На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
22 декабря 2024 г.

Умному человеку нет смысла слушать все подряд, он и так догадается

(Пьер Бомарше)

Анонсы

10.09.2015

Шорт-лист недели 17–24.07.2015: Пьян был не очень, и очень продрог

Стихотворение показалось надуманным весьма...

                              Крыша мира

                              СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 17–24.07.2015:
 
                              1. Finka. Падший
                              (Номинатор: MitinVladimir)
                              (3: Rosa, mysha, MashaNe)
 
                              Ветер пятнадцатого числа
                              Был нестерпимо резок.
                              Храма старого колокола
                              Молчали голосом фресок.
 
                              Хлеб у ворот собирая на жизнь,
                              Маячили серые стайки,
                              Вытянув руку шлагбаумом лжи
                              Стояли рядком попрошайки.
 
                              Пьян был не очень,
                              И очень продрог,
                              В наколке,
                              что сделали панки,
                              Сидел
                              с пластмассовой банкой у ног
                              В китайских лохмотьях —
                              ангел.
 
MitinVladimir: Тема заезженная донельзя, но почему же она не приедается?
(чешет: во-первых, потому что не может ответить на этот вопрос, а во-вторых — пройдет ли это за обоснование?)
 
natasha: «Колокола молчали голосом фресок» — по-моему, пережато (ну, это дело вкуса и образного восприятия). Однако, далее:
— Что за серые стайки? В каком смысле «маячили» (многозначное слово, в контексте не ясно)? По-видимому, стайки эти были не из тех попрошаек, о которых далее сказано «стояли рядком», а какие-то другие, ибо, по-моему, стайки не могут стоять рядком...
— Почему «лжи»? То есть, утверждается, что все нищие у храмов — жулики. Спорно.
— Все маячили или стояли, а сидел только один? Странно.
— Запятая после «продрог» не спасает, все равно воспринимается (ритм так велит) как «продрог в наколке, что сделали панки».
— Панки же неожиданно воспринимаются лишь как делатели наколок.
— И, наконец, главное. Зачем там сидел падший ангел? «Падший ангел» имеет однозначный смысл. Чем же это он там, на самом деле, занимался? Загадка.
— Кроме того, сюжетная аллюзия со знаменитым Есенинским «Шел господь пытать людей в любови, выходил он нищим на кулижку...» напрашивается мгновенно. Но к чему она тут по смыслу, каким боком, я, может быть, просто не понимаю.
 
Короче, стихотворение показалось надуманным весьма.
 
MitinVladimir: Воистину резонер — такое дышло, куда повернет туда и вышло.
 
Иногда я, читая Наташу, ловлю себя на мысли — ничего себе, как глубоко и умно человек понимает и чуйствует, а иногда... ну совсем наоборот. Наташ, без обид.
 
Кстати...
— Стайки еще как могут стоять рядком. Посмотрите на любое армейское (как пример) построение. О, там исчо какие стайки, и исчо каким рядком.
— Ложь и жульничество не синонимы.
— Почему не может сидеть один, если остальные вокруг стоят? Может, он у них пахан.
— Надуманное стихотворение? Серьезно? Вообще в реале таких людей не бывает? Повезло же тем (резонеру в их числе), кому не довелось за всю свою жизнь ни разу с ними пересечься, ага.
 
natasha: Володь, какие обиды, это нормально же — что-то чувствовать, что-то нет. Разве с вами это не так? Если в вас душевно резонирует Финкино стихотворение — это же прекрасно, я верю, хотя, конечно, хотелось бы услышать не просто как бы возражения мне, а ваше понимание, например, главного — «падшего ангела».
 
MitinVladimir: (смотрит на Финку, затем переводит взгляд в зеркало) Ангелов с победой!
 
Finka: Спасибо, пью ящик «Финляндии» за поэзию и за всех ее любящих.
 
 
                              Печать 
 
                              ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 17–24.07.2015:
 
                              2. Romann. Если очень хочется звезду
                              (Номинатор: white-snow)
                              (2: white-snow, SamarkandA)
 
natasha: Ограничусь коротенькой обороткой, во-первых, для разнообразия, во-вторых, из-за того, что...
 
Если очень хочется звезду,
займись каким-нибудь добрым делом,
потому что, когда однажды,
увлеченный и вдохновенный,
ты позабудешь о своем желании,
звезда сама, вдруг, слетит к тебе на ладонь —
прелестная, как Дюймовочка —
и скажет:
Hi!
Потому что звезды любят являться
только таким — неожиданным кандибобером.
Вот...
А ты опомнишься, обрадуешься и ответишь:
Hi!
 
                              3. mysha. Смоквы вызрели
                              (Номинатор: natasha)
                              (2: tamika25, Helmi)
 
natasha:
 
          Пахнет небо возбужденьем соленым,
          катит вату солнце строго над нами.
          Мы чуть-чуть напоминаем влюбленных,
          заплутавших в трех кокосовых пальмах.
 
          Материк благих намерений канул,
          а была ли вообще Атлантида?
          И ложимся мы в алиссуме скальном,
          не стесняясь, что нас издали видно.
 
          Возомним себя Адамом и Евой,
          смоквы вызрели, достаточно съесть их...
          И не важно, кто подумает первым,
          что пора бы нам завязывать с этим.
 
Позвольте напомнить. Для наглядности. Из Бытия:
 
16. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
17. а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
 
4. И сказал змей жене: нет, не умрете,
5. но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
7. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги.
 
20. И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.
21. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
22. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
23. И выслал его Господь Бог из сада Едемского.
 
Глубоко копает наша Мыша. Как же я люблю ее стихи — такие, как этот. Спокойный, ироничный, эмоционально уравновешенный, ага, как спящий в теле осколок. Чуть двинется и... Роза (в комменте в «листе») права... очень, очень больно.
 
На первый взгляд, это стихотворение о банальной пресыщенности друг другом (прежде, вероятно, влюбленных) мужчины и женщины. Хорошее, правдивое, реалистичное, складное. Но, если присмотреться к деталям, это буквальная (в смысле — противопоставление) «оборотка» на наш с вами любимейший, важнейший, основополагающий для нашего видения мира и себя в этом мире сюжет. Смотрите:
«и взяла плодов его» — «смоквы вызрели»
«И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» — «НЕ СТЕСНЯЯСЬ, что нас издали видно»
«и взяла (ОНА) плодов его и ела; и дала также мужу» — «и не важно, кто подумает первым»
«И открылись глаза у них обоих...» — «пора бы нам завязывать с этим»
 
Как же так? Что случилось? В каком таком раю — алиссуме скальном (для справки: алиссум скальный — декоративные невысокие цветущие кустики на террасах, верандах, клумбах и т. п.) — вызрели «смоквы УТРАТЫ», утраты божественных свойств, за приобщение к которым так дорого (болью, тяжким трудом, смертью) заплатили Адам и Ева и все их потомство?
 
mysha: Офонареть, какую прогрессирующую парадигму я сочинила! Спасибо, Наташа.
 
Helmi: Теряюсь в выборе между высоким, духовным и земным. Остановлюсь, пожалуй, на mysha «Смоквы вызрели». Остановилась. Постою немного и поеду. Не к морю, нет. К реке. Мыша, стих мне понравился (произнесла напоследок хе, садясь в авто). «Звезда» и «Падший» очень понравились тоже.
 
                              4. natasha. Доля шутки
                              (Номинатор: MitinVladimir)
                              (2: Skorodinski, Baas)
 
SamarkandA: Наташа, там в номинациях еще интересная Доля шутки была. Типа жду разбора полето с замиранием.
 
natasha: «В каждой шутке есть доля шутки» Да, в этом стихе есть даже несколько шуток (игра словами), однако, лишь нулевая доля шутки в стихе. К сожалению. Чем старше становишься (набираешься, так сказать, опыта), тем чаще случается так: ты понимаешь, что бессилен предотвратить надвигающуюся непоправимую беду, которую отчетливо видишь, но живешь и ведешь себя (работаешь, сидишь на даче, солишь-маринуешь, болтаешь и даже шутишь, и т. п.), будто ничего особенного не происходит, тогда как предчувствие беды растет, оформляется в уверенность и в отчаяние. Но, повторюсь, ты бессилен. Беда случается, и, хотя, ты формально, да наверное и по сути, ни в чем не виноват, но чувство вины почему-то не оставляет тебя всю оставшуюся жизнь.
 
Стих написан с натуры по памяти, ничего не выдумано нарочно, в форме воспоминания мною моего друга (портрет штрихами) и легкого, шутливого (как обычно) разговора с ним, и невысказанных при этом моих мыслей.
 
Rosa: Наташа, я с тобой готова строить коммунизм.
 
natasha: Роз, я в коммунизм не верю, но с тобой — готова на всё.
 
Skorodinski: Доля моя, доля...
 
                              5. Ed. Улица Волкова
                              (Номинатор: Katrin)
                              (1: Katrin)
 
natasha: Стихотворение, посвященное старой улице Казани. Никогда не была там, но, читая стихи Эда, посвященные теме родной для него Казани (это стихотворение тоже), постепенно полюбила этот город, как будто приобщилась к какой-то его особости, отражающейся в особости стихов автора. Серьезные, задушевные, своеобразные (узнаваемые) и, при этом, детально подробные в любовании пейзажами, в упоминаниях топонимики, в обращении к историческим и культурным событиям прошлого и настоящего. Такова, верно, и сама Казань. Кажется, автор и город сливаются в одно целое, взаимно питают друг друга.
 
                              6. LunnayaZhelch. И ребенок поднимет руку
                              (Номинатор: natasha)
                              (1: natasha)
 
natasha: Не понимаю, почему ЭТО проскочило без высоких оценок. Уверена, что случайно.
 
Триптих.
Первое стихотворение: складно, осмысленно, традиционный «окопный» сюжет выполнен блистательно технически, очень сильно по воздействию, благодаря, может быть, подробному, внимательному (половина стиха) развитию темы «до войны»: от общей благодати «летом — зелень, зимой — снега» до пронзительного «...и ребенок поднимет руку, и ответит — и хорошо». Но уже промелькнуло в начале стиха БЕЗУМИЕ: «ворона без головы ждет своих птенчиков и зовет их орлы». Сознание уже начинает иррационально воспринимать реальность, ибо происходящее в реальности уже перешло некую грань... Это — ВОЙНА — СЕГОДНЯ.
А в это время во втором стихотворении — ЧУМА. Что это? Может быть, отсылка к пушкинскому «Пиру во время чумы», в котором «Есть упоение в бою...» и «Все, все, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья, бессмертья, может быть, залог! И счастлив тот, кто средь волненья их обретать и ведать мог...»? Тогда каким же романтическим детским садом СЕГОДНЯ звучат они, эти строчки «нашего всего». Какие, на хрен, «неизъяснимы наслажденья» (смотри и первое стихотворение тоже).
Третье стихотворение. Я не знаю, отсылка ли это к Серебряному веку (для меня — да), к Хлебникову, Введенскому, Хармсу или к современным поэтам, подхватившим традицию обэриутов, но, может быть, это надвигается злой (или добрый?) Могатырь — полное БЕЗУМИЕ (или «просто» АБСУРД?).
 
По-моему, триптих богат и гармоничен, и трогает душу. Я всегда подозревала, что Саша Фральцов стоит одной ногой на некой более высокой ступеньке. Сейчас в моем воображении: он поставил на эту ступеньку и вторую ногу.
 
                              7. SamarkandA. Перья
                              (Номинатор: MitinVladimir)
                              (1: MitinVladimir)
 
MitinVladimir: Я вот что подумал... Ежели через пять дней после публикации и первого прочтения стиша, он (стих) таки не забывается и нет-нет, да и возвращаешься к нему, перечитываешь его, то, кажется мне, он должен быть, как минимум, номинирован. А там уж как карты лягут...
 
natasha: Володь, перечитала «Перья», потом еще раз, потом еще. Не понимаю ничего. Давайте, может, вы сами, ладно, все-таки вас зацепило крепко (это хорошо), и три номинации от вас нынче (тож хорошо).
 
MitinVladimir: Зачем? У меня нет желания никого ни в чем убеждать. Да и не то чтобы зацепило, Наташ, но показалось как раз таки не надуманным. Тут мы можем с вами расходиться во мнениях, оба имеем право.
 
Просто, положа руку на одно место, у меня складывается впечатление, что из номинированных хороши только те стихи, которые вы номинировали лично сами, а все остальные либо надуманные, либо сырые, либо еще какие. Да, так и должен рассуждать номинатор, все верно, это нормально. Номинатор, но не резонер. Имхо.
 
Кстати, резонер может не рецензировать номинированные произведения по своему усмотрению и без объяснения причин. Я же какое-никакое обоснование сделал, этого достаточно. У меня целью номинирования всегда является желание максимального прочтения номинированных текстов досточтимой публикой, и фсё.
 
natasha: Володь, немедленно переместите руку на другое место, ибо что-то вы не то написали: я же не могу убедить сама себя, что стих мне нравится уже только потому, что я резонер (такова логика вашего упрека).
 
MitinVladimir: Это да. Согласен (перемещает руку чуть выше) Все верно, просто я подумал — ну как она может так понимать такие простые весчи, ну совершенно шиворот-навыворот, нежели я?.. А на самом-то деле может, почему нет?
Фсё-фсё, ретируюсь. Считайте, что я оказался не в том месте и не в то время.
 
natasha: Да, еще, Володь и все, давайте договоримся. Критик и резонер не синонимы. Критик — понятие относительное, резонер — абсолютное. Например, для меня (относительно меня) Ходасевич — критик (я готова прислушаться, даже когда он говорит, что Цветаева на 80 процентов — графоман), но для кого-то другого (относительно этого кого-то другого) Ходасевич никакой не критик после такого его заявления. Я не критик ни для кого, а резонер, и только.
 
 
                              Встреча с прекрасным 
 
                              ОСТАЛОСЬ В ИСТОРИИ:
 
                              8. kim-ono. Встреча с прекрасным
                              (Номинатор: Samarkanda)
 
natasha: Без комментариев, потому что полное личностное непонимание между автором и мной. Самарканду, однако, поддерживаю, в смысле, правильно, что номинировала, ибо теплится-таки в этом enfant terrible «искорка божия».
 
 
                              СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ: 17–24.07.2015:
 
                              Номинировано: 8
                              Прошло в Шорт-лист: 7
                              Шорт-мэн: Finka
                              Чудо-лоцман: MitinVladimir
                              Голосивших: 12
                              Воздержантов: 2 (Romann, pesnya)
                              Чадский-Буквоед: natasha
 
 
                              ВПЕЧАТЛИЛО:
 
Никогда и ничего ни у кого не просите — сами фсё предложат, и сами фсё дадут. Работает-таки мудрость-то! (MitinVladimir)
 
И тут бюрократия! Спасиб, проникаюсь (SamarkandA)
 
Теплится-таки в этом enfant terrible «искорка божия» (natasha)
 
При легком сезонном обострении, номинация не принимается не из-за принципиальности, а ибо (Rosa)
 
Типа жду разбора полето с замиранием (SamarkandA)
 
Я с тобой готова строить коммунизм (Rosa)
 
Там уж как карты лягут (MitinVladimir)
 
Немедленно переместите руку на другое место, ибо что-то вы не то написали (natasha)
 
Примите, пожалуйста, номинацию. Не знаю, для какой недели, я путаюсь (white-snow)
 
Шо-то я, наверное... поддержу дядю Ро, в смысле, воздержус (pesnya)
 
Офонареть, какую прогрессирующую парадигму я сочинила! (mysha)
 
Спокойный, ироничный, эмоционально уравновешенный, ага, как спящий в теле осколок (natasha)
 
Теряюсь в выборе между высоким, духовным и земным (Helmi)
 
Зачем там сидел падший ангел?.. Чем же это он там, на самом деле, занимался? (natasha)
 
Спасибо, пью ящик «Финляндии» за поэзию и за всех ее любящих (Finka)

Автор: Владимир МИТИН («Решетория»)


← ПредыдущаяСледующая →

13.09.2015
Шорт-лист недели 24–31.07.2015: Что надо тебе, лунный садовник, рыбарь тишины?

09.09.2015
Шорт-лист недели 10–17.07.2015: А мое молчание немощно

Читайте в этом же разделе:
09.09.2015 Шорт-лист недели 10–17.07.2015: А мое молчание немощно
08.09.2015 Шорт-лист полумесяца 26.06–10.07.2015: А мой сосед — ночной скрипач
07.09.2015 Шорт-лист полумесяца 12–26.06.2015: То ли жизнь вообще то ли только моя мелка
06.09.2015 Шорт-лист полумесяца 29.05–12.06.2015: Ты же мудрый — пойми и прости
17.08.2015 Ах, этот светлый бред весеннего разлива! Шорт-лист Весны 2015

К списку


Комментарии

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон