На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
29 марта 2024 г.

Художникам надо быть поскромнее и понимать, что они лишь зеркало... И фразы, которые через них идут — они очень часто идут откуда-то свыше, а не из них самих

(Илья Кормильцев)

Анонсы

25.03.2015

Шорт-лист недели 06–13.02.2015: На свежайшем снеге — последний сад

Иногда простой акт составления списка дел на завтрашний день помогает прийти в себя после какого-нибудь потрясения...

                              Слезница

                              СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 06–13.02.2015:
 
                              1. Helmi. Слезница
                              (Номинатор: LunnayaZhelch)
                              (6: LunnayaZhelch, white-snow, ChurA, tamika25, Pro, Ptenchik)
 
                              Впереди — корабль. Позади — песок.
                              Надо мной синичий раздор да небо.
                              Я вчера считала часы тревог 
                              Многоротой памяти на потребу.
 
                              О пустяшных хлопотах на бегу,
                              И сестре обещанное — как платье,
                              Мятым свертком совесть пылит в шкафу,
                              Не дошито-прожито. Если знать бы...
 
                              Я стучалась в небо, как год назад:
                              Дай еще увидеть, как лепят дети
                              Из сугробов радость, как голосят
                              Воробьи-апостолы, апологеты.
                              Да не мне — отцу.
 
                              Я замкну глаза.
                              Черный. Красный. Это цветы для мертвых.
                              На свежайшем снеге — последний сад
                              Поливаю ливнями из аорты.
 
                              Позади песок, впереди — вода.
                              Снегом стыну, немощно и обидно.
                              Холод первоправ, ибо он сказал,
                              Что плывут пустыни в моря Аида.
 
ChurA: Богатый шорт, но, чтобы там не сказал рецензент — голосую за Helmi «Слезница», потому что: «последний сад поливаю ливнями из аорты».
 
tamika25: Для меня здесь еще и личное. Лен, ну ты знаешь...
 
natasha: Очень хорошее. Из тех стихов, которые исходят из самой личной, самой интимной глубины — точки, в которой автор никогда ни с кем не пересечется. Такие стихи не обсуждаются, и не голосуются.
 
antz: Поскольку здесь раньше правильно заметили, что такие стихи не обсуждаются, я тут немного поразмышляю о всяких отвлеченных материях.
 
Одной из задач творчества, а особенно — стихосложения, является упорядочение. Упорядочение мыслей, чувств, эмоций. Иногда простой акт составления списка дел на завтрашний день помогает прийти в себя после какого-нибудь потрясения. Стихи же, благодаря своей более жесткой структурной организации, дополнительно укрепляемой рифмами, справляются с этой задачей в разы лучше. Философ Вадим Руднев как-то озвучил мысль, что создание текста, то есть упорядочение небольшого кусочка Вселенной, есть способ борьбы с постоянно растущей в этой Вселенной энтропией (хаосом), а поскольку энтропия — в каком-то смысле функция от времени, то творчество — это попытка повернуть время вспять.
 
Стихотворение называется «Слезница». Это название, как известно, носит сосуд, в который древние римляне собирали слезы, пролитые на чьем-либо погребении. И в тоже время слово означает «слезная просьба». В обоих своих значениях это слово отвечает своей роли названия стиха и добавляет ему глубины, расставляет акценты. Слезная просьба звучит (и, судя по всему, не впервые) в третьей строфе, да и что есть лирическое стихотворение, посвященное утрате, как не сосуд, в который собраны слезы, боль, чувство вины, безостановочное вопрошание и память об ушедших; стихотворение по мере наших сил продлевает их существование и придает ему дополнительное измерение.
 
Стихотворение написано дольником, который я считаю, уж сам не знаю почему, лучше всего справляющимся с тем, что исполняет такое лирическое стихотворение. Может, все дело как раз в его некоторой расшатанности, недостаточной ритмической упорядоченности, которая как раз и нужна, поскольку позволяет расшатанной душе легче с ним синхронизироваться и войти в резонанс.
 
В общем, поздравляю с заслуженной победой и все-таки не удержусь... Мне не понравилось, что сверток «пылит», то есть генерирует пыль, но, с некоторой натяжкой, с этим можно согласиться.
 
Слово «замкну», призванное на замену слову «сомкну» для усиления выразительного эффекта, не совсем с этим, на мой взгляд, справляется. А может, это только у меня в голове «замкнуть» означает, скорее, «запереть одно внутри другого» и, в общем, не срабатывает.
 
И об упомянутой уже строке «поливаю ливнями из аорты». Мне здесь видится все-таки некоторый перебор, может, из-за того, что эмоциональный накал строки не совпадает с ее какой-то энергетикой, которая сильно подсаживается стоящими рядом двумя однокоренными словами.
 
Ну, это так, к слову. А я поздравляю еще раз.
 
 
                              Сказка - ложь 
 
                              ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 06–13.02.2015:
 
                              2. MashaNe. Человечье
                              (Номинатор: MitinVladimir)
                              (4: Skorodinski, Baas, MitinVladimir, Kinokefal)
 
Skorodinski: Просто и где-то душевно, особенно о сверчке... А уж цикады...
 
natasha: Почти то же самое ощущение (см. LunnayaZhelch «Оборотки», — ред.), очень похожими показались стихи Александра и Маши — тот же поэтический подход, и ритмика похожа. Но идея понравилась, оригинальнее, свежее уж точно, «простодушнее».
 
antz:
 
          отогрел в ладонях бы сам Сварог
          память — время — бусинку — узелок,
          разделяя явь на своих и дальних,
          человеки весь свой надмирный срок,
          пили бы корнями грунтовый сок,
          понимая, что без корней — лишь камни...
 
          сказка — ложь, икоту прогнал испуг, —
          смерть ворует близких, кладет в сундук,
          говорят не выследить, не постичь, но
 
          под качанье зыбки, прозрев к утру,
          человек человеку — гончарный круг
          до последней горсточки черепичной...
          ***
          Дремлет кот, и сажи черней восток,
          и сверчок уже потерял шесток
          /перебрался просто поближе к печке/.
          Оперяя крылья, расправив плечи,
          набирая смелости в шепоток,
          прорастает словно весной росток,
          простодушье тихое человечье.
 
Композиционно стихотворение поделено на два полюса — в первой строчке — бог, в последней — человек. И бог сквозь стихотворение как по ступенькам спускается к человеку, а человек поднимается к богу, и встречаются они посередине, в центральной строфе, разбитой на две полустрофы, в одной из которых — смерть, в другой — качающаяся в зыбке новая жизнь. И подниматься человеку, «оперяя крылья», помогает именно человечье (это слово вынесено в название и является ключевым) простодушье. Будьте как дети, да.
 
Хотя все же отмечу, что стих слегка сумбурный, ему бы простодушия побольше. Да и пресловутый «шесток» подкачал. И слово «потерял», как мне кажется, немного не на месте. Потерял — значит не может найти, но в следующей же строке говорится, что он «просто» перебрался. В общем, сыровато, я бы подсушил.
 
                              3. smehach. Вдовецк
                              (Номинатор: Helmi)
                              (4: MashaNe, Ash, ArinaPP, natasha)
 
Helmi: Резковатый рубленый ритм, мужская рифма подчеркивают четкость и графичность текста. Общая эмоция остается после последнего слова. Автор параллелит контрасты, меняет времена и склонения глаголов, много чего еще делает, чтобы потерянному от отчаянья герою объяснить: темно. Все.
P.S.: Спряжения глаголов, склонения существительных. Порыв был, видно, очень творческий. Порвало разум.
 
natasha: Почти такое же ощущение, как от стиха Хельми. Тоже как-то страшно за него голосовать. Глупо, конечно, но так. И все-таки осмелюсь.
 
antz: Снова стих об утрате, и в первых строках перспектива перемещается в вечность и оттуда мы смотрим взглядом звезды — холодным, «искоса», на то, что было «двенадцать стихов назад», так как свет до звезды идет долго и она еще видит, как жена берет в руки шитье («с невынутой иголкой» — просится на язык), но здесь уже все случилось и герой мается и не знает куда себя деть, поглядывая на крюк.
 
Первая половина третьей строфы насыщена глаголами, но в ней практически ничего не происходит, так как почти все глаголы эти — несовершенного вида. Герой пытается взять их в руки, но они из рук у него валятся, и остается только снова играть (если позволительно употреблять это слово в контексте данного стихотворения — игра идет всерьез) в гляделки с темнотой, в которой уже нет звезды. И с тем, кто находится по ту сторону левкаса, с той стороны обратной перспективы.
 
Примечательна игра слов (снова всерьез) в последней строфе — «легок, как на помин» и «сошлась на швах», и существительное «швах» может служить как бы подытоживанием всего, что случилось.
 
В общем, хороший, крепкий, плотный стих (и тоже написан дольником, прошу заметить), герой немногословен, словно глотает слова — и так все понятно. Поздравляю Бориса с удачей.
 
                              4. LunnayaZhelch. Оборотки
                              (Номинатор: Helmi)
                              (2: Helmi, Rosa)
 
natasha: Три оборотки Александра LunnayaZhelch очень хорошие, но не совсем мое, что-то в последнее время я укрепилась в ощущении, что в стихах такого рода мне не хватает стержня, ясной мысли, оригинальной идеи — точки опоры, за которую можно зацепиться, некоторая расплывчатость, общеместность (много раз уже где-то читала) в угоду декоративной, я бы сказала, художественности смущает, порой, слегка даже и раздражает.
 
antz:
 
          Sum burr
 
                                               «Открой мне глаза, и шепотом: “Раз, два, три...”
                                                                   Твоими ли я молитвами не исчезну...»
 
          Качается ночь, словно лодка у маяка,
          прибитая цепью ко времени и ступеням.
          Курю. Как дела? — скажи я «совсем никак» —
          не скажется откровенней,
 
          поскольку лишь ночь и более — ни черта,
          а дым — иллюзорен, что говорить о вещи...
          Сбиваясь не раз, на всех языках считал,
          попробую человечий
 
          и дым с моей лодки тянется склоном вверх:
          нолей-единиц — идущее в воздух — морзе —
          исчезло ли, полегло в неземной траве...
          я мерзну, курю и мерзну
 
          и, кажется, вижу — в темный ультрамарин
          (что над маяком) устремляется струйка дыма —
          вот так, независимо друг от друга, мы говорим
          на разных высотах
          тысячи
          невидимок.
 
 
          I-дуга
 
          Лунная радуга в брызгах над водопадом.
          Рыбы при тусклом свете крадутся тихо,
          пальцы тревожат спокойную гладь айпада.
          Смотришь, как Будда, а видишь — неразбериху.
 
          Не оторвать глаза, не поднять надолго.
          Солнце ушло, но оставило нас... и письма.
          Мало ли дел у небесного ихтиолога? —
          судьбы, вселенная и интернет-зависимость.
 
          В письмах все просто — «ушло, оставляю радугу.
          Спросят: куда? — отвечайте: к врачу, сказало;
          спросят: надолго? Но тут я вас не обрадую...
          Ладно, пора — скоро поезд уйдет с вокзала».
 
          Реки впадают в крайности — чуть и полностью,
          чтоб человек мимикрировал в рыбу снова.
 
          Б-г посмотрел котировки, погоду, новости,
          взял человека, взял солнце,
          и лепит слово.
 
 
          N-тропия
 
                                                   «Придет серенький волчок и ухватит за бочок»
 
          Ты заходишь в комнату, как старик,
          гаснет свет. Желаете повторить?
          Ты лежишь в кроватке: звуки, цвета, касания.
          Месяц, звезды... И ты не считаешь дни,
          но волчок из тьмы преисподней, из западни
          появляется и от небытия спасает.
 
          Он не помнит вообще ни о ком уже.
          Одной ногой — в вечность на ПМЖ,
          а другой — в никуда (из строки в фигуру
          умолчания), и разгляди пойди,
          пока свищет ветер и снег летит,
          как с одной он прыгает на другую.
 
          А ты пьешь растворимый, тебя трясет.
          Досчитай до пяти, до пяти пятьсот,
          покури сигарету, вторую, третью.
          Начерти в своем ватмане love&peace
          уходящими вдаль по оси абсцисс
          до другого тысячелетия.
 
Первая, за оригинал которой взят стих Аруны «Сумбур» и называется «Sum burr». Я ради интересу расшифровал его как что-то типа «мне холодно» (от лат. Sum — «быть, существовать», и от англ. burr — на сленге это значит «холод», а так, вообще — «репей, колючка», ну какой, спрашивается, репей?). И правда — лирический герой мерзнет, мерзнет, конечно, в метафорическом смысле. Ночные свои бдения он уподобляет сидению в лодке, прикованной цепью к подножью маяка. Видимо, он является его смотрителем — должность довольно одинокая, как одиноко и ему в своем бдении, это одиночество переносится в метафору и становится там холодом. Дым его сигарет поднимается от лодки, и я так понимаю, что по эту сторону метафоры он сидит еще и в сети, так как двоичные нолики-единицы удачно сравнены здесь с точками-тире азбуки Морзе, которые улетают в безбрежный океан интернета. И окончание стиха вселяет-таки оптимизм — герой уже осознал, что он не один, пусть он и другие «невидимки» находятся на разных высотах, но дым их, поднимающийся вверх, там перемешивается, и делают они первый шажок навстречу друг другу.
 
Со вторым стихом, честно скажу, отношения у меня не сложились. Как-то в нем многое мне кажется не на месте. Ну, вот это, к примеру: «Мало ли дел у небесного ихтиолога? — / судьбы, вселенная и интернет-зависимость». Чья интернет-зависимость? Ихтиолога? Наша? Автора? Почему она стоит в одном ряду с судьбами и вселенной? Какие-то это ну уж сильно несовпадающие величины. Солнце ушло и оставило нас и письма, в письмах говорится, что оставило еще радугу (лунную?), какой-то не совсем комильфотный повтор «ушло... оставляю», в предыдущей же строфе было. Ну, в общем, ушло и ушло, ладно, не в наших силах его вернуть, реки разлились, началась эволюция обратно в рыбу, расчеловечивание, но тут вмешался Б-г (небесный ихтиолог?), взял человека, взял солнце (вернулось, что ли?) и стал лепить... слово. Вот честно, последние две строчки, как будто совсем из другого стихотворения, как будто не к ним оно шло. В общем, я в растерянности, честно. Прочитал первую часть — не, не помогло...
 
И да, с возрастом все больше хочется туда-обратно в детство (желаем повторить, еще как желаем) и цепляемся за что попало, вот и волчка призываем в помощи, приди уже и ухвати, что ли, а он сам уже сдал, в общем, исполнено хорошо, но концовка вот меня несколько недоумевает. То ли надо было как-то притянуть сюда оригинал (это видно по перекочевавшему сюда ватману, притянувшему за собой и предлог «в», который здесь, как мне кажется, не смотрится совсем). В оригинале был легкий, так скажем, синтаксический сдвиг и там «чертит в... ватман» смотрелось более органично, а поставленный в это, в остальном стройное стихотворение (ну, кроме «пяти пятьсот»), он как-то выпирает из строки в плохом смысле, то ли… у меня неожиданно кончились варианты. В общем, скомкано. Чертили-чертили на ватмане, да недочертили, скомкали. Вот.
 
                              5. Ash. Попутчик
                              (Номинатор: pesnya)
                              (2: pesnya, SukinKot)
 
antz:
 
          Разговор обесточен.
          Дозревает морозный прогноз.
          Взгляд оскрипших обочин
          Упирается в снежный занос.
          Не помог разговорник, —
          Скрылся в тучах рассветный стигмат.
          Непроспавшийся дворник
          Расчищает нападавший мат.
 
          Снег лежит, как лазутчик. —
          Различимый на белом едва.
          Стайка птичьих везучих
          Разметает с ладони слова.
          Всё, как будто, сказали ж, —
          Кто кого недожил — недогрел.
          Свет сминается в залежь,
          Только жаль, лишь сбивает пристрел.
 
          Но в толпе самоучек
          Снова видится мне на бегу —
          Не попутка — попутчик,
          И молчанье в упавшем снегу.
 
          По слогам,
          По спряженьям,
          По словам выхожу из пике.
 
          Ждет мое отраженье
          И молчит на любом языке.
 
Первое, что бросается в глаза в стихах Эша — они богаты метафорами. Метафорами он иногда даже злоупотребляет (в хорошем смысле), высыпая на голову неподготовленного иногда читателя целый их ворох, причем так повелось, что количество их и качество идут рука об руку.
 
(Я так привык писать рецензии на стихи посредством построчного их разбора, что уже с этой кривой дорожки свернуть не могу, так что вот.)
 
Главная метафора, разворачивающаяся и обрастающая деталями на протяжении стиха — уподобление невозможности разговора (и, шире, — общения) зимнему времени года.
Стихотворение и начинается с краткого изложения того, что вызвало его к жизни: «разговор обесточен». Тут же появляется второй участник метафоры: «дозревает морозный прогноз», и, собственно, между этими двумя участниками и будет происходить дальнейший диалог, поскольку ЛГ диалога вести не с кем (ну, не совсем не с кем, но этого пока не видно). Нельзя не отметить звонкую морозную звукопись этой строки аллитерированной «р» и «з».
 
Последующие две строки развивают зимнюю часть: «взгляд оскрипших обочин / упирается в снежный занос». Здесь мы сталкиваемся и со словотворчеством, к которому Эш весьма неравнодушен. Возможно, снежный занос, в который упирается взгляд обочин, символизирует собой еще и невозможность свернуть с проторенной дороги, которая, впрочем, никуда не ведет.
 
«Не помог разговорник, / скрылся в тучах рассветный стигмат» — третий участник метафоры выходит на сцену. Это свет, противостоящий ненастью и его последствиям в виде холодов. Лирический герой упоминает здесь уже разговорник — сборник наиболее употребительных фраз — и это можно расценить как отчаяние.
 
Нападавший мат, убираемый дворником, символизирует выкристаллизовавшийся из холода непонимания снег, в общем, да, зачастую мат начинается там, где речь заканчивается — как еще, какими словами объяснить миру, что это больно, когда по пальцу ударяешь молотком, например. И эти строки закрывают первое восьмистишие и закольцовывают первый виток метафоры.
 
Лазутчик — тревожное слово, ассоциирующееся с неприятельским проникновением, вторжением, да, снега много, его становится все больше. Тут в стих врывается «стайка птичьих везучих», залетевших сюда, видимо, из «Белого безмолвия», с которым, кстати, этот стих крепко перекликается. Птичьим повезло — им достались неизрасходованные, оставшиеся на руке (на языке) слова.
 
Все всё сказали, обвинение зачитано, приговор вынесен. Обозначенный в первой строфе свет «сминается в залежь», надо начинать сначала.
 
Что? С кем? Ну, есть один вариант, видящийся «на бегу» попутчик, оказывающийся, впрочем, отражением, терпеливо ждущим, когда его двойник, все это затеявший, выйдет из пике по растапливающим снег спряженьям, слогам, словам — к свету.
 
В общем, очень хороший стих, в котором неясным для меня остался, пожалуй, лишь сбитый пристрел. И перечисление «по слогам, по спряженьям, по словам» я, может, выстроил бы в хронологическом порядке, в том, в котором они зарождаются в голове и обретают существование: спряжения, слоги, слова. Ну, это я уже привередничаю.
 
Вот. Первый ком блином. Надеюсь, вам не слишком не нравится то, как я вдруг начинаю пытаться объяснить себе самому номинированный стих. Я, конечно, не претендую на истину в последней инстанции, все вышеизложенное — лишь один из многих вариантов прочтения этого стихотворения.
 
Ash: Всё так плохо?
 
antz: Не, более чем хорошо.
 
pesnya: Вот не зря я Эша номинировала: Антоху почитала.
 
natasha: Мне кажется, я понимаю, о чем этот стих. Главным образом, о творческом поиске автора и, попутно, о современном состоянии поэзии (может, вообще, может, сетевой, точно не скажу). Констатация (вполне стандартная) состояния (ой, лютая, снежная зима) и рассуждение о своих душевных переживаниях и попытках подняться к «свету» в этой стихии. Получается, между прочим, что и само это стихотворение частный случай предмета рассуждения. Отсюда вопрос. Удалось ли автору в этом случае (в этом стихе) «выйти из пике»? Мое мнение (исключительно мое): тяжеленная, ибо перегруженная метафорами и образами (по-моему, автор таки, «злоупотребил»), конструкция пролетела с грохотом и мягко шмякнулась, ушла в «сугроб». Грохот, однако, привлек внимание и вызвал аплодисменты. Я не аплодирую, но прочла с интересом, полюбовалась серьезной, кропотливой и прихотливой работой автора, за что ему и спасибо.
 
Ash: Увы, Наташа, вы как всегда мимо.
 
                              Попутчик
 
 
                              СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ: 06–13.02.2015:
 
                              Номинировано: 5
                              Прошло в Шорт-лист: 5
                              Шорт-леди: Helmi
                              Чудо-лоцман: LunnayaZhelch
                              Голосивших: 18
                              Воздержантов: 1 (ole)
                              Чадский-Буквоед: antz
 
 
                              Запятые 
 
                              ВПЕЧАТЛИЛО:
 
Я туд зопетые расставляю (antz)
 
Блин, лонг такой, что впору застрелиться, а не сделать выбор... это полный капец, товарищи (buhta)
 
Вот не зря я Эша номинировала: Антоху почитала (pesnya)
 
Я не аплодирую, но прочла с интересом (natasha)
 
Образы, метафоры, словообразования, рифмы — эт хорошо, когда не чересчур и не до смешного (Т)
 
Надеюсь, вам не слишком не нравится то, как я вдруг начинаю пытаться объяснить себе самому номинированный стих (antz)
 
Такие стихи не обсуждаются, и не голосуются (natasha)
 
Иногда простой акт составления списка дел на завтрашний день помогает прийти в себя после какого-нибудь потрясения (antz)
 
Свет до звезды идет долго (antz)
 
Будьте как дети, да (antz)
 

Автор: Владимир МИТИН («Решетория»)


← ПредыдущаяСледующая →

26.03.2015
Шорт-лист недели 13–20.02.2015: И в саду Гефсиманском молящийся грешник...

23.03.2015
Шорт-лист недели 30.01–06.02.2015: Как это трогательно-скучно...

Читайте в этом же разделе:
23.03.2015 Шорт-лист недели 30.01–06.02.2015: Как это трогательно-скучно...
22.03.2015 Шорт-лист полумесяца 16–30.01.2015: Я ищу тебя, но тебя ли я там увижу?
21.03.2015 Шорт-лист недели 09–16.01.2015: Осень рыжей дворнягой придет
18.03.2015 Шорт-лист полумесяца 26.12.2014–09.01.2015: А сердце покатится на пол — эй, Кролик?!
17.03.2015 Шорт-лист недели 19–26.12.2014: Лишь рябины кармином у входа горят

К списку


Комментарии

25.03.2015 15:39 | тим

Это чтобы уже совсем у особо интуированных не возникло сомнений к чему картинка?))
(хороший мини-диалог получился между прочим) )

26.03.2015 13:07 | Хе

Тим, спасип за отчет. И картинка именно та.

26.03.2015 13:09 | Хе

И Антону спасибо. И всем.

27.03.2015 15:04 | тим

Тебе спасибо, Хельми.

27.03.2015 17:33 | волчег

Всем спасибо!

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон