Неподкупность чаще волнует тех, кого не покупают
(Сергей Довлатов)
Анонсы
18.05.2012
Шорт-лист недели 04–11.05.2012: Увидеть Жукова...
Слухи об отеческой любви Суворова к солдатушкам, мяко скажем, преувеличены...
СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 04–11.05.2012:
(Номинатор: KsanaVasilenko)
(6: Max, KsanaVasilenko, Sarah, SukinKot, ole, marko)
1
Холод в окопной яме
Насмерть загрызть не смог.
Утро раздуло пламя,
И запылал восток
Красным огнем. Приметы
Брали в привычный плен.
Мне бы дожить до лета,
Повоевать в тепле...
Пуль перелетных стая
В поле искала цель,
Чтобы уже не таял
Снег на моем лице.
2
Деревья вдоль стены стояли в белом.
Шел мокрый снег. Опять затылок ныл.
А над Москвой все гуще тень темнела
До Волги докатившейся войны.
Привыкшему к безумию оваций
Кошмаром был удар из-за угла.
Он видел, как отказывалась драться
Страна, им превращенная в ГУЛАГ.
И пленных бесконечные колонны,
И рвущийся вперед германский блиц...
Он понял все. Потом вернул погоны,
Пытаясь скрыть предательство петлиц.
3
Не напрасно цвета жуткого
Окровавленный закат.
Я сегодня видел Жукова —
Значит, смерть иль медсанбат.
Тем, кто жив побольше месяца,
Впору думать о душе.
Коммунисты перекрестятся,
Беспартийные — уже.
Каждый верит, что обещано
Завтра выжить, а пока
Мной не встреченная женщина
Невозможно далека.
Max: Трудно сказать о той войне что-то новое, но можно взглянуть на события под другим углом, небанально, по-своему. И автору это удалось. Например, прибытие Жукова на фронт — ох, плохой знак для солдат. Значит — погонят почти на верную смерть. Да, не в пример Суворову, этот солдат не жалел... Ладно, к чему пересказывать замечательный стих. Во второй части я поставил бы «из-за угла» в кавычки. Давно ясно, что внезапность нападения сильно преувеличена сов. пропагандой. Чтобы замаскировать сказанное в следующей строке. В первом стихе немного не понял фразу «Приметы брали в привычный плен». Но думаю, что это моя проблема. Короче — автору респект. Да, чуть не забыл — в техническом смысле триптих сделан мастерски. Когда об этом забываешь — это и есть мастерство.
natasha: Макс, слухи об отеческой любви Суворова к солдатушкам, мяко скажем, преувеличены. А о стихе согласна с тобой, очень хорошие стихи Норда о войне. Труднейшая тема.
ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 04–11.05.2012:
(Номинатор: baken)
(5: baken, CicadasCatcher, tamika25, Skorodinski, petrovich)
Max: До «кромки лет» читалось очень хорошо. На ней первый раз споткнулся. Не понимаю, что это за кромка такая у лет? Дальше — во дворы или все-таки в один конкретный двор, где «серый остов дедова сара» Или он во многих дворах? Затем стих потерял... как это определить... достоверность что ли? Пафос и красивости пошли кoсяком: «порывом на порыв», «сладко умирая» (и не где-нибудь, а в клевере, конечно), «толкнули землю», «сто времен», «зайдётся сердце», «явственно до дрожи»... Ох-ох-ох... Кстати, Наташа права насчет неформатной мысли, а раньший критик насчет важного клапана, даже очень важного... И что это «по ходу» за клапан такой? В обоих случаях царапает выпадение из лексики и стиля. Пафос морщит, а выпадение царапает. Это разные вещи :) Резюме. Начало порадовало, финал — нет.
baken: Отвечаю Максу по поводу «И больше ничего» Ксаны Василенко.
1. «По кромке лет» — уходить в прошлое не по сплошной ленте минувших лет, а крупными стежками, какими прихватывают кромку, чтобы не махрилась.
2. «Двор или дворы». А смысл вопроса? Что меняется числом? Был и свой двор, и дворы школьных друзей. И все дворы имели что-то общее, но и рознились знаменитостями, опасностями и укромными местами. Тут ясность полная.
3. «Пафос и красивости». А есть еще слово «флёр». Фактура ушедшего времени определяется в том числе и чувствами и красотой ТОГО времени. Многое изменилось. И говорить человеку, что в детстве он жил «пафосом и красивостями», не очень грамотно. Здесь текст просто адекватен содержанию.
Если я что не так понял, автор меня поправит... Ах, да, еще про «клапан». А это такой клапан, через который детеныш наполняется человечностью, да так человеком и остается, пока не помрет.
KsanaVasilenko: Макс, мое детство связано именно с дворами. А сарай дедов только один, я из него в другой мир могла попасть. Честно, у меня такое ощущение, что в детстве я сорвала какой-то важный клапан (в себе) и время стремительно рвануло и уже не дни, не месяцы, а годы со свистом пронеслись. Да вам, как и всем, знакомо это чувство скорости... Впрочем, надо согласиться, что стих личный сверх меры.
(Номинатор: ArunaLeof)
(4: natasha, ArunaLeof, sumire, tamar-xiii)
Max: Да... на весь этот текст меня не хватит. Хорошо «а где-то ветер макает в тебя локти...» я бы это понял, если бы не макание именно локтей. Жест бессмысленный до беспощадности. Ну если бы кисть там, например, да. Но локти?.. Неуклюжий образ для неуклюжей рифмы. «Выйти во все окна... что на запад...». При чем тут запад? А не север, например? А не при чем, по звуку лучше подходит. Прочитал вторую часть, про беду-боль-печаль-ветер-вечер. Нет, ребята, простите, я не могу это комментировать. Автор упорно пытается сказать что-нибудь, а сказать-то не о чем, кроме смутных подростковых метаний. Но ведь хоцца! Думать и молчать это ж так скучно. И вот на читателя выплескивается эта скука и циклотимия. Работа над текстом, форма, смысл — до них ли? Главное же быстрее выплеснуть, там еще много. Резюме. Долго читать классику. А это уничтожить, потому что через 10 лет будет... неловко.
marko: Макс, на запад — потому что там исчо после «запад» текст есть, на который тебя не хватило («гниют говорят мокнут»), с запада (в нашем полушарии, по крайней мере) обычно сырь и приходит, а с севера — хлад. Вот ЛГ и хочет выйти во все окна, что на запад, ибо сырь эта более всего соответствуит ее настроению.
natasha: ...Позволь заступиться за Машин стих. Здесь нет подростковых метаний. Этот стих тоже о войне. Это диалог погибшего мужчины (юноши?) и его любимой. имхо.
ArunaLeof: Машино творение номинировала я, поэтому скажу... Не то, что я поняла все от начала до конца и сейчас распишу вам какая буковка и что обозначает. Никогда не умела препарировать и разбирать по косточкам. Здесь много лично-внутривенного. Но! Когда я читала это стихотворение, у меня перед глазами постепенно возникал целый мир. Я тоже увидела диалог, войну, любовь... и безнадежность. И выход в окна как единственно возможный.
до тебя дотронуться —
выдохнуть и впустить
тишину в дыхание,
мятные пальцы света.
до тебя дотронуться —
точно слова нести
в воспаленном горле,
по складкам густого ветра
Это, по-моему, прекрасно. Думаю, Макс, тут работает принцип «понятно/непонятно». Непонятно — не значит плохо. Просто мимо тебя, и за это автору не должно быть «неловко». Метаний не вижу. Вижу строки-выстрелы и немного потока сознания, который лично меня цепляет.
Karlik-Nos: Спасибо, Кристина. Текст не о войне. Но это не важно уже.
Kopylova: Текст о любви... это же понятно... безнадежной...
ArunaLeof: «Увидела диалог, войну, любовь... и безнадежность». Цитирую себя самое)))
marko: «Стих поэта может быть для вас неясен, так как поэт не обязан справляться со степенью вашего эстетического развития» (Иннокентий Анненский).
Rosa: Как же интересно. Я прочитала Машино стихотворение и поняла... что прав и Макс, и его оппоненты. Макс любит поэзию четкую, разумно-вменяемую, вот такую, какой, к примеру, изъясняется Норд. Поклонники же Машиного стиля любят поэзию отвлеченную, ассоциативно-кружевную. Я всегда была поклонницей классики, а вот побывала на нескольких спектаклях Виктюка, пошла после этого на классическую постановку — и... тпру, все хорошо, чудесно, прекрасно, а вот сумасшедшинки не хватает... Реалистам сложно с импрессионистами, модернистам с акмеистами. Как же хочется, чтобы твой сосед понимал тебя и изъяснялся сходно, а он вот чегой-то изобретает — непорядок, однако...
natasha: Еще о Машином. Макс пишет: «Работа над текстом, форма, смысл — до них ли?» Что касается работы над текстом, то это одна Маша знает, хотя, мне кажется, что работа была очень серьезная. Смысл? Что ж, я поняла, может и не совсем верно, но, мне кажется, что близко. Что касается формы, то форма безупречна. Просто запись, которую использует Маша, мешает увидеть именно почти классический строй стихов. Не поленись, Макс, запиши в обычном виде, и все станет ясно... Машенька, отпустите стих, всё — он уже не совсем ваш. И он очень, очень хороший, честно.
Max: Не в этом дело, Роза. Я тоже люблю ассоциативно-кружевную. Ахмадулину, например. Дело исключительно в качестве текста. Это по поводу ста лет одиночества. Как это бедное заглавие затаскали, однако... Дмитрию. Насчет кромки времени — согласен. Не подумал о таком варианте. Дворы... которых много, а сарай один?.. Ладно, ОК, проехали. Но вот на пафос у меня стойкая идиосинкразия и аллергия. Даже одна пафосная красивость напрочь перечеркивает текст, имхо. А их там несколько.
(Номинатор: Rosa)
(2: Rosa, Serjan)
Max: Еще один триптих о войне. Другая война, другие интонации. Другая энергетика текста. Но опять — безупречное исполнение, ясность мысли, удачные образы — без перегрузки ими читателя. Мой автор, которому есть, что мне сказать. Если сильно попридираться, то земляника не бывает садовой, она всегда лесная. Лишний эпитет? Может и нет. Автору нужен был лес в этой строке. Лохматые брови докторов тоже как-то... ммм. Несколько докторов и у всех — вот совпадение — лохматые брови :) Но это так, мелочи.
СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ 04–11.05.2012:
Номинировано: 4
Прошло в Шорт-лист: 4
Шорт-мен: Nord
Чудо-лоцман: KsanaVasilenko
Голосивших: 17
Воздержантов: 3 (pesnya, ilonaila, Kinokefal)
Чадский: Max
Читайте в этом же разделе:
13.05.2012 Шорт-лист недели 27.04–04.05.2012: Если только понарошку...
04.05.2012 Шорт-лист недели 20–27.04.2012: Пока она каникулярит
02.05.2012 Шорт-лист недели 13–20.04.2012: Мечта пэтэушницы
21.04.2012 После сказки. Итоги турнира № 19
20.04.2012 Евангелие от Петровича. Шорт-лист Зимы-2011/2012
К списку
Комментарии
|
18.05.2012 08:53 | Nord Максу:
Макс, мне еще дед рассказывал, что в приметы на передовой все верили.
Восток запылал красным, напоминая о предстоящем кровавом дне...
Что касается "из-за угла", то тут не про внезапность нападения. Тут - неожиданность для вождя народов разгрома Красной армии, которую он обвинил в предательстве...
Спасибо за добрые слова!:)
|
|
|
18.05.2012 23:46 | marko Более того, некоторые фронтовые приметы живы до сих пор (хоть и не все помнят, что они из тех времен). Например, мне как-то сказали в курилке, что прикуривать от одного огонька можно не более чем троим (долгоиграющий огонек может привлечь внимание снайпера) :) Мне кажется, что придирки в деталях необоснованны. Мощный, мастерски сработанный и, главное, убедительный триптих, которому веришь. Имхо, конечно. |
|
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.