|

Мерзавцы прежде всего дураки. Быть добрым куда веселее, занятнее и в конце концов практичнее (Корней Чуковский)
Анонсы
25.09.2011 Шорт-лист недели 09–16.09.2011: Переламывая бокаЗная автора, прекрасно понимаю, что не может у него быть таких «проколов»... 
СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 09–16.09.2011:
(Номинатор: Rosa)
(9: Rosa, ole, Reghina, white-snow, Kinokefal, oMitriy, Voha, Helmi, AlexG)
отцу
Словно белые-белые ялики,
в синем-синем плывут облака.
С яблонь падают красные яблоки,
переламывая бока.
Окрыленное птичьим окриком,
легкой музыкой из окон,
хочет яблоко белым облаком
стать, ньютонов поправ закон.
Хочет пасть, будто в пасть Везувия,
в пропасть синюю поутру.
Ну, а яблоня, как безумная,
машет ветками на ветру.
Только разве укроешь листьями,
это яблоко от дождя?
Правит осень, шажками лисьими
в облетающий сад войдя,
в каждой черточке мира явлена,
льет туманы, как молоко.
Пало яблоко, но от яблони
не укатится далеко.
Звезды осенью обесточены.
Так темно, словно смерть близка.
...То ли в яблоке червоточина,
то ли просто тоска, тоска,
то ли просто душа разграблена,
иней выступил на жнивье.
Не печалься об этом, яблоня.
Скучно яблоку гнить в траве.
Сдюжит, вытерпит злое времечко,
продувной и промозглый век.
Прорастет золотая семечка,
новой яблоней дернет вверх,
чтобы к белым своим корабликам
ближе стать хоть на полвершка...
...И с нее будут падать яблоки,
переламывая бока.
natasha: Рада, что мне выпало, писать о стихе такого авторитетного, замечательного поэта. Приступаю с трепетом. Прочла первый раз бегло (как всегда, когда первый раз), отрешившись от всех внешних обстоятельств — как-то: кем написан, когда, какие уже есть отзывы и прочее. Стих не произвел сильного впечатления, довольно традиционной показалась тема (стремление юности к недостижимому, увядание, умирание, возрождение, повторение — круг заакнулся), «поцарапали» «красные» яблоки (почему именно «красные»?), «окрыленные ...яблоки» улыбнули, синяя, небесная «пасть» Везувия (ну, не вяжется синева неба с жерлом живого вулкана), огорчила неточность с прорастанием яблони из семечка яблока, сгнившего в траве под яблоней (так не бывает). В общем неплохой, грамотный, крепкий стих, аллитерации прекрасные, то да сё тоже хорошо, но не «ах!». Если бы не автор, если бы не необходимость разбора, так бы и поставила десять, ну, пятнадцать баллов, а то бы и так пропустила, посмотрев, что уж и так довольно наставили. Однако, зная автора, прекрасно понимаю, что не может у него быть таких «проколов» просто так, что не случайно значит выбрал он слово «красные», а не «спелые», хотя «спелые» так и напрашиваются: и по смыслу, вроде точнее, и как звукопись лучше, а уж с этим у автора все в порядке («...хочет пасть, будто в пасть ...и пропасть...»). Ага, значит знак подает мне автор, сигналит о чем-то, а я не сообразила. Значит, надо перечитывать, перечитывать, вникнуть, понять и ...принять (?). И посмотреть комменты в листе. Так, смотрю: приветственный коммент Розы, восторг Тамики, «гениально» и забавный оксюморон — «жемчужина для всех» — Песни, и наконец, особо весомые для меня комменты Икки «...каждое слово на своем месте...», и Сары «...достойный стих, отец должен гордиться...). Значит, не дотумкала я чего-то, не уловила художественную идею, не учла посвящения (а этим тоже мне сигналит автор). Перечитала, и не раз. И вот как увидела. Белое, синее, красное в начале стиха — точно российским флагом взмахнул автор, и почти сразу все стало на свои места. Ах, вот как — тема-то более актуальная, нетривиальная. И желание «красных» яблок нарушить природный закон стало понятным, и яблоня стала Россией, переживающей темную, смерти подобную осень, в безумии тщетно машущей ветвями над упавшими своими, гниющими «красными» яблоками, и обещание (надежда) прорастания «золотого семечка» (для отца, для отца это обещание), и горькое понимание (предчувствие, сомнение) поэта, что и с новой этой Яблони – России снова «...будут падать яблоки, переламывая бока...). Экспериментальный стих, в котором автор смело смешивает жанры: лирический (о природе, любви и печали человеческой), гражданскую лирику, басенный (эзоповский). Удался ли эксперимент? Мне кажется, почти удался (эх, сразу бы въехать в тему, хотя, может, это только мое тугодумие сказывается), а время покажет. Хочу лишь сердечно поблагодарить автора за смелость художественной идеи, за мастерство. (Единственный упрек, не высказав который, я бы «лопнула»:), да простит мне его автор (а может, и сгодится ему). Не люблю я порой разговорное «просто» в стихах, не понимаю, что такое «просто тоска», или «просто душа разграблена»...
ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 09–16.09.2011:
(Номинатор: ikki)
(4: KsanaVasilenko, SukinKot, ikki, Skorodinski)
natasha: Понять стих «на раз», с первого прочтения, не получилось. Со второго, третьего, четвертого, наконец, кажется, разобралась. Не полностью, правда, — почти. Кажется, что стих вдохновлен каким-то литературным или, может быть, киносюжетом («микрочип» напомнил мне фантастическую повесть «Мы» Замятина. Кстати, и фильм был поставлен, кажется, по этой повести), а может быть — личным опытом (загадочная, интимная «Квитка»), а может быть — нафантазирован. Или, что скорее всего, это нечто синтетическое, каким обычно и бывает произведение искусства. Строчка «Как уходить? Тихонько. По одному». окончательно высветила сюжет. Я не так хорошо знаю стихи Аруны, чтобы судить, насколько они «искусственны», то есть, — случайны ли художественные эффекты или тщательно продуманы автором, что в них от сердца, что от ума. Я вижу только, что стих получился очень интересный во всех смыслах, достойный внимания и разговоров. Тронул ли он меня глубоко? Пожалуй, да. И как женщину (конечно, Икки, как же ТАКОЙ сюжет может не тронуть женщину), и как поэтический феномен (конечно, Икки, форма стиха совершенна: музыкально — резкая, отрывистая (порывистая), но строгая, стройная, образно — черно-белая графика, если можно так сказать. И здесь, по-моему, эта форма уместна и хороша). Я не буду «растекаться мыслью» об этом стихе, хотя сказать можно было бы много (хорошего!), ибо строчки: «мне все равно, вживляйте свой микро-чип...» и «...это известно всем... только знает ли кто-нибудь, как потом уходить навечно?» могут нести в себе и намек автора на то, чтобы лучше не трогали этот стих, не копались в нем, все равно мол, не прочувствуете до конца, до дна душевной боли. И тут, ваш, Икки, коммент в листе попадает в «десятку». Да — неизбежна разлука с любимым, как неизбежность смерти, как неизбежность стихийного бедствия, уносящего навечно из жизни близкого, родного человека. И что тут может сказать читатель, все понимающий, сочувствующий — но все же посторонний на этих «похоронах». Тем более что это стихийное бедствие — не сама ли ЛГ, потому что не может она более выносить эту «нормальность» ухода «тихонько, по одному», а может быть, и эту «Квитку» (для любимого — только, всего лишь Квитку)? Спасибо, Аруна, за интересный, очень, очень хороший, хотя и слегка загадочный (для меня) стих, напомнивший мне много (всякого)...
(Номинатор: natasha)
(3: natasha, pesnya, MarkizaKarabasa)
natasha: Короткое стихотворение Регины, по-моему, выполнено почти совершенно. Нетривиальные эпитеты и сравнения подобраны мягко (чччшшш, чччшшш — шорох волны и ветра), не вычурны, точно соответствуют и осеннему увяданию (обмякшая, нахохлившийся, продырявившийся, накупавшееся), и тому странному состоянию души, которое бывает порой только осенью (сакральность, магия... да), когда чувствуешь завершение витка (ступени?) жизни и печаль прощания с прошлым, и в тоже время душа уже предвосхищает новое, неясное (пронзительная, холодная синева неба, «затейливая блажь ветра» (облачное чудо), но еще молчит об этом, притихла, отдыхает, готовясь к Новому («круг осенних перемен»). Музыкальный звук стиха безупречен (ритмика, аллитерации), в малом объеме сказано много. Слова раскрываются, как цветы, до глубины (ОТПУСК – ОТПУСТИТЬ – освободить – облегчить – отдохнуть и природе и человеку, ЧАЯ/ЧЬЯ ПЕЧАЛЬ – ЧАЙКА – свобода, полет, звук, ЧАЯТЬ – ждать, готовиться, надеяться, ЧЬЯ ПЕЧАЛЬ – чья-то печаль – всеобщая – моя, РЕФРЕН – повтор, круг, возвращение, обновление). Тамика права (см. коммент в листе), последняя строчка слегка нарушает тонкую и, не побоюсь сказать, классическую икебану своей не вполне соответствующей ясному, чистому звуку всего стиха некоторой смысловой «кудрявостью» и последним словом «зашита». Не надо «зашивать» этот (заметьте, начинающийся точками) стих, точно принесенный ветром. Осень — мое любимое время года. Любимое за то, о чем написала этот прекрасный стих Регина. Благодарна ей сердечно за такой подарок.
(Номинатор: Karlik-Nos)
(1: Volcha)
natasha: Ну, что тут скажешь? Умница Сумире. Читать надо только вслух, не вдумываясь, ибо абсолютно ясно о чем стих, никаких мудрствований нет. Привычная, знакомая, дорогая уже для тех, кто читает и любит Сумире — водная: морская, дождевая, снеговая, плескающая, капающая, шуршащая — атмосфера. Музыка заговОра кружит голову, сердце ноет. Если начать разбираться в «грейпфрутовых» щуках, ныряющих в «продрогшее сено» или в «жёлуде» Питера «в петельке», музыка глохнет. Но кое-что «сухое» все-таки надо сказать, наверное. В последних стихах Сумире вдруг взялась объяснять читателю об чем стих. То, вот, эпиграф и концовка, точно из другого стиха, упрощенная, едва ли не банальная, а в предыдущем (Когда из нас налепят сны..) — только концовка. Мне больше по душе, когда Сумире расставляет такие подпорки-пояснения для читателя ненавязчиво по всему стиху, когда есть второй, третий содержательные пласты. Не знаю, может, совсем не права. Совсем имхо. А стих замечательный! Как бы мне хотелось прочесть его вслух для всех, так, как я сама слышу и читаю. Короче, я в восхищении!
(Номинатор: tamika25)
(1: tamika25)
natasha: Прощальное стихотворение-посвящение. Внятное по смыслу (кончилось лето, пора расставаться — это грустно, но тянет уже домой — на Родину, судя по «приватному привету Питеру», на общую Родину автора и адресата посвящения. Автор улетает, подруга остается. Момент прощания перед отлетом из берлинского аэропорта.) Просто, задушевно передано настроение. Особенно хороши строчки «Сочится банька дымом из трубы, /А серый день полоскою рассвета» и две заключительные, «Брусничный чай и Александр Грин, / На прикроватной тумбочке у дочки». Все же остальное показалось вполне традиционным для стиха-посвящения, как будто я уже читала это где-то много раз. Смутили некоторые сумбурности и неточности. Перечислю. «Северных Венеций» — множественное число. О каких городах, кроме Питера, может идти речь?.. «Приватно» — не вполне уяснила значение этого слова в контексте. «Я передам приветы.../...Когда наш рейс.../...вылетит обратно...» — то есть, что? — именно в момент вылета и пролета над Ку-даммом.? «Сменив окрас линяет Бабье лето» — зпт пропущена, ну это ладно, но как это понимать, о каком окрасе идет речь. У Бабьего лета, что несколько (два) окрасов? «И... затяжной осенний сплин, / Разбитый вдрызг...» — одновременно такого быть не может, значит, речь идет уже о каком-то важном моменте после этого сплина. О каком? В стихе, как и положено, наверное, в посвящениях, должны быть интимность, недоступное читателю знание, намек. Этим видимо объясняется упоминание туретчины, Греции, Варшавы и Праги. В общем, по-моему, получилось вполне хорошее стихотворение, не без огрехов, правда, с отдельными, наполненными настоящей поэзией строчками, за них и спасибо Вохе. Но мне кажется, что в художественном (не в личном, сердечном) смысле, этот стих для (у) автора «проходной», как говорится — текущий.
(Номинаторы: bell572, globalogos)
(1: ArunaLeof)
natasha: Стих о жизни после утраты любви. Страстный, искренний, ритмически сильный, а соответственно ритму также и по смыслу — долго, настойчиво, неотвязно долбящий в одну болевую точку. Забыть, забыть, забыть... И кажется, что нет выхода, ибо ЗАБЫВАТЬ — значит лишаться души, мертветь: «И что теперь? Один и тот же день, громоздкий день... где каждый звук безмолвие задев, безвольно скуп...». И удивительный конец — самое сильное, по-моему, место в стихе, оправдывающее и название его и пафос. Жить, жить (Viva la Vita!). Но, ах, как жаль, что, значит, не так сильна, как Смерть, была Любовь. А как было бы хорошо — умереть от Любви, а не тащиться далее по жизни калекой-подранком. Замечательно!!! — когда, читаю бегло, когда сознание отмечает лишь самые сильные, ясные строки, вбиваемые в него ритмом. Замечаю, правда, что попутно пробегают еще какие-то строки, смысл которых не вполне ясен, но не обращаю на это внимания — а... потом, мол, разберусь, главное — эта страсть, эта искренность, эти удары. Возвращаюсь, начинаю перечитывать уже медленно, желая насладиться, образами, глубиной мысли автора, не схваченной при первом чтении, и... И понимаю, что лучше бы этого не делала. Что за ломбард, в котором ЛГ кому-то (кому?) пытается ссудить «пустоту» в (под?) залог «дармовых» (?) воспоминаний (чьих?). И кому нужна эта пустота? Честно, «взорвались мозги»! Что такое «безмозглая потеря»? Может, «бездумная»? «И что теперь? Я выживу, поверь... Кому клянусь? Да всем, кому угодно. Но не себе. По правилам потерь...». А почему — не себе? Не ясно, далее объяснения нет. И зачем ЛГ кому-то клянется, какое ему дело до других, если он весь в себе. А что, есть правила у потерь? Чистая риторика. имхо. «И в этом странном счастье одинок я наблюдаю время в ожиданьи...» — тут вдруг происходит переход от инфинитива к настоящему времени (наблюдаю) — и это «царапает». «мир... c будничной тоской оставит труд заученных стенаний» — здесь «мир» это внутренний мир ЛГ, но чтобы догадаться, ей богу, нужно поломать голову. «...Мне хорошо и прочее так просто — в безгласном небе, месяцем взойдя, висит многозначительный апостроф...» — тут опять я спасовала. То, что кажется таким простым ЛГ (многозначность апострофа) — я не смогла расшифровать. Ну что ж, может, моя вина. Только все эти непонятки, похожие на пустую риторику, смазали первое, сильное, хорошее впечатление. О чем сожалею, но не могу не сказать. Мне кажется, что в несомненно талантливом стихе есть что-то лишнее, утяжеляющее, затемняющее его. В общем, вот такое противоречивое впечатление. Надеюсь, автору оно пригодиться.
bell572: В одной из древних китайских книг (к сожалению, не помню, в какой именно) я как-то прочитал, что в стихах не важны даже слова... Сначала меня удивила подобная концепция, но потом я понял: да, да, конечно, есть вещи важнее — это интонация и атмосфера. Да, огрехов в стихах нет только у гениев, и существует литературоведческий термин «авторская глухота», которая, кстати, может иметь место, когда доминирует чувство. «Когда строку диктует чувство, оно на сцену шлет раба...». Обратите внимание на первую строку и на последнюю — «Забыть тебя. Забыться, и забить крест-накрест дверь в ломбард...»; «Мне, в сущности, так жаль, что я тобою несмертельно ранен...». Да, несомненно, ЛГ противоречит сам себе, он мечется, сходит с ума и любит с еще большей силой, чем прежде. А если взять строку «Моя душа — занятнейший предмет: перелюбив, не требует добавки», то можно говорить и о несомненном мастерстве. Хочу сказать о том, что разбирать подобные стихи с точки зрения литературоведения, все равно, что резать по живому. И то, что кажется «лишним, утяжеляющим, затемняющим» предыдущему рецензенту, и есть — страсть, всепоглощающая, необъяснимая и даже подчас страшная для познавшего ее редкого носителя. Желаю автору «Viva la Vita» всего самого доброго.
natasha: Белл, я уже поняла, что когда-то литературоведы (рецензенты, критики) задели вас больно и, может быть, как вы думаете, фатально. Простите, что пишу об этом публично, но вы же этого не скрываете, верно? И вот вам показалось, что и я также больно задела автора Вива ла Вита! Поверьте, это совсем другой случай. Никто здесь никого «по живому не режет». Я не литературовед, не критикую, лишь пишу о своем впечатлении, в надежде, что автору это может пригодиться. Я сама выкладываю свои «творения» и нахожусь, следовательно, в таком же положении, как и все остальные, и потому сочувствую любому автору так, как если бы сама была на его месте. Вы же пытаетесь сейчас, простите, «запудрить» автору мозги некой как бы объективной (положительной) оценкой. Не надо этого делать. С «авторской глухотой» надо бороться — это ясно и ежу. Признавать в авторе мастера по нескольким удачным строкам в стихе это неправильно, и это тоже тому же ежу ясно. И, если руководствоваться, обсуждая стих, только тем, что автора «шлет на сцену чувство», то, лучше после этого автору никогда не сталкиваться с настоящими критиками, а продолжать «печь свои куличики в песочнице». И, поверьте, я могла бы вам возразить по существу, едва ли не по каждому пункту вашей апологии. Только не уверена, нужно ли это, ибо боюсь, что автор подвергнется тогда действительно слишком сильной (и уже излишней, по-моему) трепке нервов.
bell572: Критики меня, конечно, били сильно, но не фатально. Если я вас невольно задел, то прошу меня извинить:) Честно говоря, я прошел очень хорошую школу лито, где мы друг друга критиковали без жалости, почти топтали. Однако как раз это и шло на пользу. Но когда видишь, что стихи написаны почти в бреду, не хочется быть литературоведом и филологом, так как должно пройти очень много времени, чтобы этот самый бред обрел реальные формы. Только об этом я думал, когда сочинял свою скромную рецензию и невольно упомянул вас. Мой первый учитель вообще говорил, что молодых поэтов нужно топить, как котят (в смысле критики). Не выживет — значит, не судьба. Когда-то мне эта позиция была близка, но не сейчас. Все свое я уже давно получил, может быть, даже больше, чем заслуживаю, поэтому сдержанность в выражениях мне сейчас близка, как никогда. «Viva la Vita» Onetime — одно из редких стихотворений, которое, на меня лично, оказало сильнейшее воздействие правдивостью своих внутренних коллизий. Удачи и всего вам самого доброго! Прошу еще раз меня извинить

СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ 09–16.09.2011:
Номинировано: 6
Прошло в Шорт-лист: 6
Шорт-мен: john-green
Чудо-лоцман: Rosa
Голосивших: 19
Воздержантов: 0
Чадский: natasha Читайте в этом же разделе: 19.09.2011 Нет, я с тобой тронусь. Итоги Турнира № 8 14.09.2011 Шорт-лист недели 02–09.09.2011: Минуя крыши 11.09.2011 Шорт-лист недели 26.08–02.09.2011: Красной нитью — через все творчество 04.09.2011 Ложись на грудь! Итоги Турнира № 7 03.09.2011 Шорт-лист недели 19–26.08.2011: Не вижу волн
К списку
Комментарии Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.
|
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Авторизация
Камертон
Перед нашим окном дом стоит невпопад, а за ним, что важнее всего, каждый вечер горит и алеет закат - я ни разу не видел его. Мне отсюда доступна небес полоса между домом и краем окна - я могу наблюдать, напрягая глаза, как синеет и гаснет она. Отраженным и косвенным миром богат, восстанавливая естество, я хотел бы, однако, увидеть закат без фантазий, как видит его полусонный шофер на изгибе шоссе или путник над тусклой рекой. Но сегодня я узкой был рад полосе, и была она синей такой, что глубокой и влажной казалась она, что вложил бы неверный персты в эту синюю щель между краем окна и помянутым домом. Черты я его, признаюсь, различал не вполне. Вечерами квадраты горят, образуя неверный узор на стене, днем - один грязно-серый квадрат. И подумать, что в нем тоже люди живут, на окно мое мельком глядят, на работу уходят, с работы идут, суп из курицы чинно едят... Отчего-то сегодня привычный уклад, на который я сам не роптал, отраженный и втиснутый в каждый квадрат, мне представился беден и мал. И мне стала ясна Ходасевича боль, отраженная в каждом стекле, как на множество дублей разбитая роль, как покойник на белом столе. И не знаю, куда увести меня мог этих мыслей нерадостных ряд, но внезапно мне в спину ударил звонок и меня тряханул, как разряд.
Мой коллега по службе, разносчик беды, недовольство свое затая, сообщил мне, что я поощрен за труды и направлен в глухие края - в малый город уездный, в тот самый, в какой я и рвался, - составить эссе, элегически стоя над тусклой рекой иль бредя по изгибу шоссе. И добавил, что сам предпочел бы расстрел, но однако же едет со мной, и чтоб я через час на вокзал подоспел с документом и щеткой зубной. Я собрал чемодан через десять минут. До вокзала идти полчаса. Свет проверил и газ, обернулся к окну - там горела и жгла полоса. Синий цвет ее был как истома и стон, как веками вертящийся вал, словно синий прозрачный на синем густом... и не сразу я взгляд оторвал.
Я оставил себе про запас пять минут и отправился бодро назад, потому что решил чертов дом обогнуть и увидеть багровый закат. Но за ним дом за домом в неправильный ряд, словно мысли в ночные часы, заслоняли не только искомый закат, но и синий разбег полосы. И тогда я спокойно пошел на вокзал, но глазами искал высоты, и в прорехах меж крыш находили глаза ярко-синих небес лоскуты. Через сорок минут мы сидели в купе. Наш попутчик мурыжил кроссворд. Он спросил, может, знаем поэта на п и французский загадочный порт. Что-то Пушкин не лезет, он тихо сказал, он сказал озабоченно так, что я вспомнил Марсель, а коллега достал колбасу и сказал: Пастернак. И кругами потом колбасу нарезал на помятом газетном листе, пропустив, как за шторами дрогнул вокзал, побежали огни в темноте. И изнанка Москвы в бледном свете дурном то мелькала, то тихо плыла - между ночью и вечером, явью и сном, как изнанка Уфы иль Орла. Околдованный ритмом железных дорог, переброшенный в детство свое, я смотрел, как в чаю умирал сахарок, как попутчики стелят белье. А когда я лежал и лениво следил, как пейзаж то нырял, то взлетал, белый-белый огонь мне лицо осветил, встречный свистнул и загрохотал. Мертвых фабрик скелеты, село за селом, пруд, блеснувший как будто свинцом, напрягая глаза, я ловил за стеклом, вместе с собственным бледным лицом. А потом все исчезло, и только экран осциллографа тускло горел, а на нем кто-то дальний огнями играл и украдкой в глаза мне смотрел.
Так лежал я без сна то ли час, то ли ночь, а потом то ли спал, то ли нет, от заката экспресс увозил меня прочь, прямиком на грядущий рассвет. Обессиленный долгой неясной борьбой, прикрывал я ладонью глаза, и тогда сквозь стрекочущий свет голубой ярко-синяя шла полоса. Неподвижно я мчался в слепящих лучах, духота набухала в виске, просыпался я сызнова и изучал перфорацию на потолке.
А внизу наш попутчик тихонько скулил, и болталась его голова. Он вчера с грустной гордостью нам говорил, что почти уже выбил средства, а потом машинально жевал колбасу на неблизком обратном пути, чтоб в родимое СМУ, то ли главк, то ли СУ в срок доставить вот это почти. Удивительной командировки финал я сейчас наблюдал с высоты, и в чертах его с легким смятеньем узнал своего предприятья черты. Дело в том, что я все это знал наперед, до акцентов и до запятых: как коллега, ворча, объектив наведет - вековечить красу нищеты, как запнется асфальт и начнутся грунты, как пельмени в райпо завезут, а потом, к сентябрю, пожелтеют листы, а потом их снега занесут. А потом ноздреватым, гнилым, голубым станет снег, узловатой водой, влажным воздухом, ветром апрельским больным, растворенной в эфире бедой. И мне деньги платили за то, что сюжет находил я у всех на виду, а в орнаменте самых банальных примет различал и мечту и беду. Но мне вовсе не надо за тысячи лье в наутилусе этом трястись, наблюдать с верхней полки в казенном белье сквозь окошко вселенскую слизь, потому что - опять и опять повторю - эту бедность, и прелесть, и грусть, как листы к сентябрю, как метель к ноябрю, знаю я наперед, наизусть.
Там трамваи, как в детстве, как едешь с отцом, треугольный пакет молока, в небесах - облака с человечьим лицом, с человечьим лицом облака. Опрокинутым лесом древесных корней щеголяет обрыв над рекой - назови это родиной, только не смей легкий прах потревожить ногой. И какую пластинку над ним ни крути, как ни морщись, покуда ты жив, никогда, никогда не припомнишь мотив, никогда не припомнишь мотив.
Так я думал впотьмах, а коллега мой спал - не сипел, не свистел, не храпел, а вчера-то гордился, губу поджимал, говорил - предпочел бы расстрел. И я свесился, в морду ему заглянул - он лежал, просветленный во сне, словно он понял всё, всех простил и заснул. Вид его не понравился мне. Я спустился - коллега лежал не дышал. Я на полку напротив присел, и попутчик, свернувшись, во сне заворчал, а потом захрапел, засвистел... Я сидел и глядел, и усталость - не страх! - разворачивалась в глубине, и иконопись в вечно брюзжащих чертах прояснялась вдвойне и втройне. И не мог никому я хоть чем-то помочь, сообщить, умолчать, обмануть, и не я - машинист гнал экспресс через ночь, но и он бы не смог повернуть.
Аппарат зачехленный висел на крючке, три стакана тряслись на столе, мертвый свет голубой стрекотал в потолке, отражаясь, как нужно, в стекле. Растворялась час от часу тьма за окном, проявлялись глухие края, и бесцельно сквозь них мы летели втроем: тот живой, этот мертвый и я. За окном проступал серый призрачный ад, монотонный, как топот колес, и березы с осинами мчались назад, как макеты осин и берез. Ярко-розовой долькой у края земли был холодный ландшафт озарен, и дорога вилась в светло-серой пыли, а над ней - стая черных ворон.
А потом все расплылось, и слиплись глаза, и возникла, иссиня-черна, в белых искорках звездных - небес полоса между крышей и краем окна. Я тряхнул головой, чтоб вернуть воронье и встречающий утро экспресс, но реальным осталось мерцанье ее на поверхности век и небес.
Я проспал, опоздал, но не все ли равно? - только пусть он останется жив, пусть он ест колбасу или смотрит в окно, мягкой замшею трет объектив, едет дальше один, проклиная меня, обсуждает с соседом средства, только пусть он дотянет до места и дня, только... кругом пошла голова.
Я ведь помню: попутчик, печален и горд, утверждал, что согнул их в дугу, я могу ведь по клеточке вспомнить кроссворд... нет, наверно, почти что могу. А потом... может, так и выходят они из-под опытных рук мастеров: на обратном пути через ночи и дни из глухих параллельных миров...
Cын угрюмо берет за аккордом аккорд. Мелят время стенные часы. Мастер смотрит в пространство - и видит кроссворд сквозь стакан и ломоть колбасы. Снова почерк чужой по слогам разбирать, придавая значенья словам (ироничная дочь ироничную мать приглашает к раскрытым дверям). А назавтра редактор наденет очки, все проверит по несколько раз, усмехнется и скажет: "Ну вы и ловки! Как же это выходит у вас?" Ну а мастер упрется глазами в паркет и редактору, словно врагу, на дежурный вопрос вновь ответит: "Секрет - а точнее сказать не могу".
|
|