На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
16 ноября 2024 г.

Не тот поэт, кто рифмы плести умеет

(Александр Пушкин)

Анонсы

27.08.2013

Веточку смородины ей в пасть. Итоги турнира № 42

Сидишь в кресле, смотришь в огонь и думаешь... А камин тем временем смотрит и думает о тебе

 

                Часть I. Торжественная
 
Две противоборствующие стихии — вода и огонь. Те, кто говорят, что на них не надоедает смотреть сколь угодно долго, знают, о чем говорят. Конечно, если стихии укрощены. Каменистым руслом. Или, скажем, камином. Сидишь в кресле, смотришь в огонь и думаешь о... Впрочем, у каждого есть, о чем подумать. А камин тем временем смотрит и думает о тебе.
 
                Ноктюрн для камина
 
                Ptenchik. Ноктюрн для камина
 
Он приходит ко мне каждый вечер. И сидит, долго сидит рядом, даже не разжигая огня. Сидит весь вечер в темноте, сгорбившись, запустив узловатые пыльцы в седые волосы и раскачиваясь из стороны в сторону.
Он не всегда был таким. В начале марта, еще молодой и темноволосый, он приехал в этот дом со своей собакой. И пока пес весело носился по участку и по комнатам («Тумка, негодник, опять грязи на ковер принес!»), он замесил раствор и любовно выложил меня, кирпич за кирпичом, приладил красивую решетку, вишневые изразцы, а на полку поставил семь фарфоровых слоников («Что поделать, брат, любит она этих слоников») и несколько любимых книг.
Напротив меня в дальней стене оказалось большое окно, через которое я смотрел, как цвели яблони, как малиновка в кусте сирени выкармливала единственного уцелевшего птенчика, а ночами любовался сиянием далеких звезд («Какие звезды, какие здесь звезды, Машенька, в городе ведь нет таких») и слушал гудки редких поездов. <...> 
 
Рыцари раскрыли тему камина со всех сторон. Загадочной во всей этой истории осталась только суровая фигура некоего Дона Рихарда, позволившего себе руководить самой Королевой.
 
Ptenchik: Выбегают герольды числом по-прежнему восемнадцать (никого не уволили несмотря на кризисный август). Дон Рихард расправляет усы и велит поднять штандарты. На Ристалище свежие опилки, подновленные после боев мишени и барьеры, подштопанные гербы. Ветер северо-западный, устойчивый, 3–5 метров в секунду. В зрительских ложах млеют дамы, джентльмены ворчат себе под нос: «Да вот я бы...». Против королевской ложи пятеро рыцарей на вороных фризских конях.
 
Дон Рихард: Свободные граждане Решеторианского королевства! Леди и джентльмены! Рыцари! Выход королевы!
 
Звучат фанфары. Королева выезжает по-простому, на маленькой арабской лошадке, в зеленой амазонке и в дамском седле (никогда не пробовала, но говорят — удобно, потому что больше точек опоры).
 
Королева: Спасибо вам, благородные рыцари, за доблесть, проявленную на турнире. Его результатом стали девять чудесных произведений, теперь стоящих в ряд на каминной полке в большом зале. И благодаря этому мой преемник не будет мерзнуть в холодном дворце, поскольку все вы помните древнее пророчество: дрова в камине разгорятся, только если полка будет уставлена стихами и миниатюрами, рожденными в боях турнира. Кроме того, перед камином будет постелена скатерть-самобранка, на которой не переведутся яства, упомянутые в выпадах, включая коньяк с яблоками (ChurA. Одиночество) и лобстеров (Pro. Хитиновый рай?).
 
Дон Рихард: Королева, не увлекайтесь едой. Нам нужно узнать имя победителя.
 
Королева: Да-да. Минуточку. На самом деле это было нелегко, потому что все выпады великолепны. Пять из них попали в Избранное-Серебро и два — в Избранное-Золото. Я долго думала и решила, что победителем из Каминного турнира выходит (еще фанфары)... доблестный Рыцарь Про, поскольку он представил не просто 3 (три) выпада, но исключительно разнообразных выпада. Душевный рассказ о друге друга (Pro. Камин), о чудном камине в стиле кантри, в котором румянится жантильная рыбка с веточкой смородины...
 
Дон Рихард: Королева!
 
Королева: ... о спокойной, выдержанной и уютно-надежной мужской дружбе, когда не надо спрашивать, можно ли придти. Философия идущего на смерть лобстера (Pro. Хитиновый рай?), его размышления о смысле жизни и возможности его познания и достижения. И, наконец, боль души — мысли о кончине искусства (Pro. С другом об искусстве), вызвавшие немалый отклик решеториан. Интересно, что эти три произведения выстроились в красивую спиральную композицию, в которой движение вверх обусловлено нарастанием глубины темы, а закругление — образом Камина как друга.
 
Дон Рихард: Королева, вы ведь скажете добрые слова всем рыцарям?
 
Королева: Безусловно. Мне понравилось все! Поэтому буду говорить в том порядке, в котором рыцари делали первые выпады. Рыцарь Волча в который раз потрясла меня свежестью своих стихов (Volcha. Целоваться с ветром... Давайте откровенно делать ночь). «Принесу туман, наброшу...». Ее активный словарь и образное видение мира безграничны, отчего стихи получаются сочными, как акварель по сырой бумаге. Рыцарь Оле, как и Рыцарь Про — один из мастеров, владеющих и поэзией, и прозой. Сказочное вступление к большой повести о маленькой эльфе (ole. Тия) оказалось настолько таинственным, что многие попросили продолжения. А многоплановое стихотворение (ole. воскресенье), где рядом два века, жизнь и смерть, смерть и воскресенье! И как лаконично! Рыцарь Шура относительно нечасто радует Решеторию своими произведениями, но зато каждое — что жемчужина. Тончайшая грусть, каминный сплин, морок берестяной растопки (ChurA. Одиночество) — возвышенное, одухотворяющее настроение. Рыцарь Тамила представила верлибр, живописующий наш чудный, суровый, романтический север (tamika25. Письма из Карелии...) настолько волшебно, что сразу захотелось оказаться среди карельских озер, скал и вереска.
 
Дон Рихард (открывает расписной ящичек): Пора награждать...
 
Королева: Рыцари! Каждый из вас, достойно бившихся и мастерски низавших слова на бумаге, получает Орден Огненного Камина, желтый бант на левое плечо и мешочек золотых монет. Рыцарским коням — абонемент на бесплатную ковку. Также прошу Мастера Марко выдать рыцарям столько баллов наличными, сколько положено в подобных случаях. Победителю, если можно, вдвое больше.
 
Дон Рихард: (подсказывает) И о преемнике.
 
Королева: Полагаю справедливым, если новой королевой станет несравненная поэтесса Катрин. Засим позвольте откланяться, посидеть напоследок у камина, «погреть ладонями коньяк».
 
Королева удаляется. Звучат ударные. На Ристалище начинается дискотека.
 
                Камин
 
                1. Pro. Камин
 
                У меня есть друг. Живет у друга дома.
                Не понятно? Я б не понял тоже.
                Ну, давайте, я попробую вам снова
                объяснить, на что это похоже.
 
                Закадычный друг мой в городской квартире
                заложил огромнейший КАМИН.
                Не барочный он и даже не в ампире —
                чистый кантри. Больше двух аршин.
 
                Двух последних этажей хозяину
                можно дымоход себе позволить.
                И плевать, что дом его окраинный —
                слева город, справа — чисто поле.
 
                Я люблю его, как любят свою дачу.
                Отдыхаю у него душой и телом.
                Мы там пьем и ПРО-про всё судачим,
                и камин тот с нами, между делом...
 
                Я звоню, как только станет тошно.
                Иль когда, наоборот, светло.
                Я не спрашиваю друга: «Можно?»
                Говорю: «Иду. Нести чего?»
 
                Выбираю МЯСО на базаре...
                Други... Это целый ритуал!
                Это дело я так славно знаю!
                Я подробно все бы рассказал,
 
                но не буду утомлять вас слишком сильно.
                Лишь скажу, что рыба на углях
                в том камине так румянится жантильно...
                Лучше мяса... Гриль там — просто ах!
 
                Выложу пахучую с решетки в блюдо
                (кузнецовское, под рыбу что спецом).
                Веточку смородины ей в пасть (причуда!)
                и обильно выжму молодой лимон...
 
                Всё, хозяйка, начинаем праздник! Хватит,
                застоялся ваш дубовый длинный стол! И
                лебедем порхает и ложится скатерть,
                тут же крылья прижимают разносолы.
 
                ЗАПОТЕВШИЙ ПРО ГРАФИН... не буду.
                Кто я есть, чтоб лучше вдруг сказать?!
                И про яств представленных тут груду...
 
                «Добрый вечер! Будем начинать!»
 
                Лобстеры
 
                2. Pro. Хитиновый рай?
 
                Я — ЛОБСТЕР, приготовленный к столу.
                С разбитым панцирем над каждым сочлененьем.
                Был разноцветный — розовым помру.
                Я буду съеден вечером весенним.
 
                Клешни уже развязаны, но что за ПРОк?
                Они не в состоянии сомкнуться.
                И Я СЧИТАЮ ТОЛЬКО СРОК,
                когда хитин наполнит ваши блюдца.
 
                Наступит долгожданное Ничто,
                и нить последняя сознания угаснет.
                Я жил на дне, не веря ни во что,
                а ухожу я в чей-то светлый праздник.
 
                Но предвкушаю свой конец заслуженной наградой.
                А тот, кому я подан, в предвкушении меня
                налил себе холодного вина, ей лимонада…
                Достойный ужин в завершенье трудового дня.
 
                ...
                Трещал КАМИН полешками сухими,
                был столик занят только перед ним.
                И заплясало пламя красно-синим,
                когда в него с тарелок скинули хитин.
 
                Об искусстве 
 
                3. Pro. С другом об искусстве
 
<...> Так вот. Еду, слушаю музыку и вдруг понимаю: все кончилось. Все уже было. Музыка кончилась. Семь нот исчерпали себя... Подумал дальше. А искусство, вообще? А ведь тоже! Кончилась эра! Подожди, не перебивай. Я сейчас снова вернусь к музыке. Только выскажу идею глобально и потом все подробно обсудим. Так вот. Это не переходный период. Это не декаданс! Он уже был! Кончились эпохи модерна и постмодерна (если их различать). Это даже конец глобальной э-п-о-х-и! Начало нового витка с первого знака — Эры Водолея. Все ценности зачеркиваются, все нормы пересматриваются. Куда мы придем? А кто его знает?.. Вот теперь, давай вернемся к музыке, то бишь к тому, с чего я и начал.
 
Музыка... Главное, что было в музыке, на мой скромный взгляд, конечно, это мелодия, мелодика. Так вот, она исчерпала себя. Нет новых тем. Нет, то, что пишется сейчас, это не плагиат (не все, во всяком случае). Это вариации на тему. А темы уже все были. Они закончились. Последний великий композитор был Стравинский. Или Шостакович. Ну, хорошо, Прокофьев. Это одно и то же время приблизительно. Но не Щедрин и не Шнитке. Никто не напишет уже так гениально, как Моцарт и при этом... настолько свое, насколько он. Я специально не хочу вдаваться в подробности — я не великий специалист в искусстве, тем более, в музыке. Но новые композиторы, желая сделать что-то свое, а не повторить чужое, во главу угла ставят уже не мелодию. Это факт. Я не говорю о крайностях. Хотя, если взять Кейджа. Он очень неплохой композитор. Но запомнился всем только своим вызывающим... я даже не знаю, ну пусть будет произведением... нет, композицией (вот так лучше) «4’33”» (4 мин 33 секунды полной тишины, сидя за роялем при полном зале). И это 1954 год! Первая ласточка, так сказать. 52-й? Ну, где-то там, короче. А альтернативная музыка, игра на не музыкальных инструментах и т. д.?  <...>
 
                Ветер 
 
 
                Принесу туман, наброшу,
                и озябнут дрожью плечи —
                станет влажно, будет легче
                пережить уход тепла.
                В пасть каминную дракона
                положу сухих полешек:
                — Кушай, кушай, мне не жалко, —
                выжигай тоску дотла.
                Я читаю между искр:
                — Лето скоро на исходе
                некрасиво со слезами
                отойдёт в иную даль,
                загорится ярким цветом
                и потухнет серым пеплом,
                и под белым покрывалом
                упокоится. Печаль
                постучится робко в двери:
                — Волча, ну, открой, не мучай
                ты же добрая, я знаю
                (бедным надо помогать).
                — Нет, злодейка, вкусным кормом
                будет кто-нибудь получше,
                беспечальны нынче звери —
                гордый норов, стройна стать.
                Лучше буду есть капусту,
                или корни жрать осоки,
                но останусь сильной духом
                и с улыбкой на губах
                целовать восточный ветер,
                рисовать закаты буду
                вместе с Солнцем, гладить нежно
                Землю в оспинках-стогах.
 
                Ночь 
 
 
                Давайте откровенно делать ночь
                Шуршащими несмелостью словами,
                Журчаво обтекающими стали
                Доспехов недоверия. Чудно
 
                ВОЛЧАние на круглую Луну
                Окрасит тему сочными тонами,
                Мелодия проснётся в интервале
                От примы до октавы в вышину
 
                Потянется гармония. Напой,
                Навой, навей прохладу серенады,
                Вплети секунду стрёкота цикады.
                Желание пойти на водопой
 
                Смешай со страхом сделаться едой
                Для спрятанной пантеры в густолесье,
                Отбросить стыд с гордынею и спесью,
                Бежать нагим знакомой слободой
 
                До тына, стен и двери. Запершись,
                Дрожать и ощущать дрожанье пола
                От низкого досадливого соло
                Отростками подпяточной души.
 
                К камину на ослабших подползти
                И жадно пожирать огонь глазами
                Без мыслей, без печали и морали,
                И делать ночь уютно взаперти.
 
                Сказка 
 
                6. ole. Тия
 
<...> Однажды Тия забралась так далеко, что вышла за границу леса. Вдали виднелись горы. Чтобы получше осмотреться, Тия залезла на одинокий дуб и оказалась нос к носу с перепуганным мальчишкой.
— Эльфа?
— Почему Эльфа? Я Тия. А ты кто?
— Федя... То есть, Фёдор. Ты в лесу живешь?
— С чего ты взял?
— Бабушка рассказывала...
— Нет, я в Семье живу. У нас там дом. За рекой.
— А ты... не съешь меня?
— Нет, мне столько не съесть. Может, только кусочек откушу. Руку. Или ногу, — ответила она, очень стараясь выглядеть серьёзной. Но не выдержала и расхохоталась. — Вообще-то, я предпочитаю землянику. Хочешь? — и протянула ему корзинку, полную ягод.
Мальчишка тоже заулыбался.
— Не хочу, они ядовитые.
— Глупости, — Тия положила в рот земляничку, — видишь, со мной ничего не случилось. Я их каждый день ем. И домой приношу. Мама варенье варит. На зиму.
— А бабушка говорила... — Фёдор взял одну ягодку, посмотрел на неё со всех сторон, положил в рот и зажмурился. — Вкусно!
— Хочешь, пойдем в Лес? Тут недалеко отличная полянка.
— В лес только ученые ходят. А нам запрещают, говорят: опасно.
— Это осенью будет опасно, а сейчас можно.
Они проболтали до вечера и договорились встретиться завтра.
По дороге домой Тия раздумывала, рассказывать ли дома о Фёдоре. И уже на мосту твердо решила не говорить. Если у Семьи есть Тайна от нее, то пусть и у нее будет своя маленькая тайна от Семьи. <...>
 
                Воскресенье 
 
                7. ole. Воскресенье
 
                Соседи за стеной кричат: «Оле! Оле» —
                у них опять футбол — комедия и драма,
                а мы сидим и курим. Старенький наш плед
                подвешен на гвоздях в оконной раме.
                Две свечки на столе, две тени на стене,
                на улице зима, метель и воскресенье,
                наверное. У нас и времени-то нет,
                и только свечи плавятся в безвременье,
                как будто снова на дворе двадцатый век,
                начало, снегопад, и будущее нервно,
                непредсказуемо, как завтрашний ночлег.
 
                Нет, все же хорошо, что двадцать первый,
                что можно просто так топить камин, смотреть
                в огонь, молчать, курить и слушать треск поленьев,
                и жить, пока позволит жить лихая смерть,
                не веря, что настанет воскресенье.
 
                Одиночество 
 
                8. ChurA. Одиночество
 
                Что ж, Шура, вечером пустынным,
                когда осенняя тоска
                в природе бродит,
                воздух винный
                ласкает легкие,
                слегка морочит голову мечтами
                и тянет к свету и теплу —
                затепли медленное пламя
                в камине.
                ...отблески в углу...
                и дух берестяной растопки
                наполнит комнатную тьму...
                Тогда садись напротив топки,
                дай отдых сердцу и уму.
                ...каминный сплин... отдохновенье.
                (полузабытые слова)
                Огня неспешное виденье
                ласкает до смерти дрова,
                Они потрескивают вяло,
                стремясь исчезнуть сквозь трубу,
                а пламя преисподним жаром
                вершит их краткую судьбу.
                ...сидеть и греть коньяк в ладонях,
                вдыхая аромат вина,
                и до того, как сон уклонит,
                всё думать: «С кем сейчас она?»
                Грызть яблоко
                (вчера висело на ветке),
                с губ стирая сок,
                и ощущать, что жизнь к пределу
                подводит свой короткий срок.
                Внимать, как тоненькая жилка
                всё бьётся около виска...
                .......................
                И ловит пустоту рука — обнять.
                Да некого.
 
                Карелия 
 
 
                Привет! Я уехала.
                Я так далеко уехала...
                И представь,
                мне тут дышится
                очень легко.
                Ничего, что здесь
                всегда интернет с помехами,
                но зато в магазинах
                натуральное
                есть молоко.
                Настоящий лес
                с огромными елями,
                и черника с брусникой
                и клюквой —
                ковром разноцветным,
                и рябины влажные
                с отяжелевшими
                ветками...
                А главное, есть Елена,
                моя дорогая Хельми...
 
                ***
                Здесь опять дождей череда —
                сто на каждый зонт...
                Радуг, арками, —
                ровно две всегда,
                Карелию делят
                и мой виртуальный мир
                на «над» и «под».
 
                Многослойное небо
                и бело-розовые облака,
                несущиеся
                с разной скоростью «над»,
                меняющие лохматость
                и рвущие серую
                бахрому туч,
                пропускают через себя,
                как сквозь стеклышко витража,
                заблудившийся солнца луч...
 
                А «под» радугой —
                старый, но крепкий,
                Елены родительский дом,
                река, веками текущая,
                деревянный узенький мост,
                цветы, распускающиеся с дождем,
                и я с моим не дописанным
                до конца письмом...
 
                ***
                В доме уютном,
                гостеприимном,
                стою перед пустым
                холодным камином,
                и знаю, что где-то здесь
                есть дрова,
                что мы с Еленой
                затопим, согреемся,
                провалимся в супер-мягкие
                кресла (кофе, чай)
                и погрустим сперва...
                Попробуем иногда
                интернет включать.
                Вот они, здесь, мы —
                Хельми и Тамика
                с цифрами два и пять.
                Посмотрим, что там у них (нас)
                новенького почитать...
 
 
                Часть II. Тревожная
 
                Условия турнира от Ее Высочества Кэт:
 
                Тема: Наполненность. Наполненность может быть как осязаемой — драгоценности, дары, плоды,… так и нет — эмоции, надежды и т. д.
                Форма: Любая.
                Жанр: Свободный.
                Количество выпадов: Не больше двух.
                Особые условия: Желательно использование слов: Шкатулка, сундук, ларец, короб, сумка, корзина и т. п.
                Сроки: По 8 сентября включительно.
 
В помощь:
 
                Ристалище
                Правила
 

 

Автор: ole


← ПредыдущаяСледующая →

28.08.2013
Шорт-лист недели 14–21.06.2013: Она пакует чемодан

25.08.2013
Шорт-лист недели 07–14.06.2013: Прости за эти бешеные скерцо

Читайте в этом же разделе:
25.08.2013 Шорт-лист недели 07–14.06.2013: Прости за эти бешеные скерцо
08.08.2013 Тиха украинская ночь. Итоги турнира № 41
07.08.2013 Весна назвала новые имена. Шорт-лист Весны 2013
21.07.2013 Весенние метаморфозы. Выбираем Произведение и Автора Весны-2013
14.07.2013 У края бритвы Оккама. Итоги турнира № 40

К списку


Комментарии

27.08.2013 01:15 | marko

Ну и баллы, естественно. Отныне Королеве и Победителю будет начислятца по два набора (мужык сказал - мужык пошол делать).

27.08.2013 06:22 | MitinVladimir

Красиво... Огонь. Вода. Две стихии. *Конечно, если стихии укрощены. Каменистым руслом. Или, скажем, камином.*
Красивый турнир.

28.08.2013 18:47 | Volcha

ох, красотища! ещё раз всех с турниром и победами!

30.08.2013 00:54 | ole

Да, красивый турнир получился. Пусть и следующий будет не хуже.

А у меня вопрос к мужыку. Двойной пакет баллов победителю и королеве - понятно и очень правильно. Ну а если вдруг король? Или, например, принцесса? Или победителей больше, чем один? м?
;)

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон