Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
28 октября 2021 г.

Поэт всегда прав

(Анна Ахматова)

Мнения

11.09.2008

Кто раскормил «Бродячую собаку»? (Литературные прогулки)

Чуть-чуть из истории Петербурга века серебряного и нынешнего…

Кто раскормил «Бродячую собаку»?

Жующим ныне здесь не плюнут в глаз!

Спят вечным сном Гнедов и Маяковский,

А вместе с ними футуристский фа(р)с…
 
           Сб. «Питерские зёрна» июль 2007г.

    Если выйти на станции метро «Невский проспект» и шагать в сторону Невы вдоль канала Грибоедова, то совсем скоро попадёшь на Итальянскую улицу. Здесь ныне прописался «Остап Бендер» - скульптура работы Альберта Чаркина. Нынешние памятники довольно демократичны, и ни сам Остап, ни кто другой не помешает вам посидеть на его стуле. Цель Остапа – завлечь вас в ресторан «Золотой Остап», а моя – провести вас чуть дальше, где в полуподвальном помещении находится то, что не постеснялись назвать «Бродячей собакой».
   Примерно сто лет назад, в самый разгар «серебряного века» артистическое кабаре «Бродячая собака» было излюбленным местом петербургской богемы. Поэты, артисты и художники могли колбаситься там до утра, причём это у них неплохо получалось. Посмотреть на это всегда было много желающих, несмотря на то, что меню для простых смертных (не артистов, не поэтов) стоило раза в три дороже. Частенько здесь можно было встретить хулигана Маяковского в жёлтой кофте вместе со своими друзьями кубофутуристами. Лица их были размалёваны непонятными символами, в петлицах (в противовес мещанскому цветочку) пучок редиски или деревянная ложка. Всем своим видом они как бы иллюстрировали «Пощёчину общественному вкусу» - манифест кубофутуристов, призванный «…сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с парохода современности…» и объяснить «мещанской заднице» суть современного искусства. И если издевательство над литературными кумирами ещё сходило им с рук, то прямое издевательство над публикой зачастую доходило до драки.   Скандал как лучший способ саморекламы повсюду сопровождал футуризм.
   Василиск (Василий) Гнедов (1890-1978) (в школе не изучается, поэтому чуть подробнее) входил в «Интуитивную ассоциацию эгофутуристов» оппонирующую В. Маяковскому и его сотоварищам из группы «Гилея». Споров между поэтами о том, чьё искусство правильнее в то время было необычайно много. В 1912 году вместе с Иваном Игнатьевым, подхватившим знамя эгофутуризма у Игоря-Северянина, и др. выпускает манифест (и манифестов было в ту пору хоть отбавляй) «Грамата» (ничего не напоминает?). В манифесте эгофутуризм характеризовался как «непрестанное устремление каждого Эгоиста к достижению возможностей Будущего в Настоящем посредством развития эгоизма – индивидуализации, осознания, преклонения и восхваления «Я»». Методы выступления Гнедова были сродни кубофутуристическим. Вот фраза журналиста Философова из газеты «Речь» (1913 г.): «Василиск Гнедов, в грязной холщовой рубахе, с цветами на локтях, плюёт (в буквальном смысле слова) на публику, кричит с эстрады, что она состоит из «идиотов»». Гнедов – автор цикла поэм «Смерть искусству» - аналогии «Чёрного квадрата» Малевича в поэзии. Поэма номер 14 состояла из одной единственной буквы «Ю», поэма 15 – уже без букв, лишь неприличный жест рукой ниже пояса со смыслом: «Вот вам всем моё искусство!!!». Поэма носила название «Поэма конца». Всё это декламировалось конечно же в «Бродячей собаке».
    В современную «Бродячую собаку» мне заглянуть не удалось (режим работы у нас оказался разный). Поэтому приходится верить путеводителю по Петербургу от Льва Лурье: «Современное одноимённое кабаре пытается эксплуатировать название, не имея на это никаких оснований. Деятелей актуальной культуры здесь не встретить, закрывается заведение рано (23.30), посетители – чиновники Управления культуры и их гости». Поэтому и хочется пройти мимо ресторана, но не мимо «Бродячей собаки».

Автор: отец Митрий


← ПредыдущаяСледующая →

12.09.2008
Несколько слов о «современной поэзии»

10.09.2008
Размышления на тему

Читайте в этом же разделе:
10.09.2008 Размышления на тему
07.09.2008 Все в музей!
31.08.2008 Математика волшебства. Секреты русского языка в книге известной переводчицы
21.08.2008 О рубашке, следах и праве на собственное мнение
09.08.2008  Классик без ретуши, или Почем злословие

К списку


Комментарии

11.09.2008 11:39 | SukinKot

Очень интересная статья. Да, раскормили "бродячую собаку". И посещает та самая сытая публика, чиновники, которых ненавидел Маяковский и другие поэты.

11.09.2008 11:56 | эльфа

спасибо за статью, отче. а я ничего страшного в этом не вижу :) все когда-нибудь кончается. нет поэтов в "бродячей собаке" - есть где-нибудь в других местах :)

11.09.2008 12:38 | HedgeHog

собака откормлена бока лоснятся
засиженым диваном
шейте саван для футуризма
эпоха глянца гламурных паяцев
туризма и терроризма
из голубых экранов

12.09.2008 08:07 | oMitriy

Я тоже ничего страшного не вижу, просто собака собаке рознь.

12.09.2008 14:44 | zyf

В «Бродячей Собаке» бывала не раз. Имею сказать следующее: атмосфера, конечно, не дотягивает до уровня хрестоматийного 1913 г., но в остальном довольно любопытно: стильное, уютное кафе с неплохой кухней и умеренными ценами, театрализованные вечера с известными и не очень актерами, музыкантами, бардами, чтецами (замечательно смотрелся в этих интерьерах Томашевский!), презентации книг питерских авторов. Посетители - нормальные люди, особо "сытой публики" не видела.

13.09.2008 02:22 | SukinKot

Ясно. Отец Митрий, я думаю, надо Вам самому сходить в кафе - проверить что там :)

15.09.2008 01:46 | oMitriy

Мне было бы приятно услышать отзывы питерцев о том, что там в "Собаке". Увы, но я всего лишь проходил мимо и зацепился за название. Спасибо zuf как самой отзывчивой. Ну а сходить намечено на следующее лето. ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ, "собачьи дети"!

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон

Юмор-студия

Пирожковая