Умному человеку нет смысла слушать все подряд, он и так догадается
(Пьер Бомарше)
Анонсы
05.04.2014
Шорт-лист недели 29.11.2013–06.12.2013: Но я бегу, куда-то рвусь...
Нужно ли быть жестоким к себе и постоянно калечить кнутом или все-таки лучше «пряники»?..
СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 29.11.2013–06.12.2013:
(Номинатор: Rosa)
(6: Rosa, Afina-Pallada, Skorodinski, AlexG, SukinKot, spaul72)
Я выведу себя гулять
на поводке, длиною в утро, —
в снегов нетронутую гладь
под небом цвета перламутра.
Себя. Гулять. На поводке.
Давать команды, как кинолог,
и крепко-накрепко в руке
сжимать желаний терпкий холод.
Почти не размыкая губ,
шептать: «Сидеть! Ко мне, зараза!..»
«Кинолог» будет очень груб
и лакомства не даст ни разу...
...Но я бегу, куда-то рвусь,
ошейник строгий колет, колет,
на снег выхаркиваю грусть,
а в след от лап ложится боль, и...
я отпускаю поводок.
Себя. Гулять. Не получилось.
На неопределенный срок
я потерялась. Вечер. Сырость...
Volcha: Это произведение подано в более привычной форме. Начало сразу вводит нас в определенное состояние и место действия. Поводок длиною в утро — хорошая метафора, краткая и емкая, говорящая о выгуле собаки утром. Собак ведь выгуливают рано утром, в любую погоду, несмотря ни на что (собачники знают). ЛГ — это и есть та собака. Сравнить себя с ней — значит наделить определенными чертами, которые свойственны собакам в целом и домашним — в частности. Итак, «Себя. Гулять. На поводке. Давать команды, как кинолог», то есть ЛГ дрессирует себя же, причем достаточно жестко, без права на ошибку и без поощрений, только наказаниями. Довольно жестокое обращение с животными... Но, что поделать, хозяин — барин, кем владеет, того и имеет. Дрессирующая часть ЛГ, некий «кинолог» — это запреты и комплексы, которые держат дрессируемую часть в очень строгом ошейнике. И не зря ту сравнили с собакой — животным непосредственным, стайным и верным. Та часть ЛГ хочет освободиться от запретов, быть собой, радоваться воле, но привычная колючая удавка, прицепленная к поводку, не пускает. Есть ли предел напряжению? Да, «собака» уже не может сдерживать себя: «на снег выхаркиваю грусть, а в след от лап ложится боль, и...» (чертовски хорошие строчки!), — становится настолько невыносимо, что эмоциональный заряд пробивает запреты, которые исчезают… но лишь на время. И затем ожидаемое «я отпускаю поводок. Себя. Гулять. Не получилось». Почему? Потому что привычки иногда сильнее нас, да какое там иногда? Почти всегда! Привыкаем одергивать себя, как родители в детстве, не давать вкусняшек, не покупать хорошие вещи, не баловать и не любить. Сплошная дрессура, садизм прямо какой-то… «На неопределенный срок я потерялась. Вечер. Сырость...» Может это и хорошо? Потеряться на какое-то время, подумать, помечтать и попробовать изменить привычное?.. Скорее всего, этот стих зацепил читателей похожестью ситуации. Автор заставляет задуматься о том, нужно ли быть жестоким к себе и постоянно калечить кнутом или все-таки лучше «пряники»?
tamika25: Таня, спасибо за рецензию! Это замечательно!
ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 29.11.2013–06.12.2013:
(Номинатор: tamika25)
(3: NEOTMIRA, Katrin, Ptenchik)
Volcha: Стихотворение, которое привлекло внимание названием ли, экспрессией или образами, но привлекло. Серебряный ягуар — это может быть и фигурка из серебра, и фигурка на капоте авто (весьма всеми любимого), и животное с редким цветом шкуры. Серебро и мех — очень благородное и изысканное сочетание. Золото — это удел высокородных, королей, а серебро — для рыцарей и свободных. Образ свободного сильного зверя привлек внимание ЛГ, которому не хватает сил (потому что болеет) и он хочет заимствовать их у животного. Раньше в языческие времена у каждого клана существовал тотемный зверь, который являлся олицетворением невыразимого словами всего сущего, посредником между высшими силами и человеком, и к которому прибегали в самых разных случаях: попросить силы, защиты, удовлетворения желаний. А может быть это бред ЛГ, когда чудятся различные существа. И все равно привиделся не демон, не злой начальник, а мощный ягуар: «Повсюду мне слышится рык. Кричи, — не кричи». «Глаза-изумруды с прожилками красными мои прожигают зрачки», его образ навязчиво захватывает мозг ЛГ и уже невозможно отличить явь от нави, сон от реальности. Впору вызывать скорую. Последняя часть произведения повторяет предыдущие, таким образом, впечатывая еще раз образы животного и мощного автомобиля, силы, неукротимости, движения, напора. Предложения построены так, что хочется продолжить «как будто на самых крутых» — поворотах, «прищуром пронзительных» — фар. Но в авторском варианте иначе, неизбито, что дает объемную 3D картину, в которой объединяются несколько образов в новый, притягивающий и манящий.
MitinVladimir: Тань, а можно тебя это... попросить захотеть воспользоваться в моем случае «буквоедской кнопочкой»? Мысль человеческая, она всегда была в цене. Пусть и мне на память останется. Пасибо!
(Номинатор: MitinVladimir)
(2: MitinVladimir, Kinokefal)
Volcha: Читать стихи этого автора — довольно интересное занятие. На этой неделе (наверное, мне везет) в шортах щеголяют вдумчивые стихи, размышляющие о высоком. Это произведение не о бытовых перипетиях. «Есть искушенье в храме строгом» — искушение быть причастным к Богу, быть как Он, быть Им. Почему бы и нет, ведь мы — частичка Его. Но любой мудрец и язычник, в конце концов, закончит свое воплощение смертью и воссоединением с целым. Хотя бы и молекулами бывшего тела, не говоря уже о бессмертной и страждущей душе.
«Есть в тишине высокомерье неизъясненного...» нечто свыше, что невозможно выразить словами и объяснить знаками, чаще всего ощущается в полной тишине. И как можно проникнуть в суть всех вещей, отбросив неверие и веру заодно? «Как обуздать бездомность мыслей?» Это та еще задача, ибо мудрецы заявляют, что за остановкой внутреннего монолога начинается просветление. Но КАК это сделать, те хитрецы позволяют каждому искать собственные способы. Нет готовых ответов, ищущий да обрящет…
«Есть в каждом выборе разлад», конечно есть. Любой выбор — это ограничение вариантов, следовательно, отбрасывание какой-то части сущего. И это уже не-гармония. Хоть чуть-чуть, да саднит неполнотой и неидеальностью. «И если кем-то мир исчислен», то кроме дат под этим нет ничего по великому счету. И снова вопрос: что есть этот мир?..
«Есть эхо в жизни приграничной и даль во взгляде пред собой…». Пожалуй, любая жизнь дает некое эхо, круги на воде бытия, влияние на окружающих, взаимодействие со всей пирамидой, и любая жизнь пригранична смерти, и стремится к движению вперед, вдаль.
И каждая жизнь — это всё заново, начиная с хаоса надъязычья, то есть доязычного состояния существа, общества, вверх (вверх ли?) по струнам эволюции к «язычному», далее туда, куда еще не добирался социум… и в итоге снова хаос — хаос смерти, возвращение в Ничто и в Никуда. Зачем это всё? Для чего? Кому? Одни вопросы без четких определенных ответов, которые у каждого свои. И которые каждый мыслящий и чувствующий человек задает себе рано или поздно, так или иначе...
(Номинатор: Shimaim)
(2: Shimaim, tamika25)
Volcha: Начну с одного из любимых мной авторов этой страны — Ани... С хорошего начинать легче. Почему? Да потому, что нет ничего в этом мире постоянного или своего. Ты думаешь, что это твой мужчина, ан нет, он свой или даже чужой. Ты покупаешь шкаф, когда всего слишком много, но все время чего-то не хватает. Ты хочешь, чтобы мама была вечно рядом, хотеть не вредно, потому что кто-то придумал тот самый край, за который только в детстве ходить не страшно. И когда слова становятся слишком привычными, то любить стихами — невыносимо, потому что это слишком не так, как хочешь выразить.
Это стихотворение, возможно, о взрослении как поглупении, отупении и медленном умирании. ЛГ замечает, что заряд батареек уменьшается, эмоции уже не те, да и как могут они быть яркими в тысячно-привычный раз? Где-то надо брать зарядник или на крайний случай энергетик. ЛГ начинает замечать совсем другие явления: отравленные дороги и сеятелей, засыпающих их песком, хлопоты с чужими детьми, забывание себя в бытовой скуке и однообразии... это и есть смерть... А ведь мир не изменился, он слишком разнообразен. Что же изменилось? Взгляд? Фокус внимания? ЛГ ищет помощи извне, в человеке, которого хочет считать близким. Надеется, что его действия, эмоции и реакции все вернут вспять. Ну, или хотя бы на похожую трассу. И он ей подарит «недозрелую душу, неизмученное слово», то есть детское непосредственное восприятие, защищенность, любовь. И сам останется рядом кем-то, похожим на отца, «крепким, как подорожник дикий»…
Можно ли сделать свой мир ярким? Каким образом?.. По крайней мере, зададимся вопросом, а ответ когда-нибудь придет. Лишь бы не поздно…
tamika25: Волча, замечательная рецензия!
OsedlavMechtu: Volcha, спасибо! Обзоры очень внимательные и доброжелательные... и искренние. И вдумчивые!
(Номинатор: mysha)
(1: mysha)
mysha: Мой голос — aerozol «Ледяной пылью...». Хоть там и есть вопросик с «бризом», вернее даже не с самим бризом, а с тем, что он «бьет», потому как «ледяной бриз» вполне себе существует. Пусть чаще в виде красивого названия какой-либо продукции. Но я думаю, тут Никита что-нибудь придумает, ведь это не ключевой образ, а, так сказать, затравка для создания атмосферы и настроения. А потом может это не на нашей планете вообще. А не на наших я бывала, там все ледяное и бьет, бьет, хотя и называется ласково. В общем, я тоже с Никитой лечу и вижу горящие стекла. И всех тех, кто горел так же. Их ой как много.
Volcha: Благодаря mysha впечатление от произведения увеличилось (хотя бы на количество слов). Сложнее всего писать про малословные стихи. Восемь строчек и восемью восемь смыслов. Что именно хотел сказать автор, мне неизвестно. Попробую сказать о том, что увиделось. «Ледяной пылью бьет в лицо бриз» — напряжение ЛГ достигло высшей точки, что даже бриз кажется ледяным на разгоряченной коже. А может быть это эмоциональный накал, говорящий о ледяном окружении ЛГ, когда возникает сильнейшее чувство одиночества и пустоты. Когда не остается ничего другого, как... «Распахну крылья и шагну вниз». То ли сброситься с карниза, то ли наклониться, чтобы, падая, взлететь и планировать над городом, оставив внизу все, что мучило и било, где Душа «мокла», страдала.
«И горят стекла, как горел я» — снова шарада. То ли температура (напряжения, огня внутри) настолько высока, что даже стекла горят, даже не плавятся, а горят. То ли закат отражается в стеклах и пролетающий ЛГ сравнивает это горение с собственным состоянием. То ли сгорают стеклянные стены, возведенные им вокруг себя (одновременное желание отгородиться от людей и хрупкость ограды — подсознательное желание, чтобы кто-то ее разрушил). А ЛГ в завершении уже не такой, «горел» — это значит уже прошло. Сейчас он другой, но какой?
Малословье прекрасно тем, что в минимум объема втискивается максимум информации, образов и эмоций, что всегда цепляет, привлекает внимание и дает толчок к творчеству.
(Номинатор: natasha)
(1: natasha)
Volcha: Скажу сразу, пришлось потрудиться, чтобы понять хотя бы часть из зашифрованных образов в этом произведении. Автор решил каждое предложение насытить максимальным набором знаков. Зачем бы это ему сдалось? Возможно, он хотел донести до нас нечто знаковое (простите за тавтологию) и значимое, открытие. ЛГ вызвал в своей памяти историю предков, а может, вернулся к истокам архаики, к собственным истокам. Через форму креста, то есть человека в квадрате Да Винчи из Европы он движется вглубь веков в Мексику, город ванили и обрядовых залезаний на высокий столб. А затем еще дальше в Египет к временам строительства пирамид (318 локтей высотой). ЛГ размышляет над тем, кто же был первым, какая раса. Но ведь женское начало (яйцеклетка) намного древнее мужского, поэтому он ищет истоки зарождения Евы. Очень хочет узнать ЛГ о ее происхождении, но нет у него Обряда, открывающего Пути (те самые Семь ключей, чего только не узнаешь, читая авторов). Тогда он решает обратиться к науке. Может быть, там есть ответ на волнующий вопрос? Спрашивал он у физика Тендаля (бог знает, зачем), обращался к зоологу Гексли (господи, теперь я знаю, чьим именем назвали этот психотип!), последователю Дарвина, кстати. Но не дала наука ответа. Снова обратился он к религии, но там только мутные аллегории, да витиеватые уклоны. В общем, никто из людей не знает ответ. И? Не погнушался ЛГ в своих поисках и оккультными науками. Исследовал халдейский ряд и звезду Магов, астрологию и мифологию, пообщался даже с летописцем церкви маркизом Евд де Мирвилльем. О чем? Конечно же, о магии и оккультизме. Но и там не нашел он истину, только ее разрозненные, разбитые осколки. Что, что делать бедному ЛГ?! Куда направить стопы, и по каким идти тропам? Остается одно: прекратить слушать авторитеты, вспомнить, что человек есть часть Вселенной, заглянуть внутрь себя и там пытаться услышать ответ. Перестать искать причины и следствия, остановить мышление, прекратить бегать по кругу, вернуться к истокам всего — познать ИСТИНУ такой, какая она есть (если это вообще возможно). Просто быть — этого достаточно?
tamika25: Таня, это шикарная рецензия! Я просто восхищена...
natasha: Хочу немного добавить к рецензии Волчи о стихе Мераба. Просто потому, что обещала ему при удобном случае писать о его стихах, которые мне очень по душе. Вот, как раз, случай и подошел. Можно это считать стихом в прозе или верлибром (разница неуловима), но можно назвать и более точно, по-моему, но это в конце.
Итак. Автор задает звук, ритм и тему. «Брильянтовый Дилижанс Лондона набрал ходу... ЖДУ. БОЮСЬ... Безличный бедняга и нечем мне бахвалиться... Все архаичные народы, без логических выводов, копошатся в моей голове…Белый Адам, или черный Адам, красный Адам, иль желтый Адам, мне все равно!.. Мне важнее ЦВЕТ ЕВЫ…» И вот на фоне мелодии ожидания и страха крутятся размышления о великой, божественной тайне. Столь удивительна она и несомненна для автора, что размышления эти вновь и вновь оценивает он, как беспомощные и ничтожные. Неизъяснимо Божество, в него можно только верить: «ПУТЬ МОЙ БЕЗ ПРИЧИН И СЛЕДСТВИЙ, А ЗНАЧИТ ПРАВИЛЕН!». Я называю этот стих одним из «псалмов Мераба». Все признаки псалма налицо. Страстное, ритмизованное (музыкальное), поэтическое размышление о тайне — страх, самоуничижение, изумление, восхищение, преклонение, вера. Есть, однако, и загадочное для меня место: «КОГДА-НИБУДЬ НАМ ПРИДЕТСЯ ИСПЫТАТЬ РАЗОЧАРОВАНИЕ» (тут, похоже, Мерабу виднее). Есть и смягчающая, трогательная, наивная, сказочная аллюзия (бриллиантовый дилижанс прибудет в «полночь»). И дай бог Мерабу здоровья и вдохновения, а мне, нам — еще таких же замечательных его стихов.
AlexG: Было время, почитал обзоры Волчицы. Это именно обзоры, интересные, все как один положительные, все замечательно, только непонятно мне — зачем они? Растолкуйте мне бестолковому, что они дают автору и читателю, кроме чувства глубокого морального удовлетворения? Это ни на один процент не рецензия поэтического текста! И зачем, с какой целью, кроме как сделать автору приятное, они написаны? Пользы от этого — ноль. Для всех. На мой взгляд, наоборот, только вред.
AlexG: Простите великодушно, Волчи, слишком вумный телефон...
Volcha: Я знала, что придет какой-нибудь «герой» и потрясет песком. Не нравится, не ешьте. Я не литературный критик, как хочу, так и изображаю Чацкого.
mysha: Алекс, ваш телефон вас когда-нибудь погубит. По крайней мере, в 37-м вас бы уже допросили с пристрастием. А рецензии-разборы здесь писать не обязательно, отзыв в вольной форме. А глубокое моральное удовлетворение чем плохо? Тоже иногда нужно. Если бы все рецензии были а-ля «камня на камне нихт», воцарилась бы нескончаемая депрессия. Хорошо, что у нас все чередуется.
AlexG: Я с большим уважением (практически по геройски) отношусь к вашему, Волча, труду (пишете живописно), только это не о поэзии, это что-то вроде толмача. Прикольно, на литературном сайте авторы «геройски» произносят: я — валенок! Рецензенты бравируют, что тоже, мол, не обучены слову критики — личная обида, вендетта, стенка на стенку. Это всех устраивает? Шикарно.
Volcha: Мне хотелось не цепляться к стихам, не выискивать блох в межбуквенном пространстве, не тыкать носами котят в их несовершенство, а понять, что хотели сказать люди, чьи стихи зацепили кого-то настолько, что те были вынесены на сцену с большими зеркалами. Что отразили эти зеркала? Мы отражаем только то, чем являемся сами. Если некто пытается хорошенько отстегать окружающих кнутом, то он, конечно, найдет повод — те же несовершенные стихи окружающих (а чужие стихи всегда несовершенны). И с наслаждением, надев латекс, уподобится «госпоже» (заметьте, что в женском роде). Куда в наше время делось благородство, рыцарство, мужество? Было очень правильно, когда мужчина считал недостойным бить женщин как более слабых физически. Когда вызывал уважение именно благородным отношением к ней (не вылизывая пятки), чувством собственного достоинства и поклонением? Видимо, это — качества сильных. И сильные есть. А слабые моськи — на то и моськи, чтобы лаять.
Моя позиция достаточно ясна: если автор не графоман, а среди выдвинутых стихов ни одного слабого не было, и к тому же мыслящий и творящий человек, то он сумел донести до нас какие-то идеи, мысли, эмоции, состояния. В уникальном сплаве эмоционального заряда с определенным сочетанием слов и знаков создал у читателя отклик. Иногда этот отклик выражается в: «Вау! Вот это да!», — когда нет слов, чтобы описать свое состояние от прочитанного, иногда: «Надо же, и у меня такая же история», — а бывает и: «Не может быть, ерунда. А вдруг не ерунда, вдруг так и есть?» И долгое послевкусие заставляет думать над тем, что сказал автор.
Я трепетно отношусь к произведениям тех людей, кто вызывает во мне интерес и уважение. Да, стихи автора для меня неразрывно связаны с его личностью. Если личность мне не нравится, агрессивная, склочная, то и стихи я читать не буду, будь они хоть сто раз идеально сделаны (идеалов-то не бывает). Стихи — отражение их создателя. Естественно, если стих написан слабо, я не буду его хвалить, но могу похвалить автора за попытку. Глядишь, он потренируется и научится лучше выражать себя. Все мы учимся. А как же талант? Дак, любезные, талант — это 10 % гениальности, а остальное — труд. И это не я придумала. А творчество — это всегда нужный и правильный процесс, это приближение к Богу. За что и уважаю уважаемых мной авторов.
MitinVladimir: Слушай, ну ты и отрезюмировала... Респект!
Katrin: Тань, спасибо тебе. Я наслаждалась рецензиями. У Тани совершенно особый взгляд на многие вещи и совершенно особый язык, которые для меня во многом являются примером. А что касается рецензий как способа указать на недостатки и слабые места... Так их тоже достаточно. Всегда было и всегда будет. Как и людей, желающих и умеющих это делать (главное слово здесь — желающих). Каждому — свое. И все это одинаково нужно. Для равновесия в пространстве, так сказать. И от этого никуда не деться.
AlexG: Совершенно согласен почти со всем. Вот только где эти самые рецы, совсем не обязательно ругательные, кстати, но где бы разбиралось не «что», а «как»? Окончание вашей речи обнадеживает, то есть понимаете необходимость труда, но над чем, если автор не представляет (и не хочет представлять) что же у стихов внутри? И эти экзерсисы насчет сильных, слабых чушь не поротая. Гораздо и легче, и удобнее, и психологически приятно быть добреньким и пушистеньким. И продвижению своих текстов способствует, кстати. А вот найти в себе смелость говорить и о достоинствах, и о недостатках даже с риском потерять «друга»...
MitinVladimir: Алекс, чего ты привязался к резонеру? Любой человек пишет так, как пишет. И видит то, что видит. И говорит то, что считает нужным сказать. Ты действительно думаешь, что ты оригинален в своем «новаторстве» в требованиях? Кстати, я нигде не видел в правилах сайта, что в шорте запрещены рецензии других авторов. Вместо демагогии займись делом, напиши, что ты лично думаешь о текстах нонешнего шорта, как ты их видишь, и кто там чего не умеет. Их (текстов) всего-то шесть штук. Опыта тебе не занимать. Начни вон хотя бы с моего. Не скажу, что мне это сильно интересно, но прочту стопроцентно. А если еще и по делу что-то увижу, то поблагодарю от души.
AlexG: Ни к кому я не привязался, и новаторства тут никакого. Просто хочу разворошить муравейник, чтобы хоть слегка кто-то задумался бы о «внутренностях» стихов. Я и так пишу, Владимир, столько, сколько человек может съесть. К чему приводит попытка чуть подробнее написать, я пару недель назад видел. Вот эту-то систему я и пытаюсь хоть чуть-чуть сдвинуть.
Katrin: Алекс... Вот интересно знаете что? Волча как раз не из тех людей, что отвешивают комплименты и хвалят направо и налево. От нее вообще достаточно редко можно услышать хвалебный отзыв. И «приложить» она может, уверяю вас. Но грамотно приложить. Без унижения. Без оскорблений. К слову, я ничуть не против вас, Алекс. Я всегда благодарна вам за критику (своих стихов, о других говорить нет смысла). И почти всегда с ней согласна. Но это не значит, что согласны все. И это совсем не значит, что вы правы или я права. Это просто мнения. Разве нет?
СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ: 29.11.2013–06.12.2013:
Номинировано: 6
Прошло в Шорт-лист: 6
Шорт-леди: tamika25
Чудо-лоцман: Rosa
Голосивших: 15
Чадский-Буквоед: Volcha
ВПЕЧАТЛИЛО:
Золото — это удел высокородных, королей, а серебро — для рыцарей и свободных (Volcha)
Раньше в языческие времена у каждого клана существовал тотемный зверь, который являлся олицетворением невыразимого словами всего сущего, посредником между высшими силами и человеком (Volcha)
Я называю этот стих одним из «псалмов Мераба». Все признаки псалма налицо. Страстное, ритмизованное (музыкальное), поэтическое размышление о тайне — страх, самоуничижение, изумление, восхищение, преклонение, вера (natasha)
Малословье прекрасно тем, что в минимум объема втискивается максимум информации, образов и эмоций, что всегда цепляет, привлекает внимание и дает толчок к творчеству (Volcha)
Просто хочу разворошить муравейник, чтобы хоть слегка кто-то задумался бы о «внутренностях» стихов (AlexG)
Алекс, ваш телефон вас когда-нибудь погубит. По крайней мере, в 37-м вас бы уже допросили с пристрастием (mysha)
Мне хотелось не цепляться к стихам, не выискивать блох в межбуквенном пространстве, не тыкать носами котят в их несовершенство, а понять, что хотели сказать люди, чьи стихи зацепили кого-то настолько, что те были вынесены на сцену с большими зеркалами (Volcha)
Читайте в этом же разделе:
09.03.2014 Да содрогнется моль! О начале пятого сезона поэтического конкурса «Соловей и роза»
07.03.2014 Tеория эффективности совпадения двух объектов в единую дуально-гармоничную вселенную. Итоги турнира № 49
24.02.2014 Мир — предсказуем! Итоги «OtvertkaFest-2013»
15.02.2014 Соблюсти парадокс. Итоги последнего конкурса «ОтверткаФеста-2013»
12.02.2014 Охота на оборотня завершилась. Да здравствуют охотники!
К списку
Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.