На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
25 апреля 2024 г.

И музыка и философия рождаются из тьмы, из мрака. Не из тени, нет, из темноты, из непроглядности, из мрака. А человеку нужен свет. Человек должен жить на ярком, постоянном, беспощадном свету, так,

(Уильям Фолкнер)

Анонсы

07.10.2011

Шорт-лист недели 23–30.09.2011: И как мороз по коже...

Прибежало. Вовнутрь себя. И отражает себе, и о себе — искаженное сознанием или бессознательное...

                Сон

                СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 23–30.09.2011:
 
 
                1. oMitriy. Сон
                (Номинатор: ikki)
                (5: tamika25, ole, ikki, marko, Helmi)
 
                Мне снилось кладбище. Был тихий летний день,
                Когда ничто покой не нарушало.
                Порхали бабочки. Отбрасывала тень
                Старуха ель костлявая, большая.
                И захотелось пропитаться тишиной
                И замереть над чьей-нибудь плитой.
                Трава, цветы и вязью золотой
                Родное имя... Как же так? Постой.
                Ещё вчера... я помню... целовала...
                Я побежал, и время побежало.
                Вот улицы знакомый поворот,
                Ещё чуть-чуть, но снег уже идёт.
                И нет следов. И у пустых ворот
                Никто не ждёт...
                О, Боже!
 
                Мне снилось кладбище.
                И как мороз по коже...
 
Helmi: Ощущение, что любой комментарий к этому произведению будет выглядеть пластмассово влитым в форму «надо что-то написать»... Но, надо. Мне нравится спящее человечество. Днем оно торопится за наукой, технологичными выкрутасами, желанием доставить себе удовольствие душевное или физическое, а ночью — младенчески беззащитно и искренне. Набегалось-наигралось в дневных ощущениях. Прибежало. Вовнутрь себя. И отражает себе, и о себе — искаженное сознанием или бессознательное. Может быть, только там мы и настоящие. Настолько, чтобы по-настоящему испугаться во сне до крика «О, Боже!», до медленного осознания «Постой, еще вчера...» И бежать, бежать туда, где еще можно успеть встретиться. Читатель — в стихотворении, автор — во сне, ЛГ — в пространстве и времени, а все приходим в одну точку — любовь. К женщине, матери... К тому первобытному и вечному чувству, не поддающемуся усовершенствованию и модификациям прогресса. Этот «Сон» — из стихов, которые не предполагают слушания с активным вмешательством. Эмпатия без оценивания, без комментариев, на уровне молчаливого участия и интимности. Вот и оставим автора наедине с его страхом потери и мертвенной белизной снега перед входом в небытие. А мы, по эту сторону произведения, почувствуем теплоту и ставшее вдруг слишком большим и неуклюжим сердце.
 
 
                Вечер 
 
                ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 23–30.09.2011:
 
 
                (Номинатор: natasha)
                (4: KsanaVasilenko, SukinKot, natasha, Mi-sama)
 
Helmi: Изо всех сил всматриваюсь в вечернее окно. Прямо сейчас: и облака мимо, и ветер играет «тень-свет», как в детские «пряталки». Хм, думаю-да. Почему бы миру не побыть вечером ребенком. Это взрослые устают, а дети способны перед сумерками с новой силой начинать движение, бесконечное движение... Что-то в этом произведении есть. Сопоставление себя, маленького взрослого, и огромного существа-беглеца, жизнеутверждающего действа вокруг. Если почувствовать, что есть М И Р. Уточнение: мир-облака, как один субъект, мы — это не мир, или не облака («а мы..»)... И бесповоротно поняла, что не понять, что имел ввиду автор. Как раствориться во мгле, удобряемой светом. (Значит — уже не мгла.) И ютиться на юру (подчеркнутое одиночество?), а вокруг — тьма? Простите, но это вовсе не чертополоховые колючки мои к произведению. Это мой сиюминутный взгляд, и тот самый барьер непонимания текста. В целом прекрасно восприняла образ шаловливого ребенка, и даже услышала смех, представляете? И вселенскую одинокость оставленного миром (?) человека. Такая романтическая и философская тема — я один, устал, а миру на меня наплевать, — одна из популярных. Особая острота и мучительность возникает, когда противопоставляешь себя не только социуму, окружению, но всему живому, м и р у. Желание включиться в игру («друг») — уже движение навстречу, уже мыслится позитивно, иначе это — небытие. Поэты и умеют нарисовать словом чуждость НЕ-Я, и осознание маленького человека перед тайной мировых горизонтов. Познание Я — в стихах, да... и нежелание принять готовые установки (букварь), самому определить собственное место во вселенной. Вот, кажется, понимаю о чем, а на каком уровне восприятия текста заклинило, не могу объяснить. То, что вынудило подумать, порассуждать — спасибо автору.
 
 
                3. Karlik-Nos. Срока давности.net
                (Номинатор: oMitriy)
                (4: ArunaLeof, oMitriy, Skorodinski, white-snow)
 
Helmi: Нашла недавно статейку о существующем... физическом приборе «Поэтический метроном», способном измерить качество рифм, поэтических метров, образов, и... (держитесь крепче на стуле) мастерство поэта. Предлагалась даже услуга: растарабанить свои творения на предмет сравнения с классиками: сколько точных рифм, плотность образов и ты-ды. Не думаю, что молодому автору нужен такой жесткий а-ля-анализ. У Маши, как представительницы поколения ранимых, чутко вдыхающих воздух, есть несомненные достоинства — способность не бояться языка, даже некоторая вольность, и можно по-старчески позавидовать восприятию момента в чистейшем эмоциональном импрессио. С возрастом само значение слов приобретает столько глубинных смыслов, что страшно не только поставить рядом в строку, но и произнести «нимб», «молитва», «загнанный зверь». И тем острее и ярче становятся стихи молодых, в которых столько открытости, еще нет панциря недоверия к людям и опасения выпустить свою птицу-боль. Как получается выложить на поверхность всего себя, ума не приложу. Мне, никак не литературоведу, читается прямое послание, без многослойности, распутать бы связь клоуна, змея, чертенят (для красивости аллитерации?), и тут же взрослое «ты постарела на одну потерю». Чуточку страстное от слез, печали, ран, индиго рая, и здесь же по-детски чистое «а я в ладошке чье-то сердце грею...». Любить и болеть своей и чужой болью, до бессонницы... вот тема. Это и есть тема для стихов. Эмоциональное выгорание сожжет и поэзию. А опыт с мудростью и темы для выкрика, они наступят настолько скоро, что еще будет жаль потери неопытности. Мне нравится читать такие стихи, и тихонько завидовать той беспрекословной свободе самовыражения, и растягиванию лавандовых снов «в триста беспробудных весен». Оставайся подольше такой, Машенька, а кто-нибудь подскажет что-нибудь поумнее о стихосложении. Жизнь такая штука — все равно включит метроном.
 
 
                4. sumire. О чем не говорят
                (Номинатор: ilonaila)
                (2: Karlik-Nos, ilonaila)
 
Helmi: Сумире — неистовая, неудержимая, разительная, редчайшая авторская уникальность. Много раз, прочитывая ее стихи, пыталась разложить фантастические образы в картину, не понимая иногда, и никак не формулировался ее неподражаемый стиль. А сегодня, пятничным вечером, поняла ее отличие от многих и многих других: кто-то пытается притянуть «за уши» словосочетания и вытянуть из окружающей сомнительной действительности картинки для украшательства своих стихов. Видеть мир и искать в нем образы, подтягивая пальчиками на лист белой бумаги, втискивая в строфы. А у Сумире — наоборот. Все — в ней самой. Она сама выплескивает через край и дарит миру его непохожесть, его ассоциации, наименования, цвета. Она помогает гусеницам и протезам чувствовать, а не догадывается только, что чувствуют они. Это она называет, а не узнает названное. Может это творить только страстный и честный автор. Честный перед собой. Да, свобода, граничащая с психоделикой, с галлюциногенным сладким или кровавым сном, но — свобода. Вот и в этом «О чем не говорят», можно... разнести построчно, построфно, по диагонали, или по препинакам... чтобы найти козявок и тыкнуть автору идиотское «небываетнебацветаиндюка» или еще прочую остолбененную дурость. Но... КАК больно не говорить!!! Это не «через край». Это молчащая и говорящая она. И если кто-то попытается прицепиться к тексту с точки зрения механики и физики... я, наверное, первая не подам ему больше виртуальной руки.
 
 
                5. ilonaila. Борщ
                (Номинатор: natasha)
                (2: eltonivan, lishasontia)
 
natasha: Хочу обратить внимание на этот рассказ. Вспомнила известные слова Толстого — о Л. Андрееве, «Он пугает, а мне не страшно». Сдается мне, что Толстой тут, малость, слукавил, что ли. А мне вот страшно. И рассказ Илонаилы, наверное, не зря мне напомнил Л. Андреева. Страшен Витя, но и Вахтанг — тоже «хорош». Чуть коротковата концовка, может, начало и серединка чуть перевешивают. Но, есть глубина, потенциал у рассказа, простор для читательского воображения, дописывания, как бы, во все стороны. Имхо. Контраст со стихами Митрия, Белла и Маши, с чудными, трогательными стихами и прозой (Песня, Оле, Волча) турнирной темы (параллельные миры от Марко) добавочно, может быть, поразил (вот уж, поистине, параллельные миры).
 
Helmi: Проза. Не умею, совершенно не умею думать о прозе. Могу только читать. И не думать, как написано. Все равно что учебник — была бы информация. «Борщ». Страшная история, согласна. Обычностью и страшная. Только жизнь может быть жутче придуманных историй. Она жутче даже этой, наверное, реальной истории. Я не поняла финала совершенно. Хотелось бы узнать, и что? Мне не достало моральной высоты сообразить, какие чувства испытал герой, лежа на диване после? Наверное, да. Мне не хватило ума понять и осмыслить. Простите. Три фразы: «этот безумный... мир», «человек — ленивое животное», и «животные служат пищей людям». Вот что написалось. Все.
 
ilonaila: Что касается моего текста... Спасибо natasha за ее выбор. Приятно конечно. Я, наверное, должна ответить на вопрос Helmi, какие чувства испытал герой, лежа на диване после? Мне представлялось, что у героя был шок, поэтому он ничего не испытывал. Происходящее попросту не укладывалось в его голове. Впрочем, наверное я недостаточно сумела влезть в шкуру героя и проникнуться его эмоциями.
 
ole: ...Присутствие абсолютно идиотского текста «Борщ» вызвало синдром «маразм крепчал» (прости, Наташа), который тут же усилился набежавшей голосующей за этот текст свитой. Я совершенно уверена, что других произведений шорта ни lishasontia, ни eltonivan не читали — им этого не нужно, у них другая задача. Развеселили оговорки по Фрейду Хельми, точнее, попытка их исправить. Нет, Хельми на самом деле молодчина, интересный взгляд.
 
marko: Наличие в Лонг-листе «Борща» и голосующей за него «свиты» действительно выглядит странным, однако (голосующих я в меру скромных возможностей проверил) юридически придраться не к чему, в общем. Но уж как-то очень все это озадачивает. Борщ вообще, на мой взгляд, беспомощен как литературный текст, особенно на фоне последующей зарисовки Илоны про молдаванина, куда более ценной в этом отношении.
 
Rosa: ...Да. Нащот Борща. Наличие в Шорте произведения госпожи Илонайлы обычно знаменует увеличение количества голосующих...
 
natasha: «Маразм (или оргазм? забыла, ну че-то там) нечаяна нагрянет...» А серьезно, не понимаю реакции. Обосновала номинацию вполне нейтрально: ну, хочу, обратить внимание, ну, произвело впечатление. Не только на меня, кстати. Проголосовал lishasontia — нормально: он же сам пишет только прозу, вполне, кстати, любопытную. имхо. Про eltonivan ничего не скажу, выкладывался мало и давно, я посмотрела. Почитала, правда, бегло. Почему «абсолютно идиотское», почему «выглядит странным... озадачило»? Может, тут какие-то старые разборки, так я не в курсе. И потом — проходит время, мы все меняемся (к лучшему, конечно...
 
SukinKot: Если честно, мне «Борщ» тоже не по вкусу. Наташа, мне удивительно, что он вам напомнил творчество Леонида Андреева. Андреев не просто пугает, он затягивает. А в «Борще» нет даже намека на психологию, никаких интересных мыслей я тоже не обнаружил. Может, плохо искал, конечно.
 
natasha: Понимаете, Сергей, а мне напомнило, честно. Может, я сама уже себя затянула. Воображение вдруг раскрутилось, понеслось во все стороны, и психологию само уже додумало: а как Витя дошел до жизни такой, что это безумие от голода или природная склонность к тому, что мы называем извращением (разве, не в каждом ли из нас есть ее зародыш), и возможные варианты другой концовки (а ну, как не увернулся бы Ваха от палки, или вкусил Витиного борща и ему понравилось бы). И Вахина реакция поразила. Обиженно подумал он: и меня хотел, как кота. И это вернуло к началу, где Ваху обидели, унизили «друзья» будто и не человек он вовсе, и унизившая его опять же грубая тетка на рынке, а ведь, может, и сама она мать чья-то, как и Вахина мать. Не увидела, или не захотела увидеть голодного мальчишку. Пирожка, блин, пожалела. (Уж не знаю, нарочно или случайно автор «поставил рядом» мать и торговку, но получилось это хорошо). Съешь Ваха пирожок — может, и не потянулся бы за борщом, который ему и не по вкусу, вообще-то. Разглядел бы, что что-то не так в Вите. Но голод заглушил инстинкт самосохранения, как это бывает с животными. И что будет с Вахой, не вступил ли он, приехав в город, на путь, все равно, ведущий к гибели, потому что не его «это», а «его» — там — в родном доме, в родной среде (человеку еще слабому, юному необходимы тепло и любовь, чтобы сохранить себя, окрепнуть, научиться — и противостоять злу, и не стать Витей — он же Вахин однокурсник и, судя по речи, тоже не местный). Зло в рассказе предстало не в одном только Вите, может, просто, сумасшедшем. И все это в коротеньком тексте. Я согласна, что править там можно много, сейчас перечитала с этой точки зрения. Но, по-прежнему, думаю, что для короткого рассказа, где не разлетишься особенно с психологией, как Андреев в своих (не коротеньких), он, по сути, сделан убедительно. А длинные рассказы здесь нет смысла выкладывать, ясно, что никто не будет читать, если, конечно, прежде не убедишь читателя короткими в том, что может и стоит.
 
SukinKot: Наташа, у вас сильное воображение. Это очень хорошо для автора, да и для читателя тоже. Но, мне помнится, Чернышков (был у нас такой автор, известный как Laut) говорил о том, что надо развивать в себе читательскую глухоту. Мне кажется, в этом что-то есть, если речь идет о критике (своих или чужих текстов —не важно). Иначе можно взять пустой лист и выдать за шедевр — пусть умный читатель додумает за меня.
 
 
                6. john-green. Бездна
                (Номинатор: Rosa)
                (1: Rosa)
 
 
                7. john-green. Лучшее (2004-2011)
                (Номинатор: Volcha)
                (1: Cherry)
 
Helmi: Вопсчем, штоп сразу так отрезонерить два — у мну не получилось. И одного — тоже не получилось. Щитайте это как хотите. Жанр, влетевший в Шорт рикошетом от Марко... Письмо автору двух номинацый:
Здравствуйте, уважаемый автор Иван Зеленцов. На этой неделе я дежурю, чтобы читатель и автор встретились друг с другом в правом верхнем квадратике. Следят за нами строго, пропустить нельзя никого (пробовала однажды, увы...). Вместо того, чтобы писать в третьем лице, мол, у него то-да сё... пишу лично к Вам. А то вдруг кому в голову придет назвать это рецензией на сборник «Лучшее 2004–2011». Прочла. Боялась, что не смогу ничего сказать, что слишком сложным окажется ваш мир, слишком неузнаваем, элитарно-интеллектуален, что ли... А встретила обычного хорошего человека, одурманенного любовью и ею же спасающегося от ужаса реальности и страха «труб крематория», человека, который слышит и видит не только себя, но всех, кто рядом коптит небо, который умеет помнить самое-самое главное
                отца и маму; бабочку на шторе;
                ночной костёр; по разным полюсам
                разбросанных друзей...
Много, очень много Вашего можно цитировать (признаюсь, выделяла сначала красненьким, а потом решила, что лучше подойдет желтенький цвет маркера). Но дело даже не в отдельных строках, а в цельном восприятии. Похожесть и понимание — вот что меня поразило. Такое ощущение, что Вы — какой-то собирательный автор или образ нашего времени. С дикой болью за свою родину, с пониманием крайностей-качелей капитализма «раб-рабовладелец», но, увы, ничего не способный изменить. Хотя и формула силы и твердости (частной, личной, а значит и общей), вот она — «не верить, не бояться, не прощать себе ни раболепства, ни гордыни». Знаем ведь, а не получается вместе. И очень благодарна Вам за эти строчки:
                на ней, наверно, вправду, стоит жить,
                раз за нее так часто умирали...
Еще как стоит!)). Вот если бы не эта Ваша уверенность, мне неинтересно стало бы читать о нашем житье-бытье стотысячный раз в рифму. И, признаюсь, быстренько глазами пробегала всяких Гуччи с «мерсами», но, куда ж без слов-символов.
А о стихах и творчестве... да леший его знает. Мне, как обыва... обычному читателю, трудно понять ожоги творчества, и невозможность жизни без «писать». Хотя знаю таких людей, и искренне верю, что они несут нечто большее, чем осознание бытия и право жить. Чем-то они угодили (богу ли?) и наказаны за талант мукой и счастьем творчества. Наверное, поэты, как аккумуляторы, накапливают энергию и пульсацию миллионов сердец в строчки, чтобы оставить их на будущее, когда выключится электричество. Иначе век и эпоха будет только вещной, без духа и дыхания. Во как: они, поэты, дышат за всех, наверное... У Вас получается говорить за себя, и немножко за других. Вот за меня — точно. Не во всем, но многом. Сегодня многие пишут, пишут, тоннами отправляя посылки с буквами в космос, пробивая дырочки в атмосфере (черные дыры — не нашего ли ума/безумия дело?.. Но этот увеличивающийся вихрь рифмованных строчек в сети и миллионы произведений — как бесформенная, студнеобразная масса, среда для выталкивания самых сильных, зачатия редких строк. Как хаос вселенную, так непременно история выплеснет в каждое время лучшего детеныша человекообразного, творящего. Сублимация неизбежна. Но все выяснится потом, после нас. А сегодня вот почитали Ваш сборник, и уже шевелимся, живем, волнуемся, отзываемся. Здорово же! Спасибо за хорошие стихи.
 
 
                Избранное 
 
                СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ 23–30.09.2011:
 
                Номинировано: 7
                Прошло в Шорт-лист: 7
                Шорт-мен: oMitriy
                Чудо-лоцман: ikki
                Голосивших: 19 + 2*
                Воздержантов: 2 (pesnya, Kinokefal)
                Чадский: Helmi



← ПредыдущаяСледующая →

18.10.2011
Шорт-лист недели 30.09–07.10.2011: Слыша бессловесное

06.10.2011
Нужное допишем. Итоги турнира № 10

Читайте в этом же разделе:
06.10.2011 Нужное допишем. Итоги турнира № 10
01.10.2011 Шорт-лист недели 16–23.09.2011: Приноравливая шаг
25.09.2011 Лиру оставь! Итоги Турнира № 9
25.09.2011 Шорт-лист недели 09–16.09.2011: Переламывая бока
19.09.2011 Нет, я с тобой тронусь. Итоги Турнира № 8

К списку


Комментарии

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон