На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
25 декабря 2024 г.

Говорите правду - и вы будете оригинальны

(Александр Вампилов)

Обзоры

16.03.2009

О «непонятностях» в стихах и новых авторах на Решетории

Все больше убеждаюсь в том, что для восприятия стихотворения нужен определенный настрой, а также некая общность, родство душ с поэтом (я уж не говорю об уровне эстетического развития).

некая общность, родство душ Проводи меня, мама, звериной тропой,
Где ослепшее солнце трясет головой,
И за каждым углом притаились холодные дула.
Где уже не спасают ни совесть, ни стыд,
И надежда глотает остатки обид,
Посылая мне капельно вирус хронической дуры.
Где шагаешь вперед, а на деле - назад,
Где из крана течет голубая слеза,
А любовь притаилась в воронке расширенной поры.
И её стерегут, отражая испуг,
Полоумные девы с глазами старух,
Но мне хочется, мама, найти земляничное поле.
И я стану идти мимо алых снегов.
И не важно, когда я дойду до него -
Этот маленький остров моей затаившейся веры
Будет ждать и мотать километры дождей,
И однажды, оставив дела поважней,
Он наполнит свободой мои опустевшие вены.
 
 
Не удивительно, что эти проникновенные стихи непонятны иным критикам.
«Почему слеза течет из крана? Что за алые снега? Что за вздор!» — вероятно, восклицает такой критик в сердцах.
Мне же думается, что когда слез много, их можно сравнить с водой из крана (вода из крана обычно не заканчивается — не кончаются слезы). Слезы здесь, разумеется аллегория, за которой боль, грусть, страдание.
Алые снега, по моему скромному разумению, образ не пустяшный. Долгая зимняя дорога, где закат сменяется закатом.
 
Позволительна или нет сложность или даже неясность в метафорах? Однозначный ответ: да. Поэзия — не математика, глупо и бездарно загонять ее в шаблоны. Известно, что поэтические творения воспринимаются на подсознательном уровне. Порой, сам автор до конца не ведает что творит, не может точно ответить, что означает тот или иной оборот. Но каким-то неведомым образом читатель все понимает (пусть даже он не может объяснить на словах тот или иной образ). Если вы не поняли поэта — значит вы не его читатель или просто в данный момент «не настроились на волну».
 
«Ох уж мне это современное искусство, эта манера писать непонятно. Вот у старых мастеров все было ясно» — ворчит все тот же критик. Но напомню известный афоризм о ясности, как об одной из форм полной слепоты. Любой пушкинист расскажет о долгих спорах по смыслу той или иной пушкинской фразы. И, если вы знаете, что Александр Сергеевич сказав «но вреден север для меня» подразумевал не возможность заболеть, а совсем другое, то это лишь потому, что вам это рассказали в школе.
 
замёрзли во рту слова
затрахались колокольчики
взбесились глодая небо и эшафот
мы гнали к себе на казнь
мы ехали на извозчике
копыта камням купировали живот
 
мы гнали к себе на казнь
нам было легко и весело
билеты в партер удобно легли в ладонь
толпа принесёт цветы
палач не допустит к сессии
буфетчик немного крови нальёт в бидон
 
 
Разве не сильно? Разве эта езда не захватывает дух? И тоже, заметьте, непонятно.
 
Нет, я не призываю всех авторов писать сложно или малевать черные квадраты. Просто, я хочу сказать, что надо быть терпимей. Мир велик, в нем хватит места всем — и абстракционистам, и реалистам. Как же быть критикам? Сначала давайте ответим на вопрос: что такое критика. Я понимаю ее, как литературу о литературе. Позволительно ли в литературе, скажем при написании рассказа о жизни обитателей трущоб, всегда придерживаться неких шаблонов, например: отец семейства всегда должен быть пьяницей, сын хулиганом, мать – несчастной забитой женщиной?
«Ни в коей мере! За кого вы нас принимаете! Надо показывать настоящую жизнь» — воскликнет все тот же критик. И я не могу с ним не согласиться. И критика, также должна следовать жизни. А уж жизнь, поверьте, сама все расставит по местам.
 
* * *
 
В конце февраля – начале марта на Решетории появились новые авторы. Это хорошо известный Тим Скоренко, с приходом которого, не по его вине, на сайте произошло маленькое землетрясение. Но не будем о грустном. У нас публикуется новый сильный автор, и это замечательно.
 
Глаголы сильнее, они испокон веков
Спускались на землю, чумные верша дела.
Глаголы творили закон, запретив закон,
Держали закон под тяжёлым стальным замком,
Топили закон и сжигали закон дотла,
Такое у них ремесло, их закон таков.
 
 
Также пришел не столь популярный в сети, но опытный Алескей Борычев. 
 
Земная тёмная обитель,
Контрасты жизни поменяв,
Любви скрещённые орбиты
Навеки скрыла от меня.
 
 
Хочу особо отметить kin-grust. Ее «Ангела Белого Города» рассматривать не буду, так как уже писал о нем в Шкатулке. Скажу только, что он показался мне более сильным, чем другие, опубликованные на сайте стихи Дарьи. В целом, как я понял, творчество kin-grust посвящено религиозной тематике, что вызывает симпатию, но, как мне кажется, вносит некоторые ограничения. Было бы очень интересно почитать и другие произведения Дарьи. Этот автор, несомненно, обладает большим творческим потенциалом.
 
В моем Городе скоро февраль, а о большем не спрашивай
Ты забудешь меня, только я о былом не напомню.
На Владимирской горке деревья ветвями озябшими
Торопливо сорвали с себя золотые погоны.
 
 
Другой интересный автор — Ирина Акс. Она разместила на конкурс «Соловей и Роза» два стихотворения, от разбора которых воздержусь, так как конкурс еще не закончился, а ваш покорный слуга включен в число «жюристов».
 
Да, в феврале-марте к нам прибыло сильное пополнение. Нельзя не упомянуть о старом-новом авторе CicadasCatcher, написавшем блестящую оборотку на стихотворение Кристины Эбауэр.
 
Это, когда ложе моё – наше. Это, когда звон пустоты нежен.
Это, когда нет ничего краше смеха детей, что с пустотой смешан.
То ли светло, то ли рассвет близок, то ли луна – словно свеча в церкви.
Это, когда путь до любви вписан в душу мою вербной живой ветвью.
 
 
Нежным и красивым стихотворением запомнится приход Лады (Lada29).
 
Взмах мягкой кисти задержал мгновенье,
Даруя жизнь игре теней и света.
И все неразрешённые сомненья
Я спрячу за наивностью ответа...
 
 
 
Безусловно, талантливые стихи у Ангелины Трофимовой. Не хочу говорить пошлости типа «способности у автора есть, но ей надо еще много работать». Думаю, она это сама прекрасно понимает, а много работать нужно нам всем.
 
Мой сон на подушке свернулся клубком
В цепких когтях белочерного пледа…
Ночь закончится скоро - Черным Котом
Ведется охота на Птицу Рассвета.
 
 
Думаю этими замечательными строчками закончить обзор. К сожалению, время и рамки не позволяют мне рассказать обо всех новых авторах, пришедших на Решеторию, за что прошу у них прощения. Это не они неинтересно пишут — это меня на всех не хватило.
Надеюсь, что теперь обзоры у нас будут более частыми.
 
Всего вам доброго, дорогие критики, авторы и читатели.
Пусть этот март для вас будет солнечным!
 
 
_________
 
Примечание.
 

Автор: SukinKot


← ПредыдущаяСледующая →

24.03.2009
Железнодорожный сплин, или Море, которое мы проспали

15.02.2009
Очень странное явление...

Читайте в этом же разделе:
15.02.2009 Очень странное явление...
15.01.2009 Плоть опечалена...
23.12.2008 Время, глядящее сквозь ёлочные шары
16.12.2008 С коралбля на бал, или История продолжается
08.12.2008 Первая декабрьская

К списку


Комментарии

16.03.2009 01:39 | Временно не

Неплохо. Но после Анны..

16.03.2009 02:38 | ну-ну

"Временно не

Неплохо. Но после Анны.."
Сделайте лучше. или лучше Анны. или лучше всех. чего зря бумагу-то марать

16.03.2009 03:28 | Voha

По настоящему сильный, очень точный и четкий на мой взгляд обзор! Спасибо составителю за острый взгляд . С благодарностью и уважением.

16.03.2009 06:57 | песнь

поддержую предыдущего оратора (Воху), обзор наидобротнейший.

первому оратору: сравнивать обзоры - дело неблагодарное и, в некоторой степени, неэтичное.

16.03.2009 07:41 | Volcha

Благодаря обзору узнала о новых авторах. Мне, например, некогда вычитывать всё новое...
Точка зрения автора мне близка и, тем не менее, вызывает полемику, и это очень хорошо.

16.03.2009 08:37 | IRIHA

Сережа, спасибо, что направил меня на странички доселе не читанных мною авторов.
Ты - молодец!

А обзоры - каждый хорош по-своему. И нечего сравнивать, пустое это занятие по сравнению с самим процессом их написанием :)

16.03.2009 08:37 | Ириха

*)написания, конечно же :)

16.03.2009 09:35 | на безрыбье сойдет

начал сильно, потом видать выдохся. надо было и других авторов показать

16.03.2009 10:01 | Voha

Вы редкий трус и мелкий пакостник любезный, хотя могу поспорить ничего страшнее майских гроз в жизни своей не видели. Если я не прав давайте перенесём дальнейший разговор в мою почту например, или назовите вашу, я её не разглошу уж поверьте на слово...

16.03.2009 10:18 | Кот

Нет, критег прав, можно было сделать лучше, подробнее. Хотя, может и не надо подробнее - было бы утомительно читать. Просто мы бессовестно запустили (забросили) обзоры.

16.03.2009 10:20 | ole

Хороший обзор. Кот - умница.

Интересные новички. Я не всех читала, будет время - наверстаю.

Что касается непоняток в стихах, то тут - либо мы доверяем автору, либо нет.

16.03.2009 10:27 | Тинки

Умница, Кот.
Хорошие мысли, хорошая подборка.

16.03.2009 10:31 | Кот

Воха, Оле, Волча, Ириха, песня - спасибо вам за добрые слова.
По поводу непоняток, я не случайно про жизнь написал. Ну не может даже самый замечательный критик понять все - надо смотреть за жизнью, делать выводы, открывать для себя что-то новое, а не цепляться за привычные правила. Второе всегда проще, но это схоластика - путь в никуда.

16.03.2009 10:32 | Кот

Спасибо, Тинки :)

16.03.2009 14:06 | :)

Кот.эС, я преклоняюсь вашей настойчивости, с которой вы прочитываете всё бук-вально
мне б такое упорство

16.03.2009 18:19 | sumire

ура, обзор

новые имена, полезно
мнение, ценно

в отличие от анонимных наскоков

16.03.2009 19:16 | ипа

ну, это обзор в ряду других - я не могу понять, что могло в нем не понравиться? Разве что обиженный автор не нашел себя самого, ну дак колонка-то авторская, и без строгих правил - СК мог вообще про один стих написать - может задело его

16.03.2009 22:02 | unis

про непонятности ты очень верно сказал.

16.03.2009 22:19 | Rosa

Я - не большой поклонник потока сознания в литературе, но мое, скажем, неприятие или не огромное приятие чего - либо, естественно, не означает, что это , не похожее на мое, не должно существовать.
Так что, если не нравится мне -не значит, что плохо.

...Хороший обзор.

16.03.2009 23:04 | marko

Да, обзор в целом представляет собой больше перечисление нового, нежели его подробный разбор с препарированием. И что удивительно - очень четкое и меткое перечисление, что в дангном случае куда как важнее препарирования и пры. Не соглашусь лишь с одним: автор kin-grust не просто обладает "большим творческим потенциалом", за киевские дерева, торопливо срывающие с себя золотые погоны, ей надо ставить в паспорт золотую печать и зажигать над головой нимб.

Я однозначно согласен с тем, что увлекаясь буквальным, формальным подходом к восприятию художественного произведения многие критики забывают, что это не бухгалтерский отчет и не параграф в учебнике физики. Потому стихи отдельных гражданок им недоступны ввиду насыщенности нелогичными образами. Это говорит не в пользу критиков. Спасибо, СК, за то, что сформулировал эту мысль, ибо она сейчас, кажется, очень актуальна.

16.03.2009 23:15 | SukinKot

Я не был в Киеве - не видел Владимирской горки, мне просто эти строчки понравились.
Спасибо, Валер :) Спасибо Феалка, Юнис, Роза :)

16.03.2009 23:17 | SukinKot

Спасибо, Ипа... в общем, всем спасибо :)

16.03.2009 23:24 | горка

кот, а видеть надо
там хорошо

16.03.2009 23:33 | flameair

Так-так, S.К. Черному коту персональное решето вручил...
Забавно :)

16.03.2009 23:39 | SukinKot

как нибудь язык и до горки доведет :)

16.03.2009 23:39 | SukinKot

Сито - вещь полезная, в хозяйстве сгодится :)

17.03.2009 02:10 | Max

Ребяты, давайте будем честнее. Я, например, не вчера с дерева слез, и способен понять многое. Если это в принципе возможно понять. Но, если у автора технические проблемы, или он/она сами не понимают, что хотят сказать. Или говорить хоцца, а сказать нечего, то часто используется так называемый "поток сознания", а, проще говоря, мутотень на плетень более-менее подходящая по смыслу. И это сразу видно. Резюме: не всякая непонятность есть глубокая сложность. Далеко не всякая.

А Коту за обзор - спасибо.

17.03.2009 08:23 | Sarah

Макс, ты, похоже, вообще на деревьях не бывал. И восприятие твое - ограниченное. Извини, говорю, что думаю.

Кот, спасибо тебе за обзор. Он хороший.

17.03.2009 10:31 | Кот

Макс, мне кажется, ты подменяешь понятия. Технические проблемы - это одно, нестандартное исполнение - это совсем другое. Одно дело, когда опытный, техничный автор экспериментирует, другое, когда новичок пытается скрыть за абстракцией свое неумение. И то, и другое сразу видно не только критику, но любому искушенному читателю :)

17.03.2009 10:35 | Кот

Спасибо, Сарочка

17.03.2009 11:56 | Кот

"Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет" (Паскаль)
:)

17.03.2009 12:03 | Кот

Макс, я хочу сказать, это замечательно, что твоя точка зрения отличается от нашей. Пусть будут споры. Истина же всегда посредине :)

17.03.2009 21:17 | крис картер:

истина где-то там (с)

18.03.2009 00:33 | )

С не очень придирчивым взглядом
ходила истина рядом
и слушала каждого. Впрочем,
ей пофиг, кто прав, кто не очень.

18.03.2009 02:33 | Cherry

у Кустурицы фильм есть прикольный. Чёрный кот, белая кошка. ну или наоборот.
под "ну-ну" вверху это я была. хоть маскировацца и не в моих правилах.

18.03.2009 13:08 | Кот

Ничего страшного. А под вторым критегом был я - решил подыграть анониму :)

18.03.2009 13:28 | Кот

Cherry, я не спорю по поводу утверждения о том, что у Анны лучше. Лучше так лучше. Но я не копирую других (даже лучших), я пишу по своему. Не соглашусь только с "нечего бумагу марать" - этот обзор я начал делать с целью прорвать молчание, и по-моему мне это удалось :) Кстати, следующий обзор ожидается от Сумирэ, а она пишет статьи на очень приличном уровне. Так что ждите :)

18.03.2009 15:20 | sumire

нуу.. кот, сглазишь

тем более, что сумирэ ж из непонятных, то есть априори плохая

18.03.2009 16:25 | Кот

Ты хорошая. Ничего не бойся - мы в тебя верим.

18.03.2009 16:33 | sumire

кто - мы?

18.03.2009 16:38 | Кот

Мы - это коты и коши + все прогрессивное человечество.

18.03.2009 16:42 | sumire

не знаю, не знаю

18.03.2009 16:47 | Кот

У тебя все получится

18.03.2009 16:56 | sumire

неа)

18.03.2009 23:31 | песнь-мажорная

так, хто тут пессимисит? ацтавить! весна и обзор неразделимы и сильны!

18.03.2009 23:40 | SukinKot

фиалки всегда скромные, но красивые :)

19.03.2009 00:01 | sumire

фиалки? неее... красоты в них никакейшей

19.03.2009 00:05 | SukinKot

со стороны виднее :)

19.03.2009 01:04 | sumire

ну - вот и говорят со стороны)

20.03.2009 00:24 | SukinKot

а говорят всегда со стороны... ну, почти всегда :)

20.03.2009 03:11 | Вишня

Кот. про "бумагу марать"- было первому анониму, а не тебе)

20.03.2009 03:13 | Вишня

кто б мог подумать, что это ты и есть)))))))))) думала, умничает "кто-то из толпы") :-)

20.03.2009 22:21 | SukinKot

Хм... а я думал, что первый и второй - один. Устал наверно :)

04.03.2013 09:53 | Jolyn

! . !

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон