Иные любят книги, но не любят авторов - и не удивительно: кто любит мед, не всегда любит пчел
(Петр Вяземский)
Анонсы
08.12.2014
Шорт-лист недели 05–12.09.2014: А у нас, mon amour, пустяк
Нежно? Да. Интеллигентно? Более чем. Умно? Безусловно. Почему же я хочу пройти мимо?..
СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 05–12.09.2014:
(Номинатор: Helmi)
(6: mysha, MitinVladimir, Helmi, SukinKot, buhta, Katrin)
У тоски по тебе по пятницам перламутровые глаза.
Солнце вдоль горизонта катится, временами сдает назад.
То ли выбросить, то ли выносить блажь увидеться не во сне.
А пока ты изящный вымысел, некто Хари*.
В небе жаворонок невидимый. В небе видится самолет.
Над грядущими атлантидами в теплом брюхе тебя несет.
У пилота глаза печальные. От вчерашнего свет в медяк.
Он признался в любви начальнику. А у нас, mon amour, пустяк.
_______________
*«Солярис», Лем
Rosa: Не знаю, что сказать. Написано безумно красиво, нежно, поэтично. Почему же меня никак не затронуло?
Нежно? Да. Интеллигентно? Более чем. Умно? Безусловно. А вот не зацепило. Да, мужчина тоскует, да, единственной и родной нет рядом... Да, он пытается свою тоску как-то успокоить, снизив градус переживания. Почему же я хочу пройти мимо?..
mysha: Не хотела голосовать. Потому что стих про зебру и верблюда мне нравится больше, чем про троллейбус, и у слипа в ленте остался никем не прочувствованный «жестокий романс»... С моей стороны было бы логично и, что главное, последовательно проголосовать умом за ПерГюнта, но что-то пошло не так, и я попала в порыв голосования сердцем. Потому что оно мне говорит, что «пустяк» — это не попытка снизить градус переживания, а на самом деле — сложнейшее балансирование без страховки, подчиненное желанию сохранить неуловимое, возвышенное... Пардон за велеречивость.
MitinVladimir: Еще темно. Здесь ужасно поздно светает. А для «жаворонка» темнота — это больно, физически, аж до рези в глазах. Сигарета. Кофе. Напротив (наверное, по волнам, но мне их не видно, хоть и слышно), весь такой в огнях, ползет невероятных размеров лайнер. Красиво. А мне все равно, мне не интересно. Я смотрю не на него, я смотрю над ним. На садящиеся самолеты (благо, их тут больше, чем падающих звезд). И мурлычу песню. Уже второй день ее напеваю. Блин, у меня, наверное, уже мелодий тридцать. Гитары-то с собой нет. И вот сдались мне эти самолеты триста лет. Я ведь никого не жду. Это все стих этот виноват. Он как будто способен выворачиваться наизнанку, смыслово. И вот я уже не улетаю, и не провожаю. Я жду...
Слишком много букаф, да? Да и рассвет таки зачинается... В общем, не хочу я и не могу пройти мимо... Голосю. CicadasCatcher. «Перламутровая тоска».
ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 05–12.09.2014:
(Номинатор: white-snow)
(4: white-snow, Rosa, Baas, Skorodinski)
Rosa: Сразу вспомнилось вот это...
Себя низвести до пылиночки в звездной туманности,
Конечно, старо, но поддельных величий умней,
и нет униженья в осознанной собственной малости —
величие жизни печально осознано в ней.
Сережка ольховая легкая, будто пуховая,
но сдунешь ее, все окажется в мире не так.
И, видимо, жизнь не такая уж вещь пустяковая,
Когда в ней ничто не похоже на просто пустяк.
Сережка ольховая выше любого пророчества.
Тот станет другим, кто тихонько ее разломил.
Пусть нам не дано изменить все немедля, как хочется,
Когда изменяемся мы, изменяется мир. (с)
Невидимый «Я» едет в автобусе вдоль или сквозь события, времена, никотин, кондукторов, Время. Меня не видно, но видится благодать. Вопрос — благодаря тому, что меня нет, благодать на виду, или все же вопреки? Благодатен ли мир, когда меня нет? Господа идеалисты объяснили когда-то — что-либо или кто-либо есть, когда я это вижу. Не увидь я это, и предмет/субъект пропадет, ибо он существует только в рамках моего восприятия.
Чудное стихотворение — эдакая хармсовщина... Есть я — нет я — троллейбусокондукторовая реальность — со мной ли, без меня ли. Троллейбус едет — он есть, потом его, наверное, не будет. Снова — со мной сиречь с моим Я, без меня, то есть сквозь меня — можно ли увидеть истину. Существует ли правда в мире, в котором нет меня?..
(Номинатор: lenasolod)
(3: lenasolod, LunnayaZhelch, Shimaim)
Rosa: Анино стихотворение я резонерить не буду. Я на эту тему говорить не могу и не хочу. Страшно. Я попросила Лену написать рецензию на стихотворение Ани, ибо я на такие стихи рецензии писать не могу. Если Лена сможет, конечно.
lenasolod: Даже не знаю... Задача сложная... Попытаюсь, но если не получится — не обессудьте.
Rosa: Конечно, Лена, тема, в моих глазах, святая. Если получится, буду вам благодарна.
lenasolod: Не знаю что сказать... Но назвался груздем...
Стихи. Однозначно. Почему? Потому. Потому что строки как скальпель вскрывают в нас все... все самое доброе, страшное, красивое, уродливое. Потому что не оставляют равнодушными никого. Есть стихи, которые близки по каким-то причинам только нам, а есть вот такие.
Вот и Роза сказала — страшно. Потому что правда, она вот такая: страшная, не выбирающая выражений, не расставляющая галочек только над хорошим, не манерная, не закованная в рамки приличий, а вот такая. Где есть Галкин, который ищет слова, находит, давится ненужным молоком, запивая его дорогим коньяком. Где есть несчастные, не желающие верить в неотвратимое... начавшие именно теперь любить жизнь и оттого верящие, что отдав последнее, сумеют расположить к себе «всемогущего» доктора, который обещал помочь чем сможет... или не обещал, но очень хотел обещать...
Доктор, доктор, миленький подскажи:
— отрастут ли волосы к сентябрю?
— неужели все, неужели так мало жить?
— сделайте, сделайте что-нибудь, говорю!
— это Вам конверт, последнее, рубль к рублю.
— от глутоксима кружится голова.
— рука немеет, что у него с рукой?
— я не грешил, доктор, я просто ее люблю.
Семь вопросов приведенных здесь... семь судеб... семь данайцев стоящих у пропасти... И когда стихи вызывают такую бурю эмоций во мне, я понимаю, что любые правила стихосложения, любая отточенная техника — ничто. Только искреннее сопереживание. Ситуация, прожитая нами (пусть вскользь), но заставившая остановиться и пропитать нас, рождая такие строки. Только это и, конечно, талант, данный от Бога, умеют рождать вот такие стихи. Стихотворение не простое... из тех, какими проникаются не с первого прочтения... Но читая, каждый раз открывают для себя новые грани. Все остальное... (если говорить о технике, стилистике в стихах) так вот... «все остальное» в таких стихах не работает, а при наличии является небольшим дополнением. Вот как–то так... Вряд ли это рецензирование в том виде, в каком должно быть... Все же дилетантка я в этой области, как ни крути.
(Номинатор: MitinVladimir)
(1: tamika25)
Rosa: В тысячномиллионный раз я убеждаюсь в пользе Шорта. Казалось бы, что значит — выбрать Знаковое недели/месяца/года/ Туманности Андромеды. Разве можно измерить человеческое чувство, рассыпанное в нескольких строках — мол, твое чувство значимее, чем чувство поэта Плюшкина. Но я хочу напомнить уважаемой общественности, что у Шорта есть и другая сторона — мы не только чувствуем и видим себя, мы еще проникаем в человеческую Вселенную по необходимости. Почему — спросите вы. А потому, что раз произведение заявлено в Шорте, то его надо, как минимум, прочитать, чтобы решить — значимо ли оно и для меня тоже. А раз я еще и резонер, то требования к качеству прочтения усиливаются априори.
Я читала это стихотворение, видимо, раз восемь. Я не поняла его абсолютно, равно как и не поняла ни восторга номинировавшего, ни аплодисментов апологетов. В конце концов, я решила, что к данному произведению меня не пристегнули, скажу — не мое, и все тут. А потом решила напоследок его перечитать, восторга не появилось, но пришло понимание. Нечто гегелевское, диалектическое — отрицание отрицания, где все и вся отказываются друг от друга — я, грибы, ракеты, тоска и вирус Эбола. Нет меня, нет любви, нет смысла, нет детства, нет близкого человека. Впереди сияет только одна Гвинея, да и та — беззубая.
Чего же легче не делать? То есть, от чего проще отказаться? От детства — невозможно (тут предполагается прибавить что-то умное про вино из одуванчиков, но не буду, и так много всего умного на квадратный сантиметр шорторианской площади), отказаться от танца — но это уже сделано Довлатовым (гениально легший на стихотворение эпиграф). Можно отказаться от дорогой и любимой женщины, но проще упасть в эпидемиологическое безумие встречи с коварной болезнью, ибо нельзя делить на ноль и нельзя отказаться от того, чего не имеешь.
Не отвязать неприкрепленной лодки,
Не услыхать в меха обутой тени,
Не превозмочь в дремучей жизни страха.
Осип Эмильевич.
Работа Пергюнта рассыпалась на понимание у Катрин, у Лары, у Володи, у Тамилы и, думаю, на понимания многих из нас. Почему? Нам не хватает своего детства, нам слишком часто приходится отказываться, слово «нет» стало для нас синонимом «жизни», или не так?
Почему в нескольких строках незнакомого нам человека мы видим отражение себя, как будто в колодце, к которому мы пришли всего лишь за водой. Всего лишь?!
MitinVladimir: Ну почему же «работа рассыпалась на понимание»? А может быть — срослась, соединилась на понимание?
И исчо... Лично для меня синонимом «жизни» является слово — «да». А иначе, какая же это жизнь?
Rosa: Каждый что-то понял и забрал себе, посему она рассыпалась. Именно, именно так. Твое подсознание, милый, выбрало это стихотворение. Оно опирается на «нет».
MitinVladimir: Роз, во-первых, я не такой уж и милый (смотрится в зеркало). А во-вторых, куда оно там у меня опирается, думаю, мне все же видней. Не нужно так категорично. А еще, в последнее время, для меня перестал иметь значение сюжет. Все уже было, и было даже то, чего еще не было, да-да. Важнее — как это сделано, или же — сгусток энергетики в чистом виде (вот ему-то прощается даже то, что подобный сгусток, возможно, уже тоже был). Это не спор, разумеется, а просто рассуждение...
Rosa: А вот тут ты ошибаешься. Подобное стихотворение не выберет человек радостный и удовлетворенный. Перечитай свои последние стихи («Служебный роман» — Я давно за вами наблюдаю). Что-то такое у тебя происходит, что привело тебя к Пергюнту.
MitinVladimir: Марин, меня ничего не приводило к ПерГЮНТу. Я читаю стихи, а не авторов.
Rosa: (и еще более категорично, чем раньше) Ишо какой милый! Милый, но нудный. Хорошо — к стихотворению Пергюнта.
Shimaim:
— Теперь ты довольна, милая?
— Да. Теперь я довольно милая. (с)
MitinVladimir: Ларо, чмоки. Ты — чудо!
ОСТАЛОСЬ В ИСТОРИИ:
(Номинатор: Rosa)
Rosa: Я номинировала эту работу, и видно, что она спорна и разночтима. Есть читатели, которые справедливо увидели в стихотворении отсылку к казачьей песне. Кто-то увидел в стихотворении покаяние. Кому-то она показалась пацифистской. А я хочу сказать, что я прочитала это стихотворение как Честное.
Не думаю, что речь идет о пацифизме, не совсем рассмотрела желание автора каяться и, конечно, как мне показалось, нет того страшного надрыва, который звучит в песне «Не для меня Дон разольется».
Это стихотворение, скорее, характер носит исповедальный. Даже «Я знаю, нет моей вины в том, что другие не пришли с войны» этого нет. А что есть? Есть четкая радость, что не я летел в этом самолете, и не я ехал в этом поезде, и уж точно не я пошел на призывной пункт. Я живу в воюющем государстве, в государстве, хоронящем восемнадцатилетних детей, и я понимаю, о чем стихотворение Слипа. Когда дети уходят на фронт, у каждой матери надежда, что пронесет. Мы надрывно и страшно оплакивали чужих детей, но... Жизнь идет, идет, идет... И я представляю счастье той женщины, что ее ребенок вернулся, при всем том, что она прорыдала месяцы над ушедшими чужими, но... Ее вернулся.
Нет человека, который не был бы счастлив, что его близкий дома, хотя... И что он тоже дома, а ведь...
Меня пронзило это стихотворение, меня, живущую в страхе теракта, войны, вылазки и бомбежки. Нам очень хочется жить — об этом, на мой взгляд, стихотворение. Сегодня нам повезло. А завтра?..
mysha: Блин, я не то хотела сказать. Покаяние — это такое большое чувство, объединяющее признание, отрицание и смятение, это не от желания или нежелания исходит, это от невозможности что-то изменить... На мой взгляд, конечно же. Ведь каждое нематериальное понятие мы расшифровываем каждый по-своему.
СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ: 05–12.09.2014:
Номинировано: 5
Прошло в Шорт-лист: 4
Шорт-мэн: CicadasCatcher
Чудо-лоцман: Helmi
Голосивших: 14
Воздержантов: 1 (CicadasCatcher)
Чадский-Буквоед: Rosa
ВПЕЧАТЛИЛО:
Воздержусь. Нонче все тексты со знаком минус в эмоциональной части, а у меня настроение не то (CicadasCatcher)
Но что-то пошло не так, и я попала в порыв голосования сердцем (mysha)
Существует ли правда в мире, в котором нет меня?.. (Rosa)
А потом решила напоследок его перечитать, восторга не появилось, но пришло понимание (Rosa)
Тут предполагается прибавить что-то умное про вино из одуванчиков, но не буду, и так много всего умного на квадратный сантиметр шорторианской площади (Rosa)
Каждое нематериальное понятие мы расшифровываем каждый по-своему (mysha)
Покаяние — это такое большое чувство, объединяющее признание, отрицание и смятение, это не от желания или нежелания исходит, это от невозможности что-то изменить... (mysha)
Автор: Владимир МИТИН («Решетория»)
Читайте в этом же разделе:
04.12.2014 Такое далекое близкое лето... Шорт-лист Лета 2014
20.11.2014 Птицам дай струны коснуться. Итоги турнира № 55
16.11.2014 Лето, ах, лето... Выбираем произведение и автора Лета 2014
04.11.2014 Шорт-лист недели 29.08–05.09.2014: Мне быть иль не быть — пятьдесят без пяти...
02.11.2014 Шорт-лист недели 22–29.08.2014: Это, малышка, чайка листает крыльями
К списку
Комментарии
|
08.12.2014 08:56 | тим Интересный лист. . . В общем черно-белом ключе, но оптимистически-искрящийся и по-настоящему живой. Вроде как «а у меня настроение не то» или «и я попала в порыв голосования сердцем». . .) |
|
|
08.12.2014 09:07 | тим И не важно, что нет кусочка — ведь «свет нельзя отнять». |
|
|
08.12.2014 09:30 | (голос за кадром) Это иллюстрацыя нематериальново понятия к предпоследнему впечатлившему. Глубокий филосовский подтекст и все такое. |
|
|
08.12.2014 09:42 | тим Вот уж действительно «расшифровываем каждый по-своему». . .) |
|
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.