На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
19 апреля 2024 г.

Человек создан для счастья, как птица для полета

(Владимир Короленко)

Анонсы

31.08.2012

Шорт-лист недели 17–24.08.2012: О берегах и прибоях

Победило то произведение, которое должно было победить — знаковое и понятное для всех...

                Берег

                СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 17–24.08.2012:
 
 
                (Номинатор: HedgeHog)
                (6*: Rosa, SukinKot, Helmi, geen, Sarah, Kinokefal)
 
                Повзрослели, кажется. Лампа под потолком,
                над тобой горевшая сказочным огоньком,
                когда — темень, все спят, а ты будто плывешь по краю
                в одеяле-коконе с подушкою-рюкзаком;
                лампа, что висела недосягаемо далеко,
                больше не хранит тебя, не хранит покой,
                ставишь стул и просто дотягиваешься рукой...
                когда лампа раз в полгода перегорает.
 
                И родители не царствуют над тобой:
                отдалишься, как отчаянный китобой,
                для которого мир — в безбрежности голубой,
                и которого манят в бурю чужие воды,
                но вернешься: родители — берег, а ты прибой...
                И так долго. Пока не доходит: они в разводе,
                ты живешь с кем-нибудь, но больше — сама с собой.
 
                Тот, с кем пели пальцы робко и горячо,
                кто грыз семечки, шелестя над твоим плечом,
                стал простужен, грузен и ни при чем,
                и вы каждый в свой угол пробираетесь понемножку.
                Столько грязи накоплено — ногу сломает черт.
                У тебя миллионы мыслей на этот счет...
                и совсем не решаемо, кто оставляет кошку.
 
                Ты вступаешь в лето... с туристическим рюкзаком,
                в нем вещей — как боли в тебе — битком,
                в нем вещей — как памяти — целый ком...
                К одуванчикам шмель мимо тебя несется.
                На дороге мальчик грозит девочке кулаком,
                она бьет в асфальт устойчивым каблучком,
                и срывает цветок, и держит его, как солнце...
 
pesnya: Рецензия на произведение-победитель — это очень ответственно и в некотором смысле бесполезно. Ибо победителей не судят (это я к тому, что надо не опаздывать с резонками и делать их до голосования). Ну так вот. Анино «Взросление» — действительно очень взрослое, зрелое произведение. Наверное, пережитое и, возможно, даже выстраданное. Потому что очень искреннее. Для любого человека этот период взросления — очень сложный, обостряются любые процессы восприятия окружающей действительности, люди кажутся враждебными, а целый мир — ополченным против. Одиночество становится просто осязаемым:
                все спят, а ты будто плывешь по краю
                в одеяле-коконе с подушкою-рюкзаком;
И самые близкие люди — родители — кажется, напрочь утратили способность слышать и понимать тебя. А особенно, если они фрагментарно поглощены своими проблемами:
                ...вернешься: родители — берег, а ты прибой...
                И так долго. Пока не доходит: они в разводе,
                ты живешь с кем-нибудь...
Просто разверзается индивидуальная сэлинджеровская ржаная пропасть. И в ней главное — не пропасть.
                и вы каждый в свой угол пробираетесь понемножку.
                Столько грязи накоплено — ногу сломает черт.
                У тебя миллионы мыслей на этот счет...
Но потом оказывается, взросление — это временно. Процесс спрессуется в опыт, потянешь его с собой, он непременно пригодится:
                Ты вступаешь в лето... с туристическим рюкзаком,
                в нем вещей — как боли в тебе — битком,
                в нем вещей — как памяти — целый ком...
Все станет на свои места, все будет так, как должно быть: «срывает цветок, и держит его, как солнце...» — и если это понимаешь, то не кажется, а действительно повзрослел.
P.S. Вдруг и этот Анин стих мной прочитался не адекватно, прошу извинить великодушно. Мной -надцать лет назад пройден именно этот жизненный отрезок, время отшлифовало какие-то краеугольные камни, но щемящее чувство «отчаянного китобоя» и образ «лампы, которая больше тебя не хранит» — намертво отпечатались где-то внутри. Нынче мой ребенок приближается к такому моменту, к собственному «миру, в безбрежности...»; так хочется ему чем-то помочь, поддержать, но я прекрасно понимаю, что в это время человек одинок по умолчанию, по определению. Техническую сторону вопроса разглядывать просто кощунственно ввиду грандиозности темы, посему просто скажу, что победило то произведение, которое должно было победить — знаковое и понятное для всех.
 
 
                Клоуны
 
 
                ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 17–24.08.2012:
 
 
                2. ole. Мои клоуны
                (Номинатор: white-snow)
                (4: ilonaila, JZ, Max, petrovich)
 
Kinokefal: Что сказать хорошего? В первой части своего сборника, ЛГ беседует со своим состоянием (бессоницей). Это нормально, даже типично среди пиитов. Беседует решительно и ответственно: «Уткнуться лбом в оконное стекло» — некоторые допрашивают перо и чернильницу, некоторые — окно, дело вкуса. Вообще, не самый худший способ остудиться, то есть, придя в норму, говорить правильные вещи, как то: Мастер и Маргарита, метла, преображение посредствам волшебного крема и проч. тайные женские желания. О! женщина (бла-бла-бла). Михаил Анастасьевич (извините за отчество — но не я его придумал), конечно, умница. Да. Оле тоже сочувствует его фантазиям. И это хорошо. Приобщаемся, так сказать. Если бы я был женщиной... Но это не важно, ибо «Запас иссяк, однако есть метла». На ум приходит, «водки не было, но я принес печенье» (из анекдота). Смешно, хи-хи, юмор. Дальше. Интересный оборот: «И воздух дымом, как пирог, прослоен». Мулька? Мулька определенно — я тож люблю лазанью, особенно по-милански, но это — не важно. Важен клоун. Вернее, клоуны, ибо это тема — рема всего сборника. Клоун глядит из зеркала и подначивает: «сломать на подсознаньи сургучи» — не очень знакомый с синтаксисом клоун, но, в конце концов, на то он и клоун, чтобы все ломать и представлять в перевернутом виде мир. Професьон дэ фуа (да простят меня французы). Этот патлатый (естественно, какой же еще?) Локки предлагает ЛГ «Явить себя, какой бы ни предстала, // И, накрепко вцепившись в круг штурвала // Исчезнуть в бездне смоляной ночи». Ну что еще может предложить клоун, кроме как «круга штурвала» (не квадрат — заметьте) и «исчезнуть в бездне»? Дурак — он и есть дурак, хоть и пафосный. И, естественно, оч. его интересует «какой бы ни предстала», то есть определенные аспекты из «какой бы». Лучше ню, как в романе. Красиво и мужикам надо. Жизненно, в общем. Далее — «возродясь из черноты», «гнать воронье стадо» с «преступным ветром» заодно. Еханый бабай, если это не пафос, то я не песьеглавец. Ладно, желание полетать ЛГ реализовалось, она грохнулась и вернулась к традиционным ценностям. Ваня, я ваша навеки! (бла-бла-бла). Мораль: хорошо летать, но и не летать — тож ничо, терпимо; и клоуны ваши нам, в принципе, фиолетовы, хотя местами и симпатичны. Gut. Едем дальше... Дальше о костюме теней, типо несоответствие, на вырост. Интересно, чес-слово. Опять мулька — 5, садитесь ученица. «Шатер... становиться куполом» — гм... отдайте дневник, я передумала. «У клоунов радость — не радость, а смех на потребу» — это, к нашему всё (к Линку). Я не вижу вашего дневника. Что еще? Толкование смыслов-вымыслов. Вроде мулька, но... на любителя (берите дневник). Дальше о стимулах, помятуя, что стимул — это такая спешл палка-погонялка для ослов (оставьте дневник — я подумаю). Ага, атланты — тож клоуны на манеже. Интересно (возьмите дневник). Часть три. Если говорить просто, даже оч. просто — ах, ты сцуко! Недооценил. Т. е. — женское. Я не люблю (в силу естественных причин и личной истории) чисто женское. Так что буду, как песенка, — естественен в реакциях, — пусть женщины оценивают экспрессию и хьюмор, не копроне, не ву ни разу. Теперь кода: «ночь улеглась по-хозяйски на город». Ну... конечно, по-хозяйски, я бы даже усилил — развалилась, блин. «Нет ей границы — ни края, ни срока», «памяти жернов крутит бессонница» и т. п. — ja, ja, натюрлих, вундава. Что-то же надо сказать... В общем, кода. Натурально. Абзац.
 
pesnya: Олиных клоунов я знаю давно. И они мне нравятся. Вот те, которые в цирке, не нравятся страшно. А Олины как-то близки, что ли. Потому как если присмотреться, в любом из нас живет клоун. Какой-то. Веселый или грустный. И обязательно философ. Иногда даже великий трагик. Иногда — мистик. Поэтому время их — либо ночь, либо вечер. Эта философско-природная параллель очень четко прослеживается в великолепной подборке; сплошь и рядом акцентные такие образы вроде: «лунный софит», «бессонницы прозрачное крыло», «мертвые комиксы» и т. д. Все три произведения представлены ярким видео- и звукорядом. Особенно порадовало первое, третье показалось своеобразным его повторением, только как бы с «обратной стороны Луны» (имхо). Однако 2 последние строки настолько самодостаточны и сильны, что, полагаю, они относятся ко всем произведениям подборки и являются весьма убедительным завершением. А вообще, тема таких вот перевоплощений клоуны–пилигримы–странники неисчерпаема, бездонна. Как и бесконечны возможности раскрытия ее: описания, образы, аналогии. Но в любом случае, стихотворения эти равнодушными мало кого оставляют, поэтому резонер настоятельно рекомендует читать и перечитывать.
 
 
                (Номинатор: sumire)
                (2: Skorodinski, Doddy)
 
OsedlavMechtu: Мне, на самом деле, много чего нравится. Но еще больше того, что мне кажется лишним, надуманным и заставляющим бедного читателя впадать в ступор, а не в сопереживание. Я понимаю желание говорить своим голосом, самовыразиться даже синтаксически, пройтись по непроторенной до сих пор грани восприятия... И местами это работает; но часто — выходит нагромождение и затыкание дыр чем-то никчемужным — так, «across» влеплено для «роз» (вряд ли есть высший план для перехода на иностранный), «идентифицировав в вере невысказонность кручин» — моск сгорел... Кое-что мне вообще непонятно: «эй, Джуд», «бай, оружием» — это аллюзии к чему-то или нет? бай — это типа «пока» или что-то еще. Пневмовины — что это? множественное число или какой-то неологизм? «бубнить почерком ультиматум принцам и птице»? (ребята, прочитавшие, вы правда поняли, о чем речь в этом предл? О_о) Да и в целом — для меня нити не сходятся, идея мне предстала наполовину — последняя строчка — все ясно, все круто — есть какая-то вселенная, где мы воплощены в комнатах — отсюда Грей, воплощенный в портьерах (если я правильно поняла — памятник мне), но причем тут полет осы? (который, к слову, здорово написан и это марево пирогов хоть и на грани фола — но классное). Причем тут ультиматум роз и вообще что это я так и не догнала, кроме того, что в первом случае, это татуировка — розы и ствол — не?.. Мне кажется, забавной была бы игра — выложить стих-ие и попросить народ просто написать, что они отсюда поняли, ну не описывать в прозе содержание (для такого — это бессмысленно), но написать идею, тему... Мне думаеЦЦа, напишут что-то оч. далекое от заложенного, хотя, верю, мысль-то есть, другое дело — мною не прочиталась. Прочитают ли другие? Не уверена. Подозреваю, что народ ведется на общую ауру, на те несколько крутых строк, которые удались (про кран, комнату, тянущуюся «к тебе» каждым кв. метром, про «иденэдем...тиф-цию» и еще кое-что), а в целом — при внимательности — тоже бы впали в ступор. А вообще, как уже утверждалось, я дятел, и ничо не знаю :)
 
pesnya: Мне всегда нравились в стихах длинные строки... Они интригующи, более лиричны (имхо), в них смысл можно раскрыть с разных сторон. Но при этом строки должны быть читабельны. Удобоваримы, сконструированы, в общем, по-человечески. Иначе стих превращается в громоздкую неповоротливую (языком) конструкцию, сложную для восприятия. Перефразируя известного героя: «это не стих. Это мамонт какой-то». В общем, задумка была хорошая, взрослая, но она практически погребена под железобетонным исполнением. К весьма подробным комментариям внимательных читателей мне добавить нечего. Разве только сказать, что мне нравятся стихи данного автора, полагаю, это был просто не слишком удачный эксперимент.
 
 
                4. sumire. В поющих смерчах
                (Номинатор: white-snow)
                (1: white-snow)
 
white-snow: Оно запало в душу сразу и навечно. Оно пришло вовремя. И еще в нем есть Пес, псы, которые мягко смещают пространство жизни в смертельную плоскость. И он зовет, виляет хвостом, преданно смотрит в глаза, как раньше это было. И он таким же остался, не скулящим, не воющим. Он пришел и сказал мне: «Пойдем». Но я могла с Ним говорить. Это главное в сегодняшнем дне.
 
pesnya: Чтобы правильно понять такой глубинный стих, нужно быть на одной волне с автором. Или в одной плоскости. Жить подобными переживаниями. Осязать подобное пространство. Как Снежок, например. Я даже по-хорошему завидую Фиалкиным читателям — сколько у них случается кайфа. Это и есть параллельный мир, о котором как-то говорил Игорь. А я вот начала читать, и возникло у меня чувство, что надо мной кто-то распорол подушку с диковинными перьями. Они осыпаются вокруг, я их пытаюсь разглядеть, одно красивей другого, много их, они стали наслаиваться, не складываясь в одну цельную картинку. Короче, на перышке «ваниль клофелинных мурашек» я задохнулась. Пришлось выкарабкаться из-под «печалей-пушинок» первой части, и только со второго раза дочитать всё до конца. Я боюсь, что неверно все же прочла-поняла, о чем стих, как Аниного «Малыша», поэтому не буду углубляться в пространные комментарии. Каждый все равно прочтет по-своему, и обязательно будут те, кто поймет абсолютно верно авторский замысел, им и растолковывать ничего не нужно. Работа интересная, с этим не поспоришь, но — специфичная.
 
 
                5. JZ. Лилия Кирилловна
                (Номинатор: tamika25)
                (1: tamika25)
 
tamika25: Юлин рассказ, казалось бы, простой, не так-то прост на самом деле. Мистика, сказка, искусно вплетенные в сюжет, делают произведение как бы многоуровневым, расслаивая его на реальные события и фантазию, смешивая, запутывая и опять разделяя, заставляют читателя постоянно балансировать на грани реала и мистики. Иногда утрачивая эту грань под собой... У Юли это не первая работа такого плана, и, опять же, все удалось, и всего в меру. Считаю это произведение бесспорной удачей автора, и ...просто потрясло последнее предложение рассказа.
 
pesnya: Прозу резонить, с одной стороны, проще, ибо ее (увы) маловато в ленте вообще и в Шорте, в частности. И сложнее, т. к. «буков многа», а суть выловить нужно, даже если она не сконцентрирована, а как бы размазана по всему произведению. Юлина миниатюра мила, очаровательна, но не более. Я искренне уважаю и понимаю порыв номинатора сделать приятное автору, обеспечившему отдых для мозга читателей. Тут нет ни лихо закрученного сюжета, ни сумасшедшего экшена, ни глубоко и искусно замаскированной психоделической драмы. Ну, во всяком случае, я, толстокожая и недальнозоркая, не прочувствовала, не разглядела. Детское летнее приключение, сплетенное с мистикой, похожей на сон, выписано легко и непринужденно. Напоминает фильм из детства «Приключения Вити и Маши». Почему-то сделалось жаль Лилию Кирилловну. По содержанию как-то вроде и придраться не к чему. Чего не скажешь об исполнении. Тут я, пожалуй, соглашусь с нашим гуру прозы Максом. Есть еще много прочих промахов. Например: в третьем предложении перед «и» нужна запятая. Возможно, это просто опечатка. Четвертое предложение какое-то некорректное, что ли. Зной может ...э-э-э... напоить, раскалить воздух, например. А напечь солнце — голову. А вот чтоб тропинку напекло, кажется мне корявенько слегка звучит, нет? Ну и далее по тексту, как говорится. Не хочу придирок, у Юли проза есть гораздо сильней, и отшлифовать она ее может —будь жив. Тут просто не постаралась, поспешила, очень хотелось поделиться каким-то своим свежим впечатлением. Все равно молодец; чтобы уметь хорошо ездить на велосипеде, нужно... ездить на велосипеде. Вот так и сочинять, мастерство оттачивается только в действии.
 
 
                Малыш
 
 
                ОСТАЛОСЬ В ИСТОРИИ:
 
 
                6. OsedlavMechtu. Малыш
                (Номинатор: tamika25)
 
pesnya: Легкое произведение, точней, исполненное легкой, однако же позитивной грусти. «Малыш, мы не увидимся с тобой». Стихотворение построено большей частью на ассоциациях, а слово «малыш» в принципе у меня, например, ассоциируется исключительно с чем-то положительным, славным, в каком бы смысле оно ни употреблялось. Как верно заметила сама автор произведения, «этих “малышей” видимо-невидимо». В том смысле, что это обращение стало едва ли не нарицательным и давно уже вышло за рамки употребления его к определенной возрастной категории. Смысловая составляющая обращения «малыш» — милый, друг, приятный человек — грани самые необычные и даже неожиданные, но в любом случае позитивные. С первых строк вовсе не привиделась любовь, хотя автор делает попытку предупредить возможную ассоциацию:
                Тот, кто это все читает
                уже решил, что я здесь — про любовь...
                Но оставим заблуждаться
                читателя до будущей строки...
Никаких заблуждений: данный конкретный Малыш — друг. Причем далекий (обозначены географические нюансы: Южный Урал – Москва), хотя и весьма близкий душевно: «Но это все для чужаков-туристов...
таких, как я, Малыш, таких, как я». Противоположности литгероев проявляются в образе бытия: Малыш — дитя природы, гор, которому
                пыльные, склоненные дороги —
                как лопухи, попавшие под ноги,
                все ерунда!
его ви-за-ви — горожанка, жительница мегаполиса, которой «высь сладка и солнце горячо, мир, покоренный, строится по кругу...». Диаметральность мира героев выписана очень хорошо, четко, особенно в двух последних катренах. Понятно, что каждый из них может мечтать о мире другого, считая свой мир несовершенным. В этом схожесть героев. Однако оба они понимают, что и мир противоположный полон всяческих минусов:
                Но не завидуй, нам не дан покой.
                ...нам тоже, милый, не всегда легко.
                Не знаю, чья тут ноша тяжелей...
Технически стих если не безупречен, то близок к тому. Весьма эффектна необычная рифма «небосвод и – свободы», из «неудач» заметила только одну — начало первой строки третьего катрена «В ось», читается «вось» слитнозвучно, как-то не очень. А больше никаких огрехов не нашла, ни технических, ни стилистических, ни смысловых. Если что не так поняла, автор меня простит, ибо прочтение любого произведения не лишено субъективизма, и замысел авторский изначальный может быть просто не распознан за маскировкой образов. Однако напрасно Аня усомнилась в том, что ей что-то «светит» в Шорте. Еще как светит. Она редко нас балуем своими глубокими строками, к тому же на тему, которая была близка каждому в какой-то мере. Думаю, шансы на победу у «Малыша» довольно велики.
 
 
                СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ 17–24.08.2012:
 
                Номинировано: 6
                Прошло в Шорт-лист: 5
                Шорт-леди: OsedlavMechtu
                Чудо-лоцман: HedgeHog
                Голосивших: 14
                Чадский: pesnya



← ПредыдущаяСледующая →

07.09.2012
Шорт-лист недели 24–31.08.2012: Дом не выстыл

21.08.2012
Шорт-лист недели 10–17.08.2012: Развязав папку

Читайте в этом же разделе:
21.08.2012 Шорт-лист недели 10–17.08.2012: Развязав папку
17.08.2012 Шорт-лист недели 03–10.08.2012: Убив кукушку
15.08.2012 Шорт-лист недели 27.07–03.08.2012: Оранжевая рыба оказалась лещом
02.08.2012 Шорт-лист недели 20–27.07.2012: Никто моих цветов не ждет...
31.07.2012 Шорт-лист недели 13–20.07.2012: Фисташковый цокот

К списку


Комментарии

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон