На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
22 декабря 2024 г.

Стих не есть созданье поэта, он даже, если хотите, не принадлежит поэту

(Иннокентий Анненский)

Анонсы

26.06.2018

Шорт-лист недели 25.05–01.06.2018: Свои ошибки

Так и вижу эту картину маслом — Лермонтов, наматывающий портянки...

Лейтенанту

СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 25.05–01.06.2018:

1. TheTrumpeter. Лейтенанту Л-му
(номинатор: marko)
(5: Yankka, SukinKot, SamarkandA, marko, Algiz)

Я не был там. Я там не буду.
Я просто у окна сижу.
Луны латунную посуду
цепной собакой сторожу.

Твои соратники убиты.
Твои друзья погребены.
Что мне солдата и левита
стихотворения и сны?

Я не вмерзал с тобою в воду,
с тобой портянки не сушил,
не воспевал с тобой свободу,
углей в костре не ворошил.

Не совершал твоих ошибок.
Свои ошибки совершал.
И без особенных ушибов
готов приветствовать финал.

Но в этот час, ночной и звучный,
дающий так частить часам,
я ничего не знаю лучше,
чем — каждый выбирает сам

себе — оружие, дорогу,
повестку, рану, каждый вдох,
как будто дела нету Богу,
как будто непричастен Бог.

И жутко мне такое счастье.
Плывут луна и облака
в огромном небе соучастья,
неощутимого пока.

marko: Как-то вот соскучилось без незатейливой гражданской лирики. И опять же (с некоторой натяжкой, естессна) размышление в ночном интерьере а-ля я-сижу-у-окна-за-окном-осина... слегка пахнуло Иосифом...

cosmeat: Стихотворение-загадка. В самом деле, кто такой этот «Л-му»? Если Лермонтов, то причем тут соратники и портянки? Думаю, что не было ни первых, ни вторых. Так и вижу эту картину маслом — Лермонтов, наматывающий портянки. Прошу извинить за ёрничество, ибо стих неплохой. Луна и часы особенно понравились.

TheTrumpeter: Г-н Ведущий. Там под Лейтенантом комментарий, часть которого процитирую: «В начале войны он назывался — диверсант широкого профиля. Отличное определение поэта, по моему...». Привожу его, сильно беспокоясь за стабильность Вашего психического состояния. Осознание того, что «поэт — не Лермонтов», может привести к догадке, например, что «фрукт — не всегда яблоко», что чревато катастрофическими последствиями для представлений о дозволенном. Следующим может быть только крах мироустройства...

natasha: Честно говоря, я хотела попенять Владу за «...Л-му», ибо мне казалось, что совершенно ясно из стихотворения, кому именно оно посвящено. И поэтому совершенно непонятно тут наведение эдакой интимной как-бы таинственности. Серёжа (cosmeat), вы и правда не знаете, «...Л-му» это кому, или вы так шутите?

SukinKot: Я не уверен, но рискну предположить, что это посвящение Юрию Левитанскому. Не уверен, потому что не знаю, был ли поэт диверсантом. Лейтенантом точно был.

natasha: Серёжа (Кот), а я уверена. Конечно, ему, Левитанскому.

TheTrumpeter: Наташа, я не думал, что тут возможна таинственность. Думал, все сразу понятно. Был, служил в войсках НКВД. Лейтенантом был. Подвигов и ошибок в жизни насовершал. Так и таких, что можно и с Лермонтовым перепутать. Мне кажется, мы им не судьи. Ни тому, ни другому. «Богатыри, не мы!» — если перефразировать одного из них.

natasha: Влад, прожить долгую, простую жизнь, оставаясь всегда просто порядочным и любящим близких человеком, это тоже большой и трудный подвиг, порой, даже потруднее, чем подвиги известных «богатырей».

SukinKot: Ну тогда понятно. А то я думал, мало ли кто еще. Еще был одессит Марк Лисянский — автор слов гимна Москвы. Правда, он, вроде, в войсках НКВД не служил, но диверсионные группы были засекречены, так что всякое может быть. Командовал взводом, так что мог носить лейтенантские погоны.

natasha: Да, не лейтенант, а стих его «Каждый выбирает для себя». Это же на слуху, как... ну, как «Катюша» какая-нибудь, например...

cosmeat: Хм-м... у меня на букву «Л» тока Лермонтов. Такая вот избирательная библиотека...

SukinKot: И проголосую я за это стихотворение. Другие в Шорте тоже показались достойными, но это больше пришлось. Не совсем понял, почему солдату и левиту. Левит — это намек на фамилию или национальность? Но левит — это прежде всего священник. Видимо, поэт здесь предстает в образе священнослужителя. Немного резануло слово «нету», которого, как известно, нету в литературном языке. Знаю, знаю, что больше поэты так писали. Просто надо к чему-то придраться, только хвалить в Шорте как-то неприлично.

natasha: Не, левит, мне кажется, это прежде всего человек из рода Левия, а потом, может быть, и священник, а может, и нет. Я думаю, что сама фамилия как бы увеличивает вероятность того, что если не сам Левитанский, то, может быть, его предки, считали происхождение своего рода из колена Левия. Потому, наверное, можно, назвать как-бы символично Левитанского левитом.

SukinKot: Наташа, для человека, который прочел Ветхий Завет (а эти книги Библии совпадают с иудейскими), левиты — это прежде всего священнослужители. Я думаю, что здесь намек на то, что поэт работает со словом, как с чем-то священным. Ну и намек на фамилию, возможно, тоже — почему бы не подстрелить одной метафорой двух зайцев?

natasha: Да, Серёжа, конечно, вы правы. Тут не два, тут даже много убитых зайцев получается.

ecce-cor-meum: О чем сказал лейтенант, всем понятно. А о чем сказал Влад? Просто повторил за Левитанским, то есть, спопугайствовал. И в этом вся его заслуга.

SukinKot: Там где каждый выбирает для себя? Но Влад ведь не то чтобы повторил, а высказался насчет этой мысли.

marko: Дима, по мне, например, в твоем «Vox popuri» попугайствия ровно на 97,5 процента больше. Только не считай это переходом на личности, ладно? Просто ближайший пример попалсо... Стихотворение Влада, на мой взгляд, представляет собой классическую оборотку. Своего рода ответ, реплику, перекличку мыслей, попытку сравнения исторического контекста оригинала с тем, в котором имеет место быть ЛГ оборотки. Последнему явно удивителен сам процесс осознания созвучия и согласия собственного жизненного опыта с выводами отдаленного во времени предшественника. Причем в поэзии такое осмысление простейших, казалось бы, истин, обычно обрастает эмоциями (помните, у Владимира Семеныча — «я от восторга пррры-га-ю, я обхожу иску-у-усы, хорррошу-ю религи-ю пррридумали инду-у-сы»... при сравнении текстов оригинал выглядит куда суше, лаконичнее, телеграфнее оборотки, хотя в оригинале присутствуют, хоть и в меньшей степени, и эмоции, и даже некоторый пафос. У Влада же эмоциональный момент перемещается на первый план («и жутко мне такое счастье»). Это — раз. А еще (это — два!) в тексте Влада появляется, так сказать, третья сила («как будто дела нету Богу, как будто непричастен Бог»): то ощущение счастья, которое переживает ЛГ, как раз и возникает от иллюзии беспредельности собственной свободы, когда (вроде как) человеческий выбор никак не зависит от влияния высших сил, будь то бог, теория вероятности или зловещая мировая закулиса.

ecce-cor-meum: «Vox popuri» — это, вообще-то, пародия на стих Тебуры. И «попугайствия» в ней ровно столько, сколько в оригинале. В процентах не считал, но тебе я верю. Хорошая идея — считать стих Влада обороткой. Ведь не зря же автор предлагает расширить рамки традиции и перейти от выбора оружия, женщины и дороги к выбору повестки. Очевидно, на Страшный Суд.

ole: А меня первая же строчка Влада сразу отослала к другому:

Ну что с того, что я там был?
Я был давно, я все забыл.
Не помню дней, не помню дат,
Ни тех форсированных рек.

Я неопознанный солдат,
Я рядовой, я имярек.
Я меткой пули недолет,
Я лед кровавый в январе.
Я крепко впаян в этот лед,
Я в нем, как мушка в янтаре.

Ну что с того, что я там был?
Я все забыл, я все избыл.
Не помню дат, не помню дней,
Названий вспомнить не могу.

Я топот загнанных коней,
Я хриплый окрик на бегу,
Я миг непрожитого дня,
Я бой на дальнем рубеже,
Я пламя Вечного огня
И пламя гильзы в блиндаже.

Ну что с того, что я там был,
В том грозном быть или не быть?
Я это все почти забыл.
Я это все хочу забыть.

Я не участвую в войне —
Она участвует во мне.
И пламя Вечного огня
Горит на скулах у меня.

Уже меня не исключить
Из этих лет, из той войны,
Уже меня не излечить
От тех снегов, от той зимы.
И с той землей, и с той зимой
Уже меня не разлучить,
До тех снегов, где вам уже
Моих следов не различить.

natasha: Что касается стихотворения TheTrumpeter «Лейтенанту Л-му», то мне в нем не нравится именно отсылка к знаменитому стиху Левитанского «Каждый выбирает для себя», ибо не нравится совсем и само это стихотворение Левитанского. Ну, вот только вдумайтесь, и поймете, что по сути это просто пафосное бла-бла-бла. Ибо никто ничего не выбирает, ибо, как правило, нет никакого выбора, а если иногда и выбирает, то как правило ошибается...

SukinKot: Ну да, сам выбирает и сам ошибается. У вас никогда не было, что кто-то там наверху выполнял самые заветные ваши желания, а вы потом удивлялись: и это то, о чем я мечтал?

Algiz: У меня — было... Вообще, всю жизнь ощущение, что-то кто-то «там, наверху» — целенаправленно пасет... Не знаю, хорошо это или плохо... И все-таки сильнее других мне услышался Лейтенант Левитанский. М. б., потому что огромное неощутимое небо соучастья после этого стиха становится ближе... с каждым днем.

natasha: О каком «неощутимом небе соучастия» идет речь? Объясните ради бога. Мне это кажется «развесистой клюквой».

Algiz: Наташа, это то самое общее небо, под которым мы все живем... И тот самый бог, под которым ходим. Мы же все повязаны и этим небом, и этим богом, потому и — соучастники. А мне еще вспомнился тут БГ — смотри, небо становится ближе... с каждым днем...

SukinKot: Я так и не понял идеи насчет попугайства, по каким критериям оно определяется. Дым отечества у Грибоедова — это попугайство? Ведь заимствованная фраза.

ole: Насчет попугайства, думаю, просто — ну, сказал Дима глупость. Бывает... Не понимаю, почему все так зациклились на «каждый выбирает». Первые четыре строфы там — явный отсыл к «ну что с того». «Счастье» в конце резануло. Разговор о выборе, а не о счастье. И не обозначено оно там ни разу. Разве что как рифма с «соучастью». Оборотка в чистом виде. И ничего плохого в этом нет.
 

Сальто в сон

ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 25.05–01.06.2018:
 
(номинатор: natasha)
(4: TheTrumpeter, natasha, Max, rash79)

natasha: Стихотворения Волчи почти всегда красота бессмертная — так поддается ей слово — легки, непринужденны, узнаваемы, очень богаты поэтически (во всех опциях). Так и в этой композиции все стихотворения хороши, но особенно меня тронуло последнее, в котором (не вполне обычно для Волчи) ясно и безоговорочно утверждается «веретено любви рождает мир...». При этом все сказанное прежде этого вывода так гармонично, волнующе* и чувственно, а значит, убедительно, что я вот Волче поверила, что, да, вот, именно оно — «веретено любви». Такая убедительная сила автора, пробуждающая «чувства добрые» дорогого стоит.
*слово изменено на единственно правильный вариант — новодельного гопнического «волнительно» нет ни в одном словаре, а его употребление на Решетории чревато лишением канпота — ред.

cosmeat: Веретено любви, говорите? Да уж, понаверчено, понакручено. Кстати, об ужах: «недоля уж секатором грозит...». Не лепо ли этого «ужа» тем же секатором вырезать?..

Max: ...Отдельные образы показались интересными... Странное впечатление от нынешнего шорта. Будто все стихи сочинены на салфетке / коленке одним и тем же автором от нечего делать. Не увидел внятных тем, там же, где они смутно угадываются (например, стих о лейтенанте), воплощение меня не убеждает.
 

Здесь всё не важно

3. baracud. Здесь всё не важно...
(номинатор: Volcha)
(3: cosmeat, ole, Volcha)

cosmeat: Согласен с автором в главном — здесь всё не важно. Даже в этом шорте...

ole: Проголосую за baracud «Здесь всё не важно...». О нем здесь говорили меньше всего. Возможно, потому, что по сути добавить нечего. Все сказал автор.

marko: Баракуд... Мне порой кажется, что он, что называется, не от мира сего — в смысле, вхож в некие альтернативные реальности, простым смертным не видимые, не слышимые ими и не ощутимые. Признак, на мой взгляд, истинного мастерства и недюжинного таланта. Про альтернативные реальности поясню — в «Здесь всё не важно...» присутствуют прямо-таки магические строки, которые немножко взбалтывают мой каменеющий мозг: «Из Петербурга плохие вести... Совсем плохие... Он не построен...» (отакто, ага), — что-то подобное есть и в тексте «В городе сумерки...» («Странная весть: Вроде бы, умер я Несколько дней назад, Только не весь...»), — и в других («...до зари. А придет ли она? Неизвестно. Говорят, что вчера не была»). И знаете, такое смешение реальностей, плоскостей и объемов, временами на грани сюра, по моему сугубо субъективному мнению, позволяет поэтическому тексту восприниматься в разы выигрышнее и глубже, быть именно поэзией, а не набором рифмованных ритмических строк.

ole: marko, спасибо за обзорчик о баракуде. Примерно так и я его воспринимаю...

Volcha: К барьеру! — Воскликнул лейтенант и выстрелил в воздух. Одним стихом убило много зайцев. Мазай в ярости, поклонники — в погонах. Но речь не о них. Вылавливая ужей, каждый встречный направляет. Не надо читать утром новых газет. Других нет? Тогда никаких и не читайте. Стеклянный день в роговой оправе хорош. То ли черепаха, то ли очки. Но смотрит, не мигая, от чего смаргиваешь, вздрогнув от предчувствия, — ан уже и вечер. Хорошо, что верхи и низы в развращенном избытком сговоре — как прежде и слава богу. Кто-то выпал в прошлое и тащит, тащит за собой в непостроенный Петербург. А тут и некто смутный наденет зловещий кривой кафтан. Нет, здесь надо, как минимум, гавкнуть.
 

Русалка

4. TheTrumpeter. Месяц русалок
(номинатор: natasha)
(1: Rusalka)

cosmeat: Вообще-то, я не ханжа и готов согласиться с тем, что у каждого свои представления о дозволенном и приличном, но после «сосцов» я задул свечку и вышел, поскольку третий, то бишь читатель, тут лишний. Впрочем, главное — чтобы объекту посвящения понравилось.

 

СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ 25.05–01.06.2018:

Номинировано: 4
Прошло в Шорт-лист: 4
Шорт-мэн: TheTrumpeter
Чудо-лоцман: marko
Проголосовало: 13

Конец весны

 

Автор: marko


← ПредыдущаяСледующая →

10.07.2018
Пошуровать и удобрить. Выбираем Произведение и Автора Весны-2018

26.06.2018
Шорт-лист недели 18–25.05.2018: О нежелательных рифмах

Читайте в этом же разделе:
26.06.2018 Шорт-лист недели 18–25.05.2018: О нежелательных рифмах
24.06.2018 Шорт-лист недели 11–18.05.2018: Ох, мол, и ах
22.06.2018 Шорт-лист недели 05–11.05.2018: На камнях родины
19.06.2018 Шорт-лист полумесяца 20.04–04.05.2018: Хранитель пивных
17.06.2018 Шорт-лист полумесяца 06–20.04.2018: Сплошное Это

К списку


Комментарии

26.06.2018 23:21 | Volcha

шорт-леди TheTrumpeter повеселил))

а молодцы авторы и взволнованные неравнодушные - вон сколько букаф наговорили-написали, аж клавиши раскалились! )

27.06.2018 12:51 | ole

А где дзен?

27.06.2018 13:46 | (голос за кадром)

Товарищи! На Решетории творческим личностям недокладывают дзена! Пока не поздно - спасайти личностей! :)

27.06.2018 13:51 | (голос за кадром)

Или вот, к примеру - в текущем шорте полумесяц скоро канет в лето, а как была пустота в начале, так она и в конце. Откуда тут, спрашивается, дзену взяться! Я вот думаю, может, задеть кого-нить за это самое, за живое, обложить, нахлобучить, возникнет противоречие, конфликт, разность потенциалов. И родится дзен.

27.06.2018 13:51 | ole

Пока не поздно, спасайте дзен!
А творческие личности где только не пропадали. И там, и сям не пропадали. И не пропадут.))

27.06.2018 13:55 | ole

Пустота в ленте рождает пустоту в шорте. Ну а что еще может родиться от пустоты.

27.06.2018 19:01 | Volcha

из пустоты родилась вселенная, говорят 8)
кого бы задеть за это самое, за живое?)) меня вот мануальный терапевт так за живое позадевал, шо живого места не осталось... или мёртвого. ежели болит - это ведь живое, да?))

27.06.2018 20:07 | ole

Да, Волченька. Одна из моих тетушек говорит: если утром проснулась и ничего не болит, значит, я умерла.
)

29.06.2018 13:12 | ole

Говорят, вселенная родилась от большого взрыва. Оно нам надо?

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон