Только кончая задуманное сочинение, мы уясняем себе, с чего нам следовало его начать
(Блез Паскаль)
Анонсы
15.06.2018Шорт-лист полумесяца 23.03–06.04.2018: Внутренняя мышь
Человеку это отследить очень тяжело, практически нереально. Нужен автомат...
СТИХОТВОРЕНИЕ ПОЛУМЕСЯЦА 23.03–06.04.2018:
1. ole. Облако-рай
(номинатор: marko)
(5: marko, ChurA, white-snow, Tebura, cosmeat)
Фильм такой был
вскользь оброненное слово
всколыхнет село до крыш.
слово мелко, бестолково,
словно внутренняя мышь
непривычно,
это значит, выбор есть.
рай обычно закавычен,
он то облако, то клеть,
то обычная причуда,
просто так — сказать, забыть.
это круто.
в чем отвага, в чем корысть?
вряд ли кто-нибудь поверит
в облака
в песчинку
в рай
но открыты настежь двери
уезжай.
чем скорей, тем лучше, право,
мы проводим и споем.
смотрит облако лукаво
в предрассветный окоем.
где-то — темень, где-то — сумрак.
вряд ли где-нибудь есть рай.
но согласно режиссуре
«уезжаю» —
marko: Как-то очень тепло, с грустинкой получилось у оле вылепить из безнадеги, которая в фильме, душевную песенку, в которой нет ни тоски зеленой, ни безысходности, а есть бесхитростная сумасшедшая надежда. Та, которая оправдывает любую опрометчивую глупость, смороженную в состоянии, что называется, аффекта. Не знаю даже, как точнее сказать... наверное, так: если в фильме товарища Досталя на ситуацию смотришь глазами человека, то в стихе — глазами ангела, под очень тихую, очень далекую музыку и едва уловимый шелест крыл.
cosmeat: В среднестатистической глубинке жил-был Коля. Звезд с неба не хватал, умом не блистал и даже мысль свою в слово толком обличить не умел. «Неправильно, скучно живем, — грезилось ему. Каждый в своей скорлупе сидит и носа не кажет. Как же растормошить это болото?» Вдруг, аки гром среди ясного неба: «Уезжаю!» Сам того не желая, чувак нащупал секретный код. Уехать — заветная мечта любого из местных обитателей, но для ее воплощения надо совершить ряд последовательных действий, одно представление о котором отбивает всякое желание что-то менять. А тут, понимаешь, доброволец объявился. Гагарина в своем коллективе воспитали, и каждый, лелея сопричастность, жаждет внести свою лепту в этот великий исход. Коля уже не просто болтун и чудак, мычащий под гитару о «Райском облаке». Он — избранный! «Уезжай!» — среда исторгает из себя героя в открытый космос и, помахав ручкой, возвращается по своим скорлупкам. Но долго еще всех будет греть мысль о том, что где-то, наматывая круг за кругом, болтается на околоземной орбите Коля, служа хоть слабым, но оправданием их в общем-то бестолковых жизней.
Tebura: На мой взгляд, к фильму Досталя оно не имеет отношения: тот фильм довольно-таки жутковатый, за тепленькой водичкой «душевности» там прячутся весьма неприятные вещи... А стих раздумчивый и полный надежды и ободрения всех уезжающих, его хорошо читать, присев перед дорожкой. Мой голос за него.
2. cosmeat Однажды
(номинатор: natasha)
(3: Volcha, SukinKot, natasha)
natasha: Стихотворение показалось мне не только поэтически хорошо, стройно и складно сделанным (может и есть где-то малюсенькие огрехи, ерунда), но и содержательно интересным, внимательным к деталям, аллюзиям, оттого очень личным, любовательным, душевно теплым, в меру ироничным, и вообще очень гармонично-уравновешенным, оттого-то последняя строчка, которая кажется появившейся вдруг, врезается остро в сознание. Понимаю, что она, эта строчка, может кому-то показаться не совсем уместной. Это было бы интересно как раз обсудить. Мне-то это, скорее, понравилось, даже сама не могу понять почему. Вроде должно бы показаться случайным диссонансом, а вот принимаю, короче.
ecce-cor-meum: Последняя строчка понятно для чего: без нее вся предыдущая рисовка теряет смысл. Ну, покрасовался ЛГ, повыпендривался, поиграл словами, а зачем? А так всё норм: «та война», погибший дедушка (а какой-нибудь пра-пра еще французов мочил в биде — тут вам вся генеалогия славного рода Обедиентовых)... И вот уже читатель настигнут священным трепетом, он в патриотическом ступоре просто. На конкурсах очень любят такие стихи. Без ложки пафоса не обошлось по такому случаю («свОе сердце оставив» и т. д.), как и без банальностей («камень с плеч»). Но это практически стандартный набор.
cosmeat: Ага, а еще я отравил Скрипалей и царскую семью расстрелял...
marko: (со знанием дела) и дороги у нас в Орехове до свинсково состояния довел ишшо.
cosmeat: Вот мое сердце на осле въезжало в Иерусалим. Маккартни не возражал...
Volcha: Смысл-то улавливается. Нечто личное и прожитое. Cтих, правда, очень уж местный, конкретный, все названия угадываемы теми, кто живет там же, или часто бывал. Мне лично они особо ничего не говорят, картинка не складывается. Есть эмоциональное ощущение некоей очередной страницы жизни. Как будто просматриваешь альбом с фотографиями. ЛГ типа рассматривает, вспоминает. Представляет итог этого альбома «Растворюсь я бесследно в неземном Подмосковье/ В аккурат, как когда-то — в сорок первом — мой дед». А вот эту часть с Подмосковьем и Подпитерьем я представляю, потому как была на местах боев. Там так и оставлены окопы, проволока и все остальное... вот так стоишь, представляешь и не понимаешь, как можно было выживать в подобных условиях. И, естественно, бесследно исчезали очень многие (бомба, шальная пуля, голод...), растворялись в пустоте.
Не нравится трудночитаемость. Много согласных, проговаривается с трудом. Ну, и по-честноку я бы в шорт другой стих того же автора предложила. Но что есть, то есть...
SukinKot: Соглашусь с Волчей: стих больше понятен тем, кто видел Воробьевы горы, цирк на Вернадского (ведь речь не о Цветном?), Лужники и прочее. Но, наверное, такова судьба всех стихотворений, связанных с тем или иным местом: как говорится, лучше один раз увидеть — мы так устроены. Помню, с каким удовольствием я прочел Медного всадника после поездки в город на Неве, до этого поэма меня как-то не трогала. Но оставим северную столицу с ее памятниками в покое, вернемся в первопрестольную. Первый вопрос: а почему по рельсам? Ведь идет сравнение с полетом в мечте, не логичнее ли противопоставить самолет? Наверное, все дело в том, что аэропорты все больше в Подмосковье, а вот вокзалы и станции в черте города имеются. Вся Москва опутана железнодорожным путями, и именно они зовут вырваться из «милейшего монстра» куда-нибудь на простор. По рельсам чух-чух — напоминает паровозики из советских мультфильмов. Вообще, что-то детское, незащищенное в этом стихе — такой насмешливый, но добрый и немного наивный взгляд романтичного циника. Незаметная минутная стрелка — хорошо. Именно минуты на циферблате проходят незаметно: вроде минутная стрелка стоит на месте (чего не скажешь о секундной), но стоит немного отвлечься, как уже ушла. А чтобы не заметить движение часовой стрелки, надо очень хорошо отвлечься. Не совсем понял про кино и кинщика. Альма-матерь — МГУ? Или, может, вообще город, ведь плитка и газоны сейчас по всем районам. Резануло биде. И не столько потому, что возмутился мой внутренний эстет, а потому что бородатая шутка. Впрочем, все вместе неплохо: Ни врага, ни подругу не оставив в биде. То есть никого не макнув, всех простив — улетев налегке. Враг и подруга не случайно поставлены рядом. Мало кто делает так больно, как самые близкие. Опять же, это потому что мы так устроены. Да, стих сложный, над ним надо думать. Может, биде — это намек на Белый дом на Краснопресненской набережной, который сначала защищал, а потом расстреливал из танка покойный Борис Николаевич (не сам, конечно). По поводу французов — это про Кутузовский, Фили и т. п. места? Да, и на сколько все-таки силен в нашем человеке автолюбитель, если он даже в полете вспоминает о ГИБДД. Казалось бы, они же не войска ПВО, не собьют. С тем, что последняя строчка рискованная, сложно не согласиться. Только если Ёж увидел здесь чрезмерный пафос, то у меня наоборот пришла мысль: ну вот как можно себя сравнивать с солдатом той войны, да еще употребляя слово растворился — прям какое-то пренебрежение. Но что мы знаем о наших дедах? Мой вот ничего не говорил о войне. А если говорил, то или шутил, или плакал, когда выпьет. Страшная была штука: целые полки, дивизии пропадали, растворялись. Речь идет, если я правильно понял, о пропавшем без вести. Может человек погиб героем, может, просто погиб — никто не знает. Да и почему нельзя себя сравнивать с дедом. Это преемственность. А смерть всех уравнивает, ей все равно: солдат — не солдат, герой — не герой.
marko: Альма-матерь, судя по траектории, в Хамовниках, а не на Воробьевых. РГГУ нынешний, видимо. Или на Поварской есть еще что-то, моя Дашка-племяшка тудой поступала. Да и усадьба Толстого в тех краях... Позволю себе ответить СК на первый вопрос: в стихотворении не «по рельсам», а «не по рельсам»... Вообще говоря, текст действительно очень многоплановый и потому сам факт его появления в ленте говорит, помимо прочего, о готовности автора к тому, что его могут реально разложить на молекулы, ибо каждое слово, каждый образ, словно в ахматовской «Поэме без героя», покоится на могучем предысторическом фундаменте и заключает в себе конкретные, благодатные для расшифровщиков смыслы, вроде упитанного Льва, который, как мы помним, стремился к вегетарианству. Проблема, в общем, не в расшифровках, а в том, чтобы увязать все это в рамках одной композиции, сложить в одну картину. Если попытаться определить жанр происходящего, то он, видимо, тот же, что и у фильма «Покровские ворота» — ретроспективное, в контексте времени, признание ЛГ в любви к «милейшему монстру». Трогательное, чуточку сентиментальное. Немного громоздкое, на мой взгляд (ну... если сравнивать с «Рождественским романсом» Бродского, конечно), но от души.
SukinKot: Ну я это и имел в виду — не по рельсам. На первый взгляд, логичнее было бы сказать — не по взлетной полосе. Раз уж ЛГ решил полетать на крыльях фантазии, а не воспользоваться реальным транспортным средством... Хотя и путешествие по рельсам может быть фантастичным, вымышленным. Куда-то они уходят, в дальние дали.
cosmeat: А альма-матерь — это школа № 588.
natasha: Что поняла из отзывов о стихе cosmeat. Однажды? Пожалуй процитирую Кота: «Да, стих сложный, над ним надо думать». По-моему, это хорошо, это достоинство этого стихотворения. Не могу согласиться с ecce-cor-meum, с тем, что автор рисуется, скорее, наоборот, он стесняется своих душевных сантиментов, может быть отсюда это «биде»... Я проголосую за это стихотворение именно потому, что сегодня оно обсуждалось более прочих. Значит, зацепило, заинтересовало.
Tebura: Все всё уже написали, может, повторюсь, но попробую вставить свои 5 коп. «Однажды». Свидание с юностью и признание в любви. Кажется, автору удалось поймать то, что именуется гением места — потому и зацепил стих. Настроение, вот что главное, а перечисленные реалии уже вторичны — по крайней мере для читателя-немосквича, вроде меня. У каждого свои пенаты, над которыми мы летаем дронами, хотя бы во снах... И еще, здесь очень явно видна личность автора, то, что он пытается спрятать под взбрыками, ужимками и прыжками. Даже деды=прадеды, имхо, не портят строку, ирония спасает от неуместного пафоса...
3–4. in-vitro. Сердцетворение
(номинатор: Volcha)
(1: ole)
ole: Нервое, больное. Стихотворение-мольба, обращенное, наверное, к женщине. А ЛГ завис, замер, закапсулировался. Только «колос голоса» мне не очень нравится. Возможно, я просто не люблю оксюмороны, не верю им. Если книги не читать, они тихо умирают на полках. Это у меня. А у ЛГ книги, в отличие от него самого, оживают прежде, чем погибнуть. И оставляют имя.
Глупости, наверное, написала. Простите.
3–4. Baas. Возможно
(номинатор: Algiz)
(1: Algiz)
Algiz: Удивительный стиш творился прямо у нас на глазах: лиргерой уносил окна, покрывал мидий дополнительным слоем перламутра, закрашивая потерю; мидии теряли створки и обретали ставни, ставни хлопали, крыша ехала; город спал, окна, контрабандно влекомые лиргероем, возвращались в стих, победно отражая закат... И почему-то явился мне в это время похмельный Есенин и сказал жалобно и нежно — «а меня еще потом били маляры...». И не нужно, не нужно над ним работать, оно само — работа, творение, «курсы шитья и кроя». Всегдашнее это гадство — куда катится мир, родите меня обратно, опустите мне веки, нафик-нафик! — кричали гости, все, не могу больше! кончился ли день, наконец?.. А утром солнце (заплата на прореху времени) начинает целительное свое врачевание и в который уже раз карабкается на небо — светить, сиять, греть... и все становится возможным, все просто — становится, творится, воскресает... храбрый портняжка — лиргерой, он равен Творцу, строителю-устроителю, его неутомимый крафтинг никогда не кончится и это здорово и вечно! и все возможно только там, где все потеряно! Союза окОн и мидий бесконечно жаль... какая-то волшебная жуть в нем была — так вот прямо и видишь, как окна и мидии (одновременно! не сговариваясь!) отвращают глаза свои от черного города, и смыкаются ставни... но храбрый портняжка все равно проденет в иглу нить горизонта (ослепительно красиво!) и сошьет наступающий день, примирив небесное и земное...
Автор — Творец, а хозяин — барин... я все равно буду помнить первый вариант, в нем была магия стихийного мира. Но стих библейски хорош и с закатными окнами, в которых горит время и пространство.
ChurA: Лора, браво! Вы подарили нам целую зарю эмоций и образов рожденных и отраженных стихотворением Baas’a. Я сейчас перечитал стих, последний вариант после правок и подправок, и мне показалось, что он несколько поблек после того, как автор его слегка причесал. Исчезли створки мидий, которые вместе с иглой продетой в нить горизонта, были перчинками, создававшими романтическую остроту восприятия всего этого стихотворения. Оно стало каким-то более предметным и материальным. Возможно это только мое впечатление. И все-таки — автору, конечно, желательно прислушиваться к чужому мнению, но верить нужно своему внутреннему голосу.
Tebura: То ли живопись, то ли анимация, несовершенное и прелестное стихо. О чем, так сразу и не скажешь, но картинка сразу встает перед глазами, образы движутся один за другим. Окна и мидии хочется вернуть. Да-да, уже указали, в той строке был сбой... Но эта неправильная строка добавляла выразительности.
Номинировано: 4
Прошло в Шорт-лист: 4
Шорт-леди: ole
Чудо-лоцман: marko
Проголосовало: 10
— Сдулсо электорад-то, ага. Ненадежный народец этти решыторяны (marko)
— Что и требовалось доказать. Рассчитывать на то, что за неделю в ленте объявится необходимое по лимиту количество вещей достойных Шорта — наивно. Рекомендовать в Шорт абы что, лишь бы этот самый лимит заполнить — глупо. Была дельная мысль: автоматом отправлять в Шорт произведения, определенные электоратом в Избранное «серебро» и «золото». Почему игнорируем? Они что, не достойны Шорта? Я думаю, что народ у нас кое-что соображает в литературе и всякое барахло на память себе брать не будет. Так в чем тогда проблема? (ChurA)
— Ага, сейчас начнется долгая говорильня на тему: «Сделайте нам красиво. Только мы не знаем как». Вы мне напоминаете зевак, наблюдающих за движением канатоходца: «Когда же он наконец ёбнется?!» Во-первых, не дождетесь! А во-вторых, шорт — дело коллективное. Не нравится ведущий — готов сдать преемнику штурвал, свисток и кучерский кафтан с блестящими пуговицами. В-третьих, в ленте (при всей ее нынешней скудости!) всегда за неделю найдется нечто, достойное номинации. Кстати, многомудрые судари, почему вы ни разу никого не номинировали? Не барское это дело, ага? (cosmeat)
— Ф-у-у. Ничего личного и тем более — никаких претензий к тому, что вы делаете в Шорте и для Шорта. Так что сразу так кипятком-то... — это вы зря. Я только хотел сказать, что ограничение Шорта недельными рамками на практике не всегда срабатывает. По-причине, как вы отметили, «скудости». А говорильня... Так я тоже против. Она уже была, и там были и дельные предложения, которые можно было бы и применить (ChurA)
— Ну, если вспоминать, то вспоминать строго. Предложение было брать в шорт не золото-серебро, а по максимуму избранности. То есть, избранное 3 раза не попадает в серебро и не отражается в ленте избранного. Но человеку это отследить очень тяжело, практически нереально. Нужен автомат — простенький запрос — и готово дело (ole)
— А не проще открыть ленту «Избранное – Золото» и посмотреть, что там отобразилось из того, что набрало золотой максимум из последнего? Ссылка на оную вот прям в верхнем блоке левой колонки, только глаза скосить надо (marko)
— А по-моему, попадание в золото-серебро чаще свидетельствует не о качестве произведения, а об активности пользователя и о его положении в местячковой иерархии. Общий для всех соц. сетей принцип «ты — мне, я — тебе» никто не отменял. По многолетним наблюдениям, самобытные авторы — народец малообщительный, а посему и публика их не слишком жалует (cosmeat)
— Мы тут все малообщительные. Потому и держимся до сих пор. Хорошее место, куда можно от общительности спрятаться. А по моим наблюдениям, среди малообщительных нулевую общительность имеют те, кто общается где-то еще. Проще говоря, тусит в творческих кругах, а мы тут каждый сам по себе которые остались. Иногда поэтому прорывает на пару предложений по старой памяти... (mysha)
— Дык в логове Цукерберга все сидят, и никаким калачом их сюда не вытащить... (cosmeat)
— Ну почему. Вот я, например, вся ваша. А общаться просто разучилась (ole)
— Здорово, конечно, когда пишутся отзывы, мнения. Так интересно читать. Заходить сюда стало просто удовольствие. Не понимаю, почему так мало публики голосует. Может, просто народ чего-то не понимает? (natasha)
— Не хватает Розы с ее призывами всем идти голосовать в Шорт... (SukinKot)
Автор: marko← Предыдущая | Следующая → |
14.06.2018 |
Читайте в этом же разделе:
14.06.2018 Шорт-лист недели 16–23.03.2018: Клуб творческих лыжников — за углом
14.06.2018 Шорт-лист недели 09–16.03.2018: Тень на дороге
04.06.2018 Условия турнира № 80. Сон во сне
23.05.2018 В вазончике ландыша капля росы. Итоги турнира № 79
20.05.2018 Себя на угощенье... Шорт-лист Зимы 2017/2018
Комментарии
15.06.2018 22:53 | Volcha И живые Шорты, и отчёты че'гтовски инте'гесно читать) |
15.06.2018 23:37 | marko У мертвых тоже есть свои достоинства. Они лаконичнее, концентрированнее и... быстрее :) |
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.