Я люблю работу: она захватывает меня целиком. Я могу часами сидеть и смотреть, как другие работают
(Джером Клапка Джером)
Анонсы
21.02.2011
Шорт-лист недели 11–18.02.2011: О пуговицах и джинсах
Неплохо было бы иногда вырываться из обыденности и повнимательней осматриваться вокруг...
СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 11–18.02.2011:
(Номинатор: pesnya)
(6: Karlik-Nos, pesnya, ole, petrovich, Serjan, marko)
У Вас есть женщина. А Вы о ней не знали,
Жевали дни, натягивая жилы
До гула в теле. В Вашем тронном зале
Всегда зима, жена и дети жили...
А женщина гуляет в черном шлеме
Густых волос, с копьем зонта, без лука
И стрел, по пляжу. Небольшое племя
Ее встречает у калитки... Ну-ка,
Пересчитаем: куры, кошка, тополь...
Она Вас выждет, вычтет из зарплаты,
Поставит в вазу, выманит в некрополь
Зеркал и глаз, в прохладные палаты
Пещер, где Ящер с Ящерицей ловят
Капéль с высоких сводов языками...
Она схитрит, положит в изголовье
Вам сердолик — шелкОвый, алый камень.
У вас есть женщина. Красивая, живая,
Она целует Ваш пиджак и нитку
Откусывает долго-долго, зная,
Что пуговиц оторванных в избытке
У времени, которое еще...
CicadasCatcher: Наверно, бывает такое, когда, живя своей обычной жизнью, мы не замечаем, что кто-то рядом проживает нашу жизнь вместе с нами, делая ее немного (а может, и не совсем немного) удивительней. Мы можем даже знать этого человека, но не догадываться о нашей тайной (не для него, для нас) связи. Он (она) может окружить нас заботой, незаметно помочь нам в чем-то, а мы ни сном, ни духом об этом. А что, если она (да, пусть это будет она) не совсем добрая и бескорыстная фея? Что, если у нее есть желания, виды на нас, и она, пользуясь своими колдовскими умениями и своей незаметностью, решит эти желания воплотить?.. А? Отож! )) Я бы назвал это стихотворение Ксаны притчей. Притчей о том, что неплохо было бы иногда вырываться из обыденности и повнимательней осматриваться вокруг. И не забудьте обратить внимание на свои предметы гардероба — вдруг там появилась пуговица, которую вы считали давно потерянной, а может быть, просто лишняя пуговица... Ну, а если вы считаете, что у вас по-прежнему всё как обычно, самое время перечитать удивительный, мистический и очень теплый стих Ксаны. Должно помочь )) А в качестве ложки дегтя вот что:
«А женщина гуляет в черном шлеме
Густых волос, с копьем зонта, без лука
И стрел, по пляжу»
В черном шлеме волос и с копьем зонта по пляжу — очень хороший образ, яркий. Но почему без лука и стрел? Точнее, почему на отсутствие этих атрибутов нужно обращать внимание? С тем же успехом она могла быть без палицы, маузера или гильотины подмышкой. Я понимаю, если мы говорим «вот идет лучник без лука и стрел», вот тогда понятно, что отсутствие этих предметов к месту. А так... Хотя это тоже, как и в случае с ole, придирки, мне ж в какой-то мере положено придираться.
ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 11–18.02.2011:
(Номинатор: Rosa*)
(5: JZ, Bastet, Nadina, larky, HedgeHog)
Rosa: ...Макс талантлив, дамы и господа. И талантлив он в прозе, и органично тревожен в стихах, и хочется мне за Сарой повторить, что люблю я его стихи, хотя речь сейчас не о них. Новелла Макса просто очаровала. Очаровала и щедро одарила меня, понимающую и принимающую каждое, сказанное Максом слово. И маленький ребенок-человек, выклянчивающий коньки у более пронырливого родственника, и кожа как предмет самоуважения и самодостоинства, и то, что сейчас уже можно все купить, да вот беда — не нужно или, в лучшем случае, неинтересно...
CicadasCatcher: Рассказ и вправду читается легко и к стилю изложения мне придраться не к чему. Разве что он напомнил мне рассказы Сергея Довлатова. И темы почти те же: жизнь в Росс... простите, в СССР до эмиграции и в загранице после. В девяностых такое читать было интересно, потому что было ново. Может, не упомянул бы Макс этого писателя в начале, я бы и не оглянулся в его сторону. Всё, конечно, знакомо и навевает воспоминания. О джинсах — свою первую пару я проносил до таких дыр, что в один прекрасный момент возле карманов почти оторвалась штанина, благо я тогда хиповал, и моим длинным волосам и губной гармошке они соответствовали; и кожаное пальто, которое я одел пару раз, а потом мы его с супругой кому-то отдали — в машине в нем было очень неудобно — полы постоянно пачкались, само пальто сковывало движения. Но что еще хотел сказать Макс, кроме как просто поведать истории из прошлого, которые кому-то взъерошат память? Может, что с годами у человека меняется система ценностей? Но это слишком просто. Или, может, что не стоит бегать за мечтами, ибо все они суть иллюзии: догонишь одну, тут же замаячит на горизонте другая, и так до бесконечности, пока вдруг не осенит, что все необходимое рядом и не надо никуда нестись... Но читать было интересно. Ага.
Rosa: Ребята, я выскажусь и разрешу себе быть субъективной. При всем моем огромном уважении к Авторам, номинированным на этой неделе, все же (для меня лично) эту неделю сделал Макс. Я уже говорила, что благодаря его новелле проснулась и опять заинтересовалась Шортом. Но дело не в моем пробуждении слэш дреме. Дело в том, что, на мой взгляд, Макс подставил каждому из нас зеркало — его лирич. герой в новелле откровенно признается в слабости и трусости, говорит о том, что только шмотками мог завоевать внимание и поддержку социума, а больше всего защемило внутри при четком и холодном размышлении героя о том, что коньки есть сейчас — в любом качестве и количестве, НО... Сколько наших детских ценностей валяются попранными под ногами — хорошо, если это только джинсы...
(Номинатор: SukinKot)
(4: Rosa, CicadasCatcher, Doddy, SukinKot)
CicadasCatcher: В этом стихотворении несомненно чувствуется рука мастера, потому как с первых строк погружаешься в атмосферу рыбной лавки, будто сам зашел поглазеть на товар. Полное отсутствие мозголомных метафор и аллегорий создает реальную, обыденную и оттого живую картинку, которую невозможно не принять, — не надо заставлять себя подстраиваться на чей-то лад, все происходит само собой. И также легко и непринужденно вдруг переходишь от созерцания рыб и крабов к неловкому чувству осознания человека как «царя» всей живности земли. Тут же хочется откреститься, умыть руки и стать непричастным к страданиям несчастных животных. Но желудок вкупе с желанием позволяют лишь опуститься до уровня потребителя... Есть одна притча, которую мне хочется привести здесь: «Новый императорский сад готовили к открытию три года. Наконец, все работы были завершены, и император пригласил всю знать полюбоваться красотой сада. Все были в восторге и рассыпались в комплиментах. Но императора интересовало мнение Мастера Лин-чи, который считался непревзойденным знатоком этого вида искусства. Когда император обратился к Лин-чи, все присутствующие обернулись, и воцарилась тишина. Лин-чи ответил:
— Странно, но я не вижу ни одного сухого листа. Как жизнь может существовать без смерти? Из-за того, что здесь нет сухих листьев, сад мертв. Я думаю, что сегодня утром его очень тщательно подметали. Прикажите принести немного сухих листьев.
Когда листья принесли и разбросали, ветер начал играть ними. Шорох листьев — и сад ожил!
Мастер сказал:
— Теперь ваш сад прекрасен. Искусство становится величайшим, когда не обнаруживает себя».
Rosa: ...А стихотворение меня вообще пронзило и держит к нравственному остову пришпиленной бабочкой — я сегодня пожирала котлету, и максовские рыбы стояли перед глазами. И каждому решать — есть / не есть, обращать внимание / проходить мимо. А я вот вздыхаю, да все равно без колбасы, когда-то жившей, не могу. Вот в чем и наблюдается закавыка и главный посыл стихотворения — мы, вроде бы, все чисты да честны, но в удобных для нас пределах. Это — Коперник и Бруно внутри каждого из нас. Я вот, вроде, зеленая по сути, во всяком случае, всегда заявляю гордо о себе, как люблю животный мир, призы за новеллы получаю, а при всей своей любви от мяса никогда не откажусь — и не потому, что оно жизненно необходимо, а потому, что для меня оно вкусней капустного листочка, поэтому я и есть настоящий крокодил, ем и по жертве пускаю умилительную слезку... Спасибо, Макс.
SukinKot: Мне кажется, пафосным текст делают реплики в конце предпоследней строки:
«Как же мне на них смотреть неловко.
Как же безобразно мы живем»
Но в целом текст правильный, передает чувства, знакомые многим. А вот выводы могут быть разными. Можно, к примеру, стать убежденным вегетарианцем. Но, с другой стороны, коты, к примеру, едят рыбу, мясо и без этого не могут. Если коты и прочие хищники имеют право, то почему человек нет? «...Возможно, что есть и быть съеденным — в конце концов, одно и то же. Моя мудрость говорит мне, что это так. Вспомни: ведь все — и вы в городах, и мы в джунглях — сделаны из одного и того же вещества. Из того же материала — и дерево над нами, и камень под нами; зверь, птица, звезда — все мы одно и идем к одной цели» (Памела Трэверс «Мэри Поппинс»).
(Номинатор: Sarah)
(2: Sarah, IRIHA)
CicadasCatcher: Стихотворение Кристины состоит из двух частей, немного разных по стилю, но объединенных общим содержимым. Хотя, если внимательно присмотреться... но давайте всё по порядку. В этот раз Кристина подняла тему, о которой я сам когда-то, читая ее стихи, хотел поговорить, но не решался из-за искреннего чувства уважения к тому удивительному дару, что, несомненно, в Кристине есть. И да не даст мне в этом соврать моя супруга, ибо ей я все же высказывал свои мысли, хотела она того или нет. Теперь же Кристина, сама решившись раскрыть карты (здесь бы стоит поставить знак вопроса, но пока опустим его), тем самым освободила меня от неких моральных пут. Может быть, я увидел в стихотворении то, что хотел увидеть, а не то, о чем писала Аруна. В таком случае заранее прошу прощения за возможные... ммм... неудобства, вызванные моей последующей писаниной. А хотел я сказать вот что. Нельзя, обладая таким высоким врожденным чувством слога, таким поэтическим талантом, как у Кристины, писать на темы депрессивного характера. Ни в коем случае. Сейчас объясню почему. Если читать какой-нибудь заштатный корявенький стих (каких пруд пруди в Сети) о том, как автору плохо и как бы ему хотелось вот сейчас убиться о стену (изысканность стен зависит от глубины фантазии автора) со всеми вытекающими, то, слегка улыбнувшись или огрызнувшись (кому как больше нравится), быстренько пропустив сквозь себя мысль «ну вот, еще один подростковый сплин» и, скорее всего, даже не дочитав, просто перевернешь страницу и через пару минут забудешь прочитанное. Но если читать стихотворение, написанное, по сути, о том же, но неизбитыми фразами, с идеальным запоминающимся слогом, с яркими будоражащими сердце образами и оборотами — а именно так пишет Кристина, — то магия слова не только не даст тебе прервать чтение до самого конца, но и не отпустит еще довольно долго. Насколько долго, конечно, зависит от степени эмоциональной устойчивости читателя. Но вот представьте себе, что такое стихотворение попало в поле внимания человека, который ввиду каких-то своих, возможно даже, случайных, не зависящих от него, обстоятельств находится близко к грани или может, не дай Бог, уже на ней. Не оставит ли его, завороженного этой магией, надежда на изменение жизни к лучшему? Не найдет ли он в таком стихотворении поддержку своему червю безысходности, который начнет грызть его с новой силой? Здесь самое время вспомнить про Экзюпери и про ответственность за тех, кого... тех самых не взрослеющих девочек в стихотворении. И тут я, читая «потому что», уже вслух начинаю произносить: «Ну неужели, Кристина. Неужели поняла, что так нельзя!?.» Первая строфа, вторая, третья. Да. Да. ДА! И пора бы закончить, но...
«...излечима. выстрелом между глаз».
И зачем, спрашивается, нужно было скатываться снова к отправной точке? Или... может, я и вправду увидел в стихотворении то, что хотел увидеть, то, о чем думал сам, а Кристина сказала что-то другое? Дайте мне пинка покрепче и выбейте из меня эту дурь, если это так. Вторая часть стиха на фоне первой, на мой взгляд, выглядит как-то блекло. А находка в виде изъеденного временем артефакта начала времен, который в тишине с трепетом ощупывает автор между первыми двумя строчками и последними двумя, является лишь отголоском ошеломляющего, переворачивающего представления открытия первой части... которое Кристина так и не решилась сделать.
Кот: Я не соглашусь с тем, что волшебники слова не должены писать на депрессивные темы. Если человек глубоко несчастен, то он часто не воспринимает мажорные мотивы, а услышав грустную мелодию, почувствует, что он не один, и ему станет легче. Во всяком случае, так бывало со мной. А человек довольный, наоборот, получит хороший пинок, и, может быть вспомнит, что не все в этом мире так распрекрасно, как ему кажется... Важно, чтобы в грустной песне был свет надежды. «Печаль моя светла»... И даже если полная темнотища-безнадега, все равно угадывается свет. Не знаю как, но угадывается. Как тень доказывает существование светила.
(Номинатор: tamika25)
(2: tamika25, Sentyabrina)
CicadasCatcher: Фиалка, мне кажется, в этот раз сама дала определение собственным стихам:
«…и дуть на свет, холодный и простой,
его вдыхая (сложное искусство).»
Когда на один погонный миллиметр строки приходится сразу несколько образов, причем таких, над которыми надо еще помозговать, повертеть в руках картинку, чтобы понять, с какой стороны смотреть на нее, тогда начинаешь думать, что твое умение читать все еще находится на уровне подготовительного класса. Потом помотаешь головой, стряхнешь с себя цветастые конфетти и снова с осторожностью, как входят в незнакомый водоем, ощупывая ногами дно, пробуешь проникнуть вглубь стиха. Иногда возникает шальная мысль, что автор просто заполняет пространство первыми пришедшими в голову образами, словно высыпает на стол вырезанные бумажные слова, перемешивает их и смотрит: ага, вот здесь что-то складывается и здесь, а если вот так, а теперь тут немного добавим, и тут... Но нет, не может же Фиалка этим заниматься! Снова выходишь на берег, чтобы хорошенько обсушиться, собраться с силами и вновь двинуться навстречу поиску смысла. Но силы что-то не хотят возвращаться. И думаешь: ладно, может быть, вечером, да — вечером, или завтра, точно — завтра, с утра на свежую голову, или послезавтра... потом... И так и не возвращаешься. Простите, Фиалка, простите, друзья — я не смог вернуться.
tamika25: Очень жаль, что Дима не смог вернуться к стихотворению Сумире «Таким — любить...». Именно это стихотворение отличается от некоторых других Фиалкиных стихов умеренным количеством образов, хорошо прослеживающейся логикой. Конечно, эти стихи не для беглого чтения и даже, наверное, не для однократного (прочтения). Да, необходимо какое-то дополнительное время, отрешенность от обычных мыслей и дел, чтобы погружаться в эти строчки. И очень часто этого времени у нас просто не хватает. А в этом стихотворении так красиво — о любви:
Пляшут небеса
в бретелях, и затылок на беззубость
подушки опадает.
Белый вихрь —
слетает кожа, оголяя душу...
Таким любить написано в крови,
в души подкладке,
в золотистой суши
сожжённых солнцем губ.
Но мир так скуп...
Конечно, есть в стихотворении и несколько образов-головоломок. Но их совсем не много и поразгадывать очень даже интересно. Трудновато, конечно представить себе и «пыль, в кашу переваренную, а из золота — предсердий только шкварки», и «поникший стул, что плавает обломком в океане психоза», но все-таки можно. И хочется не раз возвратиться, и почувствовать, что с каждым этим разом образы стихов Фиалки приобретают все новые и новые нюансы. В этом, я считаю, и таится сила тяжеловесных по образности и таких глубоких по смыслу Фиалкиных стихов. У меня пока всё. Если я в чем-то не права — возражайте! )
(Номинатор: petrovich)
(1: ArunaLeof)
CicadasCatcher: Необычайно легкое стихотворение. Пропитанное женской нежностью и трепетом. Словно повзрослевшая дочь осторожно обращается к матери, потерявшей ее (дочери) внутренний мир из виду: смотри, мама, я теперь такая; но мне кажется, что и ты когда-то была такой же. А пустота... а что пустота? Она ведь при правильной готовке — вещь очень вкусная. Гораздо хуже в этом смысле быть наполненным, ибо новое уже приткнуть некуда, а избавляться от старого либо жалко, либо лень. А быть пустым, значит быть готовым принимать. Такой потенциал на вес золота. Правда, непонятно о какой пустоте говорит Маша, если тут и чудесные карамельные совы с осами, и ромашки с колибри? А?..
ОСТАЛИСЬ В НОМИНАНТАХ:
(Номинатор: Rosa)
CicadasCatcher: Прекрасная во всех отношениях женская лирика. Не девичьи метания, но размышления мудрой женщины в момент случайно прорвавшейся слабости, которая, в конечном итоге, лишь делает ее сильнее. Очень точно передана атмосфера предутреннего, спокойного, почти остановившегося течения времени. Мысли в такую пору не всегда легки, но обязательно прозрачны, и эта прозрачность, сплетенная с очевидностью вещей, которых днем из-за постоянно гула никогда не заметишь, передалась oleной стихотворной «бессоннице»:
«Мой шкаф скучает по твоим вещам,
скрипит и плачет...»,
<...>
«…но счет опять сбивается на вечность,
а вечность превращается в ноль:ноль».
Все стихотворение сразу за один присест охватить не удается, обязательно нужно возвращаться, чтобы повнимательней рассмотреть детали. Но возвращаться хочется. Я не пропустил «не». Я ее намеренно не написал. В некоторых местах взгляд все же цепляется за шероховатости. Не существенные, но... Непонятно, как Форнит должен был помочь двум людям обрести или удержать любовь, ведь Форнит — муз печатной машинки, помогающий писателю сочинять. Вот фея — да, она универсальна. Получается, что Форнит выбивается из всей последующей картины стихотворения. Это раз. Два. Если словосочетание «свой собственный» своим повторением лишь придаёт усиливающий эффект, то «собственный свой» больше похоже на масло масляное. Да, в стихах допустимо менять местами слова в предложении, но осторожность и аккуратность в этом занятии терять нельзя. И еще одно место, на которое обратила внимание Роза:
«…часы на полке
под утро замедляют ход — настолько,
чтоб кипяток плеснуть в остывший чай».
Оле, конечно, дала логичное объяснение этой фразе в ответе на комментарий Розы, но этого объяснения в самом стихе, мне кажется, не хватает. И все-таки хочется отметить, что все эти недостатки — мелочь, которая почти не влияет на общее хорошее впечатление от стихотворения.
(Номинатор: Kinokefal)
CicadasCatcher: Действительно необычно для Решетории. Это одно из тех стихотворений, которые чувствуешь, понимаешь о чем, но начинаешь говорить о нем, и получается полная лабуда. Я вот в детстве один раз головой сильно шандарахнулся. Вроде, сначала ничего, ссадины йодом замазали, я сел довольный на велосипед и поехал друзей догонять. Догнал и только начал о чем-то говорить, как слышу ушами, что изо рта вываливается набор совершенно непонятных звуков и слогов, которые в привычные слова ну никак не складываются. Остановился, попробовал еще. Опять. Жутко перепугался, закрыл рот и дёру домой. Потом само прошло. Вроде бы. (Три раза постучал по столу.) И в случае с этим стихом Ани такая же штука... А еще перед глазами почему-то возникли герои современного английского сериала «Шерлок», и тут же доча, разбираясь в детских дисках, вдруг принесла мне диск с «Шерлоком». Говорят, совпадение случайностей — уже закономерность... Ну вот, опять я понес...
СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ 11–18.02.2011:
Номинировано: 8
Прошло в Шорт-лист: 6
Победитель: KsanaVasilenko
Чудо-лоцман: pesnya
Голосовало: 20
Чадский: CicadasCatcher
ВПЕЧАТЛИЛО:
...Есть тот, кто пишет. И тот, кто читает. Есть то, что человек хочет сказать. Есть то, что другой хочет услышать. Или даже не хочет, а должен. И все. Если совпало — замечательно... (ArunaLeof)
...Я сегодня пожирала котлету, и максовские рыбы стояли перед глазами (Rosa)
Читайте в этом же разделе:
14.02.2011 Дамоклов дождь, или Спросите Егора
13.02.2011 Шорт-лист недели 04–11.02.2011: Ничего, кроме тени
06.02.2011 Шорт-лист недели 28.01–04.02.2011: Дело о побитых маковках
03.02.2011 Стихотворение года 2010: Итоги
30.01.2011 Шорт-лист недели 21–28.01.2011: За дрожью век...
К списку
Комментарии
|
21.02.2011 12:16 | Rosa так давно не было прекрасно больно из-за того, что выиграло НЕ ТО.
Прекрасно - потому что выиграло чУдное стихотворение, а больно потому, что я уже сказала обо всем |
|
|
21.02.2011 13:00 | marko Роза, вы же сказали, что неделю сделал Макс, и это действительно так. А суда по его стопроцентному соответствию должности Чадского он и эту неделю сделает :)) |
|
|
21.02.2011 20:21 | песня а я опять чудо! но не впечатлило Варерия( хех |
|
|
21.02.2011 22:06 | marko ПесТня, жизнь - это вечное стремление к недостижымому идеалу. |
|
|
26.02.2011 16:39 | Libelle для меня так- номинировать кого-то, значит не только отметить лучшее,как тебе кажется,но и отсортировать остальное.Номинировать не сложно,сложно отсортировать. |
|
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.