Тот, кто живет в стеклянном доме, не должен бы бросаться камнями в других
(Роберт Стивенсон)
Мнения
11.09.2008Кто раскормил «Бродячую собаку»? (Литературные прогулки)
Чуть-чуть из истории Петербурга века серебряного и нынешнего…
Кто раскормил «Бродячую собаку»?
Жующим ныне здесь не плюнут в глаз!
Спят вечным сном Гнедов и Маяковский,
Если выйти на станции метро «Невский проспект» и шагать в сторону Невы вдоль канала Грибоедова, то совсем скоро попадёшь на Итальянскую улицу. Здесь ныне прописался «Остап Бендер» - скульптура работы Альберта Чаркина. Нынешние памятники довольно демократичны, и ни сам Остап, ни кто другой не помешает вам посидеть на его стуле. Цель Остапа – завлечь вас в ресторан «Золотой Остап», а моя – провести вас чуть дальше, где в полуподвальном помещении находится то, что не постеснялись назвать «Бродячей собакой».
Примерно сто лет назад, в самый разгар «серебряного века» артистическое кабаре «Бродячая собака» было излюбленным местом петербургской богемы. Поэты, артисты и художники могли колбаситься там до утра, причём это у них неплохо получалось. Посмотреть на это всегда было много желающих, несмотря на то, что меню для простых смертных (не артистов, не поэтов) стоило раза в три дороже. Частенько здесь можно было встретить хулигана Маяковского в жёлтой кофте вместе со своими друзьями кубофутуристами. Лица их были размалёваны непонятными символами, в петлицах (в противовес мещанскому цветочку) пучок редиски или деревянная ложка. Всем своим видом они как бы иллюстрировали «Пощёчину общественному вкусу» - манифест кубофутуристов, призванный «…сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с парохода современности…» и объяснить «мещанской заднице» суть современного искусства. И если издевательство над литературными кумирами ещё сходило им с рук, то прямое издевательство над публикой зачастую доходило до драки. Скандал как лучший способ саморекламы повсюду сопровождал футуризм.
Василиск (Василий) Гнедов (1890-1978) (в школе не изучается, поэтому чуть подробнее) входил в «Интуитивную ассоциацию эгофутуристов» оппонирующую В. Маяковскому и его сотоварищам из группы «Гилея». Споров между поэтами о том, чьё искусство правильнее в то время было необычайно много. В 1912 году вместе с Иваном Игнатьевым, подхватившим знамя эгофутуризма у Игоря-Северянина, и др. выпускает манифест (и манифестов было в ту пору хоть отбавляй) «Грамата» (ничего не напоминает?). В манифесте эгофутуризм характеризовался как «непрестанное устремление каждого Эгоиста к достижению возможностей Будущего в Настоящем посредством развития эгоизма – индивидуализации, осознания, преклонения и восхваления «Я»». Методы выступления Гнедова были сродни кубофутуристическим. Вот фраза журналиста Философова из газеты «Речь» (1913 г.): «Василиск Гнедов, в грязной холщовой рубахе, с цветами на локтях, плюёт (в буквальном смысле слова) на публику, кричит с эстрады, что она состоит из «идиотов»». Гнедов – автор цикла поэм «Смерть искусству» - аналогии «Чёрного квадрата» Малевича в поэзии. Поэма номер 14 состояла из одной единственной буквы «Ю», поэма 15 – уже без букв, лишь неприличный жест рукой ниже пояса со смыслом: «Вот вам всем моё искусство!!!». Поэма носила название «Поэма конца». Всё это декламировалось конечно же в «Бродячей собаке».
В современную «Бродячую собаку» мне заглянуть не удалось (режим работы у нас оказался разный). Поэтому приходится верить путеводителю по Петербургу от Льва Лурье: «Современное одноимённое кабаре пытается эксплуатировать название, не имея на это никаких оснований. Деятелей актуальной культуры здесь не встретить, закрывается заведение рано (23.30), посетители – чиновники Управления культуры и их гости». Поэтому и хочется пройти мимо ресторана, но не мимо «Бродячей собаки».
← Предыдущая | Следующая → |
12.09.2008 | 10.09.2008 |
Читайте в этом же разделе:
10.09.2008 Размышления на тему
07.09.2008 Все в музей!
31.08.2008 Математика волшебства. Секреты русского языка в книге известной переводчицы
21.08.2008 О рубашке, следах и праве на собственное мнение
09.08.2008 Классик без ретуши, или Почем злословие
Комментарии
11.09.2008 11:39 | SukinKot Очень интересная статья. Да, раскормили "бродячую собаку". И посещает та самая сытая публика, чиновники, которых ненавидел Маяковский и другие поэты. |
11.09.2008 11:56 | эльфа спасибо за статью, отче. а я ничего страшного в этом не вижу :) все когда-нибудь кончается. нет поэтов в "бродячей собаке" - есть где-нибудь в других местах :) |
11.09.2008 12:38 | HedgeHog собака откормлена бока лоснятся |
12.09.2008 08:07 | oMitriy Я тоже ничего страшного не вижу, просто собака собаке рознь. |
12.09.2008 14:44 | zyf В «Бродячей Собаке» бывала не раз. Имею сказать следующее: атмосфера, конечно, не дотягивает до уровня хрестоматийного 1913 г., но в остальном довольно любопытно: стильное, уютное кафе с неплохой кухней и умеренными ценами, театрализованные вечера с известными и не очень актерами, музыкантами, бардами, чтецами (замечательно смотрелся в этих интерьерах Томашевский!), презентации книг питерских авторов. Посетители - нормальные люди, особо "сытой публики" не видела. |
13.09.2008 02:22 | SukinKot Ясно. Отец Митрий, я думаю, надо Вам самому сходить в кафе - проверить что там :) |
15.09.2008 01:46 | oMitriy Мне было бы приятно услышать отзывы питерцев о том, что там в "Собаке". Увы, но я всего лишь проходил мимо и зацепился за название. Спасибо zuf как самой отзывчивой. Ну а сходить намечено на следующее лето. ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ, "собачьи дети"! |
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.