Кто имеет хорошее войско, найдет и хороших союзников
(Никколо Макиавелли)
Авторское Я
11.04.2016
Лариса Луканева: Расставаться легко
Хочешь меня убить — поставь работать на конвейер...
PoorLamb
О ДЕМОНАХ И ИНТУИЦИИ
pesnya: Что легче/проще/приятней: писать стихи или картины?
— Думаю, что хорошую картину и хорошее стихотворение написать одинаково сложно, и далеко не всегда получается, однако написание стихотворения занимает у меня на порядок меньше времени, и в этом плане, конечно, легче и меньше расстройства в случае неудачи. И потом стихотворение можно редактировать до бесконечности, при желании, а картину — не всегда. Акварель, к примеру, любит точность и мало поддается коррекции, пастель от долгих мучений приобретает замызганный, засаленный, тусклый вид, а гуашь через слоя три-четыре становится грязной и теряет цвет. С художниками-неумехами дружат только масло и акрил.
Приятно, в обоих случаях, становится только тогда, когда уже виден результат и он более-менее тебя устраивает. Сам процесс бывает мучительным и неблагодарным, особенно тогда, когда после многочасовой работы приходится все переделывать заново.
Чем больше опыта и практики, тем легче писать, и в том, и в другом случае: самые первые работы давались с большим трудом, занимали много времени, а результат оставлял желать лучшего. Думаю, тут ничего нового не открою.
Кэт: Рассказы и стихи — они всегда с нами. А картины... Если дарите/посвящаете/продаете — жалко ли с ними расставаться?
— До трехсотой работы я категорически не хотела ни дарить, ни продавать, хотя люди постоянно спрашивали цену (сейчас я уже понимаю, что без намерения купить) или просили в подарок. Потом дома и в офисе закончились свободные стены, я окинула свое «наследие» трезвым взглядом и пришла к выводу, что если люди хотят иметь это у себя, за деньги или безвозмездно, то я должна очень радоваться этому обстоятельству! Стала расставаться легко.
Сейчас дарю только самым близким или самым симпатичным мне людям, либо из чувства благодарности за какое-то хорошее дело, или услугу, поэтому жалости и жадности быть не может.
С продажей сложнее, так как картина часто уезжает в другой город к незнакомым людям, и я потом ничего не знаю о ее судьбе: то ли в красный угол повесили, то ли на помойку выбросили. В этом случае меня радует, что мой труд востребован и оплачен. Все деньги от продаж идут на художественные материалы высшего качества, стоят они недешево. Ну, а если картина мне, по тем или иным причинам, дорога как память, я так и пишу: «Картина не продается!»
Тим: Очень красивый рисунок в этом опроснике, он же — аватарка на авторской страничке. Несколько штрихов и — совершенно живое, «дышащее» лицо (и не только оно). Сколько времени занимают эти «несколько штрихов»? А души?
— Начнем с того, что все, кто меня знает лично, сказали, что портрет очень плох и я совсем там на себя не похожа... Преподаватель меня утешила, сказав, что ее автопортреты тоже на нее не похожи, так как художник видит себя изнутри и воспринимает свой образ не так, как другие люди видят его со стороны.
А поскольку я себя вижу именно так, я решила — пусть живет!
У меня на эту работу ушло часа три-четыре, так как очень мало опыта в портретном жанре, портретист такой блиц сделает минут за сорок.
Душу в штрихах и часах не измеришь, и само ее существование — до сих пор вопрос спорный, хотя лично я убеждена, что она есть.
Тим: Ваш любимый цвет? А свет?
— В живописи больше всего увлекают контрасты дополнительных цветов, из которых самое сильное впечатление на меня производит сочетание оттенков желтого и фиолетового. В целом, тяготею к холодной гамме, и в живописи и в окружении. От красного быстро устаю, оранжевый — только в малых дозах в сочетании с синим. Зелень радует и в природе и на холсте. Серый не люблю, белый не ношу. Из-за неприязни к серому практически не делаю рисунков графитом, предпочитаю уголь или тушь.
(Если вы рассчитывали что-то выведать у меня с помощью моих цветовых предпочтений, проще было предложить мне тест Люшера, он не врет, в отличие от меня...).
Свет люблю солнечный, но «странною любовью»: летом прячусь и не загораю, зимой страдаю от того, что его очень мало.
Volcha: У вас много работ (художественных). Вы их выкладываете по мере создания? Собственный стиль проглядывает во всех, но меняются материалы и немного способ изображения. Это связано с освоением новых или просто надоедает одно и то же и хочется чего-то еще? Или меняется взгляд на мир, или?..
— Здесь, на «Решетории», только мои авторские, еще есть порядка семисот вольных копий. Точные копии делать не умею: как бы ни старалась, все равно выходит как-то по-своему. Заканчиваю, ставлю подпись, фотографирую и выкладываю на все сайты, где есть моя страница, занимает, кстати, минут сорок, пятьдесят. Через день замечаю пару новых «косяков», переделываю, потом приходится всё фотографировать и редактировать заново, и так может быть несколько раз, и кажется, что каждый раз — он последний, и что работа уже закончена. В итоге я понимаю, что она не закончена, но, так как я уже начала раздражаться, я оставляю все так, как случилось.
Работаю почти во всех техниках, не выношу однообразия и монотонности: хочешь меня убить — поставь работать на конвейер. Надоедает масло, беру акрил, надоедает живопись, делаю какую-нибудь монохромную графику и т. п. Взгляд на мир, я думаю, тоже меняется, а еще накапливаются кое-какие знания, которые я беру у других художников — потом все это может выплеснуться в какой-нибудь работе, конечно, не в чистом виде, а опосредованно, в переработке.
Volcha: Достаточно своеобразная манера рисования — плотная, насыщенная, без особой прозрачной перспективы, как бы приближенная вплотную к зрителю. Это так видит художник или материалы задают тон? Вообще, как вы видите мир? Рисование — это необходимость или желание?
— Мое видение мира лучше всего можно проследить в абстракциях: это я, без грима и парика.
Сад де Сада
Эти работы я на рецензию и критику не ношу: они слишком личные, там свои мысли, свои ассоциации, по отношению к ним я не выношу никакого постороннего вмешательства, и академическая «правильность» мне тоже там не нужна.
Первые работы — сплошная детская непосредственность, все остальное, так или иначе, результат обучения.
С рисованием все было так же, как и со стихами: первые годы лихорадило, даже руки тряслись, в буквальном смысле слова, от желания «красить», я, ничего не умея, «от балды», за день делала какую-нибудь картину, на одних эмоциях, потом бросала, не закончив, а на следующий день уже хваталась за новую. Сейчас как-то отпустило, в лучшую сторону, потому что теперь я могу достаточно долго и вдумчиво работать, исправлять, переписывать и более-менее завершать свою работу — раньше не могла совсем.
Volcha: У вас есть академическое образование или постигаете все самостоятельно? На ваш взгляд, образование помогает или мешает творчеству?
— Официально, даже ДХШ за плечами нет, начала в 31 год, много занималась самостоятельно, по учебникам и самоучителям, ходила в студию на постановочные натюрморты, брала частные уроки. Сейчас тоже хожу на постановки, когда есть время, и время от времени показываю преподавателям уже готовые работы, чтобы заслушать конструктивную критику или задать какие-то вопросы. Я считаю, что образование помогает сделать творческую работу намного лучше: наив — это одно, можно и без образования, как видишь и как чувствуешь, а если хочется, например, реализм или сюр, без специальных знаний — вряд ли. Вопрос только в том, где учиться и у кого, если речь идет о знаниях, умениях и навыках, а не только о корочках. Я остаюсь с преподавателями, которые помогают, но не давят на меня, и которые сами пишут еще хоть что-нибудь, кроме реализма. Думаю, и говорить не стоит, что работы учителя должны быть мне симпатичны и близки. Я помню, шесть лет назад приходила в художественную школу с намерением туда поступить. Там бегло посмотрели мои работы и сказали, что «все это выглядит очень по-дилетантски, но с претензией на профессионализм». (Как будто я их в Академию принесла, а не в детскую художественную школу на вечернее отделение для взрослых.) Потом всё сразу объяснили мне, с порога, как принято в искусстве, как не принято, как я должна писать, как не должна, однако своими собственными шедеврами поделиться не захотели — больше я там не появлялась. Преподаватели художественного и архитектурного институтов отнеслись ко мне более благосклонно, с ними я сейчас и занимаюсь.
Volcha: Откуда вы берете сюжеты, из головы, с натуры, с фото?.. Что из всего разнообразия в мире вдохновляет на рисование/писание?
— Абстракции полностью из головы.
Это мне приснилось:
На основе фотографии с изменениями и дополнениями в композиции:
Все натюрморты написаны с натуры:
Цветы, какие-то с натуры, если разживусь букетом, какие-то по фото, если нужна детальная прописка, а цветок вянет. Так же могу начать с натуры для вдохновения, а закончить по фото, если натура уже почила в бозе.
Идея из головы, композиция составлена на основе разных фотографий:
Иногда, начинаю по представлению, а потом подглядываю в натуре какие-то детали или мелкие подробности, чтобы изображение было более убедительным.
Пейзажи чаще пишу дома по фото или по представлению, как-то не ладится у меня с пленэром, этюдник так и пылится в шкафу уже долгие годы: за два часа мне никак не освоить холст 60х80 — мой любимый формат для пейзажей. Хотя натурные зарисовки тоже имеются, в основном графика.
Животные, по принципиальным соображениям, строго по фото: я не мазохист бегать за кроликом и не завсегдатай зоопарков.
Людей я тоже почему-то не могу писать с натуры, хотя часто разглядываю знакомых и незнакомых людей, чтобы понять и запомнить форму и черты лица: человек сидит у меня, томится, я начинаю нервничать, торопиться и ничего у меня не ладится.
Больше всего люблю писать цветы, море, горы, животных, в общем всё, что так или иначе связано с природой. Мимо красивой постановки тоже не пройду. Портреты пишу очень редко, только знакомых и близких, в надежде, что бить будут не очень больно, из людей незнакомых вдохновляют танцоры, музыканты и спортсмены-экстремальщики. Обнаженка меня не трогает, ни мужская, ни женская, хотя и писала несколько раз, для саморазвития. Себя отношу к абстракционистам. В общем, всё по настроению!
Algiz: Доверяете ли — и в творчестве, и в житейском — интуиции? Если придется делать выбор, поверите «внутреннему голосу» или рассудку и логике?
— Я доверяю только интуиции. Если верить соционике, то я интуитивно-логический интроверт (Бальзак), у меня интуиция, фантазия и иррациональное должны быть и есть на первом месте. Были у меня в жизни серьезные случаи, когда я отвергала то, что мне говорит «внутренний голос» и пыталась принять решение рассудочно — мне пришлось об этом горько пожалеть.
Если интуицию «кормить», уважать и прислушиваться, она никогда не подводит — это шестое чувство, и я считаю, что у меня оно есть.
Ириха: Одна из твоих картин уже давненько греет мне душу со стены моей квартиры. Вот и у меня похожий вопрос: не жаль было расставаться с «Негой»?
— Ты поддержала начинающую художницу в самый разгар очередного финансового кризиса, когда даже у именитых мэтров никто ничего не покупал — я оценила твое великодушие! На эту сумму я купила несколько хороших германских кистей и была премного довольна.
Cherry: У вас уже были персональные выставки картин? Если да, можете немного рассказать о впечатлениях?
— Пока не проводила, участвовала в нескольких коллективных студийных и на открытии галереи. Удовольствие это дорогое и очень хлопотное, даже если договориться с залом бесплатно, особенно если возить картины в другой город или за границу. У нас, в Красноярске, я особой перспективы не вижу. Думаю, что это будет пустой тратой времени и денег: я посещаю все более-менее значимые выставки в городе и каждый раз гордо гуляю по залу одна — люди не ходят. Может, в этом вина самих художников: им нечем заинтересовать зрителя в эпоху синематографа и компьютерной графики; а может, все просто переместилось в интернет: мои виртуальные галереи посещаются неплохо, и сама я чаще всего смотрю картины именно там. Есть желание как-то отметить 10 лет в 2017 году и выставить в реале лучшее из того, что я сделала за все эти годы, но я думаю, что, скорее всего, поленюсь, уже не хочу никаких лишних проблем. Вживую люди могут увидеть мои картины в магазине, в офисе, кому-то демонстрирую лично — остальное в Сети.
tamika25: Лариса, есть ли у тебя нелюбимые художники? Если они есть, то что тебе не нравится или что раздражает в манере их живописи?
— Я вообще человек терпимый, в том, что касается искусства: пусть цветут все цветы и расцветают все школы (с) Мне не нравятся картины, которые имитируют двоение в глазах (может, их надо в спец. очках смотреть, как 3D?), у меня начинает от них болеть голова, также картины, где суперреалистичные тела или лица изуродованы или обезображены, либо внутренности вывернуты наизнанку: мне просто неприятно на это смотреть, как бы гениально это ни было написано.
В целом отдаю предпочтение красоте и изяществу. В мире так много всего неприглядного и уродливого, зачем это плодить еще и в творчестве?! Хотя у меня тоже есть отвратительные вещи, поэтому я не вправе осуждать художников за то, что они выплеснули какие-то свои отрицательные эмоции на холст. Думаю, что так мы очищаемся от своих демонов.
ТАЛАНТ В КОНТЕКСТЕ
Ириха: И снова похожий вопрос: твое отношение к коллегам по перу? Вопрос не праздный, я очень скоро буду в Красноярске, хотелось бы с тобой встретиться и пообщаться живьем.
— Ко всем по разному, в диапазоне от «тамбовский волк тебе коллега» до «ах, ах, пеши исчо». Были случаи, когда творчество нравилось, а сам человек — нет, и наоборот. По поводу встречи — ответила в личку.
Тим: Лариса, насколько я понимаю, вы на сайте с самого его основания. А в вашем «избранном» всего лишь два текста (один взят в канун новогодних праздников (считается ли?), другой — позавчера). Вы никого не читаете? Авторы решки — бездарны? Чужой мир вам претит априори? (Нужное подчеркнуть.)
— Если мне надо сохранить стих, картину или фото для себя, я сохраняю на компьютере, а не в избранном, чтобы был доступ независимо от работы интернета или сайта. Когда хочется сетевых стихов, читаю в ленте все подряд, но чаще покупаю бумажные сборники, берегу глаза. Последние годы стихи читаю редко, зато в день просматриваю более ста репродукций на разных сайтах: так как я раньше почти не интересовалась живописью, для меня там больше нового и неизведанного.
Свой мир — это святое, я в нем живу. Чужим тоже пользуюсь, наслаждаюсь и любопытствую. Не всегда, конечно, понимаю и одобряю, но я думаю, что это можно сказать о любом человеке.
У меня встречный вопрос: так ли важно авторам присутствовать у меня в избранном?! Оставляйте заявки, добавлю всех, для кого это имеет хоть какое-то значение, а пока, чтобы никому не было обидно, удалила и те два.
Algiz: Лариса, ваши «Мысли и домыслы» у меня создают образ автора как человека достаточно категоричного и герметичного, как бы и не нуждающегося в обратной связи... Но вот стихи ваши, они совсем иные... в них больше боли, смятения, учащенного пульса... Что для вас проза и что — поэзия? Что легче и вольнее пишется и дышится?
— Эта «категоричность» кажущаяся: в тех же «Домыслах», я писала, что все мои высказывания в крайней степени субъективны и не претендует на истину. Просто я не люблю «растекаться мыслями по древу», стараюсь писать кратко и определенно, поэтому, я допускаю, что стороны это может восприниматься немного резко и безапелляционно. Это не так. Я могу быть очень упертой в своих убеждениях, но у меня нет такой склонности — всем их агрессивно навязывать.
По поводу обратной связи: если человек публикует, значит, как минимум, рассчитывает на прочтение или какую-то реакцию со стороны, что бы он ни говорил. Если отзываются, я очень рада, если нет — я не в обиде: сама я отзываюсь крайне редко, поэтому тоже, в свою очередь, не могу требовать, чтобы все писали развернутые сочинения по моим работам. У меня всё на добровольной основе.
Стихи идут от чувства, проза — от ума, поэтому они «иные», в них больше эмоций, меньше анализа и размышлений.
Я не могу сказать, что прозу писать легче, чем стихи. Если считать прозой те две строчки, которые я «выдавила» из себя, то, конечно, мозги так не «кипят», как от стихов. С другой стороны, рассказы я писать не умею, а о романах даже и не мечтаю — я не смогу так долго «гореть». У меня все основано на сиюминутных импульсах.
Тим: Вот уже и не одного избранного. Главное — вовремя задать вопрос. Как же это просто — отречься. Или — не просто?
— Трудно отречься от себя, от своих слов, от своих убеждений, но, я думаю, что под жестким давлением обстоятельств нет ничего невозможного. (А все-таки, она вертится! (с)) Трудно отречься от своих родных и близких, и я бы не хотела, чтобы жизнь когда-нибудь так меня испытывала (Павлик Морозов опять же)... А что касается всех остальных и всего остального, то у меня даже есть специальная книжечка, чуть что, я беру карандашик и — «вычеркиваю».
Cherry: Лара, а если бы вас поставили перед таким вот выбором... например, творить, но быть не стабильно обеспеченной, а как повезет, или удовлетворять нужды толстых кошельков, они четко знают, что хотят, и платят прилично, рисовать их несимпатичные раскормленные рожи казнокрадов... то есть что важнее — пиастры или чистое искусство?
— Вопрос не корректный по сути, так как чистое искусство без пиастров состояться не может. Если посмотреть биографии великих художников, многих мы знаем только потому, что они писали на заказ для членов королевской семьи и жили при дворе либо создавали картины на религиозные темы, когда богатым заказчиком выступала церковь. Ван Гог жил на содержании у своего брата. Пока Суриков обучался в Петербурге, его спонсировал наш красноярский купец. Некоторые выгодно женились на богатых поклонницах своего творчества, а если нет, то у них бывали периоды, когда не на что даже было купить холсты и краски и, соответственно, они ничего не писали — о каком чистом искусстве идет речь?!
Расклад такой: тюбик кадмия, той марки, которой я работаю сейчас стоит 3000 р., а он мне нужен далеко не один, коробка германской пастели 400 цветов была куплена за 59000 р. (по новым ценам уже 120000), холсты на которых я работаю от 1000 до 3000, набор акварели 25000 и прочая и прочая. Аренда небольшого зала для выставки, на окраине, минимум 70 тысяч в месяц либо нужно отдать владельцу несколько картин. А если большой зал в выставочно-деловом центре с освещением, стендами, рекламой — 500000 на 7 дней.
Резюме: для чистого искусства нужна неплохая материальная база.
Все художники эту проблему решают по-разному: кто-то находит мецената, у кого-то картины выкупаются известными коллекционерами, кто-то зарабатывает деньги преподаванием, а некоторые вообще ходят на другую работу, которая совсем не связана с искусством, но хорошо оплачивается. Были также художники из богатых семей. Кому как повезет!
Я бы не смогла написать человека, к которому есть какая-то неприязнь на личном уровне даже из-под палки и даже за большие деньги и были случаи, что отказывалась. Другие заказы беру только в том случае, если работа интересна мне самой и заказчик не вмешивается в процесс. Иначе я ничего сделать не смогу. Поэтому, если жизнь меня поставит перед выбором «пиастры или искусство», я пойду на какую-нибудь другую работу зарабатывать пиастры, а искусством буду заниматься для себя в свободное от работы время. В принципе, у меня так и было, так как я много лет работала в сфере далекой и от моего образования, и от моих увлечений.
О МЫСЛЯХ И ДОМЫСЛАХ
ole: Лариса, зачем и кому вы пишете? Надеетесь ли на отклик?
— За исключением небольшой серии оскорбительных эпиграмм и нескольких вполне серьезных посвящений, все мои стихи, проза и картины прямого адресата, или вдохновителя (цы) не имеют (как в случае, скажем, с Петраркой). Целевой аудитории у меня тоже нет, так как все очень разное и по содержанию, и по качеству. Писать или не писать, как я уже говорила, выбора нет — это «священная болезнь». Публикую только по линии наименьшего сопротивления: раскладываю на все сайты в интернете, куда меня пригласили или пришла сама. Если нужно обивать пороги издательств, что-то пояснять, добиваться, защищать или платить за публикации — я пас. Не будет интернета — буду писать «в стол».
«Зачем» — вопрос сложнее, так как утилитарного значения у этих занятий нет, в принципе. В чем-то это арт-терапия, и я так пытаюсь справиться со своими душевными и телесными недугами, в чем-то приятное времяпрепровождение, в чем-то интеллектуальная игра, в чем-то мой способ общения с окружающим миром, в чем-то театр одного актера, и в чем-то речь сумасшедшего, который и не ждет, что кто-то включится в беседу.
Одно время я действительно надеялась, что откликнутся какие-то единомышленники или люди, близкие по духу. Прошло много лет, а мой «двойник» так и не появился. Думаю, что его и не существует в природе. Это не мешает мне получать удовольствие от интересных замечаний, шуток, пародий, ответных размышлений, стихотворных экспромтов и общения с людьми, чей внутренний мир совершенно не похож на мой. Будем живы — не помрем!
Volcha: Писать — это необходимость, развлечение, тренировка ума, выпрыгивание из обыденности, летание по верхушкам, ныряние в карьеры etc.?.
— Писать — это какая-то болезненная потребность или страсть, иными словами, графомания. В этом плане я себя совсем не контролирую: бывает, пишешь уже пятое, шестое стихотворение за ночь, уже нет ни сил, ни желания, а отложить и уснуть спокойным сном я не могу, и даже сильнодействующее снотворное не может меня «вырубить». Вот как тут быть?! Я один раз даже консультировалась по этому поводу у психотерапевта, когда стихи стали мне мешать: то я не сплю всю ночь, а с утра в офис, то Муза притащится в рабочее время. Я доктора на полном серьезе спрашивала, что мне со всем этим делать, если мне это совсем не нужно, ни для жизни, ни для работы, результаты оставляют желать лучшего, но я совершенно не могу с собой совладать. Мне ответили, что это никак не лечится, однако «нет ничего дурного или предосудительного в том, что Вы что-то пишете». Из этих позиций я и стала исходить. Первые три года я их кидала в Сеть, не редактируя, — нате! Потом, когда я осознала, что это всерьез и надолго, взыграла совесть, и я начала править. Если принять во внимание, что мои стихи так или иначе читаются и даже расходятся по разным сайтам и соцсетям, может, не все так у меня и безнадежно.
Romann: Здравствуйте, Лариса! В ваших текстах очень много иронии — и самоиронии. Скажите: иронизировать над собой легче, чем над чем-то вне? Труднее? Или вы умеете соблюдать необходимый баланс?
— В целом, иронизировать легко, у меня такой склад ума, и мне, наоборот, часто приходится себя сдерживать, так как не всегда это бывает уместно. Над собой или над кем-то (чем-то) — кто первый под горячую руку попал. По сложности одинаково, однако иронизировать над собой гораздо «безопаснее»: не все в восторге, когда над ними шутят или насмехаются, реакция может быть (и бывала) неадекватной. Примером тому — многочисленные скандалы, которые разворачиваются на некоторых сайтах вокруг пародий: поэт чувствует себя оскорбленным в лучших чувствах, а пародист тоже недоумевает, почему никак не оценили его старания.
ChurA: А «Мысли и домыслы», они приходят, когда вы у мольберта или по дороге гастроном?..
— По дороге в гастроном меня можно встретить только в одном случае: очень хочется кушать, а в холодильнике мышь повесилась — тут уже другая доминанта и мысли только о ней...
За мольбертом может «стукнуть» или ночью разбудить...
Ириха: Что у тебя случается чаще — мыслить или домысливать?
— Обычно это микс, что-то от себя, что-то из жизни, что-то придумано, в разных пропорциях.
Кот: Лариса, вот читаю иногда ваши мысли и домыслы. Иногда они кажутся злыми, циничными. Раньше такого в вашем творчестве не было. (Или, может, я не замечал.) В чем причина — разочарование в людях или просто такой стиль?
— Как говорит одна моя знакомая: чтобы разочароваться, надо сначала очароваться — вся проблема в этом...
Есть люди, которыми я восхищаюсь, есть люди, которых я глубоко уважаю, люди, которым просто симпатизирую на каком-то личном уровне, и люди, к которым я отношусь нейтрально — что есть, что нет. Также есть люди, которые мне не нравятся, и люди, которых я на дух не могу выносить, просто физически болею даже от мимолетного присутствия. В отношении ко мне тоже были люди, от которых я видела очень много хорошего, и люди, от которых видела очень много плохого.
Творчество всегда было разное по настроению и содержанию, просто вы не замечали, и я не думаю, что читали всё подряд. У меня действительно много саркастических высказываний в «Домыслах» и некоторых стихах, а сарказм, как известно, юмор не добрый. Что касается моей личной злобы и цинизма, судите сами: неблагоприятная наследственность, тяжелое детство в рабочем квартале, криминогенная обстановка и долгие годы напряженной работы в торговле сделали свое черное дело. Нет, я никоим образом не пытаюсь снять с себя ответственность за происходящее, просто в нашем деле и в нашем городе не циничные не выживают... Поэтому — кто не спрятался, я не виноват! (с)
Volcha: Откуда приходят все эти домыслы? И как они это делают — заходят толпой и мешают руке рисовать, приползают по одной и настырно стучатся, отскакивают ассоциацией от исписанных стен?..
— Некоторые, по сути, являются ответными репликами на какие-то события или чьи-то высказывания, а некоторые назойливо крутятся в голове, пока я их не запишу. Записала — отпустило. Публиковать их, правда, стала не так давно, не думала, что это может быть кому-то интересно. У читателей как обычно мнение полярно: есть постоянные «поклонники» этого цикла, и есть те, кто считает, что там вообще нет ничего стоящего их драгоценного внимания.
Cherry: Лара, вас здесь не только читают, но и любят. Может быть, не слишком много комментов, но это не показатель. Одна наша очень талантливая девушка даже оборотку на ваш стих написала в прошлогодний Фест, а я, зная и вас, и ее, ничего не угадала, а читала это все как открытие и была в полном восторге. Это было круто... Вы читали эту оборотку, Лариса? Как вы к этому отнеслись? Вам понравилось? Мне — о-о-оочень...
— То, что кто-то читает, я иногда вижу по количеству просмотров. Насчет любви что-то сомневаюсь: я не божий одуванчик, меня любить трудно, мне самой любить — тоже. «Оборотку» я разыскала и прочла — спасибо! У меня еще и пародисты «штатные» есть на других сайтах, cейчас как-то притихли, а бывает, ни одного нового стиха не пропускают.
ТАЛАНТЫ И ИСТОЧНИКИ
Cherry: Как вам кажется, талант и духовность — связаны неразрывно или прекрасно существуют друг без друга?
— Вопрос очень сложный, интересный, неоднозначный и, я бы сказала, каверзный. Если это крутить, вертеть, рассматривать с разных ракурсов, в разных аспектах, исходя из разных определений и объяснений самих феноменов таланта и духовности, то тут можно «накатать» целую диссертацию на стыке философии и психологии — таких талантов у меня точно нет. Отвечу я вкратце и достаточно примитивно:
Если понимать духовность в узком смысле, и связывать ее с нравственностью, моралью, религиозностью, добротой и пр., то я думаю, что спокойно существуют и порознь, это видно и по произведениям многих талантливых людей (Бодлер «Цветы зла» — аморальное для своего времени произведение, запрещенное к публикации).
А если понимать духовность как проявление духа, или какого-то высшего начала в человеке, то тут я бы процитировала Фаину Раневскую. Она сказала примерно следующее: в одних людях живёт Бог, в других — Дьявол. А есть люди, в которых живут только глисты (с) По аналогии можно сказать так: есть талант от Бога (талантливый ученый изобретает лекарство, чтобы спасать человеческие жизни, Гитлер пишет милые, красивые городские пейзажи акварелью); и есть талант от Дьявола (талантливый ученый изобретает ядерную бомбу для уничтожения всего сущего, история с Гитлером, думаю, известна всем). А поскольку в нашем мире все так сложно, запутанно, неоднозначно или, как минимум, дуально (бомбы для нападения, бомбы для защиты), то я своим обывательским умишком пришла к следующему выводу: не важно что человек делает и как — главное, чтобы в нем жило хоть что-нибудь, кроме глистов.
Ириха: Талант — он от Бога или же его можно развить?
— Есть у меня кое-какая психологическая литература на эту тему: ученые пришли к неутешительным выводам, что интеллект, общие способности, талант или одаренность, не говоря уже о гениальности — это дело врожденное и даже наследственное (ну, или от Бога, кому как больше нравится).
Я сейчас не буду говорить о своих талантах или их отсутствии, скажем так, в моем роду были люди, которые, так или иначе, рисовали, писали стихи, занимались спортом, музыкой, купеческим делом и наукой, поэтому выбор моих занятий, в принципе, не случаен, даже если я и не занимаюсь этим профессионально. Если есть какие-то задатки, то их можно развить. Если их не развивать, то они так и останутся в дремлющем состоянии и талант никак себя не проявит. А если врожденных способностей нет, то развивать, собственно говоря, и нечего. В искусстве одним талантом ничего не сделаешь, без труда, и одним трудом без таланта — тоже.
В советское время, когда «кухарки управляли государством», такая идея была очень не популярна, так как она закладывала основу для потенциального общественного неравенства. Сейчас опять к этому вернулись, так как против фактов не попрешь.
Volcha: Что/кто является источником радости и вдохновения?
— Вдохновение — кошка, которая гуляет сама по себе: хочу — приду и задержусь надолго, не хочу — не приду. Когда придет, пишу запоем, независимо от времени суток, забывая про сон и еду, если не придет, стихов или прозы не пишу вообще, могу делать только копии картин или писать что-нибудь немудрящее с натуры. Из себя никогда ничего не вымучиваю и не выдавливаю, лишь бы написать любой ценой: мне хватает и тех случаев, когда я просто не в состоянии не писать. Стимулом к написанию картины или стиха могут быть: природа, особенно море, цветы, музыка, стихи и картины других авторов и, конечно, ощущение влюбленности, которое приносит общий душевный подъем.
Радует?! Да, много что радует: я взяла себе за правило каждый день записывать все хорошее, что со мной произошло, — крупные события обязательно, а еще и всякие приятные пустяки, вроде мимолетной встречи на улице со старым знакомым или нового блюда, которое мне довелось попробовать. К концу года получается очень длинный список, который зачитывается на семейном столе в Новогоднюю Ночь. Так я всегда провожаю старый год, и каждый раз я поражаюсь, какой же я все-таки баловень судьбы! Грех мне жаловаться на жизнь — честно!
Algiz: Как вы думаете, ум для женщины творческого типа — это что? Помощник, попутчик, горб, заплечный рюкзак или что-то иное?
— Помощник. Творчество — процесс бессознательный: я сама часто не понимаю, откуда что приходит и, бывает, сама удивляюсь тому, что я написала. Ум позволяет посмотреть на «содеянное» как бы со стороны: подвергнуть критике, улучшить, доработать, изменить. Он ставит планку, которая не позволяет упасть в своем творчестве слишком низко.
Тим: Творческий человек и власть — едины, или? От чего / от кого это зависит — от власти, от человека, от обстоятельств?
— Мне бы не хотелось кого-то осуждать, потому что, я не знаю, в какой жизненной ситуации оказались эти люди и чем были продиктованы их поступки. Скажу в общих чертах. Творческий человек и власть едины, если творческий человек в своих творениях поет ей дифирамбы, искренне, либо работает на конъюнктуру: портреты политических деятелей, агитационные стихи, оды и пр. Тут можно неплохо зарабатывать, жить припеваючи и даже пользоваться отдельными привилегиями. Если человек этим не занимается — власть его не замечает и не хочет замечать, а если выступает против — сами понимаете...
Я в своей жизни руководствуюсь наставлением Диогена:
«Обращайся с сановниками, как с огнем, не стой ни слишком близко, ни слишком далеко от них».
И все-таки некоторая власть (неформальная) у творческих людей есть, преимущественно у гениев: они могут властвовать над умами и эмоциональной сферой людей, которые соприкасаются с их творчеством.
СКЛОННА НЕ ДОВЕРЯТЬ
Cherry: Лариса, что вы больше всего цените в людях? И что больше всего любите в жизни? Что доставляет вам настоящее удовольствие (кроме творчества)?
— Ценят обычно что-то приятное или полезное лично для себя, и если доводить до абсурда, то самое ценное, это когда люди строятся, как солдатики, и безоговорочно выполняют команды. Мне бы не хотелось относиться к людям так потребительски, и не хотелось, чтобы и ко мне относились так же. Скажу просто о том, что меня притягивает: физическая красота (куда без нее!); ум, даже не в плане каких-то академических глубин или энциклопедических знаний, а некая живость ума или остроумие, которое может быть даже в необразованном человеке, и которое очень располагает к общению и не дает заскучать; бережное отношение к слову — не люблю пустозвонов и болтунов, а также людей, у которых слова всегда расходятся с делами; разносторонние у человека таланты, интересы или только один, для меня значения не имеет, с удовольствием смотрю на людей, увлеченных своей работой, делом или хобби, какое бы оно ни было; приветствую некую автономность, которая проявляется в том, что человек, хотя бы некоторое время может побыть один и, соответственно, может дать такую возможность и мне (навязчивость во всем меня душит и выводит из себя); уважаю людей сильных духом и доброту с позиции силы, когда человек своей силой не злоупотребляет и добр по собственному выбору, а не только потому, что он не в состоянии причинить зло; ценю некоторую сдержанность и чувство такта, избыток эмоций и неумение их контролировать меня, скорее, отпугивает, чем притягивает; ценю внутреннее спокойствие и уравновешенность в любой ситуации, и в себе тоже пытаюсь это выработать; чувство юмора, конечно — «юмористом можешь ты не быть, но шутку понимать обязан»; в мужчинах ценю храбрость, даже где-то на грани безрассудства. Много еще всего, ограничусь тем, что первое пришло в голову...
Я очень подвержена тяжелым затяжным депрессиям, часто это прослеживается и в моих заунывно-заупокойных стихах, поэтому иногда ловлю себя на мысли, что я и саму жизнь-то не очень люблю, а живу как будто по инерции: проснулась — спасибо, не проснулась — тоже спасибо. Отвечу, наверное, цитатой из «Домыслов»:
Творчество — единственное, что примиряет меня с жизнью, бестелесный дух не может держать кисть.
И еще я безумно люблю море. Таким образом, у меня две большие любви: творчество и море. Если говорить о любви к мужчине, к сожалению, или к счастью, ни один мужчина не смог мне все это заменить.
Вообще, мой мозг «кайфует», когда он чем-то занят: «праздный ум — мастерская Дьявола». Из тех удовольствий, что у меня остались на данный момент, кроме творчества, наверное, хороший кофе, сладости, массаж и СПА, музыка и путешествия.
Кэт: Доверие — легко ли заслужить ваше доверие? А потерять?
— Кому-то инстинктивно доверяю с первого мгновения, кому-то нет, хотя знаю давно и ничего человек мне плохого не сделал. Это вопрос интуиции, а не общения и времени, проведенного вместе, или какого-то благовидного-неблаговидного поступка.
В целом, скорее, склонна не доверять, даже себе...
КОГДА ДЕРЕВЬЯ БЫЛИ БОЛЬШИМИ
tamika25: Расскажи о своем детстве: где родилась, какие были любимые игрушки, когда начала рисовать, когда поняла, что у тебя это хорошо получается? Кто твои родители и что ты от них взяла в плане творчества? Когда начала писать?
— Родилась я в Красноярске, в семье студентов. В два месяца я по каким-то причинам выплюнула материнскую грудь, и меня увезли к бабушке в деревню на свежий воздух, парное молоко и зелень. Там я росла до трех лет, пока мама с папой доучивались (интернатура, ординатура и пр.). Родители приезжали ко мне на выходные. Бабушка — преподаватель русского языка и литературы, отсюда любовь к чтению и книгам.
В город меня вернули, когда я уже смогла ходить в детский сад: мама — молодой доктор в родильном доме (ночные дежурства и пр.), папа, после окончания вуза, лаборант в институте биофизики, потом инженер-конструктор в ЦКБ «Геофизика» (постоянные командировки на объекты). Жилья не было, была комнатка в Индустриальном поселке, в одном из рабочих бараков, 9 квадратов на семью из трех человек. Как-то умудрялись там жить и даже гостей оставлять на ночевку...
В нашем бараке из детей, жили одни мальчишки, других сотоварищей у меня в детстве не было, поэтому любимая игра — это «войнушка» между соседними бараками и прочие пакостные мероприятия: мы все время что-то жгли, плавили, взрывали и рушили. Я росла толстой, болезненной и неуклюжей, однако ни в чем не хотела отставать от своих друзей: родители очень сокрушались, когда им приходилось снимать меня с крыши, лазить за мной на деревья или доставать со дна колодца или канализационного люка.
В спортивные секции меня не взяли: из-за веса и плохого состояния здоровья была освобождена от физкультуры, частных оздоровительных и фитнес-программ тогда еще не было. Зато взяли в музыкальную школу и на хор: одно время я серьезно думала о карьере музыканта, по 5–6 часов в день чахла над инструментом, не считая общеобразовательных предметов. Потом я бросила: не верила в свои способности, а преподаватель меня особо не хвалила, к тому же увлеклась английским языком в старших классах и большую часть времени стала посвящать ему.
В школе я немного рифмовала шуточные стишки для стенгазеты, и рисовала так, как рисуют все дети, но у меня не было никакого ярко выраженного желания этим заниматься. Со стихами меня прорвало в 28 лет, а с живописью — в 31, и я до сих пор еще не думаю, что я делаю это хорошо — совершенству нет предела!
От родителей я взяла трудолюбие и упрямство (очень помогает в творчестве), к тому же они меня всегда поддерживали во всех моих начинаниях, и, что касается моих увлечений, то я ни в чем не знала отказа.
Кэт: Какие детские воспоминания — самые яркие?
— Детские воспоминания как-то давно сгладились в памяти и уже не вызывают никаких сильных эмоций: помню какие-то мимолетные эпизоды из своей жизни, какие-то детские «обидки» на взрослых, о которых смешно даже и говорить. Многое из детства и юности уже стерлось напрочь или лежит так глубоко, что я уже не смогу это извлечь. Навскидку могу вспомнить то, что касается младшего и среднего школьного возраста.
Приятное: я из своей «деревни» выехала в Одессу и посетила Одесский оперный театр. Он мне показался каким-то волшебным сказочным дворцом: я помню, даже написала о нем в школьном сочинении.
Неприятное: На пляже в Гаграх гуляла мужская компания, они пили и купались в шторм, один не вернулся. Через несколько дней из воды достали труп, весь раздутый, в лохмотьях кожи, синюшный... Я, поскольку, прежде ничего такого не видела, а по телевидению тогда еще не гнали столько «чернухи», то была так шокирована, что остаток дней категорически не хотела заходить в воду — вот, пожалуй, единственный неприятный эпизод, связанный с морем.
ИЛИ — ИЛИ...
Cherry: Лара, как Вы себя осознаёте в социуме? (леди, гений, вещь в себе, белая ворона, хорошая девочка, просто Мария, мне по барабану, что-то хочу доказать, талант, просто так, и etc...), это просто вопрос,и набор примитивен, если что-то показалось грубым-простите, я пытаюсь нарисовать Ваш портрет лет так 6, или больше. как бы Вы описали Ваше жизненное кредо парой слов?
— Мой социум — это мои родители и старые друзья со школьно-студенческих времен плюс люди, у которых я чему-то учусь либо взаимодействую по общим делам, интересам или проблемам. Для них я «хорошая девочка», для всех остальных — плохая. Еще мне подходит «вещь в себе», «книжный червь», «белая ворона» и «отшельник». «Гением» в социуме я бы тоже не отказалась быть, но для этого надо сначала выдать что-нибудь, из ряда вон выдающееся... И не из «графьев» мы, а больше по линии купеческой, военной и врачебно-преподавательской…
Жизненное кредо: не кантовать, или оставьте меня в покое!
Творческое кредо: собака лает — караван идет!
Вот такой автопортрет, в общих чертах. Интересно, насколько он совпал или не совпал с вашим...
Ириха: Бывает ли тебе скучно? Если появилась свободная минутка, чем предпочтешь заниматься?
— Скучно не бывает, бывает плохое самочувствие или настроение, когда я не в состоянии что-либо делать, либо усталость от переизбытка дел. В остальном, всё достаточно ровно и интересно.
Последние лет восемь у меня нет необходимости работать в офисе, и я сосредоточилась на творчестве, поэтому можно сказать, что у меня все время свободное, хотя весь день буквально расписан по часам: рисование и живопись, английский, китайский, фоно, вокал, художественная, научная и научно-популярная литература (чаще всего социология, психология, философия, искусствоведение, лингвистика и литературоведение, одно время много читала по экономике, менеджменту и торговому делу, было нужно для работы, естественные науки только в популярном изложении, художественная литература только на иностранных языках), йога, стихи. Несколько лет назад еще были танцы почти каждый день и плавание два-три раза в неделю. Все это надо впихнуть в одни сутки. Иногда получается, иногда не получается. По воскресеньям я, бывает, часа два трачу, чтобы ответить на отзывы, которые накапливаются за несколько недель на всех моих многочисленных сайтах. Временами переписываюсь со старыми друзьями в соцсетях. Если совсем голова не варит, пытаюсь прибраться дома. Каждый раз обещаю себе хотя бы по полчаса в день гулять на свежем воздухе и каждый раз не выполняю.
Ириха: Что тебе ближе — шумная компания или тихое времяпровождение с самой собой?
— Шумная компания или толпа меня физически просто убивает, как и любого интроверта, всеми силами я стараюсь этого избегать, а если нет никакой возможности отвертеться, прихожу только на официальную часть и через час уже сваливаю, с больной головой, не прощаясь.
Мы, интроверты, общаться любим, если человек нам симпатичен и приятен, но больше двух не собираемся. Одна, я могу тратить свою жизненную энергию более конструктивно и с большей пользой.
Тим: Что труднее — говорить или слушать?
— Слушать легче, чем говорить, но труднее, чем писать.
Тим: Какая она, музыка Ларисы Луканевой?
— В школьные годы ходила в музыкальную и пела в хоре, думаю, не удивительно, что я больше всего уважаю и люблю классику прошлых веков, я на ней воспитана. Потом правда не играла лет двадцать и не пела, а в последние годы возобновила занятия фоно и эстрадным вокалом (академический мне уже не осилить, он требует более серьезного подхода). Сейчас разучиваю сонату Бетховена, вальс Шопена и джазовый этюд Дворжака.
Под настроение могу слушать все: и рок, и поп, и рэп, и русские народные. Еще полюбила New Age и индийскую медитативную музыку, я ее использую для занятий йогой. Сама, к сожалению, или к счастью, музыку не пишу (не дано) и даже не умею импровизировать, играю строго по нотам.
Cherry: Какое время года — ваше? И почему?
— Где-то в интернете болталось такое высказывание, чье не знаю:
Раньше я больше всего любил лето, потом понял, что если есть деньги, то лето — круглый год. Теперь я больше всего люблю деньги (с)
Ну, а если серьезно: зимой чувствую себя плохо, впадаю в спячку: мало солнца, короткий день, у нас в Сибири бывают очень жестокие морозы. Я как-то не пристрастилась к зимним видам спорта, поэтому на улице бываю мало, и не люблю надевать на себя кучу тяжелой одежды. Что радует зимой: редкие деньки с температурой до –10 °С, когда безветренно, тихо и падает мягкий, крупный пушистый снег. И, конечно, заснеженные деревья.
Весной вместе с природой испытываю необычайный душевный подъем, очень люблю наблюдать, как все оживает, зеленеет, расцветает, птицы начинают петь под окнами, солнышко пригревает, каждый день появляется что-то новое, что-то изменяется, и я начинаю жить ожиданием волшебства, которое вот-вот должно произойти.
Лето, конечно, вне конкуренции — суровая красота нашей сибирской природы. Чувствую себя очень бодро, хорошо и жизнерадостно — поэтому и люблю.
Осень — только ранняя, когда еще не опали разноцветные листья с деревьев и относительно тепло. Потом все становится голо, слякотно, безрадостно, уныло, и я скатываюсь в сезонный «депрессняк». И так далее, по циклу...
Песня: чего вы боитесь? Реальным физическим страхом, а не, может быть, гипотетическим? Болезней? Одиночества? Другое? Этот страх — разрушителен или мобилизует к действию* Если первое, как боретесь с ним?
— После того как энное время провалялась в коме и врачи сказали моим родителям, что надежды уже нет, а потом я вдруг очухалась, совсем перестала бояться смерти — не так страшен черт, как его малюют. Причем, я не утешаю себя верой в загробную жизнь или последующими перевоплощениями — ничего страшного не случится, даже если я исчезну навсегда. В коме смотрела какие-то «мультики» про свою жизнь с раннего детства, по большей части приятные.
Болезнями меня тоже не удивишь, они плавно перетекают одна в другую: у меня была самая толстая карточка в детской поликлинике — это из личных рекордов. Всего хватило, а тут вот уже и старость подкатывает, жду теперь новых сюрпризов, геронтологических. Жду, надо сказать, не со страхом, а с каким-то выученным смирением.
В одиночестве, так или иначе, пребываю всю жизнь: нет людей, близких по духу, даже среди тех, с кем связывает кровное родство. Чувствую себя достаточно комфортно, а может, смирилась уже, не знаю, тем более что некоторые философы считают, что человек одинок всегда, с рождения до смерти, по определению.
Гипотетически могу бояться или опасаться многих вещей: немощь, старость, война, безденежье, пытки, потеря близких и т. д., но я не могу сказать, что эти страхи как-то мешают мне жить, стараюсь просто отгонять от себя дурные мысли и решать проблемы не заранее, а по мере поступления. В основе многих страхов лежит страх смерти, и если его нет или он притуплен, перестаешь бояться и многих других вещей.
Реальный физический страх, скорее, мобилизует, и вообще, я пришла к выводу, что мне время от времени нужна жесткая встряска, иначе я плесневею. Все по-разному на адреналин реагируют — у меня дикий хохот. Если бы мне позволяло здоровье, я бы занималась какими-нибудь экстремальными видами спорта, все «адреналинщики» тусуются там.
Сохранять внутреннее спокойствие в трудных ситуациях хорошо помогает йога.
Тим: Мужчина чем-то обязан женщине? По определению. Только лишь потому, что он — мужчина, а она — женщина (речь, разумеется, не о кровном родстве)?
— По определению, никто никому ничем не обязан, ни мужчина женщине, ни женщина мужчине, за исключением случаев, которые оговариваются в действующем законодательстве (могут заставить), и случаев, когда люди добровольно берут на себя какие-то обязательства по отношению друг к другу.
Тим: Братья наши меньшие... Кто кого заводит, они нас или мы их? А зачем?
— Заводим, конечно, мы их, хотя, иногда они и сами заводятся: приходят голодные, оборванные под дверь или дарит кто-то, «по доброте душевной». А потом они нас «строят», привязывают к себе и к дому. Нам только кажется, что это они для нас, на самом деле — это мы для них. Есть корова — встань каждый день в пять утра и подои, покорми, проводи к пастуху. Это для прочих людей скот, а хозяйка разговаривает со своей кормилицей, пока доит ее и убирает стайку. Завел собачку — два раза в день гуляй с ней, при любой погоде и любом самочувствии. А потом они уходят и часто оставляют хозяина с инсультом или сердечным приступом. Знаю немало таких историй.
У меня всю жизнь жили собаки: ротвейлеры, сеттер, карликовый пинчер, дворняжки. Были сиамские кошки. Сейчас аллергия на шерсть — не держу, да и гулять уже нет прежних сил и желания. В загородном доме, в вольере — это одно, а в городской квартире уже не хочу животинку мучить, да и себя тоже.
На вопрос «зачем», отвечу цитатой из «Домыслов». Только сейчас, кстати, заметила, что она корявая — ну, да ладно:
Питомца заводят не для того, чтобы от него что-то получить, питомца заводят, для того, чтобы о нем заботиться. Так же и с некоторыми людьми.
Тим: Если бы у вас была возможность обернуться в какого-нибудь зверя, кто бы это был?
— Тигр — это красота, сила и грация.
Тим: Одна отдельно взятая книга может изменить мировоззрение, перевернуть сознание? С вами такое бывало?
— Теоретически, наверное, может, но со мной не случалось. Если считать, что человек просеивает информацию сквозь фильтры своего сознания, которые просто-напросто отталкивают все то, что не согласуется с его нынешним мировоззрением и жизненным опытом и кое-что все-таки воспринимает критически и пытается осмыслить, так сразу, наверное, не получится — прочитал и кардинально изменился. Хотя, постепенно, я думаю, если часто с этим сталкиваться, можно что-то воспринять и изменить свои убеждения или какие-то внутренние установки. Всех, говорят, можно обработать, при наличии времени и если знать как.
Тим: Вы как-то писали, что у вас изредка получается путешествовать. Какие города-страны оставили наибольшие впечатления? Почему?
— Путешествия действительно нечастые: в молодости, банально, не было денег плюс «железный занавес», потом, когда появилась возможность, совсем не стало свободного времени — мне даже дарили путевки, а я не ездила. Сейчас получается время от времени, но уже нет здоровья, чтобы мотаться по аэропортам с пересадками и длительными перелетами, ходить в пешие походы, или жить в палатке. Итого, я пользующийся Красноярскими чартерами ленивый турист, а поскольку мы живем очень далеко и от Европы и от Азии и от нас мало куда можно добраться прямым рейсом, список стран не большой: Греция (Крит, Санторини), Испания (Мадрид, Барселона), Китай (Пекин, о. Хайнань), Кипр, Израиль (Иерусалим, Тель-Авив, Мертвое море), Андорра, Турция (регион Анталии несколько мест), Индонезия (Бали), Украина, Узбекистан, Абхазия. По Красноярскому краю тоже доводилось много ездить на автомобиле. В Москве была, в Питере нет (очень хочу!). Поскольку я не сильно избалована путешествиями, понравилось и впечатлило все, что видела: в некоторых странах брали машину напрокат и везде ездили сами, там, где это невозможно по причине общей безалаберности местных водителей, которые принципиально не соблюдают правила — на экскурсионном автобусе вместе с гидом. В мечтах — европейские музеи и картинные галереи, но туда лучше ехать самому, а не с экскурсионной группой (галопом по Европам). Из крупных музеев смогла побывать только в Прадо, правда мне там и сотой доли не удалось посмотреть за то время, что нам отвели. А вообще, выбор страны для отдыха определяется наличием теплого моря, поэтому, это либо какие-то острова в тропиках, либо Средиземноморье в августе–сентябре.
Тим: Из языков, которыми вы не владеете, какой язык вам слышится более благозвучным?
— Люблю слушать оперу на итальянском языке и песни на французском — просто наслаждаюсь звуками слов и голосом. Просто устную речь на языках, которые не знаю, я не слушаю, и не прислушиваюсь. Многие иностранцы говорят, что русская речь очень грубая и неблагозвучная — «гыр-быр». Хотя я, как носитель, этого не замечаю. Самое благозвучное — это, наверное, то, к чему ты привык с детства.
Тим: Наши дети — это наше будущее? Или прошлое?
— О детях я могу рассуждать только теоретически-гипотетически: у меня их нет, и маловероятно, что появятся, учитывая возраст, состояние здоровья и пр. Это лучше у моей сестры двоюродной спросить, у нее недавно родился третий сын. Она и меня, кстати, пыталась как-то приобщить к пеленкам, но я решительно самоустранилась, сказала приводить их ко мне лет в 20, когда уже можно будет с ними поговорить «за жизнь» и поиграть в шахматы.
Я прекрасно осознаю, что с появлением ребёнка, мой образ жизни, к которому я так привыкла и полюбила, на долгие годы, если не навсегда, останется в прошлом, и я буду жить не своими интересами, а интересами своих детей. Так было в моей семье. В этом плане, дети оставляют прошлую безмятежную жизнь в прошлом, если можно так выразиться; но без детей, конечно, у человечества нет будущего, если только мы не эволюционируем до каких-нибудь самоклонирующихся биороботов. Как-то так.
Тим: Опять метель. И мается былое в темноте?
— Хорошая песня, но слова не про меня. Честно.
Тим: Лариса, вы — сильный человек? А в чем? И как это проявляется?
— Думаю, что я человек очень слабый, как физически, так и духовно. Когда-то писала даже «жить не хватает силы, мужества мало жить» У меня уже нет никаких сил, чтобы сопротивляться окружающей среде: я сбежала от всех в свою раковину (мастерскую) и там сижу, придумываю свой мир, в котором мне будет хорошо и приятно. С другой стороны, я все еще пытаюсь что-то делать и пока еще барахтаюсь на поверхности, хотя, другой человек, на моем месте, может, давно бы уже и сломался. Кто знает — все относительно!
Тим: Вы любите готовить? Ваше самое любимое блюдо? А рецептом поделитесь?
— Раньше умела и любила. Говорили, что было вкусно. Сейчас очень жалко времени: за два с половиной часа, я могу написать этюд и могу сварить борщ по всем правилам — выбор обычно осуществляется не в пользу борща. Максимум, еще могу сварить овсяную кашу, спагетти или запечь какие-нибудь полуфабрикаты. На отдыхе хожу в ресторан отеля, повседневно — беру готовую еду в кулинарии, либо сухой паек, иногда мама угощает чем-нибудь домашним. Нравится китайская, итальянская и японская кухня.
Рецептом поделюсь, оно не любимое, оно дежурное, и приготовить его может даже тот, кто вообще ни разу в жизни ничего не готовил:
На дно широкой кастрюли наливаем воду, добавляем соль и специи, какие есть дома. Пока вода нагревается, трем сыр на мелкой терке, лучше пармезан, если нет, подойдет и любой другой твердый или полутвердый сыр. В кипящую воду опускаем спагетти. (На 100 граммов спагетти 100 граммов сыра.) Варим 8–10 минут, время обычно указано на упаковке. Потом укладываем на плоскую тарелку несколькими слоями: слой спагетти, слой тертого сыра. Если хочется большей остроты и пикантности, можно еще добавить толченый чеснок. Потом все аккуратно накрываем крышкой из-под кастрюли, в которой они варились, минуты на 2–3, чтобы сыр расплавился под воздействием собственного тепла. В сухом остатке: 15–20 минут времени, вполне съедобно, плюс ощущение сытости на весь день.
Ириха: Ладишь ли ты с техникой? Одна моя знакомая художница говорит, что ее собратья по перу все такие, даже с телевизором справиться трудно. А мне почему-то не верится. На мой взгляд все зависит от конкретного человека. А ты как думаешь?
— Смотря какая техника... С космическим кораблем я не знакома, а вот кофеваркой рулить умею, и компьютер тоже вроде еще не сдох от моих манипуляций. Машину, опять же, не вожу. В детстве меня отец учил электросхемы паять: транзисторы, резисторы — помню, балдела от запаха оплавленной канифоли. На моей памяти, два раза докторам знакомым помогала кондиционер настроить в кабинете, они его хотели в ремонт сдавать, а всего-то надо было кнопочку нажать. Так что, не только художники «такие», а если вспомнить Леонардо, то он помимо своих художеств, был еще и выдающимся, для своего времени, инженером-изобретателем.
Кэт: Вы любите высоту? А воду? В критических ситуациях вы собираетесь, действуете расчетливо и решительно или теряетесь?
— Высоты не боюсь. В этом году пробовала параглайдинг в тандеме — сама управлять не умею. Летели на параплане минут 30–40 над облаками, с горы в сторону моря — это было волшебно! Я уже много лет не чувствовала себя такой счастливой!
Воду тоже люблю: пока тренировалась, неплохо плавала, технично — скорость, конечно, уже не выдам. А качаться на волнах в теплой морской воде — это же вообще, ни с чем несравнимое наслаждение!
В тех ситуациях, что мне довелось побывать, вроде не паниковала. Опять же цунами, взрывы, теракты, мощные землетрясения и войны меня пока что обходили стороной, поэтому я не знаю, что я буду делать: встану столбиком в оцепенении или буду действовать, да еще и других спасать.
Cherry: Лара, что вы любите? Уют, тишину, японскую философию минимализма? Яркость, фонтаны, фейерверки? Где ваш дом?
— Я все люблю в меру: уют, если его создал кто-то другой, тишину, когда нужно работать, музыку, когда надоела тишина, и яркие впечатления тоже люблю, хотя и быстро устаю от них. Мой дом — моя крепость! (с), сейчас в пригороде.
Кэт: Кино или театр? Лампы или свечи? Здравый смысл или романтика?
— Однозначно, театр! Было время, не пропускала ни одного спектакля, ни местных, ни гастролеров. Фильмы уже давно не смотрю, ни массовые, ни авторские, и телевизор не включаю. В студенчестве пришлось пересмотреть массу фильмов без перевода: учила иностранные языки — насмотрелась до тошноты!
И лампы и свечи!
И при свечах люблю посидеть вечерком, на отдыхе, и электросветильники сейчас есть такие красивые — залюбуешься!
Ни то, ни то!
Здравым смыслом я никогда не отличалась, особенно практической хваткой в быту, а романтику я уже давно вытрясла из себя, или помогли вытрясти...
Katrin: Вы любите праздники?
— И да и нет. Иногда интересно поглядеть, как веселятся люди: карнавалы, шоу, костюмированные балы, шествия. Но я обычно не принимаю в этом никакого участия, только наблюдаю со стороны, а традиционное застолье и посиделки мне уже давно не актуальны и не интересны. Опять же, есть у меня тенденция вставать в праздник не с той ноги — и все веселье насмарку!
ДР свой я очень не люблю, уже несколько лет подряд отключаю все средства связи и сбегаю в СПА-салон или уезжаю на море — так называемое удовольствие и отдых без лишних хлопот. Была моложе, НГ встречала в ночных клубах, а сейчас по-тихому — дома со своей семьей. День Победы я тоже прочувствовать не могу, так как родилась уже после войны и знаю о ней (точнее не знаю) только из книг и фильмов. Дед мой под призыв уже не попал, но ему пришлось много работать в военные и послевоенные годы, а бабушка пережила голод — всегда поздравляла их, и они меня. Вот, пожалуй, и все праздники, которым я еще уделяю хоть какое-то внимание. Я больше люблю насыщенные будни, когда настроение и работоспособность находятся на должном уровне. Веселиться ведь тоже надо уметь — я не умею... Трудоголик есмь!
Cherry: Как вам удается сохранять ваш внутренний мир? Ведь внешний так жесток... а вам — удается. Поделитесь секретом, пожалуйста, или хотя бы намекните.
— Во внутренний мир мой никто никогда особо не лез, и сейчас не лезет и не покушается — первый раз я отвечаю на такое обилие вопросов о себе. Мужчины реагируют (или не реагируют) только на внешность: если внешность устраивает, до внутреннего мира уже не доходит, а если не устраивает — тем более он им не интересен; женщины больше любят разглагольствовать о себе (мужчины, впрочем, тоже). Поэтому, могу думать что хочу, как хочу и когда хочу, никто не мешает — думать у нас еще пока не возбраняется. Во внешнем мире стараюсь себя в обиду не давать, в случае необходимости и, по возможности, соблюдать правила общежития. Поэтому, мне до сих пор сходила с рук вся та нелицеприятная «хрень», которую я публиковала.
ChurA: Есть ли в Красноярске (и окрестностях) такие места, которые вы посещаете постоянно и куда вас постоянно тянет?
— Ну, я же не маньяк, чтобы постоянно возвращаться на место преступления...
Последние годы вообще никуда не хожу, кроме выставок, а раньше маршруты были накатанные: дом, офис, театр, концертный зал, органный зал, фитнес-клуб, ночной клуб, магазины изредка, роща возле дома, берег Енисея — пожалуй, и всё! Еще люблю дорогу из Красноярска в Дивногорск, по берегу реки: вода, лес, скалы. На ГЭС красиво, когда воду спускают из водохранилища. Есть еще места, куда совсем не тянет, но бывать приходится, вроде госучреждений и больниц.
Песня: Мои традиционные: Лучший вопрос, и Кто следующий?
— Меня больше всего зацепил вопрос Вишни о «таланте и духовности» Я, к сожалению, не смогла дать достойного ответа, но я думаю, что я еще к нему вернусь и что-нибудь почитаю на эту тему или подумаю сама.
Следующим испытуемым предлагаю автора, с чьими стихами я познакомилась совсем недавно, но уже успела полюбить — ZasHaan.
Автор: Интервью подготовила: Татьяна ПРОСКУРИНА (pesnya)
Читайте в этом же разделе:
26.10.2015 Линк: Компромисс не для нас
04.07.2015 Александр Фральцов: Поэт не профессия, а способ мышления
02.03.2015 Аня Маркина: Чтобы ко мне подобраться всерьез, нужны годы и годы
28.07.2014 Katrin: Я — самовыражовыватель
12.12.2013 Владимир Митин: «Все люди — ангелы...»
К списку
Комментарии
|
11.04.2016 08:05 | песня Невообразимо интересная работа. Лариса - молодец! |
|
|
11.04.2016 08:11 | песня и Варерий - маладец стопицот раз. Но, товарищи он вас абмануит я не полностью подготовила интервью, а токо слехка приложила к нему свои тонкие пальчики. особенно непосильный труд - извлекать из Ворда картинки и приводить их в вид, удобельный для Главной.
Написать надо было так Подготовили & ) Или ваще просто Главнокомандующий) Но наш Варера- джентльмен, поэтому вот, сделав большую часть работы, поскромничал и остался в тени)но мы ево оттуда вытащим! Аплодисменты Ларисе и Валере)) |
|
|
11.04.2016 08:13 | pesnya ну ё-маё!) Не авторизуесся - получается фигня. В Предыдущий пост внушу коррективы:" Написать надо было так Подготовили marko & pesnya ) Или ваще просто Главнокомандующий)) |
|
|
11.04.2016 08:25 | Volcha с удовольствием прочитала |
|
|
11.04.2016 08:30 | кэт )Спасибо вам всем. Интервью - всем интервьям интервью!
Необычно. Мне очень понравилось, с удовольствием прочитала и просмотрела. |
|
|
11.04.2016 08:31 | кэт Некоторые фразы хожу обмозговываю). |
|
|
11.04.2016 12:11 | tamika25 Интереснейшее интервью! Всем спасибо! Не понаслышке знаю, какая это большая работа всех, занятых в оформлении, и для интервьюируемого автора также.
Считаю, что Лариса - это решеторианский клад, который надо беречь и лелеять. Ну, и периодически восторгацца. Ибо - заслуженно :) |
|
|
11.04.2016 18:37 | ArinaPP Прочитала не отрываясь. Вот такой сложной, разной и представляла себе Ларису по её произведениям. |
|
|
12.04.2016 00:38 | ole Наверное, это самое искреннее интервью.
Лариса, спасибо, что позволили заглянуть в свою ракушку.
Не уверена, что мне это было нужно. Но уверена, что мне это было интересно. Очень интересно. |
|
|
12.04.2016 15:49 | Ириха Прочитала, без перерывов на что-либо другое)
Очень интересное интервью.
Спасибо, Лариса. Действительно, подобная откровенность в Авторском Я впервые.
Но именно такой я себе тебя и представляла. жаль только, что встретиться нам не удалось. Но в следующий мой приезд в Красноярск ты не отвертишься)
Кстати, дорога в Дивногорск действительно красивая. И ГЭС настолько меня потрясла своей мощью, что до сих пор стоит перед глазами. |
|
|
12.04.2016 23:14 | marko Да, Ларисе - огромная спасиба и низкий поклон! Лично я очень давно не получал от интервьев такого... чувства удовлетворения, что ли - будто прочитал хорошую книгу, мысленно беседуя с автором, возражая-соглашаясь-улыбаясь. Вроде - ничего из ряда вон, а - не оторваться. Не помню чье интервью было - прочел, и как будто рыбу в руках подержал, и слов много, и ничего не сказано. В этом плане Лариса, пожалуй, оказалась самым честным и открытым собеседником. И задававшим вопросы - тоже огромный респект. Одним словом, сработано на отлично... Из картинок самой запоминающейся для меня оказалось "Крушение" поезда (в ней присутствуит и что-то общее-миядзаковское а-ля "Унесенные призраками", и сугубо личное - у каждого по жизни есть такой вот детский кошмарик). И еще мужик с виолончелью заставил собой любоваться. |
|
|
13.04.2016 07:58 | песня такого интервью стоило долго ждать. Шикардос получился) |
|
|
13.04.2016 12:11 | тим Хорошее интервью, да. Лариса поведала о том, о чем она хотела нам поведать. О чем же не хотела говорить - где-то деликатно умолчала, а где-то и просто тактично отмахнулась. . .) Лично мне симпатичен такой подход к делу (а давать интервью это всё же исчо то дело, требующее немалых время- и энергозатрат) - серьезный, скрупулезный, вдумчивый, взвешенный. И сами люди, обладающие такими качествами, мне тоже весьма и весьма симпатичны. Лариса, спасибо! И. . . - будем знакомы!)
Но знаете, други, я не стал бы утверждать, что на фоне этого интервью все прочие интервью всех прочих авторов, что были опубликованы прежде в рубрике Авторское Я, менее откровенны и менее искренни. Это не так. Я оченно внимательно прочитал в свое время все эти интервью и с годами, общаясь с их авторами в различных нестандартных ситуациях, не единожды утверждался, что они (авторы интервью) были честны, и всё, о чем они размышляли и рассказывали, их таки действительно характеризует. Это так. Давайте не будем, отдавая должное одному автору, обижать сравнениями других авторов (даже если это ненароком, а?!)
Огромное спасибо редакторам-оформителям. Это труд. И нехилый такой труд, да. Песенко, Варера - респект!)
(чешет, - а чего я собстно заходил-то?) Ааа!) . . Лариса, у меня возникло непреодолимое желание приобрести одну вашу картину. Откажете, не откажете?) Речь идет о холсте 70х50, маслом (название пока не озвучиваю, чтобы не создавать аукционный ажиотаж - я в нем не очень заинтересован). . .) Если это возможно (выслать картину в М.О. наложенным платежом), то напишите мне, пожалуйста, на тт25собакалист.ру (латиница). А если не возможно, то - ну нет так нет (с) ) Хотя было бы жаль, конечно, ибо это планировалось на подарок) |
|
|
13.04.2016 16:23 | PoorLamb Ириха: Я и не пыталась "отвертеться"...:))) Сеяно-Шушенская ГЭС намного больше, по сравнению с нашей просто монумент, я была там, но мне, к сожалению, не удалось застать слив воды. |
|
|
13.04.2016 16:35 | PoorLamb Тим: Будем знакомы!Наложенным, к сожалению, не работаю, на тот случай, если заказчик изволил пошутить или передумать - очень не хочется упаковывать, отправлять и катать картину по всей России вхолостую, если сделка не состоится, я теряю время и деньги на пересылку. И потом, я не знаю что за картина, готова ли она (сушка, лакировка) и вообще есть ли в наличии. Аукциона на мои картины нет, есть фиксированные цены в долларах, которые могут колебаться в зависимости от курса как в меньшую так и в большую сторону. |
|
|
13.04.2016 17:53 | тим ) Серьёзный подход!) Время и деньги - я заметил и по ходу интервью - ваши верные спутники, да (кстати, и мои тоже, особенно время).
А как насчет - доверять людям?) Не?) А я вот доверяю - можно и не наложенным, Ларис. Как тогда? На карту? Вы все же напишите мне на мэйл, я думаю, мы договоримся (вопрос адекватной цены, конечно, тоже имеет значение - деньги ведь все и везде считают).
Спасибо, что откликнулись. Буду ждать письма. Договоримся - хорошо, нет - не судьба.
)) Если доллар падает - картина дешевеет?) |
|
|
13.04.2016 18:23 | PoorLamb Тим: Ничто так не укрепляет доверие к людям, как предоплата. (с) Вы уж простите, но я изначально "торгаш", а потом уже художник, а по имеющейся у меня статистике, в подобных сделках на арт-ынке чаще клиенты обманывают художников, а не художники клиентов. Если доллар падает, картина дешевеет, если бы вы обратились годиком раньше, купили бы всё в два раза дешевле - ну или ждите, когда опять упадёт. |
|
|
13.04.2016 18:32 | тим Выходит, что ценник всё же в рублях (ибо в долларах он не может меняться от курса). Это хорошо!) Какой-никакой а патриотизм)
(бьет себя в грудь) Я не обманщик, честно! (с) Если мы договоримся, то вам беспокоиться не придется (поверьте на слово).
А если не договоримся, то я вам так открытым текстом об этом и скажу - за мной не заржавеет (тоже поверьте) ) |
|
|
13.04.2016 19:05 | PoorLamb тим: Квасной патриотизм - материалы я покупаю в евро.:))) |
|
|
14.04.2016 10:36 | Т при таком подходе цены должны быть вполне демократичны, как у нормальных ремесленников, типа))) как бы стоимость материала плюс производственная процентовка эдак двадцать-тридцать процентов сверху на работу и компрессию инструмента))))) не больше семи рублей вместе с пересылкой, я думаю, при нынешнем курсе бакса и цены на материал))))) ток не начинайте про творчество, я вас умоляю))) |
|
|
14.04.2016 12:06 | (голос за кадром) Т, да вы халявщик! |
|
|
14.04.2016 12:16 | Т ой, да ладно!))) |
|
|
14.04.2016 17:03 | Rosa Cherry: Лара, вас здесь не только читают, но и любят. Может быть, не слишком много комментов, но это не показатель. Одна наша очень талантливая девушка даже оборотку на ваш стих написала в прошлогодний Фест, а я, зная и вас, и ее, ничего не угадала, а читала это все как открытие и была в полном восторге. Это было круто... Вы читали эту оборотку, Лариса? Как вы к этому отнеслись? Вам понравилось? Мне — о-о-оочень...(c)
)))))))))))))))))))))))))
)))))))))))))))))))))
)))) |
|
|
14.04.2016 17:34 | PoorLamb Т: Думать, я Вам запретить не могу - ибо демократия! |
|
|
04.05.2016 10:07 | Cherry шикарное интервью. я откладывала прочтение, ибо по диагонали не хотелось, хотелось с толком и расстановкой. Какой интересный человек, вау!!! |
|
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.