Говорить учимся мы у людей, молчать — у богов
(Плутарх)
Мейнстрим
04.03.2020Памяти Кристофера Толкина
Он был равноправным, равнозначимым творцом и мастером, создававшим не затейливую выдумку, а новую реальность, в которой сюжет всегда проигрывает тому, что за ним...
16 января умер Кристофер Джон Руэл Толкин — младший сын Джона Роналда Руэла Толкина, человек, которому вселенная Арды и Средиземья обязана своим нынешним совершенством никак не меньше, чем его знаменитому отцу.
Как ни парадоксально, деятельность Толкина-младшего, посвятившего жизнь систематизации обширного отцовского наследия, отнюдь не вторична. Он был не прижизненным «соучастником» сотворения нового фэнтезийного мира, он был равноправным, равнозначимым творцом и мастером, воплощавшим не затейливую выдумку, а новую реальность, в которой сюжет всегда проигрывает тому, что за ним.
Говоря об условности сюжета, я имею в виду то, что старший и младший были в первую очередь учеными, а не писателями. В отличие, скажем, от Клайва Стэйплза Льюиса, сочинившего «Хроники Нарнии». В отличие от Джорджа Р. Р. Мартина с его средневековым натурализмом. В отличие от Джоан Роулинг с ее волшебными палочками. В отличие от всех них...
С точки зрения литературного качества не стоит идеализировать ни «Хоббита», ни «Властелина» — если книжная история дядюшки Бильбо еще худо-бедно вписывается в формат волшебной сказки, то приключения мистера Фродо и его друзей как художественный текст откровенно слабоваты. И сколько ни сравнивай многочисленные переводы и пересказы, всегда будешь упираться в особенности изложенного ученым оригинала — в стилистические шатания, царапающую слух нарочитость речи персонажей, суховатость изложения, внезапные нотки пафоса... Один лишь пространный трактат о трубочном зелье, предваряющий первую книгу трилогии о кольце, кажется, отбил охоту к дальнейшему чтению у многих новобранцев, даже из тех, кого соблазнила на чтение джексоновская экранизация.
В итоге получилось то, что получилось: сказочник Льюис сочинил сказку, а профессор Толкин сотворил новую реальность, в которой хватает места бесконечному множеству и сказок, и сказочников.
А собирал, сшивал, сплетал, склеивал эту реальность — он, Кристофер Толкин. Практически из пыли, в изобилии вращавшейся вокруг историй о Бильбо и Фродо. Именно его стараниями (при участии канадского фантаста-альтернативщика Гая Гэвриэла Кея) в 1977 году был доработан и издан «Сильмариллион», за которым последовали восставшие из запутанных, обрывочных, неразборчивых и противоречивых черновиков Профессора, из сделанных наспех, на чем попало заметок и снабженные подробными комментариями двенадцать томов «Истории Средиземья», «Неоконченные предания Нуменора и Средиземья», «Дети Хурина», «Берен и Лютиэн» и «Падение Гондолина». Все это создавалось не как вспомогательная периферия, но как основа, как историко-культурная база «Хоббита» и «Властелина колец», благодаря которой популярные сюжеты обрели перспективу, объем и корни, а мир, в котором они разворачиваются, сегодня воспринимается как вполне реальный, имеющий обширную историю, географию, генеалогию, мифологию, тщательно проработанные наречия и диалекты...
Действительно, ну не станем же мы ставить неутешительный диагноз многим тысячам поклонников, бодро тарахтящих на синдарине, квэнья или адунаике, рассуждающих о природе орков, происхождении пророчества Глорфиндела и кто вообще такой Йарвен Бен-Адар. И, думается мне, именно по уровню реалистичности толкиновское Средиземье не превзошли и не превзойдут ни Земноморье, ни Нарния, ни Хогвартс, ни даже Вестерос.
Как ученый, как хранитель и продолжатель дела отца Кристофер Толкин был принципиальным противником экранизации «Властелина колец», восприняв ее как боевик для молодежи, лишенный изначальной эстетики и философии, пытался помешать съемкам и даже поссорился с собственным сыном Саймоном, который сотрудничал с парнями из «New Line Cinema»... Так мать защищает свое дитя — отчаянно, самоотверженно, до конца...
Но открыть мир всегда проще, нежели сберечь его в неизменности, и вслед за колумбами всегда являются конкистадоры, солдаты, торговцы и миссионеры, что, в сущности, не противоречит законам ни одного из известных нам миров. Вот и ушли за гремящие моря отцы-основатели Средиземья. А мы — остались.
← Предыдущая | Следующая → |
24.04.2020 | 26.02.2020 |
Читайте в этом же разделе:
26.02.2020 Детективы отправились на голосование
25.02.2020 Путешествие в Средиземье
22.02.2020 Родина простила?
20.02.2020 Баланс черного
06.02.2020 Гибер покорил Ангулем
Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.