Стих не есть созданье поэта, он даже, если
хотите, не принадлежит поэту
(Иннокентий Анненский)
Анонсы
15.09.2013
Шорт-лист недели 05–12.07.2013: На четвертинки как лайм я изорву этот день
Стих надо читать и смаковать...
СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 05–12.07.2013:
(Номинатор: mitro)
(6: Pro, tamika25, mitro, pesnya, Katrin, Skorodinski)
«Она свежа и молода, словно листок мяты. Он крепок и темпераментен, словно кубинский ром. Их страсть растопит любой лед... Так рождается Mojito — коктейль любви»
(из латиноамериканского мюзикла)
«Double Papa»
мохито с двойной порцией рома.
так пил по утрам Хэмингуэй. И ты. У меня дома,
джентльмен страстный. С тростью. Губы слаще сахара тростникового,
горящие сумасшедшей любовью, покоряющее свежестью, а кроме...
мята, лайм, тростниковый сахар, ром —
типично кубинский ритм рук, теребящих сердце так властно.
глотаю тебя. Обжигаю нутро. Не оставлю и капельки на потом.
запах моих грехов, мое несказанное счастье.
вставлю соломинку в самую гущу тебя, взболтаю колотый лед
прошлого. Страхов. Ревности. Недоверия.
стань запотевшим стаканом с мятой. Моим последним глотком.
и разливайся во мне. Омывая душу и сатанея.
вниз до маленьких пальчиков длинных ног,
в чаще восторгов и слез задержись на одно мгновение,
ляг небольшою веточкой мяты в мой женский восторг,
рифмой мужской в мои эротические стихотворения.
ты заклинанье мое, придуман под выдохи сов...
мудрые знают, что ты мне в отраду дверца.
испепели себя и меня и приторно-рабскую. Злую любовь.
Мой господин. Мой волшебник, Рыцарь. Клубника с перцем.
на четвертинки как лайм я изорву этот день…
пальцами смуглыми выдавлю все до последней капли,
выпью тебя, без рома. И даст вселенная крен.
И оборвется сердце…
попавшее в Львиные лапы
Слово «mojito» образовалось от слова «mojo», что означает «заклинание, заговор, мистическая формула».
Kinokefal (стихонавигатор): ЛГиня любит выпить. И не скрывает этого. Только пьет не все что булькает, а исключительно благородные, воспетые в мировой литературе напитки. Вот, например, Хэмингуэй. Любил он, знаете ли, с утреца за воротник свитера парочку коктейльчиков с двойным ромом закинуть. Потребность у него такая была, эстетическая. Ведь Double Papa, прошу заметить, это не какой-нибудь банальный утренний пивасик. Это… это целый мир в одном стакане. Да что там мир — Вселенная. На одного знакомого ЛГине Ты-героя по эффекту воздействия похож, кстати. Да. Описанию процесса зарождения в голове Вселенной от вдумчивого употребления напитка и посвящен этот стих. Правда, под конец описания ЛГиня чуточку буянит. Но все в пределах этической нормы — ни один настоящий лайм при описании не пострадал.
pesnya: Резонер должен быть беспристрастным, но здесь не тот случай. Мне понравилось. Все: идея и красивое, хоть и несовершенное, исполнение. Последнее придает особого шарма стиху. Как лед в бокале колотый, а не тот, что правильными кубиками. Может, потому что я люблю мохито, такой — с коричневым тростниковым сахаром, сочнейшим лаймом и прочее, — идея провести параллель между обжигающим напитком (отнюдь не кофе) и дурманящей страстью мне весьма симпатична. Яркая и убедительная такая аналогия. Осязаемая, я бы сказала. Много говорить — только портить; стих надо читать и смаковать.
ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 05–12.07.2013:
(Номинатор: MitinVladimir)
(4: SukinKot, NEOTMIRA, MitinVladimir, Sarah)
Kinokefal (стихонавигатор): Говорят, у цветов джиды неземной аромат, а листья и ветви, как сказал бы поэт, облиты седой платиной. В общем, божественное дерево. Так вот, ЛГине еще в молодости досталась такая волшебная веточка. Бывало, взмахнет ей слегка — и прочь отлетают мошкара печалей, сомнений и прочей суеты сует. И мир становится иным, под легким взмахом. Волшебным. Луна — сиреневой, вой шакала — щемящим и слезообильным, а сам шакал — восхищенным луной. Даже душный и знойный день — не просто плещущим... Эх, мне бы такую веточку. Да. Годы летят, как им и положено, ибо «Наше время бродит у воды», а аромат джиды не увядает. И только одна печаль терзает ЛГиню — «Я забыла, прежде, чем ломать, / Веточке джиды сказать «прости»…
pesnya: Автор дивной «Веточки» в особом представлении не нуждается. Вот видишь «Ксана» — уже, само собой разумеется, что ждет читателя нечто простое и потому — гениальное. Предвкушаешь что-то человечное очень, теплое, философское и всегда — понятное всем. Такая щемящая ностальгия по детству, образ которого выбран так удачно — веточка скромного серебристого деревца с терпковато-сухими ягодками. Маслинками мы их называли. Деревца росли рощицами в оврагах, у воды, где можно было день напролет считать озорных стрекоз; там было как-то природно-уютно, спокойно и весело, надежно, как бывает только в детстве, в «нашем времени, бродящем у воды». Очень яркий видеоряд: день упавший и зной расплескавший, так и видишь зеркало ставка, с кругами по поверхности. Маленький шакал с сиреневой луной, и правда, восхитительны. Это невероятное умение автора простыми оборотами, нужными словами описать глубины, затягивающие, как омут. Оторваться нельзя. Приезжаешь в родную провинцию, идешь гулять вдоль старого ставочка (точней, того, что от него осталось), затерянного в ландшафтном дизайне, и физически ощущаешь воздух другой — аромат прошлого. Оврагов с рощицами джиды в помине нет — постройки разросшегося поселка; вряд ли кто-то просил прощения у веточки, когда ломал, но она осталась у каждого, как символ прошлого. Вот как-то так.
(Номинатор: mysha)
(3: Rosa, aerozol, LunnayaZhelch)
Kinokefal (стихонавигатор): Философское, вернее теософское. ЛГер, видимо осуждая постмодернизм, сокрушается, что кругом одни «мифологемы, разрушение стиля, отказ от рифмы и выход за сюжет». Все эти тенденции и явления в современной культуре, каким-то образом приводят к потере «смысла тишины». Наверное, потому, что все вышеперечисленное — пустая болтовня. Одно не понятно: разве смысл тишины в сюжете, рифме и стиле? То есть, в «полной» болтовне? Обходя это противоречие, ЛГер сосредотачивается на образном описании (достаточно извилистом, пышнословном и «распростертом», надо заметить) конфликта слова и смысла, внешнего и внутреннего, истинного и мнимого. Рассуждения строятся на христианских идеях тщеты, прощения и спасения (обретения бога внутри себя), молитвы внешней и внутренней, мистического прозрения и много еще чего волнующего.
pesnya: У этого автора не бывает простых произведений. Имеется в виду, не по форме и построению конструкций, а по содержанию. В каждом — бездна, причем у каждого читателя своя, какой бы темы ни касался стих. В данном случае нас снова ждут раздумья, этакая философско-поэтическая бессонница о предназначении поэта как такового. О том, чтоб суметь не раствориться в пустой болтовне, не спрятать за частоколом слов истинный смысл. Эффект эмоции пиитова одиночества усиливают очень точные обороты: «рюкзак с души», «сам себе отмщенье», «глушилка многословья», «в ампулах спасенья нет», «бессонница сквозит дверною щелью» и т.д., а также время происходящего — ночь, когда человек один на один остается с самим собой, со всеми внутренними монстрами и переживаниями. Стих сильный, безусловно, он достоин победы в Шорте, количество избранных — зашкаливает, то показатель, друзья мои. Но, тем не менее, сам номинатор проголосовал за другое (им же, правда, номинированное произведение), и это также о многом говорит. Но недосказанность всего мира в любом произведении как раз и призвана заставить читателя думать, домысливать, решить, сделать выбор и т.д., жить духовно, одним словом, за что авторам большое спасибо.
(Номинатор: petrovich)
(2: petrovich, Bastet)
Kinokefal (стихонавигатор): Продолжая тему «кошки и люди», автор описывает ситуацию, когда в одном локальном месте («у них», нас бог миловал) случилась природно-экологическая и ментально-психологическая катастрофа — пропали кошки. А без лохматых хранителей домашнего очага, без этих усатых и хвостатых домовых и жизнь — не в жизнь, одно сплошное без-образие и нестроение. Сами знаете.
pesnya: Совершенно правы фанаты Ксаны, этот Шорт — беспрецедентный; еще, по-моему, не было такого, в котором автор номинировался бы три раза. Впрочем, я не удивлюсь, если будет Шорт, состоящий только их Ксаниных стихов. Вот не шучу, не льщу и не преувеличиваю. Потому что, как верно заметил один из комментаторов, в этой поэзии останавливается время. Это стихи высокого уровня очеловечивания, что ли. Понятные, просто и глубоко о великом и глобальном. Касающиеся всех стихи. Вот как этот: о жизни и смерти в разрезе, так сказать, сосуществования людей и братьев меньших, а именно — кошек. И о связях, существующих в таком необычном обществе, связях прямого и переносного значения; о том, что эти, описанные мастерским слогом категории, не могут друг без друга. Держат один одного на свете. Форма изложения также выбрана весьма удачно — письмо. Эта форма предполагает и позволяет разнообразно выразить мысль и описать события, быть просто констататором фактов или сопереживающим индивидом. И, главное, от лица кого написано письмо! Ну, конечно — от лица хранителя домашних тайн и очагов всех времен и народов — домового. Этакий «нафаня» есть в каждом доме, чего скрывать, он есть у каждого жильца. Вспомнился еще один Ксанин стих — «Мой личный кефирный гном Лидка». Это, наверное, подружка домовенка, под чью диктовку написано письмо на венском стуле. Эх, и каким же теплом и добротой веет от каждой строчки. Надо в школьную программу ввести раздел литературы: добро в стихах. Ксанины будут там на первом месте, вот увидите...
KsanaVasilenko: Да, Лидка его сестра. Депрессивная, но добрая... Спасибо, Таня.
pesnya: Это Вам спасибо, Ксан.
(Номинатор: KsanaVasilenko)
(2: KsanaVasilenko, rash79)
Kinokefal (стихонавигатор): Мечты о высоком, далеком и красивом. Кто не мечтал в свое время? Если только совсем чурбан какой-нибудь непоэтичный. Так вот, фрезеровщик грезил о балерине, продавщица о голливудском киноактере. Потом, лет через тридцать, пришла к ним в гости судьба в виде общей подруги, принесла сосисок и водки, и... «Аллен Делон, Аллен Делон, Не пьет одеколон...»(с) Это я пою — ваш K.
pesnya: С тех пор, как у нас появились блестящие стихонавигаторы, часть смысла резонерства утратилась что ли. Ну, поблекла так точно. Иногда стихонавигация в паре строк дает весьма точную раскладку произведения, причем конструктивно-ироничную, что уже добавлять что-либо будет архитектурно-литературным излишеством. Все верно, стих — о мечтах. Далеких и красивых, символом которых является цветок с диковинным названием. Впрочем, диковинным настолько, насколько могут быть мечты о несбыточном. Такие мечты призваны приподнимать над реальностью, облагораживать действительность, прививать вкус ко всему красивому и изысканному, да и просто развивать вкус к жизни. Это предназначение подобных мечт, и естественно (и даже хорошо), что они не сбываются. Например, одна моя одноклассница мечтала выйти замуж за Киркорова. Слава Богу, это не случилось, и сейчас леди в восторге от совершенно иной музыки, преподает в музыкальной школе и великолепно исполняет Бетховена. Так вот, в противовес фрезиям, в стихе находим иной символ, хоть и созвучный — фрезеровщика, который (символ, в смысле) призван как раз спустить читателей на грешную землю. Прием достаточно убедительный, но случай, который иллюстрируется, скорей исключение, чем правило. Вывод: не все так плохо в нашем доме, мечтать не вредно и т.д. Новому автору спасибо за еще один пример многогранности его поэтического таланта.
(Номинатор: mysha)
(2: mysha, CicadasCatcher)
Kinokefal (стихонавигатор): Роли у актеров бывают разные. Бывают короткие, эпизодические — «Кушать подано!» — и все, свободен. Бывают подвижные — зайчиков и белочек. Бывают длиною в жизнь. Например, роль Дерева Добра. И ноги-корни твои уже вросли в бутафорский грунт и вот-вот подкосятся, и руки-ветви уже отваливаются, и сытая моль уже вздремнула (и не раз) в твоей «коре», а ты — дерево, ты стоишь. Ты не просто дерево, ты — Добро в театре юного зрителя. У тебя работа такая — на глазах детей, вступающих в жизнь, быть все превознемогающим и не-сгибаемым. Ведь добро — оно такое. Да.
mysha: Есть такая особенность чтения стихов — это их взаимодействие в какой-то момент, диалог внутри одного читателя. Так произошло на этот раз. Ведь читано на обе темы много чего. И про взятую на себя роль, которую надо доиграть, во что бы то ни стало. И про бремя пиитское, будь оно трижды не ладно. Но ведь это в узком смысле, хорошие стихи никогда не могут сдержать себя в рамках узкого смысла, не только между строк, а между букв буквально просачивается неудержимое желание поведать о чем-то таком, для чего слов нет пока, да и не будет, наверное. Потому что, когда будут для всего свои слова — стихи не нужны станут...
Слова нужны, когда — не очень строго,
когда в расчет чуть-чуть взята толпа,
когда, не долетевшая до Бога,
на землю к людям падает мольба.
Когда играешь Дерево Добра,
То зверски ломит руки, то есть ветки.
Зато ты видишь...
Мне кажется, если бы Дерево Добра умело кричать и врать, оно бы по первому зову примчалось к бессонному пииту. Но не сходить ли ему в ТЮЗ? Прошу всех простить меня за столь аморфную «рецензию».
tamika25: Чудесная рецензия, интересные мысли. Замечательно, Мышечка.
(Номинатор: Kinokefal)
(1: natasha)
Kinokefal (стихонавигатор): Антропология (альтернативный взгляд). «Из мешка На пол рассыпались вещи»* — начало было декламировать мое второе я. Постойте, почему рассыпались? Это у Велемира рассыпались, а тут совсем даже и не рассыпались. Тут они еще (пока) вещи в себе, то есть в мешке, коим, по утверждению автора, и является человек. Мешок не простой, а многослойный… «Человек устроен из трех частей, из трех частей… Борода и глаз, и пятнадцать рук»** — опять начало мое второе я. Да что вы все невпопад цитируете! Сказано ведь: «внутри человека ткани, жидкости и скелет». И еще куча разных вещей (качеств) — прямохождение, водонепроницаемость, дерзновенность, характеры. Мешок умеет говорить и даже спорить с другими мешками. Имеет интересы и мечтания. Всякие фаунд поэтри имеет внутри. В конце концов, мешок имеет логику — аристотелеву, байесову и женскую — всякую. Но что будет, если вещи из него высыпать? Что тогда сущность человека-мешка? «То-то» — улыбается второе мое я в индийской чалме.
* В. Хлебников
** Д. Хармс
pesnya: Стих-идея. О единстве-и-борьбе формы-и-содержания. Концепция «все люди одинаковые», плавно перетекающая в не менее глобальный постулат: «все люди разные». А именно: одинаковость людей суть в их, более-менее, единой форме:
Человек есть мешок:
его ткани натянуты поверх тканей,
внутри человека ткани,
жидкости и скелет.
Человек — это прочный мешок,
водо-
непроницаемый,
прямо-
ходящий,
само-
наводящийся,
очень вместительный...
Как в детской считалочке: палка-палка-огуречик, вот и вышел человечек. На этом, пожалуй, общечеловеческое чисто внешнее сходство, даже не сходство... конгруэнтность, во, вспомнила это умное слово, — заканчивается. И далее весьма успешно и лаконично развивается тема о «разной разнице» таких похожих людей: разных по характеру, образу мыслей, поступков, эмоциям, духовному миру, по содержанию, в общем. Но в том-то и интрига момента, что каждому определенному содержанию комфортно и гармонично в определенной форме, несмотря на их похожесть: «не имеет ввиду / вместимость и габариты: / речь идет о характерах»... То есть, совсем не факт, что, взяв содержание одного мешка и перенеся в другой, получится результат, желаемый хотя бы для какого-то одного. То есть, я буду совсем не я. В общем, при всей первичности «биологического модуля», управляющим и главным является его наполненность. «Все люди разные, один я одинаковый» Вот такая нелинейная логика.
LunnayaZhelch: Спасиб, pesnya, и никто не расшифровал «гниение» в лоГИке НЕлИНЕйной, но может оно и к лучшему.
pesnya: Честно говоря, я не расшифровала гниения и после авторской расшифровки. Это мой главный недостаток — видеть вокруг только хорошее. Это не розовые очки, это принципиальная позиция, ибо позитив созидателен, а негатив — наоборот. Вот.
СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ: 05–12.07.2013:
Номинировано: 7
Прошло в Шорт-лист: 7
Шорт-леди: Libelle
Чудо-лоцман: mitro
Голосивших: 20
Стихонавигатор: Kinokefal, Helmi
Чадский: pesnya
ВПЕЧАТЛИЛО:
Когда будут для всего свои слова — стихи не нужны станут... (mysha)
Это мой главный недостаток — видеть вокруг только хорошее. (pesnya)
Автор: tamika25 & MitinVladimir
Читайте в этом же разделе:
08.09.2013 Шорт-лист недели 28.06–05.07.2013: Уже весна, а мы сидим в кафе
05.09.2013 Шорт-лист недели 21–28.06.2013: Тихо, тихо, все хорошо, я тут
28.08.2013 Шорт-лист недели 14–21.06.2013: Она пакует чемодан
27.08.2013 Веточку смородины ей в пасть. Итоги турнира № 42
25.08.2013 Шорт-лист недели 07–14.06.2013: Прости за эти бешеные скерцо
К списку
Комментарии
|
16.09.2013 20:29 | песня ойой, я хорошо помню этот шорт - он был такой вкусный! |
|
|
17.09.2013 13:20 | ) Вот и здорово, что он сейчас оформился, такой импульс непреходящей созидательности, на фоне неясного, в смысле, небо хмуро и неприветливо. Спасибо собирателям и участникам, и тому кто, доставил оное к месту и ко времени!
Как чудесно всё же видеть за словами образы!
Картинки подобраны так умело и со вкусом! |
|
|
25.09.2013 13:21 | тим Приятственно. . . Пасиб, Ирэн!) |
|
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.