Неподкупность чаще волнует тех, кого не покупают
(Сергей Довлатов)
Анонсы
29.06.2012
Шорт-лист недели 08–15.06.2012: Птицам — привольно
Как за ночь, после жаркого сухого дня в розеточку листа-травы (название не помню) из воздуха набирается целая капля?..
СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 08–15.06.2012:
(Номинатор: ole)
(4: ole, Skorodinski, petrovich, sumire)
(4: Karlik-Nos, afinskaja, Helmi, tamika25)
Ох, и круто заваривал лето в июне Бог!
Богородицы травка да милой ромашки цвет
Так сомлели, что утренний мой венок
До заката рассыпался. Был и — нет.
***
Хоронили Марусеньку (ой, утопилась),
Причитали, рыдали на все лады.
И на что ей вдобавок, скажи на милость,
Столько мутной, соленой, чужой воды?
***
Падала в трАву,
думала: лепо!
Главное — вот,
а неглавное —
там,
за горизонтом,
где всякое лето
птицам привольно,
но тесно крестам.
***
Мама, не спишь? Посмотри, из села,
Ангел Марусину душу уводит...
— Это черемуха в ночь расцвела.
— К похолоданию?
— Вроде бы. Вроде...
Helmi: Ксанины стихи, что роса. В детстве я удивлялась: как за ночь, после жаркого сухого дня в розеточку листа-травы (название не помню) из воздуха набирается целая капля. Чтобы утром мне показать мир, свернутый в тугую, прозрачную сферу и отражение? Тронешь — и скатится... И здесь, в строках Ксаны, слова не дождь, а та самая чистейшая капля. И еще... жить хочется. А писать отзыв — не получится. Что можно сказать о главном, если оно, главное — вот. Только воду лить, а не глазеть с удивлением и осторожностью на лист.
ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 08–15.06.2012:
(Номинатор: marko)
(4: pesnya, marko, Max, SukinKot)
(1: Rosa)
Helmi: Миллионы лживых слов рядятся в одежды правды, миллионы правд бьют по мо... кхм, лицу трусливым лжицам и наглым лжецам, а мы всё дергаемся между, и пытаемся выяснить — ЧТО это? Эта амфора тыщу лет лежала, или ее вчера положили. Сотни афоризмов, диссертаций, а толку? Как были свет и тень, так и спорить с классиком — что днем окна занавешивать, или ночью лампочки включать. Любое утверждение станет верным или лживым (ответ у математиков). Оле как всегда умеет найти философское начало в карканьи, скрипе, бряке, и так ненавязчиво, понятно, что афигеть. От многая слова — целая телега печали. Прочное молчание — та же телега, только наезжающая на тебя изнутри. Пишу и думаю: а можно ваще в чем-то быть уверенным? Тютчеву нужно выставить счет за страдания моего рассудка, А Олиной атомной лодке — премию за успешную военную операцию в глубины мысли.
(Номинатор: white-snow)
(3: white-snow, Sentyabrina, Karlik-Nos)
Helmi: Сумире права. И от этой правоты не по-себе. В детских считалочках, побасенках, припевочках, колыбельных- кровная память. Еще есть «ладушки-ладушки», а от «крекер-фекер-бумц» шарахаются местные шмели и лягушки. Не понимают они. Мне эти прятки читать больнее, чем многим, потому что в самой умирают слова родного языка, и я ничего не могу исправить. Увы. Список мертвых языков увеличивается. Русскому это не грозит. Во всяком случае, мы не увидим этого. А вот тающая надежда о сохранении стен, за которыми прятали лицо в ладошки, и тайном уголке в прилеске, где рос огромный папоротник высотой до плеч... Тут каждый выберет свою позицию и отношение. От плача, равнодушного непонимания до злости и радикализма. Стихи могут нахлестать по щекам, проскользнуть за пазуху, желательно — поглубже и побольнее... Главное, чтобы читали те, кому это нужно, кто слышит. И тогда пожужжим еще для идущих за нами. Спасибо, Сумире, за то, что я увидела авторское лето своими глазами и на другой географической широте.
(Номинатор: tamika25)
(2: tamika25, Helmi)
Helmi: Ах, Норд. Вашему бы быстроходному парусному судну — да специалиста по литературному судостроительству! А тут вокруг барахтается неискушенный юнга, не умеющий отличить тип корабля, и даже при свете дня вряд ли назову технические параметры, сходство-различие корпуса, снастей... Вижу отточенные рифмы, вашу отличительную, несколько прагматичную манеру обходиться без ненужных описаний и прилагательных, почти аскетичную сухость и внятность мысли. И умение не наслаивать образы (объясняя потом читателям, что имелось в виду), а так — высекать из слов нужный размер, длину. Чтобы получилось легкое и лиричное повествование-парусник. Так всегда — многотонная глыба кажется невесомой. Все дело в мастере. А о Цезаре... Пергаментная записка женщине могла стать поводом еще для одной легенды, мифа о спасении. Что еще могло спасти, как не любовь? Мужчины выбирают войну, и если мечтают при этом о женщине, значит все остается по-прежнему. Никакая хронология не нарушит основание существования рода человеческого.
(Номинатор: Rosa)
(1: Rosa)
Helmi: Труднее всего писать о стихах, от которых веет смертью. Не коснуться бы хрупких крыльев чужой боли. Это причитание, такое русское, протяжное, с повторами и намеренно долгим поэтичным описанием холода, бесконечный плач горлинки. Мне приходилось слышать настоящих деревенских плакальщиц, о встрече с которыми мечтали бы собиратели фольклора. Они голосили и жалели оставшихся родных и близких. И эта песнь, поминальная, оплакивает не ушедшего (его даже, наоборот, называя ворогом), а оставшихся, жизнь-мороз противопоставляет васильковому лету. Раньше было-наоборот: там — темная река, мрак, а умерших восхваляли. Смешение древнейшей славянской обрядности с христианским представлением о рае, наслоение. Впрочем, не об этом... Знаки и символы в каждой строке причети: горлица — верность, василек — цветок непостоянства, изменчивости, несбывшийся венок по воде... Скорбно. Пожалуй, даже очень, потому что слезы смывают боль, как вода, а здесь — замерзли колючим льдом. Только не соглашусь с оплакиванием живых, даже если там бесконечное лето и радость. И еще не уверена: кто, кроме ворога, ушел, и почему «вы», если горлинка ест здесь кутью. Он и кто-то еще? Оставлю эту непонятку в своей голове, не перекладывая на автора. Перечитала десяток раз, точно. Красиво, по-женски, даже, пожалуй, безупречно по форме. (Эх, кабы умела я еще и о поэтике что сказать.) Мою завороженность ритмом чуть сбили слова «в тисках безумств» и «в цене» (это о рае?). Скупонький на эмоции и сухонький по смыслу, хоть и длинноватый коммент получился, возможно, потому, что все чаще провожая тех, кому еще рано уходить, хочется, чтобы здесь не оставалось зимы.
Sentyabrina: Милая Helmi. Спасибо вам. Мне бесконечно приятно ваше видение моих строк, ваше прочувствование их, потому как почти во всем вы правы и прозорливы. Я не стану повторяться здесь об образах, символах (васильке, венке и о прочих). Все, что вы сумели прочесть за ними, абсолютная правда. И выбраны они мною, конечно же, не случайно. Действительно, это — плач, песней-плачем и задумывался (есть и музыка), вернее даже, не задумывался, а просто снизошел в одночасье откуда-то сверху к памятной и слишком болезненной для меня дате. И что удивительно, написалось это все почти без правки, просто текла мысль, перетекая из строки в строку. Иногда такое со мной бывает. Все герои этой истории (Слава Богу!) живы и здоровы. И упаси меня Боже оплакивать живых! В этих строках плач не по лир.герою, не по живому человеку, а по любви к нему (она же — горлинка) и все, что связано с ней (мечта, надежда). Кутья — память, будоражущая, испепеляющая при каждом невольном прикосновении, воспоминании о прожитом. Больно жить без любви, но еще больнее пережить предательство любимого человека и с этим продолжать жить дальше. Сокол, ворог — одно и то же лицо. Залетел в душу соколом, вылетел ворогом. Зима — заледеневшая от горя душа. Рай — лето, с его васильковым лугом (очень личное для меня воспоминание). В цене... Нет, это не о рае. Это о глазах василькового цвета (у меня карие глаза). Почему «на вы»? Да просто человек стал слишком чужим, сторонним и случайным по судьбе. Давайте, перейдем на «вы...», чтоб мне в вас заново влюбиться... — строки из другого стих-я, когда-то мной написанного. Милая Helmi. Благодарю вас за диалог. Рада была развеять все ваши непоняточки. Спасибо вам.
(Номинатор: natasha)
(1: natasha)
Helmi: Редкий изобразительный ряд. И ничего, что это город, которого никогда не увижу (очень далеко), и местный акцент жителя Казани (названия, арык...). Сильный зверь-вода, маленькие жестокие и глупые человечки, строящие и кусающие природу, история — скрытая, молчащая. Сразу пробуждается желание: прежде чем сесть в лодку или отправиться в лес — попросить разрешения стать язычницей, нести жертву, кланяться. И слушаться, слышать настроение и волю воды, неба, земли. Если загремели в генетической цепочке звенья, забегали по крови пузырьки страха перед неуправляемой силой природы, то это — автор «виноват». Словом достучался. Синий-синий хлеб, клыки новостроек, князем... проницает свет, глаз-фонарь — множество точных, неожиданных пятен. И смешение лексики, от «осиянии» до бытового «аж в трамваях» — как сплетение времен и измерений. Так бывает, когда остановишься и впустишь в себя тысячелетие смерчем, спиралью. Надеюсь, это не для красивости, а для соединения времен именно в этом месте, в этот час, и употреблено автором сознательно и ответственно. Такая азиато-европейская смесь, грубовата и изощренна. Знать бы еще контуры-абрисы архитектуры — можно и нарисовать характерный этюд. Не муси-пуси, точно.
natasha: Не потому что номинировала. Но внимательно еще раз прислушавшись к себе и к резонеру (блистательному!), скажу. Стих Эда показался самым интересным — глубоким, ярким, оригинальным. Синтез, о котором пишет Хельми («...загремели в генетической цепочке звенья... остановишься, и впустишь в себя тысячелетие смерчем, спиралью не для красивости, а для соединения времен... употреблено автором сознательно и ответственно...»), большая редкость. А какая концовка!
...ты лишь желудь в плывущем свинце,
от июньского ветра
так случайно сорвавшийся
с ветки метро на «Кольце»
Имхо. Прошу всех еще раз обратить внимание на этот стих.
СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ 08–15.06.2012:
Номинировано: 6
Прошло в Шорт-лист: 6
Шорт-вумен: KsanaVasilenko
Чудо-лоцман: ole
Голосивших: 15 + 5 ОТ
Воздержантов: 1 (ilonaila)
Чадский: Helmi
Читайте в этом же разделе:
21.06.2012 Спор с классиком. Итоги турнира № 22
16.06.2012 Шорт-лист недели 01–08.06.2012: В тон Сезанну
11.06.2012 Шорт-лист недели 25.05–01.06.2012: Пчелиная песня
05.06.2012 Пятая ступенька. Итоги турнира № 21
02.06.2012 Шорт-лист недели 18–25.05.2012: О целях поэзии
К списку
Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.