|
|
Сегодня 31 октября 2025 г.
|
Когда душа болит, значит, она работает (Александр Башлачев)
Анонсы
05.06.2012 Пятая ступенька. Итоги турнира № 21Скажи порой такое слово, скажи, повтори. И отступит время, пропустит... 
Часть I. Торжественная
Как мудро заметила одна отважная рыцарка, есть «слова-ключи, слова-пароли, пропускающие в области, казалось бы, наглухо забитые, где время — на страже — безликое, серое (в плащ палатке). Скажи порой такое слово, скажи, повтори. И отступит время, пропустит».
Именно такое слово — «Лестница» — предложила прекрасная Королева в качестве темы. И так обрадовала этим рыцарей, что те, даже при жестоком отсутствии муз, в перерывах между основными выпадами не выпускали из рук свои лестницы, а продолжали рубиться на них вдохновенно и экспромтно. Вот что значит настоящая королевская кровь!
Однако, турнир закончился, наступило лето, а с ним и пора подведения итогов.
И вот тут-то Королева попыталась увильнуть: «А теперь — реверансы, поклоны и спасибы всем замечательным участникам великолепного (на мой взгляд) турнира, в итоге которого имеем: шесть достойных произведений разных жанров (одно лучше другого — так и не выбрала НАИ-лучшего), восемнадцать (!!!) около-лестничных экспромтов плюс захватывающий блиц-турнир на тему “Две минуты до лета”. Еще раз всех благодарю. Всем желаю скорейшего летнего тепла, улыбок и хорошего настроения!»
Но не тут-то было. Пригвожденная чувством ответственности, Ее Величество все же была вынуждена вынести окончательный вердикт:
«Если честно, то победитель есть. Вернее, два первых места. Вот там, где комок к горлу подкатил, — и есть победители. Это стихотворение “Двадцать шесть” автора Оле. И “Пятая ступенька” Наташи. Очень интересные стихи у Хельми и Волчи. И приз зрительских симпатий — Аркадию за стих для детей “Как мы с Вовкой домик строили” Эх, расчувствовалась я что-то... И все равно, все произведения на этом турнире мне очень понравились. Все молодцы и всем спасибо».
Пять коленопреклоненных в знак уважения и благодарности рыцарей складывают к ногам Прекрасной Дамы боевые лестницы.
<...>Я прыгаю каждый день. Сначала со второй, а потом с третьей, и так по многу раз, поднимаюсь на четвертую... Нет, еще нет! И снова прыгаю с третьей, с третьей, с третьей, с третьей... А вот стою уже и на четвертой — с твердой решимостью — пора! Приземляюсь без запаса, неловко, ногам больно, падаю набок, но… Все-таки! Все-таки! Повторить? Ох, как не хочется. Нет... — попрыгаю еще с третьей. Но, однажды, еще раз четвертая, и уже легче, и уже не так страшно, а потом и уверенно, раз за разом. Всё! Четвертая — взята <...>
Рыбаки удили рыбу,
мы сидели на ступенях.
Солнце плавило лучами
туч тугие животы,
а Нева в граненой зыби
протекала так степенно,
как устойчиво-печальны
разведенные мосты.
Двадцать шесть неандертальцев,
получившие свободу,
каждый сам себе эпоха
и загадочен, как сфинкс —
было нам тогда семнадцать.
Двадцать шесть, искавших брода
и не знавших, что есть плохо
и чему приравнен икс.
Рыбаки удили рыбу,
мы молчали на ступенях.
Первой разревелась Нинка,
каждый думал о себе.
*
Ленинград альбомной глыбой,
словно камень на коленях.
Монохромный фотоснимок,
выпускной десятый Б.
Из росы на камне древнем
пью слова «юмалануоли»,
острием копья на скалах
имя прошлое скребется,
в саге Хальвдана далекой
эхом слышу над водою
Алаборга звонкий голос…
Синий плащ озер норманских
удержу узором фибул,
охру зрелой теплой пашни
вышью ромбом на предплечье.
По глубоким мхам преданий
я в густой туман спускаюсь...
***
Не идешь по лестнице Иоанна,
не спешишь к подножью горы, и слову
не учен гордыней площадной брани,
ни варяжьим кличем, ни богом новым.
Ни меча, ни струн не касались руки,
как-то проще: землю да нож для хлеба.
Не ворчишь про трудности, а для внуков
бережешь молчанье и близость неба.
***
Ничего не спрошу у тебя этим вечером вьюжным:
ни про то, как берёг галифе, чтобы выглядеть принцем,
ни про то, как мне очень-преочень запомнить бы нужно
на морщинах твоих руны дедовы, бабушек лица,
не напомню про берег: там прятался каменный жернов,
примеряли руками, наверное, да... в три обхвата...
А ступеньки? Поправим. Приладим перильца у первой.
Здесь давай посидим. Ни о чём.
Это... очень бы надо.
Лестница — это образ связи верха и низа.
Эквиваленты лестницы: золотая нить, ось мира,
мировое дерево, мировая гора, радуга и др.
Л. связывает три мира — богов, людей, подземный.
На какой из ступеней стоишь, непроснувшийся Бог?
Ты забылся и замер, смотря на цветенье ветвей:
У основы миров ты вселенски, как ось, одинок,
Словно Древо, растущее даже не в мире людей.
А столетья мелькают, упав на ступени песком,
Мириады судеб орошают волнами его,
Разноцветные звезды свиваются в праздничный ком
И взрываются нимбом Медузы по-над головой,
И взывают: — Проснись, ты застрял между завтра-вчера,
Между ночью и днем, между Светом и Тьмой, Элохим,
Исцелись и твори, ты нам нужен, явись, Адонай.
Заратуштра, взгляни, наслажденьем творений томим...
Как иголкой, укол через веко лучом от звезды —
На кровати лежу. Встало Солнце. Но там, за окном
На прозрачных ступенях клюют суетливо дрозды
Угасающие семена под текучим песком...
Вовка в марте домик строил.
Две доски пилил пилою.
И из двух он сделал — шесть:
стенки пол и крыша есть!
Я немножко помогал:
доски попой прижимал,
чтоб удобнее пилить,
(так Володька говорит).
А потом была загвоздка,
потому что без окошка
домик выглядит незрячим,
будто — это просто ящик.
Но у Вовки нет сверла —
только гвозди и пила.
А зато у дяди Толи
(он дома большие строит)
и живет у нас напротив.
Иногда он к нам заходит
с мамою чайку попить
и про жизнь поговорить.
У него ас-ас-сортимент —
всякий, всякий инструмент.
Он пришел после работы
и принес электро-что-то,
быстро так его включил
и окошко просверлил.
И воткнул для птиц насестик,
чтобы было, где присесть им.
А дверей — не надо птицам,
им и дырочка сгодится.
В общем, домик для скворцов,
в тот же вечер был готов!
Только он по-человечьи
Называется — скворечник.
Ну, а в это воскресенье
дядя Толя с дядей Сеней
лестничищу притащили —
подлинней автомобиля!
И — приставили к берёзе,
И на верх подняли гвозди,
домик наш и молоток.
Я забраться был готов,
только мне — не разрешили,
а полез Семён Васильич.
Он же клёвый верхолаз —
с крыши снег кидал у нас.
Он скворечник прикрепил,
только гвоздик уронил...
Но в меня он не попал
(я ж немножко помогал
снизу лестницу держал).
И теперь мы ждем скворцов —
южных теплых стран гонцов.
А меня зовут Алёшка.
Я еще расту немножко...
«Лесенка (моя ты песенка) —
на чердак.
Кто ж потырил тебя, лесенка?
Какой мудак?»
«В деревеньке Поибеньке то
знает всяк —
ты, Ванюха, в деревеньке то
и сам мудак.»
«А ты, лучше бы, Танюшечка, —
ни ку-ку.
Помоги спуститься лучше-ка
ты, мудаку».
«Ночь, хоть тресни, — только песенки
с чердака.
Ой, спасите, люди, — втрескалась
я в мудака!»
«Песенка, Танюха, лесенка —
в облака.
Не потырят только песенку
у мудака».
...
Шмяк!
Часть II. Тревожная
Тема: спор с классиками
Форма: стихотворная
Объем: не более 14-ти строк
Количество выпадов: не более двух
Обязательное условие: Взять известное изречение классика и попытаться доказать, что классик был не прав. Например, берем фразу «краткость — сестра таланта» (А. П. Чехов) и пытаемся убедить читателя, что краткость — это плохо. Или, к примеру, доказываем, что краткость таланту не сестра, а бабушка, супруга или, скажем, двоюродная тетка. Цитата классика выносится в эпиграф.
Сроки: до 11 июня
В помощь:
Автор: ole
Читайте в этом же разделе: 02.06.2012 Шорт-лист недели 18–25.05.2012: О целях поэзии 26.05.2012 Шорт-лист недели 11–18.05.2012: Свои приоритеты 21.05.2012 Одри Хепбёрн. Итоги турнира № 20 18.05.2012 Шорт-лист недели 04–11.05.2012: Увидеть Жукова... 13.05.2012 Шорт-лист недели 27.04–04.05.2012: Если только понарошку...
К списку
Комментарии
| | 05.06.2012 02:59 | tamika25 Великолепный отчот!
И вообще, турнир был замечательный!))) | | | | 05.06.2012 08:55 | пестня ага, особливо лесенка с ненормативом. Но это нормально, если Песенка - то обязательно Танюха. | | | | 05.06.2012 22:26 | ole Танюш, не обижайся, ты же понимаешь, что из песни слова не выкинешь. А оставить в отчете одну ссылку - как-то жеманно, да?
) | | | | 10.06.2012 00:52 | ole вот как хотите, но турнир за кота продлевается до 18 июня. включительно | | Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.
|
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Авторизация
Камертон
Перед нашим окном дом стоит невпопад, а за ним, что важнее всего, каждый вечер горит и алеет закат - я ни разу не видел его. Мне отсюда доступна небес полоса между домом и краем окна - я могу наблюдать, напрягая глаза, как синеет и гаснет она. Отраженным и косвенным миром богат, восстанавливая естество, я хотел бы, однако, увидеть закат без фантазий, как видит его полусонный шофер на изгибе шоссе или путник над тусклой рекой. Но сегодня я узкой был рад полосе, и была она синей такой, что глубокой и влажной казалась она, что вложил бы неверный персты в эту синюю щель между краем окна и помянутым домом. Черты я его, признаюсь, различал не вполне. Вечерами квадраты горят, образуя неверный узор на стене, днем - один грязно-серый квадрат. И подумать, что в нем тоже люди живут, на окно мое мельком глядят, на работу уходят, с работы идут, суп из курицы чинно едят... Отчего-то сегодня привычный уклад, на который я сам не роптал, отраженный и втиснутый в каждый квадрат, мне представился беден и мал. И мне стала ясна Ходасевича боль, отраженная в каждом стекле, как на множество дублей разбитая роль, как покойник на белом столе. И не знаю, куда увести меня мог этих мыслей нерадостных ряд, но внезапно мне в спину ударил звонок и меня тряханул, как разряд.
Мой коллега по службе, разносчик беды, недовольство свое затая, сообщил мне, что я поощрен за труды и направлен в глухие края - в малый город уездный, в тот самый, в какой я и рвался, - составить эссе, элегически стоя над тусклой рекой иль бредя по изгибу шоссе. И добавил, что сам предпочел бы расстрел, но однако же едет со мной, и чтоб я через час на вокзал подоспел с документом и щеткой зубной. Я собрал чемодан через десять минут. До вокзала идти полчаса. Свет проверил и газ, обернулся к окну - там горела и жгла полоса. Синий цвет ее был как истома и стон, как веками вертящийся вал, словно синий прозрачный на синем густом... и не сразу я взгляд оторвал.
Я оставил себе про запас пять минут и отправился бодро назад, потому что решил чертов дом обогнуть и увидеть багровый закат. Но за ним дом за домом в неправильный ряд, словно мысли в ночные часы, заслоняли не только искомый закат, но и синий разбег полосы. И тогда я спокойно пошел на вокзал, но глазами искал высоты, и в прорехах меж крыш находили глаза ярко-синих небес лоскуты. Через сорок минут мы сидели в купе. Наш попутчик мурыжил кроссворд. Он спросил, может, знаем поэта на п и французский загадочный порт. Что-то Пушкин не лезет, он тихо сказал, он сказал озабоченно так, что я вспомнил Марсель, а коллега достал колбасу и сказал: Пастернак. И кругами потом колбасу нарезал на помятом газетном листе, пропустив, как за шторами дрогнул вокзал, побежали огни в темноте. И изнанка Москвы в бледном свете дурном то мелькала, то тихо плыла - между ночью и вечером, явью и сном, как изнанка Уфы иль Орла. Околдованный ритмом железных дорог, переброшенный в детство свое, я смотрел, как в чаю умирал сахарок, как попутчики стелят белье. А когда я лежал и лениво следил, как пейзаж то нырял, то взлетал, белый-белый огонь мне лицо осветил, встречный свистнул и загрохотал. Мертвых фабрик скелеты, село за селом, пруд, блеснувший как будто свинцом, напрягая глаза, я ловил за стеклом, вместе с собственным бледным лицом. А потом все исчезло, и только экран осциллографа тускло горел, а на нем кто-то дальний огнями играл и украдкой в глаза мне смотрел.
Так лежал я без сна то ли час, то ли ночь, а потом то ли спал, то ли нет, от заката экспресс увозил меня прочь, прямиком на грядущий рассвет. Обессиленный долгой неясной борьбой, прикрывал я ладонью глаза, и тогда сквозь стрекочущий свет голубой ярко-синяя шла полоса. Неподвижно я мчался в слепящих лучах, духота набухала в виске, просыпался я сызнова и изучал перфорацию на потолке.
А внизу наш попутчик тихонько скулил, и болталась его голова. Он вчера с грустной гордостью нам говорил, что почти уже выбил средства, а потом машинально жевал колбасу на неблизком обратном пути, чтоб в родимое СМУ, то ли главк, то ли СУ в срок доставить вот это почти. Удивительной командировки финал я сейчас наблюдал с высоты, и в чертах его с легким смятеньем узнал своего предприятья черты. Дело в том, что я все это знал наперед, до акцентов и до запятых: как коллега, ворча, объектив наведет - вековечить красу нищеты, как запнется асфальт и начнутся грунты, как пельмени в райпо завезут, а потом, к сентябрю, пожелтеют листы, а потом их снега занесут. А потом ноздреватым, гнилым, голубым станет снег, узловатой водой, влажным воздухом, ветром апрельским больным, растворенной в эфире бедой. И мне деньги платили за то, что сюжет находил я у всех на виду, а в орнаменте самых банальных примет различал и мечту и беду. Но мне вовсе не надо за тысячи лье в наутилусе этом трястись, наблюдать с верхней полки в казенном белье сквозь окошко вселенскую слизь, потому что - опять и опять повторю - эту бедность, и прелесть, и грусть, как листы к сентябрю, как метель к ноябрю, знаю я наперед, наизусть.
Там трамваи, как в детстве, как едешь с отцом, треугольный пакет молока, в небесах - облака с человечьим лицом, с человечьим лицом облака. Опрокинутым лесом древесных корней щеголяет обрыв над рекой - назови это родиной, только не смей легкий прах потревожить ногой. И какую пластинку над ним ни крути, как ни морщись, покуда ты жив, никогда, никогда не припомнишь мотив, никогда не припомнишь мотив.
Так я думал впотьмах, а коллега мой спал - не сипел, не свистел, не храпел, а вчера-то гордился, губу поджимал, говорил - предпочел бы расстрел. И я свесился, в морду ему заглянул - он лежал, просветленный во сне, словно он понял всё, всех простил и заснул. Вид его не понравился мне. Я спустился - коллега лежал не дышал. Я на полку напротив присел, и попутчик, свернувшись, во сне заворчал, а потом захрапел, засвистел... Я сидел и глядел, и усталость - не страх! - разворачивалась в глубине, и иконопись в вечно брюзжащих чертах прояснялась вдвойне и втройне. И не мог никому я хоть чем-то помочь, сообщить, умолчать, обмануть, и не я - машинист гнал экспресс через ночь, но и он бы не смог повернуть.
Аппарат зачехленный висел на крючке, три стакана тряслись на столе, мертвый свет голубой стрекотал в потолке, отражаясь, как нужно, в стекле. Растворялась час от часу тьма за окном, проявлялись глухие края, и бесцельно сквозь них мы летели втроем: тот живой, этот мертвый и я. За окном проступал серый призрачный ад, монотонный, как топот колес, и березы с осинами мчались назад, как макеты осин и берез. Ярко-розовой долькой у края земли был холодный ландшафт озарен, и дорога вилась в светло-серой пыли, а над ней - стая черных ворон.
А потом все расплылось, и слиплись глаза, и возникла, иссиня-черна, в белых искорках звездных - небес полоса между крышей и краем окна. Я тряхнул головой, чтоб вернуть воронье и встречающий утро экспресс, но реальным осталось мерцанье ее на поверхности век и небес.
Я проспал, опоздал, но не все ли равно? - только пусть он останется жив, пусть он ест колбасу или смотрит в окно, мягкой замшею трет объектив, едет дальше один, проклиная меня, обсуждает с соседом средства, только пусть он дотянет до места и дня, только... кругом пошла голова.
Я ведь помню: попутчик, печален и горд, утверждал, что согнул их в дугу, я могу ведь по клеточке вспомнить кроссворд... нет, наверно, почти что могу. А потом... может, так и выходят они из-под опытных рук мастеров: на обратном пути через ночи и дни из глухих параллельных миров...
Cын угрюмо берет за аккордом аккорд. Мелят время стенные часы. Мастер смотрит в пространство - и видит кроссворд сквозь стакан и ломоть колбасы. Снова почерк чужой по слогам разбирать, придавая значенья словам (ироничная дочь ироничную мать приглашает к раскрытым дверям). А назавтра редактор наденет очки, все проверит по несколько раз, усмехнется и скажет: "Ну вы и ловки! Как же это выходит у вас?" Ну а мастер упрется глазами в паркет и редактору, словно врагу, на дежурный вопрос вновь ответит: "Секрет - а точнее сказать не могу".
|
|