|
Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей (Иммануил Кант )
Анонсы
01.10.2013 Шорт-лист недели 19–26.07.2013: Казалось мне, что я тебя люблюСпасибо, дорогие мои. Я вас люблю...
СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 19–26.07.2013:
(Номинатор: NEOTMIRA)
(7: NEOTMIRA, Baas, Skorodinski, OsedlavMechtu, Rosa, Kinokefal, Katrin)
Казалось мне, что я тебя люблю,
Как любят ревень стебли повилики.
Но, если б ты очнулся на краю
В каком-нибудь забытом Мозамбике,
Без связи и в завесе дымовой,
Я б молча повела тебя домой
В московский мир, где даль обожжена,
И виснет небо серой парусиной
Над домом, где уютная жена
Заботливо укладывает сына
Под тихий «Сплин».
Еще казалось мне,
Что те слова, которыми я брежу,
В вине не тонут, не горят в огне,
Но со счастливыми всегда бывают реже.
А может быть, все это лишь абсент,
«Похмельный крен», как выразился раньше
Меня один поэт и диссидент,
В чьем сионизме не отыщешь фальши.
MitinVladimir: Сару (иногда — Наташу) — с победой! Виталия — с провидением!
NEOTMIRA: Спасибо, Владимир! Присоединяюсь к вашему поздравлению нашей неподражаемой Саре! Только удивляюсь, что до меня (за двенадцать часов!) стих не был номинирован, а ведь он выделяется даже на фоне других стихов самой Сары. Возможно, уик-энд повлиял...
Sarah: Спасибо, дорогие мои, за ваши голоса. Я вас люблю.
ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 19–26.07.2013:
(Номинатор: tamika25)
(4: tamika25, KsanaVasilenko, tvoyson, Cherry)
Rosa: Вчера начала писать рецензию, но она исчезла. Я расценила это как необходимость возвращения к стихотворению. Оценила, и в этом была правда. Ибо сегодня мне стихотворение — понравилось! Интересный какой коленкор — вчера прочитала многажды, убедилась, что форма прекрасна, все чудесно, да вот — не мое, а сегодня и форма, и содержание те же — а стихотворение проникло в меня и начало потихоньку всасываться капиллярами. Я не могу сказать, что такой стиль — а-ля Гарсиа Лорка мне близок, но сегодня этот стиль показался мне хотя бы, если не близким, то уже и не далеким. Сегодня меня заинтересовал гитарист — можно ли разрешить себе любить? Разрешить — не разрешить, а как запретишь, когда девочка вместе с музыкой и с ночью отравила, а противоядия не дала. Почему-то сегодня мне стало больно из-за гитариста, а вот вчера он прошел мимо меня. Возможно, потому, что сегодня мне довелось и в реале задуматься о страданиях?..
(Номинатор: MitinVladimir)
(2: MitinVladimir, JZ)
Rosa: Очень часто возникает подобная мысль — да, я у себя дома, да, я иду сейчас на работу, но «кто-то» же сел в «этот» поезд, «кто-то» поднялся именно на «этот» трап, а именно «кто-то» в эту минуту зашел в «этот» подъезд. Вселенной было угодно, чтобы это были И., С., А. или кто-то еще. Меня пока миновал. Для Израиля эта тема вообще вечно актуальна, вечно наделена экзистенциальным смыслом — выжить. Летом легче, потому что народ заходит в автобусы налегке — маечка, может, еще одна маечка на маечке. Террорист обвешан взрывчаткой, и под маечкой ее не спрячешь. Зимой сложнее — в автобусы заходят куртки, пальто, свитера, под которыми может быть все, что угодно — так и едешь в автобусе, гадая, этот мужик напротив замерз, или... Аннушке свойственно разливать масло, где угодно и когда угодно — будь то Патриаршие Пруды или автобус номер «надцать». Каждый из нас — таковы реалии мира за окном — не знает, вернется ли он домой. Недавно знакомый рассказывал, как вел машину после изрядного приятия на грудь — хорошо, что все закончилось хорошо. За руль садятся пьющие, принимающие и дементные — не обязательно даже полноценный диагноз, достаточно снижения когнитивных функций. В войну или в горячей точке проще — там понятно — война сиречь аномалия. В наше время норма и аномалия настолько переплетены, что определить их в лицо невозможно. Судьба приходит, неся за пазухой кирпич. Мне стало интересно, а будет ли он завернут в фантик? Умное стихотворение.
(Номинатор: Ptenchik)
(1: Ptenchik)
Rosa: Когда-то призывая людей резонерить, я говорила им о том, что резонерство — это не для резонируемых и не для публики, резонерство — это попытка вглядеться в себя. Володино стихотворение — это вторая в Шорте работа, которая указывает мне на необходимость возвращаться. Не знаю, грешат ли этим решеторянцы, но я, однозначно, в этой жизни тороплюсь. Открываю Ленту, пробежала глазами, то-сё, зацепило с наскока, не зацепило — и вперед. Голову я пеплом посыпать не собираюсь, мол, виновата, что не всматриваюсь, не вчитываюсь — нет времени, нет, зачастую, настроения проникаться чужой болью, нет на это душевных сил. Это стихотворение я точно так же пробежала глазами — не поняла, кто, куда и зачем уходит — умирать что ли, друг собрался? В Вечность уходит? А вот подрядилась резонерствовать, нужно вернуться, все становится разборчивее и более внятно — друг уходит на какую-то непростую вахту — мало ли таких уходящих... Видела интервью с нашим военным журналистом, он прямо говорит, что для него невозможно течение жизни в стиле — отбил карточку и по звонку встал со стула. Ему требуется адреналин, не потому что он такой — суперпрекрасномужественный, а потому, что так устроено его естество — рисковать, адреналином накачиваться и отправляться обратно за новой дозой его же. Друг Владимира — это человек породы Переса-реверте, тысяч военных журналистов, он может быть не обязательно военным, но дорога ему важнее, а путь его значительнее всего другого. Я, наверное, не смогла бы провожать такого мужчину постоянно на понятные для него подвиги, мне было бы страшно за него, а ему за себя, по всей видимости, не очень...
MitinVladimir: «Дорога ему важнее, а путь его значительнее всего другого»... Роза!..
Rosa: Я — практически Станислав Лем нашего сайта — афоризмоделатель.
(Номинатор: mysha)
(1: mysha)
Rosa: Это стихотворение-зарисовка, стихотворение — сиюминутное впечатление. Такие номинируются, обычно, совпадая... Совпадая с чьим-то остановившимся шагом, с чьим-то легким сном, с чьей-то надеждой или, возможно, с чьим-то — наоборот... Автор номинирует, ибо это стихотворение срезонерило с его взглядом на исчезнувшее мгновение. Что ж... Шорт и славен тем, что каждый в нем найдет что-то свое или же это самое свое как раз в этом Шорте и не найдет...
(Номинатор: Pro)
(1: Pro)
Rosa: Опять же, у автора и у произведения есть почитатели, что само по себе — прекрасно, и очень. Подобные стихи лично меня не затрагивают, я же вижу совершенно не нужным кокетством начинать расшаркиваться в извинениях на этот счет. Ах, я не доросла, ах, я не поняла. Отнюдь. Мне не нравится, и все тут. Возможно, у меня сейчас не то настроение. Не исключено, что мне не близок подобный стиль, а, может быть, еще тысяча других причин. В любом случае, автору — удачи!
(Номинатор: mitro)
(1: mitro)
Rosa: Что ж могу сказать... Ничего не могу сказать! Я понимаю, что это, по всей видимости, Манифест, важный для автора, дорогой автору настолько, чтобы самономинироваться, значит, Мераб хочет, чтобы стихотворение было прочитано, ибо номинация увеличивает внимание электората к данному опусу. Я не поняла это произведение, меня оно не затронуло — но это не говорит, что стихотворение удачно или неудачно, ибо у творчества Мераба есть поклонники, стихотворение попало в «Избранное недели» — мне всегда это отрадно, так как поэзия должна к нам приходить с разным выражением лица. Человек пишет, выражает себя так, как он это делает. Есть единомышленники — уандефул.
ОСТАЛОСЬ В ИСТОРИИ:
(Номинатор: Rosa)
Rosa: На мой взгляд, замечательная лирическая миниатюра о «רצוי» и «מצוי».На иврите, рацуй и мацуй — то есть, что имеем и чего хотим. Имеем сложности, проблемы, столкновения, недопонимания, груз бытового несовершенства и домочадцев. А хочется тепла, хочется чего-то не столь железобетонного, пусть даже — виртуального — но не кондового того, что есть. Мне могут возразить многие, что реальность — какая бы неприглядная она ни казалась — все же реальность, а интернет — не более чем химера. Так об этом же и стихотворение. Героиня подтрунивает над собой, а в моих глазах — самоирония — величайшее человеческое достоинство.
СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ: 19–26.07.2013:
Номинировано: 8
Прошло в Шорт-лист: 7
Шорт-леди: Sarah
Чудо-лоцман: NEOTMIRA
Голосивших: 17
Чадский: Rosa
ВПЕЧАТЛИЛО:
Я, наверное, не смогла бы провожать такого мужчину постоянно на понятные для него подвиги, мне было бы страшно за него, а ему за себя, по всей видимости, не очень... (Rosa)
Шорт и славен тем, что каждый в нем найдет что-то свое или же это самое свое как раз в этом Шорте и не найдет... (Rosa)
Самоирония — величайшее человеческое достоинство (Rosa)
Автор: MitinVladimir
Читайте в этом же разделе: 29.09.2013 Лето... Решетория... Стихи... Итоги 25.09.2013 Кавалькадой важных фраз. Итоги турнира № 43 25.09.2013 Шорт-лист недели 12–19.07.2013: Рассвет чуть звякнет медяками 15.09.2013 Шорт-лист недели 05–12.07.2013: На четвертинки как лайм я изорву этот день 08.09.2013 Шорт-лист недели 28.06–05.07.2013: Уже весна, а мы сидим в кафе
К списку
Комментарии Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.
|
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Авторизация
Камертон
Перед нашим окном дом стоит невпопад, а за ним, что важнее всего, каждый вечер горит и алеет закат - я ни разу не видел его. Мне отсюда доступна небес полоса между домом и краем окна - я могу наблюдать, напрягая глаза, как синеет и гаснет она. Отраженным и косвенным миром богат, восстанавливая естество, я хотел бы, однако, увидеть закат без фантазий, как видит его полусонный шофер на изгибе шоссе или путник над тусклой рекой. Но сегодня я узкой был рад полосе, и была она синей такой, что глубокой и влажной казалась она, что вложил бы неверный персты в эту синюю щель между краем окна и помянутым домом. Черты я его, признаюсь, различал не вполне. Вечерами квадраты горят, образуя неверный узор на стене, днем - один грязно-серый квадрат. И подумать, что в нем тоже люди живут, на окно мое мельком глядят, на работу уходят, с работы идут, суп из курицы чинно едят... Отчего-то сегодня привычный уклад, на который я сам не роптал, отраженный и втиснутый в каждый квадрат, мне представился беден и мал. И мне стала ясна Ходасевича боль, отраженная в каждом стекле, как на множество дублей разбитая роль, как покойник на белом столе. И не знаю, куда увести меня мог этих мыслей нерадостных ряд, но внезапно мне в спину ударил звонок и меня тряханул, как разряд.
Мой коллега по службе, разносчик беды, недовольство свое затая, сообщил мне, что я поощрен за труды и направлен в глухие края - в малый город уездный, в тот самый, в какой я и рвался, - составить эссе, элегически стоя над тусклой рекой иль бредя по изгибу шоссе. И добавил, что сам предпочел бы расстрел, но однако же едет со мной, и чтоб я через час на вокзал подоспел с документом и щеткой зубной. Я собрал чемодан через десять минут. До вокзала идти полчаса. Свет проверил и газ, обернулся к окну - там горела и жгла полоса. Синий цвет ее был как истома и стон, как веками вертящийся вал, словно синий прозрачный на синем густом... и не сразу я взгляд оторвал.
Я оставил себе про запас пять минут и отправился бодро назад, потому что решил чертов дом обогнуть и увидеть багровый закат. Но за ним дом за домом в неправильный ряд, словно мысли в ночные часы, заслоняли не только искомый закат, но и синий разбег полосы. И тогда я спокойно пошел на вокзал, но глазами искал высоты, и в прорехах меж крыш находили глаза ярко-синих небес лоскуты. Через сорок минут мы сидели в купе. Наш попутчик мурыжил кроссворд. Он спросил, может, знаем поэта на п и французский загадочный порт. Что-то Пушкин не лезет, он тихо сказал, он сказал озабоченно так, что я вспомнил Марсель, а коллега достал колбасу и сказал: Пастернак. И кругами потом колбасу нарезал на помятом газетном листе, пропустив, как за шторами дрогнул вокзал, побежали огни в темноте. И изнанка Москвы в бледном свете дурном то мелькала, то тихо плыла - между ночью и вечером, явью и сном, как изнанка Уфы иль Орла. Околдованный ритмом железных дорог, переброшенный в детство свое, я смотрел, как в чаю умирал сахарок, как попутчики стелят белье. А когда я лежал и лениво следил, как пейзаж то нырял, то взлетал, белый-белый огонь мне лицо осветил, встречный свистнул и загрохотал. Мертвых фабрик скелеты, село за селом, пруд, блеснувший как будто свинцом, напрягая глаза, я ловил за стеклом, вместе с собственным бледным лицом. А потом все исчезло, и только экран осциллографа тускло горел, а на нем кто-то дальний огнями играл и украдкой в глаза мне смотрел.
Так лежал я без сна то ли час, то ли ночь, а потом то ли спал, то ли нет, от заката экспресс увозил меня прочь, прямиком на грядущий рассвет. Обессиленный долгой неясной борьбой, прикрывал я ладонью глаза, и тогда сквозь стрекочущий свет голубой ярко-синяя шла полоса. Неподвижно я мчался в слепящих лучах, духота набухала в виске, просыпался я сызнова и изучал перфорацию на потолке.
А внизу наш попутчик тихонько скулил, и болталась его голова. Он вчера с грустной гордостью нам говорил, что почти уже выбил средства, а потом машинально жевал колбасу на неблизком обратном пути, чтоб в родимое СМУ, то ли главк, то ли СУ в срок доставить вот это почти. Удивительной командировки финал я сейчас наблюдал с высоты, и в чертах его с легким смятеньем узнал своего предприятья черты. Дело в том, что я все это знал наперед, до акцентов и до запятых: как коллега, ворча, объектив наведет - вековечить красу нищеты, как запнется асфальт и начнутся грунты, как пельмени в райпо завезут, а потом, к сентябрю, пожелтеют листы, а потом их снега занесут. А потом ноздреватым, гнилым, голубым станет снег, узловатой водой, влажным воздухом, ветром апрельским больным, растворенной в эфире бедой. И мне деньги платили за то, что сюжет находил я у всех на виду, а в орнаменте самых банальных примет различал и мечту и беду. Но мне вовсе не надо за тысячи лье в наутилусе этом трястись, наблюдать с верхней полки в казенном белье сквозь окошко вселенскую слизь, потому что - опять и опять повторю - эту бедность, и прелесть, и грусть, как листы к сентябрю, как метель к ноябрю, знаю я наперед, наизусть.
Там трамваи, как в детстве, как едешь с отцом, треугольный пакет молока, в небесах - облака с человечьим лицом, с человечьим лицом облака. Опрокинутым лесом древесных корней щеголяет обрыв над рекой - назови это родиной, только не смей легкий прах потревожить ногой. И какую пластинку над ним ни крути, как ни морщись, покуда ты жив, никогда, никогда не припомнишь мотив, никогда не припомнишь мотив.
Так я думал впотьмах, а коллега мой спал - не сипел, не свистел, не храпел, а вчера-то гордился, губу поджимал, говорил - предпочел бы расстрел. И я свесился, в морду ему заглянул - он лежал, просветленный во сне, словно он понял всё, всех простил и заснул. Вид его не понравился мне. Я спустился - коллега лежал не дышал. Я на полку напротив присел, и попутчик, свернувшись, во сне заворчал, а потом захрапел, засвистел... Я сидел и глядел, и усталость - не страх! - разворачивалась в глубине, и иконопись в вечно брюзжащих чертах прояснялась вдвойне и втройне. И не мог никому я хоть чем-то помочь, сообщить, умолчать, обмануть, и не я - машинист гнал экспресс через ночь, но и он бы не смог повернуть.
Аппарат зачехленный висел на крючке, три стакана тряслись на столе, мертвый свет голубой стрекотал в потолке, отражаясь, как нужно, в стекле. Растворялась час от часу тьма за окном, проявлялись глухие края, и бесцельно сквозь них мы летели втроем: тот живой, этот мертвый и я. За окном проступал серый призрачный ад, монотонный, как топот колес, и березы с осинами мчались назад, как макеты осин и берез. Ярко-розовой долькой у края земли был холодный ландшафт озарен, и дорога вилась в светло-серой пыли, а над ней - стая черных ворон.
А потом все расплылось, и слиплись глаза, и возникла, иссиня-черна, в белых искорках звездных - небес полоса между крышей и краем окна. Я тряхнул головой, чтоб вернуть воронье и встречающий утро экспресс, но реальным осталось мерцанье ее на поверхности век и небес.
Я проспал, опоздал, но не все ли равно? - только пусть он останется жив, пусть он ест колбасу или смотрит в окно, мягкой замшею трет объектив, едет дальше один, проклиная меня, обсуждает с соседом средства, только пусть он дотянет до места и дня, только... кругом пошла голова.
Я ведь помню: попутчик, печален и горд, утверждал, что согнул их в дугу, я могу ведь по клеточке вспомнить кроссворд... нет, наверно, почти что могу. А потом... может, так и выходят они из-под опытных рук мастеров: на обратном пути через ночи и дни из глухих параллельных миров...
Cын угрюмо берет за аккордом аккорд. Мелят время стенные часы. Мастер смотрит в пространство - и видит кроссворд сквозь стакан и ломоть колбасы. Снова почерк чужой по слогам разбирать, придавая значенья словам (ироничная дочь ироничную мать приглашает к раскрытым дверям). А назавтра редактор наденет очки, все проверит по несколько раз, усмехнется и скажет: "Ну вы и ловки! Как же это выходит у вас?" Ну а мастер упрется глазами в паркет и редактору, словно врагу, на дежурный вопрос вновь ответит: "Секрет - а точнее сказать не могу".
|
|