Лауреатом Центральноевропейской литературной премии «Angelus» за 2010 год стала белорусская писательница...
Лауреатом Центральноевропейской литературной премии «Angelus» за 2010 год стала белорусская писательница Светлана Алексиевич, книгу которой «У войны не женское лицо» в переводе Ежи Чеха («Wojna nie ma w sobie nic z kobiety») признали лучшей книгой прозы, опубликованной в Польше в 2010 году. Как сообщает информационная служба «Telegraf.by», решение жюри было объявлено в субботу 3 декабря.
Список претендентов на престижную награду, вручаемую с 2006 года и в денежном выражении составляющей 35 тысяч евро, включал в себя 52 писателя из стран Центральной Европы. В финал вышло семь человек, в том числе две белоруски: Светлана Алексиевич и Наталка Бабина с книгой «Рыбий город».
Номинироваться на премию «Angelus» могут авторы из 14-ти стран Центральной Европы: Австрии, Албании, Беларуси, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Венгрии, Германии, Латвии, Литвы, Македонии, Молдовы, Польши, России, Румынии, Сербии, Словакии, Словении, Украины, Хорватии, Чехии и Эстонии. Ранее лауреатами премии становились Юрий Андрухович (Украина, «12 обручей»), Мартин Полак (Австрия, «Убитый в бункере»), Петер Эстерхази (Венгрия, «Harmonia caelestis»), Йозеф Шкворецкий (Чехия, «Инженер человеческих душ») и Дьердь Шпиро (Венгрия, «Мессии»).
«Telegraf.by» напоминает, что в 2007 году решением администрации Александра Лукашенко из школьной программы были исключены произведения многих белорусских писателей и поэтов, в том числе Янки Купалы, Василя Быкова, Нила Гилевича, Рыгора Бородулина, Геннадия Буравкина, Сергея Законникова, Владимира Орлова и других. Попали в черный список и произведения Светланы Алексиевич.
Словно пятна на белой рубахе,
проступали похмельные страхи,
да поглядывал косо таксист.
И химичил чего-то такое,
и почёсывал ухо тугое,
и себе говорил я «окстись».
Ты славянскими бреднями бредишь,
ты домой непременно доедешь,
он не призрак, не смерти, никто.
Молчаливый работник приварка,
он по жизни из пятого парка,
обыватель, водитель авто.
Заклиная мятущийся разум,
зарекался я тополем, вязом,
овощным, продуктовым, — трясло, —
ослепительным небом на вырост.
Бог не фраер, не выдаст, не выдаст.
И какое сегодня число?
Ничего-то три дня не узнает,
на четвёртый в слезах опознает,
ну а юная мисс между тем,
проезжая по острову в кэбе,
заприметит явление в небе:
кто-то в шашечках весь пролетел.
2
Усыпала платформу лузгой,
удушала духами «Кармен»,
на один вдохновляла другой
с перекрёстною рифмой катрен.
Я боюсь, она скажет в конце:
своего ты стыдился лица,
как писал — изменялся в лице.
Так меняется у мертвеца.
То во образе дивного сна
Амстердам, и Стокгольм, и Брюссель
то бессонница, Танька одна,
лесопарковой зоны газель.
Шутки ради носила манок,
поцелуй — говорила — сюда.
В коридоре бесился щенок,
но гулять не спешили с утра.
Да и дружба была хороша,
то не спички гремят в коробке —
то шуршит в коробке анаша
камышом на волшебной реке.
Удалось. И не надо му-му.
Сдачи тоже не надо. Сбылось.
Непостижное, в общем, уму.
Пролетевшее, в общем, насквозь.
3
Говори, не тушуйся, о главном:
о бретельке на тонком плече,
поведенье замка своенравном,
заточённом под коврик ключе.
Дверь откроется — и на паркете,
растекаясь, рябит светотень,
на жестянке, на стоптанной кеде.
Лень прибраться и выбросить лень.
Ты не знала, как это по-русски.
На коленях держала словарь.
Чай вприкуску. На этой «прикуске»
осторожно, язык не сломай.
Воспалённые взгляды туземца.
Танцы-шманцы, бретелька, плечо.
Но не надо до самого сердца.
Осторожно, не поздно ещё.
Будьте бдительны, юная леди.
Образумься, дитя пустырей.
На рассказ о счастливом билете
есть у Бога рассказ постарей.
Но, обнявшись над невским гранитом,
эти двое стоят дотемна.
И матрёшка с пятном знаменитым
на Арбате приобретена.
4
«Интурист», телеграф, жилой
дом по левую — Боже мой —
руку. Лестничный марш, ступень
за ступенью... Куда теперь?
Что нам лестничный марш поёт?
То, что лестничный всё пролёт.
Это можно истолковать
в смысле «стоит ли тосковать?».
И ещё. У Никитских врат
сто на брата — и чёрт не брат,
под охраною всех властей
странный дом из одних гостей.
Здесь проездом томился Блок,
а на память — хоть шерсти клок.
Заключим его в медальон,
до отбитых краёв дольём.
Боже правый, своим перстом
эти крыши пометь крестом,
аки крыши госпиталей.
В день назначенный пожалей.
5
Через сиваш моей памяти, через
кофе столовский и чай бочковой,
через по кругу запущенный херес
в дебрях черёмухи у кольцевой,
«Баней» Толстого разбуженный эрос,
выбор профессии, путь роковой.
Тех ещё виршей первейшую читку,
страшный народ — борода к бороде,
слух напрягающий. Небо с овчинку,
сомнамбулический ход по воде.
Через погост раскусивших начинку.
Далее, как говорится, везде.
Знаешь, пока все носились со мною,
мне предносилось виденье твоё.
Вот я на вороте пятна замою,
переменю торопливо бельё.
Радуйся — ангел стоит за спиною!
Но почему опершись на копьё?
1991
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.