Жизнь слишком скоротечна, чтобы устраиваться в ней так основательно, так всерьез
(Михаил Зощенко )
Анонсы
05.04.2014
Шорт-лист недели 06–13.12.2013: А я хочу быть с-ума-сшедшим
Душевно, просто, пронзительно...
ПРОИЗВЕДЕНИЕ НЕДЕЛИ 6.12.2013–13.12.2013:
(Номинатор: mysha)
(5: KsanaVasilenko, LunnayaZhelch, Kinokefal, natasha, mysha)
Смерть воробья
...история начинается...
Сергей Жадан
Моя личная история начинается с убийства крохотного воробья, которых в Изюме почему-то называли жидами...
Мои приятели из рогатки легко убивали птиц десятками, а я был не настолько удачливым в нашей мальчишеской охоте... Мастерил рогатки вместе со всеми, готовил дробь, но никогда не попал из рогатки ни в одну птицу, хотя метко стрелял по консервным банкам... А мне так хотелось убить воробья.
***
Но однажды, по дороге в магазин за хлебом, я увидел одинокого беззаботного серого воробья, мирно клюющего семя травы на футбольном поле среди кустов акации... И тут я понял — этой мой! Но рогатки с собой не было.
Тогда я поднял тяжелый камень, сделал несколько осторожных шагов запрограммированного на удачу охотника, и швырнул в сторону птицы. Я был, как никогда, точен и радостно ощутил удачу попадания, которая разлилась во мне теплом счастья... Но при этом я услышал, как противно чавкнуло беззаботное серое тельце и воробей, не успев распахнуть крылья, остался лежать под тяжелым булыжником...
Я торжествовал! Сердце мое трепетало радостью победителя, которому наконец-то удалось стать победителем в схватке с птицами. Оглянулся вокруг, но никто не видел моей победы!
И я шагнул вперед, чтобы увидеть свой трофей. С выползающим снизу живота страхом и волнением поднял камень, и увидел кровавое месиво в перьях.
Тошнотворный ком подкатил к горлу... Мне захотелось плакать, но я настойчиво давил в себе слезы юного убийцы... Пять минут я не знал, что мне с этим делать, куда бежать, кому рассказать о жуткой победе, и как мне стало плохо, но в эти минуты я твердо решил — БОЛЬШЕ НИКОГО НИКОГДА НЕ УБИВАТЬ!
Я закопал убитого мною воробья, и только потом отправился за хлебом, но никому и никогда не рассказывал о своем первом и единственном торжествеохотниказаптицами.
Эта случайная удача обнаружила во мне слюнтяя и слабака... Но как-то ведь я прожил довольно долгую жизнь, больше не замарав себя кровью…
Толстый
С первого класса я учился с Валей Бородай из нашего двора. Девочка она была болезненная: слабенькая и худенькая. Часто пропускала уроки, и ее мама поручила мне опекать подружку. И я опекал — по дороге в школу и домой. Как-то по пути после уроков говорили обо всех наших одноклассниках. Перед домом стали обсуждать наших «толстунов».
— У нас в классе три толстяка! — сказал я.
— Четыре! — самоуверенно поправила меня девочка.
— И кто четвертый? — немало удивился я.
— Ты! — без сомнения простодушно ответила худенькая Валя.
— Не может быть? — был поражен этому откровению девочки я, поскольку всегда считал себя большим, крупным, но не толстым. Тем более что до этого случая, никто и никогда меня в этом не попрекал.
— Конечно, ты вон какой толстый, — настаивала на своем Валя, размахивая передо мной тоненькими ручками.
Но я слушать ее дальше не стал, а побежал домой. Бросив портфель, сняв куртку и одежду, в одних трусах остановился у зеркала и принялся себя внимательно рассматривать. Ничего толстого в себе я не находил. Видел себя большим, крупным, сильным — для пущей убедительности сжимал руки, демонстрируя скромные мальчишеские бицепсы. Видел себя в отражении, ну, никак я не толстый, а все это эта завистливая мелюзга придумала.
На следующий день я уже шел в школу самостоятельно, и вернулся без Вали. В классе я держался от нее подальше. Валя почувствовала перемены в наших отношениях и тоже держалась особняком.
Через две недели мы столкнулись с Валей во дворе. Я был со старшими мальчишками, которые принялись дразнить хлипкую девочку. Я тоже поддержал их обидные слова. До этого Валя терпеливо сносила брань других мальчишек, но когда к ним присоединился ее бывший друг, то она неожиданно бросилась на меня с кулаками. И в ответ я начал ее бить.
Я бил ее со всей мальчишеской силы, вкладывая в удар всю недетскую мощь, которой уже был наделен. Валя отлетала от моих ударов, но я догонял ее и снова бил. Бил руками и ногами, под дружное одобрение соседских пацанов. И, остановился только, когда меня скрутили взрослые. Окровавленная девочка с трудом уползла в свой подъезд, где ей навстречу с криком бежала мама.
Вечером пришла к нам мать Вали. Она кричала, плакала, говорила, что Вале вызывали врача, она так пострадала.
— За что? — не понимала мама Вали, — Вы ведь так дружили!
Я молчал. Потом приступила к разбирательству моя мать. В руках у нее был тяжелый аргумент — ремень, который она пустило в дело. Она тоже спрашивала — за что, ты зверь, избил девочку? Но я упорно молчал. Я сам не понимал — за что я побил хрупкую, болезненную Валю, потому что не помнил — с чего началась моя обида не нее?
И молчал всю жизнь до этой минуты, когда вы все узнали вместе со мной подлинную правду. Потому что только сейчас, когда я стал большим и, как справедливо заметила Валя, толстым, эти два эпизода у меня связались воедино.
Детские мечты
Детей опрашивают в саду: кем хотите стать, когда вырастете? Потянулись вверх ручонки, зашумели наперегонки:
— Генералом!
— Летчиком!
— Космонавтом!
— Артисткой!
— Продавцом мороженого!
Долго не стихали голоса детских фантазий, которые вызывали улыбки умиления на лицах воспитателей... И только один мальчик тихо-тихо прошептал:
— А я хочу быть с-ума-сшедшим...
Дети рассмеялись. Взрослые многозначительно переглянулись. Разве объяснишь этим карьеристам и их пособникам, что слышал ребенок среди ночи, как мама нежно называла папу «сумасшедшим»... А мальчику уже с малых лет не хватает в жизни таких трепетных слов.
Русская сказка
Памяти моих родителей Василия и Любови посвящается
Прибежала соседка, закричала:
— Идите, смотрите — ваш отец опять летает по небу, распугивая птиц!
Мама заплакала, запричитала:
— Господи, за что нам такое наказание? Лучше бы он напился и валялся в канаве, как все люди. И зачем показывать, что у тебя есть крылья?
Соседка удивленно посмотрела на маму:
— И чего так убиваешься? Налетается мужик досыта, так хоть домой вернется чистым!
— Да когда он добровольно возвращался? — негодовала мама. — Мне же за ним и лететь! А сколько еще дел в доме!
— А можно мне? — спросил я у мамы.
— Глядите, и этот туда же, — всплеснула руками мама, доставая из темного чулана пыльные крылья.
Я узнан старым кладбищем
Я узнан старым кладбищем. Могилы отца и матери выбежали мне навстречу: Сынок, где ты так долго пропадал? Мы так соскучились без тебя! Почему не навещал нас?
А что я мог ответить папе и маме?
Они умерли так рано, и стало страшно оставаться в этом городе, где смерть задевала меня за живое. Я сбежал в другую часть света, где все цвело, благоухало и плодоносило, где мир молодел на моих глазах и никогда не напоминал о мертвых... Но вот недавно мне пришлось и там завести могилу жены, и теперь я бегу из этого края, который, как оказалось, тоже окольцован кладбищами — смерть плотно взяла меня в оборот…
— Не понимаю, почему ты убегаешь, разве ты не понял, что тебя там любят? — спросила мама.
— Знаю, мама, что любят, но не ведаю, что такое любить самому? — поделился с родителями своей печалью.
— Бедный, бедный сынок, — загрустил отец. — Как страшно за твое будущее!
Господи, папа, какое будущее? У меня уже большие внуки!
Но ничего, думал я, поспешно уходя с могил родителей. Еще много мест, где я не был на этом и особенно на том свете, где я еще сумею на людей посмотреть и себя показать жизни, которую смерть побоится задеть за живое. Чтобы люди крепче врастали в планету, их закапывают в шар земной после смерти. А они разрастаются корнями воспоминаний, чтобы верхушками деревьев щекотать пятки соединенным штатам неба.
Kinokefal: Я прозу вообще-то редко читаю и еще реже комментирую. Чукча не читатель, извините. Тем более что кое-что из мини-сборника уже публиковались автором ранее. Так что отделаюсь скупыми заметками на записках, с вашего позволения. Сборник организован из разноплановых частей: двух рассказов, сказки-фантазии и стихотворения в прозе (я бы так определил). Автор добровольно кается в грешках детства, пытается передать детское ощущение волшебства и полета, признается в любви к родителям. Но сквозь суровость, во многом напускную, мне кажется, проявляется теплая улыбка, иногда добрая, иногда печальная и понимающая. Примиряющая себя с миром. Душевно, просто, пронзительно.
ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 06–13.12.2013:
(Номинатор: NEOTMIRA)
(4: Shimaim, NEOTMIRA, Ptenchik, tamika25)
Kinokefal: Стих-картинка, стих-ощущение интересного (например, для меня) автора. Тема самая, как говорится, своевременная — рождественская. Автор делится с читателем своими ожиданиями. Ожиданием чего, угадайте с двух раз, учитывая тему? Ну, конечно, чуда. Этим ожиданием пронизан от начала и до конца весь стих, и сменяющие друг друга образы, поддержанные мотивами («слышишь», в смысле «прислушайся», «кроет», «тает», «возникает» и т. д., и т. п.) являются если не традиционными символами, то, по крайней мере, намеком, знаком на грядущее волшебство, проступающие, «крадущееся» сквозь «зыбь», «пыльцы», пороши, крылья, тающие снежинки и прочие приличествующие в этом случае туманы и неустойчивые, а потому загадочные, агрегатные состояния и таинственные тайны. Атмосфера праздника, причем детского праздника, как говорится, налицо — мандарины, ели, снежинки, конфетти, пряничный дом, снеговик, хвоя, странники, чудеса, кино и нем… и немое кино, да. И пряничный дом. Дом, правда, несколько из другого мира — другого детства. А почему нет, собственно? Быть может автору или его ЛГ-ине хорошо знакома «ихняя» традиция делать пряничные дома. Это прямые признаки-символы. Намеки: стих просто пронизан ощущениями домашности, чистоты, умиротворения. Незатейливая радость, доброта, тепло, мягкость. И образы соответствующие, прямо наводящие читателя именно на эти ощущения — мягкая «снежность», теплый вязаный свитер, «нежное небо». Если рассмотреть образный ряд как единое целое, то... ну, в общем и целом, парад-дефиле. По большей части стандартный набор хэппи крисмас, скрашенный, я бы даже сказал — «очеловеченный», намеком на особые отношения ЛГ-ини и необозначенного ЛГ-ера и, естественно, надежду на, говоря казенным языком, их развитие и упрочнение. Ну и ожидание чуда, конечно. Попытки найти свой образ, которые, безусловно, имеют место быть в стихе, в основном спорные и внутренне противоречивые: «снежностью небо» (казалось бы, настраивающие на мягкость) и, вдруг, «стало твердью небесной». Облом. Вот тебе и мягкость. Еще. Морозная зыбь светит мандариновой цедрою. Как может светить зыбь, да еще и оранжевым или желтым, бесформенной стружкой? У мну лично ничего положительного в голове не возникает. Совершенно непонятный «странник чудес». По мне, так невеликомогуче ващениразу. Пыльца с крыльев... Ну, судя по мультам, где с волшебных птиц постоянно сыплется на радость людям что-то волшебное и сверкающее, типа «блестки», то да. Но не пыльца же. Мир, понимаешь, не пестик. Еще непонятки со свитером и шерстью — толи простая шерсть, то ли простой свитер — думай, как знаешь, т-щ читатель.
Что понравилось? Четвертый катрен (условно — см. ниже). Весь, целиком и полностью, со всеми милыми чудачествами. Замечательно.
Кстати, о катренах-матренах. Я не считаю удачей, решение не разбивать стих на сами-собой напрашивающиеся строфы, а форматнуть монолитным куском. Монолит, плюс монотонно мужская рифма, плюс многосложная, местами тяжелая, а часто запутанная по смыслу строка. Все это создает впечатление не морозной яркости, чистоты и тепла, а напротив — каши. Глазу не за что зацепиться совершенно. Признаюсь, при первом прочтении я с трудом продрался через этот рождественский чудесный валежник. Только после второго-третьего прочтения, скопировав и самовольно приведя текст к ординации, открыл для себя, что, оказывается, у стихотворения есть рефрен, причем игривый такой (снежностью — с нежностью), текст четко структурирован, прощупывается определенный сюжет и драматургия. Зачем было валить все в кучу? Может, это должна быть елка такая, вокруг которой ходишь-ходишь, а с новым оборотом она все новая и новая? Может быть. Но со мною чудо извлечения из темного мешка то зайца, то ваще, можно сказать, белки случилось. Увы.
Можно и дальше разнимать и склеивать текст, идти от индукции к дедукции и обратно... но я и так чёт уже заговорился.
Итак, спасибо большое автору за подумать, повспоминать и посопереживать!
(Номинатор: Rosa)
(2: spaul72, Rosa)
Rosa: Я когда-то много писала на эротическую тему и могу всех заверить, что занятие это крайне сложное и ответственное — писать, в смысле... Очень сложно говорить о страсти не пошло, не банально, и в то же время — не впадая в умильную эвфемизацию.
Shimaim: Тоже один раз написала иратическую сцену в романе, шо писали с подружкой, учась в выпускном классе общеобразовательной школы. Подружку после прочтения висакохудожиственно выписанной сцены за гомерический хохот выгнали с урока.
Kinokefal: Стих про это. Если честно, то я не люблю разбирать стихи эротического содержания большинства сетевых авторов по ряду причин, среди которых, главной я бы назвал натянутость, искусственность, буквально пришивание суровой ниткой болезненных «пиитических» красивостей к живому, несколько неадекватно-скотскому, в этот ответственный момент, телу. Формат не тот, простите. Увы, я не женщина и не люблю «женских романов» покет-формата. Мне куда ближе «новая откровенность» в стиле Веры Павловой, а еще лучше — видеоклип со страстной музыкой и, желательно, без слов. Я отнюдь не ханжа, но завышенные (может быть) требования к эстетике произведения имею.
Если отвлечься от темы и рассмотреть стих чисто с технической стороны, то имеем следующее: сюжет и мотивы. Сюжет, понятно какой — двое на тахте в порыве страсти. Двое? «О, это было даже слишком — / второй и третий и внахлест» и «...я украла это / на перекрестке трех дорог» — что/кто есть «второй и третий»? Почему «трех дорог», не четырех или семи? Как это все понимать? В меру своей испорченности, или автор все-таки выражается крайне двусмысленно, а временами кажется, что просто бессмысленно? Ладно, спишем на свою испорченность под влиянием германо-итальянских фильмов 70-90-х с дас ист шён и вундава. Мы не об облико морале, мы о технике стиха. Мотивы, тож понятно какие — ай лайк ту двигать-двигать — то есть взлетать-улетать-обрушиваться — забываться и… что там еще принято в подобной ситуации? А! очнуться от наваждения, пробудиться в новом качестве и т. п. Тут все как положено, все на своих местах. Кстати, единственное живое, «человеческое» в стихе — «О, статуэтка на комоде, / откуда ей вдруг взяться тут?». И даже здесь экстатическое «О» смазывает все впечатление. Дама заламывает руки и ударяется в пафос, елы-палы.
Синтаксис, искусство выражевываццо и всё, всё, всё. Тут далеко не всё в порядке, не знаю переполняющие ЛГ-иню чувства или невозможность выразить невыразимое или умышленное наворачивание красивостей одну на другую тому виной, но строки читаются тяжело, местами же текст выглядит абсолютно косноязычно, например, «к сердцебиению побега / в висках свистела тишина». К чему свистела(!) тишина? К сердцебиению побега. Отлично. А что это значит? Как это будет по-русски? Дальше, естественно, причем здесь «побег»? Побег это что? Ботаника или уголовно-наказуемое деяние? Задачка. Дальше — «и бесновался спазмом нерв». И не говорите мне, что это такой троп специальный с переносом частного на общее. Здесь (и сейчас) эта гмм... фигура неизбежно вызывает улыбку, причем, в самый неподходящий момент — не комедию же снимаем. И еще: спазмы нервов, точно? Не сосудов ли? «Провал мгновений» — то есть время остановилось — ах, как это поэтично! Аж скулы сводит и хочеццо прокомментировать совершенно хулиганским образом: «Ерунда, не может быть! Промежу...» (простите, опять испорченность). Концовка напрочь смазана — «Миг страсти — необыкновенен, / всегда иной, чем был вчера». Вот оно как оказывается! Иной — это вам не другой, это заметно красивше и возвышеннее. Это ли пиитическая беспомощность и косноязычие? Финал, он же катарсис, с разрывающими душу сомнениями ЛГ-ини правильно ли она сделала и тремя дорогами вызывает умиление.
В общем, «Я женщина слабая, беззащитная... кофий сегодня утром пила безо всякого удовольствия» (это я уже о себе и о впечатлении от прочитанного). На этой печальной ноте я и закончу, пожалуй.
Afina-Pallada: Ну что еще может сделать «песьеглавец», если не облаять? Позабавило это напряжение: «Аж скулы сводит и хочеццо прокомментировать совершенно хулиганским образом... (с) — вам удалось — не стоит так уж отчаиваться. Поразительно — насколько точны бывают никнеймы* некоторых эстетов...
*Кинокефалы, киноцефалы (греч. κῠνοκέφᾰλοι), псоглавцы, песьи главы, песьеглавцы, песиголовцы — люди с собачьими, волчьими, шакальими либо гиеньими головами.
Rosa: Уважаемая Афина, резонер — лицо неприкосновенное, посему попрошу вас воздерживаться впредь от подобных высказываний.
Afina-Pallada: Хорошо, воздержусь, и к лицу не прикоснусь. А моя Личность для неприкосновенного лица — прикосновенна? Вопрос риторический...
Rosa: Резонеру должно сомневаться, негодовать, витийствовать и плеваться желчью...
Afina-Pallada: Все это ему удалось — классически, но каково это оплеванной — я даже передать вам не могу...
MitinVladimir: Други, резонер говорил о стихах. И в транслейте никнеймов, как и в характеристиках личностей авторов этих стихов, замечен не был. Не слишком ли много именных эмоций? Или это последние стихи у авторов, и на них вся надежда? Резонером быть сложно. Гораздо легче в Шорте участвовать и побеждать/не побеждать, чем в нем рецензировать. Есть желающие? Недель впереди много.
Kinokefal: Афина, я в курсе значений своего никнейма. Специально подбирал подходящий. В честь св. Христофора.
Rosa: Афина, вы номинированы, за вас голосуют, мне лично ваша работу по сердцу — уже это здорово.
Afina-Pallada: Спасибо, Роза!
Для «едко» (подходит, кстати, тоже — эстетика): скажите, может я нечаянно вас обидела? Не стесняйтесь — чисто для понимания...
Kinokefal: Отнюдь нет, сударыня. Все мною сказано относится исключительно к вашему стиху, и только.
AlexG: Я уею от «резонер лицо неприкосновенное»... Роза, вы уж определитесь, либо неприкосновенное, либо льющее воду на строго определенную мельницу. За***ли эти танцы вприсядку в строго определенном направлении.
marko: Алекс, Афина, вам бы приоритеты пересмотреть что ли — ваша стабильно болезненная реакция на непохвальную критику начинает настораживать. Может, стоит призвать решеторян оставлять в ваш адрес исключительно гимны и оды?
Afina-Pallada: Ну да, св.Христофор, — старообрядческая церковь, тот который был слишком красив и устав от женских домогательств попросил у Бога заменить ему внешность, и получил песью голову, женоненавистник... Теперь понятен ракурс вашего взгляда на дамскую эротическую паэзь... Всё — никаких претензий. Спасибо!
Afina-Pallada: Конечно, уважаемый Марко, к подобному «резонированию» мне не скоро удастся привыкнуть — неприятно быть оплеванной, знаете ли...
marko: Афина, Игорь вроде как на вашу личность в своей рецензии не переходил ни в коем разе — исключительно синтаксис с техникой. И он, кстати, один из немногих, чья критика стоит дороже тысячи восторгов из френдленты, потому что он оценивает честно, без розовых соплей. Вы же сразу принялись расшифровывать его никнейм. По-моему, это неправильно.
Afina-Pallada: «Это ли пиитическая беспомощность и косноязычие» (с) — это не ярлык Личности? Ладно — забудем, что я бесталанный версификатор, поэтическая беспомощность и ходячее косноязычие — объясните мне одно: я в ответ должна молчать?
SukinKot: Афина, если позволите, я расскажу, как и для чего появилось «резонерство». Когда на Решетории завелся Шорт, возникла проблема: с одной стороны, если все время хвалить, то будет слишком сладко, а если ругать, то слишком горько. Были конфликты, авторы обижались на критику. А другие, наоборот, возмущались, если отзывы слишком восторженные, мол «кукушка хвалит петуха». Тогда и решили ввести должность резонера, которому ругать тексты положено по должности. На резонера обижаться также нелепо, как на актера, который играет в пьесе роль желчного, язвительного человека. Представьте, что ваш любимый артист играет отрицательную роль, вы же его не разлюбите после этого. И еще, если резонер выступает в роли критика, то другие авторы могут выступать в роли адвоката. По идее, это, прежде всего, тот автор, который номинировал текст. Главное, в спорах не переходить на личности, не оскорблять никого. Молчать не надо, если есть что сказать, но можно ведь рассматривать резонерскую работу как текст, который также можно корректно раскритиковать. То, что касается Алекса, мое мнение, когда он был резонером, тогда зря на него накинулись. Тогда он выполнил работу честно. А сейчас неправ он. Для неформатного общения есть Рубилище.
Afina-Pallada: Спасибо, уважаемый СукинКот, это чрезвычайно важная для меня информация. Роль Джека-Потрошителя была сыграна настолько убедительно, в моем случае, что я поверила в «заказное потрошение», причем — с элементами крайне радикального утрирования авторской несостоятельности, и мне более ничего не оставалось, кроме как выяснять причину такого острого угла зрения и столь забубенного неприятия примененных метафор и образов. И что совершенно сбило меня с толку, так это резкое различие тональности предыдущих и последующих реплик этого актера, наглядно сказывалось долгое прежнее знакомство с их авторами. Надеюсь, подобное более не повторится, поскольку отныне все мои тексты будут иметь гриф «не для номинации». Еще раз благодарю вас, уважаемый СукинКот! С почтением ко всем — Татьяна.
Kinokefal: Ошибаетесь, Татьяна. С Мышей, Машей Не, ВВМ и Баасом я не знаком ни лично, ни виртуально. Все дело в вашем стихе и моем понимании, что есть поэзия вообще.
Afina-Pallada: Судя по вашим текстам, Игорь, ваше субъективное понимание поэзии пребывает вне поэтики вообще, уж извините мою субъективность...
Kinokefal: Да ради бога, Татьяна, думайте что хотите. Когда найдутся какие-нить аргументы и контраргументы — пишите. Человек свободен. Да, Татьяна, вынужден вас огорчить, но «самдурак» — не аргумент.
Afina-Pallada: «Вы хочите песень — их есть у меня» (с) Но я, в отличии от вас — уважаю авторский суверенитет в творчестве, и оставлю без агрессии ваши эстет-понятия, амбициозность, самоуверенность и, наконец — самоуважение.
(Номинатор: MitinVladimir)
(2: AlexG, SukinKot)
MitinVladimir: Стих — вне всяких похвал. Как музыка. Спасибо автору.
Kinokefal: Еще один стих-ощущение, стих-впечатление. ЛГ-иня ожидает своего принца — на коне ли, под алыми парусами или на звездолете — без разницы. Главное, чтобы он был. Это нормально. Однако самый главный вопрос, тревожащий читателя по прочтению произведения — ни каким образом ЛГ-иня потерянно петляет по водным лилиям аки посуху, ни зачем ЛГ-еру надо непременно «украсть» потерянное, а не просто, как в сказках — найти и присвоить, и не что такое «взаимная звезда». Главный вопрос — что же такое «заходумы», елы-палы? Автор в ответах на рецы игриво отделывается туманными намеками типа «догадайся, мол, сама». Привлекаем общедоступный справочный аппарат. Ага. Захадум (Z'Hа'Dum) — планета Теней из фантастического сериала «Вавилон-5». Знаменита планета тем, что никто не ушел оттуда таким же, каким попал туда (если не поняли, то, как говорил Гераклит, нельзя войти в одну и ту же реку дважды, или просто повзрослел). Хорошо, а кто (что) такие (такое) Тени? Ну... это что-то вроде тени общечеловеческого подсознательного (в терминологии юнгианцев) — т.е. коллективный персонализированный психоз, сопровождаемый массовыми галлюцинациями (например, алых парусов на горизонте, взаимной звезды, мест поодаль-около). В общем, Юнг унд Адлер юбер аллес. Ага, теперь-то оно, конечно, уже все понятно… Чего уж тут непонятного? Значит, порхала ЛГ-иня эдаким эльфом-стрекозой с лилии на лилию (читай «с лотоса на лотос», в смысле ом мане падме хум), бредила в свое удовольствие о разном романтическом, витала-витала над коварными планетами, да и довиталась — теперь ее надо непременно вызволять (т.е. красть) из цепких лап подсознательного, в полном соответствии с жанром. И это понятно, как же без умыкания сабинянок? Несерьезно, как-то. Правда извлекать-то придется из инфантильного «мира иного» в мир реальный (зыбко-топко-зябко-робкое место, по определению автора), но это тоже страшно интересно. Вернее, и страшно, и интересно. Да. Главное, извлечь, не вспугнув — ЛГ-ини, они вообще очень склонны к панике в напряженный момент. Вот такая киргуду бамбарбия, дорогие товарищи. Это о высоком, так сказать, то есть о сюжете, образах, мотивах, авторском замысле и умысле. Теперь о том, как это сделано, о технике. По форме этот стих я бы определил в разряд «городских страданий». Почему «городские»? Да по образному ряду, достаточно «книжному», современному. Так, а почему «страдания»? Не случайно многие рецеры отметили песенность, музыкальность стиха. Имеем: 2-3-х ударный тактовик с чередованием женских и дактилических рифм, смысловое удвоение (прямое или вариационное — «забери меня, забери меня», «не спугни меня, не спугни меня» и т. д.), внутренние рифмы («укради — награди», «зыбкое — робкое», «негасимое — взаимною»). Куда уж песенней и народнее? Прямая имитация народных тонических плачей и романтических страданий. Но и это не все. Видна кропотливая работа со звуком, опора в строках на аллитерацию или чередование близких звуков, многочисленные ассонансы и диссонансы («петляю — ни дна», «берега — забери», «тишиной — наших», «берега — бригантинами», «поодаль — около»), фоническая игра («топко зыбкое, зябко робкое» и т. д.). В общем, море разливанное, ласковое слуху, запоминающееся и приятное своим «послезвучием» (по аналогии с послевкусием). Есть мнение, что товарищ Мыша — молодец, в общем и целом. Да.
(Номинатор: MitinVladimir)
(1: MitinVladimir)
MitinVladimir: Аргументацию, увы, написать не смогу, не владею вопросом и совсем не в курсе его сути, но очень интересно мнение резонера, бо считаю его человеком не глупым (а совсем даже наоборот), и способным вникнуть в любую ситуацию, а то бишь — проникнуться.
Kinokefal: Я так понял, Володя, что интересна не столько моя оценка самого стиха Бааса, сколько проблематика и повод для его написания? То есть политическая оценка происходящего в сопредельном дружественном государстве? Или же именно стиха, как такового?
MitinVladimir: Если честно, Игорь, то больше — первое. Да, именно твое мнение. Мне оно интересно. Но я не настаиваю, так как понимаю, что вопрос щепетильный. Сам я какой-то конкретной точки зрения по нему не сложил, увы. Повторюсь, — если сочтешь нужным. Да и про стих как таковой тоже интересно.
Kinokefal: Относительно собственно стиха могу сказать только, что отчаянный филиппик в духе письма запорожцев турецкому султану с переходом на ненорматив, меня не впечатляет. Гражданская позиция — это одно, политический памфлет — другое, а трамвайная брань (хоть, понятное дело, накипело-сил-нет-никаких) — третье. В принципе, это не стих, а длинное замысловатое рифмованное ругательство. В кучу, как это обычно и бывает при ритуальном ругательстве, несется все: правда, вымысел, слухи, арийство, Жечь Посполита и Великая Германия. Характерны и приемы боевой оборонительной магии, то есть сведение сложного и неоднозначного к предельно простому («расстрелять — и никаких филозофий» (с), желание поразить род супостата до седьмого колена, путем словесных заклинаний с непременной демонизацией стороны (а значит, вывода из мира живых в мир нелюдей) и угроз совершить не репродуктивный половой акт.
LunnayaZhelch: Трамвайная брань тоже необходима, мы же не роботы.
Kinokefal: Да уж, роботы в трамваях не ездюют.
mysha: У Владимира Baas не трамвайная брань, это точно. В трамваях так не ругаются. Это вполне доходчивый гневный сарказм, написанный по всем законам злободневных политических памфлетов, что Игорь и отметил, правда, как недостаток. Но с главной своей задачей стих справляется — вызывая неоднозначную реакцию, вплоть до органического неприятия, заставляет, хочешь, не хочешь, а задуматься над собственной позицией по такому нервному вопросу.
Kinokefal: Не согласен, Мыша, политический памфлет, это что-то типа:
«Вот в воинственном азарте Воевода Пальмерстон
Поражает Русь на карте Указательным перстом»
или:
«Что возмутило вас? Волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою»
Вот это — памфлет, а это: «Позаботимся скоро о вашем анале» — не памфлет.
mysha: Игорь, по-моему терминологии ультрас все же ближе «аналы» нежели «персты».
Kinokefal: Ну, Мыша. если мы будем заимствовать терминологию «ультрас», то чем мы лучше их?
mysha: Нет, мы с вами не будем заимствовать. И Владимир не будет. Но данный текст он пишет от имени ультрас.
Baas: Прошу прощения, но тоже поспорю с Кинокефалем. Стишок можно ругать, он написан сразу набело, за пять минут, и лишь слегка подправлен после замечаний Тамилы. Но при всех недостатках текста, брани в нем нет никакой. Упоминание эрогенной зоны германского посла, возможно моветон, но, ни в коем случае, не трамвайная ругань. Такое впечатление, что текст критикует тургеневская барышня. Ну да фиг бы с ней, с руганью, ладно, пусть ругань, но говорить о том, что весь текст являет собой некое замысловатое, ритуальное, магическое ругательство может лишь человек, читавший вместо моего простенького стишка что-то свое, потаенное из подсознательного. Не, мне лестно, конечно, узнать о том, что я умею так круто, являя чудеса боевой оборонительной магии(!) ругаться, тем более, в этом случае мой простенький стишок обретает глубину аллюзии, и являет собой некое антиписьмо кураинских казаков крымскому султану.
Baas: Кстати, после недипломатичности и моветона казацкого письма, несуществующая трамвайная ругань текста, привидевшаяся критику, будь она на самом деле, была бы вполне в тему. Признаюсь, меня захватывала возможность написать нечто ругательное и в духе исторического письма, но это очень сложно для меня, и поэтому я написал то, что написал. Далее. Повторюсь, стишок простенький. Единственная тема и нерв текста — это навязываемая всей стране как украинская, а на самом деле чисто галицкая, европейская (антирусская) мечта. Беда в том, что воплощение в жизнь мечты одной части Украины несет в себе ментальный проигрыш и унижение, с перспективой потери собственной самоидентификации, для другой. Хоббиты, магия и все что почудилось критику в стишке, к стишку никакого отношения не имеют.
NEOTMIRA: «А изо всех басурманских поганых государей, ты, султан турский, самый первый государь...» (из официальной дипломатической переписки времен Иоанна Грозного).
СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ: 06–13.12.2013:
Номинировано: 5
Прошло в Шорт-лист: 5
Шорт-мэн: vvm
Чудо-лоцман: mysha
Голосивших: 14
Чадский-Буквоед: Kinokefal
ВПЕЧАТЛИЛО:
Я когда-то много писала на эротическую тему и могу всех заверить, что занятие это крайне сложное и ответственное — писать, в смысле... (Rosa)
Мир, понимаешь, не пестик (Kinokefal)
Я не люблю разбирать стихи эротического содержания большинства сетевых авторов по ряду причин, среди которых, главной я бы назвал натянутость, искусственность, буквально пришивание суровой ниткой болезненных «пиитических» красивостей к живому, несколько неадекватно-скотскому, в этот ответственный момент, телу (Kinokefal)
Может, стоит призвать решеторян оставлять в ваш адрес исключительно гимны и оды? (marko)
На резонера обижаться также нелепо, как на актера, который играет в пьесе роль желчного, язвительного человека. Представьте, что ваш любимый артист играет отрицательную роль, вы же его не разлюбите после этого (SukinKot)
Читайте в этом же разделе:
05.04.2014 Шорт-лист недели 29.11.2013–06.12.2013: Но я бегу, куда-то рвусь...
09.03.2014 Да содрогнется моль! О начале пятого сезона поэтического конкурса «Соловей и роза»
07.03.2014 Tеория эффективности совпадения двух объектов в единую дуально-гармоничную вселенную. Итоги турнира № 49
24.02.2014 Мир — предсказуем! Итоги «OtvertkaFest-2013»
15.02.2014 Соблюсти парадокс. Итоги последнего конкурса «ОтверткаФеста-2013»
К списку
Комментарии
|
06.04.2014 04:32 | mysha Прошу прощения, но в оригинале всё же в слове "аналы" у меня одно "н". Мелочь, конечно, но слово уж больно щепетильное))))
http://www.reshetoria.ru/obsuzhdeniya/shortlist/index.php?page=23 |
|
|
06.04.2014 06:32 | тим Ну да, смыслы вроде бы и схожи, но небольшое различие всё же есть. . .) А я, когда вычитывал уже готовое, исчо подумал - почему это у резонера и автора *анал*, а у оппонента - *анналы*, но решил, что так надо, наверное. А это, оказывается, ворд за нас за фсех подумал - и за Мышу, и за Вову, и за аналы) |
|
|
06.04.2014 06:56 | мыша А мне сначала стало стыдно, а потом решила проверить. Пропустить букву, а то и целое слово - это для меня раз плюнуть, но ввернуть лишнюю в термин, вокруг которого сыр-бор вертится - это как-то совсем несолидно.))) Слава Мышиному боже, в своих глазах я реабилитировалась) |
|
|
06.04.2014 07:18 | тим ))) Мышиному боже)
А я вот таки поленилсо перепроверить, хотя действительно заметил неладное. Но ничего - это дело поправимое (смотрит на часы и ждет вечера, когда обычно просыпаеццо марко). Пасиб за внимательность!) |
|
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.