Все-таки жаль немого кино. Какое удовольствие было видеть, как женщина открывает рот, а голоса не слышно
(Чарли Чаплин)
Анонсы
11.06.2012
Шорт-лист недели 25.05–01.06.2012: Пчелиная песня
Разбираемый стих желательно как минимум прочитать, а как максимум прочитать внимательно...
СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 25.05–01.06.2012:
(Номинатор: Kinokefal)
(9: Rosa, tamika25, baken, Helmi, CicadasCatcher, Karlik-Nos, natasha, ilonaila, Kinokefal)
На кленовье тюльпанов, на теплой Калине Моста
помолитесь за тех, кто — шиповник, терновник и лютик.
Помолитесь за тех, чья цветочная пена — густа,
и мешает стрелять в перепуганных красками уток.
Помолитесь за тех, кто — сережки и стебли земли,
кто — рябина и рябь на распахнутых ставнях морщинок,
кто — слеза, налитая, как белый прогорклый налив,
кто — пчелиная песня предпотустороннего чина...
Помолитесь за них, припадая к свече — мотылек
так к светящимся тюлям губами крылатыми никнет,
так глядят зеркала в голубиный больной потолок,
так зигзаг обнимает дыханье последнего пика...
Так глядят за окно — и за ним — ослепительный сад,
и — кормушки для душ в не-медвежей укачанной спячке...
И — губастый лопух, под которым, как грозди опят,
спят малиновка-марья и легкий кувшиночный мальчик,
спят иван-молочай и ворона-белее-миров, —
безымянные, детские, родные каждому снизу...
Помолитесь за тех, чья цветочная пена — не кровь,
но за них можно кровь на железном горбу-коромысле
до конца той Калины, до края Моста-в-Никуда
день-и-нощно таскать — передачкой садовнику Пете...
На глазах — синяки... сорняки... лопухи... лебеда...
Занавеска на тень наползает и медленно едет,
но — ни с места...
...не птицы — калиновки в окна сквозят...
...не тюльпаны, а слезы гниют в опрокинутой кружке...
Но посмотришь в окно — и там души насеяны в сад,
и растерянный ветер им нежно гремит погремушкой...
Rosa: Да уж... Прислать мне в качестве привета для резонерства первым стихотворение Сумирэ — это дорогого стоит (с)... Я, увидев только номинацию, сразу же решила стандартно и вежливо отписаться, что именно эта поэзия проходит мимо меня, не затрагивая, принимая во внимание, что у других авторов именно Сумирэ вызывает восторг и уважение, что легитимно. Но... Номинировал это стихотворение Игорь, а он — человек умный, интеллигентный и знающий, посему... скажем, посему я заинтересовалась. Меня трудно причислить к поклонникам подобной поэзии и потому, что мне нравится внятность, и потому, что мобильность моей жизни просто не позволяет смаковать каждую строку, либо же букву — эдакий кавалерийский наскок, прочитала, врубилась, восхитилась и понеслась дальше аллюром. Аллюр был припасен и для этой работы, и тут, мои дорогие кролички, что-то произошло... я не настолько сведуща в различных толкованиях-видениях калин, малин, балерин и сейчас договорюсь до стрихнина. Я имею право на видение стиха и имею право говорить об ушедших, ибо с уходящими (постепенно или внезапно) я общаюсь 8–10 часов в сутки... Я увидела в этом стихотворении (люблю все же буквальность) кладбище, запущенное и старое, поросшее нежной, грубой, выжженной травой, сорняками, тюльпанами и еще Бог весть чем... Я завидую тем, кто не понял, О чем это стихотворение, видимо, им рано... А вот мне, судя по всему, не очень уже...
ole: Странно, почему никому в голову не приходит группа «Калинов мост» с их последними православными мотивами?
Kinokefal: Несколько слов о стихе sumire «На Калине Моста».
Я бы хотел выразить некоторое свое удивление вокруг ситуации со стихом. Меня, честно говоря, поразили в Розиных «реакции» фраза, что стих Фиалки заинтересовал не сам по себе, а тем, что его выдвинул «хороший человек». О своей «хорошести» я обычно не спорю, хотя это, не скрою, льстит, обязывает и etc., но какого читать такой пассаж автору? Я думаю, что это не самое для него приятное заявление, прямо и непосредственно уязвляющее его авторское самолюбие. Надо бы как-то толерантнее «на службе», т-щ Роза, толерантнее.
Второе. Volens nolens по долгу все той же «службы», резонер должен сказать что-то о номинируемых стихах. Причем, отвлекшись (на время «резонирования») от личных симпатий или антипатий к автору, литературных и стилистических пристрастиях и представлений и сосредоточившись только на самом произведении. Это первое правило «больмень» серьезной или околосерьезной критики. Для этого разбираемый стих желательно как минимум прочитать, а как максимум прочитать внимательно. Тут тоже меня оч. удивили рецы «на всем скаку».
Как можно не заметить в стихе несколько раз повторенное слово «сад» и такой персонаж, как «ключник Петя»? Слово «РАЙ» в этом стихе чуть ли не аршинными буквами написано на вратах этого «кладбища». Чтобы его не видеть надо очень захотеть, его не увидеть. Райский сад, к которому перекинут «Калиновый мост», и заброшенное кладбище, заросшее бурьяном, — это не совсем одно и то же, согласитесь. Так же меня покоробила «кавалерия» на стих Волчи. Бах-трах — всё, не мое, до свидания, поклон, аплодисменты. А поговорить?.. тем более что есть о чем?.. Но это, как гриццо, другая песня...
Вернемся к стиху Фиалки. О Мосте и его отдельно вынесенной автором «калиновости» как центральном образе стиха, по моему мнению, я уже достаточно наговорил под стихом Фиалки, желающие могут, как грицо, ознакомиться. Здесь мне чуть затронуть вторую ведущую тему — Сад.
Знаете, мне сразу приходят в голову аллюзии к песне «Город Золотой» — «А в городе том сад, всё травы и цветы...» и перекличка, в том числе отчасти ритмическая, с моим любимым стихом Ольги Седаковой —
Неужели, Мария, только рамы скрипят,
только стекла болят и трепещут?
Если это не сад —
разреши мне назад,
в тишину, где задуманы вещи.
Не случайно образы душ людей здесь соотнесены с травами и цветами, такими разными и уникальными сами по себе. Мягкостью и тишина, печаль и тяга к чему-то запредельному («день-и-нощно таскать — передачкой садовнику Пете...»), по тонкой калиновой веточке с ее кровавыми горькими ягодами, крошечными шашками
На глазах — синяки... сорняки... лопухи... лебеда...
Занавеска на тень наползает и медленно едет,
но — ни с места...
к миру гармонии, освобождения и любви. Очень горький и, в то же самое время, очень мягкий, глубоко чувственный стих.
Выстраданная «мягкость» стиха у Фиалки достаточная редкость — ее постоянные читатели, думаю, согласятся со мною. И тем ценнее это мягкое и приглушенное до шепота откровение, проникающее в самую глубину души. Можно говорить и об очень плотной, но легкой и органичной звукописи, можно отдельно останавливаться на каждом образе, взаимосвязью образов и их взаимопроникновении и саморазвитии... Вообще, чуть ли не о каждом стихе Фиалки можно говорить часами, открывая в каждом обороте, в каждом слоге своеобразный трагический, чудесный и предельно напряженный по чувственности и красоте целый мир, все тот же, но другой.
natasha: Ну, тогда и мои пять копеек. «Сад», конечно, не менее важен, только это, мне кажется, не Рай или не вполне Рай — тот, обычный. Может, в каком-то смысле часть его, да... Есть, по-моему, и еще один слой в стихе, религиозно- философский. Двойственность просматривается в стихе и потому Мост — не мост ли это между язычеством («...чья цветочная пена не кровь...») и христианством («но за них можно кровь на железном горбу-коромысле..»)? Травы, цветы — души «детские» (а может быть, и правда, только детские? «...и растерянный ветер им нежно гремит погремушкой...»), не успевшие или не сумевшие взрасти до христианского (кровавого) Откровения. А дети или «дети»? — здесь, мне кажется, о многом говорит символика цветов и трав, она не случайна. И еще, хочу отметить момент, один из самых мне милых и ценных у Сумире, это почти всегда обязательная, пусть и короткая, отсылка в реалитет, в отправную точку здесь, на земле, на которой мы живем и умираем «...не тюльпаны, а слезы гниют в опрокинутой кружке... Но посмотришь в окно...». Обычные (реальные) тюльпаны, опрокинутая кружка, окно, сад. (Извини, Маргарита, не удержалась...
natasha: Поправка: не «язычеством», конечно, а вообще, точнее (общее) «неверием».
baken: Наташа, «“Сад”, конечно, не менее важен», чем что? То есть, безусловно, в тексте важна любая деталь, но мне «Сад» не видится здесь смысловым сосредоточением. Мне он видится некоей отнесенной реперной точкой или, как выразился Игорь, направлением «тяги к чему-то запредельному». И вы совершенно справедливо отметили реальность «хода»: окно – сад – Сад.
natasha: Дима, для меня, как раз, «сад» важнее, чем «помолитесь» («по жизни», как теперь говорят). Чую его и всегда чуяла (телом). В сад (в землю, в траву, в цветок, в Никуда). «Помолитесь» — это не ко мне, да... А кровь да, наверное, но здесь... Если для вас важнее «помолитесь», то и помолитесь (и за меня уж заодно). Впрочем, честно, что-то не тянет тут ни спорить, ни анализировать. Стих тронул глубоко, да...
baken: Наташа, сады обязательно будут! :)) Честно говоря, я «на вашем материале» продолжал обращаться к Игорю — мимовольно, извините. Но абсолютно не верующий. «Помолитесь» для меня — здесь — это «сформулируйте отношение к ушедшим — медленно, любовно и памятливо». И тоже с вами согласен, что поэзия хороша, когда клубится и перетекает оттенками; фиксировать на разделочном столе более чем не люблю.
ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 25.05–01.06.2012:
(Номинатор: white-snow)
(4: ole, marko, white-snow, Max)
Rosa: Милая и теплая работа — вроде бы, безыскусная в своих теплоте и искренности, вроде бы, простая. Что-то напоминает Визбора, Никитиных, Юнну Мориц или соседей из второго подъезда. Ты у меня одна, словно в ночи луна (с) Как раз тот случай, когда нет разночтений, споров и инакомыслия. Всем нам хочется, чтобы тепло было не только от грелки. Другое — что не у всех это получается, хотя и мечтается зачастую. Мне кажется, что допустимы оба варианта — и с последними двумя катренами, и без оных. Тамила — человек хороший и теплый, посему и стихотворение получилось тамилье...
(Номинатор: petrovich)
(2: SukinKot, petrovich)
Rosa: Для меня, живущей в пальмово-хамсинной пустыне, это стихотворение должно быть близким, и действительно — некоторые моменты созвучны с ощущением живущего в обнимку с песком. Но, в целом, не мое стихотворение, хотя лейтмотив мной прочувствован.
(Номинатор: petrovich)
(1: sumire)
Rosa: Стихотворение показалось умным, мощным, наверное, неоднозначным. Не мое, увы...
СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ 25.05–01.06.2012:
Номинировано: 4
Прошло в Шорт-лист: 4
Шорт-вумен: sumire
Чудо-лоцман: Kinokefal
Голосивших: 16
Воздержантов: 1 (pesnya)
Чадский: Rosa
Читайте в этом же разделе:
05.06.2012 Пятая ступенька. Итоги турнира № 21
02.06.2012 Шорт-лист недели 18–25.05.2012: О целях поэзии
26.05.2012 Шорт-лист недели 11–18.05.2012: Свои приоритеты
21.05.2012 Одри Хепбёрн. Итоги турнира № 20
18.05.2012 Шорт-лист недели 04–11.05.2012: Увидеть Жукова...
К списку
Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.