Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти
(Рабиндранат Тагор)
Анонсы
01.07.2012
Шорт-лист недели 15–22.06.2012: Ресниц исчадья
Любителям простоты и понятности, а также особо ревностным поборникам классического стиля читать не рекомендую...
СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 15–22.06.2012:
(Номинатор: petrovich)
(4: white-snow, KsanaVasilenko, Karlik-Nos, Sentyabrina)
...овчарки рук дрожащих — что там, что
в нем отразится, в этих клочьях стекол?
Гирлянда боли, крытая мешком?
Пружина-суть под чернозвездным соком?
Овечья шерсть зеркал...
О, зеркала!
Сто шуб сносить, как сто голов — Иуде...
Дрожит кисель, одевшись догола.
Дерзит спиртовник, словно червь — на блюде.
Дичает пень в портянках млечных снов
землей омытых предков...
— Щелк!
Механик
(тот, что внутри) вращает колесом
холмы морщин и слезы-океаны,
рассаду паник заячьих на лбу,
ресниц исчадья в лаковых накидках...
Зарезанный волчара мой! Люблю
тебя —
в овечьем лоне,
в коридорном свитке...
Мой иероглиф ада!
Милый монстр!
Осколок древа,
челюсти окурка!
Как хорошо из со-шиповья роз
ты выбегаешь! —
и, как Сивка-бурка,
передо мной, за мною и во мне,
как лист осинов, страшен, хмуришь кожу...
Ты знаешь: что дозволено траве,
когда-то будет между сном и ложью,
меж цифрой и... ягненком на камнях,
с вершины Фудзи рухнувшим, как сумрак...
О, зеркала!
Кино на черепах!
Кто выпьет вас из тканевых мензурок?
Кто выбьет вас - из чада восковщиц,
худых и нежных, в блюдечках надбитых?
Сто шуб сносить, покуда свет, как шприц,
ненужно звякнет — в черную поллитру,
в годичный ветер и в восточный зуд
в подкладке тела,
в птиц на лукогорлье...
Комок земли — из зеркала — как суть
того, что ты и есть, и будешь — Йорик...
Моя овца
(ну как к себе — на «я»?!)
моя пасука, — видела?
Признала?
За зеркалом овчарки две стоят —
в намордниках из двух слезинок алых.
И сторожат...
Картинку — от земли, —
для кома истин, взбалмошных и честных:
о том, что — овцы — в травы, как в залив,
и их следы зеркальные столы
вдохнут:
так боль вдыхает совершенство...
SukinKot: Разговор с «собой на Я». Можно, конечно, увидеть самоиронию: мол, героиня называет свое внутреннее Я овцой. Но подозреваю, что здесь поднимается сложный психологический и философский вопрос: что такое это самое Я. Овца — существо, которое кто-то пасет. И не случайно за зеркалом руки-овчарки. Ведь овчарки — помощники пастуха, следовательно, человек, сжимающий руками-овчарками зеркало — и есть пастух, хозяин овцы. Предположу, что личность здесь рассматривается как пастух (разум) и овца (тело или подсознание). Но как быть с волком? Ответ очевиден. Бессознательная часть далеко не всегда бывает покорной овцой. Как его назвать? Творческой составляющей? Духом противоречия? Как бы там ни было, но без него скучно, да и попросту невозможно. Образность, как всегда, сложная и, как всегда, завораживающая: овечья шерсть зеркал, чернозвездный сок, слезы-океаны. Немного смущает форма. Вольный стих с элементами верлибра? Не совсем понял значение слова «пасука». Это та, кого пасут? В общем, если резюмировать, яркая и интересная работа. Но, как уже сказано не раз, стихи Сумирэ не для всех (предвижу усмешку Макса, но, честно, не имею в виду ничего обидного). Любителям простоты и понятности, а также особо ревностным поборникам классического стиля читать не рекомендую.
ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 15–22.06.2012:
(Номинатор: ilonaila)
(3: ilonaila, Skorodinski, marko)
SukinKot: Добротная картинка, живая. Так и представляешь себе невыносимо жаркое лето, когда даже ветер не приносит прохлады и уже никто не ждет большого облегчения от наступающего вечера. Не совсем понятно, что имеется в виду под «солнечным потом». Не помню, чтобы глина чем-то пахла, впрочем, глина бывает разной... «На покате» повторяется трижды, и каждый раз в начале строки. Но зачем автор акцентирует на этом внимание? Сначала ветер, качающий траву на покате (3-я строка). Дальше (5-я строка) на покате выжженная глина, огороды, тропа, снующие кузнечики. И, наконец, предвечерние лучи солнца на покате (последняя строфа). Понятно, идет привязка к месту, возможно даже, этим задается рельефность. Но, мне кажется, в пятой строке о покате можно было бы не упоминать, поскольку о нем говорится в третьей. «Всхолмленной степью» — вроде бы симпатично, но в первой строке «по холмам». Зачем «холмить» дважды? Ведь можно что-нибудь придумать. Например, «вздыбленной степью» или что-то в этом духе.
(Номинатор: natasha)
(2: natasha, ole)
SukinKot: Попробую выяснить, чем мне понравился стих. Ведь он мне понравился сразу, при первом прочтении, хотя смысл от меня ускользнул. В тексте есть какая-то сумасшедшинка. Знаете, в хорошем стихотворении должна быть маленькая сумасшедшинка. Не обязательно заметная, как здесь, но должна. Без этого стихотворение превращается в прозу. Что мы встречаем? Немного эпатажа. Намеренную ломку логики (или логика спрятана за сложными образами?). И все это при легком, слегка небрежном исполнении. Этот неровный текст сам похож на серого городского голубя, который с одной стороны, ассоциируется с помойкой, с другой, является символом мира и доброты. Итак, вы меня спросите: о чем стих. Мое вИдение таково. Понятно, что речь не о птице. Предположу, что это парень. Когда-то он подавал большие надежды. Может быть, был художником или писал стихи. А может, просто был светлым, романтично настроенным человеком. Но быт убил в нем романтика. Поэтому герой и назван мертвым голубем («сломанные крылья» и т. п.). Ничего страшного не случилось, просто он стал таким как все. Работает, врачом, курит «Беломор», смотрит футбол, меняет машины. В общем, «обыкновенная история», рассказанная по-новому.
(Номинатор: tamika25)
(2: tamika25, logos31)
SukinKot: Думается мне, что и здесь речь не о волках, а о людях. Вспоминается Высоцкий: «И об стакан бутылкою звеня, Которую извлек из книжной полки, Он выпалил: “Да это ж про меня! Про нас про всех, какие к черту волки?!”» Но если у Высоцкого стихи мужские, то здесь лирика женская. В прирученной волчице, преданной хозяином, легко узнается обиженная и разгневанная женщина. Впрочем, возможно, что все-таки о волках... Но начнем разбор. «Скулила так, что глохли небеса» — можно ли громко скулить? Но обратимся к словарю. Скулить — значит «жалобно подвизгивать, тихо выть». Вряд ли этим небеса оглушишь. «И цепенели в страхе голоса» — чьи голоса? Из текста неясно. «Стрелявшим пагубною ложью» — значит, все-таки речь о людях? «За всех тобой пристреленных волчиц, за то дитя, что выросло в сиротстве!» — нет, пожалуй, что о волках. Вряд ли он убивал женщин, оставляя детей сиротами. «Душа — мишень» — да, о людях. «Юдоль — реванш и блиц» — здесь не совсем понимаю. Реванш, ладно, но причем тут блиц? Блиц — молния по-немецки, что-то быстрое... «Волчья верность — дар, Богов проклятье» — так дар или проклятье? Наверное, и то, и другое. «Теперь и ты... мычи! Скули и вой...» — а разве волчица мычала? Мычат другие животные. «Волчица ныне вышла на тропу... Дрожит земля от рыка...» — мне кажется, для такого рыка должен быть зверь покрупнее представительницы семейства псовых. Что-то вроде льва, например. Но пойдем дальше. Наша женщина-волчица пускается по строкам — «битому стеклу», спускается в Аид. Аид, кстати, пишется с заглавной буквы, а вот начало лучше писать буквами строчными, а не прописными. Даже если это начало безудержной тоски. На мой взгляд, в тексте перебор с многоточиями. Перебор со «скулежом» и «воем». Скулит и воет не только сама волчица, но и ее противник (вернее, волчица хочет, чтобы он так делал), и даже беда с безудержной тоской тоже воют или скулят. Обрывок библейской цитаты: «мене, мене...» повторяется три раза. В общем, на мой взгляд, текст можно дорабатывать. Такое ощущение, что это экспромт.
(Номинатор: Rosa)
(1: Rosa)
SukinKot: «Вся поэзия — доносы на самих себя», — с этим утверждением в заголовке сложно поспорить — в стихах автор осознанно или случайно раскрывает душу. Вот и это стихотворение написано с душой: эмоционально, искренно. Все это не может не вызывать симпатию. Понравились острые буквы-клыки и что-то колобродящее, прожорливое, смутное. Но от резонера все ждут придирок. Первая претензия к рифмовке. «Сна – весна» встречается в стихах так часто, что скоро сможет соперничать с «кровь – любовь». Более того, «сна – весна» или «меня – маньяк» – рифмы достаточно четкие, чего не скажешь о «стихе – уголке» или «смеясь – каждый раз». То есть имеет место нестройность. Теперь пройдемся по смыслу. «Где распята и связана нервами жизнь моя в уголке». Так распята или связана? Как-то сложно себе представить, чтобы распяли и связали одновременно. Почему в уголке? Не знаю как у вас, у меня распятие с уголком или укромным местечком не ассоциируется: обычно крест высится у всех на виду. «По одежке, обувке, по капельке обнажают меня». По одежке — это понятно, но вот с обувкой сложнее. Если предметов одежды на человеке может быть много, то обувь обычно представлена одной лишь парой. Впрочем, иногда поверх обуви надевают галоши, но вряд ли здесь речь о галошах. «Строчки-предатели» — множественное число, «ловкий маньяк» — единственное. К слову «стучат» эпитет «смело» не очень подходит. «Стучат» (т. е. доносят начальству) обычно тайно. А если открыто, то лишь когда уверены в безнаказанности. Какая уж тут смелость? «Вся поэзия — доносы на самих себя» — имеется в виду, что человек доносит сам на себя, сам себя обличает. Вот для этого, действительно, нужна смелость. Но «смело» ли раскрывают стихи внутренний мир автора? Думаю, что, скорее, нет. В большинстве случаев это происходит косвенно, едва заметно. Впрочем, бывает и по-другому. Последняя претензия к многоточиям. На мой взгляд, они не нужны: предложения можно закончить точкой. Но, как говорится, автору виднее.
tamika25: Великолепная рецензия! После таких слов хочется работать над стихом еще и еще, улучшая и совершенствуя. И писать новые стихи, стараясь не делать промашек. Браво, Кот! Я считаю, это талант — так указать автору на промахи и ошибки, чтобы не обидеть, а наоборот, дать шанс что-то исправить, задуматься, осмыслить заново.
СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ 15–22.06.2012:
Номинировано: 5
Прошло в Шорт-лист: 5
Шорт-вумен: sumire
Чудо-лоцман: petrovich
Голосивших: 12
Воздержантов: 3 (SukinKot, pesnya, Helmi)
Чадский: SukinKot
Читайте в этом же разделе:
29.06.2012 Шорт-лист недели 08–15.06.2012: Птицам — привольно
21.06.2012 Спор с классиком. Итоги турнира № 22
16.06.2012 Шорт-лист недели 01–08.06.2012: В тон Сезанну
11.06.2012 Шорт-лист недели 25.05–01.06.2012: Пчелиная песня
05.06.2012 Пятая ступенька. Итоги турнира № 21
К списку
Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.