|
Знание - орудие, а не цель (Лев Толстой)
Здравствуй, принцесса!
07.08.2024 БЕЗГРАМОТНАЯ ЦЕПОЧКА АССОЦИАЦИЙЯ, наверно, странно смотрюсь со стороны...
А ведь я не только за паспортом еду.
В конце лета во мне пробилась неведомая доселе деловая активность. Предпринимательская, так сказать. Правда, выражалась она только в том, что я как безумный рассылал десятки запросов по адресам, найденным в разных там объявлениях. Месяц прошел, ответов нет, поволновался, и хватит, засел за калькулятор, он у меня программируемый, и, уже на последней волне эпистолярной лихорадки, разослал несколько запросов любителям, предлагавшим свою помощь в этом деле (в программировании то бишь). Безнадега. Более того, зря. Это я так думал. Но вот приходит письмо из Самары. Оказывается, я под именем моей бабули принят в заочный клуб программистов или что-то в этом роде. Я потому себе другую биографию сочинил (мол, я девушка, мне двадцать, незамужем и т. п.), что в клуб приглашались, как было написано в объявлении, «представительницы прекрасного пола и профессионалы». Ни тем, ни другим я не был. А хочется. Игровые программы и так далее. Профессионалом я прикинуться не мог. Получилось что-то вроде транссексуальной операции.
Представляешь? Я этому мужику «ответила». Он — мне письмо. Я — ему. Ёлки-палки, разговорились. Он мне про себя рассказал. Я ему — про себя, насколько можно не извращая правду. Совестно мне было. Но вот так вот взять и написать ему, ты, мол, Миша, извини, мужик я, дурак, хоть и мужик, давай переписываться дальше, — тоже было уже невозможно.
Его письма и черновики моих хранятся у меня. Когда я уехал сюда, его очередное письмо пришло туда. Вот мама и отослала его вместе с паспортом. И оно там сейчас лежит — у дядьки. Чувствуешь? Человек полтора месяца ответа ждет, а я по больницам болтаюсь. Потому и хочу побыстрей съездить.
Дама Треф знаешь кто такая? Первая моя любовь. Без тоски не могу и теперь вспомнить. Последний раз видел ее четыре года назад. Трудновато будет рассказать о ней. Мне-то она казалась совершенством. Никогда больше я не встречал такой безумной красоты, сочетающейся притом с изящнейшей грацией, стеснительностью, незаурядным умом, замкнутостью, молчаливостью, неспособностью скрывать свое чувство к тому парню... Ай, ну вообще. Он, короче, отверг. Лидер класса. Спортсмен. Атлет. Красавец. Отверг. А мужики были в нее поголовно втресканы.
«Дама Треф» — для конспирации. Просто этот псевдоним и ее имя связывает короткая безграмотная цепочка ассоциаций.
Я не оправдываюсь. Что было, то было. Пьян — был. Подл — был. И нельзя забывать старые ошибки, чтобы не повторять их вновь.
Я, наверно, странно смотрюсь со стороны. Взъерошенный хмырь сидит на койке, читает потрепанную тетрадку, то и дело хватается за ручку и начинает что-то строчить на листе бумаги, который лежит на табуретке, хихикает, каменеет, опять читает, потом бросает тетрадку и долго лежит, вперив глаза, то есть взгляд, в потолок, опять кидается к письму... лечиться ему надо — первая мысль в голове стороннего наблюдателя.
Ну право же, не перестаю, не устаю удивляться. Час назад готов был из окна выброситься; а сейчас — откуда что взялось... «Лишь найдет на меня счастливый стих, как я сразу и жив, и весел...» А завтра, в самый неподходящий момент «...мне опять не до новых песен». Подлая штука.
После этого знакомства я в растерянности; я не понимаю, как теперь я должен относиться к самому себе. Чего мне от себя ждать?
Мне дороже всего ощущение чистоты. Как объяснить, почему? Когда уходят покурить, а мне можно не идти, можно не думать о том, как бросить курить; когда нагружаю свои мускулы по утрам, зная, что на меня украдкой поглядывают сопалатники; когда я преодолеваю страх, издавна впившийся в мою душу; когда я бросаю все на самом интересном месте и иду выполнять обещание — мне не в чем себя упрекнуть, я чувствую, что теперь способен на бо́льшее; чистота открывает мне дорогу.
Когда же я глуп, жаден, самодоволен, презрителен — я отягощаю душу не только тем, что отлично сознаю все это, но более всего тем, что оправдываю себя, забывая о том, что после этого меня ждут злейшие пытки — совестью.
Человек — это его поступки.
Ты спрашиваешь меня, в чем бы я хотел быть на тебя похожим, что мне в тебе нравится. Теперь я сообразил: чувство лжи, даже ничтожной, и ее неприятие.
Я в общежитии. Телефон. Семь часов. Ты чем-то недовольна. Или я чем-то недоволен? Наша комната недалеко от лестницы, и, когда кто-то идет, слышны быстро приближающиеся, а потом долго удаляющиеся шаги. На кухне кто-то вкрутил новую лампочку взамен перегоревшей. В институте я был один раз, два года назад, поздно вечером. Дверь наружу из студенческой столовой, где я обычно ужинал, закрыли, и я по переходу прошел в институт, спустился по широкой каменной лестнице и вышел в морозный вечер. Снег, фонари, «четверка». Тишина.
А иногда, уже почти ночью, мимо наших окон начинали громыхать танки... ну, или как эти штуки называются. Пока они едут — ни о чем нельзя подумать, тело сотрясает неуловимая дрожь, грохот. Проехали. Движение снова открыто. Светятся окна. Будто и не было зверей войны.
Автор: Otvertka
Читайте в этом же разделе: 07.08.2024 НЕПЕРЕВОДИМАЯ ИГРА СЛОВ 07.08.2024 КОНСУЭЛО 07.08.2024 ПАЛАТА ЖДЕТ МОЛДАВСКОГО ВИНА 07.08.2024 О ВЕЛОСИПЕДНОМ СЛАЛОМЕ 07.08.2024 ВОЙНА ВРОДЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ
К списку
Комментарии Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.
|
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Авторизация
Камертон
А.Т.Т.
1.
Небо.
Горы.
Небо.
Горы.
Необъятные просторы с недоступной высоты. Пашни в шахматном порядке, три зеленые палатки, две случайные черты. От колодца до колодца желтая дорога вьется, к ней приблизиться придется - вот деревья и кусты. Свист негромкий беззаботный, наш герой, не видный нам, движется бесповоротно. Кадры, в такт его шагам, шарят взглядом флегматичным по окрестностям, типичным в нашей средней полосе. Тут осина, там рябина, вот и клен во всей красе.
Зелень утешает зренье. Монотонное движенье даже лучше, чем покой, успокаивает память. Время мерится шагами. Чайки вьются над рекой. И в зеленой этой гамме...
- Стой.
Он стоит, а оператор, отделяясь от него, методично сводит в кадр вид героя своего. Незавидная картина: неопрятная щетина, второсортный маскхалат, выше меры запыленный. Взгляд излишне просветленный, неприятный чем-то взгляд.
Зритель видит дезертира, беглеца войны и мира, видит словно сквозь прицел. Впрочем, он покуда цел. И глухое стрекотанье аппарата за спиной - это словно обещанье, жизнь авансом в час длиной. Оттого он смотрит чисто, хоть не видит никого, что рукою сценариста сам Господь хранит его. Ну, обыщут, съездят в рожу, ну, поставят к стенке - все же, поразмыслив, не убьют. Он пойдет, точней, поедет к окончательной победе...
Впрочем, здесь не Голливуд. Рассуждением нехитрым нас с тобой не проведут.
Рожа.
Титры.
Рожа.
Титры.
Тучи по небу плывут.
2.
Наш герой допущен в банду на урезанных правах. Банда возит контрабанду - это знаем на словах. Кто не брезгует разбоем, отчисляет в общий фонд треть добычи. Двое-трое путешествуют на фронт, разживаясь там оружьем, камуфляжем и едой. Чужд вражде и двоедушью мир общины молодой.
Каждый здесь в огне пожарищ многократно выживал потому лишь, что товарищ его спину прикрывал. В темноте и слепоте мы будем долго прозябать... Есть у нас, однако, темы, что неловко развивать.
Мы ушли от киноряда - что ж, тут будет череда экспозиций то ли ада, то ли страшного суда. В ракурсе, однако, странном пусть их ловит объектив, параллельно за экраном легкий пусть звучит мотив.
Как вода течет по тверди, так и жизнь течет по смерти, и поток, не видный глазу, восстанавливает мир. Пусть непрочны стены храма, тут идет другая драма, то, что Гамлет видит сразу, ищет сослепу Шекспир.
Вечер.
Звезды.
Синий полог.
Пусть не Кубрик и не Поллак, а отечественный мастер снимет синий небосклон, чтоб дышал озоном он. Чтоб душа рвалась на части от беспочвенного счастья, чтоб кололи звезды глаз.
Наш герой не в первый раз в тень древесную отходит, там стоит и смотрит вдаль. Ностальгия, грусть, печаль - или что-то в том же роде.
Он стоит и смотрит. Боль отступает понемногу. Память больше не свербит. Оператор внемлет Богу. Ангел по небу летит. Смотрим - то ль на небо, то ль на кремнистую дорогу.
Тут подходит атаман, сто рублей ему в карман.
3.
- Табачку?
- Курить я бросил.
- Что так?
- Смысла в этом нет.
- Ну смотри. Наступит осень, наведет тут марафет. И одно у нас спасенье...
- Непрерывное куренье?
- Ты, я вижу, нигилист. А представь - стоишь в дозоре. Вой пурги и ветра свист. Вахта до зари, а зори тут, как звезды, далеки. Коченеют две руки, две ноги, лицо, два уха... Словом, можешь сосчитать. И становится так глухо на душе, твою, блин, мать! Тут, хоть пальцы плохо гнутся, хоть морзянкой зубы бьются, достаешь из закутка...
- Понимаю.
- Нет. Пока не попробуешь, не сможешь ты понять. Я испытал под огнем тебя. Ну что же, смелость - тоже капитал. Но не смелостью единой жив пожизненный солдат. Похлебай болотной тины, остуди на льдине зад. Простатиты, геморрои не выводят нас из строя. Нам и глист почти что брат.
- А в итоге?
- Что в итоге? Час пробьет - протянешь ноги. А какой еще итог? Как сказал однажды Блок, вечный бой. Покой нам только... да не снится он давно. Балерине снится полька, а сантехнику - говно. Если обратишь вниманье, то один, блин, то другой затрясет сквозь сон ногой, и сплошное бормотанье, то рычанье, то рыданье. Вот он, братец, вечный бой.
- Страшно.
- Страшно? Бог с тобой. Среди пламени и праха я искал в душе своей теплую крупицу страха, как письмо из-за морей. Означал бы миг испуга, что жива еще стезя...
- Дай мне закурить. Мне...
- Туго? То-то, друг. В бою без друга ну, практически, нельзя. Завтра сходим к федералам, а в четверг - к боевикам. В среду выходной. Авралы надоели старикам. Всех патронов не награбишь...
- И в себя не заберешь.
- Ловко шутишь ты, товарищ, тем, наверно, и хорош. Славно мы поговорили, а теперь пора поспать. Я пошел, а ты?
- В могиле буду вволю отдыхать.
- Снова шутишь?
- Нет, пожалуй.
- Если нет, тогда не балуй и об этом помолчи. Тут повалишься со стула - там получишь три отгула, а потом небесный чин даст тебе посмертный номер, так что жив ты или помер...
- И не выйдет соскочить?
- Там не выйдет, тут - попробуй. В добрый час. Но не особо полагайся на пейзаж. При дворе и на заставе - то оставят, то подставят; тут продашь - и там продашь.
- Я-то не продам.
- Я знаю. Нет таланта к торговству. Погляди, луна какая! видно камни и траву. Той тропинкой близко очень до Кривого арыка. В добрый час.
- Спокойной ночи. Может, встретимся.
- Пока.
4.
Ночи и дни коротки - как же возможно такое? Там, над шуршащей рекою, тают во мгле огоньки. Доски парома скрипят, слышится тихая ругань, звезды по Млечному кругу в медленном небе летят. Шлепает где-то весло, пахнет тревогой и тиной, мне уже надо идти, но, кажется, слишком светло.
Контуром черным камыш тщательно слишком очерчен, черным холстом небосвод сдвинут умеренно вдаль, жаворонок в трех шагах как-то нелепо доверчив, в теплой и мягкой воде вдруг отражается сталь.
Я отступаю на шаг в тень обессиленной ивы, только в глубокой тени мне удается дышать. Я укрываюсь в стволе, чтоб ни за что не смогли вы тело мое опознать, душу мою удержать.
Ибо становится мне тесной небес полусфера, звуки шагов Агасфера слышу в любой стороне. Время горит, как смола, и опадают свободно многия наши заботы, многия ваши дела.
Так повзрослевший отец в доме отца молодого видит бутылочек ряд, видит пеленок стопу. Жив еще каждый из нас. В звуках рождается слово. Что ж ты уходишь во мглу, прядь разминая на лбу?
В лифте, в стоячем гробу, пробуя опыт паденья, ты в зеркалах без зеркал равен себе на мгновенье. Но открывается дверь и загорается день, и растворяешься ты в спинах идущих людей...
5.
Он приедет туда, где прохладные улицы, где костел не сутулится, где в чешуйках вода. Где струится фонтан, опадая овалами, тает вспышками алыми против солнца каштан.
Здесь в небрежных кафе гонят кофе по-черному, здесь Сезанн и Моне дышат в каждом мазке, здесь излом кирпича веет зеленью сорною, крыши, шляпы, зонты отступают к реке.
Разгорается день. Запускается двигатель, и автобус цветной, необъятный, как мир, ловит солнце в стекло, держит фары навыкате, исчезая в пейзаже, в какой-то из дыр.
И не надо твердить, что сбежать невозможно от себя, ибо нету другого пути, как вводить и вводить - внутривенно, подкожно этот птичий базар, этот рай травести.
Так давай, уступи мне за детскую цену этот чудный станок для утюжки шнурков, этот миксер, ничто превращающий в пену, этот таймер с заводом на пару веков.
Отвлеки только взгляд от невнятной полоски между небом и гаснущим краем реки. Серпантин, а не серп, и не звезды, а блёстки пусть нащупает взгляд. Ты его отвлеки -
отвлеки, потому что татары и Рюрик, Киреевский, Фонвизин, Сперанский, стрельцы, ядовитые охра и кадмий и сурик, блядовитые дети и те же отцы, Аввакум с распальцовкой и Никон с братвою, царь с кошачьей башкой, граф с точеной косой, три разбитых бутылки с водою живою, тупорылый медведь с хитрожопой лисой, Дима Быков, Тимур - а иначе не выйдет, потому что, браток, по-другому нельзя, селезенка не знает, а печень не видит, потому что генсеки, татары, князья, пусть я так не хочу, а иначе не слышно.
Пусть иначе не слышно - я так не хочу. Что с того, что хомут упирается в дышло? Я не дышлом дышу. Я ученых учу.
Потому что закат и Георгий Иванов. И осталось одно - плюнуть в Сену с моста. Ты плыви, мой плевок, мимо башенных кранов, в океанские воды, в иные места...
|
|