На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
19 ноября 2024 г.

Кто может править женщиной, может править государством

(Оноре де Бальзак)

Анонсы

02.07.2015

Шорт-лист полумесяца 15–29.05.2015: Когда добро бессильно — это зло

Послевкусие от работы приятное, светлое. Несмотря на умирающую звезду...

                              До звезды

                              СТИХОТВОРЕНИЕ ПОЛУМЕСЯЦА 15–29.05.2015:
 
                              1. in-vitro. Идти до умирающей звезды
                              (Номинатор: Rosa)
                              (2: Rosa, natasha)
                              (3: MashaNe, Volcha, MitinVladimir)
 
                              море спокойное
                              имени твоему
 
                              при всем непонимании тебя,
                              я наизусть заучиваю легкость
                              движения ветвей при непогоде.
                              свободен взгляд по ветру.
                              мимолетен
                              мой век поэта, выразивший Логос
                              в пространстве тополином бытия.
 
                              бесчинство чувств скрывается в тени
                              листвы, и с удивлением приходит
                              познание простых и главных истин:
                              здесь дерево размашистою кистью
                              на полотне сереющем выводит
                              слова о том, что дни разветвлены,
 
                              что в каждом есть цветение и плод,
                              амбиции стремящиеся к солнцу
                              и гниль, с которой борешься, а так же
                              начало, окончание. чем дальше
                              тем тяжелее быть первопроходцем
                              когда добро бессильно — это зло
 
                              я говорю спасибо, может ты
                              дыханием показываешь сверху
                              где мне разлечься парусником, чтобы
                              исследовать затерянные тропы
                              поэзии
                              недаром человеку
                              идти до умирающей звезды
 
CicadasCatcher: Есть над чем поразмышлять и есть о чем подискутировать. Благо тема пути к богу (простите меня, грешного, за маленькую букву) бездонная. Но вот вычурно высокий поэтический стиль, выбранный автором, показался мне неудачным. Он, конечно, интересен, нетривиален, да. Но он неестественен. С одной стороны, автор пишет «с удивлением приходит познание простых и главных истин», но с другой, этой простоты в стихотворении по сути нет. Сквозь излишне накрученные обороты приходится буквально продираться, а затем возвращаться в попытках вникнуть в смысл. Авторские препинаки, скорее, усложняют текст, тогда как они должны делать его проще. Может, было бы лучше совсем отказаться от них. Некоторые фразы (особо с перескоками на новую мысль) оставляют в недоумении, например, «чем дальше, тем тяжелее быть первопроходцем, когда добро бессильно — это зло», «откуда дует сверху», «мой век поэта, выразивший Логос» — кто кого выразил, простите? Посыл, в принципе, понятен, но его словесное выражение подкачало.
 
Но «свободен взгляд по ветру», «где мне разлечься парусником, чтобы / исследовать затерянные тропы» — весьма интересные находки.
 
И еще. В слове «тянущиеся» ударение на «я», но по ритму стиха оно падает на «у»; «не даром» в данном контексте должно быть написано слитно в смысле «неслучайно», а не в смысле «не бесплатно».
 
Вместе с тем послевкусие от работы приятное, светлое. Несмотря на умирающую звезду.
 
in-vitro: Спасибо, подправлю.
 
 
                              Коровы 
 
                              ФИНАЛИСТЫ ПОЛУМЕСЯЦА 15–29.05.2015:
 
                              2. ArinaPP. Коровы
                              (Номинатор: Finka)
                              (2: Finka, Skorodinski)
                              (1: SukinKot)
 
CicadasCatcher:
 
          Потянулись коровы в деревню,
          как усталые тетки с работы,
          молоко брызжет каплями в землю,
          открывают хозяйки ворота.
 
          Милки, Зорьки, Нежданы и Чайки,
          струи белые звоном в подойник,
          а на отдых — в сибирскую стайку,
          в их привычный коровий отстойник.
 
          ***
          Облачками седыми ночь мылится,
          а луна в пятнах вся, как засалена,
          выйдешь в сенки — вздыхает кормилица,
          ждет похода на пастбища дальние.
 
Легкая деревенская зарисовка, без претензий на изысканность и новизну оборотов, чем, собственно, и подкупает. Знакомая любому сельскому жителю картина возвращения стада домашних буренок — хорошая тема для ностальгии, а стих — некий волшебный щелбан, возвращающий к утраченному. А дальше для каждого читателя что-то свое, родное, невыдуманное.
 
В качестве ложки дегтя — не слишком удачная рифма «деревню / землю» и незаконченность текста.
 
                              3. setimshin. Хара-Лахт
                              (Номинатор: tamika25)
                              (2: tamika25, Baas)
 
CicadasCatcher:
 
          Вдруг на экране — и выдох с губ:
          «Ах!» — до тоски знакомы
          В телесюжете: матросский клуб,
          Стенка и волноломы.
          Весь к телевизору, рябь в глазах,
          Кровь всколыхнулась в венах:
          Сосны Эстонии, Хара-Лахт,
          Дивизион военный,
          Бывший военный... Теперь на нем
          (Облюбовали ж место!)
          Вольно рыбачат погожим днем
          Два долговязых эста.
 
          Пьет операторский объектив
          Мощным стеклянным оком
          Синь акватории... Шлет залив
          Мне из страны далекой
          Фоновым гулом живой привет
          Ветра по микрофону...
          И проступают из глуби лет
          Кранцы, концы, понтоны...
 
          Как же пронзительно там кричат
          Чайки над бухтой нашей!
          И поднимают завесой чад
          Двигатели «эРКашек».
          И разливающийся восход
          Финский — не ал, а кремов...
 
          Там погружается в сумрак вод
          Юность моя с «ВМа»!
          Там двадцать первый отмечен март,
          И светлокрылы ночи!
          Там «дээмбовской» «Славянки» марш
          Всех рок-н-роллов громче!..
 
          ...Катятся волны на объектив,
          Память мне омывая.
          Тот незабвенный в судьбе залив
          Нынче — страна чужая...
          Светел по-прежнему небосклон,
          Смотрят на море сосны.
          Лишь водолазный наш полигон,
          Будто бы ржавый остов
          Срок отслужившего корабля...
          И по привычке чайки
          Белят помётом и серебрят
          Брошенные причалы,
          Да перемешивает прибой
          С брызгами песнь норд-веста...
 
          Но, не поймут, чтО сейчас со мной
          Два заэкранных эста!
 
          И затмевает мои глаза,
          Словно опять под воду
          Я погружаюсь — тому назад
          Тридцать четыре года...
 
Прочитал, закрыл глаза и что я вижу? Эстонское побережье, сосны, портовые сооружения, корабли? Нет, не угадали. Я вижу сцену на какой-нибудь «Песне-85», на которой усатые дядьки в камуфляже с самыми что ни на есть серьезными лицами (и это не артистическая игра, они и вправду серьезней некуда, ибо свято верят в то, что делают) чешут гитары и поют про любовь к далекой родине при исполнении интернационального долга. Вот хоть убейте меня! Военно-инструментальный ансамбль — ВИА!
 
Но я не скажу, что это плохо. Или хорошо. Это такой же жанр, как, скажем, шансон или эрэнби. И его сторонников довольно много, чтобы с ними не считаться. А значит, автор найдет своего читателя, чему немало способствуют ностальгические нотки. Да он уже и нашел. Поэтому послевкусие довольно приятное.
 
Но все же лучше не перечитывать. Сейчас объясню почему.
 
Некоторые обороты при вдумчивом прочтении вызвали у меня сначала легкую улыбку, а затем едва сдерживаемый ржач. Простите. Если бы ребяты из ВИА увидели меня, они бы мне точно что-нибудь отбили.
 
«Пьет операторский объектив / Мощным стеклянным оком / Синь акватории...»
Вообще, то, что операторский объектив пьет — это очень даже интересно, но то, что он пьет именно оком, несколько смущает. Если и начинать метафорить, то главное не переборщить.
 
«И по привычке чайки / Белят помётом…»
Вы всерьез думаете, что они это по привычке? И. П. Павлов и Джонатан Ливингстон вопросительно смотрят на вас. Это как курильщик не может сдержать себя от того, чтобы засунуть в рот курительную палочку, чайка, пролетая над причалом, не может не расслабить сфинктер. Она бы и рада так не делать, но, блин, привычка хуже неволи. Бедная, бедная чайка!
 
И еще немного.
 
«Кровь всколыхнулась в венах» — я не сомневаюсь, что ребята из ВИА это споют, они и не через такое проходили, наверное, но попробуйте произнести это вслух.
«Как же пронзительно там кричат / Чайки над бухтой нашей!» — «там» явно лишнее, ведь следом автор сразу же проговаривается, что это за «там».
«И затмевает мои глаза» — не кажется ли, что не хватает подлежащего? Не всегда сказуемые, к сожалению, могут быть самостоятельными. Затмевать глаза может только что-то — слезы, чувства, выпивка, крепкий удар.
 
tamika25: Я немножко насчет стихотворения «Хара-Лахт».
 
Лично у меня не возникло ни одной ассоциации с ВИА. А вот со своими недавними переживаниями — да. Недавно ходила я на завод, в прошлом огромнейший в Киеве завод «Арсенал», на котором проработала после института в свои лучшие молодые годы. Насколько я знаю, завод в течение 90-х и двухтысячных разваливался и сокращался, продавая производственные площади различным предпринимателям и государственным учреждениям. От былого предприятия практически ничего не осталось. На проходной работают всего две пропускные кабины из восьми. В бюро пропусков — тишина, какой раньше не бывало. Людей не видно. Все по своим кабинетам-коморкам. Возникало ощущение большой духовной потери. К горлу подступил комок. Я быстро решила свои вопросы и ушла с чувством горечи...
 
Стих Сергея оказался очень созвучным моим чувствам и переживаниям. И, хоть там и есть какие-то недоработки, главную мысль он сумел передать: невозвратность нашей молодости, а главное, той эпохи, в которой мы были счастливы и где у нас было будущее. И еще меня пронзила такая мысль: если бы завод «Арсенал», или тот военный дивизион, о котором писал Сергей, и сейчас выполняли свои функции, с годами развивались бы, то уверена, не было бы такой горечи утраты, какая есть сегодня. Вот как-то так. И никаких ВИА.
 
                              4. MarkizaKarabasa. И кто-то выдохнул
                              (Номинатор: Kinokefal)
                              (1: SukinKot)
 
CicadasCatcher:
 
          …и кто-то выдохнул: «Весна!»
          А ей того и надо было,
          чтоб кинуть в землю известняк
          и разложить в рядах опилок,
          под насекомый гул молитв
          нырнуть в колхозное Сорренто
          и жар полудня отпоить
          духмяным варевом сирени.
          Чтоб стало ясно и моржу,
          как безнадежно бычье сердце,
          где огородную межу
          пересекает кот соседский.
          Чтоб солнце — желтый исполин —
          светило чисто и надменно,
          чтоб дождь смородину полил
          и начинил кровавой медью.
          Чтоб в тьму и в свет
          все быть и быть,
          над луком и редиской стоя,
          и, словно родину, любить
          окрошки таинство святое.
 
Начну с конца. Послевкусие хорошее — душистое, теплое, расслабляющее, как после хорошего обеда в жаркий день. Можно закрывать глаза и засыпать прямо тут, на травке. Цветной сон обеспечен. Это, безусловно, большой плюс и основная ценность стихотворения. И этого зачастую более чем достаточно. Ведь предназначение литературы в целом и поэзии в частности (на мой взгляд, конечно, я не претендую на истину) — пробуждение эмоций у читателя. И с этой целью автор справился.
 
Но довольствоваться одним послевкусием для резонера — моветон. А потому несколько замечаний. Непонятно откуда вынырнул морж. Он кажется совсем не к месту в теплой пасторальной картинке. Он, пожалуй, к рифме. Да и последующая фраза «как безнадежно бычье сердце, где огородную межу пересекает кот соседский» заставляет не на шутку напрячь мозги. Если бычье сердце — болезнь, то непонятно к чему тут миграция кота. Но может, бычье сердце — это помидор, чье предназначение быть пищей человеков. Тогда понятно, почему оно безнадежно. Но кот опять боком. А может, он (помидор) обречен пострадать в неравной схватке с соседским котом. Но может статься это и не кот вовсе, а переодетый шпиён-диверсант, засланный подлым соседом, иначе с чего бы ему пересекать межу (читай, границу). Словом, без чудесного перевоплощения в моржа тут, видимо, не справиться. Моржикуллюс! И палочкой так, чпок!
 
«Чтоб в тьму и в свет...» Попробуйте прочитать это вслух. А ведь вся красота стихотворной формы проявляется не на бумаге и считывается не глазами. Поэзия сродни музыке. И потому любится прежде всего ушами. А тут явный затык.
 
Немного резанули слух и рифмы «Сорренто / сирени», «надменно / медью». На бумаге это не особенно заметно, но вот на слух...
 
natasha: Рецки Димины очень понравились. Выловил четырех жирных цикад (или не совсем цикад?).
 
CicadasCatcher: Победителя с победой! Наташа, спасибо!
 
                              Пастораль
                              
 
 
                              СТАТИСТИКА ПОЛУМЕСЯЦА: 15–29.05.2015:
 
                              Номинировано: 4
                              Прошло в Шорт-лист: 4
                              Шорт-мэн: in-vitro
                              Чудо-лоцман: Rosa
                              Голосивших: 7 (+4)
                              Воздержантов: 1 (CicadasCatcher)
                              Чадский-Буквоед: CicadasCatcher
 
 
                              ВПЕЧАТЛИЛО:
 
Лучше качественное трехнеделье, чем вымученный во имя каких-то догм полумесяц (Rosa)
 
Голосую за развитие животноводства (Finka)
 
У мине нет компьютера, а паролей я не помню (mysha)
 
Кто не идет спать, плиз, ставьте Итоги Овертайма (Rosa)
 
Вот ведь — не мог кто-нить из уже нарисованных победидь, теперь новый баннер рисовать придетца, ыыыыы (marko)
 
Стих — некий волшебный щелбан, возвращающий к утраченному (CicadasCatcher)
 
Можно закрывать глаза и засыпать прямо тут, на травке. Цветной сон обеспечен (CicadasCatcher)
 
Бедная, бедная чайка! (CicadasCatcher)

Автор: Владимир МИТИН («Решетория»)


← ПредыдущаяСледующая →

26.07.2015
Вторжение весны. Выбираем Произведение и Автора Весны – 2015

30.06.2015
Шорт-лист недели 08–15.05.2015: А воробьи уже купаются в пороках

Читайте в этом же разделе:
30.06.2015 Шорт-лист недели 08–15.05.2015: А воробьи уже купаются в пороках
30.06.2015 Шорт-лист полумесяца 24.04–08.05.2015: И нет такого слова
27.06.2015 Шорт-лист недели 17–24.04.2015: И время тянется, хоть мажь его
26.06.2015 Шорт-лист недели 10–17.04.2015: Время... в госпиталях любви лечило пленных
24.06.2015 Шорт-лист недели 03–10.04.2015: Тихо. Темно. Тревожно. Бездьявольно. И безбожно

К списку


Комментарии

02.07.2015 01:14 | tamika25

Корова - блеск! :)

02.07.2015 17:40 | marko

Наверное, у нее молоко с привкусом конопли :)

03.07.2015 09:56 | тим

Не-не, оно у неё сухое, порошкообразное. Белый такой порошочек, сразу в пакетиках - очень сытный и очень вдохновительный)

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон