На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
15 ноября 2024 г.

Все-таки жаль немого кино. Какое удовольствие было видеть, как женщина открывает рот, а голоса не слышно

(Чарли Чаплин)

Анонсы

11.06.2012

Шорт-лист недели 25.05–01.06.2012: Пчелиная песня

Разбираемый стих желательно как минимум прочитать, а как максимум прочитать внимательно...

                Рай

                СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 25.05–01.06.2012:
 
 
                1. sumire. На Калине Моста
                (Номинатор: Kinokefal)
                (9: Rosa, tamika25, baken, Helmi, CicadasCatcher, Karlik-Nos, natasha, ilonaila, Kinokefal)
 
                На кленовье тюльпанов, на теплой Калине Моста
                помолитесь за тех, кто — шиповник, терновник и лютик.
                Помолитесь за тех, чья цветочная пена — густа,
                и мешает стрелять в перепуганных красками уток.
 
                Помолитесь за тех, кто — сережки и стебли земли,
                кто — рябина и рябь на распахнутых ставнях морщинок,
                кто — слеза, налитая, как белый прогорклый налив,
                кто — пчелиная песня предпотустороннего чина...
 
                Помолитесь за них, припадая к свече — мотылек
                так к светящимся тюлям губами крылатыми никнет,
                так глядят зеркала в голубиный больной потолок,
                так зигзаг обнимает дыханье последнего пика...
 
                Так глядят за окно — и за ним — ослепительный сад,
                и — кормушки для душ в не-медвежей укачанной спячке...
                И — губастый лопух, под которым, как грозди опят,
                спят малиновка-марья и легкий кувшиночный мальчик,
 
                спят иван-молочай и ворона-белее-миров, —
                безымянные, детские, родные каждому снизу...
 
                Помолитесь за тех, чья цветочная пена — не кровь,
                но за них можно кровь на железном горбу-коромысле
 
                до конца той Калины, до края Моста-в-Никуда
                день-и-нощно таскать — передачкой садовнику Пете...
                На глазах — синяки... сорняки... лопухи... лебеда...
                Занавеска на тень наползает и медленно едет,
                но — ни с места...
 
                ...не птицы — калиновки в окна сквозят...
                ...не тюльпаны, а слезы гниют в опрокинутой кружке...
                Но посмотришь в окно — и там души насеяны в сад,
                и растерянный ветер им нежно гремит погремушкой...
 
Rosa: Да уж... Прислать мне в качестве привета для резонерства первым стихотворение Сумирэ — это дорогого стоит (с)... Я, увидев только номинацию, сразу же решила стандартно и вежливо отписаться, что именно эта поэзия проходит мимо меня, не затрагивая, принимая во внимание, что у других авторов именно Сумирэ вызывает восторг и уважение, что легитимно. Но... Номинировал это стихотворение Игорь, а он — человек умный, интеллигентный и знающий, посему... скажем, посему я заинтересовалась. Меня трудно причислить к поклонникам подобной поэзии и потому, что мне нравится внятность, и потому, что мобильность моей жизни просто не позволяет смаковать каждую строку, либо же букву — эдакий кавалерийский наскок, прочитала, врубилась, восхитилась и понеслась дальше аллюром. Аллюр был припасен и для этой работы, и тут, мои дорогие кролички, что-то произошло... я не настолько сведуща в различных толкованиях-видениях калин, малин, балерин и сейчас договорюсь до стрихнина. Я имею право на видение стиха и имею право говорить об ушедших, ибо с уходящими (постепенно или внезапно) я общаюсь 8–10 часов в сутки... Я увидела в этом стихотворении (люблю все же буквальность) кладбище, запущенное и старое, поросшее нежной, грубой, выжженной травой, сорняками, тюльпанами и еще Бог весть чем... Я завидую тем, кто не понял, О чем это стихотворение, видимо, им рано... А вот мне, судя по всему, не очень уже...
 
ole: Странно, почему никому в голову не приходит группа «Калинов мост» с их последними православными мотивами?
 
Kinokefal: Несколько слов о стихе sumire «На Калине Моста».
Я бы хотел выразить некоторое свое удивление вокруг ситуации со стихом. Меня, честно говоря, поразили в Розиных «реакции» фраза, что стих Фиалки заинтересовал не сам по себе, а тем, что его выдвинул «хороший человек». О своей «хорошести» я обычно не спорю, хотя это, не скрою, льстит, обязывает и etc., но какого читать такой пассаж автору? Я думаю, что это не самое для него приятное заявление, прямо и непосредственно уязвляющее его авторское самолюбие. Надо бы как-то толерантнее «на службе», т-щ Роза, толерантнее.
Второе. Volens nolens по долгу все той же «службы», резонер должен сказать что-то о номинируемых стихах. Причем, отвлекшись (на время «резонирования») от личных симпатий или антипатий к автору, литературных и стилистических пристрастиях и представлений и сосредоточившись только на самом произведении. Это первое правило «больмень» серьезной или околосерьезной критики. Для этого разбираемый стих желательно как минимум прочитать, а как максимум прочитать внимательно. Тут тоже меня оч. удивили рецы «на всем скаку».
Как можно не заметить в стихе несколько раз повторенное слово «сад» и такой персонаж, как «ключник Петя»? Слово «РАЙ» в этом стихе чуть ли не аршинными буквами написано на вратах этого «кладбища». Чтобы его не видеть надо очень захотеть, его не увидеть. Райский сад, к которому перекинут «Калиновый мост», и заброшенное кладбище, заросшее бурьяном, — это не совсем одно и то же, согласитесь. Так же меня покоробила «кавалерия» на стих Волчи. Бах-трах — всё, не мое, до свидания, поклон, аплодисменты. А поговорить?.. тем более что есть о чем?.. Но это, как гриццо, другая песня...
Вернемся к стиху Фиалки. О Мосте и его отдельно вынесенной автором «калиновости» как центральном образе стиха, по моему мнению, я уже достаточно наговорил под стихом Фиалки, желающие могут, как грицо, ознакомиться. Здесь мне чуть затронуть вторую ведущую тему — Сад.
Знаете, мне сразу приходят в голову аллюзии к песне «Город Золотой» — «А в городе том сад, всё травы и цветы...» и перекличка, в том числе отчасти ритмическая, с моим любимым стихом Ольги Седаковой —
                Неужели, Мария, только рамы скрипят,
                только стекла болят и трепещут?
                Если это не сад —
                разреши мне назад,
                в тишину, где задуманы вещи.
Не случайно образы душ людей здесь соотнесены с травами и цветами, такими разными и уникальными сами по себе. Мягкостью и тишина, печаль и тяга к чему-то запредельному («день-и-нощно таскать — передачкой садовнику Пете...»), по тонкой калиновой веточке с ее кровавыми горькими ягодами, крошечными шашками
                На глазах — синяки... сорняки... лопухи... лебеда...
                Занавеска на тень наползает и медленно едет,
                но — ни с места...
к миру гармонии, освобождения и любви. Очень горький и, в то же самое время, очень мягкий, глубоко чувственный стих.
Выстраданная «мягкость» стиха у Фиалки достаточная редкость — ее постоянные читатели, думаю, согласятся со мною. И тем ценнее это мягкое и приглушенное до шепота откровение, проникающее в самую глубину души. Можно говорить и об очень плотной, но легкой и органичной звукописи, можно отдельно останавливаться на каждом образе, взаимосвязью образов и их взаимопроникновении и саморазвитии... Вообще, чуть ли не о каждом стихе Фиалки можно говорить часами, открывая в каждом обороте, в каждом слоге своеобразный трагический, чудесный и предельно напряженный по чувственности и красоте целый мир, все тот же, но другой.
 
natasha: Ну, тогда и мои пять копеек. «Сад», конечно, не менее важен, только это, мне кажется, не Рай или не вполне Рай — тот, обычный. Может, в каком-то смысле часть его, да... Есть, по-моему, и еще один слой в стихе, религиозно- философский. Двойственность просматривается в стихе и потому Мост — не мост ли это между язычеством («...чья цветочная пена не кровь...») и христианством («но за них можно кровь на железном горбу-коромысле..»)? Травы, цветы — души «детские» (а может быть, и правда, только детские? «...и растерянный ветер им нежно гремит погремушкой...»), не успевшие или не сумевшие взрасти до христианского (кровавого) Откровения. А дети или «дети»? — здесь, мне кажется, о многом говорит символика цветов и трав, она не случайна. И еще, хочу отметить момент, один из самых мне милых и ценных у Сумире, это почти всегда обязательная, пусть и короткая, отсылка в реалитет, в отправную точку здесь, на земле, на которой мы живем и умираем «...не тюльпаны, а слезы гниют в опрокинутой кружке... Но посмотришь в окно...». Обычные (реальные) тюльпаны, опрокинутая кружка, окно, сад. (Извини, Маргарита, не удержалась...
 
natasha: Поправка: не «язычеством», конечно, а вообще, точнее (общее) «неверием».
 
baken: Наташа, «“Сад”, конечно, не менее важен», чем что? То есть, безусловно, в тексте важна любая деталь, но мне «Сад» не видится здесь смысловым сосредоточением. Мне он видится некоей отнесенной реперной точкой или, как выразился Игорь, направлением «тяги к чему-то запредельному». И вы совершенно справедливо отметили реальность «хода»: окно – сад – Сад.
 
natasha: Дима, для меня, как раз, «сад» важнее, чем «помолитесь» («по жизни», как теперь говорят). Чую его и всегда чуяла (телом). В сад (в землю, в траву, в цветок, в Никуда). «Помолитесь» — это не ко мне, да... А кровь да, наверное, но здесь... Если для вас важнее «помолитесь», то и помолитесь (и за меня уж заодно). Впрочем, честно, что-то не тянет тут ни спорить, ни анализировать. Стих тронул глубоко, да...
 
baken: Наташа, сады обязательно будут! :)) Честно говоря, я «на вашем материале» продолжал обращаться к Игорю — мимовольно, извините. Но абсолютно не верующий. «Помолитесь» для меня — здесь — это «сформулируйте отношение к ушедшим — медленно, любовно и памятливо». И тоже с вами согласен, что поэзия хороша, когда клубится и перетекает оттенками; фиксировать на разделочном столе более чем не люблю.
 
 
                Окно 
 
                ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 25.05–01.06.2012:
 
 
                (Номинатор: white-snow)
                (4: ole, marko, white-snow, Max)
 
Rosa: Милая и теплая работа — вроде бы, безыскусная в своих теплоте и искренности, вроде бы, простая. Что-то напоминает Визбора, Никитиных, Юнну Мориц или соседей из второго подъезда. Ты у меня одна, словно в ночи луна (с) Как раз тот случай, когда нет разночтений, споров и инакомыслия. Всем нам хочется, чтобы тепло было не только от грелки. Другое — что не у всех это получается, хотя и мечтается зачастую. Мне кажется, что допустимы оба варианта — и с последними двумя катренами, и без оных. Тамила — человек хороший и теплый, посему и стихотворение получилось тамилье...
 
 
                3. sumire. Что делает песок
                (Номинатор: petrovich)
                (2: SukinKot, petrovich)
 
Rosa: Для меня, живущей в пальмово-хамсинной пустыне, это стихотворение должно быть близким, и действительно — некоторые моменты созвучны с ощущением живущего в обнимку с песком. Но, в целом, не мое стихотворение, хотя лейтмотив мной прочувствован.
 
 
                (Номинатор: petrovich)
                (1: sumire)
 
Rosa: Стихотворение показалось умным, мощным, наверное, неоднозначным. Не мое, увы...
 
                Лестница
 
 
                СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ 25.05–01.06.2012:
 
                Номинировано: 4
                Прошло в Шорт-лист: 4
                Шорт-вумен: sumire
                Чудо-лоцман: Kinokefal
                Голосивших: 16
                Воздержантов: 1 (pesnya)
                Чадский: Rosa



← ПредыдущаяСледующая →

16.06.2012
Шорт-лист недели 01–08.06.2012: В тон Сезанну

05.06.2012
Пятая ступенька. Итоги турнира № 21

Читайте в этом же разделе:
05.06.2012 Пятая ступенька. Итоги турнира № 21
02.06.2012 Шорт-лист недели 18–25.05.2012: О целях поэзии
26.05.2012 Шорт-лист недели 11–18.05.2012: Свои приоритеты
21.05.2012 Одри Хепбёрн. Итоги турнира № 20
18.05.2012 Шорт-лист недели 04–11.05.2012: Увидеть Жукова...

К списку


Комментарии

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон