На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
22 декабря 2024 г.

Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти

(Рабиндранат Тагор)

Анонсы

01.07.2012

Шорт-лист недели 15–22.06.2012: Ресниц исчадья

Любителям простоты и понятности, а также особо ревностным поборникам классического стиля читать не рекомендую...

                Зеркала

                СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 15–22.06.2012:
 
 
                1. sumire. Овца
                (Номинатор: petrovich)
                (4: white-snow, KsanaVasilenko, Karlik-Nos, Sentyabrina)
 
                ...овчарки рук дрожащих — что там, что
                в нем отразится, в этих клочьях стекол?
                Гирлянда боли, крытая мешком?
                Пружина-суть под чернозвездным соком?
 
                Овечья шерсть зеркал...
                О, зеркала!
                Сто шуб сносить, как сто голов — Иуде...
                Дрожит кисель, одевшись догола.
                Дерзит спиртовник, словно червь — на блюде.
                Дичает пень в портянках млечных снов
                землей омытых предков...
 
                — Щелк!
                Механик
                (тот, что внутри) вращает колесом
                холмы морщин и слезы-океаны,
                рассаду паник заячьих на лбу,
                ресниц исчадья в лаковых накидках...
 
                Зарезанный волчара мой! Люблю
                тебя —
                в овечьем лоне,
                в коридорном свитке...
 
                Мой иероглиф ада!
                Милый монстр!
                Осколок древа,
                челюсти окурка!
                Как хорошо из со-шиповья роз
                ты выбегаешь! —
                и, как Сивка-бурка,
                передо мной, за мною и во мне,
                как лист осинов, страшен, хмуришь кожу...
 
                Ты знаешь: что дозволено траве,
                когда-то будет между сном и ложью,
                меж цифрой и... ягненком на камнях,
                с вершины Фудзи рухнувшим, как сумрак...
 
                О, зеркала!
                Кино на черепах!
                Кто выпьет вас из тканевых мензурок?
                Кто выбьет вас - из чада восковщиц,
                худых и нежных, в блюдечках надбитых?
 
                Сто шуб сносить, покуда свет, как шприц,
                ненужно звякнет — в черную поллитру,
                в годичный ветер и в восточный зуд
                в подкладке тела,
                в птиц на лукогорлье...
 
                Комок земли — из зеркала — как суть
                того, что ты и есть, и будешь — Йорик...
 
                Моя овца
                (ну как к себе — на «я»?!)
                моя пасука, — видела?
                Признала?
                За зеркалом овчарки две стоят —
                в намордниках из двух слезинок алых.
 
                И сторожат...
                Картинку — от земли, —
                для кома истин, взбалмошных и честных:
                о том, что — овцы — в травы, как в залив,
                и их следы зеркальные столы
                вдохнут:
                так боль вдыхает совершенство...
 
 
SukinKot: Разговор с «собой на Я». Можно, конечно, увидеть самоиронию: мол, героиня называет свое внутреннее Я овцой. Но подозреваю, что здесь поднимается сложный психологический и философский вопрос: что такое это самое Я. Овца — существо, которое кто-то пасет. И не случайно за зеркалом руки-овчарки. Ведь овчарки — помощники пастуха, следовательно, человек, сжимающий руками-овчарками зеркало — и есть пастух, хозяин овцы. Предположу, что личность здесь рассматривается как пастух (разум) и овца (тело или подсознание). Но как быть с волком? Ответ очевиден. Бессознательная часть далеко не всегда бывает покорной овцой. Как его назвать? Творческой составляющей? Духом противоречия? Как бы там ни было, но без него скучно, да и попросту невозможно. Образность, как всегда, сложная и, как всегда, завораживающая: овечья шерсть зеркал, чернозвездный сок, слезы-океаны. Немного смущает форма. Вольный стих с элементами верлибра? Не совсем понял значение слова «пасука». Это та, кого пасут? В общем, если резюмировать, яркая и интересная работа. Но, как уже сказано не раз, стихи Сумирэ не для всех (предвижу усмешку Макса, но, честно, не имею в виду ничего обидного). Любителям простоты и понятности, а также особо ревностным поборникам классического стиля читать не рекомендую.
 
 
                Вечер 
 
                ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 15–22.06.2012:
 
 
                2. petrovich. Вечер
                (Номинатор: ilonaila)
                (3: ilonaila, Skorodinski, marko)
 
SukinKot: Добротная картинка, живая. Так и представляешь себе невыносимо жаркое лето, когда даже ветер не приносит прохлады и уже никто не ждет большого облегчения от наступающего вечера. Не совсем понятно, что имеется в виду под «солнечным потом». Не помню, чтобы глина чем-то пахла, впрочем, глина бывает разной... «На покате» повторяется трижды, и каждый раз в начале строки. Но зачем автор акцентирует на этом внимание? Сначала ветер, качающий траву на покате (3-я строка). Дальше (5-я строка) на покате выжженная глина, огороды, тропа, снующие кузнечики. И, наконец, предвечерние лучи солнца на покате (последняя строфа). Понятно, идет привязка к месту, возможно даже, этим задается рельефность. Но, мне кажется, в пятой строке о покате можно было бы не упоминать, поскольку о нем говорится в третьей. «Всхолмленной степью» — вроде бы симпатично, но в первой строке «по холмам». Зачем «холмить» дважды? Ведь можно что-нибудь придумать. Например, «вздыбленной степью» или что-то в этом духе.
 
 
                3. white-snow. Мертвый голубь
                (Номинатор: natasha)
                (2: natasha, ole)
 
SukinKot: Попробую выяснить, чем мне понравился стих. Ведь он мне понравился сразу, при первом прочтении, хотя смысл от меня ускользнул. В тексте есть какая-то сумасшедшинка. Знаете, в хорошем стихотворении должна быть маленькая сумасшедшинка. Не обязательно заметная, как здесь, но должна. Без этого стихотворение превращается в прозу. Что мы встречаем? Немного эпатажа. Намеренную ломку логики (или логика спрятана за сложными образами?). И все это при легком, слегка небрежном исполнении. Этот неровный текст сам похож на серого городского голубя, который с одной стороны, ассоциируется с помойкой, с другой, является символом мира и доброты. Итак, вы меня спросите: о чем стих. Мое вИдение таково. Понятно, что речь не о птице. Предположу, что это парень. Когда-то он подавал большие надежды. Может быть, был художником или писал стихи. А может, просто был светлым, романтично настроенным человеком. Но быт убил в нем романтика. Поэтому герой и назван мертвым голубем («сломанные крылья» и т. п.). Ничего страшного не случилось, просто он стал таким как все. Работает, врачом, курит «Беломор», смотрит футбол, меняет машины. В общем, «обыкновенная история», рассказанная по-новому.
 
 
                4. Sentyabrina. Волчье
                (Номинатор: tamika25)
                (2: tamika25, logos31)
 
SukinKot: Думается мне, что и здесь речь не о волках, а о людях. Вспоминается Высоцкий: «И об стакан бутылкою звеня, Которую извлек из книжной полки, Он выпалил: “Да это ж про меня! Про нас про всех, какие к черту волки?!”» Но если у Высоцкого стихи мужские, то здесь лирика женская. В прирученной волчице, преданной хозяином, легко узнается обиженная и разгневанная женщина. Впрочем, возможно, что все-таки о волках... Но начнем разбор. «Скулила так, что глохли небеса» — можно ли громко скулить? Но обратимся к словарю. Скулить — значит «жалобно подвизгивать, тихо выть». Вряд ли этим небеса оглушишь. «И цепенели в страхе голоса» — чьи голоса? Из текста неясно. «Стрелявшим пагубною ложью» — значит, все-таки речь о людях? «За всех тобой пристреленных волчиц, за то дитя, что выросло в сиротстве!» — нет, пожалуй, что о волках. Вряд ли он убивал женщин, оставляя детей сиротами. «Душа — мишень» — да, о людях. «Юдоль — реванш и блиц» — здесь не совсем понимаю. Реванш, ладно, но причем тут блиц? Блиц — молния по-немецки, что-то быстрое... «Волчья верность — дар, Богов проклятье» — так дар или проклятье? Наверное, и то, и другое. «Теперь и ты... мычи! Скули и вой...» — а разве волчица мычала? Мычат другие животные. «Волчица ныне вышла на тропу... Дрожит земля от рыка...» — мне кажется, для такого рыка должен быть зверь покрупнее представительницы семейства псовых. Что-то вроде льва, например. Но пойдем дальше. Наша женщина-волчица пускается по строкам — «битому стеклу», спускается в Аид. Аид, кстати, пишется с заглавной буквы, а вот начало лучше писать буквами строчными, а не прописными. Даже если это начало безудержной тоски. На мой взгляд, в тексте перебор с многоточиями. Перебор со «скулежом» и «воем». Скулит и воет не только сама волчица, но и ее противник (вернее, волчица хочет, чтобы он так делал), и даже беда с безудержной тоской тоже воют или скулят. Обрывок библейской цитаты: «мене, мене...» повторяется три раза. В общем, на мой взгляд, текст можно дорабатывать. Такое ощущение, что это экспромт.
 
 
                (Номинатор: Rosa)
                (1: Rosa)
 
SukinKot: «Вся поэзия — доносы на самих себя», — с этим утверждением в заголовке сложно поспорить — в стихах автор осознанно или случайно раскрывает душу. Вот и это стихотворение написано с душой: эмоционально, искренно. Все это не может не вызывать симпатию. Понравились острые буквы-клыки и что-то колобродящее, прожорливое, смутное. Но от резонера все ждут придирок. Первая претензия к рифмовке. «Сна – весна» встречается в стихах так часто, что скоро сможет соперничать с «кровь – любовь». Более того, «сна – весна» или «меня – маньяк» – рифмы достаточно четкие, чего не скажешь о «стихе – уголке» или «смеясь – каждый раз». То есть имеет место нестройность. Теперь пройдемся по смыслу. «Где распята и связана нервами жизнь моя в уголке». Так распята или связана? Как-то сложно себе представить, чтобы распяли и связали одновременно. Почему в уголке? Не знаю как у вас, у меня распятие с уголком или укромным местечком не ассоциируется: обычно крест высится у всех на виду. «По одежке, обувке, по капельке обнажают меня». По одежке — это понятно, но вот с обувкой сложнее. Если предметов одежды на человеке может быть много, то обувь обычно представлена одной лишь парой. Впрочем, иногда поверх обуви надевают галоши, но вряд ли здесь речь о галошах. «Строчки-предатели» — множественное число, «ловкий маньяк» — единственное. К слову «стучат» эпитет «смело» не очень подходит. «Стучат» (т. е. доносят начальству) обычно тайно. А если открыто, то лишь когда уверены в безнаказанности. Какая уж тут смелость? «Вся поэзия — доносы на самих себя» — имеется в виду, что человек доносит сам на себя, сам себя обличает. Вот для этого, действительно, нужна смелость. Но «смело» ли раскрывают стихи внутренний мир автора? Думаю, что, скорее, нет. В большинстве случаев это происходит косвенно, едва заметно. Впрочем, бывает и по-другому. Последняя претензия к многоточиям. На мой взгляд, они не нужны: предложения можно закончить точкой. Но, как говорится, автору виднее.
 
tamika25: Великолепная рецензия! После таких слов хочется работать над стихом еще и еще, улучшая и совершенствуя. И писать новые стихи, стараясь не делать промашек. Браво, Кот! Я считаю, это талант — так указать автору на промахи и ошибки, чтобы не обидеть, а наоборот, дать шанс что-то исправить, задуматься, осмыслить заново.
 
                Поэзия
 
 
                СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ 15–22.06.2012:
 
                Номинировано: 5
                Прошло в Шорт-лист: 5
                Шорт-вумен: sumire
                Чудо-лоцман: petrovich
                Голосивших: 12
                Воздержантов: 3 (SukinKot, pesnya, Helmi)
                Чадский: SukinKot
 

 



← ПредыдущаяСледующая →

01.07.2012
Выбираем Произведение и Автора Весны-2012

29.06.2012
Шорт-лист недели 08–15.06.2012: Птицам — привольно

Читайте в этом же разделе:
29.06.2012 Шорт-лист недели 08–15.06.2012: Птицам — привольно
21.06.2012 Спор с классиком. Итоги турнира № 22
16.06.2012 Шорт-лист недели 01–08.06.2012: В тон Сезанну
11.06.2012 Шорт-лист недели 25.05–01.06.2012: Пчелиная песня
05.06.2012 Пятая ступенька. Итоги турнира № 21

К списку


Комментарии

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон