Поэтический турнир






Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
20 октября 2018 г.

Поэзия это не «лучшие слова в лучшем порядке», это — высшая форма существования языка

(Иосиф Бродский)

Наши именинники


Мейнстрим

27.09.2018

Скандалы и парадоксы французской осени

Телеканал «TV5MONDE» представил краткий обзор первых списков больших литературных Гран-при Франции нынешнего сезона...

Скандалы и парадоксы французской осениДоминирование дебютных и вторых романов, возвращение забытых имен, отчетливый привкус скандала... Телеканал «TV5MONDE» представил краткий обзор первых списков больших литературных Гран-при Франции нынешнего сезона.

Казус Лансона

Роман Филиппа Лансона «Обрывок» (Philippe Lançon. Le lambeau), опубликованный в апреле издательским домом «Gallimard», формально не принадлежит стартовавшему в августе осеннему книжному потоку. Однако история трудного восстановления автора — известного репортера и литературного критика, получившего 7 января 2015 года тяжелое ранение в лицо при нападении террористов на редакцию еженедельника «Charlie Hebdo», — стала во Франции книгой года, получив единодушное признание критиков и читателей. А также 100 тысяч проданных на данный момент экземпляров.

Роман вполне заслуживает Гонкуровской премии, считает писатель и журналист Филипп Лабро. Жаль, что гонкуровские академики так не считают — «Обрывок», номинированный на «Ренодо», «Медичи», «Фемину» и «Интералье» (не говоря уж о наградах помельче), в первый отборочный лист Гонкуровской премии так и не попал. «Этот роман не является художественным вымыслом, это свидетельство (...) Очень хорошая книга — возможно, одна из самых красивых в этом году, но ожиданиям Гонкура не соответствует», — прокомментировал решение академиков председатель Гонкуровского жюри Бернар Пиво.

Жизненная сила дебютных романов

Среди изюминок нынешней французской книжной осени — обилие первых романов, которых зафиксировано аж 94. Это самая большая цифра за последние одиннадцать лет.

На Гонкуровскую премию номинированы четыре: «Устами коня глаголет истина» Мерьям Алауи. (Meryem Alaoui. La vérité sort de la bouche du cheval, — изд. «Gallimard»), «Le malheur du bas» Инес Баяр (изд. «Albin Michel»), «Рассказывает Сара» Полин Делабруа-Алар (Pauline Delabroy-Allard. Ça raconte Sarah, — изд. «Minuit», номинирован также на премию «Медичи») и «Настоящая жизнь» бельгийской дебютантки Аделин Дьёдонне (Adeline Dieudonné. La vraie vie, — изд. «L’Iconoclaste», номинирован также на «Ренодо»).

Жюри «Ренодо» ограничилось всего парой «начинающих» — помимо мадам Дьёдонне в первый отборочный лист включена «Великая идея» Антона Бенабе (Anton Benaber. La grande idée, — изд. «Gallimard»).

Просматривая первые номинационные списки Больших Гран-при, нельзя не отметить и множества вторых романов. К таковым относятся, например, «Когда Господь боксировал в любительском разряде» Ги Болея (Guy Boley. Quand Dieu boxait en amateur, — изд. «Grasset»), «Дети их после них» Николя Матьё (Nicolas Mathieu. Leurs enfants après eux, — изд. «Actes Sud»), «Господа и рабы» Поля Гревейяка (Paul Greveillac. Maîtres et esclaves, — изд. «Gallimard») и «Брат души» Давида Диопа (David Diop. Frère d’âme, — изд. «Seuil»). Месье Диоп, кстати, стал практически единственным автором, чье имя фигурирует едва ли не во всех мыслимых и немыслимых списках сезона.

Ожидаемое

Большой популярностью среди членов отборочных жюри пользуется 78-летний мэтр французской литературы Пьер Гьота — его «Идиотия», изданная в «Grasset» (Pierre Guyotat. Idiotie), представлена в настоящий момент в лонг-листах «Фемины», «Медичи» и «Ренодо-эссе».

Коммерческими хитами сезона стали роман Ванессы Шнайдер «Тебя звали Мари Шнайдер» (Vanessa Schneider. Tu t’appelais Maria Schneider, — изд. «Grasset»), фигурирующий в лонг-листах «Ренодо» и «Фемины»; «Эпоха неблагонадежных» Жиля Мартена-Шоффье (Gilles Martin-Chauffier. L’ère des suspects, — изд. «Grasset»), стремящаяся к лаврам «Гонкура» и «Ренодо»; и «Смута» Клары Дюпон-Моно (Clara Dupont-Monod. La révolte, — изд. «Stock»), номинированная в списки претендентов на Гонкуровскую премию и «Фемину».

Забытое

Не стоит тратить время на поиски в лонг-листах таких популярных мэтров франкофонной словесности, как Мейлис де Керангаль, Ален Мабанку, Ясмина Хадра, Кристоф Болтански, Буалем Сансаль, Серж Жонкур, Аурели Филиппетти, Нэнси Хьюстон, Жан Хатцфельд, Жереми Фель, Кристин Анго и Лоранс Коссе. Этой осенью они не привлекли внимания ни одного из крупных Гран-при. Традиционно не избежала этой участи и экстравагантная Амели Нотомб, чьи «Эпические имена» возглавляют сегодня ТОПы продаж в книжных магазинах Франции (Amélie Nothomb. Les prénoms épicènes, — изд. «Albin Michel»)

Запах скандала

Напомним, что ежегодный вихрь осенних Гран-при во Франции — явление столь же литературного, сколько маркетингового порядка. Это означает, что издатели и книготорговые компании участвуют в отборочных процессах на равных с авторами. Это означает также, что выбор жюри обычно ограничен рамками очередного издательского поступления и охватывает несколько сотен новинок, вышедших с середины августа. И еще это означает, что даже всего лишь номинированная на тот или иной Гран-при книга получает ощутимые бонусы в продвижении к читателю включая приоритетное размещение, рекламу, дополнительные тиражи и т. д. Нетрудно предположить, что выбор жюри в какой-то мере определяется еще и взаимодействием с издательствами и книготорговцами.

Последние в силу присущего им практицизма не смогли принять наличие в первом отборе премии «Renaudot» книги Марко Коскаса «Банда французов» (Marco Koskas. Bande de Français), самостоятельно изданной автором и указавшим в качестве названия издательства придуманный акроним «Galligrassud». А поскольку издательства с таким названием в природе не существует, распространение романа осуществляется не французскими книжными магазинами, а их злейшим врагом — американским интернет-гигантом «Amazon».

Столь неполиткорректное поведение Коскас объясняет тем, что публиковать его произведение отказалось около сорока издателей.

«Своими действиями жюри “Renaudot” оказывает плохую услугу самому автору, книгораспространителям и вообще будущему книгоиздания и книгораспространения», — отмечается в заявлении Союза французских книготорговцев (SLF), который пригрозил проекту «Ренодо» бойкотом.

Автор: Ника МУРАВЬЁВА («Решетория»)
Источник: TV5MONDE


← ПредыдущаяСледующая →

02.10.2018
Академия загадала на бал

26.09.2018
«Интералье-2018» представляет первую десятку

Читайте в этом же разделе:
26.09.2018 «Интералье-2018» представляет первую десятку
24.09.2018 Стильного полку прибыло
23.09.2018 Аделин начинает и выигрывает
20.09.2018 Букериада финализирует списки
20.09.2018 На дамский вкус

К списку


Комментарии

Оставить комментарий

Имя *:
E-mail:
Текст комментария *:
Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Ристалище

Стихотворение Лета 2018

Поэт Весны 2018

Произведение года 2017

Камертон