На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
15 ноября 2024 г.

Стих поэта может быть для вас неясен, так как поэт не обязан справляться со степенью вашего эстетического развития

(Иннокентий Анненский)

Анонсы

28.02.2011

Шорт-лист недели 18–25.02.2011: Человеку видится человек

Как это достигается — загадка...

                Человеку видится человек

                СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 18–25.02.2011:
 
 
                (Номинатор: pesnya)
                (6: pesnya, Max, marko, larky, Cherry, Bastet)
 
                Оставляя теплый панельный ад,
                Где томится клерк и вздыхает клирик,
                Совершая длительный променад
                Мимо баров, шопов и поликлиник,
 
                Наполняя джином себя на треть,
                Волоча за хвост золотую рыбку,
                Я приду, любовь моя, посмотреть
                На твою вину и свою улыбку.
 
                И не важно, коротким ли будет век,
                Остаюсь ли я без тебя, с тобой ли.
                Человеку видится человек
                Как собранье веры, надежд и боли.
 
                Это всё, что нам разрешат посметь,
                Что оставит в плюсе веселый город.
                Но в твоем саду отступает смерть.
                Ей уже не снится полярный холод.
 
                И когда качнется земная твердь,
                Расплескав моря и взъерошив скрипки,
                Я приду любовь моя, посмотреть
                На мою вину и твои улыбки.
 
Max: Не могу сказать, что я все образы в этом стихе понял. Например, зачем сюда попал клирик? Думается, ради симпатичной игры слов и красивой рифмы. Сара, однако, умеет сделать так, что непонятки не раздражают. Как это достигается — загадка. Я только двоих таких авторов знаю. И еще. Вот тема этa — совершенно не моя, не читаю я стоны про любовь-морковь. Но бывают тексты такого качества... как, например, «Небо на двоих» или вот этот стих, что они буквально за шиворот тебя затаскивают в чужую тему. А там — вдруг — комфортно и хорошо, как дома. Что еще понравилось. Спокойная интонация, будто мысли вслух. Без надрыва, пафоса и страшилок. А у Сары это бывает, особенно в ранних стихах. Но здесь этого нет. «Панельный ад» — исключение, реверанс в сторону юности. Здесь чуть грустная улыбка и тихий голос. Именно поэтому ему веришь. И ритмический рисунок, близкий к разговорной речи, тоже работает на это. Об отдельных завиднейших образах даже говорить не хочется. Зачем? Это все равно, что хвалить человека за цвет глаз. Или за то, что он выиграл в лотерею. А поприфираться чуток можно. Единственное слабое место стиха, на мой взгляд, вот эти две строки:
                Но в твоем саду отступает смерть.
                Ей уже не снится полярный холод.
Что значит «в саду отступает смерть»? Весна? Не понял, к чему это сказано. И дальше: смерти (?!) не снится полярный холод. Почему? Почему он ей снился раньше? Вот над этими строчками я бы помудрил. Ну и «скрипки-улыбки» рифма м...мм не самое комильфо (Гумилев вспоминается некстати, может, только у меня так...). В целом — один из сильнейших Сариных текстов за последнее время. Оно и по избранному видно.
 
 
                Разговор о мостах 
 
                ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 18–25.02.2011:
 
 
                2. KsanaVasilenko. Зеркальце
                (Номинатор: CicadasCatcher)
                (5: CicadasCatcher, Karlik-Nos, JZ, petrovich, Serjan)
 
Max: Опять намеки, обрывки, недоговорки. Ну что все так полюбили читателя-то морочить? Единственный индикатор времени и, соответственно, содержания стиха появляется только в финале. Это стреляющий из вальтера матрос. В комментах кто-то правильно заметил, что стрелять бы ему лучше из револьвера или маузера, но это мелочи. Например, квартира-переправа и безответственная дверь (хорошие образы) подвинули меня куда-то лет на 20 позже. Остальной текст совсем не помогает сориентироваться, скорее наоборот.
                — Мосты разводят! Нам направо?
                — Какая разница теперь?
К чему это. Некуда идти? Кому? Почему? Затем выясняется, что квартира, хоть и ненадежная, а все же есть, так? Зачем разговор о мостах? Астигматизм глазка растет. Эффектно, но опять-таки невнятно. Плохо видно в глазок? Почему? Не зачем смотреть? Все равно придут? Дальше — более или менее удачное перечисление атрибутов ночи, ее страхов, ночной квартиры, могущих быть где угодно и когда угодно. Не убедила меня Ксана, короче. Исполнение тоже не всегда ровное, например рифмы «теперь-дверь», «растет-пьет», «бывает-стреляет»... это не тянет на поэта сезона. Или открытия года... Не помню, кем там Ксану недавно объявили. Ничего личного, просто мнение.
 
KsanaVasilenko: Да ладно вам, Макс! «Тянет» – не тянет Ксана на звание... Зачем вы это? Есть конкретная работа, ее и разбирайте, если ничего личного. Стих «Зеркальце» еще сыроват, выставила, надеясь на конструктивную критику. Вы подсказали, что вступление не привязалось к основному тексту. Спасибо. Буду думать, как поправить. Либо начало изменю, либо в середине текста надо что-то... По поводу рифм скажу, что и такие (глагольные) в данном тексте меня устраивают. Маузер, да, мне бы хотелось, но есть лишний слог в этом слове. Глазок дверной запылился — давно пустующая квартира. Впрочем, у CicadasCatcher может быть свое прочтение этого текста.
 
CicadasCatcher: Конечно, у каждого свое вИдение стихотворения. А может быть, у каждого еще и не одно, в зависимости от времени прочтения. Иной раз пройдешь мимо и не заметишь, а другой — глаз не сможешь оторвать. Это я к тому, что нет смысла стараться быть объективным, так же как и остро реагировать на чей-то субъективный выпад, особенно когда он заключается во фразах «я не вижу», «у меня не сложилось» и т. п. Ничего личного. Ни к кому. У меня вот, например, сложилось. И когда я первый раз прочитал «Зеркальце» Ксаны, и когда перечитал. И не резанули ни «мосты», ни «астигматизм глазка», ни «вальтер», ни глагольные рифмы. Даже наоборот. Первые строки еще как важны в этом стихотворении. «Мосты разводят» позволяют узнать место событий, ведь эта фраза ассоциируется только с одним городом — Санкт-Петербургом, о котором, кстати, дальше ни слова. «Какая разница теперь?» задает настроение остывшей безысходности, в которой просто принимаешь невозможность что-то изменить. А дальше описание квартиры с ее обитателями. Неторопливо-завораживающее, как бы в блёре, в тумане, и «астигматизм глазка» тут очень к месту, он придает происходящему эффект потертой временем картинки, намекая на давность событий. А кода просто ошеломляюща: она соединяет в себе всё предыдущее и приносит развязку, позволяет увидеть картину целиком. Матрос с вальтером, вкупе с не зря упомянутыми выше мостами, уносит нас во времена безжалостных революционных событий. И пусть стереотипным атрибутом того периода времени, благодаря советскому кино, для нас является «маузер», исторически ничто не мешало оказаться в руках у матроса уже существовавшему в ту пору «вальтеру». И вот, замерев, смотришь на эту ожившую историю, переживаешь за ее героев, чей мирный, спокойный уклад так нелепо обрывается под порывом слепого исполнения лозунга «до основанья, а затем», и окончательно проникаешься чувством сострадания и скорби по невинно ушедшим... А глагольные рифмы... не знаю... Дантес их тоже, наверно, не любил.
 
KsanaVasilenko: Дима, вы, случаем, не стояли за спиной у меня, когда пошла строчка о мостах и разнице?)))))))))))))) Я бы сама не нашла как точнее описать смысл и цель этих строчек. Спасибо.
 
 
                3. Sarah. Что-то про побег
                (Номинатор: Rosa)
                (2: Rosa, Mouette)
 
Max: Я однажды застрял на год в глухой деревне. Там была на удивление хорошая библиотека. Я взял здоровый том Блока, наказав себе читать по нескольку страниц в день. Выяснилось, что даже одного стиха в день мне лишнего. Один в неделю — такая установилась норма. Вот и две Сары за одну неделю — это мне тоже много. Особенно Сары, достигшей такого уровня мастерства, о котором писал Моэм. В смысле, никому уже не ясно, когда она играет и когда она настоящая. Еле заметная граница между жизнью и сценой окончательно стерта. И не только для окружающих. Может быть, я так думаю оттого, что не общался с Сарой в реале. Говорят, она совсем не похожа на свои стихи. А я сужу только по ним, увы. Зачем я несу всю эту чепуху? Затем, что на этой неделе Сара № 1 показалась мне чуть настоящее, чем Сара № 2. Доказательства? Их нет. Просто впечатление. Оба стиха одинаково хороши. Разве что более традиционная для Сары композиция второго текста, с долгим перечислением атрибутов: дом, помятая (!) консьержка, тамбур, кошка в голубом (!!), вороны, дворник и т. д. И, наконец, «так гудит внутри — хоть сердце выбрось». Это сильно, да... Ничего больше не могу сказать. Извините.
 
 
                4. buhta. Из дневника
                (Номинатор: tamika25)
                (2: tamika25, white-snow)
 
Max: Занятный винегрет из камней, кина, котят и эфиопа с компанией на заправку. Как ни странно, мне это блюдо даже понравилось. Ну с оговорками, да. И все-таки... Редкий случай, когда поток сознания героя/автора в растрепанных чувствах сделан правильно, как надо. Для чужого восприятия, а не для своего само... выброса. Обдуманно. Это же надо не просто записать как есть, надо, чтобы читатель проникся. Сам это почувствовал. Никаких намеков — только о себе. Я иногда просыпаюсь часа в четыре утра, крепко выпив накануне. И вот именно такие идеи да картинки лезут в голову. Очень похоже, вплоть до обрывков дрянного кино, просмотренного на ночь в полусне. Исполнение тоже на уровне. Глагольная рифма не царапнула. Лучшая строфа, на мой взгляд — вторая. Потрясная. Отдельно бы ее забрал в избранное. И еще вот это место «труп глядит в потолок, потолок прижимает уши». Есть маловразумительные строки, например «и мои отношения с ними всегда на равных». Понятно, что это о людях/событиях, но почему «всегда на равных», и, главное, почему это болезненно. Заумь, ну да ладно, жанр позволяет. Что мне активно не понравилось — это утопленные котята. Я догадываюсь, зачем эта деталь, но... это запрещенный прием, удар ниже пояса. Даже если она ничего общего не имеет с реалом, а исключительно продукт фантазии / сна / бреда — все равно. Ну неужели нельзя обойтись?
 
 
                5. ArunaLeof. Теперь
                (Номинатор: Sarah)
                (2: SukinKot, Sarah)
 
Max: Ну и неделька мне выпала — одни барышни. И все с затеями, со сложным внутренним миром и загадочной личной жизнью... Это все равно, что пожилого, седого мужика раз за разом заставлять примерять маленькое черное платье. Опять строго не моя тема. Махровая ахматово-цветаевщина, форсирование голоса, пафос формул. Но — симпатичное исполнение, есть необычные, интересные образы, впрочем, зная автора, это ожидаемо. Кое-где послышались ритмические сбои. Думаю, они намеренны. И опять я вынужден гадать, о ком это: принц, граф? Намек на снобизм? Гордыню? Силу? Благородство? Но — он же певец, он же пьяница и он же гладиатор — слов более чем... Ну ладно, поиграем в угадайку. Вернее, в представлялку. И вот, вообразите себе, такое совпадение. Вчера читал чьи-то воспоминания об Олеге Дале, кстати, там было о фильме, где он играл принца. Я этого артиста очень люблю, Стараюсь узнать о нем побольше, был еще давно, у него в музее, читал дневники. И сегодня, когда я пытался продраться в этот стих, возник перед глазами некто похожий на Олега. Артист. Творческий человек, непростой, ушедший плохо и (вопросительный знак) раньше времени. Типа Даля, Высоцкого, Еременко, Рыжего, Башлачева... Вот так, примерно.
 
 
                6. Bastet. Ересь
                (Номинатор: IRIHA)
                (1: IRIHA)
 
Max: Первая строфа этого короткого стиха показалась мне качественнее второй — и по содержанию, и по форме. В ней выдержаны все внутренние рифмы (люблю этот прием). Во второй части «совести-полусогнутых» звучит сомнительно, да и глагольная рифма в финале не украшает. Тема с бородой по самые лапти. Откройте хотя бы Стихиру — 9/10 текстов о том, как авторам бедным хреново, как все достали, и как это Боженька такое допустил. Да и есть ли он вообще? Тем не менее, в первой строфе эта десятеричная тема раскрывается более-менее интересно. Образ дней-мышей, которым впору скормить мышьяк, показался симпатичным. Пара рифм порадовалa. И пока все понятно. А дальше... Порожняком по совести пущен вины состав... Неудачный образ (имхо). Вот я пытаюсь (безуспешно) вообразить совесть, что-то вроде поля с рельсами, так? И по ней пустили состав вины. Только вины там нет, порожняк. Откуда тогда известно, что это состав вины? Уж лучше бы состав вина, и не порожняком. Извините за ефрейторский юмор. Тихо, на полусогнутых ходят слова, отстав на полчаса от скорого — «Ближнего возлюбить»... Так, опять буксую. Слова «Ближнего возлюбить» отстали на полчаса от скорого (от состава вины, который без вины?) и тихо ходят на полусогнутых. Какая-то мутная, ложная многозначительность. Автор что-то хочет сказать, но что — он(а) и сам(а) неотчетливо понимает. Последняя строка тоже ничего не проясняет. «Есть ли Бог? Как не быть!» Ну и что? Дальше что? Как бороться со сплином будем? Мышьяком все-таки или придумаем что-нибудь повеселее? В общем, такое резюме. Начало обнадежило, а финал все испортил. Скомканный и сырой.
 
IRIHA: Буду от Макса защищать стих, который номинировала... Макс, ты помнишь, как порожняк едет? Его качает, он весь дребезжит, подскакивает на рельсовых неровностях — скрежет, лязг, противно, визгливо и шумно — так, что хочется выть. А если его целый состав? Вина сама по себе, по моему понятию, бестелесна, призрачна, но живая. Она, когда порожний вагон качается или подпрыгивает, начинает телепортироваться, расплескиваться, растекаться по боковинам вагона — прямо под колеса, прямо на совесть. Ну, а совесть-то еще живее. И вот тут — кто кого. Как правило, вина одерживает верх, потому что она на коне, пардон — на колесах, весомее она. И хочешь в таком придавленном состоянии сказать что-либо в оправдание, ан нет — слова выдохлись, только ползком и могут (целый состав ведь по ним проехал)... А ведь ты самого главного не понял в стихотворении. Вины на самом деле нет никакой. Но совесть — дура (Ближнего возлюби — это от нее, от родимой), а у дураков свое представление о правде. Выдумала вину, состав, кстати, ею заказан. Мазохизм, скажешь? Да нет — обычное дело. Так бывает, когда перегибаешь палку, когда делаешь то, что тебя делать не просит никто. И — вот в этом случае очень хорошо, что и за скорым не угнаться, и что ересь в голову лезет. Промоет мозги, откроется второе дыхание, третий глаз еще что-нибудь нужное. Так приходит мудрость.
 
Max: Ирихе. Даже после твоего объяснения (перечитал его трижды) так и не уверен, кто на ком стоял, то есть пардон, ехал. Спекуляция абстрактными категориями вроде «совесть», «вина», «Бог», да еще вымученными в неуклюжий образ, меня не убеждает. Уж извини. Пока это не связано с реалом это для меня пафосные слова, не более. Дай мне героя, сюжет, интригу, предмет — чтобы глазу хоть за что-нибудь реальное зацепиться. Чтобы так, знаешь: вот Раскольников, вот старушка, вот топор... А про вину и совесть я тогда и сам все пойму. Иначе это порожняк.
 
Bastet: Да простит меня IRIHA: Чувства — чувствами, а стихи — стихами. Маx прав, стих сырой, потому как сиюминутный, у меня плохая привычка недоделывать, недокручивать, отсюда и протечка,отсюда и сырость :)) Как говорится:
                Перистальтика души не ахти?
                Пережди и на судьбу не пыхти.
                Словоблудье никого не спасло
                от дилеммы... ой, опять... понесло :)
 
 
                (Номинатор: ArunaLeof)
                (1: ArunaLeof)
 
Max: ...Поскольку общая идея текста известна только автору (и правильно, а кто еще нужен-то?), здесь будет построчный разбор, пока не сломаюсь. Mы выходим в считалочку — интересный оборот. Видишь: вот явь, вот навь — это живой и умерший, если я правильно понял. К чему это здесь? Мертвые ходят среди живых? Зомби? Бомжи? Может и так, а может и эдак... Зачем языческие слова? А, забыл, повыпендриваться же надо. Вот идет балбес, «гаварит»: «ну вы там, вааще» — реплика балбеса никак не увязана с его последующим действием. Подозреваю, что ради рифмы. Ну — балбес же, чего с него возьмешь. Вот идет побирушка. Влезает в гламурный лифт — кто б ее туда пустил? Он ломается... и так далее — зачем этот образ? Может, позже чего-нибудь прояснится... Щас прям, разбежался. Скажет барин чуширский — что за зверь? Исковеркано слово... На Рому намек? Если так, какая тут связь с котом? Он вроде неулыбчивый человек. Запутался. Как кот исчезающий от немного нервных и в черном таком мужчин — бандиты? В черном каком? Рифма сомнительная. И ему бы вторил кажденнейший идиот... — Зачем очередное издевательство над языком? Что оно добавляет стиху? Ничего, кроме показушной крутизны автора. Жаль, что язык не дает сдачи. Только видишь, любовь моя, чудо якэ идет — «только» — лишнее слово placeholder для поддержания ритма. Для этого же внезапный переход на мову и обратно. Нет других причин. Белый мальчик и т. д. — все хорошо о мальчике, кроме цвета. Неполиткорректно. Должен быть афроамериканец или, в крайнем случае, восточноазиат. На ниточке хоровод золотистых коровок небесных, несущих плот человечества на изнеженных им рогах — вот эта конструкция меня добила, похоже. Золотистые небесные коровки — это кто? Почему они в хороводе и на ниточке? Что за плот человечества и почему они его несут на рогах? Можете меня забанить, но это звучит как галлюциногенный бред. У меня приятель был, экспериментировал с разными веществами. Поэтому знаю.
 
sumire: Я не буду объяснять человеку, для которого языческие слова — это чтобы выпендриться, превосходная степень сравнения — чтобы выпендриться, родной язык — чтобы выпендриться, что — «балбес же, что с него взять».
 
SukinKot: Фиалка, делай скидку, человек живет в другой языковой среде. Знаешь, мне — северному человеку, когда то давно (в советское время) казалось диким, как можно из фруктов делать салаты, десерты и т. п. Ведь фрукты и так вкусные — их надо просто есть. Так же и Макс не любит, когда экспериментируют с русской речью, потому что ему ее не хватает. Возможно, причина в этом.
 
sumire: Не, я понимаю, и понимаю, что оно вообще не знает, на каком языке говорят в моей стране, и вот эти все якэ и какэ какой оттенок имеют, и насколько часто это фигурирует в разговорах. Но у него не только языковая среда другая — у него моральная, ценностная среда другая. Вот в чем речь. Кстати, про речь:
— Хочешь чаю?
— Да нет, спасибо.
Каков абсурд: да (хочу) нет (не хочу), спасибо неясно за что — за не хочу, что ли? На кол!
 
ArunaLeof: А вообще «Можете меня забанить, но это звучит как галлюциногенный бред. У меня приятель был, экспериментировал с разными веществами. Поэтому знаю». Да, действительно похоже, но совсем в другом смысле. Раньше всевозможные колдуны-ведуны прибегали к наркотикам, чтобы войти в транс. В этом состоянии они видели будущее, сила их возрастала. Вот и читая это творение, ощущаешь некое колдовство.
 
tamika25: А еще у меня почему-то возникла ассоциация-сравнение стихов Фиалки с картинами Дали и Пикассо, с музыкой Шнитке. Ведь если вдуматься, вчитаться, то Маргарита словами пишет картины в динамике в стиле сюрреализма с уклоном в некую область абсурда (такое течение, как известно, в литературе тоже имеется). Там, в этих течениях и стилях, классики тоже «выпендриваются»? Ну нельзя же так с творческим человеком... Кстати, употребление украинских слов (оч-чень умеренное!) в стихах Фиалки — хорошо так воспринимается, по-моему, и придает произведениям своеобразный колорит. Мне очень жаль, что на Решетории иногда встречаются рецензии в этаком пренебрежительно-саркастическом тоне даже к авторам, которые далеко не новички и не дилетанты в поэзии, не говоря уже об остальных, которым прикрепляют навеки клеймо «посредственности». После таких рецензий человеку вряд ли захочется приходить на сайт. Да и писать будет долго не хотеться. Я считаю, что и конструктивную критику можно давать в доброжелательном тоне, после чего желание совершенствоваться, писать лучше, только возрастает. Кстати, очень мне нравится, как делает замечания в комментариях Ксана Василенко. Как она умеет находить таланты, обращать внимание на достоинства, но и не пропускать недостатки. Возвращаясь к стихотворению Фиалки, хочу сказать следующее: если вам не понятно произведение, это не значит, что оно не имеет право на существование. Выполненное талантливо, оно имеет своего читателя, которого, вместе с автором, нужно элементарно уважать.
 
Max: Ребята, не надо меня объяснять. Я на 100 процентов отвечаю за свои слова и готов их повторить. Языковая среда совершенно не при чем. У меня шеститомник Бунина на полке — читаю по рассказу перед сном, как учебник. Я не шучу. А лучше стилиста в прошлом веке не было, это даже шведы поняли :) Надеюсь, что хоть чему-то он меня научил. Например, тому, что заумь, мозготрахалки и выпендреж — это дрянь. Мусор. Выплеск нездорового сознания, который, слава Богу, не остается, проходит, забывается. Жаль, слишком много порой. Ну, это надо перетерпеть как-то... Кстати, об избранном. Уже во второй раз ко мне в избранное попадает то, чего я не избирал. Интересно, как это происходит?
 
SukinKot: А я не очень люблю прозу Бунина. «Ненавижу, как ты пишешь, у меня от твоей изобразительности в глазах рябит» (Иван Бунин «Куприн»). Бунин писал, что это Куприн говорил со злости, а я его (Куприна) понимаю. Над стихами можно посидеть, поразмышлять, а вот воприятие прозы иное. Проза — объемный жанр. Хочется расслабиться и спокойно слушать рассказчика. А у Бунина все сжато, как пружина, сконцентрировано, как серная кислота... Не, я понимаю, что это круто, но не мое это. Мне Бунин как поэт ближе... К тому же, в воспоминаниях Бунин достаточно глупостей написал. Не нам судить, как говорится, судьба у него была непростая, но факт остается фактом.
 
marko: В данном случае восприятие текста идет не на уровне «хорошо – плохо», «нра – не нра», а на уровне зрительного и чувственного восприятия. Есть такая забава с психологическим (не галлюциногенным, подчеркиваю, а с психологическим!) уклоном — волшебные картинки. Я полдня пялюсь и щурюсь — и ничего не вижу, а приятель дивится: ты чо, слепой? ну вот же тут карета, как ты не видишь!.. (как говорил Иосиф, «глаз не в силах увеличить шесть-на-девять тех, кто умер»). Возможно, такие сравнения давно вышли из моды, но лично мне Считалка показалась структурно (не стилистически, подчеркиваю, а структурно!) чем-то сродни «Представлению» господина Бродского.
 
 
                Добрый и ясный мир стихов Сумирэ 
 
                СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ 18–25.02.2011:
 
                Номинировано: 7
                Прошло в Шорт-лист: 7
                Победитель: Sarah
                Чудо-лоцман: pesnya
                Голосовало: 19
                Чадский: Max
 
 
                Впечатлило
 
                ВПЕЧАТЛИЛО:
 
 
Как я мечтал снова окунуться в добрый и ясный мир стихов Сумире...
— Эй, Неволошин, прекратить сарказм! Взять носилки и за работу... Да не эти, вон те — с цементом!
— Слушаюсь, гр. начальник (Max)
 
 
                Споры о Фиалке 
 
                И ВООБЩЕ:
 
 
buhta: Здравствуйте дамы и господа! Рада всех видеть и читать. На этой неделе мне очень понравились три стихотворения «Зеркальце» Ксаны (я неравнодушна к циклу «Картинки с выставки снов», влюблена в него). Удивительный стих! Так же сердце «ёкнуло» при прочтении «Я приду на тебя посмотреть» Сары. Теплый стих, искренний, я люблю, когда стих, как маленький огонек согревает(я, наверное излишне эмоциональна, но при прочтении улыбалась сквозь слезы, душевный стих потому что). И третий стих «Слишком длинная считалка» Сумирэ. Я уже читала его раньше( чего там, зачитывалась этим стихом!). Для меня стихи Сумирэ — родные, а «Слишком длинную считалку» я читаю, когда тяжело, этот стих — мой щит и спасательный круг (вот такие дела). Кажется, впервые мне сложно сделать выбор, стихи разные и в каждом присутствует то, что мне нужно, близко. Если не смогу определиться с фаворитом — не моя вина. В любом случае, спасибо трем Авторам за поэзию.
 
Sarah: ...А споры о Фиалке мне напомнили биографию Поля Гогена. Может, большинство из нас еще не понимают, с чем имеют дело. И, может, никогда не поймут.
 
ArunaLeof: ...Между этим миром и всем замечательным, что есть в нем, на этой неделе хочется выбрать потустороннюю чертовщину.
 
pesnya: Мне как всегда не повезло. В смысле, повезло, но чучуть наоборот. Резонить после Макса — крайне сложное дело. С ним можно соглашаться или нет, но резонер он сильный. Всё расписал, расставил акценты, аргументировал и остался при своем мнении, что крайне важно. Манера выражения этого мнения, разумеется, неоднозначна, но как раз она и вызывает тот самый общественный резонанс, суть, так сказать резонерства. Впрочем, это лирическое отступление.
 
Rosa: По поводу резонерства как наиболее удачного института Шорта, ибо голосование имеет очень уязвимые места — технические (не был в городе), субъективные (вчера от меня ушел парень — тьфу, тьфу, тьфу, посему нонче близко все страдальческое) и так далее... Так вот, с момента существования резонеров я не видела ни одного неудачного. Поясню. Исключаю, конечно, технические моменты — занятость на работе, отсутствие Интернета, болезнь — не дай Бог. Ибо резонерство обязывает быть внимательным к чьему-либо опусу, а быть внимательным к кому-либо в наше время, сумасшедшее и больное, сложно. Мы заплатили за Шорт дорогую цену — к примеру, уход Смехача, для меня болезненный, уход Обедиентова — не совсем к Шорту это можно присобачить, я знаю, что были свои моменты, но, по-моему, начиналось Шортом, и так далее. Я недавно получила в Личку письмо, авторство озвучивать здесь не буду. В этом письме автор говорил/говорила о том, что Шорт — это прокрустово ложе, рейтинги, места, выборы и так далее, что значительно проще было бы развиваться стихийно. И я сейчас очень честно беседовала с собой на предмет того, а не является ли Шорт Молохом, которому приносятся человеческие жертвы — потому что потеря даже одного Смехача — это Потеря в моих глазах, и, возможно, Шорт не стоит уходов и потерь. Но я не стала бы всем этим заниматься, ежели бы не видела, несмотря ни на что, благо Шорта — и это благо, в первую очередь резонерство... конечно, все более чем субъективно. В конце концов, у меня есть право выбора даже посредством жребия, но вот резонерство — это попытка придать Слову еще большую значимость, отнестись к Слову как к значительной субстанции и пригласить коллег это Слово нести вместе с собой... Я нынче переживаю довольно крупный экзистенциальный профессиональный кризис, посему не могу резонерствовать лично, но идея мне эта нравится, даже подумаю о том, чтобы порезонерствовать самой, правда, чуть позже. Резонеры у нас разные не потому, что их литературные таланты различны, просто кому-то тяжело сказать что-либо (отношу себя именно к ним) и легче промолчать, ежели что-то не по нраву, посему очень я уважаю Сару и Макса, которые режут свои мысли в глаза. Но более мягкие резонеры — Тамила, Бухта, Бастет — это резонерство камертонное, откликовое, нежное, и тоже, естественно, имеющее право на существование ...Вспомнилось сейчас — не стреляйте в пианиста, ребята, дайте каждомк резонеру быть самим собой и не оправдываться впоследствии за свои речи. Мне думается, что ежели резонерство по какой-либо причине отомрет, Шорт фактически превратится в Лото-лотерею, где каждый будет кидать свой шарик в лунку, не особо заботясь Словом как таковым. И еще. Ни один из резонеров не вызвал у меня чувства личного протеста к тому, что он говорит. Всем им — низкий поклон. Напоминаю. Эта неделя — Песнина, следующая — Сарина. Мне бы хотелось услышать резонеров — Аруну, Сержана, Сумирэ, Снег, Оле и наше все — Валеру. Кстати, Ириха ни разу себя не пробовала в этом качестве, Ирэн этим не занималась. Уэлкам! Жду заявок на резонирование!
 
natasha: Я опоздала, простите. Еще новичок. Зашла первый раз на эти страницы. Пока писала, время и ушло. Но поскольку хочу сказать, скорее, об общем впечатлении, а не конкретно проголосовать, то, может быть, это можно. Я внимательно прочитала номинированные стихи и обсуждения. Понравилось все очень. Понравилась, прежде всего, сама идея такого обсуждения. И воплощение ее, по-моему, замечательное. И все стихи, и отзывы Макса, и замечания к ним. Я думаю, что Макс хотел сказать, «может произвести впечатление выпендривания», а несколько обидная формулировка «проскочила» случайно. Так бывает. Я считаю лучшими два стиха, Ксаны и sumire, потому что они выходят за рамки внутреннего мира автора, остальные же стихи остаются внутри. Конечно, иногда во внутреннем мире автора вся жизнь отражается, как в капле воды, и тогда такие стихи бесценны, но в данном случае этого не происходит, по-моему. Сравнивать же стихи Ксаны и sumire невозможно, как, скажем, дельфина и ястреба, так различается их художественность. Стих Ксаны «входит» с первого прочтения, стих sumire требует прочитывания не один раз. Но, удивительным образом, кажется мне так, что стихи эти очень близки, говорят они об одном (кстати, «навь» из sumire реально присутствует в стихе Ксаны). Выбрать один из них я не могу. Спасибо.
 
                И вообще...
 



← ПредыдущаяСледующая →

07.03.2011
Шорт-лист недели 25.02–04.03.2011: Просто зола

21.02.2011
Шорт-лист недели 11–18.02.2011: О пуговицах и джинсах

Читайте в этом же разделе:
21.02.2011 Шорт-лист недели 11–18.02.2011: О пуговицах и джинсах
14.02.2011 Дамоклов дождь, или Спросите Егора
13.02.2011 Шорт-лист недели 04–11.02.2011: Ничего, кроме тени
06.02.2011 Шорт-лист недели 28.01–04.02.2011: Дело о побитых маковках
03.02.2011 Стихотворение года 2010: Итоги

К списку


Комментарии

28.02.2011 08:58 | песня

о., какой интересный апбзор!!!

28.02.2011 20:35 | Кот

Кстати, по поводу Бунина, нельзя забывать, что писатель если и не участвовал в белом движении, то симпатизировал. Тогда как литераторы, сочувствующие революции, частенько были революционерами в искусстве (футуризм и т.д.) Отсюда и ненависть Бунина к тому, что Макс называет "заумью и мозготрахалками" Если бы Блок написал "Двенадцать" про белых офицеров, а Маяковский звал бы своими стихами под хоругви, а не под красные знамена, отношение Бунина к этим авторам и их творениям было бы совсем другим :)

01.03.2011 14:28 | sumire

о Кот, зачем же бисер здравосмыслья
под ноги югу мечешь? слишком щедр)

03.03.2011 00:44 | ole

Кот, мне кажется, что сочувствие литераторов революции было одним из способов выживания.
И еще, тоже личное мнение - ты не путаешь причину и следствие? Поэтам, революционным в стихах, было гораздо легче принять социальную революцию, это, мне кажется, просто другой склад.
Для меня "Двенадцать" прошли мимо, в рамках школьной программы, хотя лирику Блока люблю. И Маяковского с его революционными стихами и лозунгами не воспринимаю, хотя лирика его же - да, мое. В маленькой "бы" - огромная разница. Маяковский не звал под хоругви, а "Двенадцать" - не про белых офицеров. Я считаю, что революционные произведения были компромиссом, слабостью поэтов.

03.03.2011 20:36 | SukinKot

Уверен, что нет. Не путаю. Не в литературных разногласиях истоки ненависти Бунина. Революция, извини за штамп, перевернула его сознание. Он даже Россию начал ненавидеть, что уж говорить о революционных литераторах? В 1891 году в стихотворении «Родине» Бунин пишет о стране с нежностью, сравнивая ее с матерью. Сравни этот стих со стихом о России 1921 года. Там есть такие слова: «блажен, кто раздробит о камень твоих, Блудница, новых чад…» Сильно, не правда ли? Библейские аллюзии. Разве можно его (Бунина) после этого считать беспристрастным критиком? Не думаю.
По поводу Маяковского и Блока я написал, как ты понимаешь, для примера. Понятно, что они не могли по-другому. Кто спорит? Но я ведь не о том говорил. Бунин ненавидел большевистскую Россию вовсе не из-за стихов Маяковского, а наоборот: Бунин считал, что Маяковский, Горький, Блок, Есенин и другие были косвенно виновниками в революции, красного террора, и за это ненавидел их самих и их творчество. В общем, мне кажется, ты меня не поняла. Я ни на кого из перечисленных писателей не наезжаю. Сочувствовали они революции искренне или чтобы выжить - не нам судить. Я только хочу сказать, что Бунина нельзя считать объективным критиком.

03.03.2011 20:41 | SukinKot

"Кончая свои писательские воспоминания, думаю, что Маяковский останется в истории литературы большевицких лет как самый низкий, самый циничный и вредный слуга советского людоедства, по части литературного восхваления его и тем самым воздействия на советскую чернь, - тут не в счет, конечно, только один Горький, пропаганда которого с его мировой знаменитостью, с его большими и примитивными литературными способностями, как нельзя более подходящими для вкусов толпы, с огромной силой актерства, с гомерической лживостью и беспримерной неутомимостью в ней оказала такую страшную преступную помощь большевизму поистине «в планетарном масштабе»"
(Иван Бунин "Воспоминания")

03.03.2011 20:41 | SukinKot

Вот и все причины.

03.03.2011 20:44 | SukinKot

Кстати, на всякий случай, я не в корне не согласен с Буниным и по поводу литературы, и по поводу того, кто виноват. Но это отдельная тема :)

03.03.2011 20:45 | SukinKot

В корне несогласен (опечатка)

03.03.2011 20:45 | SukinKot

Тьфу, не согласен :)

04.03.2011 09:46 | ole

Кот, я поняла, и тоже не наезжаю на самом деле. Действительно, не нам судить, еще неизвестно, на что мы сами были бы способны, живи в то время.
Думаю, революция перевернула сознание в первую очередь тех, кто смог ее принять. У Бунина она перевернула жизнь. Он ведь уже был состоявшимся писателем, мэтром. И не смог принять перемен, и промолчать не смог. Да, злился, да, перегибал, - такой характер, такой человек. Не равнодушный. Согласись, в России в те времена творилось страшное. И Россия 1891 года и 1921 - очень отличались. И Бунин, прекрасно понимая силу художественного слова, обвинял Маяковского и Горького именно в приятии красного террора, погубившего ту Родину, которую он считал своей матерью.
А беспристрастных критиков, ты прав, не существует. Даже профессиональные критики имеют свои предпочтения, что уж говорить о сложившихся писателях, знающих, что и как надо.
Пойми, я никого не оправдываю и не обвиняю. Я говорю, что общих причин не бывает, они все-таки индивидуальны.

04.03.2011 17:11 | Кот

Творилось страшное, кто же спорит. Другой вопрос в том кто виноват. Почему-то Бунин не очень-то обвинял русское дворянство, а ведь он, будучи дворянином и честным человеком, казалось бы должен был в первую очередь ругать своих. Проще всего демонизировать противников. Впрочем, все это политика, история, т.е. дело темное. Для меня несомненно другое. Я согласен, совсем беспристрастных критиков, конечно, не существует. Но, если критик ко всему прочему еще и является политическим противником человека, которого он критикует, то можно ли его критику вообще принимать всерьез? По крайней мере, в случае с Буниными точно нет. Понятно, что нельзя быть совсем объективным, но Бунин даже не пытался быть объективным. Многие его высказывания о писателях - это высказывания врага этих писателей, а не литератора.

05.03.2011 09:44 | ole

Что-то мы далеко зарулили от темы - проза Бунина. Согласна, что она насыщена до невозможности, но при этом, согласись, чиста и прозрачна - во всех смыслах. Я его не часто перечитываю, и каждый раз это наслаждение. Мне кажется, он и требовал от других такой же ясности в первую очередь именно потому, что сам был таким.
Кот, а почему нельзя забывать о том, чему он сочувствовал и кого поминал недобрым словом? Я тут недавно прочитала несколько работ сетевых авторов о Цветаевой, о ее отношениях с дочерьми. Подумала, что не хочу ничего знать о Марине.
Мы проявляемся словами, поступками - тем, что потом о нас могут вспомнить, а могут и не вспомнить. Но люди, вырвавшиеся за рамки ближнего круга, оставили нам нечто большее. И так ли важно, какими они были в жизни? Ангелов все равно не бывает.

06.03.2011 00:15 | Кот

Оль, мне кажется, что мы спорим о разных вещах. Макс пишет, что он учится у Бунина "тому, что заумь, мозготрахалки и выпендреж — это дрянь. Мусор. Выплеск нездорового сознания" Я понимаю откуда тут ноги растут, так как сам одно время переболел Буниным, и считаю, что учиться тут нечему. Вернее, учиться можно, но с большой долей скептицизма. А то что Макс учится у Бунина слогу - это замечательно. Бунин блестящий стлист - не люблю это слово - напоминает Зверева :) И стихи и проза у Ивана Бунина отточенные, как камешки у хорошего ювелира. Из прозы мне, кстати, "Жизнь Арсентьева" нравится.

06.03.2011 00:17 | Кот

То есть Арсеньева)

06.03.2011 13:45 | ole

Я не знаю, как именно Макс учится у Бунина. Просто считаю, что лучше учиться всегда на конкретных примерах, в данном случае - читая прозу, а не критику или воспоминания.
А спорим мы потому, что меня зацепило то, как ты объяснил приятие/неприятие "революционных" (необычных, навороченных, слишком иноязычных и т.п.) произведений, обозначив общие, глобальные причины - политические события и реакцию на них. Я же считаю, что причины приятия и нет - всегда внутренние, личные, типа принимает душа или не принимает, может адаптироваться к такой подаче или не может, независимо от внешних событий.

06.03.2011 15:18 | Кот

А в чем противоречие? Бунин видел ужасы революции своими глазами. В этом и есть внутренние и личные причины. Убийства, зверства, погромы. Самого Бунина чуть в огонь не бросили во время пожара в имении сестры, а тут Блок "Двенадцать" читает. "Революционный держите шаг" :) Естественно, Бунин как услышал, так прошелся и по "Двенадцати", и по Блоку. И потом всю жизнь Блока ненавидел.

07.03.2011 09:23 | ole

Противоречие в том, что, по моему мнению, если б Бунину удалось избежать непосредственного участия в том кошмаре, он бы все равно не принял "Двенадцать". Но, поскольку внутренние убеждения совпали с личными переживаниями, то и реакция его была резонансной, гипертрофированной.

Согласна, Кот, спорить, действительно, не о чем. Все слова давно сказаны, а наши домыслы и интерпретации большого смысла не имеют.

08.03.2011 13:07 | Кот

Может быть и не принял бы. Да я и не настаиваю на том, что революционность футуристов и др. - единственная причина того, что Бунин их не любил. Конечно, нет. Были и другие причины, например отношение Бунина к религии и атеизм его "недругов". Хотя сильно религиозным он не был, но тема Бога для него - одна из центральных. Искреннее восхищение Бунина красотой природы и "индустриализм" Маяковского. Список можно продолжить :)
Бунин, к примеру, не любил змей, панически боялся и считал редкостным образцом уродства. "Какое наслаждение расплющить головку копьевидную твою..." У меня, к примеру, нет страха перед змеей, если я точно знаю, что она не ядовита. Более того, я считаю, что змеи не лишены красоты. То есть, осмелюсь предположить, по мнению Бунина, я был бы человеком с очень дурным вкусом, хотя целые народы на Востоке считают змею образцом красоты и изящества.

Оль, с 8 марта :)

08.03.2011 13:10 | Кот

Извини, что скатился до разговора о змеях)

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон