: MashaNe, Ash, ArinaPP, natasha)
Helmi: Резковатый рубленый ритм, мужская рифма подчеркивают четкость и графичность текста. Общая эмоция остается после последнего слова. Автор параллелит контрасты, меняет времена и склонения глаголов, много чего еще делает, чтобы потерянному от отчаянья герою объяснить: темно. Все.
P.S.: Спряжения глаголов, склонения существительных. Порыв был, видно, очень творческий. Порвало разум.
natasha: Почти такое же ощущение, как от стиха Хельми. Тоже как-то страшно за него голосовать. Глупо, конечно, но так. И все-таки осмелюсь.
antz: Снова стих об утрате, и в первых строках перспектива перемещается в вечность и оттуда мы смотрим взглядом звезды — холодным, «искоса», на то, что было «двенадцать стихов назад», так как свет до звезды идет долго и она еще видит, как жена берет в руки шитье («с невынутой иголкой» — просится на язык), но здесь уже все случилось и герой мается и не знает куда себя деть, поглядывая на крюк.
Первая половина третьей строфы насыщена глаголами, но в ней практически ничего не происходит, так как почти все глаголы эти — несовершенного вида. Герой пытается взять их в руки, но они из рук у него валятся, и остается только снова играть (если позволительно употреблять это слово в контексте данного стихотворения — игра идет всерьез) в гляделки с темнотой, в которой уже нет звезды. И с тем, кто находится по ту сторону левкаса, с той стороны обратной перспективы.
Примечательна игра слов (снова всерьез) в последней строфе — «легок, как на помин» и «сошлась на швах», и существительное «швах» может служить как бы подытоживанием всего, что случилось.
В общем, хороший, крепкий, плотный стих (и тоже написан дольником, прошу заметить), герой немногословен, словно глотает слова — и так все понятно. Поздравляю Бориса с удачей.
(Номинатор: Helmi)
(2: Helmi, Rosa)
natasha: Три оборотки Александра LunnayaZhelch очень хорошие, но не совсем мое, что-то в последнее время я укрепилась в ощущении, что в стихах такого рода мне не хватает стержня, ясной мысли, оригинальной идеи — точки опоры, за которую можно зацепиться, некоторая расплывчатость, общеместность (много раз уже где-то читала) в угоду декоративной, я бы сказала, художественности смущает, порой, слегка даже и раздражает.
antz:
Sum burr
«Открой мне глаза, и шепотом: “Раз, два, три...”
Твоими ли я молитвами не исчезну...»
Качается ночь, словно лодка у маяка,
прибитая цепью ко времени и ступеням.
Курю. Как дела? — скажи я «совсем никак» —
не скажется откровенней,
поскольку лишь ночь и более — ни черта,
а дым — иллюзорен, что говорить о вещи...
Сбиваясь не раз, на всех языках считал,
попробую человечий
и дым с моей лодки тянется склоном вверх:
нолей-единиц — идущее в воздух — морзе —
исчезло ли, полегло в неземной траве...
я мерзну, курю и мерзну
и, кажется, вижу — в темный ультрамарин
(что над маяком) устремляется струйка дыма —
вот так, независимо друг от друга, мы говорим
на разных высотах
тысячи
невидимок.
I-дуга
Лунная радуга в брызгах над водопадом.
Рыбы при тусклом свете крадутся тихо,
пальцы тревожат спокойную гладь айпада.
Смотришь, как Будда, а видишь — неразбериху.
Не оторвать глаза, не поднять надолго.
Солнце ушло, но оставило нас... и письма.
Мало ли дел у небесного ихтиолога? —
судьбы, вселенная и интернет-зависимость.
В письмах все просто — «ушло, оставляю радугу.
Спросят: куда? — отвечайте: к врачу, сказало;
спросят: надолго? Но тут я вас не обрадую...
Ладно, пора — скоро поезд уйдет с вокзала».
Реки впадают в крайности — чуть и полностью,
чтоб человек мимикрировал в рыбу снова.
Б-г посмотрел котировки, погоду, новости,
взял человека, взял солнце,
и лепит слово.
N-тропия
«Придет серенький волчок и ухватит за бочок»
Ты заходишь в комнату, как старик,
гаснет свет. Желаете повторить?
Ты лежишь в кроватке: звуки, цвета, касания.
Месяц, звезды... И ты не считаешь дни,
но волчок из тьмы преисподней, из западни
появляется и от небытия спасает.
Он не помнит вообще ни о ком уже.
Одной ногой — в вечность на ПМЖ,
а другой — в никуда (из строки в фигуру
умолчания), и разгляди пойди,
пока свищет ветер и снег летит,
как с одной он прыгает на другую.
А ты пьешь растворимый, тебя трясет.
Досчитай до пяти, до пяти пятьсот,
покури сигарету, вторую, третью.
Начерти в своем ватмане love&peace
уходящими вдаль по оси абсцисс
до другого тысячелетия.
Первая, за оригинал которой взят стих Аруны «Сумбур» и называется «Sum burr». Я ради интересу расшифровал его как что-то типа «мне холодно» (от лат. Sum — «быть, существовать», и от англ. burr — на сленге это значит «холод», а так, вообще — «репей, колючка», ну какой, спрашивается, репей?). И правда — лирический герой мерзнет, мерзнет, конечно, в метафорическом смысле. Ночные свои бдения он уподобляет сидению в лодке, прикованной цепью к подножью маяка. Видимо, он является его смотрителем — должность довольно одинокая, как одиноко и ему в своем бдении, это одиночество переносится в метафору и становится там холодом. Дым его сигарет поднимается от лодки, и я так понимаю, что по эту сторону метафоры он сидит еще и в сети, так как двоичные нолики-единицы удачно сравнены здесь с точками-тире азбуки Морзе, которые улетают в безбрежный океан интернета. И окончание стиха вселяет-таки оптимизм — герой уже осознал, что он не один, пусть он и другие «невидимки» находятся на разных высотах, но дым их, поднимающийся вверх, там перемешивается, и делают они первый шажок навстречу друг другу.
Со вторым стихом, честно скажу, отношения у меня не сложились. Как-то в нем многое мне кажется не на месте. Ну, вот это, к примеру: «Мало ли дел у небесного ихтиолога? — / судьбы, вселенная и интернет-зависимость». Чья интернет-зависимость? Ихтиолога? Наша? Автора? Почему она стоит в одном ряду с судьбами и вселенной? Какие-то это ну уж сильно несовпадающие величины. Солнце ушло и оставило нас и письма, в письмах говорится, что оставило еще радугу (лунную?), какой-то не совсем комильфотный повтор «ушло... оставляю», в предыдущей же строфе было. Ну, в общем, ушло и ушло, ладно, не в наших силах его вернуть, реки разлились, началась эволюция обратно в рыбу, расчеловечивание, но тут вмешался Б-г (небесный ихтиолог?), взял человека, взял солнце (вернулось, что ли?) и стал лепить... слово. Вот честно, последние две строчки, как будто совсем из другого стихотворения, как будто не к ним оно шло. В общем, я в растерянности, честно. Прочитал первую часть — не, не помогло...
И да, с возрастом все больше хочется туда-обратно в детство (желаем повторить, еще как желаем) и цепляемся за что попало, вот и волчка призываем в помощи, приди уже и ухвати, что ли, а он сам уже сдал, в общем, исполнено хорошо, но концовка вот меня несколько недоумевает. То ли надо было как-то притянуть сюда оригинал (это видно по перекочевавшему сюда ватману, притянувшему за собой и предлог «в», который здесь, как мне кажется, не смотрится совсем). В оригинале был легкий, так скажем, синтаксический сдвиг и там «чертит в... ватман» смотрелось более органично, а поставленный в это, в остальном стройное стихотворение (ну, кроме «пяти пятьсот»), он как-то выпирает из строки в плохом смысле, то ли… у меня неожиданно кончились варианты. В общем, скомкано. Чертили-чертили на ватмане, да недочертили, скомкали. Вот.
(Номинатор: pesnya)
(2: pesnya, SukinKot)
antz:
Разговор обесточен.
Дозревает морозный прогноз.
Взгляд оскрипших обочин
Упирается в снежный занос.
Не помог разговорник, —
Скрылся в тучах рассветный стигмат.
Непроспавшийся дворник
Расчищает нападавший мат.
Снег лежит, как лазутчик. —
Различимый на белом едва.
Стайка птичьих везучих
Разметает с ладони слова.
Всё, как будто, сказали ж, —
Кто кого недожил — недогрел.
Свет сминается в залежь,
Только жаль, лишь сбивает пристрел.
Но в толпе самоучек
Снова видится мне на бегу —
Не попутка — попутчик,
И молчанье в упавшем снегу.
По слогам,
По спряженьям,
По словам выхожу из пике.
Ждет мое отраженье
И молчит на любом языке.
Первое, что бросается в глаза в стихах Эша — они богаты метафорами. Метафорами он иногда даже злоупотребляет (в хорошем смысле), высыпая на голову неподготовленного иногда читателя целый их ворох, причем так повелось, что количество их и качество идут рука об руку.
(Я так привык писать рецензии на стихи посредством построчного их разбора, что уже с этой кривой дорожки свернуть не могу, так что вот.)
Главная метафора, разворачивающаяся и обрастающая деталями на протяжении стиха — уподобление невозможности разговора (и, шире, — общения) зимнему времени года.
Стихотворение и начинается с краткого изложения того, что вызвало его к жизни: «разговор обесточен». Тут же появляется второй участник метафоры: «дозревает морозный прогноз», и, собственно, между этими двумя участниками и будет происходить дальнейший диалог, поскольку ЛГ диалога вести не с кем (ну, не совсем не с кем, но этого пока не видно). Нельзя не отметить звонкую морозную звукопись этой строки аллитерированной «р» и «з».
Последующие две строки развивают зимнюю часть: «взгляд оскрипших обочин / упирается в снежный занос». Здесь мы сталкиваемся и со словотворчеством, к которому Эш весьма неравнодушен. Возможно, снежный занос, в который упирается взгляд обочин, символизирует собой еще и невозможность свернуть с проторенной дороги, которая, впрочем, никуда не ведет.
«Не помог разговорник, / скрылся в тучах рассветный стигмат» — третий участник метафоры выходит на сцену. Это свет, противостоящий ненастью и его последствиям в виде холодов. Лирический герой упоминает здесь уже разговорник — сборник наиболее употребительных фраз — и это можно расценить как отчаяние.
Нападавший мат, убираемый дворником, символизирует выкристаллизовавшийся из холода непонимания снег, в общем, да, зачастую мат начинается там, где речь заканчивается — как еще, какими словами объяснить миру, что это больно, когда по пальцу ударяешь молотком, например. И эти строки закрывают первое восьмистишие и закольцовывают первый виток метафоры.
Лазутчик — тревожное слово, ассоциирующееся с неприятельским проникновением, вторжением, да, снега много, его становится все больше. Тут в стих врывается «стайка птичьих везучих», залетевших сюда, видимо, из «Белого безмолвия», с которым, кстати, этот стих крепко перекликается. Птичьим повезло — им достались неизрасходованные, оставшиеся на руке (на языке) слова.
Все всё сказали, обвинение зачитано, приговор вынесен. Обозначенный в первой строфе свет «сминается в залежь», надо начинать сначала.
Что? С кем? Ну, есть один вариант, видящийся «на бегу» попутчик, оказывающийся, впрочем, отражением, терпеливо ждущим, когда его двойник, все это затеявший, выйдет из пике по растапливающим снег спряженьям, слогам, словам — к свету.
В общем, очень хороший стих, в котором неясным для меня остался, пожалуй, лишь сбитый пристрел. И перечисление «по слогам, по спряженьям, по словам» я, может, выстроил бы в хронологическом порядке, в том, в котором они зарождаются в голове и обретают существование: спряжения, слоги, слова. Ну, это я уже привередничаю.
Вот. Первый ком блином. Надеюсь, вам не слишком не нравится то, как я вдруг начинаю пытаться объяснить себе самому номинированный стих. Я, конечно, не претендую на истину в последней инстанции, все вышеизложенное — лишь один из многих вариантов прочтения этого стихотворения.
Ash: Всё так плохо?
antz: Не, более чем хорошо.
pesnya: Вот не зря я Эша номинировала: Антоху почитала.
natasha: Мне кажется, я понимаю, о чем этот стих. Главным образом, о творческом поиске автора и, попутно, о современном состоянии поэзии (может, вообще, может, сетевой, точно не скажу). Констатация (вполне стандартная) состояния (ой, лютая, снежная зима) и рассуждение о своих душевных переживаниях и попытках подняться к «свету» в этой стихии. Получается, между прочим, что и само это стихотворение частный случай предмета рассуждения. Отсюда вопрос. Удалось ли автору в этом случае (в этом стихе) «выйти из пике»? Мое мнение (исключительно мое): тяжеленная, ибо перегруженная метафорами и образами (по-моему, автор таки, «злоупотребил»), конструкция пролетела с грохотом и мягко шмякнулась, ушла в «сугроб». Грохот, однако, привлек внимание и вызвал аплодисменты. Я не аплодирую, но прочла с интересом, полюбовалась серьезной, кропотливой и прихотливой работой автора, за что ему и спасибо.
Ash: Увы, Наташа, вы как всегда мимо.
СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ: 06–13.02.2015:
Номинировано: 5
Прошло в Шорт-лист: 5
Шорт-леди: Helmi
Чудо-лоцман: LunnayaZhelch
Голосивших: 18
Воздержантов: 1 (ole)
Чадский-Буквоед: antz
ВПЕЧАТЛИЛО:
Я туд зопетые расставляю (antz)
Блин, лонг такой, что впору застрелиться, а не сделать выбор... это полный капец, товарищи (buhta)
Вот не зря я Эша номинировала: Антоху почитала (pesnya)
Я не аплодирую, но прочла с интересом (natasha)
Образы, метафоры, словообразования, рифмы — эт хорошо, когда не чересчур и не до смешного (Т)
Надеюсь, вам не слишком не нравится то, как я вдруг начинаю пытаться объяснить себе самому номинированный стих (antz)
Такие стихи не обсуждаются, и не голосуются (natasha)
Иногда простой акт составления списка дел на завтрашний день помогает прийти в себя после какого-нибудь потрясения (antz)
Свет до звезды идет долго (antz)
Будьте как дети, да (antz)
Автор: Владимир МИТИН («Решетория»)
Читайте в этом же разделе:
23.03.2015 Шорт-лист недели 30.01–06.02.2015: Как это трогательно-скучно...
22.03.2015 Шорт-лист полумесяца 16–30.01.2015: Я ищу тебя, но тебя ли я там увижу?
21.03.2015 Шорт-лист недели 09–16.01.2015: Осень рыжей дворнягой придет
18.03.2015 Шорт-лист полумесяца 26.12.2014–09.01.2015: А сердце покатится на пол — эй, Кролик?!
17.03.2015 Шорт-лист недели 19–26.12.2014: Лишь рябины кармином у входа горят
К списку
Комментарии
|
25.03.2015 15:39 | тим Это чтобы уже совсем у особо интуированных не возникло сомнений к чему картинка?))
(хороший мини-диалог получился между прочим) ) |
|
|
26.03.2015 13:07 | Хе Тим, спасип за отчет. И картинка именно та. |
|
|
26.03.2015 13:09 | Хе И Антону спасибо. И всем. |
|
|
27.03.2015 15:04 | тим Тебе спасибо, Хельми. |
|
|
27.03.2015 17:33 | волчег Всем спасибо! |
|
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.