Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Великий человек, наоборот, внушает чувство, что вы можете стать великим.
(Марк Твен)
Мейнстрим
26.10.2010
Чехова начали читать вслух
Начался II международный конкурс чтецов имени Чехова «По следам А. П. Чехова (Русская проза XX века)»...
В России начался II международный конкурс чтецов имени Чехова «По следам А. П. Чехова (Русская проза XX века)», который проводят Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Чехова совместно с Российской академией театрального искусства (ГИТИС) при поддержке Министерства культуры России, Министерства культуры Московской области и Союза театральных деятелей России, сообщает новостная служба «Русский мир» со ссылкой на информацию от организаторов.
В 2010-м отмечается не только юбилей Чехова, но и столетие искусства декламации — годом рождения жанра «звучащего слова» принято считать 1910-й, когда известный актер Александр Закушняк начал проводить «вечера интимного чтения». В настоящее время интерес к художественному слову заметно упал, все меньше становится умеющих мастерски и проникновенно донести это слово до сердец аудитории. «Целью конкурса, — отмечают организаторы, — является возрождение интереса молодых актеров и театральной публики к авторскому слову, к тексту Чехова, сочетающему в себе отточенность образа, неистощимый юмор и глубину понимания окружающего мира».
В жюри конкурса вошли известные актеры, педагоги, мастера художественного слова. Среди них народный артист России Василий Бочкарёв, профессор кафедры сценической речи Театрального института имени Щукина Анна Бруссер, народная артистка России, профессор кафедры сценической речи РАТИ (ГИТИС) Антонина Кузнецова, заслуженный деятель искусств России Ирина Промптова, а также актер театра имени Маяковского Игорь Костолевский. В творческом смотре примут участие молодые профессиональные актеры и студенты последних курсов профильных высших учебных заведений с чтецкими работами по произведениям русских прозаиков XX века, в том числе Чехова.
Вручение дипломов и денежных премий, а также гала-концерт победителей пройдут в день рождения писателя, 29 января, в усадьбе Мелихово — Государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике А. П. Чехова.
Потому что искусство поэзии требует слов,
я - один из глухих, облысевших, угрюмых послов
второсортной державы, связавшейся с этой,-
не желая насиловать собственный мозг,
сам себе подавая одежду, спускаюсь в киоск
за вечерней газетой.
Ветер гонит листву. Старых лампочек тусклый накал
в этих грустных краях, чей эпиграф - победа зеркал,
при содействии луж порождает эффект изобилья.
Даже воры крадут апельсин, амальгаму скребя.
Впрочем, чувство, с которым глядишь на себя,-
это чувство забыл я.
В этих грустных краях все рассчитано на зиму: сны,
стены тюрем, пальто, туалеты невест - белизны
новогодней, напитки, секундные стрелки.
Воробьиные кофты и грязь по числу щелочей;
пуританские нравы. Белье. И в руках скрипачей -
деревянные грелки.
Этот край недвижим. Представляя объем валовой
чугуна и свинца, обалделой тряхнешь головой,
вспомнишь прежнюю власть на штыках и казачьих нагайках.
Но садятся орлы, как магнит, на железную смесь.
Даже стулья плетеные держатся здесь
на болтах и на гайках.
Только рыбы в морях знают цену свободе; но их
немота вынуждает нас как бы к созданью своих
этикеток и касс. И пространство торчит прейскурантом.
Время создано смертью. Нуждаясь в телах и вещах,
свойства тех и других оно ищет в сырых овощах.
Кочет внемлет курантам.
Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав,
к сожалению, трудно. Красавице платье задрав,
видишь то, что искал, а не новые дивные дивы.
И не то чтобы здесь Лобачевского твердо блюдут,
но раздвинутый мир должен где-то сужаться, и тут -
тут конец перспективы.
То ли карту Европы украли агенты властей,
то ль пятерка шестых остающихся в мире частей
чересчур далека. То ли некая добрая фея
надо мной ворожит, но отсюда бежать не могу.
Сам себе наливаю кагор - не кричать же слугу -
да чешу котофея...
То ли пулю в висок, словно в место ошибки перстом,
то ли дернуть отсюдова по морю новым Христом.
Да и как не смешать с пьяных глаз, обалдев от мороза,
паровоз с кораблем - все равно не сгоришь от стыда:
как и челн на воде, не оставит на рельсах следа
колесо паровоза.
Что же пишут в газетах в разделе "Из зала суда"?
Приговор приведен в исполненье. Взглянувши сюда,
обыватель узрит сквозь очки в оловянной оправе,
как лежит человек вниз лицом у кирпичной стены;
но не спит. Ибо брезговать кумполом сны
продырявленным вправе.
Зоркость этой эпохи корнями вплетается в те
времена, неспособные в общей своей слепоте
отличать выпадавших из люлек от выпавших люлек.
Белоглазая чудь дальше смерти не хочет взглянуть.
Жалко, блюдец полно, только не с кем стола вертануть,
чтоб спросить с тебя, Рюрик.
Зоркость этих времен - это зоркость к вещам тупика.
Не по древу умом растекаться пристало пока,
но плевком по стене. И не князя будить - динозавра.
Для последней строки, эх, не вырвать у птицы пера.
Неповинной главе всех и дел-то, что ждать топора
да зеленого лавра.
Декабрь 1969
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.