На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
13 декабря 2024 г.

Проза — это архитектура, а не искусство декоратора

(Эрнест Хемингуэй)

Авторское Я

28.07.2014

Katrin: Я — самовыражовыватель

Я много раз уже говорила, что счастлива. И скажу еще много раз. Самовнушение, млин...

«Дорога – это способ дойти до цели,
но на самом деле цель достигается
при каждом шаге…»

Маленькая-маленькая Кэт 
 
МАЛЕНЬКАЯ-МАЛЕНЬКАЯ КЭТ
 
Тим: (потирая руки) Ага, попалась, Кэт?!)
 
— Ну вот, я же не кошка. И не мышка.
 
Тим: Кать, а расскажи немного о себе об маленькой... Что для тебя было важнее всего? А кто? Первую любовь помнишь?
 
— Думаешь, надо? Думаешь, я хорошая была? Нет. Совсем не хорошая. Я была «Вовочкой». Самым настоящим анекдотным «Вовочкой». Со мной постоянно случались казусы. Нет, не так. Из-за меня постоянно случались разные весёлости и гадости. Воспитательницы меня любили только иногда, в экстренных случаях. Поэтому в детском саду я спала где угодно: в коридоре, в туалете, в соседней группе, в раздевалке… Мама меня искала. И выслушивала каждый день захватывающие истории. «А сегодня ваша дочь, пока воспитателя не было в группе, вывела всех детей на прогулку, заставила снять шапки и бегать вокруг детского сада...», или «А ваша Катя накормила близнецов из другой группы песком...», или «За обедом Катя не хотела есть, поэтому вылила суп из тарелки на платье сидевшей рядом девочки и сказала ей: «Не плачь, мама постирает»... И таких историй — не счесть. Еще я целовалась в пять лет в детском саду, срам на мою голову. Не виноватая я была, он сам подбежал и быстренько поцеловал. Но как меня отчитывали при всех!!! С тех пор я чувствую себя порочной женщиной. (За это я потом открутила пуговицу на пальто воспиталки и еще кое-что ей сделала).
 
К средней школе я стала более-менее нормальной в общепринятом значении. Заводила, староста класса — ко всем бочка затычка. Мне это нравилось. «Флаг в руки, барабан на шею и электричку навстречу!» При этом я была упёртая — если не видела в чем-то смысла, принципиально это не делала. И сейчас не делаю.
 
Кто был важнее всего? Ну, кто может быть для ребенка важнее всего? Мама. Папа. Сестра.
 
Первую любовь не помню. Конечно, были разные увлечения, но меня они не затрагивали до такой степени, чтобы назвать их любовью. Мне было неинтересно. В детском саду, в школе всегда рядом были мальчишки, которые дергали за косы, дарили ластики и карандашики, писали записки — и этого мне было вполне достаточно. О, лет в 12 я, пожалуй, некоторым образом влюбилась. В маминого ученика, который был лет на 7–8 старше меня. Он часто ходил к нам в гости, ко мне всегда обращался на «Вы» и дарил шоколадки и конфеты (я страшно гордилась и по-честному хранила все обёртки, лет 10). А может быть, я была влюблена в его собаку, с которой он к нам приходил? Или в эти шоколадки? Кто теперь разберет... Кстати, о том, что я была в него влюблена, никто не знал, даже я. Да-да.
 
Если говорить о чем-то по-настоящему серьезном, то первая любовь — это мой муж.
 
Ириха: Какими главные ценности были у тебя в детстве, сейчас, то есть насколько они изменились и изменятся ли они в дальнейшем?
 
— Самая большая ценность и в детстве, и сейчас — это люди. Семья, близкие, родные, любимые. И всё, что с ними связано. Изменятся ли в дальнейшем — не знаю... Мне кажется, что люди не меняются. Или редко меняются — разве что под воздействием каких-либо жизненных факторов, кардинально перевернувших мировоззрение. И то, скорее всего, временно.
 
oMitriy: Это правда, что вы не дружите с электричеством?
 
— В настоящее время я как раз электропроводку в квартире меняю. Знаете, алюминиевая — это уже не модно, именно поэтому делаю медную. И стразы разноцветные по всему периметру, чтобы потом не забыть, в каких местах сверлить нельзя... На самом деле, с электричеством я в приятельских отношениях. Это мой любимый раздел физики. Единственный, который был интересен и понятен на все 100. Я даже лампочку вкрутить могу... Да.
 
Rosa: Чем вы кормите свое одиночество?
— Это оно меня кормит, а не я его. Сяду, бывает, у окна — и питаюсь им. Музыку еще прибавьте тоскующе-заунывную — и вперед. Потом, главное, вовремя кинуть в себя тапком и переключить музыку на бодряще-прыгательную. Или полы вымыть, в конце концов. Я люблю быть одна. Я люблю молчать. Читать. Думать. Придумывать. Обдумывать. Слушать. Смотреть. Переоценивать. Загонять себя в тупик. Выходить из него. Хорошо, что на все это остается мало времени среди ежедневной суеты, а то я бы стала либо хреновым философом, либо отличным пациентом психиатрической клиники. Любимая фраза моей мамы: «Ну, ты всегда была немного странной».
 
Тим: Живет ли в тебе «маленькая Кэт», которой ты могла бы сказать: я тебя презираю? За что?
 
— Нет, «маленькая Кэт» во мне не живет. Во мне живет «большая Катище», к которой у меня целый воз претензий. Иногда я ее презираю. Чаще всего за слабость. Но потом снова люблю.
 
Rosa: Какой вы видите себя в 80 лет?
 
— Одна моя знакомая так сказала: «Кать, мне кажется, в старости ты будешь вылитая мисс Марпл». Со стороны, как говорится, виднее...
 
Зверье мое
 
РЫБ — НЕ ПОНИМАЮ, НО КОРМЛЮ
 
Volcha: Кошку свою любишь — знаем. Кого еще из мохнато-лысо-чешуйчатых привечаешь? Не трудно воспитывать дитё? Что применяешь в особо трудных случаях? Есть милые и смешные моменты, которые надолго запомнились? Хотелось быть другим человеком в этой жизни? А в другой?
 
— У меня были кошки, черепахи, попугаи и рыбки. Их и люблю. Кошки — это дом, это семья, это уют, это нежность. Черепахи — это мое детство и запах огурцов и капусты. Попугаи — забавные умнички. Был у меня один, который даже дикторов в телевизоре передразнивал. Очень говорливый был. И пельмени любил. Рыб — не понимаю, но кормлю.
 
Воспитывать ребенка трудно. И чем дальше, тем веселее. В особо трудных случаях я думаю, что же делаю не так. Все проблемы — от нас, от родителей. А мы бываем очень неправы. Самая большая сложность состоит в том, что работа над собой — самая значимая, ответственная часть всего процесса воспитания. И самая трудная. Попробуй осознай, что ты не во всем идеален и гениален и что именно на тебе лежит вина за проблемы и промахи ребенка... Гораздо легче винить кого угодно, кроме себя...
 
Моменты... А как без моментов-то? Они у всех есть, в каждой семье. Даже не знаю, что рассказать... Я потом, как вспомнится, буду вам рассказывать, так интереснее.
 
В этой жизни быть другим человеком? Мне — не хотелось. С собой бы разобраться. А в другую я не заглядывала пока.
 
Кот: Как человек должен относиться к животным? Как совместить любовь к животным с необходимостью кормить свою собаку или кошку мясом других животных?
 
— Как? Как ко всему живому. Приручил — отвечай. По полной программе. Тут такой тонкий момент... Я, кстати, часто думаю об этом. А почему, Сергей, вы спросили только о необходимости кормить свою кошку или собаку мясом других животных? А как же человек? Допустим, взрослый индивид может принять решение стать вегетарианцем. Но детям мясо все же необходимо... Или как в деревнях люди сами выращивают и выкармливают свое будущее пропитание??? Честно, стараюсь не думать об этом. Потому что не все могу себе объяснить...
 
MitinVladimir: А расскажи про свою кошку. Какой-нибудь случай, который тебе запомнился или удивил тебя больше всего за время вашего совместного жития-бытия...
 
— Кошка у меня волшебная. Она очень тонко чувствует мое настроение, всегда рядом, когда мне плохо — подходит и вылизывает мне голову. А потом ложится рядом. Больше всего мне запомнился случай с сыном. Он болел, достаточно сильно. Ночью кошка ходила вокруг него, а потом легла сверху, чего раньше не делала никогда. Я понаблюдала за ней, а утром повезла ребенка на рентген. Оказалось — воспаление легких, которое врач накануне не «услышал». Вот такой у нас «семейный доктор».
 
оМ: В какое животное Вы бы перевоплотились (при наличии такой волшебной возможности)?
 
— Я, кроме кошек, и не знаю никого так, чтобы захотелось в него перевоплотиться. Да и сама себя я ощущаю кошкой. Иногда дикой. Иногда я «котопёс». А можно в коалу? У меня тогда насморка никогда не будет, да? Вообще, интересный вопрос, я еще подумаю.
 
Фея
 
ВСЕ НОРМАЛЬНО У ФЕИ С СООБРАЖАЛКОЙ
 
Rosa: Мой вопрос — не мой. Я его подслушала в одном интервью. В каком, говорить не буду, чтобы это не выглядело рекламой. Почему Фея сказала Золушке, что бал, кучер, карета и праздник всецело — только до 12-ти?
 
— А есть правильный ответ? Есть? Хотелось бы услышать...
 
Первым делом вспомнилась одна история… Мне было лет 13–14, подмосковный пансионат, дискотека. Я никогда не была тусовщицей. И эта дискотека была моей первой или одной из первых, немногих в принципе. Состояние «а-ля Наташа Ростова» — сама еще дурочка-дурочка, но типа гордая, ощущение «успеха», знаки внимания, приглашения на танцы... Часа через два пришла мама. Понаблюдала, отвела меня в сторону и сказала: «Сейчас ты должна уйти, это будет правильно. Всегда уходи немного раньше...». Я не понимала. Но ушла. И до сих пор благодарна маме за этот совет.
 
Вот и Золушка ушла «немного раньше». А что? Принц пусть теперь побегает, поищет... Больше ценится то, что тяжело досталось. Так что все нормально у Феи с соображалкой.
 
Volcha: Как выглядит птица счастья завтрашнего дня? Сколько верст до тридесятого царства?
 
— Тань, а я себя вполне счастливой ощущаю. Почву из-под ног выбивают ситуации, в которых я бессильна что-либо сделать, да и то, если они происходят не со мной, а с дорогими людьми. Тут я могу впасть в транс, да. А так — мне грех жаловаться и без тридесятого царства, сколько бы верст до него ни было.
 
Ie: Кэт, а монисто у тебя есть? ))) Про красивые юбки знаю.
 
— Нет. Да и юбок у меня не так много. Я — это узкие брюки и высокие каблуки. К украшениям почти равнодушна. Люблю красивые тяжелые часы. И браслеты на ногу.
 
Тим: У тебя в руках цветик-семицветик... Ты отрываешь лепестки... Какие они, эти твои семь самых сокровенных желаний?
 
— Тим, я тут подумала, мне бы 2-х лепестков хватило. Ну, 3-х. Ну, ладно, 4-х… Остальные я бы тебе отдала. Желания у меня самые простые, самые человеческие. Можно, я не буду их озвучивать, вдруг не исполнятся?
 
Ириха: Если бы тебе представилась возможность создать рай на земле, каким бы он был у тебя?
 
— Ириха, ты меня ставишь в тупик. Никогда не умела размышлять на такие темы. Я щас начну чувствовать себя «типа Мисс Мира»: «Пусть у всех всё будет хорошо, миру мир, а главное — чтобы дети не болели и не страдали». Как-то так... Да не знаю я. Самое интересное, если всё будет слишком хорошо, это приведет к обесцениванию того, что и составит основу рая. Поэтому тут нужны глобальные размышления, поиск идеального соотношения «зла» и «добра» и т. д. Не готовая я.
 
Volcha: «В чем сила, брат?» Ой, ты же максимум — сестра)) «Имя, сестра, имя!» В общем, если здесь вам не тут, то как там, где мы не там?
 
— Хорошо, конечно. Там всегда хорошо. Но и здесь неплохо. Все познается в сравнении. Надо уметь испытывать радость. Это тоже новое для меня. Радость — понятие временное. Но если научиться порционно воспринимать это состояние, действительность меняется. «Дорога — это способ дойти до цели, но на самом деле цель достигается при каждом шаге». (с)
 
Лирика жизни
 
ЛИРИКА ЖИЗНИ
 
Ириха: Доброта — она дана от рождения или ее можно наработать/приобрести/прочее?
 
— Доброта — она есть у всех. А вот наработать/приобрести/прочее — можно все остальное, то, за чем доброту не всегда видно или не хочется показывать. Да и разная она бывает. Вы много знаете людей, которые не считают себя добрыми? Не думаю. Если человек вам понятен, приятен, то его поступки и мотивации, соответственно, кажутся более верными и значимыми. С другими — сложнее, но это не значит, что они хуже. Иногда даже наоборот.
 
tamika25: Катюш, есть ли среди твоих друзей/подруг человек, которому ты доверила бы самые сокровенные тайны и мысли (имя называть не обязательно), и если есть, то какими качествами он обладает и с каким животным (птицей) ты могла бы его сравнить?
 
— Не знаю, Тамил. А мы вообще кому-либо доверяем свои самые сокровенные тайны и мысли? Даже самой себе не всегда можешь признаться в чем-то. Я достаточно замкнута, сама себе друг и сама себе враг. Вот у вас тут разболталась слишком, сама себя не узнаю иногда. Подруга у меня одна, со школы. Мы видимся редко, бывало, что не виделись по полгода, но всегда знали, что мы есть друг у друга. Сложно сказать, на какую птицу она похожа, — на самую лучшую. Это какая? Одно могу сказать точно — она во многом для меня пример. Наверное, у нее есть недостатки. И если посидеть, покопаться в памяти, я их найду. Как и у себя по отношению к ней. Но зачем? Любить и ценить ее я не перестану. Ведь она у меня одна. (Поет: «Ты у меня одна, словно в ночи луна...»).
 
Кот: Что такое человек? Для чего мы живем? Худшая и лучшая черта в человеке.
 
— «Все люди такие люди» (с). Для чего же мы живем? Ответить в глобальном смысле не представляется возможным, ибо я не философ, не демагог и вообще предпочитаю об этом не думать, это вредно. Каждый выбирает себе свой «минисмысл» жизни — чаще всего это семья, дети, любовь, работа. Надо уметь отвечать за то, что создал сам. Создал семью? Будь добр, береги ее, неси ответственность. И т. д. Взгляд на мир может меняться, даже смысл может казаться другим, но если ты уже что-то создал — это твое навсегда, это твоя радость, твоя боль, твое наказание, твое счастье. Может быть, твое испытание. Когда совсем сложно, помогает религия, вера. Или психолог.
 
Худшая черта в человеке — подлость. Лучшая — порядочность.
 
Кот: Отношение к религии и атеизму.
 
— Спокойное достаточно отношение, уважительное в любом случае. В моей семье есть христиане, католики, атеисты. Мне никогда ничего никем не навязывалось. Вера есть. Знания — очень поверхностные, чтобы я могла позволить себе рассуждать об этом глубоко и серьезно.
 
Тим: Что такое — добро? А зло? Как они уживаются в человеке? Ведь не могут же люди быть только либо злыми во всем и всегда, либо исключительно добрыми. Или все же могут?
 
— Почему не могут? Могут. Люди все примерно одинаковые, это ситуации разные. Добро, как и зло — очень растяжимые понятия. Если не брать во внимание криминал и отклонения в психическом и умственном развитии. Просто некоторые люди более развиты, уравновешены, возможно, научены жизнью — и ведут себя соответственно более зрело. Вот опять же: неужели кто-то будет сознательно совершать зло? Если только ребенок, для того, чтобы проверить границы дозволенного и ощутить последствия или для того, чтобы привлечь к себе внимание. Все остальное — лирика жизни: опыт, ошибки, проверки... Внутри все мы одинаковые.
 
Rosa: Кто, на ваш взгляд, заслуживает звания Человек Земли (имею в виду, кто может оправдать существование человечества)?
 
— Каждый. Я верю, что все мы — одно целое. Я не знаю, как можно делить людей на более значимых и менее значимых. Религию я сознательно не беру в расчет.
 
Ириха: Когда принципиальность губит отношения, что можно предложить взамен этой вроде бы хорошей человеческой черте характера? На что ты можешь спокойно «закрыть» глаза? (Типа — что тебя не покоробит в человеке.)
 
— Я ужасная. Я мало на что могу «закрыть глаза». В любых отношениях. Сначала я просто буду прищуриваться. А потом либо принимаю человека (целиком, с недостатками, которые я уже обдумала), либо — нет. Это происходит, скорее, на энергетическом уровне. Закрывать глаза специально я ни на что не буду, все равно это плохо закончится.
 
Часть пространства
 
...И РЕШКА
 
tamika25: Как ты оказалась на Решетории? Что для тебя значит этот сайт? Дает ли тебе пребывание здесь стимулы к совершенствованию в творчестве? Помогает ли тебе общение на сайте решать какие-то личные домашние проблемы или наоборот, отвлекает и мешает?
 
— Был у меня период в жизни, когда мир решил перевернуться с ног на голову. Я не понимала ни-че-го, а главное — что делать, и стоит ли вообще что-то делать. Вдруг, неожиданно для себя самой, начала писать и, соответственно, читать стихи. Появились любимые авторы, и в их числе — Сара Зельцер. Я стала часто заходить на ее страницу на Стихире и что вы думаете я там однажды обнаружила? Да-да, ссылку на Решеторию. Через день зарегистрировалась. И вот я уже год здесь.
 
Сайт значит для меня много, привыкла я к вам. Сначала было сложно, потому что, как в каждом мини-коллективе, здесь своя, очень особенная атмосфера. И я не была уверена, что хочу быть частью этого пространства, именно потому, что мне сложно близко сходиться с людьми. Но сошлась же... Блин (смеюсь и плачу).
 
Естественно, стимулов для совершенствования здесь предостаточно. И не только в творчестве. Учусь. Ошибаюсь. Стараюсь.
 
Чтобы что-то отвлекало и мешало — надо этого хотеть. Если не надо, не хочется, не тянет, не интересует — то и отвлекать не будет. А проблемы всегда были и всегда будут, без них никак. От моего общения на сайте им не лучше и не хуже.
 
tamika25: Что для тебя значат друзья на Решетории, с кем бы еще хотела встретиться в реале? Кто в реале оказался не таким, каким ты представляла его в виртуале? Что ты думаешь о встречах в реале, нужны ли они и как часто, если нужны?
— Я уверена, что друзей показывает только время. Здесь много людей, с которыми мне приятно общаться. Что будет дальше, никто не знает.
 
В реале все оказались другими. Не лучше, не хуже — просто другими. При первом знакомстве были интересные ощущения, все казались родными и чужими одновременно. Помню, меня поразила Ирэн. Я представляла ее более жестким человеком, а она такая теплая, уютная, красивая. Нужны ли они, эти встречи? Мне в какой-то момент были нужны. Когда с людьми общаешься много и часто, но ни разу их не видела, появляется ощущение «а-ля Малыш и Карлсон». Малыш — это я, а Карлсон — мои «выдуманные» друзья. Что касается меня, то частые встречи мне точно не нужны. Я не коллективный человек, от большого количества людей быстро устаю. Да и тараканы в голове потом размножаются.
 
Оле: Ты уже больше года на решке. Изменилось ли твое отношение к ней? Если да, то с чем это связано?
 
Отношение к Решке меняется. Иногда несколько раз за месяц — это всё люди, люди. Пришла со стихами, осталась — с людьми. Кстати, Оль, я по тебе скучаю и сама этому удивляюсь. Очень часто мне хочется «сбежать». И зависнуть в себе.
 
tamika25: Какой твой стих (один) является самым любимым и дорогим? Поставлю вопрос по-другому: с каким стихотворением у тебя связаны самые волнующие события твоей жизни, написанию которого ты отдала наибольшее количество жизненной энергии и чувств и под которым ты с уверенностью могла бы написать: «Да, это мой лучший стих, и я им горжусь»?
 
— Нет такого. Нет ни одного, которым я горжусь. Есть несколько особенно дорогих.
 
Ириха: Откуда по-твоему берутся стихи? Как ты сама пришла к литературному творчеству? Помнишь ли свое первое произведение? Что это было? О чем? Когда пишется лучше в состоянии счастья или когда на душе кошки скребут?
— Стихи давят на грудь и выносят мозг, приходится записывать. Я их не «высиживаю». Единственное исключение — конкурсы, турниры и т. д. Первое... Лет в 10 я сочинила что-то про ягоды. Написала, прочитала и выкинула. Я пишу, потому что пишется. Я — самовыражовыватель. Литературное творчество? Это очень красивое словосочетание, но я как-то мало соотношу его с собой. Стихи для меня — это разговор с самой собой, личные сеансы психотерапии, перекладывание эмоций «на лист», попытка их осознать, поэтому при абсолютно статичном состоянии моего маленького мира они появляются редко. Лучше всего пишется, когда пишется — то ли счастье скребет, то ли состояние кошек... Что-то должно быть всенепременно, иначе никак.
 
Кот: Традиционный вопрос. Что хорошего на нашем сайте, и от чего следует отказаться?
 
— Это не ко мне. Уж извините. Я полюбила сайт за людей, которые его населяют. Все остальное для меня — вторично. Если нужна помощь в каком-то деле для усовершенствования сайта, я всегда постараюсь помочь. Но анализировать не буду. Просто, потому что это не мое.
 
Я прожила здесь уже достаточно долго, чтобы прочувствовать, как меняется жизнь сайта в зависимости от времени года, человеческого настроения, обстановки в стране, внутренних неувязок. И могу сказать, что самое трудное — не отступить, не бросить, не предать, даже когда очень хочется или кажется, что настал предел всему. «Поэты такие поэты» (с).
 
OsedlavMechtu: Будет ли у тебя когда-нибудь книжка стихов? (Вопрос с подвохом, считается, что произнесенное/написанное сбывается =) надеюсь, ты ответишь правильно.) .Выбери нескольких близких людей с Решетории и напиши, за что они тебе нравятся. Расскажи несколько ситуации, когда тебе снился сон или было предчувствие, и оно сбывалось... я знаю, для тебя это серьезно. Ревность разрушает отношения? Или все-таки в умеренных дозах охраняет?
 
— Ой, Ань, мне бы только захотеть. И будет у меня книжка стихов. Чьих? Это уже другой вопрос... Теперь о близких. Когда-то я пришла на Решку, совсем не имея желания ни с кем общаться. Разве что в комментариях под стихами, по делу, так сказать. Так и было пару месяцев. До одного интересного дня, а именно, дня рождения Тамилы, когда я зашла в Кулуары ее поздравить, да забыла выйти обратно. Так и появились близкие люди: Волча, Володя Митин, Тамила, Про, чуть позже Хе, Оля, Сара, ты, Ань. И другие... Здесь все удивительные. Разные. Нужные. Вы мне нравитесь за те эмоции, которые я переживаю, благодаря вам. За то, что я узнаю себя по-новому.
 
Ань, вот о предчувствиях я не буду. Это очень «мое». Единственное, что могу сказать, дорогие мне люди проходят через меня насквозь. Да-да.
 
Ох, как я не люблю ревность. Скажу так: если два человека важны друг другу, уважают друг друга, они постараются максимально избегать ситуаций, когда ревность будет обоснованной. Хотя бы потому, что это неприятно дорогому тебе человеку. Я была в ситуации, когда меня ревновали бесконечно и совершенно без повода. Да, это разрушает отношения. Постоянно чувствовать себя виноватой в том, что ты — это ты, сложно. Оправдываться за это — как-то странно. И бесперспективно. В умеренных дозах, ревность, может, и неплоха... Но все равно — неприятна. Нет в ней ничего хорошего. Если же она обоснована — следует задуматься о качестве таких отношений.
 
Хе: 5. Хотелось бы тебе услышать жесткое/категоричное мнение о своих стихах? Кому из критиков/авторитетов/друзей ты бы поверила, а на чьи слова внутренне обиделась(не фамилии, а стиль, мнение, значимость для тебя)?
6. Существует ли для тебя понятие «уровень стихов» в сетературе? Чем руководствуешься при определении «хорошие стихи»? У кого/где учишься? Какова роль решетории в этом процессе?
 
— 5. Да, хотелось бы. Сомневаюсь, что я сильно расстроюсь. Благодаря Ане Маркиной я слышала критику в адрес своих стихов от людей, которые занимаются этим профессионально и на достаточно высоком уровне. Ничего, жива. Обидеться могу только на очень близких людей, если посчитаю, что они нарочно стараются меня обидеть. В остальных случаях приму критику с благодарностью. Я надеюсь.
 
6. Уровень стихов в сетературе? Существует, конечно, как и везде. Я руководствуюсь внутренним чутьем. Учусь... Специально не учусь, оно само приходит — большей частью с Решетории, так как я нигде столько времени не провожу. Прислушиваюсь к советам. Читаю, стараюсь анализировать, что-то менять у себя. Свои стихи я не воспринимаю слишком серьезно. Для меня они важны как средство самовыражения. Для того, чтобы добиться видимых результатов, повысить уровень технической составляющей, а еще важнее — «начинки» стихов, надо много работать. Читать, изучать, посещать семинары, слушать... На это уходит много времени, больше, чем я могу себе позволить. Пока я дала себе тайм-аут от всего.
 
Ириха: Любимые авторы Решетории — они есть у тебя?
 
— Есть. Но перечислять я их не буду. Просто потому, что наши предпочтения часто зависят от того, кого мы в определенный промежуток времени больше понимаем, от наших внутренних и внешних заморочек, от фазы Луны, в конце концов...
 
Кот: Зачем нужно искусство? Делает ли оно мир лучше или это просто своего рода развлечение?
 
— Даже если развлечение, то очень неплохое. Искусство вытаскивает внутренности, позволяет обнаружить в себе что-то новое, не всегда понятное. Оно заставляет думать, чувствовать, осознавать мир глазами другого человека или других людей. Это ведет к самопознанию и к самосовершенствованию. Уж не знаю, делает ли оно мир лучше, но пытается, по крайней мере...
 
Кот: Нужна ли автору критика, если да, то какая?
 
— Честная.
 
Внутренний мир
 
«САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДЕНЬ…»
 
Песня: Бывает ли тебе по-настоящему страшно? Отчего / от кого /почему? Как ты с этим борешься?
 
— Конечно, бывает. Каждый день. Это самый выматывающий страх — страх за близких людей. Думаю, отсюда и растут ноги моего «отшельничества», это и есть борьба. Я не умею принимать людей «чуть-чуть». К сожалению.
 
Rosa: Ваш самый счастливый день — каким он был?
 
— Марина, у меня не получается вспомнить. Первым порывом было сказать «день рождения моего сына». Но это была ночь (улыбаюсь). Было много хороших, счастливых периодов, но чтобы вот так — один день? Эх, память моя девичья...
 
Rosa: Кого в своей жизни вы не смогли простить?
 
— Себя. И не смогу.
 
Rosa: Что важнее — покой или горение? Чего хотите — тишины или бури?
 
— Горение в тишине. Мне нужны эмоции, обязательно. Сильные. Это — горение. Но оно должно быть в тишине.
 
Песня: Самое важно в жизни — что? Кто? Почему?
 
— Сын. А как по-другому?
 
Rosa: Какая боль для Вас страшнее — физическая или душевная?
 
— Душевная боль обычно длиннее, непреодолимее. И таблеток от нее нет, к сожалению.
 
Rosa: Талант — это труд или подарок? Только попрошу вас выбрать что-то одно, не говоря, что это и одно, и другое. И, соответственно, талант — это наказание или награда?
 
— Подарок. Награда. Мне видится так.
 
MitinVladimir: Для чего мы живем и куда уходим?
 
— Частично ответы можно найти выше. В полном объеме я вряд ли отвечу на этот вопрос. Для чего мы живем? Хотелось бы верить, что не для себя. А вот куда уходим — пусть каждый решает сам, так лучше. Как все обстоит на самом деле, мы все равно не узнаем, пока там не окажемся.
 
Песня: Хочется иногда отмотать пленочку назад, чтобы где-то там, раньше, что-то исправить, переделать, сделать иначе, и соответственно, чтоб сейчас что-то было по-другому? Или не хочется?
 
— Мне очень нравится одно высказывание: «Если вам кажется, что вы могли сделать что-то по-другому, знайте — не могли. Именно в тот момент, в том состоянии вы должны были поступить именно так». Достаточно часто я прокручиваю в голове разные истории из прошлого. Думаю о том, что было бы если... Но это тупик. Потому как это лишь ниточка. И никогда не можешь быть уверена в том, что потянув за нее, размотаешь клубок. Может, просто сделаешь огромную дырку в своей жизни, о которой лучше и не знать.
 
Такая разная любовь
 
О ЛЮБВИ. О РАЗНОЙ
 
MitinVladimir: Что такое — любовь? Она — всегда счастье?
 
— Любовь, истинная любовь — да, счастье. Всегда. Только ее невероятно трудно беречь, именно в том состоянии, в котором ее можно называть любовью. Да и невозможно, наверное. Чтобы это была не привязанность, не эгоизм, не зависимость, не сексуальное влечение, не самолюбование, не привычка, а — Любовь. Даже в любви к собственному ребенку можно не заметить своего эгоизма и страхов, которые мешают ему. Это нормально. Все мы люди.
 
Именно это я написала сама и сразу. И вдруг мне попадает в руки книга, в которой есть такие слова: «И что такое, в конце концов, счастье? Любовь, отвечают мне. Но любовь не приносит и никогда не приносила счастья. Скорее наоборот — тоска и смятение, поединок, это — ночи без сна, когда терзаешься вопросом, правильно ли поступаешь. Истинная любовь состоит из экстаза и агонии...» (Пауло Коэльо «Ведьма с Портобелло»). И они тоже верны.
 
Выбирайте сами. Вообще-то, людям свойственно подгонять свои мысли, идеалы и поступки под удобное им восприятие самого себя. Так что с большой долей вероятности через некоторое время  я совсем по-другому отвечу на этот и другие вопросы. Тем интереснее...
 
Кот: Какие поэты и писатели оказали влияние? Любимый фильм. Любимый художник. Любимая музыка.
 
— Единственный поэт, который мог оказать на меня влияние — Роберт Рождественский. Его я не читала, я им питалась. И до сих пор он для меня — лучший. Писателей, любимых писателей, было и остается много. Чаще всего перечитываются Л. Толстой, В. Набоков, М. Зощенко, Д. Хармс, Р. Брэдбери, Р. Бах, Б. Вербер, М. Кундера, Дина Рубина, Л. Улицкая, А. Тосс. Любимый фильм моего детства — «Вам и не снилось». Это могу сказать точно. Я кино не очень люблю. Так, навскидку, из наиболее запомнившихся и полюбившихся фильмов: «Цвет ночи», «Форест Гамп», «Эффект бабочки», «1+1», «Не оглядывайся», «Нежность» (кстати, мне нравятся многие фильмы, в которых играет Одри Тоту)... Так как в живописи я совершенно не разбираюсь, даже не буду пытаться ничего из себя изобразить — нет у меня любимого художника.
 
Музыка... Это хорошо. А если она без слов, то вообще хорошо. Поэтому чаще остального слушаю инструментальные альбомы И. Крутого, а также «Secret Garden», «KennyG». Люблю Земфиру, сильно люблю. Вообще рок часто слушаю, особенно по дороге не работу. Ну, кто еще? Shakira. Pink. Под настроение — что угодно.
 
Кот: Любимый город, любимое время года, любимое растение.
 
— Я бы хотела жить в Питере. Наверное, он и любимый. Любимое время года — осень. Любимое растение — степные тюльпаны (до дрожи хочется их увидеть — такие же, как в детстве).
 
Тим: Твой любимый поэт? А писатель? Почему именно они? Как их творчество повлияло на тебя, на твои вкусы, мировоззрение, ценности?
 
— Я выше упоминала Роберта Рождественского. Он был и остается любимым поэтом. Когда-то, лет в 15, я открыла сборник его стихов и уже не отпускала. Позже полюбились Арсений Тарковский, Юлия Друнина, Вероника Тушнова. Из писателей, если выбирать одного, то это будет Лев Толстой. Думаю, творчество Р. Рождественского отразилось на всех моих первых и не очень стихах. Вкус к поэзии привил мне именно он — научил чувствовать, а не просто читать. А вот Толстой заставлял глубоко задумываться о тех самых ценностях, которые и формируют мировоззрение. Я и сейчас, когда «теряюсь», могу взять «Анну Каренину» и перечитать первую страницу и еще несколько, которые знаю почти наизусть. И становится легче.
 
MitinVladimir: Твоя музыка, какая она?
 
— Она разная, зависит от настроения. Могу месяцами слушать только радио — всё подряд. Это значит, что я достаточно уравновешена. Бывают же периоды, когда хочется, именно хочется грустить и впитывать что-то — для этого существует классическая музыка. Иногда слушаю достаточно тяжелые вещи — громко, «на износ». Думаю, так почти у всех. Музыка — это состояние души, правда ведь? «...Музыка существует лишь потому, что существуют паузы. А фразы — лишь благодаря пробелам». (с)
 
Единство противоположностей
 
ИНЬ И ЯНЬ
 
Кот: Ваш идеал мужчины и женщины.
 
— Мама с папой. Без вариантов. А так... Внешне мне приятны такие типажи: Натали Портман, Элизабет Хёрли, Хью Джекман, Даниил Страхов и др. Как картинки. В мужчине ценю силу и нежность. Не сочетается? А должно бы. В женщине — мудрость и преданность.
 
Ириха: Представь, что создана всемирная партия женщин. Какой лозунг должен быть у такой партии? А слоган для такой партии придумать слабо?
 
— Слабо. Я вообще с женщинами в трудных отношениях (хихикаю). Всемирная партия женщин? А в каком смысле? Феминистском (в любом другом случае смысла создавать именно «партию женщин» — нет)? В юности я увлекалась Марией Арбатовой, читала абсолютно всё. Не-а, не пропёрло.
 
Ириха: Женская дружба, мужская дружба — в чем разница между этими понятиями? И возможна ли, на твой взгляд, настоящая дружба между мужчиной и женщиной, не основанная на плотской любви? (Сестринско-братская любовь не в счет в данном случае.)
 
— Если люди действительно нормальные, то я не вижу разницы между мужской и женской дружбой. Предательства я видела и там, и там. Отличаться они могут лишь «фенечками». А вот в дружбу между мужчиной и женщиной не верю. Есть такая фраза: «Не бывает дружбы между мужчиной и женщиной. Кто-то один явно тупит». И как-то жизнь мне это уже столько раз доказала, что... Не бывает, в общем. Временное тесное общение на фоне общих интересов — возможно.
 
Я и мир
 
ПОВЕСТЬ О ЗАМЕЧАТЕЛЬНОМ ЧЕЛОВЕКЕ
 
Хе: 1. Шагая по дорожке самосовершенствования, вольно или невольно, определяешь направление движения. Есть флажки-горизонты-маячки? Что тебе сформулировать легче «стать такой-то», или «не стать такой-то»?
2. Выбирая между радостью и мудростью на этой дорожке — куда повернешь? Трудно ли выбирать, когда должна сказать себе «нет», а хочется «да»?
3. Чему-кому следует доверять?
4. Часто ли ты задумываешься о людях, мало или незнакомых тебе (грубая продавщица в магазине, нагловатый подросток, небритый пьяница, упавшая в голодный обморок во время поста женщина, циничный или пошляк-шеф, сосед, прохожий...)? Возникает мысль «я не понимаю “как так можно жить, воспитывают родители, сложилась судьба”» и т. д.? Чего недостает / чего в избытке, на твой взгляд, всем вместе или каждому в частности? Что делать?
7. Быть хорошим человеком трудно? Для кого хорошим? А хороших людей больше или меньше? А остальные/другие — кто они?
 
— 1. Не стать такой-то. С маячками не всё в порядке. Они долгое время были, а потом взорвались нахрен до основания. До горизонта доставать уже не хочется. Пока есть только флажки, близкие и понятные. Посмотрим, что будет дальше...
 
2. Хотелось бы верить, что поверну в сторону мудрости. Мне везет на хороших людей, жизнь меня и радует, и учит терпеть, и уметь понимать и принимать. Трудно, конечно трудно говорить «нет». Но, опять же, есть слово «надо». И чем старше становишься, тем чаще его приходится повторять самой себе...
 
3. Себе. Только себе. Внутренним ощущениям и опыту.
 
4. Часто, к сожалению. Но я стараюсь не осуждать, по крайней мере не спонтанно. Разве я имею на это право? Вот недавний случай в больнице. Я — уставшая до предела, но знаю, что «надо» быть сильной. Заходит медсестра и говорит одну совершенно банальную фразу, но резкую и обидную. Она выходит, а я сажусь на пол и реву в три ручья. Я «переполнилась». В тот момент у меня внутри пронеслось и «вот сволочь», и « как так можно», и много еще чего... Через несколько дней мы с ней обменялись номерами телефонов, а после — обнимались на прощание. Чудесная девушка. Просто «наложились» мы в какой-то момент друг на друга неправильно: она была чем-то раздражена, а я — слишком впечатлительна.
 
7. Я не знаю, я теряюсь, когда надо отвечать на такие вопросы... Говорить, что все вокруг хорошие — смахивает на попытку выставить себя в лучшем свете, либо на дурость. Из чьих-то уст такое может прозвучать мудро, но вряд ли от меня. Другие? А кто они? Да, есть люди, которых я не понимаю и даже не люблю. Но не факт, что они хуже тех, которых я люблю (вот бредятина, ну ладно, как могу, так и пишу).
 
Rosa: Катрин, на какой вопрос вы отвечать не будете? Какой вопрос может вызвать ваше раздражение? Задайте один вопрос себе и ответьте на него.
 
— На какой-нибудь неприличный. Или на тот, ответ на который не знаю.
 
Раздражение? Вообще, неприятно, если люди пытаются вынести на поверхность то, что должно оставаться под крышкой.
 
Больше всего меня волнует вопрос «кто я?». Пока я себе напоминаю героиню фильма «Сбежавшая невеста». Она там не знала даже того, какую яичницу любит ОНА САМА. Так что я только в начале пути самопознания... Даст Бог...
 
Оле: Кэт, на фотографиях с рождественской встречи видно, что у тебя очень красивый дом. Кто занимался оформлением? Можешь ли ты изменить устоявшееся отношение к человеку на противоположное? Какой ты видишь себя со стороны? Совпадает ли это видение с твоим ощущением себя? Цель оправдывает средства? Есть ли что-нибудь, чего ты хочешь больше всего на свете? У тебя много друзей? Если твое мнение отличается от общепринятого, ты молчишь или высказываешься? Что должно произойти, чтобы ты сказала я счастлива?
 
— 1. За последние 5 лет я переживаю уже 3-й ремонт. Всем занимаюсь сама — от поиска ремонтной бригады до оформления интерьера. Сложно и просто. Трудно и интересно. Тот дом, который на фото, — уже не мой, хотя все там продумано и придумано мной. Мне кажется, на фотографиях он выглядит более выигрышно, чем в реальности. Мне легко дается декорирование пространства. Терпеть не могу долго выбирать. Обычно есть одна-две детали, которые я беру за основу, отталкиваясь от них, подбираю все остальное. Если бюджет очень ограничен — беру за основу то, что есть. Если можно развернуться — это интереснее, но и тяжелее. Спасибо, Оль!
 
3. Отношение к человеку я могу изменить, естественно. Причем очень резко и, скорее всего, навсегда.
 
4. Со стороны я, наверное, странноватая. Думаю, да. Я себя ощущаю совсем не такой, какой кажусь или хочу казаться. Но и это может быть обманно...
 
5. Цель оправдывает средства? Ну, если в это верить, то жить как бы проще...
 
6. Да, есть. Оль, я промолчу тут, ладно?
 
7. Нет. Одна подруга.
 
8. Чаще молчу. Наверное, это комплексы. Боюсь, что не сумею грамотно аргументировать свою точку зрения.
 
9. Может быть, попасть на передачу «Дом-2»? Они там кричат: «Мы — счастливы!». Я не знаю, Оль... Я много раз уже говорила, что счастлива. И скажу еще много раз. Самовнушение, млин.
 
Тим: (голосом матроса, с вопросом) Кэт, а трудно быть замечательным человеком? И на сколько это относительно?
 
— Трудно, наверное. Для кого замечательным? Для всех — невозможно. Мне кажется, что я здесь (и не только) многих раздражаю (мания величия, ага). Единственное, что могу сказать, я выросла в семье, где все уважали друг друга. Я не видела унижений, не слышала криков, я привыкла, что все вопросы можно решить мягко и безболезненно. То есть — да, я «тепличный цветок». Но это больше минус, чем плюс. Знали бы вы, как часто я сама себя раздражаю...
 
Shimaim: Вопросы задавать не буду, ибо у матросов нет вопросов. Просто хочу сказать тебе, Катюша, спасибо. Ты чудесный Автор и замечательный человек!
 
— «Какой чудесный день, какой чудесный пень, какой чудесный я-а--а и песенкая моя!»... Да за что же мне спасибо, Лар? Это вам всем спасибо, тебе спасибо. Я вовсе не замечательная, поверь мне, самая обычная. Частенько бывает, читаю чье-нибудь стихотворение и думаю: «Шла бы ты, Катя, своей дорогой... Люди вон как мыслят. А у тебя всё ми-ми-ми да ля-ля-ля...». Со мной бывает забавно, это да. Ты лучше пиши почаще, я скучаю по твоим стихам.
 
Песня: Мои традиционно-финальные: Лучший вопрос и кто следующий?
— Спасибо вам всем огромное. Отвечать на вопросы оказалось не так-то просто. Вряд ли смогу выделить один... Больше всего мне понравились вопросы Розы. Следующая — Аня Маркина.
 
 
Подготовила: Татьяна ПРОСКУРИНА («Решетория»)



← ПредыдущаяСледующая →

02.03.2015
Аня Маркина: Чтобы ко мне подобраться всерьез, нужны годы и годы

12.12.2013
Владимир Митин: «Все люди — ангелы...»

Читайте в этом же разделе:
12.12.2013 Владимир Митин: «Все люди — ангелы...»
10.08.2013 natashа: С Гоголем — о маме
24.02.2013 Helmi: Мир не погибает, он меняется
22.10.2012 ole: Себе мне прощать нечего
29.07.2012 Cherry: Я непревзойденный мастер по приготовлению супов из топора...

К списку


Комментарии

28.07.2014 07:49 | песня

Катя-Катя, ты - прекрасна!

28.07.2014 09:56 | Ш

Спасибо за интервью,оно замечательное!Катя и Таня,вы умницы!
Катюша,тебе спасибо за тебя,за такую разную,близкую- далекую,понятную- непостяжимую. За твой свет и тепло. Я желаю тебе много-много счастья,и как можно меньше поводов для волнения за близких. И это самое Я тебя КУ!

28.07.2014 12:14 | Katrin

Хочу извиниться за то, что так долго отвечала. Когда были готовы вопросы, я совсем не могла писать. Ни одной буквы.

Спасибо вам.

Постепенно, уже отправив ответы, я перечитала все Авторские Я, многие - по второму и третьему разу. Решетория - это что-то. Вы все - это что-то. После каждого интервью остаётся особое ощущение - где-то мудрости, где-то задора, где-то тепла, где-то равновесия..., и также каждое ощущается как часть Решетории, как будто все здесь перевязаны общей ленточкой.




28.07.2014 14:48 | тим

Подзавис я немного, читая. . .) Думал, сейчас быстренько пробегусь. . . Куда там. Даже возвращался к пронумерованным вопросам, чтобы чётко-чётко понимать что к чему в ответах. . .

Катя, а вы интересная женщина!))

28.07.2014 14:53 | тим

(голосом амириканьскава шпейона) А вообще, интересно. . . Как вы (женщины) так умудряетесь отвечать на вопросы, что, читая ответы, ощущение остается двояким - ответ наиполнейший, но. . . совершенно всё завуалировано. Такие же тырью у Оли, Наташи, Сары. Мистика какая-то колдовская)

28.07.2014 14:57 | тим

Выписал тут себе (очень понравилось) -
- у Кэт кошка - рентгенолог
- пришла со стихами, осталась с людьми
- минисмысл жизни
- стихи давят на грудь и выносят мозг, приходится их записывать
- религия, вера или. . . психолог
и т.д.

28.07.2014 14:57 | тим

Кэт, пасибо!)

28.07.2014 14:58 | тим

Песенке и Валере - мерсиб! Это трудно, чтобы было красиво и интересно. . .

28.07.2014 15:07 | тим

Кэт, а есть вопрос, который ты бы хотела услышать, но его так никто и не задал?

28.07.2014 17:23 | кэт

Это так приятно, что что-то осталось завуалировано)). Мне иногда кажется, что меня здесь, на Решке, так много, что какая-там вуаль). Напролом! С кувалдой!))

28.07.2014 17:32 | кэт

Нет, Тим, я какого-то конкретного вопроса не ждала. Больше переживала, что будут вопросы, на которые не смогу ответить. Или не захочу. Вообще, это, оказывается, такое торжественно-нервно-ответственное мероприятие - быть интервьюируемым, что я, надо сказать, не ожидала)).
И. . . спасибо тебе).

28.07.2014 17:35 | кэт

И Песенке, и Валере - большое-пребольшое спасибо!

28.07.2014 23:35 | ole

Вот такая наша Кэт.
С одной стороны - послушная девочка, а с другой - честный, принципиальный человек.
Кэт, моя планка восприятия тебя дошла до уровня обожания.))

И всем, задействованным в тырвью - да, спасибище. Классный проект.

29.07.2014 01:39 | natasha

"Вот она какая, большая, пребольшая... ":))

29.07.2014 12:58 | Ириха

две недели не была на сайте и вот такая удача!
зачиталась, увидела Катюшу в другом свете, тоже, как Тим, хотела записывать интересные фразы, но потом поняла, что пусть они останутся с Катей. А еще лучше будет, если Валерий внесет из сайтовскую шкатулку крылатых и не очень еще фраз))))
Кать, ты - замечательная. И совсем не замкнутая)))

29.07.2014 12:59 | Ириха

упс)))
внесет их в шкатулку (естественно)))

29.07.2014 14:26 | Кот

Хорошее интервью.
Я для того спросил про необходимость кормить мясом собак и кошек, чтобы подчеркнуть противоречие - одних животных любим, других убиваем.

29.07.2014 14:53 | тим

Сереж, ну это ведь нормально. Мы же не можем любить всех одинаково. И это не только животных касается. Вот скажи, к примеру, разве ты одинаково будешь страдать, если уйдет из жизни совершенно незнакомый тебе человек или уйдет самый-самый близкий? А если умрет собака постороннего тебе человека из соседнего подъезда или твой собственный питомец? Любовь в человеческом сердце очень лимитирована. И обуславливается (как это ни банально) обычными органами чувств - зрением, слухом, обонянием, осязанием. Мы не можем любить тех, с кем не соприкасались никогда, и даже не подозреваем об их существовании.

29.07.2014 18:45 | Кот

Тогда получается, что бабушка, которая зарежет курицу на суп - чудовище, ведь она этих кур каждый день видит, кормит)

29.07.2014 18:57 | Кот

Все несколько сложнее. Незнакомую собаку психологически убить сложнее, чем незнакомую лягушку. Незнакомую птицу сложнее лишить жизни, чем незнакомую рыбину. А уж незнакомых комаров человек давит вообще без зазрения совести.

29.07.2014 20:38 | тим

Это вопрос психотипа. И восприятия. Помню меня лет в 15-ть отец позвал помочь ему с дедом резать кабана. Я держал задние ноги. Кинжал в сердце вонзал отец. Я не ел тогда того кабана, мну тошнило. Сейчас я понимаю, что я просто лицемерил (на генетическом уровне) - ах, ох, ты ж боже ж мой, я ведь убивца! Нужно ли говорить о том, сколько с тех пор я съел кабанов, которых резал не я?

29.07.2014 20:45 | тим

Иерархия видов - дело конкретного *царя всех видов*. Я знаю людей, которые с улыбкой убивают бездомных собак, но сентиментально и слезливо подкармливают зимой в лесу птиц (кормушки, зерно, все дела). . .

29.07.2014 23:34 | кэт

Недавно (недели две назад) я остановилась у подъезда - какая-то бабушка кормила уличных кошек. Красной рыбой. Приговаривала что-то, гладила их. Я задержалась, чтобы пересчитать, уже очень их оказалось много - 12.
И вот, кормит она их и приговаривает *Кушайте, мои хорошие. . . и ты, ты иди, подходи, тебе же не достанется, эй, а ты уже поела - отойди. . . и.т.д.&;. И вдруг, увидев проходящего мимо дворника, говорит ему *А что это вы кошек тут столько развели? Потопили бы их что-ли! Чем вы тут вообще занимаетесь? и т.д.*

Воооот). Я, надо сказать, в несколько задумчивом состоянии покинула место происшествия.

Так вот, если обо всём думать, то можно и тогось, свихнуться. Может, я не права, и это страусиная позиция, но таки спасти весь мир ещё никому не удавалось. Как и понять.

Когда мы заводим себе питомца, мы отдаём себе отчёт, что это - член семьи. Так или иначе. Когда бабушка заводит и кормит курицу, она отдаёт себе отчёт, что это - её пропитание и любить его как члена семьи было бы странно.
Мозг человека - удивительная штуковина. Можно почти всё разложить на *правильно* и *не правильно*, для того, чтобы поступить так или иначе.

30.07.2014 12:40 | Кот

Лицемерил на генетическом уровне? Вот и про то же, про генетический уровень, который существует помимо воспитания. А то что есть те, которые убивают собак, так ведь есть и те, которые людей хлопают, как мух и получают при этом удовольствие. Человек сложное существо. Что-то в нас от далеких предков, что-то привито в раннем детстве, что-то в сознательном возрасте.

30.07.2014 13:01 | Кот

Я говорил о нормальных людях. У каждого психически здорового человека есть запрет на причинение вреда ребенку, как своему, так и чужому. И наличие маньяков, которые убивают детей или родителей-убийц является исключением, отклонением от нормы, аномалией. Точно то же верно и в отношении человека к животным. Любовь к животным - это нормальное и, я думаю, врожденное свойство человека. Именно любовь к животным помогла человеку выжить и развиться, сделала его не только охотником и пастухом, но и дрессировщиком, наездником. Это сейчас кажется чем-то несущественным, а в древности умение ездить верхом или присутствие верных собак давало преимущество над другими племенами. Даже к своим природным врагам человек испытывает если не любовь, то что-то вроде восхищения. Возможно нас так завораживают кошки, потому что они так похожи на тигров и леопардов, которых мы подсознательно боимся, и одновременно с этим восхищаемся ими.

30.07.2014 13:09 | Кот

Но также верно, что естественным свойством человека является употребление в пищу мяса. Причем не падали, а свежего мяса, то есть убивать животных тоже естественно для человека. Выходит, что человек выполняет для себя сортировку. Этот зверь - друг, а этот - еда. Причем, если для нас, для нашей культуры есть собак и кошек - дикость, для других народов это привычно. Более того, для некоторых племен и употребление человеческого мяса не кажется чем-то невероятным. То есть выходит, что здесь все-таки доминирует воспитание, привычка. Но все-таки врожденные свойства существуют. Вопрос - где грань между ними?

30.07.2014 13:31 | Кот

Если кто-то думает, что любить животных неестественно, пусть он ответит почему все дети стремятся в зоопарк. А сегодня на прогулке, малыш в коляске, увидев моего четвероногого друга, визжал от восторга. Неужели его этому учили? Младенца, который не умеет говорить? А может просто далекие предки этого малыша пасли скот или охотились вместе с собаками. Кстати, опять же по моим наблюдениям, страх при виде собаки бывает у детей постарше, то есть тех, с кем родители уже могли провести беседу насчет того, что от собак надо держаться подальше. Так воспитание корректирует то, что идет с генетического уровня.

30.07.2014 15:57 | тим

Или у тех, кого уже успели цапнуть. . .)

30.07.2014 16:00 | тим

Люди - очень странные животные, очень.
Как там у Кэт в интервью. . . люди это ещё те люди.

30.07.2014 16:08 | тим

Кот, вот объясни - откуда у меня панический страх перед мышами? Да-да, при виде мышки я могу на фонарный столб вскарабкаться за секунду. При этом всякие там змеи или львы с волками и медведями - даже глазом не моргну (был опыт общения). Вот что это? Где тут генетика и врожденная память на молекулярном уровне, ведь вряд ли моих предков поголовно изъедали стаи мышей.)
(я даже на ник Мыша долго-долго не мог спокойно реагировать, только недавно отпустило))

30.07.2014 17:16 | Кот

Может и те, кого успели цапнуть, но маловероятно. Вероятность того, что тебя зарежет, пристрелит или треснет чем-нибудь по голове человек намного выше, чем то, что тебя загрызет собака. Те кто боятся собак боятся не того, чего следует бояться)
Насчет мышей, это элементарно. Мыши - разносчики заразы. Та же чума, как известно, переносилась грызунами. Твои предки, вероятно, пережили страшную эпидемию, возможно, что не одну. Конечно, люди в то время не знали о существовании инфекций и переносчиков инфекций, но вероятно об этом догадывались, может даже на уровне подсознания, чувствовали, что от мышей надо держаться подальше, если хочешь выжить. Насчет отсутствия страха перед другими животными, возможно, что у тебя были в предках охотники, может даже змееловы.

30.07.2014 18:44 | Кот

Могу предложить еще одну версию, пищевую. Человек ведь от природы всеяден, это позволило ему выжить и расселиться по всему земному шару. У нас не принято есть мышей и т.п., но есть страны, в которых принято есть мелких грызунов, например, морских свинок разводили для еды в Латинской Америке. И потом, человек может оказаться в экстремальной ситуации, когда другой еды не будет. Возможно, что тебе противопоказанна мышатина и твой организм сигнализирует тебе - не вздумай есть эту тварь.

30.07.2014 20:31 | тим

)) Скорее всего, да. Именно это мне мой организм и сигнализирует - не вздумай есть мышатину!)
А если серьезно, то гипотез много, в том числе и объедание мышами закромов (+ инфекции), но я не очень верю в генетическую память, если честно. А вдруг всё намного проще - моя мама мне (в годик-полтора) просто-напросто рассказала банальную байку - мышка хвостиком вильнула, яичко упало и разбилось. . . Может иметь место такая установка? Почему бы и нет, верно?!)

30.07.2014 21:28 | Кот

Ну, можно верить или не верить, но есть же факты. Безусловные рефлексы, про которые в школе учили, это что? Разве это не она и есть, эта самая генетическая память? Цыпленок, которого никто не учит клевать. Потом, я когда-то читал книжку сэра Чарльза Дарвина про приобретенные и врожденные жесты. Например, молитвенное складывание рук, как выражение просьбы - это по Дарвину приобретенный жест, ибо есть только у некоторых народов. А вот кивание головой, как знак согласия, есть у всех - это врожденный. Правда непонятно, как быть с болгарами, ведь у них он означает отрицание. Здесь у сэра Чарльза прокол. Но все равно, если кивок у болгар и не означает согласие, то означает отрицание согласия (то же действие, но с другим знаком), а не удивление, к примеру. Пожимание плечами, как знак удивления, Дарвин тоже относил к врожденным жестам, ибо наблюдал этот жест у слепоглухонемой с рождения женщины. Так что в том или ином виде генетическая память есть. Человек слишком сложное существо, чтобы природа доверила его одному нашему бедному разуму. И у высших животных та же картина. Понаблюдай за собаками. Почему мой пес, который относится к пастушьей породе, равнодушен к игрушкам, но обожает ходить вокруг людей и собак, изображая пастуха, а его друг-сеттер как угорелый носится за мячиком, словно за зайцем? Первый никогда не видел стада, но ведет себя как прирожденный пастух. Второго никогда не брали на охоту, но у него явные замашки охотника. Это и есть генетическая память. Думаешь, что у нас людей все по-другому? Мы из того же материала, что и животные.

30.07.2014 21:49 | Кот

А пчелы, которые умеют делать мед? Откуда у пчел этот навык? Ведь это сложный технологический процесс. Разве это не пример действия генетической памяти? Или ты думаешь, что у пчел есть школы, в которых старые пчелы учат молодежь секретам мастерства?)

30.07.2014 23:31 | Кот

А насчет твоей установки, по поводу рассказанной в детстве сказки, конечно, такое тоже можно допустить. Но мне кажется это маловероятным. Попробую объяснить. Понятно, что пример про сказку шуточный, вряд ли мышка из Курочки Рябы испугает ребенка. Ты имел в виду страх, полученный в раннем детстве. Каким образом мышь может напугать младенца? Мышь сама всех боится. Она не лает, как собака, не рычит, как тигр) И главное, если поверить в эту установку, тогда надо будет признать, что всех, кто боится мышей (а их миллионы), напугали в детстве реальные или вымышленные мыши, а это уже совсем за гранью реальности. Так можно поверить во вселенский мышиный заговор и мышиного короля из Щелкунчика) Кстати, Чайковский панически боялся мышей, особенно мышиного шороха. Может тебя в детстве испугал мышиный шорох ночью? Это более правдоподобно. Но, все равно сомневаюсь. Страх перед грызунами - это не страх смерти, как перед пропастью или перед разъяренным львом, а страх-отвращение, сродни страху перед тараканами, перед чем-то невыносимо мерзким. Инфекционная и пищевая версия, мне кажется, ближе к истине.

31.07.2014 07:42 | Кот

Да, еще одна версия, предположим, что страх перед мышами - не адекватная реакция, можно провести аналогию с аллергией. Страх перед змеями понятен - они ядовиты. Страх перед темнотой тоже - хищные звери чаще всего нападали на наших предков из темноты. А страх перед мышами, выходит, лишен смысла. Но думаю, все-таки дело в инфекциях. По этой же причине многие люди не любят ворон, грифов и прочих падальщиков - они роются в падали. Да и к самой падали человек питает отвращение.

31.07.2014 16:53 | тим

У нас с тобой, Серж, постепенно произошла подмена понятий. . .) Мы же в начале говорили (вернее, ты говорил), что, мол, возможно, у меня в роду были охотники, змееловы и т.д., потому я и не боюсь всяких змей, львов, медведей и волков. Это означает, что имеет место быть, так называемая, генетическая память предков. Не врожденные и приобретенные инстинкты и рефлексы, а именно генетическая память. То есть информация передавалась из поколения в поколение на молекулярном уровне, при этом не будучи видовой характеристикой, а будучи всего лишь эмоцией и жизненным опытом. Возможно ли такое? Может быть. Но верится с трудом. А то, что кошкам никогда не летать, как и не ходить исключительно на задних конечностях - это безусловно. Видовые особенности никто не отменял. И школа повышения квалификации у пчел тоже, думаю, вряд ли существует.) Кстати, культивированные особенности поведения в выведенных человеком породах - чуть другое. Ты ж понимаешь, это - отбор, скрещивание, отбор, скрещивание и т.д. до совершенства, с бескомпромиссным выкидыванием из помета непригодных по заданным характеристикам особей. Поэтому твой пёса - пастух (хоть и без стада), а соседский - охотник (хоть и без дичи). )

Теперь о мышах и инфекциях от них. . . Чума, говоришь? Да, эпидемии случались не без участия грызунов, всё верно. Но. . . чумную палочку (возбудитель болезни) переносили таки не сами мыши, а блохи, живущие на этих мышах. Как, между прочим(!), живущие и на кошках, собаках и других иже с ними наших всеобщих любимцах. Понимаешь? Это первая нестыковка в вопросе симпатии и страха к тем или иным видам. Вторая. . . Даже если допустить, что грызунов было больше количественно и вероятность распространения инфекций от их присутствия среди людей была гораздо выше, чем от присутствия других видов, то скажи, пожалуйста, каким образом из поколения в поколение передавалась эта информация от тех предков, которым эти инфекции угрожали? Поясню. Если человек смертельно заболевал и испытывал предсмертные муки, сопровождавшиеся (возможно) вбросом в кровь тех или иных веществ, которые могли бы теоретически повлиять на структуру ДНК и передаться потомкам, то, согласись, вряд ли этот бедолага вскакивал со своего смертного одра и спешно бежал размножаться, чтобы передать нам эту информацию. Плодились только наши исключительно здоровые предки (раз мы здоровы, то и все поколения, имеющие к этому непосредственное отношение, на момент оплодотворения были здоровыми). Здоровые, но. . . запуганные бесконечными эпидемиями. Так что выходит? Опять возможность передачи генетической информации лишь на эмоциональном уровне, никак не подкрепленной биохимически? Вряд ли. Тогда что? Или всё же - память предков имеет место быть? Тогда любопытен механизм её передачи. . .
(омерзение и отвращение, скорее всего, тоже не аргумент. эти чувства мы начинаем испытывать гораздо позже, чем страх)

31.07.2014 16:55 | тим

Кэт, ничего, что мы тут? . . Ты только намекни (пшли, пшли отсель!), и мы сразу ретируемся с Котом)

31.07.2014 17:58 | Кот

Отбор, скрещивание, это да. Но все-таки, как быть с изготовлением меда? Изготовление меда, повторюсь, процесс сложный, иметь тело пчелы и владеть ее навыками - не одно и то же. То же верно и для собак. Тело гончей идеально подходит для бега, но откуда берется охотничий азарт? Пастушья собака может переносить холод и обладает достаточной физической силой, но откуда у нее навык строить и охранять других? Могу привести еще один собачий пример. Я видел, как стая бродячих собак преследовали машину, одна из собак забегала вперед, как бы отвлекая внимание - один в один, как волки, которые преследуют крупного зверя. Откуда это у городских бродячих собак, которые никогда не видели кабанов или оленей? Отбор отбором, но выходит, что с отбором сохраняются и навыки, и сохраняются они посредством генетической памяти.
По поводу мышей. Блохи переносили заразу, но, во-первых, разве многие люди не испытывают такое же отвращение к насекомым? В детстве я смотрел передачу про чуму в Средней Азии, там рассказывалось, как охотник заразился чумой от тушканчика или подобного зверька. На блох бы он не охотился, согласись. Поэтому правильней привить отвращение к грызунам. Теперь как это передавалось. Почему ты не допускаешь, что некоторые люди выживали? Есть версия, что некоторый процент людей может выжить после заражения бешенством без всяких уколов. Второе, для того, чтобы понять опасность заражения не обязательно заражаться самому. Просто люди видели, что там, где много мышей, там вспыхивала эпидемия. Откуда у человека страх перед высотой? Вряд ли от тех предков, которые упали в пропасть, скорее от тех, которые это видели) И наконец, почему только чума? Кто знает, какие инфекции были миллионы лет назад, были ли они смертельные и как они передавались? Какие-нибудь тяжелые, но не такие опасные как чума болезни могли разноситься грызунами. Да та же чума могла быть изначально не смертельной, но потом мутировать.

31.07.2014 18:22 | тим

Всё верно, да. А почему тогда не все их (грызунов) остерегаются? Вон Роза наша влюблена в них, возможно, даже больше, чем в людей. Её предки были толерантны к чуме (вид инфекции не принципиален)?

31.07.2014 19:14 | Кот

Кто знает, кто знает. Возможно что и так - либо у предков был сильный иммунитет, либо они жили там, где мало грызунов, может есть и другие причины, может природа другим способом позаботилась о защите нашей Розы. К другим грызунам нет отвращения потому, что они обычно не забираются в человечье жилище. Обычно только крысы и мыши заводятся в домах - их чаще всего боятся.
Да, я не ответил на вопрос, почему нет отвращения к собакам и кошкам. Дело в том, что у наших далеких предков не было домашних любимцев, были домашние животные, необходимые, чтобы выжить. Поэтому симпатии к домашним животным оказались сильнее. А от мышей никакой пользы не было, один вред.
Что касается предков собак, то они по одной версии тесно с человеком не соприкасались, а жили по соседству с людьми, охотились вместе с ними (ничего удивительного в этом нет, койот и барсук, к примеру, охотятся вместе), предупреждали об опасности лаем. В человеческое жилье, как мышь, дикая собака не забиралась, иначе бы получила по морде) Потом сотрудничество стало более тесным, человек начал подкармливать собаку, дрессировать, короче приручил. Кошка, как принято считать, была приручена позднее собаки. И заметь, главной ценностью кошки традиционно считается ловля мышей.

31.07.2014 23:31 | Rosa

Честное интервью.
Мне нравится

01.08.2014 09:42 | Кот

Да, похоже что я увлекся. Катрин, надо думать, проблема мышей и собак не очень интересна)

01.08.2014 13:59 | кэт

Роза). Спасибо.

Да нормально всё, Кот, Тим, что вы, в самом деле?)
Прогонять я никого не собираюсь, мне интересно читать ваши рассуждения.
Тут спокойно так, в отличие от остальных мест общения.

Я вот пауков боюсь. До потери сознания. Покопалась я в памяти и пришла к выводу, что это пришло &;из степей Казахстана&;. У нас в песочнице можно было и тарантула встретить, и скорпиона. Я хорошо помню такие случаи. Так что &;пауков лучше не трогать и бояться&; - это во мне сидит крепко.

Мыши, как и хвосты, как и битые яйца, меня не пугают. Не пугали. Теперь я, кажется, их боюсь. На всякий случай.

01.08.2014 16:10 | Кот

А я вот не боюсь ни мышей, ни пауков, ни змей (если знаю, что они не ядовитые). Но, если на меня выйдет разъяренный медведь или лев рыкающий, то, наверное, испугаюсь)

01.08.2014 16:22 | Кот

Впрочем, чему здесь удивляться? Разве кот может бояться мышей?

13.08.2014 07:39 | Volcha

Наконец-то я добралась до тырвью и обстоятельно его прочитала. Очень мило)) Кэт, всё ок, маладесь.

14.08.2014 10:02 | кэт

Волча, я очень тебя тут ждала. Думаю - почему не читает и не пишет?))
Спасибо, Тань).

18.08.2014 10:22 | Sarah

Хорошее, интересное интервью.

18.08.2014 14:29 | Katrin

Спасибо).

19.08.2014 19:38 | tamika25

Очень хорошее интервью) Но всё-таки, с тобой лучше общаться в реале: тепло с тобой и уютно, и не хочется расставаться...)

31.08.2014 09:19 | кэт

Думаешь?) Спасибо, Тамил. Всё от настроения зависит. С нами со всеми бывает тепло и уютно, а бывает - не совсем понятно как. . .)
Спасибо тебе.

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон