Бывают люди, которым знание латыни не мешает все-таки быть ослами
(Мигель Сервантес)
Анонсы
27.10.2014
Шорт-лист недели 15–22.08.2014: И как волчий взгляд догорал закат
Стихотворение для полета фантазии, думай, как хочешь, понимай, как знаешь...
СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 15–22.08.2014:
(Номинаторы: Katrin & natasha)
(4: natasha, sleep, Katrin, ole)
(2: Shimaim, Volcha)
за подсказку образа благодарность мастеру PerGYNT
Заходил на днях Человек-стена,
три окна в плечах. Битый час молчал,
а сощурясь в даль, произнес — видал,
как смеялся град, как летел снаряд.
Расстегнул халат — видишь, люди спят?
Помню, пять утра и во мне дыра.
А они и днем... беспробудным сном...
Я кричал: «Подъем!»... я просел углом...
И как волчий взгляд догорал закат.
Тихо город-тир попросил уйти...
Не испил вина Человек-стена.
Он виной живет с той поры, как мертв.
Shimaim: Очень интересное стихотворение. Очень. Стихотворение, наполненное аллегориями и аллюзиями. Человек-стена — он кто? Тот, про которого говорят «как за каменной стеной» или тот, которого не прошибить ничем, кроме снаряда смеющегося «Града»? Тот, кто пойдет до конца или тот, кто не сойдет с мертвой точки? Стихотворение для полета фантазии, думай, как хочешь, понимай, как знаешь — этакий тест Роршаха, а автор сидит на своей мировой струне и, умалчивая о своей правде, наблюдает за попытками «увидеть».
Мнится мне, что поездка автора в некую столицу открыла в нем какое-то другое (второе ли?) дыхание.
Очень понравилась концовка-выстрел: «Он виной живет с той поры, как мертв»...
ole: Очень по мне и Сарин «Арбат», и «Бескрылье» ягуапарда, и чудовищный Розин таракан. Да и вообще, Лонг отличный. Голос за — mysha «Стены и человеки». Оно мне сегодня особенное.
MitinVladimir: Эх, Мыша, лучше бы у вас не было повода для написания этого стиха... Я вас от всего сердца поздравляю. Это очень знаковое произведение, да. И, увы, не только этой недели.
mysha: Спасибо всем, кто номинировал, кто голосовал и кто не голосовал. И Человеку-стене отдельное за то, что он выбрал меня.
ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 15–22.08.2014:
(Номинатор: MitinVladimir)
(4: Skorodinski, ArinaPP, SukinKot, MitinVladimir)
(1: Baas)
Shimaim:
Нет для нас ни погоста, ни крова,
Чтобы вместе лежалось легко.
И в стихах недостаточно крови,
А с избытком течет молоко.
Но под серой изменчивой сталью
Кочевых, перьевых жеребят,
Я тебя никогда не оставлю,
Даже если оставлю тебя.
Проплывая на крошечной льдине
Посредине жулья и жилья,
Я живу не тобою единым.
Но тобою единым жива.
Жил когда-то один раввин — Яков-Ицхак из Люблина. «Больше всего остерегайтесь тоски, — сказал рабби, — ибо она хуже и опаснее греха. Злые силы будят в человеке страсти не затем, чтобы его ввести в грех, а затем, чтобы охватила его тоска». Не знаю, почему мне пришли на ум именно эти строки после прочтения стихотворения Сары. Может, потому что я почувствовала эту безнадежность, безвыходность чувства главной героини, ее метания «я тебя никогда не оставлю, даже если оставлю тебя», «живу не тобою единым, но тобою единым жива»; увидела ее хрупкую фигурку, в одиночестве дрейфующую на льдине «посредине жулья и жилья»; ощутила это желание вырваться из кольца любови обреченной, для которой нет «ни погоста, ни крова» — ведь так бывает, что для «вместе» нет места, где бы «вместе лежалось легко». Как сказал Ремарк: «Любовь — не зеркальный пруд, в который можно вечно глядеться. У нее есть приливы и отливы. И обломки кораблей, потерпевших крушение, и затонувшие города, и осьминоги, и бури, и ящики с золотом, и жемчужины... Но жемчужины — те лежат совсем глубоко». И героиня это прекрасно понимает.
Одновременно, полетом ласточки в небе, в стихотворении промелькивает неудовлетворенность — «в стихах недостаточно крови, а с избытком течет молоко». (Здесь я подумала — хорошо, когда молоко, ведь у некоторых получается: вода, вода, кругом вода.)
Очень понравился образ «под серой изменчивой сталью / кочевых, перьевых жеребят».
Хорошая женская лирика в стиле Сары, мастерски исполненная, с солью в конце: «Я живу не тобою единым. / Но тобою единым жива»...
(Номинатор: white-snow)
(2: white-snow, Baas)
Shimaim: «Она его за муки полюбила, а (он) я ее — за состраданье к ним» — написал классик. Должна признаться, текст Розы таки вызвал у меня ряд разнообразных эмоций, от емкого «ого!» до хиханького «абалдеть!». Суть произведения — у ЛГероини в туалете поселился таракан. И не просто таракан, а тот, про которого еще в 1921 году написал Корней Иванович Чуковский, дав ему верное имя — Тараканище. (Поверьте на слово, я знаю, о каком монстре идет речь) ЛГиня своего тараканища (-у, -е) одушевила и нарекла Витей, а так же наделила депутатской неприкосновенностью. Смею предположить, что сей подозрительный тип тараканьей наружности просто загипнотизировал ЛГиню своими усищами, шевелящимися из-под двери, куда он прятался (прячется) при включении в туалете света. Сердобольная ЛГиня, подкармливая Витю хлебушком, ищет способы выкурить нового квартиранта из щели в двери, куда тот таки да вселился без ордера. Впечатлительную ЛГиню напугал прогноз подруги, что тараканище в убежище (просто хедер битахон, Роза) основал новую ячейку общества и скоро осчастливит семейство ЛГини молодыми витьками...
П. С. Кстати, у того классика, чьи слова я приводила в самом начале спича, Отелло таки придушил Дездемону, Роза.
Rosa: У меня из-за него — когнитивный диссонанс. Эта падла грызет дверь по ночам, я боюсь в туалет заходить, до полуобморока, а трогать его нельзя.
Был у нас давеча обстрел. Бросилась я, значит, искать убежища, и залезла в какую-то нору под многоэтажным домом. Пришла и рассказываю мужу, что пряталась в дыре, а он мне говорит — ты, мол, как Витина мама...
Shimaim: Розичка, ты нонче как ночью в тувалет пойдешь, ты халу с собой прихвати и сообщил ВиктОру, шо он таки стал суперзвездой. Самый приличный таракан среди людей получился.
(Номинатор: Rosa)
(2: Rosa, CicadasCatcher)
Shimaim:
Распрощайся с осенью. Все равно с ней
Не спасешь ни памяти, ни пути.
Что ни год — отчаянней и несносней
От предзимья к снегу себя нести.
Постарайся птицей отголоситься,
И войди в метельные времена.
По твоим следам проскользнет лисица,
Проверяя лапами письмена.
Беззаботно иней смахнешь с куста ты.
И увидишь, лисий не чуя мех,
Что один стоишь на краю цитаты
И чернильной точкой врастаешь в снег.
Мы все когда-нибудь уйдем. Этого не изменить, и не избежать. Мы — солнца на небосклоне, и за рассветом следует закат. Мы переживаем разные времена — сезоны: весну, лето, осень и зиму... И надо уметь принимать смену времен: «Распрощайся с осенью. Все равно с ней не спасешь ни памяти, ни пути», хотя порой так не хочется или не можется, а с возрастом почему-то все сильнее хочется жить, особенно в преддверии зимы. Мне почему-то стало очень грустно от этой неизбежности, а еще от одиночества, которое соло звучит в этом стихотворении. Хотя вот и Чехов говорил, что человек всегда один (одинок). Он один приходит в этот мир, и уходит один.
Хорошее стихотворение, очень. Наполненное звуками музыки: «От предзимья к снегу себя нести», «Постарайся птицей отголоситься», «По твоим следам проскользнет лисица, проверяя лапами письмена».
Особенно понравилась финальная нота: «Один стоишь на краю цитаты / И чернильной точкой врастаешь в снег».
(Номинатор: mysha)
(1: mysha)
Shimaim:
Если б кто-то меня спросил:
— Ты хотел бы летать, как птица?
Я б, бескрылый, набравшись сил,
тихо выдохнул: пусть синицам,
журавлям, лебедям, фламинго
остается бескрайняя синь...
Ну зачем ты меня спросил?..
«Ноги, зачем вы мне, ведь у меня есть крылья», — написала в своем дневнике Фрида Кало, которую, к слову сказать, всю жизнь преследовал рок. И мне кажется, что крылья есть абсолютно у каждого человека, мы их расправляем и парим, когда влюблены или счастливы, или когда получается сделать важный шаг; да и вообще — много поводов есть для того, чтобы чувствовать себя окрыленным.
Вполне логично, что ЛГерой на риторический вопрос «ты хотел бы летать, как птица?» ответил так, как ответил. И тут же начал терзаться — «ну зачем ты меня спросил?».
Мне вспомнился один эпизод, рассказанный Диной Рубиной (она в Одессе хотела купить себе кофточку, и очень долго выбирала, видимо, испытывая терпение продавщицы):
— Дама! Шо вы с себя строите?
— Понимаете… — проговорила я — Вот если б на этой майке были цветы…
— Да-а-ама! — пропела она презрительно — Вам нужны цветы?! Так по-са-ди-те их!
Вот и мне почему-то захотелось сказать ЛГеру — ви хочите летать? Так купите себе дельтаплан!
А вообще, у меня появилось предложение. Рационализаторское. Давайте друг для друга станем «Ред буллом»! Ибо, если верить рекламе: «Ред булл» окрыляет!
(Номинатор: Shimaim)
(1: Shimaim)
Shimaim:
Когда я шла, Арбату вопреки, —
Влюбленных войск
уставшая пехота,
То как с руки взлетали мотыльки,
Внебрачные сыны аэрофлота,
На сердце, заселенное никем,
На острова морщинистой известки.
Я по бульвару шла, как по реке,
Боясь, что утону на перекрестке.
Ну где же ты, вся доблестная рать?
Где конница и лучников опора?
Мне не с руки одной здесь погибать
Под желтую улыбку светофора.
А где-то небо — моря поперек.
И в мутное стекло я снова вижу,
Как девочка стремится за буек.
Как мальчик на причале неподвижен.
У вас так бывает: долго ждет выхода новой пластинки любимой группы, покупаешь ее в день релиза, бежишь домой, чтобы скорее послушать, и слушаешь, слушаешь, слушаешь, отмечая новое звучание знакомого тембра голоса, или по-новому звучащую музыку, вроде бы характерную исполнителю, но другую, и в какой-то момент говоришь себе: «Wow! Вот это... да!»? Это стихотворение для меня — та самая песня, про которую я говорю — Вау. Я очень пристрастно отношусь к Саре, поскольку уже лет семь знакома с ее творчеством, и ранняя Сара мне очень напоминала раннюю Земфиру, да и сейчас напоминает. А это стихотворение напоминает мне фильм «Амели». Оно живое, движется, дышит и говорит.
Каждый образ: «мотыльки — внебрачные сыны аэрофлота», «на сердце, заселенное никем», «острова морщинистой известки», «по бульвару шла, как по реке, боясь, что утону на перекрестке», «под желтую улыбку светофора» — живой. Ты просто попадаешь в видеоряд и идешь рядом с героиней.
И одновременно с этим видеорядом, я почему-то вспомнила «Триумфальную арку» Ремарка: «Прохладный вечер, терраса, потонувшая в грохоте морского прибоя, небо в улыбке закатного солнца, полное колокольного перезвона далеких звезд... А во мне, подумал он, горит прожектор, его холодный луч выхватывает из мрака будущего немые месяцы, скользит по ним и снова шарит во тьме, и я уже знаю все и хотя еще не чувствую боли, но твердо знаю — боль придет, и жизнь моя вновь прозрачна — как этот бокал, полный чужого вина, которое не долго останется в нем — иначе оно перестоит, превратится в уксус, уксус перебродившей страсти». Наверное, меня подтолкнул к этому финал: «Как девочка стремится за буек. / Как мальчик на причале неподвижен»...
(Номинатор: tamika25)
(1: tamika25)
(Номинатор: Finka)
(1: Finka)
Finka: Примечательное стихотворение, в плане того, что это — хорошая философская лирика, которой довольно мало, да и много-то ее не напишешь, не пишется такой формат (говоря современным языком) в большом количестве, просто не напишешь его, нет такой жизни.
В небесах тяжело и дождливо.
В предрассветье — меж ночью и днем —
Бродит медленно старая ива,
Мне шепча: «Подождем... Подождем...
Законченная, крепкая строфа. В небесах — тяжело, не тяжелые небеса, а тяжело — возникает ощущение внутренней тяжести на душе автора (ЛГ). Бродит ива — тоже хороший образ — качает ветвями, и ЛГ также не находит себе покоя. Связь ивы с ЛГ очень хорошо обрисована.
А чего еще ждать? — Все уж было
В заколдованном Царстве Теней.
Но какая же чудная сила
Дышит верой спокойною в ней?
Я ведь тоже дышал сладкой верой —
Мнимой силой лукавых идей,
Утонувшей в безрадостно серой
Безнадежности долгих дождей.
Следующие две строфы, обращение к иве. Автор как бы с безнадегой, с опущенными руками, говорит о неудавшейся судьбе. Но все же...
Но по-прежнему, неторопливо,
В предрассветье бродя под дождем,
Утомленная мудростью ива
Шепчет мне: «Подождем... Подождем
Есть надежда в этом стихотворении. Она присутствует и в том, что автор не отмахнулся от «подождем», а все-таки закончил рефреном «подождем... подождем» — он остается у него в памяти. Он дает надежду. Случайно ли или нет, думаю случайно (и хорошо), размером выбран восходящий метр (опять надежда на подъем), такой анапест — преодоление, если хотите. Есть, конечно, у меня небольшие замечания (они всегда есть), но, в общем и целом — это печатный вариант. До этого я находил у автора отдельные строчки, строфы, это же — законченное и очень неплохое стихотворение, в традициях русской философской лирики.
(Номинатор: MitinVladimir)
(1: Ptenchik)
MitinVladimir:
Обо мне говорят — что только не говорят!
Что из-за меня заболел Джим, попал в аварию Том
Говорят, что во мне ничего нет, кроме брызг за окном,
Кроме пустых улиц, залитых фонарными отблесками
У меня нет сил, чтобы слышать всех; я слаб
Я глохну от шагов своих, я слепну от ваших глаз
У меня ничего нет, кроме шепота — здесь и сейчас
Каплями, каплями об асфальт исчезаю...
Чувствуешь? Я здесь, я рядом с тобой,
Ты молчишь — уже столько лет, а ты все молчишь.
Я не писал для тебя стихов, не срывался с крыш,
А ты по-прежнему думаешь обо мне ночью
И я бы готов стать радугой, но осень так тянет вниз
С листьями кувыркаться в порывах ветра...
Ты так долго молчишь, что, наверно, уже не ждешь ответа,
А я бьюсь о водную гладь, не в силах сказать ни слова
Но вот я пришел к тебе, жалок и весь продрог,
Все твои сны рукою своей разрушив...
Тебе не дает покоя дождь —
но ты все равно сейчас уйдешь!
Так слушай меня... Слушай меня... Слушай...
Обо мне говорят — что только не говорят...
Ты знаешь правду — но ты почему-то молчишь...
Да и кто я тебе? Всего лишь дождь
ночью...
Мне нравятся стихи, читая которые, понимаешь, что автору есть что сказать... Что первопричиной написания стиха явилась не случайно найденная красивая или оригинальная рифма, ради которой все и закрутилось, и не подсмотренный/подслушанный свежий (ой ли?) сюжет, а — откровение, желание поделиться, высказаться, не взирая и не ожидая...
Дождь... О нем не писал только ленивый. Казалось бы — сказано, пересказано. И очищающий, и уставший, и друг, и враг, и предатель, и эталон верности, и воплотившийся в кого-то или во что-то, и наоборот... Но, тем не менее, почему-то каждый раз, читая о дожде, лично мне становится немного светлее и легче, в воздухе, в реальном, взаправдашнем воздухе, ощущается смесь, которую хочется вдыхать, вдыхать гораздо глубже, чем это бывает обычно. Я не знаю, в чем секрет этого слова — «дождь» — и как его объяснить, но подобный эффект я замечал уже давно — и в стихах, и в прозе, и в голосе. В красивых стихах, в честной прозе, в искреннем голосе. Дожди и голоса... И любовь, конечно, а как же без нее...
ОСТАЛОСЬ В ИСТОРИИ:
(Номинатор: sleep)
Shimaim: Прошу прощения у авторов, на чьи произведения не отозвалась. Шорт чудесный, спасибо всем участникам!
MitinVladimir: Лара, тебе спасибо! Но знаешь, когда ты вот так вот говоришь, я сразу иду много курить, бо тревожно.
Shimaim: Я после очередной сирены, Володичка. Все в порядке — спасибо зарядке...
СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ: 15–22.08.2014:
Номинировано: 10
Прошло в Шорт-лист: 9
Шорт-леди: mysha
Чуды-лоцманы: Katrin & natasha
Голосивших: 17(+3)
Чадский-Буквоед: Shimaim
ВПЕЧАТЛИЛО:
Мнится мне, что поездка автора в некую столицу открыла в нем какое-то другое (второе ли?) дыхание (Shimaim)
Так бывает, что для «вместе» нет места (Shimaim)
Любовь — не зеркальный пруд, в который можно вечно глядеться. У нее есть приливы и отливы. И обломки кораблей, потерпевших крушение, и затонувшие города, и осьминоги, и бури, и ящики с золотом, и жемчужины... Но жемчужины — те лежат совсем глубоко (Эрих Мария Ремарк)
Я подумала — хорошо, когда молоко, ведь у некоторых получается: вода, вода, кругом вода (Shimaim)
У меня из-за него — когнитивный диссонанс. Эта падла грызет дверь по ночам, я боюсь в туалет заходить, до полуобморока, а трогать его нельзя (Rosa)
Самый приличный таракан среди людей получился (Shimaim)
Ноги, зачем вы мне, ведь у меня есть крылья (Фрида Кало)
Был у нас давеча обстрел. Бросилась я, значит, искать убежища, и залезла в какую-то нору под многоэтажным домом... (Rosa)
Мы — солнца на небосклоне, и за рассветом следует закат (Shimaim)
Давайте друг для друга станем «Ред буллом»! Ибо, если верить рекламе: «Ред булл» окрыляет! (Shimaim)
Стихотворение напоминает мне фильм «Амели». Оно живое, движется, дышит и говорит (Shimaim)
Я не знаю, в чем секрет этого слова — «дождь» — и как его объяснить (MitinVladimir)
Не пишется такой формат в большом количестве, просто не напишешь его, нет такой жизни (Finka)
Когда ты вот так вот говоришь, я сразу иду много курить, бо тревожно (MitinVladimir)
Я после очередной сирены, Володичка. Все в порядке — спасибо зарядке... (Shimaim)
Автор: Владимир МИТИН («Решетория»)
Фото: Владимир МИТИН («Решетория»)
Читайте в этом же разделе:
26.10.2014 Шорт-лист недели 08–15.08.2014: Есть ли такой вопрос на какой ответ
25.10.2014 Мне бы сакуры нежность в ладони налить... Итоги турнира № 54
19.10.2014 Шорт-лист недели 01–08.08.2014: Но первой в петле задыхалась жалость
19.10.2014 Шорт-лист недели 25.07–01.08.2014: Мой Соломон, ты же… Бог? Скажи мне…
14.10.2014 Я колбасу люблю на слух. Итоги турнира № 53
К списку
Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.