Растить в душе побег уныния — преступление
(Омар Хайям)
Анонсы
19.10.2014
Шорт-лист недели 25.07–01.08.2014: Мой Соломон, ты же… Бог? Скажи мне…
Это, конечно, уловка, но уловка мастерская. Браво!..
СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 25.07–01.08.2014:
(Номинатор: MitinVladimir)
(5: SukinKot, CicadasCatcher, Shimaim, Ptenchik, MitinVladimir)
Положи мя, яко печать, на сердце твоем,
яко печать, на мышце твоей:
зане крепка, яко смерть, любовь,
жестока, яко смерть, ревность:
стрелы ее — стрелы огненные.
(Песнь Песней)
Страсть — это тоже горнило власти.
Лунные ночи — наги, бесстыжи.
У Соломона в покоях счастье
в образе девочки рыжей-рыжей.
Солнцем обугленная дикарка, —
кладезь природной любовной прыти.
Женская мудрость — сгореть, так ярко,
чтобы собою его насытить.
Спросит, заластится, заискрится,
звуки, как мочку губами тронет:
«Книги — такие ручные птицы,
если кормить их теплом ладоней?»
Шепотом выдохнет, так серьезно,
глупый исток виноградной жизни:
«Ты зажигаешь луну и звезды?
Мой Соломон, ты же... Бог? Скажи мне...»
Дурочка — я! Мне бы быть такою
девочкой, ящеркою песочной...
Воин, убей их!
Убей обоих!
Слышишь?!
Убей их сегодня ночью!
CicadasCatcher: «...Дроздов, наоборот, работал много и охотно. Он был готов писать на любые темы. В любых существующих жанрах. А главное — с любых позиций. Случалось мне давать ему на рецензию книги. Дроздов уточнял: Похвалить или обругать? Однажды Баскин заявил: Мы обязаны выступить на тему советско-афганского конфликта! Дроздов заинтересованно приподнялся: На чьей стороне?..» С. Довлатов. «Ремесло».
Я вот тоже так хочу. Но когда хочется поругать, а надо похвалить, хвалю, чего уж там, но лучше б просто поругал, ибо получается смесь сарказма с неприкрытой лестью. С наоборот тоже не всё в порядке: ругаю, но улыбаюсь во всю моську лица, а тот, кого ругаю, в ответ тоже начинает постепенно улыбаться. И, в конце концов, наступает момент, когда мы просто улыбаемся друг другу и ничегошеньки не понимаем. Посему заранее прошу прощения за возможные неуместности.
Очень женское стихотворение... Из тех стихотворений, которые нужно читать залпом, не останавливаясь, собирая на лету образы, обороты и тонкие намеки, как набираешь в ладонь разных специй для смеси, а в конце, выдохнув, втягивать воздух медленно-медленно и наслаждаться послевкусием. Да. Послевкусие. И ничего больше не надо.
Но черт же меня попутал в попытках умом докопаться до сути и искать связь Соломона и Изиды. Пришлось окунуться в Купринскую «Суламифь». И лучше б я этого не делал — вопросов стало больше, чем ответов... Но в любом случае, браво! Слова простые, обороты без лишнего изыска, стройный ритм — это то, что дает возможность, не отвлекаясь, ощутить послевкусие сполна, почувствовать как бы из себя, а не позаимствовать от автора. Это, конечно, уловка, но уловка мастерская. Браво!
Этому стихотворению отдаю и мой голос — за мастерское исполнение, удивительное послевкусие и стимул побродить по незнакомым мне дотоле литературным закоулкам.
natasha: Шорт и существует для того, чтобы обсудить важные вещи. Поэтому, посомневавшись (не скрою), все-таки выскажу свое мнение о стихе Маши подробнее.
Классический пример литературного кича. Почему? Посмотрим, выполняются ли все формальные признаки? Итак:
1. Копия или обработка классического, общеизвестного подлинника — есть.
2. «Голливудские» кнопки: секс (любовь, эротика), мелодрама (умиление, жалость), страх (кровь, ужас, мистика) — задействованы все.
3. Штампы (горнило власти, рыжая девочка, солнцем обугленная дикарка, женская мудрость, кормление птиц с ладоней, зажигание луны и звезд, мой Соломон, дурочка, опять девочка).
4. Исполнение: с явными техническими недостатками. Композиция: а вы поняли сразу, что это монолог богини (!)? Для меня монолог начался со слов «Воин, убей их!». До этого было повествование автора. В итоге, образа богини, судя по названию главной героини стихотворения, нет. Первая строчка — «нашлепка», банальное глубокомыслие: «Страсть — это тоже горнило власти». Тоже? А что еще? Далее об этом забыто. Или: «глупый исток виноградной жизни» — это как понимать? Лишь как намек словом «виноградной» на сюжет подлинника?
Отличить «кич» от «настоящего» бывает очень трудно. И кич «цепляет» всегда. А как же? Иначе его бы и не сотворяли (пресловутые кнопки работают, хорошо «продаются»). Поделюсь опытом. Это не универсально, но часто помогает. Представьте себе «это» в виде живописной или скульптурной композиции. Представили? Понравилось? Тогда вешайте на стену или ставьте на комод.
MitinVladimir: Машу с заслуженной победой! А «китч» ее произведение или «истинное» покажет единственный объективный судья — время. Пока же пусть повисит тут, у нас на главной, в рамке — «стихотворение недели».
natasha: Ой, ё... Забыла сказать самое главное. МашенькаНе, и не верьте ни одному моему слову.
MitinVladimir: Нет, Наташ, на самом деле вы очень интересно написали. Есть о чем подумать, на будущее, и не только Маше. Там и коммент ваш под этим стихом тоже интересный. Спасибо за неравнодушие!
MashaNe: Упс... заработалась и триумф с китчем пропустила... Всем-всем большое спасибо!
Наташа, отдельное спасибо, и я решила, что все же должна ответить за свои слова, ой, стихи. Таки да, сомневалась, но перенесла к себе, под текст, чтобы шорт не нагружать. И немножко позже, обязательно отвечу.
ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 25.07–01.08.2014:
(Номинатор: MitinVladimir)
(1: Skorodinski)
MitinVladimir: Стихотворение — монолог-размышление-откровение с самим собой, с самой собой. Усталость, депрессия, опустошение, безразличие. Все, что остается важным, значимым, что еще дает силы жить — ангел в небесах. Ангел-хранитель? Душа самого дорогого человека? Или это одно и то же?..
CicadasCatcher: Еще одна жемчужинка в этом шорте. Напевное. Светлое послевкусие с горчинкой. Немного зацепило наигранностью «ауканье о своем». Ведь аукать — это, по сути, звать. Звать о своем — не клеится. Если о своем, то к месту будет — говорить, шептать, мурлыкать. Но все же авторский оборот мне кажется здесь простительным, поскольку не разрушает ощущения от картинки в целом.
Немного колеблешься между тем, присесть ли рядом и поддержать, а может и дряпнуть вина за компанию, или пройти мимо и не беспокоить героя (а может быть и автора), но, в конце концов, склоняешься к последнему. Ведь герой, по сути, не одинок. Сейчас.
natasha: Дима, Володя, спасибо большое, я там подредактировала немножко (не успела здесь предупредить, Дим), но неважно. Спасибо.
CicadasCatcher: Ну, вот, Наташ, это совсем другое дело. Прости, я не подумал как-то, что за время рецензирования «собачка могла подрасти». Вчера вечером в файл все стихи перекидывал, а сегодня не посмотрел.
Skorodinski:Я сразу всполохнулся, неужели на скамье подсудимых?! А это — музычка, вино... Голосую.
(Номинатор: Katrin)
(1: Katrin)
CicadasCatcher: Название правильное. С этим не поспоришь. И самое главное, таким названием можно оправдать практически любое содержание...
Обилие метафор, аллегорий и прочих тропов создает переливающуюся, стробоскопически мерцающую картинку, которая способствует вхождению в некий психоделический головокружительный транс. Каждый из подмеченных автором образов есть результат созерцания. Спокойного, ничем не нарушаемого. Но самому созерцанию в стихотворении места нет. Что создает весьма ощутимый диссонанс. Не помогает и послевкусие. Оно сравнимо с ощущением, с которым вырываешься из душной, грохочущей и мелькающей вечеринки в дискоклубе. Возвращаться? Нет, увольте.
Переиграно и неестественно. Особенно лиловый цикорий. Во всё могу поверить, но не в лиловый цикорий. Но название оправдывает.
(Номинатор: MitinVladimir)
(1: ole)
MitinVladimir: Очень честное стихотворение. Мужское. Без попыток обвинить, найти крайнего, без злобы и ненависти. Только беспомощность. И желание помочь. И снова беспомощность. Чтобы суметь признаться в этом — нужно быть очень сильным человеком. Не дай бог никому из нас поводов для таких признаний...
CicadasCatcher: В этом стихотворении много личного и поэтому комментировать его содержание я не возьмусь. Мусолить же тему войны совсем не хочется.
Вполне вероятно, что стихотворение давалось бы легче прочтению, будь оно выполнено немного совершеннее технически. Затертые рифмы, подогнанные фразы — богатое поле для редакторского возделывания. Пора засучивать рукава.
ole: Мой голос — «Беженке» in-vitro. Дима прав — и личное, и рифмы затертые. Но сегодня торкает только оно. Почему-то.
(Номинатор: natasha)
(1: tamika25)
CicadasCatcher: Цикл стихотворений, объединенных неприязненным отношением к разного рода личностям и обстоятельствам. Автора или лиргероя — история умалчивает. Гражданская лирика а-ля современный Макаревич (простите, дядя Андрей), но не Макаревич (баланс восстановлен).
По природе я визуал, поэтому любое стихотворение стараюсь преобразовать в картинку. Если не выходит, значит что-то не то: а) с моим восприятием (наиболее вероятно) или б) самим творением (как исключение из общего правила). В данном случае все вышло. Хотя и не факт, что это именно то, что задумывалось автором. А вышло вот что...
Некий тип (пусть все-таки ради всеобщего блага это будет лиргерой, а не автор), скрывающий свою истинную суть, прикрываясь маской благочестивого ренегата, татуировками и головным убором небесной канцелярии, проявляется в разных местах, имея неопределенный умысел взбудоражить общественность и силы правопорядка своим появлением. Эдакий безобидный, эпатажный представитель творческого нигилизма. С одной стороны. А с другой — стремясь стать незаметным, но распираемый изнутри стойким неприятием происходящего вокруг, герой, по сути, единственный положительный персонаж во всем мире. Его личностное расслоение вызывает сострадание, но состраданию этому нет выхода, а точнее, входа, ибо ему (герою) абсолютно по барабану ваше мнение и ваши чувства. Финал истории, если он вообще есть, где-то за рамками текста.
В целом стихотворение настроенческое и, безусловно, будет иметь (и уже имеет) свою аудиторию. Но ввиду обилия отрицательных эмоций и безысходности кого-то и оттолкнет, как, например, резонера. По этой же причине оставлю анализ технического исполнения текста за читателями.
Правда, есть и положительные моменты. Например, «опер бригада». Здесь или точку после «опер» поставить, обозначая сокращение, или слитно написать. А то получается, что бригада эта из большого театра. Если представить как надо, то выходит очень смешно. В метро вдруг, ни с того ни с сего, аки флэшмоб, появляются дядьки и тётьки в балахонах и с папочками, за ними размещается небольшой симфонический оркестр. Пока лиргерой в замешательстве, музыканты подстраиваются, артисты распеваются, словом, обычный предконцертный хаотический гам. Мгновение тишины, и следом по мановению палочки дирижера без всякой прелюдии, сразу мощным напором хора и звука всех инструментов: «Как, урод, ты в метро (и зачем вдруг) проник? Замочите, товарищи, гада!». Музыка прерывается, вновь воцаряется тишина, все артисты, включая музыкантов и особенно дирижера, не двигаясь и не моргая, строго смотрят на лиргероя. Ровно минуту. После чего, не обращая никакого внимания на виновника торжества, улыбаются, поздравляют друг друга, снимают балахоны, складывают инструменты и вместе с фальшивыми зрителями расходятся. Герой остается один в фойе метро. Занавес. Трагедия, однако!
Katrin: Я похихикиваю. Можно хоть где-то похихикать, в конце-то концов? Я примерно такого и ждала от рецензий Димы. «Опер бригада» прекрасна!
Не знаю, на Решке я уже не могу воспринимать тексты вне личности автора. Поэтому этот стих Про мне нравится, и за все перечисленное Димой — в том числе. В нем много авторских «заморочек», и преподнесены они вполне съедобно. А обилие отрицательных эмоций сейчас модно, пусть выходят. А то будет, как в анекдоте: «На работе просят оставлять нервы дома. Дома просят оставлять нервы на работе. Капец! Куда девать нервы?».
Дима, спасибо вам.
Shimaim: Диме спасибо за рецензии, очень понравилось про оперу в метро.
(Номинатор: natasha)
(1: natasha)
CicadasCatcher: Картинка намба два. Прямо противоположная предыдущей. Никаких тебе отрицательных эмоций и даже более — чрезмерное уважительное отношение к читателям, выраженное в написании обращения с заглавной буквы. Подобное написание уместно при обращении к конкретному человеку, но никак не к неопределенному (попробуйте прочитать фразу от запятой до скобки вслух) кругу лиц, например, к читателям. Но, впрочем, это ничуть не умаляет ценности текста.
Ироничное стихотворное напутствие для начинающих родителей. Издание первое, неполное. Читайте во втором томе то, чего так не хватает в первом, советов по воспитанию ребенка. Непонятно только, почему аист притащил ребенка от отчаяния. Отчаялся всучивать ребенка первоначальному адресату и вручил перовому попавшемуся? Что-то недоработано. А вот дети, не употребляющие кока-колу из-за запрета родителей (мои как раз такие), безусловно, оценят и поддержат советчика всеми шестью руками.
А вообще, когда читаю подобные тексты, на ум сразу приходят стихи аса в подобном жанре Артура Гиваргизова, которого мы с супругой и вдогонку наши дети очень любим. К примеру (опять же про воспитание детей):
Дракон объяснял пятнадцатый раз
(никогда не кричал на ребенка):
если видишь, написано «газ»,
«бензин» — то это колонка
для заправки автомашин.
А ты выдыхаешь пламя!
На этих колонках вообще не дыши!
Понял? Махни головами.
Сын дракона заерзал на стуле —
не ерзай, сломаешь стул! —
и кивнул двумя головами.
Но одной головой не кивнул.
natasha: Прелестное стихотворение, складное, ритмичное, веселое, ироничное и полезное для слишком уж «трясущихся» предков, порой, чрезмерными заботами достающих своих отпрысков до печенок: то не ешь, это не пей, туда не ходи, там не сиди, надень шапочку, сними маечку и т. д., и т. п. Мне, по прочтении, даже, вдруг, захотелось мяса в томате и холодной кока-колы, ну и чтобы оставили, наконец, в покое, отцепились, наконец.
(Номинатор: Katrin)
(1: NEOTMIRA)
CicadasCatcher: Очень простое и тем притягательное. Вот здесь созерцанию самое место. Неоднозначные рифмы ничуть не мешают. И даже более — придают картине естественности. Блёр, колыхающий тюль, книга, которая только готовится к прочтению. Это за кадром и этому есть пространство для любого воображения. Вполне может быть, что кто-то еще спит в соседней комнате, поэтому заигрывание с новым днем легким прикосновением к щеке происходит немного наспех, с оглядкой, чтобы не создать лишних неловких тем… Уютно. Здесь хочется задержаться.
MitinVladimir: Пасибо, Дим!
Katrin: Этот стих не простой. Просто он не тяжелый. Думаю, интерпретировать как-то определенно его не стоит. По внутреннему отклику он мне напоминает Наташино «На скамье». Подкупает объемность взгляда на ситуацию. Автор не просто описывает свои ощущения, но и смотрит на себя глазами «дня». «А завтра придешь? Моргает...» Нравится. Какая-то обреченная нежность что ли...
MitinVladimir: «Этот стих не простой. Просто он не тяжелый» (с) Да, он еще какой не простой... Спасибо, Кать, что почувствовала.
CicadasCatcher: Катрин, Владимир, просто у нас разная простота...
MitinVladimir: Может, и так... Пасиб.
natasha: Да, Кать, Володя, Дима, главное в стихе у Митина, по-моему, спрятано (почти спрятано) в конце, там мне слышится еще и намек на то, что, может быть, ЛГ-то (автор),как раз знает про завтра что-то такое, отчего сегодняшнее утро так тихо, так одиноко и так особенно мило и ценно (бесценно?) для ЛГ.
CicadasCatcher: Вообще, шорт в этот раз оказался весьма разнообразным. Практически на любой вкус. Всем авторам без исключения — спасибо. И вместе с тем — пардоны, если что-то понял не так. Дело исключительно во мне.
СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ: 25.07–01.08.2014:
Номинировано: 7
Прошло в Шорт-лист: 7
Шорт-леди: MashaNe
Чудо-лоцман: MitinVladimir
Голосивших: 11
Воздержантов: 1 (Rosa)
Чадский-Буквоед: CicadasCatcher
ВПЕЧАТЛИЛО:
Это я сам с собой разговаривал, убеждал (MitinVladimir)
Блин, Митин, от тебя никогда не знаешь чего ждать (Katrin)
Ух-ты ж! И все в последний момент. Успею ли? Я такой тугодум страшный! (CicadasCatcher)
Я надеюсь, что придут времена, когда мне опять очень важен станет Шорт (Rosa)
Ругаю, но улыбаюсь во всю моську лица, а тот, кого ругаю, в ответ тоже начинает постепенно улыбаться. И, в конце концов, наступает момент, когда мы просто улыбаемся друг другу и ничегошеньки не понимаем (CicadasCatcher)
Представьте себе «это» в виде живописной или скульптурной композиции. Представили? Понравилось? Тогда вешайте на стену или ставьте на комод (natasha)
Да. Послевкусие. И ничего больше не надо (CicadasCatcher)
Я решила, что все же должна ответить за свои слова, ой, стихи (MashaNe)
Каждый из подмеченных автором образов есть результат созерцания. Спокойного, ничем не нарушаемого. Но самому созерцанию в стихотворении места нет (CicadasCatcher)
На Решке я уже не могу воспринимать тексты вне личности автора (Katrin)
В данном случае все вышло. Хотя и не факт, что это именно то, что задумывалось автором (CicadasCatcher)
Я похихикиваю. Можно хоть где-то похихикать, в конце-то концов? (Katrin)
Мне, по прочтении, даже, вдруг, захотелось мяса в томате и холодной кока-колы, ну и чтобы оставили, наконец, в покое, отцепились, наконец (natasha)
Уютно. Здесь хочется задержаться (CicadasCatcher)
Какая-то обреченная нежность что ли... (Katrin)
Дело исключительно во мне (CicadasCatcher)
Автор: Владимир МИТИН («Решетория»)
Читайте в этом же разделе:
14.10.2014 Я колбасу люблю на слух. Итоги турнира № 53
11.10.2014 Шорт-лист полумесяца 11–25.07.2014: Скажи мне, ясень, есть ли жизнь на Марсе?
11.10.2014 Шорт-лист недели 04–11.07.2014: Очнись, мой Мастер, я не Маргарита
30.09.2014 Шорт-лист недели 27.06–04.07.2014: Крепчала тьма — заваренный чифирь
28.09.2014 Шорт-лист недели 20–27.06.2014: Впрочем, все это вымысел, прихоть, изыск неуемной речи
К списку
Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.