|
Сегодня 23 февраля 2025 г.
|
Если бы все люди заботились только о благополучии других, то еще скорее передрались бы между собой (Ярослав Гашек)
Анонсы
25.09.2016 Шорт-лист полумесяца 01–15.07.2016: однажды мы ее встретимГлавный вопрос философии не о первичность материи или сознания — нас всех долго обманывали бородатые немцы... .jpg)
СТИХОТВОРЕНИЕ ПОЛУМЕСЯЦА: 01–15.07.2016
(номинатор: tamika25)
(4: Cherry, tamika25, marko, ole)
Я знал, однажды мы ее встретим:
она бродила с каждым днем ближе.
Я оказался, на беду, третьим,
я лишним был — и я в бою выжил.
Он был мне другом, он мне был братом,
он лучшим был — и он ушел первым.
Я полз за ней и крыл ее матом,
но уносило все слова ветром,
я был ненужным даже ей сором,
и наступало для меня утро.
Глумливо каркал надо мной ворон,
а я орал ей вслед — вернись, дура!
Ложились души под косу — травы.
Топорщил ворон на ветру перья.
Я не расслышал, что он там каркал:
я всё кричал — не убегай, стерва...
...Минуло много лет.
Пришла.
Встретил.
«Вот, я вернулась — ты меня помнишь?»
Шепчу в ответ...
Не имена смерти,
а имена друзей,
что ей теперь — ровня.
ole: Прекрасное и страшное правдивостью стихотворение
Kinokefal: Стих нового для Решетории автора. Не побоюсь это сказать, нового сильного автора. Говоря «сильный», я понимаю, что речь идет не об искусности, технических доблестях и прочей мягкой силе, а о силе первородной — силе духа, умении глубоко переживать и, что не менее важно, умении передавать эти глубины переживания другим. По-мужски сдержанное, честное и переживание потери и хода времен. В нем есть правда. Столкновение жизни и смерти. Искреннее, от слова «искра» и откровенное, от «откровение». Рубленный, скелетный стиль подачи. Но отнюдь не сухой и безжизненный. Пафос есть (черный ворон, жатва, ночь-утро, жених смерти, сама композиция), но он достаточно традиционный для целого пласта воинских песен, сдержанный, не заслоняет чувство, а поднимает до уровня трагической высоты и глубины.
Много говорить об Общем для всех, но для каждого достаточно интимном, мне кажется не стоит, да и неуместно как-то, мелко. Лучше читать и сопереживать.
natasha: Немного лишь «тревожит» меня стихотворение Vetrovsk «Смерть». Впечатление двойственное. Согласна, что новый автор, может оказаться интересным, хорошим, но, вот уверенности (пока еще мало стихов) у меня нет. Это стихотворение показалось мне (ребята, я очень извиняюсь), все-таки, слабоватым. Напор, энергия, да, есть, а вот все остальное — увы. Между прочим, заметила, что автор обозначил свой пол в «Обо мне» как женский, а стихи-то у него совсем какие-то неженские. Ну, это так... предположение. Значения особого не имеет, конечно.
ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ:
(номинатор: natasha)
(3: natasha, Kinokefal, ArinaPP)
natasha: Прелестное стихотворение, очень украсил его, мне кажется, образ в конце «...Будут, как утица с детками, в небе плыть / Купол церковный и юные облака», без него было просто хорошо, а с ним очень даже хорошо.
Kinokefal: Если сравнивать стихи Розы и Сетимшина, то легко заметить их внутреннее сродство (так же и практически все стихи этого шорта). Стих Сетимшина по сути та же элегия, того же созерцательного, медитативного плана. Только мотив итога более явственен, и тайны, сокрытые на грани или за гранью, представляются в виде простых, родных и привычных образов: речка, утка с утятами, кладбища, ощущение простора и полета. Эти простые образы превращаются в символы текучести и непрерывности, соединение высокого и обыденного, символы смены поколений, лиц и эпох и неразрывного единства прошлого и будущего, времени и пространства. Если рассматривать форму, то рефрены, на мой взгляд, удачно вытаскивают символизм обыденки на свет божий, как мерцание маятника… Или мелькание спиц колеса велосипеда. Слова рефрена и всего стиха просты, теплые и очень домашние, как и общее настроение — благодарность, смирение и глубокой мудрости.
Мне оч. понравились живопись и общий тон стиха. Да.
(номинатор: rash79)
(3: rash79, Rosa, ZasHaan)
(номинатор: natasha)
(2: mitro, Finka)
natasha: Говорят, что «Платонов — дворник» это миф. Ну и пусть, допустим, что и так. Зато стихотворение получилось. Мягкое, теплое, светлое, грустное, глубокое. Ай, славно…
(номинатор: pesnya)
(2: pesnya, PerGYNT)
Kinokefal: Стих по форме — медитативная элегия, сочетающая в себе традиционные восточные и западные мотивы размышления о главном — тихой и светлой печали о жизни и смерти, о разлуке предстоящей.
Основной (центральный) стилистический прием — развернутый оксюморон — соединение в единое целое противоположных смыслов (непротянутая рука, неотправленный конверт, полночный полдень). Этот стих так же можно свободно назвать коаном. Зачем соединять несоединимое? Да затем, что истинное скрыто где-то на неуловимой грани сна и яви, разума и чувства. Его нельзя продумать, вычислить, только почувствовать, выйдя за пределы круга обыденности. Экзистенция, господа и дамы, как единственная возможность прочувствования. Но прочувствовать-то можно не Единое и Истинное самое, а только его тень, намек на его существование, только то, что оно есть. Есть, потому что должно быть.
(номинатор: SamarkandA)
(1: SamarkandA)
Kinokefal: У Татьяны стихи всегда креативные, фантазийные и довольно сложные для понимания, часто в виде шарад, ребусов и прочих головоломок. Накручено много чего и далеко не в идеальном порядке, должен заметить. Надо хорошо потрудиться, разматывая по ниточке кокон, в который плотно закручен тот или иной «эпизод», чтобы хотя бы приблизительно понять, о чем, собственно, речь. Не исключением и представленный стих.
Форма. Явно выраженные постмодернистские приемы организации (чаще дезорганизации) текста, рассчитаны, скорее, на восприятие, чем поступательное непрерывное осмысливание, — море волнуется раз, как говорится. Кстати, заметная слайдовость, клиповость подачи солидно подкрепляется еще и анжамбеманами, причем не простыми, а антисинтаксическими, что дополнительно разрывает полотно стиха на лоскуты для художественной аппликации. Но и это еще не все, если вы прочтете стих прямо сейчас... Не все в порядке с синтаксисом и пунктуацией, думается мне, что неспроста. Плюс огораживание блоков стиха при помощи союза «и» — здесь, не столько «союза», сколько оператора разделения. Плюс как бы случайно возникающие и затухающие, но не прекращающиеся, и от этого «пакетирующиеся» цепочки аллитераций и внутренних рифм. Ну и, конечно же, лексикон. Разгром «штилей» в лучших традициях постмодерна. Все пером автора все равны. Просторечия вульгаризмы, диалектизмы (в смысле «фольклорист несчастный»), специальные термины, канцеляризмы («за-ради», «за чертом каким», «понеже», «кливера», «шают» и т. п.), мирно соседствуют с самым высоким (до пафоса) штилем и романтическими страхами-присказками типа «ром-бром-паруса». Все не ново под Луной, но эффект неопределенности, скомканности, нефильтрованности, набегания и забегания, как говорится, налицо. Как бы намекая, что ответа на главный вопрос не будет. Будут иллюстрации к поиску этого ответа. Интересные и завлекательные, в хорошем смысле, иллюстрации, надо сказать.
Содержание. Т-щ Пруст Валентен Луи Жорж Эжен Марсель написал целый magnum opus «В поисках утраченного времени» из семи романов полуавтобиографического характера. Что неудивительно, если у человека столько имен, — одного романа чтобы разобраться кто кому Жорж, а кто Луи точно не хватит. Разобраться со временем не получилось конечно, но очень важен был Жоржу, т. е. Марселю сам процесс разбирательства. В процессе возникла концепция «Время, как песочные часы». Добежала жизнь до экватора, перевернули часы и побежали в обратную сторону. Вперед, назад за лиловыми кроликами! Ничего не напоминает? А ведь Волча явно намекает несколько раз в своем стихе на сии «полураковые» поползновения от Марселя Пруста, разве что указкой не показывает.
Главный вопрос философии не о первичность материи или сознания — нас всех долго обманывали бородатые немцы. Главный вопрос: «Зачем всё это?» Никто его не решил для всего человечества удовлетворительно. Ну и слава богу. Решай сам — займись делом, товарищ.
На том и порешили.
ОСТАЛОСЬ В ИСТОРИИ:
(номинатор: Finka)
СТАТИСТИКА ПОЛУМЕСЯЦА 01–15.07.2016
Номинировано: 7
Прошло в Шорт-лист: 6
Шорт-вумен: Vetrovsk
Чудо-лоцман: tamika25
Проголосовало: 15
Чадский-Буквоед: Kinokefal
ВПЕЧАТЛИЛО:
Игорь, если не приду, посчитайте мой за свою номинацию, пожалуйста как по знаковости, так у Цаса всегда один знак «дальше горняя дорога, читать только ползком», а Волча без штормового предупреждения начала ураганить (SamarkandA)
Автор: marko
Читайте в этом же разделе: 15.09.2016 В начале была вода. Приглашение на конкурс 04.09.2016 Шорт-лист недели 24.06–01.07.2016: Манекен взял власть 28.08.2016 Шорт-лист недели 17–24.06.2016: Свет, который не отсюда 27.08.2016 Господь, спаси мою страну… Итоги турнира № 73 26.08.2016 Шорт-лист недели 10–17.06.2016: И чего вам не спится, Акакий?
К списку
Комментарии Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.
|
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Авторизация
Камертон
Перед нашим окном дом стоит невпопад, а за ним, что важнее всего, каждый вечер горит и алеет закат - я ни разу не видел его. Мне отсюда доступна небес полоса между домом и краем окна - я могу наблюдать, напрягая глаза, как синеет и гаснет она. Отраженным и косвенным миром богат, восстанавливая естество, я хотел бы, однако, увидеть закат без фантазий, как видит его полусонный шофер на изгибе шоссе или путник над тусклой рекой. Но сегодня я узкой был рад полосе, и была она синей такой, что глубокой и влажной казалась она, что вложил бы неверный персты в эту синюю щель между краем окна и помянутым домом. Черты я его, признаюсь, различал не вполне. Вечерами квадраты горят, образуя неверный узор на стене, днем - один грязно-серый квадрат. И подумать, что в нем тоже люди живут, на окно мое мельком глядят, на работу уходят, с работы идут, суп из курицы чинно едят... Отчего-то сегодня привычный уклад, на который я сам не роптал, отраженный и втиснутый в каждый квадрат, мне представился беден и мал. И мне стала ясна Ходасевича боль, отраженная в каждом стекле, как на множество дублей разбитая роль, как покойник на белом столе. И не знаю, куда увести меня мог этих мыслей нерадостных ряд, но внезапно мне в спину ударил звонок и меня тряханул, как разряд.
Мой коллега по службе, разносчик беды, недовольство свое затая, сообщил мне, что я поощрен за труды и направлен в глухие края - в малый город уездный, в тот самый, в какой я и рвался, - составить эссе, элегически стоя над тусклой рекой иль бредя по изгибу шоссе. И добавил, что сам предпочел бы расстрел, но однако же едет со мной, и чтоб я через час на вокзал подоспел с документом и щеткой зубной. Я собрал чемодан через десять минут. До вокзала идти полчаса. Свет проверил и газ, обернулся к окну - там горела и жгла полоса. Синий цвет ее был как истома и стон, как веками вертящийся вал, словно синий прозрачный на синем густом... и не сразу я взгляд оторвал.
Я оставил себе про запас пять минут и отправился бодро назад, потому что решил чертов дом обогнуть и увидеть багровый закат. Но за ним дом за домом в неправильный ряд, словно мысли в ночные часы, заслоняли не только искомый закат, но и синий разбег полосы. И тогда я спокойно пошел на вокзал, но глазами искал высоты, и в прорехах меж крыш находили глаза ярко-синих небес лоскуты. Через сорок минут мы сидели в купе. Наш попутчик мурыжил кроссворд. Он спросил, может, знаем поэта на п и французский загадочный порт. Что-то Пушкин не лезет, он тихо сказал, он сказал озабоченно так, что я вспомнил Марсель, а коллега достал колбасу и сказал: Пастернак. И кругами потом колбасу нарезал на помятом газетном листе, пропустив, как за шторами дрогнул вокзал, побежали огни в темноте. И изнанка Москвы в бледном свете дурном то мелькала, то тихо плыла - между ночью и вечером, явью и сном, как изнанка Уфы иль Орла. Околдованный ритмом железных дорог, переброшенный в детство свое, я смотрел, как в чаю умирал сахарок, как попутчики стелят белье. А когда я лежал и лениво следил, как пейзаж то нырял, то взлетал, белый-белый огонь мне лицо осветил, встречный свистнул и загрохотал. Мертвых фабрик скелеты, село за селом, пруд, блеснувший как будто свинцом, напрягая глаза, я ловил за стеклом, вместе с собственным бледным лицом. А потом все исчезло, и только экран осциллографа тускло горел, а на нем кто-то дальний огнями играл и украдкой в глаза мне смотрел.
Так лежал я без сна то ли час, то ли ночь, а потом то ли спал, то ли нет, от заката экспресс увозил меня прочь, прямиком на грядущий рассвет. Обессиленный долгой неясной борьбой, прикрывал я ладонью глаза, и тогда сквозь стрекочущий свет голубой ярко-синяя шла полоса. Неподвижно я мчался в слепящих лучах, духота набухала в виске, просыпался я сызнова и изучал перфорацию на потолке.
А внизу наш попутчик тихонько скулил, и болталась его голова. Он вчера с грустной гордостью нам говорил, что почти уже выбил средства, а потом машинально жевал колбасу на неблизком обратном пути, чтоб в родимое СМУ, то ли главк, то ли СУ в срок доставить вот это почти. Удивительной командировки финал я сейчас наблюдал с высоты, и в чертах его с легким смятеньем узнал своего предприятья черты. Дело в том, что я все это знал наперед, до акцентов и до запятых: как коллега, ворча, объектив наведет - вековечить красу нищеты, как запнется асфальт и начнутся грунты, как пельмени в райпо завезут, а потом, к сентябрю, пожелтеют листы, а потом их снега занесут. А потом ноздреватым, гнилым, голубым станет снег, узловатой водой, влажным воздухом, ветром апрельским больным, растворенной в эфире бедой. И мне деньги платили за то, что сюжет находил я у всех на виду, а в орнаменте самых банальных примет различал и мечту и беду. Но мне вовсе не надо за тысячи лье в наутилусе этом трястись, наблюдать с верхней полки в казенном белье сквозь окошко вселенскую слизь, потому что - опять и опять повторю - эту бедность, и прелесть, и грусть, как листы к сентябрю, как метель к ноябрю, знаю я наперед, наизусть.
Там трамваи, как в детстве, как едешь с отцом, треугольный пакет молока, в небесах - облака с человечьим лицом, с человечьим лицом облака. Опрокинутым лесом древесных корней щеголяет обрыв над рекой - назови это родиной, только не смей легкий прах потревожить ногой. И какую пластинку над ним ни крути, как ни морщись, покуда ты жив, никогда, никогда не припомнишь мотив, никогда не припомнишь мотив.
Так я думал впотьмах, а коллега мой спал - не сипел, не свистел, не храпел, а вчера-то гордился, губу поджимал, говорил - предпочел бы расстрел. И я свесился, в морду ему заглянул - он лежал, просветленный во сне, словно он понял всё, всех простил и заснул. Вид его не понравился мне. Я спустился - коллега лежал не дышал. Я на полку напротив присел, и попутчик, свернувшись, во сне заворчал, а потом захрапел, засвистел... Я сидел и глядел, и усталость - не страх! - разворачивалась в глубине, и иконопись в вечно брюзжащих чертах прояснялась вдвойне и втройне. И не мог никому я хоть чем-то помочь, сообщить, умолчать, обмануть, и не я - машинист гнал экспресс через ночь, но и он бы не смог повернуть.
Аппарат зачехленный висел на крючке, три стакана тряслись на столе, мертвый свет голубой стрекотал в потолке, отражаясь, как нужно, в стекле. Растворялась час от часу тьма за окном, проявлялись глухие края, и бесцельно сквозь них мы летели втроем: тот живой, этот мертвый и я. За окном проступал серый призрачный ад, монотонный, как топот колес, и березы с осинами мчались назад, как макеты осин и берез. Ярко-розовой долькой у края земли был холодный ландшафт озарен, и дорога вилась в светло-серой пыли, а над ней - стая черных ворон.
А потом все расплылось, и слиплись глаза, и возникла, иссиня-черна, в белых искорках звездных - небес полоса между крышей и краем окна. Я тряхнул головой, чтоб вернуть воронье и встречающий утро экспресс, но реальным осталось мерцанье ее на поверхности век и небес.
Я проспал, опоздал, но не все ли равно? - только пусть он останется жив, пусть он ест колбасу или смотрит в окно, мягкой замшею трет объектив, едет дальше один, проклиная меня, обсуждает с соседом средства, только пусть он дотянет до места и дня, только... кругом пошла голова.
Я ведь помню: попутчик, печален и горд, утверждал, что согнул их в дугу, я могу ведь по клеточке вспомнить кроссворд... нет, наверно, почти что могу. А потом... может, так и выходят они из-под опытных рук мастеров: на обратном пути через ночи и дни из глухих параллельных миров...
Cын угрюмо берет за аккордом аккорд. Мелят время стенные часы. Мастер смотрит в пространство - и видит кроссворд сквозь стакан и ломоть колбасы. Снова почерк чужой по слогам разбирать, придавая значенья словам (ироничная дочь ироничную мать приглашает к раскрытым дверям). А назавтра редактор наденет очки, все проверит по несколько раз, усмехнется и скажет: "Ну вы и ловки! Как же это выходит у вас?" Ну а мастер упрется глазами в паркет и редактору, словно врагу, на дежурный вопрос вновь ответит: "Секрет - а точнее сказать не могу".
|
|