Природа не терпит одиночества
(Марк Туллий Цицерон)
Анонсы
11.05.2011
Шорт-лист недели 29.04–06.05.2011: Вот такая сырость
Часто бывает такое: напишешь стихотворение и сомневаешься, хорошо получилось или нет...
СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 29.04–06.05.2011:
(Номинаторы: Karlik-Nos, Alfikas)
(3: Karlik-Nos, Serjan, petrovich)
(2: natasha, tamika25)
Прошу, ты не смотри на «вдовий горб»*!
И у корней волос не седина,
А серебро из тех бездонных торб,
Что попрошаек кормят... Сведена
Ладонь в кулак. Кулак ударит в грудь,
Но совесть выйдет во вчерашний день
И пропадет надолго... Как-нибудь
Я обойдусь без совести. За тень,
За белозубый хохот, за плечо,
За простыню, стекающую с тел,
(Твое так юно!), за свое «еще!»
Хватаюсь, но... Хотел бы ты? Хотел,
Лицо в лицо, кусая жалкий рот,
Смотреть, как тает перестарок-воск
(Он с желтизной и очень скуп на мёд)?
...в тиши рассудка водит кистью Босх**
И слышен грифель Гойи***...
Я б хотела...
*«вдовий горб» — жировой горб, климактерический бугор, холка (возрастное явление у женщин)
**«водит кистью Босх» — намек на триптих И. Босха «Страшный суд»
***«грифель Гойи» — им. в виду серия графических работ Ф. Гойи «Капричос»
tamika25: А вот «сырое» стихотворение Ксаны. Здесь в понятии «сырое» я подразумеваю следующее: автор написала прекрасное стихотворение, но сама себе это еще не уяснила. Вот такая сырость. Часто бывает такое: напишешь стихотворение и сомневаешься, хорошо получилось или нет. И здесь надо обязательно послушать мнение «со стороны». Всякий, кто заглянет на страничку с этим стихотворением Ксаны на Решетории, обязательно увидит, какая замечательная конструктивная дискуссия там завязалась. Теперь о самом стихотворении. Тема, выбранная автором, очень сложная, тонкая. Женская страсть, сильная, неразделенная, смелая. Не потому, что это, может быть, в последний раз, а потому, что чем старше женщина, тем многогранней ее чувства и желания, в которых и бесценный опыт прожитых лет, и какое-то более высокое понимание жизни, любви, человеческих отношений. Ксане, несомненно, удалось донести до читателя основную мысль стиха, которая, я думаю, состоит в том, что женщина не смотря ни на что счастлива тем, что умеет любить, что смеет желать, может хотеть... Она понимает, что избранник, скорее, отвергнет ее, но все же находит в себе силы ответить хотя бы самой себе : «Я б хотела...». А секрет успеха этого стихотворения, по-моему, состоит в том, что Ксана прочувствовала свою героиню всем сердцем, «вросла» в этот образ. И в результате получилось очень хорошее, сильное произведение. Надеюсь, что оно займет самое высокое место в Шорте.
ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 29.04–06.05.2011:
(Номинатор: JZ)
(3: Rosa, Helmi, JZ)
tamika25: Даже не знаю, что и написать об этом стихотворении. Название как-то не особо насторожило. Но когда начала читать, чего-то как-то не по себе стало. Включила логику. Если автор выкладывает стихотворение на сайт, значит, хочет, чтобы его прочитали. И тут же «не ходите». Логики нет. Даже те читатели или пользователи сайтов, кому нравятся стихи этого автора, невольно призадумаются: а стоит ли, действительно, ходить и читать? В общем, вся первая часть стиха — это некое пренебрежение к интернетовским читателям плюс усталость от всего многолетнего выкладывания стихов в Интернет. Дальше уже интересней. В стиле Сержана, который многими узнаваем и любим. Хотя и здесь еще как бы ответ условной читательнице, которая намыслила себе какие-то дальнейшие отношения с автором. И только лишь два последних замечательных четверостишия раскрывают суть всего выше написанного:
...А мне бы —
Не ходить в электронную почту,
Не читать незабвенное «здравствуй»,
Задыхаясь удушливой ночью
И рифмуя засохшие астры.
Не ходите ко мне! Я по краю
Бесконечной любви коченею.
И люблю, и любовью сдыхаю,
И живу, и дышу только ею...
И всё было бы прекрасно, если бы не один момент. Если автор любит свою единственную замечательную женщину, а в этом сомнения нет, и не хочет, чтобы его стихи читали другие, зачем же тогда он выкладывает на сайты свои творения? Неужели он не понимает, что все это будет читаться, разбираться по косточкам, иногда с ухмылкой, под пивко или водочку... Но стоит ли обращать на это внимание? Надо быть выше всего этого и при всем том всегда быть на страже своей любви. Из всего написанного выше следует, что данное произведение есть талантливо мастерски написанное стихотворение, в котором эдакое авторское кокетство прекрасно уживается с захватывающими дух строчками о любви. Всё. Можете разорвать меня на части...
ole: tamika25, не нужно рваться на части :) Я тоже чувствую даже не кокетство, а лукавство в «Не ходите ко мне». Факт публикации — с одной стороны, а с другой:
Всуе нехрен качать килобайты –
Я бесчувствие чувствую кожей.
Может, я и не права в том, что вижу тут огульное обвинение в бесчувственности всех читателей, посмевших открыть страницу.
Здесь не ваше. Здесь, в общем, чужое.
Не «тип-топ» на слащавом танцполе...
После этих строк реально хочется нажать на маленький крестик в правом верхнем углу. Но заставляю себя читать дальше (шорт же), недоверчиво смотрю на «рыдание ночью в подушку», удивляюсь на Герду, требующую от Кая «Вечности», и... наконец, два последних катрена, которым искренне радуюсь.
(Номинатор: KsanaVasilenko)
(2: KsanaVasilenko, natasha)
tamika25: Многословной не буду. Потому что стихи Сумире нужно читать, читать внимательно и медленно. И тогда можно все увидеть и прочувствовать. В этом стихотворении показан город с его «улочками-абрикосками», «кабачками» троллейбусов, «платками» киосков и многими другими «достопримечательностями». Город, он же своеобразный организм, который живет своей жизнью, своими улочками и скамейками, дышит воздухом и дымом, пьет бензин своим транспортом. Героиня стиха считает себя неотъемлемой частью города, видит его по-своему, порой искаженно, порой находит в нем что-то родное и веселое. Ей вроде бы комфортно в этом городе, на земле-зонте, на которую можно навешать улочек-абрикосок. И, в то же время, урбанизация давит, уничтожает самобытность и не дает почувствовать себя свободной и счастливой до конца. Вот, наверное, поэтому и хочется героине стиха как бы взять себя за волосы подобно барону Мюнхаузену и унести себя назад, в город времен детства, когда и спинки у скамеек были целы, и улочки улыбались... Я поняла этот стих так. Если что-то недопоняла, думаю, автор простит мне это. А вообще-то, я считаю, что каждый читатель найдет в стихотворении Фиалки что-то свое, поймет по-своему, и это прекрасно...
KsanaVasilenko: Мне впору это стихотворение. Так бывает — сразу, без примерок, надел, и пошел ...Все начинается со старой городской скамейки, располагающей к разговору с самим ли собой, с силами ли небесными и, даже, если сильно не повезет, со странным иностранцем, чья трость увенчана набалдашником в виде головы пуделя... «Ветер зол», а скамейка — нет:
Я причащаюсь опасным подвидом смол
на отощавшей на спинку седой скамейке,
несмотря на отсутствие «спинки».
Ах, эти весенние скамейки подкупающие! С них можно наблюдать и делать выводы, чувствуя себя рентгеноглазым скупщиком краденого или оценщиком из ломбарда! Ты видишь движение этих «кровяных телец» — людей, авто, велосипедов и пр. — по изорванным венам города – старого наркомана. У него весеннее обострение, и он с жадностью пропускает по своему бледному, мучнистому телу все что угодно — лишь бы живое:
Трафик безумный распоротым червячком
лезет за пазуху улочек-абрикосок
и
теплые абрикоски лакают дым,
щурятся, исцарапаны шагом скорых...
Где-то внизу дюймовочек жмут кроты,
где-то вверху несёт самолетной корью...
Скамейка, хоть и волшебна, но не может быть надолго нужна. Ко-сты-ли... Вот, что держит «на приколе» тело и его «самолетное» желание лететь! А вера в господина Мю сильна, но неустойчива... Слишком прозаичны финалы любых чудес. «Вот бы» мешает в таком прекрасном, таком почти возможном «...себя за волосы...». Мешает вырвать себя из чавкающих поцелуев болотца и поставить себя на твердую почву под абрикоски. А потом, стартуя, с разгоном, взлететь над всем этим... Глядя, как по олень с вишневым деревом на голове пасется у той самой скамейки, а горожане ладят пушку для полетов на луну... Бывает, мы оставляем следы своих дел и мыслей, улетая, забрасывая себя в небо. Хочется красивые оставлять, пусть не яркие, но красивые. Можно вот такие:
только остаться маленьким синячком
на изумленном асфальте и на лодыжке
тонкого ветра...
Прошу прощения за неровность высказанного, сумбурность, что ли... Это первый опыт передать свои ощущения после прочтения стихов Маргариты.
(Номинатор: SukinKot)
(2: SukinKot, white-snow)
tamika25: Сон — это очень хорошая форма для описания чего-то необычного, якобы происходящего с автором. Там, где сон, всегда какие-то чудеса. Добрые, светлые — если у автора соответствующее настроение. Страшные, злые — если автору плохо, грустно. В данном стихотворении мы наблюдаем сон, где автор (Оле) в виде облака и, потом, дождя приходит к своему любимому человеку через стук в окно капелек, трансформирующийся в телефонный звонок. Это ли не чудо? Отождествить себя с дождем, прохладным, живительным, ласковым — это очень хорошо удалось автору. Но самое удивительное чудо — это услышать в ответ, что любимому приснился тот же дождь и в ее сне он говорил о ней как о дожде... В общем, стихотворение прекрасное, придраться не к чему. Светлое, доброе чудо произошло и порадовало всех нас.
(Номинатор: pesnya)
(1: pesnya)
tamika25: Если честно, то этот стих не вызвал у меня таких восторгов, как у других решеторян, его комментирующих. Хоть стих и о гениальном Ван Гоге. Да, этот творец показан здесь как обычный мужчина, не приспособленный к жизни, как, впрочем, многие гении. Это интересная задумка. Но всё здесь как-то поверхностно: штрихами, намеками. Глубины не чувствуется. Во многих фразах — неоправданная незаконченность. Даже название подобрано такое, которое позволяет содержанию стиха быть не обязательным по отношению к выбранной теме. Я тут даже не совсем поняла: аффект — это состояние автора стиха? Или состояние художника? Процитирую полное определение понятия «аффект» и постараюсь ответить на заданные мной же вопросы. Итак: «Аффект (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением самоконтроля». Хоть убейте, но в стихотворении я не увидела ни душевного волнения, ни быстро возникающего и бурно протекающего психического состояния. Произведение писалось автором в состоянии аффекта? Так нет же, тоже не похоже. Мое мнение: название не соответствует содержанию вообще. Как уже в комментариях было указано, не названо было ни одной странной манеры (зачем было тогда их вообще упоминать?). Попытка описать портрет художника тоже была не законченной. Далее нам была поведана история его (Ван Гога) отношений с женщинами. Поэзии в этой части я как-то не заметила. Все здесь похоже на рифмованную прозу. А жаль. Лишь две последние отдельные строки — да, это уже поэтично, красиво, но опять же непонятка: за кем идти на край земли? Чем могло понравиться это стихотворение? Охотно отвечу: здесь нет банальных фраз, штампов и затертых зажеванных тем. Что я и хочу зачесть автору как большой плюс. Вот почему были восторги, выдвижение в Шорт и т. п. Если бы Хелми не уехала, а поработала над произведением хотя бы вместе с Наташей, думаю, получилась бы неплохая вещь. Во всяком случае, хочу отметить, что автор интересный, вполне адекватный, с большим желанием работать и совершенствоваться. Надеюсь увидеть ник Хелми в следующих Шортах!..
(Номинатор: ole)
(1: ole)
tamika25: Очень ладненько, как сказала Песня, скроенное стихотворение, которое с первых слов увлекает. Эта «сумасшедшая звезда», «конопатый небосвод», «пунктуация луча», «синтаксис сил» — симпатичные находки, которые украшают стихотворение и хорошо запоминаются. А концовка действительно необычная. Наверное, каждый подумал о своем этаже. Я вот на четырнадцатом живу. Как-то боязно шагать с него, даже в май. А стих, конечно же, понравился. Сумасшедшая звезда, а не стих!..
ОСТАЛИСЬ В НОМИНАНТАХ:
(Номинатор: natasha)
tamika25: Это, пожалуй, одно из самых сложных (во всяком случае, для меня) по восприятию стихотворений Сумире. Состоит из трех частей, которые объединены тем, что называется «гляделки». В каждой части свои «гляделки». В первой части мы проходим по какой-то картинной галерее, где и квадрат (Малевича) не черный, и вообще картины «с жару бесом пышут».Затем мы оказываемся в театре, за занавесом и постепенно сюжет переходит в сюрреалистические картинки, в которых и страшилки, и «сонный крокодил», и «варенье из троллейбусных обид», и «распятые глаза»... Но вот складывается паззл, все становится на свои места, а все равно как-то неуютно. Вот такая, вкратце, первая «гляделка». Вторая часть начинается с разглядывания билбордов, с которых «жизнь просили дети, а жизнь сжималась марлей в молоке». И опять «близорукая гляделка», смысл которой, как я поняла, в том, что горе находится так близко от нас, а мы не можем его, порой разглядеть... В третьей части мы смотрим на мир, мир вокруг нас и мир в себе, мир человеческих отношений и отношений человека и природы. И опять понимаем, как мы порой близоруки. Не всегда разглядим прекрасное, не заметим опасности, наблюдая, «как над Нилом купаются миллионы табунов мирокрылых шелковых махаонов»... Вот такие «близорукости». Как всегда разнообразие невероятных образов и художественных приемов Фиалки завораживает и заставляет вновь и вновь возвращаться к стихотворению. Я высказала коротко свое видение этого произведения. Если кто-то захочет что-то добавить к моему комментарию или что-то опровергнуть — пожалуйста, с удовольствием почитаю.
natasha: Конечно, хочу добавить о том, что номинировала. Но, трудно, потому, что стих (три стиха) таков, что нужен разбор, едва ли не по словам, а уж по строчкам — точно, и занял бы такой разбор в 10 раз больше текста, чем сам стих, а доморощенному критегу это делать не годится. Сказать же коротко, как вижу, попробую, но поверьте, по-моему, многое при этом потеряв. Три части связаны между собой и по смыслу, и конкретными образами. Видение мира и себя в нем. Первая — эсхатологическая. Шутки шутками (конец света и пр.), но современность, увы, такова, что вольно и невольно мысли такого рода и ощущение надвигающейся катастрофы присутствуют и примучивают. От того, как решен в стихе «апокалипсис от Сумире», я, например, в восторге. Прозвучало немного забавно, понимаю. Но с такими стихами наплевать и на конец света, о чем, кстати, и говорится (может, и косвенно) в третьей части. Традиционный образ человеческой жизни как театра расцвечен такими метафорами и аллюзиями, что просто чудо. Занавес — небо. Тень на занавесе — туча над Днепром (аллюзия с булгаковской тучей?) Мрак — прожорливый слон — хавает копченых, вареных мужчин и женщин и прочие вкусности: троллейбусные обиды, яблочные кексики шикарных авто и т. п. Вся земля — «распятые глаза» «актеров», «которые на казнь свою глядят так пристально, как пристань — на ураган...». Иоанновские ангелы — «небесные туристы» — валятся с неба на этот «сабантуй». В конце «квадратная смола» Малевича, от которой оттолкнулась Сумире в начале стиха. Вторая часть. Пространство и время сужаются до наших родных пределов, 13 каинов (олигархов) делят «угол». Некто, «нимбирующийся», грызет семечки. Украинизмы, которые очень люблю у Сумире, особенно в этом стихе «выпукливают» боль и сожаление об ослаблении связей, взаимном отчуждении родных культур (и языков в частности) (ах, сколько пропускаю). Детские иллюзии (здесь очень личный кусочек автора) текут, размываемые «соленым снегом», и ничего не замечает солнечное дитя, погруженное в фантазии (телевизор, комп, книги, сказки, стихи?). Третья часть. Мы — в этом «мире — не мире», подобные зернам граната, которых взгляд ал, и мир сквозь него «в алом» — прекрасен, волшебен, подобен счастливой сказке. («Цвет граната» Параджанов?). «Едок — садовник — многоголовый» (многоликий) (Смерть-садовница Цветаевой?), он же тьма, туча — крокодил, слон... «А пока мы глядим — нас ловят...» Мы — зернинки граната. Нас мало. Нас ма... Нас мало...». Меня поражает и радует поэтическая, языковая свобода (кажущаяся?), с которой Сумире синтезирует свой мир (сплав времен, истории, искусства, личного). И «..гляделки» — стих из мира ее поэзии (какие-то образы и символы, наверное, повторяются), и восприятие стиха было бы более полным и доступным, если знать в большем объеме этот мир. И так и должно быть, по-моему.
(Номинатор: petrovich)
tamika25: А вот это стихотворение уже другого плана. Здесь по всему стиху проходит тема покаяния. Покаяния за разные грехи, на которые в молодости как-то и внимания не обращаем. А с возрастом, осмысливая прошедшую жизнь, понимаем, как из мелких грехов (обман, неблагодарность, предательство) вырастает один, «общий» грех, который мучает всю оставшуюся жизнь и лишает спокойствия из-за того, что и покаяться уже некому. Стихотворение выполнено как всегда мастерски, читается легко. Концовка оригинальна и остроумна:
Еще я думаю издать свои грехи
Отдельным томиком — читайте, смейтесь
Ждем томика, Сержан!..
СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ 29.04–06.05.2011:
Номинировано: 8
Прошло в Шорт-лист: 6
Победитель: KsanaVasilenko
Чудо-лоцман: Karlik-Nos
Воздержалось: 1 (tamika25)
Голосовало: 12 (+ 2 ОТ)
Чадский: tamika25
И ВООБЩЕ:
ole: ...Что касается этой недели, меня не поразило ничто. Одно дело — зарифмовать впечатления или мысли (хорошо зарифмовать, на самом деле хорошо), а совсем другое — написать стих. Единственный, задевший меня стих, я номинировала, и жаль, что он больше ни на кого не произвел.
KsanaVasilenko: ...Кроме стихов Сумире в данном шорте не вижу блеска.
Читайте в этом же разделе:
02.05.2011 Шорт-лист недели 22–29.04.2011: Сила привыкания
30.04.2011 И снова женщина. Стихотворение зимы 2010/2011
24.04.2011 Мы с ней одной крови... или Давайте спросим Волчу
24.04.2011 Шорт-лист недели 15–22.04.2011: Слово на пыльных капотах
19.04.2011 Шорт-лист недели 08–15.04.2011: Живи, я прикрою...
К списку
Комментарии
|
12.05.2011 22:23 | Helmi Тамика, Вы честный резонер. Благодарю! |
|
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.