На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
22 декабря 2024 г.

Растить в душе побег уныния — преступление

(Омар Хайям)

Анонсы

19.10.2014

Шорт-лист недели 25.07–01.08.2014: Мой Соломон, ты же… Бог? Скажи мне…

Это, конечно, уловка, но уловка мастерская. Браво!..

                              Ревность

                              СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 25.07–01.08.2014:
 
                              1. MashaNe. Ревность (Монолог Изиды)
                              (Номинатор: MitinVladimir)
                              (5: SukinKot, CicadasCatcher, Shimaim, Ptenchik, MitinVladimir)
 
                                                            Положи мя, яко печать, на сердце твоем,
                                                            яко печать, на мышце твоей:
                                                            зане крепка, яко смерть, любовь,
                                                            жестока, яко смерть, ревность:
                                                            стрелы ее — стрелы огненные.
                                                                        (Песнь Песней)
 
                              Страсть — это тоже горнило власти.
                              Лунные ночи — наги, бесстыжи.
                              У Соломона в покоях счастье
                              в образе девочки рыжей-рыжей.
 
                              Солнцем обугленная дикарка, —
                              кладезь природной любовной прыти.
                              Женская мудрость — сгореть, так ярко,
                              чтобы собою его насытить.
 
                              Спросит, заластится, заискрится,
                              звуки, как мочку губами тронет:
                              «Книги — такие ручные птицы,
                              если кормить их теплом ладоней?»
 
                              Шепотом выдохнет, так серьезно,
                              глупый исток виноградной жизни:
                              «Ты зажигаешь луну и звезды?
                              Мой Соломон, ты же... Бог? Скажи мне...»
 
                              Дурочка — я! Мне бы быть такою
                              девочкой, ящеркою песочной...
 
                              Воин, убей их!
                              Убей обоих!
                              Слышишь?!
                              Убей их сегодня ночью!
 
CicadasCatcher: «...Дроздов, наоборот, работал много и охотно. Он был готов писать на любые темы. В любых существующих жанрах. А главное — с любых позиций. Случалось мне давать ему на рецензию книги. Дроздов уточнял: Похвалить или обругать? Однажды Баскин заявил: Мы обязаны выступить на тему советско-афганского конфликта! Дроздов заинтересованно приподнялся: На чьей стороне?..» С. Довлатов. «Ремесло».
 
Я вот тоже так хочу. Но когда хочется поругать, а надо похвалить, хвалю, чего уж там, но лучше б просто поругал, ибо получается смесь сарказма с неприкрытой лестью. С наоборот тоже не всё в порядке: ругаю, но улыбаюсь во всю моську лица, а тот, кого ругаю, в ответ тоже начинает постепенно улыбаться. И, в конце концов, наступает момент, когда мы просто улыбаемся друг другу и ничегошеньки не понимаем. Посему заранее прошу прощения за возможные неуместности.
 
Очень женское стихотворение... Из тех стихотворений, которые нужно читать залпом, не останавливаясь, собирая на лету образы, обороты и тонкие намеки, как набираешь в ладонь разных специй для смеси, а в конце, выдохнув, втягивать воздух медленно-медленно и наслаждаться послевкусием. Да. Послевкусие. И ничего больше не надо.
 
Но черт же меня попутал в попытках умом докопаться до сути и искать связь Соломона и Изиды. Пришлось окунуться в Купринскую «Суламифь». И лучше б я этого не делал — вопросов стало больше, чем ответов... Но в любом случае, браво! Слова простые, обороты без лишнего изыска, стройный ритм — это то, что дает возможность, не отвлекаясь, ощутить послевкусие сполна, почувствовать как бы из себя, а не позаимствовать от автора. Это, конечно, уловка, но уловка мастерская. Браво!
 
Этому стихотворению отдаю и мой голос — за мастерское исполнение, удивительное послевкусие и стимул побродить по незнакомым мне дотоле литературным закоулкам.
 
natasha: Шорт и существует для того, чтобы обсудить важные вещи. Поэтому, посомневавшись (не скрою), все-таки выскажу свое мнение о стихе Маши подробнее.
 
Классический пример литературного кича. Почему? Посмотрим, выполняются ли все формальные признаки? Итак:
1. Копия или обработка классического, общеизвестного подлинника — есть.
2. «Голливудские» кнопки: секс (любовь, эротика), мелодрама (умиление, жалость), страх (кровь, ужас, мистика) — задействованы все.
3. Штампы (горнило власти, рыжая девочка, солнцем обугленная дикарка, женская мудрость, кормление птиц с ладоней, зажигание луны и звезд, мой Соломон, дурочка, опять девочка).
4. Исполнение: с явными техническими недостатками. Композиция: а вы поняли сразу, что это монолог богини (!)? Для меня монолог начался со слов «Воин, убей их!». До этого было повествование автора. В итоге, образа богини, судя по названию главной героини стихотворения, нет. Первая строчка — «нашлепка», банальное глубокомыслие: «Страсть — это тоже горнило власти». Тоже? А что еще? Далее об этом забыто. Или: «глупый исток виноградной жизни» — это как понимать? Лишь как намек словом «виноградной» на сюжет подлинника?
 
Отличить «кич» от «настоящего» бывает очень трудно. И кич «цепляет» всегда. А как же? Иначе его бы и не сотворяли (пресловутые кнопки работают, хорошо «продаются»). Поделюсь опытом. Это не универсально, но часто помогает. Представьте себе «это» в виде живописной или скульптурной композиции. Представили? Понравилось? Тогда вешайте на стену или ставьте на комод.
 
MitinVladimir: Машу с заслуженной победой! А «китч» ее произведение или «истинное» покажет единственный объективный судья — время. Пока же пусть повисит тут, у нас на главной, в рамке — «стихотворение недели».
 
natasha: Ой, ё... Забыла сказать самое главное. МашенькаНе, и не верьте ни одному моему слову.
 
MitinVladimir: Нет, Наташ, на самом деле вы очень интересно написали. Есть о чем подумать, на будущее, и не только Маше. Там и коммент ваш под этим стихом тоже интересный. Спасибо за неравнодушие!
 
MashaNe: Упс... заработалась и триумф с китчем пропустила... Всем-всем большое спасибо!
Наташа, отдельное спасибо, и я решила, что все же должна ответить за свои слова, ой, стихи. Таки да, сомневалась, но перенесла к себе, под текст, чтобы шорт не нагружать. И немножко позже, обязательно отвечу.
 
 
                              На скамье 
 
                              ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 25.07–01.08.2014:
 
                              2. natasha. На скамье
                              (Номинатор: MitinVladimir)
                              (1: Skorodinski)
 
MitinVladimir: Стихотворение — монолог-размышление-откровение с самим собой, с самой собой. Усталость, депрессия, опустошение, безразличие. Все, что остается важным, значимым, что еще дает силы жить — ангел в небесах. Ангел-хранитель? Душа самого дорогого человека? Или это одно и то же?..
 
CicadasCatcher: Еще одна жемчужинка в этом шорте. Напевное. Светлое послевкусие с горчинкой. Немного зацепило наигранностью «ауканье о своем». Ведь аукать — это, по сути, звать. Звать о своем — не клеится. Если о своем, то к месту будет — говорить, шептать, мурлыкать. Но все же авторский оборот мне кажется здесь простительным, поскольку не разрушает ощущения от картинки в целом.
 
Немного колеблешься между тем, присесть ли рядом и поддержать, а может и дряпнуть вина за компанию, или пройти мимо и не беспокоить героя (а может быть и автора), но, в конце концов, склоняешься к последнему. Ведь герой, по сути, не одинок. Сейчас.
 
natasha: Дима, Володя, спасибо большое, я там подредактировала немножко (не успела здесь предупредить, Дим), но неважно. Спасибо.
 
CicadasCatcher: Ну, вот, Наташ, это совсем другое дело. Прости, я не подумал как-то, что за время рецензирования «собачка могла подрасти». Вчера вечером в файл все стихи перекидывал, а сегодня не посмотрел.
 
Skorodinski:Я сразу всполохнулся, неужели на скамье подсудимых?! А это — музычка, вино... Голосую.
 
                              3. NEOTMIRA. Delirium #2
                              (Номинатор: Katrin)
                              (1: Katrin)
 
CicadasCatcher: Название правильное. С этим не поспоришь. И самое главное, таким названием можно оправдать практически любое содержание...
 
Обилие метафор, аллегорий и прочих тропов создает переливающуюся, стробоскопически мерцающую картинку, которая способствует вхождению в некий психоделический головокружительный транс. Каждый из подмеченных автором образов есть результат созерцания. Спокойного, ничем не нарушаемого. Но самому созерцанию в стихотворении места нет. Что создает весьма ощутимый диссонанс. Не помогает и послевкусие. Оно сравнимо с ощущением, с которым вырываешься из душной, грохочущей и мелькающей вечеринки в дискоклубе. Возвращаться? Нет, увольте.
 
Переиграно и неестественно. Особенно лиловый цикорий. Во всё могу поверить, но не в лиловый цикорий. Но название оправдывает.
 
                              4. in-vitro. Беженке
                              (Номинатор: MitinVladimir)
                              (1: ole)
 
MitinVladimir: Очень честное стихотворение. Мужское. Без попыток обвинить, найти крайнего, без злобы и ненависти. Только беспомощность. И желание помочь. И снова беспомощность. Чтобы суметь признаться в этом — нужно быть очень сильным человеком. Не дай бог никому из нас поводов для таких признаний...
 
CicadasCatcher: В этом стихотворении много личного и поэтому комментировать его содержание я не возьмусь. Мусолить же тему войны совсем не хочется.
 
Вполне вероятно, что стихотворение давалось бы легче прочтению, будь оно выполнено немного совершеннее технически. Затертые рифмы, подогнанные фразы — богатое поле для редакторского возделывания. Пора засучивать рукава.
 
ole: Мой голос — «Беженке» in-vitro. Дима прав — и личное, и рифмы затертые. Но сегодня торкает только оно. Почему-то.
 
                              5. Pro. Нимбы, уроды и юроды
                              (Номинатор: natasha)
                              (1: tamika25)
 
CicadasCatcher: Цикл стихотворений, объединенных неприязненным отношением к разного рода личностям и обстоятельствам. Автора или лиргероя — история умалчивает. Гражданская лирика а-ля современный Макаревич (простите, дядя Андрей), но не Макаревич (баланс восстановлен).
 
По природе я визуал, поэтому любое стихотворение стараюсь преобразовать в картинку. Если не выходит, значит что-то не то: а) с моим восприятием (наиболее вероятно) или б) самим творением (как исключение из общего правила). В данном случае все вышло. Хотя и не факт, что это именно то, что задумывалось автором. А вышло вот что...
 
Некий тип (пусть все-таки ради всеобщего блага это будет лиргерой, а не автор), скрывающий свою истинную суть, прикрываясь маской благочестивого ренегата, татуировками и головным убором небесной канцелярии, проявляется в разных местах, имея неопределенный умысел взбудоражить общественность и силы правопорядка своим появлением. Эдакий безобидный, эпатажный представитель творческого нигилизма. С одной стороны. А с другой — стремясь стать незаметным, но распираемый изнутри стойким неприятием происходящего вокруг, герой, по сути, единственный положительный персонаж во всем мире. Его личностное расслоение вызывает сострадание, но состраданию этому нет выхода, а точнее, входа, ибо ему (герою) абсолютно по барабану ваше мнение и ваши чувства. Финал истории, если он вообще есть, где-то за рамками текста.
 
В целом стихотворение настроенческое и, безусловно, будет иметь (и уже имеет) свою аудиторию. Но ввиду обилия отрицательных эмоций и безысходности кого-то и оттолкнет, как, например, резонера. По этой же причине оставлю анализ технического исполнения текста за читателями.
 
Правда, есть и положительные моменты. Например, «опер бригада». Здесь или точку после «опер» поставить, обозначая сокращение, или слитно написать. А то получается, что бригада эта из большого театра. Если представить как надо, то выходит очень смешно. В метро вдруг, ни с того ни с сего, аки флэшмоб, появляются дядьки и тётьки в балахонах и с папочками, за ними размещается небольшой симфонический оркестр. Пока лиргерой в замешательстве, музыканты подстраиваются, артисты распеваются, словом, обычный предконцертный хаотический гам. Мгновение тишины, и следом по мановению палочки дирижера без всякой прелюдии, сразу мощным напором хора и звука всех инструментов: «Как, урод, ты в метро (и зачем вдруг) проник? Замочите, товарищи, гада!». Музыка прерывается, вновь воцаряется тишина, все артисты, включая музыкантов и особенно дирижера, не двигаясь и не моргая, строго смотрят на лиргероя. Ровно минуту. После чего, не обращая никакого внимания на виновника торжества, улыбаются, поздравляют друг друга, снимают балахоны, складывают инструменты и вместе с фальшивыми зрителями расходятся. Герой остается один в фойе метро. Занавес. Трагедия, однако!
 
Katrin: Я похихикиваю. Можно хоть где-то похихикать, в конце-то концов? Я примерно такого и ждала от рецензий Димы. «Опер бригада» прекрасна!
 
Не знаю, на Решке я уже не могу воспринимать тексты вне личности автора. Поэтому этот стих Про мне нравится, и за все перечисленное Димой — в том числе. В нем много авторских «заморочек», и преподнесены они вполне съедобно. А обилие отрицательных эмоций сейчас модно, пусть выходят. А то будет, как в анекдоте: «На работе просят оставлять нервы дома. Дома просят оставлять нервы на работе. Капец! Куда девать нервы?».
 
Дима, спасибо вам.
 
Shimaim: Диме спасибо за рецензии, очень понравилось про оперу в метро.
 
                              6. tovarisz. Советы по уходу за ребенком
                              (Номинатор: natasha)
                              (1: natasha)
 
CicadasCatcher: Картинка намба два. Прямо противоположная предыдущей. Никаких тебе отрицательных эмоций и даже более — чрезмерное уважительное отношение к читателям, выраженное в написании обращения с заглавной буквы. Подобное написание уместно при обращении к конкретному человеку, но никак не к неопределенному (попробуйте прочитать фразу от запятой до скобки вслух) кругу лиц, например, к читателям. Но, впрочем, это ничуть не умаляет ценности текста.
 
Ироничное стихотворное напутствие для начинающих родителей. Издание первое, неполное. Читайте во втором томе то, чего так не хватает в первом, советов по воспитанию ребенка. Непонятно только, почему аист притащил ребенка от отчаяния. Отчаялся всучивать ребенка первоначальному адресату и вручил перовому попавшемуся? Что-то недоработано. А вот дети, не употребляющие кока-колу из-за запрета родителей (мои как раз такие), безусловно, оценят и поддержат советчика всеми шестью руками.
 
А вообще, когда читаю подобные тексты, на ум сразу приходят стихи аса в подобном жанре Артура Гиваргизова, которого мы с супругой и вдогонку наши дети очень любим. К примеру (опять же про воспитание детей):
 
          Дракон объяснял пятнадцатый раз
          (никогда не кричал на ребенка):
          если видишь, написано «газ»,
          «бензин» — то это колонка
          для заправки автомашин.
          А ты выдыхаешь пламя!
          На этих колонках вообще не дыши!
          Понял? Махни головами.
          Сын дракона заерзал на стуле —
          не ерзай, сломаешь стул! —
          и кивнул двумя головами.
          Но одной головой не кивнул.
 
natasha: Прелестное стихотворение, складное, ритмичное, веселое, ироничное и полезное для слишком уж «трясущихся» предков, порой, чрезмерными заботами достающих своих отпрысков до печенок: то не ешь, это не пей, туда не ходи, там не сиди, надень шапочку, сними маечку и т. д., и т. п. Мне, по прочтении, даже, вдруг, захотелось мяса в томате и холодной кока-колы, ну и чтобы оставили, наконец, в покое, отцепились, наконец.
 
                              7. MitinVladimir. Мой новый день
                              (Номинатор: Katrin)
                              (1: NEOTMIRA)
 
CicadasCatcher: Очень простое и тем притягательное. Вот здесь созерцанию самое место. Неоднозначные рифмы ничуть не мешают. И даже более — придают картине естественности. Блёр, колыхающий тюль, книга, которая только готовится к прочтению. Это за кадром и этому есть пространство для любого воображения. Вполне может быть, что кто-то еще спит в соседней комнате, поэтому заигрывание с новым днем легким прикосновением к щеке происходит немного наспех, с оглядкой, чтобы не создать лишних неловких тем… Уютно. Здесь хочется задержаться.
 
MitinVladimir: Пасибо, Дим!
 
Katrin: Этот стих не простой. Просто он не тяжелый. Думаю, интерпретировать как-то определенно его не стоит. По внутреннему отклику он мне напоминает Наташино «На скамье». Подкупает объемность взгляда на ситуацию. Автор не просто описывает свои ощущения, но и смотрит на себя глазами «дня». «А завтра придешь? Моргает...» Нравится. Какая-то обреченная нежность что ли...
 
MitinVladimir: «Этот стих не простой. Просто он не тяжелый» (с) Да, он еще какой не простой... Спасибо, Кать, что почувствовала.
 
CicadasCatcher: Катрин, Владимир, просто у нас разная простота...
 
MitinVladimir: Может, и так... Пасиб.
 
natasha: Да, Кать, Володя, Дима, главное в стихе у Митина, по-моему, спрятано (почти спрятано) в конце, там мне слышится еще и намек на то, что, может быть, ЛГ-то (автор),как раз знает про завтра что-то такое, отчего сегодняшнее утро так тихо, так одиноко и так особенно мило и ценно (бесценно?) для ЛГ.
 
CicadasCatcher: Вообще, шорт в этот раз оказался весьма разнообразным. Практически на любой вкус. Всем авторам без исключения — спасибо. И вместе с тем — пардоны, если что-то понял не так. Дело исключительно во мне.
 
                              Мой день
 
 
                              СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ: 25.07–01.08.2014:
 
                              Номинировано: 7
                              Прошло в Шорт-лист: 7
                              Шорт-леди: MashaNe
                              Чудо-лоцман: MitinVladimir
                              Голосивших: 11
                              Воздержантов: 1 (Rosa)
                              Чадский-Буквоед: CicadasCatcher
 
 
                              ВПЕЧАТЛИЛО:
 
Это я сам с собой разговаривал, убеждал (MitinVladimir)
 
Блин, Митин, от тебя никогда не знаешь чего ждать (Katrin)
 
Ух-ты ж! И все в последний момент. Успею ли? Я такой тугодум страшный! (CicadasCatcher)
 
Я надеюсь, что придут времена, когда мне опять очень важен станет Шорт (Rosa)
 
Ругаю, но улыбаюсь во всю моську лица, а тот, кого ругаю, в ответ тоже начинает постепенно улыбаться. И, в конце концов, наступает момент, когда мы просто улыбаемся друг другу и ничегошеньки не понимаем (CicadasCatcher)
 
Представьте себе «это» в виде живописной или скульптурной композиции. Представили? Понравилось? Тогда вешайте на стену или ставьте на комод (natasha)
 
Да. Послевкусие. И ничего больше не надо (CicadasCatcher)
 
Я решила, что все же должна ответить за свои слова, ой, стихи (MashaNe)
 
Каждый из подмеченных автором образов есть результат созерцания. Спокойного, ничем не нарушаемого. Но самому созерцанию в стихотворении места нет (CicadasCatcher)
 
На Решке я уже не могу воспринимать тексты вне личности автора (Katrin)
 
В данном случае все вышло. Хотя и не факт, что это именно то, что задумывалось автором (CicadasCatcher)
 
Я похихикиваю. Можно хоть где-то похихикать, в конце-то концов? (Katrin)
 
Мне, по прочтении, даже, вдруг, захотелось мяса в томате и холодной кока-колы, ну и чтобы оставили, наконец, в покое, отцепились, наконец (natasha)
 
Уютно. Здесь хочется задержаться (CicadasCatcher)
 
Какая-то обреченная нежность что ли... (Katrin)
 
Дело исключительно во мне (CicadasCatcher)
 

Автор: Владимир МИТИН («Решетория»)


← ПредыдущаяСледующая →

19.10.2014
Шорт-лист недели 01–08.08.2014: Но первой в петле задыхалась жалость

14.10.2014
Я колбасу люблю на слух. Итоги турнира № 53

Читайте в этом же разделе:
14.10.2014 Я колбасу люблю на слух. Итоги турнира № 53
11.10.2014 Шорт-лист полумесяца 11–25.07.2014: Скажи мне, ясень, есть ли жизнь на Марсе?
11.10.2014 Шорт-лист недели 04–11.07.2014: Очнись, мой Мастер, я не Маргарита
30.09.2014 Шорт-лист недели 27.06–04.07.2014: Крепчала тьма — заваренный чифирь
28.09.2014 Шорт-лист недели 20–27.06.2014: Впрочем, все это вымысел, прихоть, изыск неуемной речи

К списку


Комментарии

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон