Нет такой глупости, которой бы не рукоплескали, и такого глупца, что не прослыл бы великим человеком, или великого человека, которого не обзывали бы кретином
(Гюстав Флобер)
Анонсы
21.07.2014
Шорт-лист недели 09–16.05.2014: С виду — простенький конверт, и все дела
По-детски о взрослой грусти...
СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 09–16.05.2014:
(Номинатор: MitinVladimir)
(6: marko, Ptenchik, Katrin, white-snow, Baas, Helmi)
шютк, если что
Почтальоны носят письма в туесах,
почтальоны помнят наши адреса.
Если я вдруг потеряюсь,
побегу на почту сразу —
почтальоны отведут меня домой.
Почтальоны носят ненависть, любовь,
поздравления и много разных слов —
деловых, пустых, брюзжащих
и немножко настоящих,
жаль, что адрес настоящих слов не мой.
Знаю, тяжесть настоящих тяжела.
С виду — простенький конверт, и все дела,
а поди-ка подними-ка —
как пыльца полыни дикой,
так придавит, что ни пикнешь, ни вздохнешь.
Мой почтовый ящик голоден и пуст,
свили гнезда в нем сомнения и грусть.
Маршируют батальоны
почтальонов по району,
в туесах несут молчание и дождь.
MitinVladimir: Вторая номинация от меня... Сразу пардонюсь — мой голос за первую свою номинацию. За вторую не проголосую, и обоснования не будет... Но этот стих не может не быть в Шорте...
natasha: Милая, складная, грустная песенка, мне симпатична. Не уверена, что письма носят в туесах. Может, в сельской местности? Ога, допустим, все происходит либо в сельской местности, либо это, вообще, какие-то условные, символические, немножко сказочные почтальоны. В любом случае «туеса» намекают (мне) на некую художественную условность, когда фактические детали и логика сюжета не важны, важны лишь ритмичность, ловкость, легкость речи и настроение. По-детски о взрослой грусти.
Kinokefal: Стих ole хорош, есть в нем находки и выписанное настроение, но есть много и многочисленные натяжки и некоторая затянутость, и просто ни чем не оправданные логические несостыковки. Сыроват, да.
Baas: В этот раз опять все одинаково сильные тексты. Но все же отдаю голос за почтальонов. Такое шпаликовское стихотворение. Очень искреннее, и при этом очень профессионально сделано. А это редкость.
ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 09–16.05.2014:
(Номинатор: Shimaim)
(4: Shimaim, SukinKot, tamika25, Kinokefal)
natasha: Очень сложная, серьезная, мне (по жизни) внятная тема. Поэтому стих тронул глубоко. Однако. Тема прочувствована автором? Без сомнения. Достаточно продумана, проанализирована, с целью выразить словом (стихом)? Не уверена. Помните, у Блока? «И, вглядываясь в свой ночной кошмар, / строй находить в нестройном вихре чувства…»
Почему «продала» (очень «сильное» слово), а не, например, «отдала»? Не раскрыто, а «сильное» слово не должно повисать в воздухе. Иначе получается «толстый намек на тонкие обстоятельства».
Почему же «дешево», а не «дорого»? Как-то дешевизна с очень «дорогой» концовкой (три последние строчки) не вяжется.
Смущает и формально пара строчек.
«Как теперь отличить одного от другого?» Особенно при первом чтении этот вопрос (по ходу) относишь к предыдущему «или… или», поэтому спотыкаешься на слове «одного», как на грамматической ошибке.
Опять же, особенно при первом чтении: «И у каждого Бах неизменно играет внутри». В этой строчке есть что-то лобовое и немножко даже забавное, может быть, еще и из-за созвучия «Бах» с «ба-бах», и из-за слова «неизменно» (так и хочется удивиться: ой! — неужели без перерывов?).
Когда же перечитываешь, то, постепенно, по мере проникновения в задумку автора, в точную, глубокую и страстную символику этих последних трех строчек, конечно, впечатление выравнивается, сознание приспосабливается. Но, Сара, кто ж читает второй раз, и третий, и четвертый? Только автор. Да вот еще резонер.
mysha: Прежде чем написать отзыв, я читаю стих несколько раз, иногда дней. Иногда отзыв не формулируется, но это не стиха вина. Замечала и за другими сравнения первого прочтения и последующих. И вообще, разве кто-то читает стихи один раз?
Sarah: Оля, «продала» — не то же самое, что «отдала». Разве можно отдать за что-то? В любом случае, получится либо обмен, либо продажа, но не «отдача». И, по-моему, как раз тема продажи раскрыта всеми последующими тремя строчками.
А «дешево» — потому что я не считаю дорогой продажу себя за перечисленные вещи. Это дешевая цена.
И вот это вот «Бах ба-бах» вообще меня веселит.
ole: Сар, ты чего? Я пока ни слова не сказала о стише.
Сейчас скажу.
Продажа, она и есть продажа. Что-то отдаешь, что-то получаешь взамен.
Продать себя однажды — значит, навсегда. Но и цена не низкая. «Посылки в тюрьму и короткие проводы к морю» — это очень не мало, я точно знаю. И еще знаю, что нет смысла жалеть о том, что сделано раз и навсегда. А Бах и черешни всё спишут.
Стиш показался мне немного в лоб. Но и фирменного Сариного волшебства там есть. Пока не поняла, чего больше — лба или волшебства.
Shimaim: А я, как номинатор, иначе чувствую и слышу.
Во-первых, слышу я «Ночные снайперы» — «Грязные танцы».
Во-вторых, это действительно стих в лоб.
Откровенный. Незагримированный, если можно так сказать о стихотворении. Он весь состоит из «порезов, нарывов и трещин». Засыпанных солью непролитых слез. Как можно жить, когда у тебя в голове сидит вопрос «как понять: или любишь меня самоё, / или рядом живешь, потому что я дешево стою?». Огромный внутренний конфликт, который выражается в оценках героини «себя продала», «дешево стою». И эти облетающие на грязь вишни...
В этом небольшом стихотворении так много. И опять же Бах. Органная музыка которого часто звучит в соборах. Вслушайтесь в эту музыку. Например, во всем знакомую токкату и фугу ре-минор:
http://www.youtube.com/watch?v=bkUUjUJ4wHg
Хотя виолончель больше подходит: http://www.youtube.com/watch?v=KHzfD6XLK7Q
Мой голос за Сарачку. Еще понравился Наташин стих (я тоже устала), Олины почтальоны (перед глазами появился образ разведчика — Мыши «с толстой сумкой на плече») и стихотворение автора Кинокефаль.
(Номинатор: natasha)
(3: natasha, Rosa, pesnya)
natasha: Я очень люблю такие стихи. Так коротко, просто и так объемно, глубоко, тонко и пронзительно. Каждая строчка значима, несет особый смысл (вот, поверьте на слово, если не хочется особенно вникать). Объяснять, комментировать ничего не буду, «имеющий уши, услышит». Стих, как точный выстрел. Запись оформлена слегка небрежно. Может быть, буковками стих был написан быстро, хотя, «писался внутри» долго, может быть, даже очень долго.
Добавление к вышесказанному...
Странно, с балкона мир кажется лучше,
Чем просто так ты по миру гуляешь,
Знакомая кошка, покормишь, погладишь
Ты все же не Барса, а мир станет лучше.
Ты все же не Барса. На реку выйдешь,
На воды посмотришь — мир станет лучше.
Дома белье сам себе перегладишь,
Посуду помоешь, —
Мир станет лучше.
Повоешь, поплачешь.
Одна только тема стиха уже «просит» отнестись к нему с особым вниманием. Момент непосредственного чувственного (психического) контакта с огромным, цельным миром.
Редко, очень редко возникает этот контакт, несравнимое ни с чем ощущение. Не уверена даже, всем ли такой момент дается в жизни. Еще реже пишутся стихи об этом, вот так прямо, но без лобовых, пафосных разъяснений, без поэтических, образных ухищрений, но с пронзительной нежностью.
Не зря, порой, возникает это чувство на балконе, когда смотришь на мир сверху, когда шероховатости дел рук человеческих скрыты, когда видишь настоящую гармонию «дикой» природы и природы, созданной человеком («а мир умыт, прекрасен, мил» С. Черный), но и огромность мира ощутима, в которой ты сам лишь крохотная его частица.
Ты крохотная частица, да, но, может быть (вдруг чуешь каким то, — точно, шестым чувством!), без которой вся эта огромность осиротеет так же, как и ты сам без близких, любимых людей, которые приласкают, «погладят» тебя, «сделают лучше», как «знакомую кошку», нет, — лучше — как любимую кошку «Барсу», обиходят, «помоют, погладят», как ты — «белье и посуду», полюбуются тобой, как ты любуешься «водами реки», осознав хоть на мгновение твое величие и твою хрупкость, так же, как ты сам чувствуешь и ласкаешь, и «гладишь», и «делаешь лучше» этот огромный и такой же, как ты, одинокий и никчемный, без твоей любви, мир.
«27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их»
«31 И увидел Бог (с балкона?) все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой»
Один из лучших, значимых (для меня) стихов за последнее время. Такие стихи долго пишутся внутри себя человеком рефлексирующим, и не всегда осуществляются на бумаге. Но вот, находится, вдруг, подходящая форма и стих получился.
А здесь форма весьма хороша, оригинальна, построена на ласковых повторяющихся окончаниях, на смысловом антагонизме созвучных слов в конце стиха: «лучше, погладишь, покормишь, посмотришь, помоешь, перегладишь, лучше» против «повоешь, поплачешь», создающем энергетический (психический) всплеск (до слез).
Kinokefal: Благодарю, Наташа.
(Номинатор: MitinVladimir)
(1: MitinVladimir)
natasha: О себе, любимой, пару слов. Я, действительно, устала и стих только об усталости, больше ни о чем. Достойна ли просто усталость, чтоб рифмовать о ней? Не уверена. Однако, поскольку устала до «мозжечка», то и стих как-то сам собой получился из «мозжечка». Простейшие рифмы и ритм, «мозжечковая» лексика (то ли подслушанная в детстве, то ли забытые предки оставили в наследство) — уменьшительные, «некультурные» словечки. Так, в отключке, уставшие люди, порой, бессознательно барабанят пальцами по столу (меня это, кстати, раздражает). Вот только этот странный, почти спонтанный выплеск подкорки мне и показался интересным, «усталая» форма для «усталой» темы.
(Номинатор: LunnayaZhelch)
(1: LunnayaZhelch)
natasha: Попытка «буквоедства»...
«Циркулирующий» — движущийся по кругу, возвращающийся. Потому «твержу», то есть, все время повторяю «пейзаж», возвращаюсь к нему — здесь можно увидеть аллюзию со знаменитым пастернаковским:
В тот день всю тебя, от гребенок до ног,
как трагик в провинции драму Шекспирову,
носил я с собою и знал назубок,
шатался по городу и репетировал.
Хороша игра словами «твержу тебя» — пытаюсь запомнить, смягчить неумолимое время, но оно «тверже и терпеливее», то есть, все менее ясно вижу вновь и вновь яркий, возвращающийся пейзаж.
Но, так болезненно это воспоминание, что все почти сравнения связаны с реальными болезнями напрямую: отмирающая кожа, скарлатина, распятая в витрине бабочка, неизлечимое утомление.
Однако, странно — воспоминание притягательно (и даже, может быть, сладко), именно этой болезненной яркостью. И ничего более не вспоминается, кроме «лазурной бездны» (снова яркая краска — лазурь небесная), нужно прижмуриться, сильно напрячь зрение (память), чтобы увидеть на ее фоне прозрачный, синий, летящий пакет, а полиэтиленовый пакет — точный символ бытовых и прочих обыденных, несущественных мелочей, которые, собственно, и составляют «жизнь без», сотканную из непредсказуемых и заурядных мгновений, подобных нам самим (мы сами тоже эти мгновения — говорит автор) и нашим простым песенкам.
Тема: жизнь, память, значимость и ощущение себя в потоке времени.
Сюжет: доминантное воспоминание о любви.
Чувства: боль (сладкая?) потери яркого, чудесного прошлого.
Размышления: скорее, намек на философское обобщение о преходящести, «непримечательности» жизни отдельного человека, сочинительства «песен / про листья да цветы да птичье пенье», то есть, лирики (почти определение), такой же, примерно, как и этот вот стих (обращение стиха на себя!).
Жанр: легкая элегия.
Стиль: слегка эстетский, ибо, как бы, немного «не для всех», требует усилия, чтобы вникнуть в художественную «игру» автора. Вспоминается, почему-то, переводной (с английского?) верлибр. Есть авторская запись без пауз. Есть некоторая искусственность (эстетство) стиха, нарочито подчеркиваемая термином «циркулирующий» в названии, а также и нарочным приемом — повторами «тебя», «твое» и т. д. и простой конструкции «как…». В «листе» даже было замечание, мол, слишком много «каков». По-моему, это можно видеть недостатком, но можно и достоинством (я склонна ко второму). Возникает даже подозрение, что стих инспирирован не личным переживанием автора, а, может быть, фильмом, картиной, рассказом…
Образы (сравнения): обоснованны и согласованны, довольно оригинальны.
Форма (ритмика, рифмовка): твердая, намеренно простая, но зато — легкая, музыкальная, оригинальная, однако в записи важно разделение на три ритмические части, не учитывая этого разделения, можно сбиться с ритма и (или) с созвучности рифмовки.
В целом стих тронул, хотя тема и сюжет не редки, приятно удивил художественной игрой, укрепил мой интерес к автору.
Это хорошее стихо, короче.
Rosa: Ничо себе попытка... Наташа, я — твое навеки.
ole: Стиш болезненный, но, мне кажется, нарочито болезненный. Первые две строки хороши.
Отмирающая подобно коже память — тут у меня в воображении появляется сбросившая шкурку змея. Шкурка целостна и красива, она сохранила узор. Действительно, память. И вдруг — бац! — скарлатина. Мне просто интересно, видел ли автор больного скарлатиной. Сыпь — не очень приятное зрелище. Лицо пылает от стыда, от повышенного давления, от возбуждения, от температуры, наконец. Но сыпь, мелкая красная крапинка — мерзость. И сыпь не пылает.
Расправленная в витрине бабочка-душа — на обозрение всем, потому что витрина. То есть, ЛГиня не скрывает своей любви. Неизлечимой любви. Как утомление. И вопрос. Есть утомление (ой, что-то я утомилась), и есть усталость. Вроде, синонимы, но не совсем. Барышня утомилась. Подрастет — излечится.
«Все остальное далеко, почти неразличимо» — убийственный образ. Я честно пыталась представить «все остальное», не получилось. То есть, сначала получалось, но потом разбухло и лопнуло.
«Непредсказуемо и заурядно как мгновенье» — третья неплохая строчка.
От засилья местоимений и «каков» лично у меня рябит. В целом стишок представился искусственной елочкой, украшенной синими шариками «как» и красными шариками «ты». Кому-то нравится, дело вкуса.
natasha: Розочка, пасиб. Я старалась.
СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ: 09–16.05.2014:
Номинировано: 5
Прошло в Шорт-лист: 5
Шорт-леди: ole
Чудо-лоцман: MitinVladimir
Голосивших: 15
Чадский-Буквоед: natasha
ВПЕЧАТЛИЛО:
Этот стих не может не быть в Шорте... (MitinVladimir)
Кто ж читает второй раз, и третий, и четвертый? Только автор. Да вот еще резонер (natasha)
Прежде чем написать отзыв, я читаю стих несколько раз, иногда дней. И вообще, разве кто-то читает стихи один раз? (mysha)
Стиш показался мне немного в лоб. Но и фирменного Сариного волшебства там есть. Пока не поняла, чего больше — лба или волшебства (ole)
Откровенный. Незагримированный, если можно так сказать о стихотворении (Shimaim)
Стих, как точный выстрел. Запись оформлена слегка небрежно. Может быть, буковками стих был написан быстро, хотя, «писался внутри» долго, может быть, даже очень долго (natasha)
Ты крохотная частица, да, но, может быть (вдруг чуешь каким то, — точно, шестым чувством!), без которой вся эта огромность осиротеет так же, как и ты сам без близких, любимых людей, которые приласкают, «погладят» тебя, «сделают лучше», как «знакомую кошку», нет, — лучше — как любимую кошку «Барсу», обиходят, «помоют, погладят», как ты — «белье и посуду», полюбуются тобой, как ты любуешься «водами реки», осознав хоть на мгновение твое величие и твою хрупкость, так же, как ты сам чувствуешь и ласкаешь, и «гладишь», и «делаешь лучше» этот огромный и такой же, как ты, одинокий и никчемный, без твоей любви, мир (natasha)
Этот странный, почти спонтанный выплеск подкорки мне и показался интересным, «усталая» форма для «усталой» темы (natasha)
В целом стишок представился искусственной елочкой, украшенной синими шариками «как» и красными шариками «ты». Кому-то нравится, дело вкуса (ole)
Автор: Владимир МИТИН («Решетория»)
Читайте в этом же разделе:
20.07.2014 Шорт-лист недели 02–09.05.2014: Ты говори, я буду слушать
18.07.2014 Шорт-лист недели 25.04–02.05.2014: Попробуй зажмуриться и — раз-два-три!..
14.07.2014 Шорт-лист недели 18–25.04.2014: Земляничку, мама, я сорву твою
13.07.2014 Шорт-лист недели 11–18.04.2014: Слились. И оба — недвижимы...
10.07.2014 Шорт-лист недели 04–11.04.2014: Но и в бреду температурном я различала голос твой
К списку
Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.