Писать должно либо о том, что ты знаешь очень хорошо, либо о том, что не знает никто
(Аркадий и Борис Стругацкие)
Анонсы
18.07.2014
Шорт-лист недели 25.04–02.05.2014: Попробуй зажмуриться и — раз-два-три!..
Вот он, выход из ситуации — зажмуриться, сосчитать и попробовать снова...
СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 25.04–02.05.2014:
(Номинаторы: Shimaim & Volcha)
(3: SukinKot, tamika25, Ptenchik)
Галине
Начинается сказка с такой золотой несвободы,
От которой немеет душа, но не страшно ничуть.
Молодильные яблоки падают в черную воду,
И жар-птицы, построившись в клин, собираются в путь.
Ты идешь по аллеям, шуршащим осенним прибоем,
Словно кто-то листает страницы последней главы.
Злое небо тебя обмануло, играя с тобою:
Раз-два-три! Ты открыла глаза — никакой синевы.
И на сером асфальте, висящем над городом, сером,
Словно грифель, асфальте одним из беспечных богов
Нарисовано облако белым расплывшимся мелом —
Тихий отзвук по-летнему легких, других облаков,
Где высокое небо тебе еще было послушно,
Где плясали по крышам фонтанчики быстрой грозы,
Там, где лето вертелось ужом и скакало лягушкой
И дробило на зайчики солнце в глазах стрекозы...
Вот и всё. Мне пора. Опускается занавес. Вечер.
Мокрый ветер. Листва. И по лужам плывут фонари.
Этой сказке конец, и утешить тебя больше нечем.
Разве только... Попробуй зажмуриться и — раз-два-три!..
LunnayaZhelch:
Начинается сказка с такой золотой несвободы,
От которой немеет душа, но не страшно ничуть.
Молодильные яблоки падают в черную воду,
И жар-птицы, построившись в клин, собираются в путь.
Автор с самого начала запугивает (хоть и «не страшно ничуть») — «Молодильные яблоки падают в черную воду», «жар-птицы» строятся. Черная вода — это вообще-то такое общее место для фильмов ужасов, она никак не поднимает настроение, а когда еще сказочные персонажи объединяются, чтоб уйти, поневоле задумаешься, что же не так.
Ты идешь по аллеям, шуршащим осенним прибоем,
Словно кто-то листает страницы последней главы.
Всегда грустно, когда я дочитываю книгу до конца, потому что если книга мне не нравится, дочитывать не стану, поэтому образ мне внятен, допускаю, кем-то он будет просто проглочен, как я проглотил при прочтении «осенний прибой». Аллеи шуршат осенним прибоем. Чего-чего?..
ПРИБО́Й, прибоя, мн. нет, муж. (сл. Ушакова):
1. Бьющие в берег морские волны. Морской прибой. «Мерный звук прибоя» Пришвин. «Волн неистовых прибоем беспрерывно вал морской с ревом, свистом, визгом, воем бьет в утес береговой» Тютчев.
перен.: То, что надвигается, наваливается во множестве (книжн. поэт.). Прибой людских толп.
2. Место на берегу, о которое бьют волны.
С большой натяжкой можно списать на переносное значение, моря/реки я в стихе не вижу — только лужи и мистическую черную воду. Мне не ложится эта строка. Далее:
Злое небо тебя обмануло, играя с тобою:
Раз-два-три!
1-2-3 нравится, автор нашел способ акцентировать переключение внутри стиха, но «злое небо», да еще «играя с тобою!»... Мне нравится стихотворение в целом, но некоторые элементы мой вкус старательно отвергает, в том числе эти слова — потому что: 1. они заезжены; 2. они формально не соответствуют истине — небо не злое и не играет с человечками (но тут имеется в виду судьба, поэтому — формально).
Ты открыла глаза — никакой синевы.
И на сером асфальте, висящем над городом, сером,
Словно грифель, асфальте одним из беспечных богов
Нарисовано облако белым расплывшимся мелом —
Тихий отзвук по-летнему легких, других облаков,
Где высокое небо тебе еще было послушно,
Где плясали по крышам фонтанчики быстрой грозы,
Там, где лето вертелось ужом и скакало лягушкой
И дробило на зайчики солнце в глазах стрекозы...
А это совершенно замечательный кусочек, автор водружает асфальт прямо в небо вместе с облаком из другой уже ирреальной жизни, или осени, которое лишь отдаленно напоминает настоящие — летние. Вообще, тут сказка=лето=жизнь (каждый в меру своей пессимистичности пусть читает).
Вот и всё. Мне пора. Опускается занавес. Вечер.
Очень театральная строка, не верю, особенно занавесу, зато дальше все хорошо, хоть и плохо:
Мокрый ветер. Листва. И по лужам плывут фонари.
Этой сказке конец, и утешить тебя больше нечем.
Разве только... Попробуй зажмуриться и — раз-два-три!..
Вот он, выход из ситуации — зажмуриться, сосчитать и попробовать снова, почему нет, мало ли, что может произойти за эти три мгновения. Но, все-таки, надо с осторожностью относиться к этому совету, чтобы во время зажмуривания случайно не пропустить жар-птицу...
ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 25.04–02.05.2014:
(Номинатор: Shimaim)
(2: Shimaim, Baas)
Shimaim: Поскольку уважаемая Волча претендует на номинацию стихотворения «Сказка начинается», а уважаемый ЛуннаяЖелчь обижается, что выскочил «кто-то и сразу все номинирует и говорит: моё-моё, кышь!», мы посовещались и я решила, что рецензия-обоснование от меня будет на произведение «Синева. Пустота. Тишина».
Стихотворение, которое своим звучанием доходит до самых сокровенных уголков души. Представлено в виде триптиха. Музыкально созвучно с Lacrimosa dies illa (слезный день) — одна из частей Реквиема Моцарта. http://www.youtube.com/watch?v=MqRDK7zVGds
Первый стих — Da capo azzurro — «От головы синий». Всему свое время: время разбрасывать камни и время собирать камни... И вдруг оказывается, что собирать-то, собственно, нечего — «Под вычитанием в столбик тоненькая черта…». В череде потерь, с которыми свыкаешься, вдруг понимаешь, что огненной спицей в сердце засел вопрос. И приходишь в храм (а куда еще?), чтобы найти в себе ответ: «Ну, чья вина? Ну, ведь твоя, чмо, молчишь, — /ти/хо, только со свода нисходит на головы вы/шина/». Кстати, это самое «чмо» меня немного приземлило.
В храме, когда свет снисходит к тебе, снисходит — «да, я — вина». Но сколько не засыпай солью раны, ничего не сдвинется с мертвой точки, если только каяться, а не пытаться что-то изменить. «А хоть искал? Жена, сын, брат, отец — раз единый поставил плюс? А ты хоть раз вопрос свой в миг последний выталкивал из-под колес?» — кстати, находка (!). Всему свое время: время убивать и время врачевать. «Стоишь тут — смеется солнце, смеются люди, а ты — «вина»… синичье «си» попробуй на вкус, стой, дыши — это /синева/…» — еще она находка, которая мне понравилась.
Стих второй — Vuoto segno — «Пустой знак». Говорят, любовь слепа. Мы приписываем своим возлюбленным всевозможные достоинства и закрываем глаза, когда сталкиваемся с недостатками. Просто не замечаем их. «Никогда не думал, что девушка будет мне говорить: «Заткнись». Это фраза двери в парадном, парапета Яузы, «Музыкального ада» Босха, но не ее» (находка!). Но приходит прозрение, или это любовь, замешкавшись, снимает свои ладони с глаз, и ты вдруг видишь то, что раньше тебе казалось невозможным даже представить. У Дафны Дю Морье есть рассказ «Синие линзы» — героиня после операции на глаза должна на какое-то время надеть синие линзы, причем врач предупреждает ее, что она будет видеть еще лучше. (!) Та открывает глаза и видит у всех людей вместо их голов головы животных. Так, например, медсестра, которая много ухаживала за героиней, когда та была с повязкой, оказывается гадюкой. Муж — с головой ястреба...
Может, нам всем на какое-то время нужно надевать синие линзы, чтобы видеть звериную сущность окружения? «Та, что твердит «заткнись», подевала куда-то мой поводок, / а без поводка — я не сумасшедший — ни за что не решусь ее повести гулять…» (находка). Еще находки в этом стихотворении: «думал: корни — это всегда «пусть не выросло, но хотя б вырастает вниз», то, что ввысь вырастает — листва, ветви, птицы, небо, ну, и мы — зверье…»; «Я — седой даже не вождь — так, кусок индейца, подкова, стертая до земли, диплодок; шарахаюсь от слова «хрен», когда уже мир весь считает ласкательным слово «блять» (странно, что через «т»).
Стих третий — Silenzio lunga — «Долгое молчание». Что делает пилот, когда вместо неба ему выпадает земля? Наверное, разучивается летать. Становится при земле — приземленным. Жизнь проходит в стороне и мимо, а когда задаешься вопросом, что менять — «критик бубнит: углубь наполнение вширь смыслового вектора». А как углубить? Когда из воспоминаний, только «что младший весь день икал»; когда и размышления нарушает урчание живота «хочет гречи, что крыса ест». Как же сильно земное притяжение быта.
Паспарту поменять бы на фото том, где я — пилот, чтоб тишина, не дай бог, не нарушила красоту…
Удивительный трельяж, показывающий разные отражения в зеркале, заслуживающий внимания.
Автор (лично мне) очень интересен. Попадая в его стихи, я чувствую себя Алисой, прыгнувшей за Белым Кроликом в нору.
(Номинатор: Rosa)
(1: Rosa)
LunnayaZhelch: Скорее отписка, чем резонерка, не попал в настроение...
«Бабочкам недосуг» — это откуда-то из другой лексики. Многовато «и». Картинка милая, ощущение создается, но финал отдельно — ни к чему, ни с чем не связан. Текст не зря раздроблен до строк, его можно было бы раздробить еще сильнее. Прочитал, и осталось впечатление общего места — все знакомо и понятно, но не индивидуально, нет авторской обработки всех этих петухов, Полканов и яблонек, а значит мне, как и бабочкам, недосуг о чем-то говорить.
(Номинатор: natasha)
(1: natasha)
LunnayaZhelch: Наташ, прокомментируй номинацию, у меня, думаю, руки не дойдут...
natasha: Если коротко, выдержками, то основной смысл таков:
«Мой брак с социумом недействителен, лишь литература у меня в любовницы!..
Моя Мерлен славится конкретностью, и не принимает транзакции смыслов, и не живет пособием от распродажи решеток для духа, она еще одно доказательство правильных рекомендаций моего могущественного друга — Ветра!..
Мы пишем! Я и ветер!..
Я не служу ничему и никому! Даже литературе! Моя свобода тотальна,
и власть моего разума больше, чем власть всех европейских правительств!»
Это мечта ЛГ, ибо от инцеста родится неполноценное потомство, однако, похоже, никуда ему не деться от сродственницы своей. Осознает ли ясно сам ЛГ свое стремление вырваться из «дорогих объятий», говорить языком, растворенным в воздухе, подслушанным у ветра, в звуках улицы, в говоре толпы, во внутренних своих, только своих, а не в почерпнутых из книг, мыслях и чувствах? Не знаю. Предполагаю только, что где-то тут, близко, таится внутренний раздрай, питающий стихотворение энергией, передающейся читателю.
mitro: Нат, рецка Литературная, твоя ЖИВОпись, и с Возвращением...
(Номинатор: Shimaim)
(1: LunnayaZhelch)
LunnayaZhelch:
«Вступил в дом гончара, а он работал на кругу»
Иеремия (18, 3)
Бессильно ремесло —
стихов неровен слой,
бежит гончарный круг
от неумелых рук.
Но мастер анафор
задумал строк фарфор,
и сделан был горшок,
а Бог его обжег.
Должен вначале сказать, что «мастер анафОр» показался сначала именем собственным, как Христофор (носящий Христа), и эта аналогия (учитывая ссылку на пророка Иеремию) мне понравилась, не знаю, задумывал ли ее Ed, смещая ударение. «Мастер анафор» вообще-то весьма узкий специалист, но никто не утверждал, что он в чем-то другом не мастер (другими словами: пока кто-то не докажет, что ты не игрец на дуде, никто не смеет так утверждать). Вообще, в языке заложена такая пропасть семантики, что любой стих можно прочитать совсем о другом, нежели он написан. Например «белый день — японский, корейский и тайваньский негосударственный праздник, отмечается ежегодно 14 марта, спустя месяц после Дня святого Валентина. В Белый День мужчины дарят женщинам подарки в благодарность за подарки на День святого Валентина, работает правило тройного возвращения (яп. 三倍返し), согласно которому стоимость подарка на Белый день должна в два-три раза превышать стоимость соответствующего подарка на День святого Валентина». И если прочитать с учетом этого
Я обменял слезу
на хрупкую глазурь
и вот — в фаянсе неб
от счастия ослеп
получится тоже интересно.
Первые две строфы — история преодоления, или же противопоставление (скорее первое, ср. «глаза боятся, руки делают»), но все равно же вместо задуманного «фарфора строк» мастер получил «горшок», а горшок вещь семантически близкая, скорее, к сосуду (нежели, извините, к wc), и его основное свойство — вмещать, оно же — основное свойство поэзии вообще. И «слеза» в этом горшке, хотя и утверждается, что ЛГ обменял ее — ха, ха! — она там, просто ЛГ переводит взгляд туда, куда он может, наконец, взглянуть, чтобы ослепнуть «от счастия» (показалось?). Можно, конечно, сказать, что не боги горшки обжигают, но, в отличие от мастера анафор, у бога такой узкой специализации нет.
Из глины белых дней
по памяти леплю,
по памяти живу,
по памяти люблю…
Ну, наконец! Мастер Анафор дал себе волю. «Глина дней» — податливый материал, непостоянный и рассыпчатый, пока мы не приложим усилий, чтобы что-то из нее сложить, вылепить себе воспоминание — подчас недостоверное, но плотное и укрепленное нашей верой в него. Но если с лепкой более-менее понятно, то, что означает жить и любить по памяти? Человек вообще живет довольно механически — он не задумывается о том, что надо поесть, поспать, пойти на работу — все это происходит на автомате, складывающиеся годами правила и поведение приводят к созданию в голове некой модели окружающего мира (разумеется, той части, с которой мы взаимодействуем ограниченно или не взаимодействуем совсем), в эту модель может вписываться и человек, образ которого мы любим (образ, так ладно скроенный в нашем уме и так неожиданно подчас не совпадающий с действительностью). Но мне кажется, я совсем неправильно интерпретировал финал, хотя…
СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ: 25.04–02.05.2014:
Номинировано: 5
Прошло в Шорт-лист: 5
Шорт-мэн: Romann
Чудо-лоцманы: Shimaim & Volcha
Голосивших: 8
Воздержантов: 1 (MitinVladimir)
Чадский-Буквоед: LunnayaZhelch
ВПЕЧАТЛИЛО:
Какой чудный шорт набирается, придется не буквоедствовать, а строить из себя пишущего предисловие к трем книгам стихов, вот я влип... (LunnayaZhelch)
Надо ввести правило, что с каждой следующей номинацией нужно все больше и больше писать рецензии по размеру (2 в 15 степени букв, например), а то вот так хочешь че-нить номинировать хорошее, а тут как выскакивает кто-то и сразу все номинирует и говорит: «моё-моё, кышь!» (LunnayaZhelch)
Попадая в его стихи, я чувствую себя Алисой, прыгнувшей за Белым Кроликом в нору (Shimaim)
Осознает ли ясно сам ЛГ свое стремление вырваться из «дорогих объятий», говорить языком, растворенным в воздухе, подслушанным у ветра, в звуках улицы, в говоре толпы, во внутренних своих, только своих, а не в почерпнутых из книг, мыслях и чувствах? (natasha)
В языке заложена такая пропасть семантики, что любой стих можно прочитать совсем о другом, нежели он написан (LunnayaZhelch)
Человек вообще живет довольно механически — он не задумывается о том, что надо поесть, поспать, пойти на работу — все это происходит на автомате, складывающиеся годами правила и поведение приводят к созданию в голове некой модели окружающего мира (разумеется, той части, с которой мы взаимодействуем ограниченно или не взаимодействуем совсем), в эту модель может вписываться и человек, образ которого мы любим (образ, так ладно скроенный в нашем уме и так неожиданно подчас не совпадающий с действительностью) (LunnayaZhelch)
Автор: Владимир МИТИН («Решетория»)
Читайте в этом же разделе:
14.07.2014 Шорт-лист недели 18–25.04.2014: Земляничку, мама, я сорву твою
13.07.2014 Шорт-лист недели 11–18.04.2014: Слились. И оба — недвижимы...
10.07.2014 Шорт-лист недели 04–11.04.2014: Но и в бреду температурном я различала голос твой
08.07.2014 Шорт-лист недели 28.03–04.04.2014: Представь: мы в разных измерениях
06.07.2014 Шорт-лист недели 21–28.03.2014: Второй быть не могу я
К списку
Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.