Люди могут простить вам добро, которое вы для них сделали, но редко забывают зло, которое они причинили вам
(Уильям Моэм)
Анонсы
21.04.2012
После сказки. Итоги турнира № 19
Всему можно найти рациональные объяснения, но нужны ли они, рациональные?..
Часть I. Торжественная
Они не испаряются, они не растворяются,
Рассказанные в сказке, промелькнувшие во сне.
В страну чудес волшебную они переселяются,
Мы их, конечно, встретим в этой сказочной стране.
В. С. Высоцкий
Почему-то считается, что сказки нужны только детям. Подросшие и повзрослевшие девочки и мальчики тщательно открещиваются от интереса к детским книжкам, а некоторые действительно забывают о них. И только самые хитрые продолжают открыто читать сказки, сурово называя их фантастикой или фэнтези.
Ну действительно, куда деваются герои, которые учили нас добру и справедливости, не унывать от трудностей, прощать провинившихся, верить, что все будет хорошо? Да никуда они не деваются, так и живут вместе с нами. Не зря же при взгляде на древнюю старуху вспоминается баба Яга, большая лягушка, сидящая на кочке, мгновенно получает статус царевны. Быстрая тень промелькнула по земле — что это? Маленькое облачко, огромная птица или Иван Царевич, мчащийся на ковре-самолете к своему счастью? Прошуршало, скрипнуло в темной тишине — что это? Или — кто это? Конечно, всему можно найти рациональные объяснения, но нужны ли они, рациональные?
И если снова кто-нибудь проникнуть попытается
В страну чудес волшебную в красивом добром сне,
Он даже то, что кажется, что только представляется,
Найдет в своей загадочной и сказочной стране.
В. С. Высоцкий
Как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Огромное спасибо всем рыцарям за то удовольствие, которое я получила от турнира. Но, по порядку.
В моем королевстве
идут проливные дожди (c)
В моем королевстве весна непрерывных дождей
Размазала серость по небу невидимой кистью.
У этого времени года задача важней,
Чем просто помыть и покрасить в зеленое листья.
В моем зазеркалье — сезон необузданных гроз,
Сезон неотправленных писем, звонков без ответа.
Садовник состриг миллион нераскрывшихся роз;
Синоптик-колдун прогнозирует душное лето.
В моем лабиринте живет гималайский медведь,
Вальяжный и добрый, отвергнувший роль минотавра.
Мне стоит заплакать — и он начинает реветь,
Чтоб я, словно Скарлетт, «об этом подумала завтра».
В моем старом замке гуляют свободно ветра —
Смеются, ругаются — от чердака до подвала.
А ключник сказал, что в каминной есть где-то дыра
И лестница к небу. Но там я еще не бывала.
Это волшебное стихотворение полюбилось мне сразу. Начинается оно обычно, насколько обычной может быть весна, полная тревожного ожидания то ли писем и звонков, то ли чего-то непонятного, что и не высказать. И в зазеркалье, в отраженном мире, появляются неотправленные письма и неотвеченные звонки. Появляется старый замок, населенный сказочными существами. Занятые важными делами, они не прочь пообщаться. И над всем миром, таким пасмурным в начале, постепенно проявляется улыбка то ли Автора, то ли Чеширского кота — Зазеркалье же. А что после сказки? Другие сказки. И предчувствие волшебства.
Просто так
«Ну вот, как всегда, Герда не досмотрела...»
Стекляшка в окошко за ветром влетела,
Случайно ли сердце родное задела,
Которое сразу же заледенело?..
...Умчался тотчас, соблазнившись каретой,
Как в опере мыльной с дешевым сюжетом.
Конечно-конечно, она — Королева,
А я кто? «Сестренка», понятное дело...
А ты хоть подумал, ты правда Ей нужен?
Подаст ледяного коктейля на ужин,
А ты вон и так до озноба простужен...
Опомнись, мой мальчик, послушайся, ну же!
...Конечно, у нас ведь не замок, а домик.
Уставленный розами весь подоконник —
Приятная, милая сердцу картина...
А может, тебе надоела рутина?
И ты полагаешь, отбросив беспечность,
Что лучше сидеть и микшировать
«в е ч н о с т ь»?
Да будет тебе! В этом мире блестящем
Весь шик — ледяной, словом, ненастоящий;
Ее красота вовсе небезупречна,
Растает весной, значит, тоже не вечна...
Да-да, разумеется, будет весна,
Но радость твою не разделит Она...
Ты станешь несносным. И будет причина:
Вдруг вспомнится милая сердцу картина;
Захочется снова тепла и уюта,
И вечностью будет казаться минута...
...Вернешься ко мне, как трофей, как награда...
А я вдруг задумаюсь: мне это надо?!
Печальное, умное стихотворение. Сказка про Герду и Снежную Королеву, перенесенная в современность. Герда здесь вовсе не наивна, она не бросается спасать любимого, не пытается вырвать его у соперницы, она предпочитает выяснять отношения, объяснять, уговаривать. Только Кай — по-прежнему пешка, заблудившийся мальчик, переходящий приз. Но сказка кончится, и что потом? А ничего. Обида, пустота и воспоминания.
Ole
(стесняясь)
Вот пойду и сяду вечерком у речки,
Удочки заброшу, буду созерцать,
А из Зазеркалья выйдет человечек,
Рядышком присядет, чтобы помолчать.
Помолчим, покурим, костерок затеплим.
Заварю чаишко, мужичку налью.
Хорошо б, конечно, что-нибудь — покрепче...
Да, откуда знаешь, — что у них там пьют.
...Ветерок вечерний залетел в ольшаник,
Шевельнул листвою и усталый — стих.
Стало слышно пОстук электрички дальней.
И как кто-то тайный в тростниках пыхтит...
Вот он вылез тихо и — поплыл под берег,
По воде зеркальной разводя усы,
А кулик на камне — клювом чистит перья;
И роняет время чуткие часы...
Торопясь к закату, солнце убирает
С небосвода тучки, тучки-облака,
Чтобы напоследок вдруг не помешали
Дружелюбным взглядом землю приласкать.
...Вот бесшумно выплыл выводок утиный.
Мама-кряква тихо что-то говорит,
А утята шустро ищут пищу в тине,
Задирая попки в меркнущий зенит.
Поползли туманы по речному плёсу —
Прячет речка на ночь таинства свои.
И уже Венера подмигнула Марсу,
И упала в воду, брызг не сотворив.
...За рекою в травах заскрипел надсадно
Пешеход пернатый — коростель-дергач...
И ползет за ворот из лугов прохлада...
Уходить бы надо... Не хочу. Хоть плачь.
А куда же делся тот — из Зазеркалья,
Что со мною рядом на реку глядел?
Убежал тихонько. Этакий — каналья.
У него, наверно, еще много дел...
Он приводит сказку и — уходит в сказку.
...Возвращаюсь полем в тишине гречишной,
Утопая в росах, пролитых луной.
А душа мне в память эту сказку пишет
И улыбку прячет где-то за щекой...
Удивительно красивое стихотворение и одно из самых любимых у меня в этом турнире. Сказка, которую может сотворить каждый, было бы время и желание. Вечер, речка. Откуда-то возникает мужичок, проводник из речного Зазеркалья, подсаживается к костру. Он молчит, прихлебывая чай, а вокруг возникает волшебство, где всё-всё, каждый звук, будь то плеск или шуршание, каждая пичужка, листик, звезда, облако — всё приобретает огромный смысл. Мужичок исчезает, да и был ли он вообще. А сказка остается — в памяти, в улыбке, в душе.
...холодно, холодно...
белые звёздочки падают, падают...
с низкого серого неба
на крышу избушки.
Курии ножки
жмутся под брюшко —
то одна, то другая,
переступая:
мёрзнут в снегу.
Тихо...
Порой лишь
с елей мохнатых
шлепнутся влажные комья —
легонько... как всхлипнут,
да прошумит вдалеке электричка.
Сыро и тёмно в избушке.
Кашляет тихо сова:
простудилась, перья роняет.
Ступа замшела,
без дела,
скучает в углу.
Бабушка Ёжка в печали —
ей одиноко.
Сушёные лапки лягушьи —
кончились: зелья не сваришь,
молодость не вернёшь.
Патлы седые склонила,
Нос — знаменитый крючок —
в старую книгу уткнула,
читает:
«...Они жили долго и счастливо и умерли в один день».
Сказки кончились. Баба Яга — одинокая, беспомощная, дряхлая, никому больше не нужная, пережившая всех, кому когда-то помогала или мешала, — доживает зиму, перечитывая сказки. Хорошее стихотворение. Особенно жаль избушку с мерзнущими лапами и сову, теряющую перья. После сказки — вполне логичный конец сказки. Может быть, это особенности верлибра, не знаю, ибо не специалист, но мне здесь не хватило какого-то неожиданного поворота, сюрприза, взгляда чуть с другой стороны.
Ole
Цепляясь памятью за лютиковый край
До белизны и страха тонких пальцев,
Держусь за самый летный в мире рай,
За право быть своей среди скиталиц.
За правым бортом — синь для сизарей,
За левым — тропки катятся в сезамы,
И примеряют тысячи моревн
Венцы надежд наивных бесприданниц.
Живут-бытуют Вани-дурачки,
Спешат крапивно в петельки-ожоги
Минутки верности. По-рыбьи замолчит
Старик-старушечий вопрос.
Емеленогий
Дымящий транспорт — ё-автомобиль —
Везет парней румяных на рыбалку…
Здесь даже боги не грозят за быль,
Не страх, но выбор: холодно ли? Жарко ль?
Клубочки-колобочки зим и лет
Пестрят над тридесятьем, как в корзинке.
Не ведомо начало, ножниц нет.
И счастье долго, и правы тропинки.
...Запахло с пылу золотым яйцом,
В печи, в избе, в неведомо-девятом...
Ковер так подозрительно знаком:
Такой же был у бабушки когда-то. )))
В этом стихотворении нет даже намека на «после сказки». Здесь каждый бытовой предмет, каждое выбранное направление уводят в знакомое волшебство. Автор не прощается с детством, но хитрит, мне кажется, уверяя, что держится за него с трудом («до белизны и страха тонких пальцев»). Действительно, в каждой строчке — улыбка, удивление и ассоциация с волшебной историей.
брат иван стрелу наводит
на клубы немых небес
наждачком слегка подправит
сладко губками подпрядет
ощущая дней мельканье
от неловкого дыханья
облизнется и каприз
взгяд ивана беглый лис
взляд ивана белый лист
вгляд ивана рыжий бес
стрелкой тычет в глаз небес
стрелки стрелки так ли тик?
я ко многому привык
все конечно же не так
вот усталость тишина
тишина моя жена
вот и тело на просторе
с телом я душой поспорил
тело тяжкое на паперть
я ж с душой гулять за дверь
я трава и славный зверь
я стрела и я полет
тело с паперти зовет
выбираю не стыдясь
отклонение стрелы
скучный царь с лицом травы
тянет липкое увы
цапнет сдуру сагайдак
человек с лицом никак
человек с лицом как вдруг
человек с лицом как мрак
ваня ваня
время время
ваня ваня
как же так?
Завораживающее стихотворение. Прочитала его и вспомнила старую мысль, что отчего-то русские народные песни и сказки почти всегда удивительно тоскливые, безысходные. И в этом их особенная прелесть. Сильное произведение. Но нет в нем понятия «после сказки», есть — вместо, есть несоответствие тела и души, реальности и мечты. В нем — нет, однако, выросло оно все-таки из сказки, потому оно само и есть то, что после.
к вопросу о банальных рифмах и... темах
Вот — лапка, кожица... моя...
легонько ткни, и дернусь я —
причинно-следственная свя...
зь... жилка — не оборвалась
пока... Смелей же, — в я-меня,
ну, язычком губу слюня,
кольни, не бойся же, вот так...
мой ученик... Иван... дурак...
немножко больно, тихо... квак...
Этакий взгляд подопытной лягушки на себя со стороны. В этом стихотворении, в отличие от «сказочки», есть любимая мной смена фокуса («мой ученик... Иван... дурак»), и читатель мгновенно понимает, что лягушка-то на самом деле — царевна, а Иван — такой дурачок... :)
*Никак не могу привыкнуть к Наташиному количеству многоточий. :)
Дальше увиливать некуда, пора подводить итоги, оглашать победителей. Каждый турнирный выпад прекрасен, я выбирала чисто субъективно:
Все победители получают призовые пакеты баллов — для себя или передачи достойнейшим. А Наташе — персональное поле незабудок.
Часть II. Тревожная
Условия турнира от Ее Величества
Розы:
Тема: ВОСХИЩЕНИЕ. Посвящается ей, моей наилюбимейшей Одри Хепберн.
Форма: поэтическая.
Сроки: по 4 мая.
Дополнительные условия: не разбивать стихотворение на строфы, пусть оно будет монолитно.
В помощь:
Автор: ole
Читайте в этом же разделе:
20.04.2012 Евангелие от Петровича. Шорт-лист Зимы-2011/2012
20.04.2012 Шорт-лист полумесяца 30.03–13.04.2012: О Бродском и каперсах
07.04.2012 Внимание! Выбираем Произведение и Автора Зимы-2011/2012
05.04.2012 Шорт-лист полумесяца 16–30.03.2012: Девочка — была?..
02.04.2012 Пати на кровати. Итоги турнира № 18
К списку
Комментарии
|
22.04.2012 15:50 | natasha Оля, как хорошо. В свете такой презентации и стихи заблистали. Чудесно.)) |
|
|
22.04.2012 23:42 | ole Спасибо, Наташа, мне нравится слово "презентация")) |
|
|
04.05.2012 23:32 | ole Срок окончания турнира за Розу переносится на 11 мая. |
|
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.