|
Сегодня 22 декабря 2024 г.
|
Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность (Иммануил Кант)
Обзоры
16.12.2008 С коралбля на бал, или История продолжаетсяОбзорить талантливую молодежь оказалось ох, как непросто...
Весть о том, что « мне водить», настигла меня на одном из литтл-островов Эль-Гуны, где я с беспечностью одинокого ребенка поедала плюшки, обживала бамбуковые хижины и играла в бедуинскую женщину. Обзорить талантливую молодежь оказалось ох, как непросто, тем более, что в моей голове был винегрет из Франчески, зеленого коридора, криков муллы и ехидных скатов, караулящиих наивных морелазателей после 17.00. Но я собралась, и вот что получилось.Новые имена — это всегда интрига: никогда не знаешь, что найдешь, распечатывая дебют. У Кларетты я обнаружила приличные стихи, среди которых мне хотелось бы выделить считалочку про девочку Лялю. Первая строфа показалась мне безупречной:
Ляля кидает мячик о стенку
В долгую школьную переменку.
Раз-два-три-раз... Недолёт, перелёт,
Ляля подпрыгивает и бьёт,
Четкий ритм, выдержанный размер еще раз доказали: любая безнадёга обрадует читателя, если она сделана качественно. Что же касается Андерсовской темы, то одним из сильнейших стихов, написанных по мотивам Снежной королевы, я считаю произведение Татьяны Осетровой, по сравнению с которым меркнут все остальные оборотки:
Какая же я сестра? Это так, для публики.
Чтоб меньше вопросов было по всем углам.
А помнишь - весной, когда мы делили бублики
Совсем не по-братски, ровно напополам, -
Соседки смотрели вслед, головой качаючи…
Да что они все понимают?! - Пошли бы вон.
А эта, со шлейфом вьюг, предлагает чай еще!
Вскружить тебе голову - тоже мне, волшебство!
Я тоже кружила, верила, что останешься…
Не будь этой дуры – пожили б еще, глядишь.
А здесь – белизна… Весь мир искупали в "Vanish"e.
Чем в эту Завьюжань - махнуть бы сейчас в Париж…
Ты куришь, молчишь. Конечно, не так уважила!
Слова мои бьешь, как птицу – укором влет.
И тупо глядишь, как дым замерзает заживо,
Из воздуха и тепла превращаясь в лед.
Ну вспомни же, Кай! Мы были вдвоём! Свободные!
И как ты смеялся – помнишь? - меня кружив…
Я только коснусь – но сердце твое холодное
Осколком порежет палец.
Ты правда жив?..
Именно поэтому «К Герде» Кларетты прошло мимо меня, за что заранее прошу прощения у автора.
Я сижу в мягком кресле,
Укрывшись теплым пушистым пледом,
Я вяжу шарф и сочиняю сказки
Про рыцарей, дам и тигров.
Думаю, эта девочка еще удивит нас своими стихами.
Среди женской лирики мне бы хотелось выделить легкое, ненавязчивое стихотворениеТатьяны Проскуриной, которое еще раз напомнило мне о том, что стихи — не только один из видов психотерапии, не только искусство, но и зеркало, в котором отражается наша внутренняя жизнь. Произведения Тани также добры, ласковы, тихи и обаятельны, как она сама:
Я боюсь открывать твои письма:
В них хранятся опавшие листья,
И с изяществом огненно-лисьим
Ускользает куда-то строка...
Если бы мне позволили поделить поэзию на общечеловеческую и эгоистичную, то творчество Касуми Сумирэ я бы отнесла ко второй половине: Наташа позволяет себе всё, что считает нужным, нисколько не заботясь при этом, что испытывает читатель, столкнувшись с целым миром образов и неологизмов, подчас понятным только искушенной публике. Из стихотворений, предложенных Фиалкой на этой неделе, самым близким и понятным для меня оказалось «Под небом любоголиков» , стихотворение о любви настоящей и будущей, об ожидании чего-то светлого и необходимого каждому человеку:
Это девочка хочет пить — и любви под соей рисовой...
Что касается Дмитрия Чернышкова, то здесь я откровенна как в чувствах, так и в растерянности: когда и почему в орбите моей реальности появился этот поэт? Может быть, после того, как я в альманахе Илья-премии разглядела строки, которые вошли в меня, как нож в масло:
из брызнувшего соком апельсина
исходит запах раны ножевой
две тыщи лет ни матери ни сына
ни матери ни сына боже мой
А может, еще раньше, во время застенчивого выступления Димы в библиотеке им. Лермонтова, которое удивило нас реанимационными стихами:
рухнув от собственной тяжести
встань говорю и иди
рухнув от собственной тяжести
встань говорю и иди
истинно говорю тебе потерпи
потерпи говорю тебе осталось недолго
потерпи говорю осталось совсем недолго
прежде чем ты увидишь не знаю увидишь ли ты
синие-синие глаза кардиолога
белый свет и синие глаза кардиолога
ты меня слышишь чьи это голоса
это не ангел
у ангелов голубые глаза
На этой неделе Чернышков отметился негромким, но уверенным стихотворением:
Как мокрой тряпкой крошки со стола,
смахнули нас, зато мы точно знаем:
сама судьба за нас пересдала
единственный проваленный экзамен.
Нас посылали в пламенный привет,
кормили с рук, отпаивали чаем.
Но главное — не то, что смерти нет,
а то, что мы её не повстречаем.
Этими короткими строчками Дима соглашается с условиями игры в жизнь, принимая её без упреков и претензий.
Однажды Оле сказала, что в ней есть что-то от колдуньи и клоуна, и если с последним я не согласна, то присутствие нездешней силы в её стихах приходится признать. А иначе, как объяснить их притягательность для читателя? Произведения этого автора всегда бьют в болевые точки каким-то шелковым ударом, который не ощутим в начале и так болезненен впоследствии.
«Танцовщица» Оле , на мой взгляд, не самый сильный её стих, тем не менее, я не смогла пройти мимо него, не задержавшись:
Таял снег и превращался в лужи,
Будто был зиме совсем не нужен.
Но, руками лучик теребя,
Балеринкарасставляла точки,
Закорючки, прочерки, крючочки,
Получалось: «ты», «тебе», «тебя».
Льет прошлогодний дождь,
Снег с негритятами делим.
Взгляд за окно метнешь —
Темень.
Достаточно грустное произведение без права на надежду.
Что же касается первых-вторых-третьих мест, которые мы полюбили раздавать с редакторского плеча, то я не стала бы сравнивать поэзию со спортом, в котором не может не быть победителей и обязательно есть проигравшие. Талант — понятие не условное, но при этом каждый выбирает свою шкатулку, в которой хранит дорогие сердцу стихотворения. Выбирайте то, что вам ближе и получайте удовольствие , а я , пожалуй, на этом закончу: аклиматизация и бла-бла-бла.
Надеюсь, что была не слишком скушной.
Ваша Сарачка.
Автор: Сара ЗЕЛЬЦЕР
Читайте в этом же разделе: 08.12.2008 Первая декабрьская 01.12.2008 Дорожное-2, или Последняя неделя осени... 28.11.2008 О границах, форматах и чердаках 17.11.2008 Осенний снег 12.11.2008 Восхождение. Устаревший обзор нестареющей поэзии
К списку
Комментарии
| 16.12.2008 13:50 | пестня-обалдевшее вот это обзор. Ачуметь!!! искренность, душевность, краткость и - ни намёка на лишний текст. Душа моя, ты не просто не скушна. ты образец и эталон всяческого позитиву. | | | 16.12.2008 14:51 | эх... лето какое-то среди зимы... | | | 16.12.2008 18:59 | не эх... В заголовке, может все же "с корабля"?) | | | 16.12.2008 19:12 | marko А вот нинада буквоетствовать! Именно так, как написано, так и надо :))) | | | 16.12.2008 19:27 | не эх... я исключительно по наивности, простити)) | | | 16.12.2008 19:36 | SukinKot Спасибо, Сарачка, улыбнула :) | | | 16.12.2008 19:48 | ole хороший обзор. спасибо)
белые горы... они и правда белые?
0_0 | | | 16.12.2008 21:45 | Volcha уж скуки я и не приметила ;) действительно, очень живой, "разговорчивый", стремительный, как лёт чайки, обзор | | | 17.12.2008 13:53 | sumire йа эгоистко
кстати, в тех хижинках настроение наверняка расслабленно-отрешённое, даже от общечеловеческого. жаль, что я их ток издалека видела - позавидую чуточку) | | | 18.12.2008 02:46 | Cherry и дождь у кота прошлогоднЫй. я не стала придирацца.. как написано- так и правильно... копирайты)))))
хороший обзор, Сара, спасибо | | | 18.12.2008 09:45 | Sarah у мну аклиматизацыё, паэтаму ацтаньте
а КОРАЛБЛЯ - это, между прочим, слово такое. обозначает совокупность восторга при виде коралловых рифов и естественной реакцыи от ожега третьей степени | | Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.
|
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Авторизация
Камертон
Михаилу Николаеву
Председатель Совнаркома, Наркомпроса, Мининдела!
Эта местность мне знакома, как окраина Китая!
Эта личность мне знакома! Знак допроса вместо тела.
Многоточие шинели. Вместо мозга - запятая.
Вместо горла - темный вечер. Вместо буркал - знак деленья.
Вот и вышел человечек, представитель населенья.
Вот и вышел гражданин,
достающий из штанин.
"А почем та радиола?"
"Кто такой Савонарола?"
"Вероятно, сокращенье".
"Где сортир, прошу прощенья?"
Входит Пушкин в летном шлеме, в тонких пальцах - папироса.
В чистом поле мчится скорый с одиноким пассажиром.
И нарезанные косо, как полтавская, колеса
с выковыренным под Гдовом пальцем стрелочника жиром
оживляют скатерть снега, полустанки и развилки
обдавая содержимым опрокинутой бутылки.
Прячась в логово свое
волки воют "E-мое".
"Жизнь - она как лотерея".
"Вышла замуж за еврея".
"Довели страну до ручки".
"Дай червонец до получки".
Входит Гоголь в бескозырке, рядом с ним - меццо-сопрано.
В продуктовом - кот наплакал; бродят крысы, бакалея.
Пряча твердый рог в каракуль, некто в брюках из барана
превращается в тирана на трибуне мавзолея.
Говорят лихие люди, что внутри, разочарован
под конец, как фиш на блюде, труп лежит нафарширован.
Хорошо, утратив речь,
Встать с винтовкой гроб стеречь.
"Не смотри в глаза мне, дева:
все равно пойдешь налево".
"У попа была собака".
"Оба умерли от рака".
Входит Лев Толстой в пижаме, всюду - Ясная Поляна.
(Бродят парубки с ножами, пахнет шипром с комсомолом.)
Он - предшественник Тарзана: самописка - как лиана,
взад-вперед летают ядра над французским частоколом.
Се - великий сын России, хоть и правящего класса!
Муж, чьи правнуки босые тоже редко видят мясо.
Чудо-юдо: нежный граф
Превратился в книжный шкаф!
"Приучил ее к минету".
"Что за шум, а драки нету?"
"Крыл последними словами".
"Кто последний? Я за вами".
Входит пара Александров под конвоем Николаши.
Говорят "Какая лажа" или "Сладкое повидло".
По Европе бродят нары в тщетных поисках параши,
натыкаясь повсеместно на застенчивое быдло.
Размышляя о причале, по волнам плывет "Аврора",
чтобы выпалить в начале непрерывного террора.
Ой ты, участь корабля:
скажешь "пли!" - ответят "бля!"
"Сочетался с нею браком".
"Все равно поставлю раком".
"Эх, Цусима-Хиросима!
Жить совсем невыносимо".
Входят Герцен с Огаревым, воробьи щебечут в рощах.
Что звучит в момент обхвата как наречие чужбины.
Лучший вид на этот город - если сесть в бомбардировщик.
Глянь - набрякшие, как вата из нескромныя ложбины,
размножаясь без резона, тучи льнут к архитектуре.
Кремль маячит, точно зона; говорят, в миниатюре.
Ветер свищет. Выпь кричит.
Дятел ворону стучит.
"Говорят, открылся Пленум".
"Врезал ей меж глаз поленом".
"Над арабской мирной хатой
гордо реет жид пархатый".
Входит Сталин с Джугашвили, между ними вышла ссора.
Быстро целятся друг в друга, нажимают на собачку,
и дымящаяся трубка... Так, по мысли режиссера,
и погиб Отец Народов, в день выкуривавший пачку.
И стоят хребты Кавказа как в почетном карауле.
Из коричневого глаза бьет ключом Напареули.
Друг-кунак вонзает клык
в недоеденный шашлык.
"Ты смотрел Дерсу Узала?"
"Я тебе не все сказала".
"Раз чучмек, то верит в Будду".
"Сукой будешь?" "Сукой буду".
Входит с криком Заграница, с запрещенным полушарьем
и с торчащим из кармана горизонтом, что опошлен.
Обзывает Ермолая Фредериком или Шарлем,
Придирается к закону, кипятится из-за пошлин,
восклицая: "Как живете!" И смущают глянцем плоти
Рафаэль с Буанаротти - ни черта на обороте.
Пролетарии всех стран
Маршируют в ресторан.
"В этих шкарах ты как янки".
"Я сломал ее по пьянке".
"Был всю жизнь простым рабочим".
"Между прочим, все мы дрочим".
Входят Мысли О Грядущем, в гимнастерках цвета хаки.
Вносят атомную бомбу с баллистическим снарядом.
Они пляшут и танцуют: "Мы вояки-забияки!
Русский с немцем лягут рядом; например, под Сталинградом".
И, как вдовые Матрены, глухо воют циклотроны.
В Министерстве Обороны громко каркают вороны.
Входишь в спальню - вот те на:
на подушке - ордена.
"Где яйцо, там - сковородка".
"Говорят, что скоро водка
снова будет по рублю".
"Мам, я папу не люблю".
Входит некто православный, говорит: "Теперь я - главный.
У меня в душе Жар-птица и тоска по государю.
Скоро Игорь воротится насладиться Ярославной.
Дайте мне перекреститься, а не то - в лицо ударю.
Хуже порчи и лишая - мыслей западных зараза.
Пой, гармошка, заглушая саксофон - исчадье джаза".
И лобзают образа
с плачем жертвы обреза...
"Мне - бифштекс по-режиссерски".
"Бурлаки в Североморске
тянут крейсер бечевой,
исхудав от лучевой".
Входят Мысли О Минувшем, все одеты как попало,
с предпочтеньем к чернобурым. На классической латыни
и вполголоса по-русски произносят: "Все пропало,
а) фокстрот под абажуром, черно-белые святыни;
б) икра, севрюга, жито; в) красавицыны бели.
Но - не хватит алфавита. И младенец в колыбели,
слыша "баюшки-баю",
отвечает: "мать твою!"".
"Влез рукой в шахну, знакомясь".
"Подмахну - и в Сочи". "Помесь
лейкоцита с антрацитом
называется Коцитом".
Входят строем пионеры, кто - с моделью из фанеры,
кто - с написанным вручную содержательным доносом.
С того света, как химеры, палачи-пенсионеры
одобрительно кивают им, задорным и курносым,
что врубают "Русский бальный" и вбегают в избу к тяте
выгнать тятю из двуспальной, где их сделали, кровати.
Что попишешь? Молодежь.
Не задушишь, не убьешь.
"Харкнул в суп, чтоб скрыть досаду".
"Я с ним рядом срать не сяду".
"А моя, как та мадонна,
не желает без гондона".
Входит Лебедь с Отраженьем в круглом зеркале, в котором
взвод берез идет вприсядку, первой скрипке корча рожи.
Пылкий мэтр с воображеньем, распаленным гренадером,
только робкого десятку, рвет когтями бархат ложи.
Дождь идет. Собака лает. Свесясь с печки, дрянь косая
с голым задом донимает инвалида, гвоздь кусая:
"Инвалид, а инвалид.
У меня внутри болит".
"Ляжем в гроб, хоть час не пробил!"
"Это - сука или кобель?"
"Склока следствия с причиной
прекращается с кончиной".
Входит Мусор с криком: "Хватит!" Прокурор скулу квадратит.
Дверь в пещеру гражданина не нуждается в "сезаме".
То ли правнук, то ли прадед в рудных недрах тачку катит,
обливаясь щедрым недрам в масть кристальными слезами.
И за смертною чертою, лунным блеском залитою,
челюсть с фиксой золотою блещет вечной мерзлотою.
Знать, надолго хватит жил
тех, кто головы сложил.
"Хата есть, да лень тащиться".
"Я не блядь, а крановщица".
"Жизнь возникла как привычка
раньше куры и яичка".
Мы заполнили всю сцену! Остается влезть на стену!
Взвиться соколом под купол! Сократиться в аскарида!
Либо всем, включая кукол, языком взбивая пену,
хором вдруг совокупиться, чтобы вывести гибрида.
Бо, пространство экономя, как отлиться в форму массе,
кроме кладбища и кроме черной очереди к кассе?
Эх, даешь простор степной
без реакции цепной!
"Дайте срок без приговора!"
"Кто кричит: "Держите вора!"?"
"Рисовала член в тетради".
"Отпустите, Христа ради".
Входит Вечер в Настоящем, дом у чорта на куличках.
Скатерть спорит с занавеской в смысле внешнего убранства.
Исключив сердцебиенье - этот лепет я в кавычках -
ощущенье, будто вычтен Лобачевским из пространства.
Ропот листьев цвета денег, комариный ровный зуммер.
Глаз не в силах увеличить шесть-на-девять тех, кто умер,
кто пророс густой травой.
Впрочем, это не впервой.
"От любви бывают дети.
Ты теперь один на свете.
Помнишь песню, что, бывало,
я в потемках напевала?
Это - кошка, это - мышка.
Это - лагерь, это - вышка.
Это - время тихой сапой
убивает маму с папой".
|
|